Тема1: Финансовая деятельность государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема1: Финансовая деятельность государства

Понятие финансов

Понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах как совокупность:

§ экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;

§ фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансы- совокупность всех денежных средств находящихся в распоряжении государства или организации, в системе их формирования, распределения, контролирования и использования.

Финансовая система РФ, ее состав

Финансовая система государства- совокупность всех финансовых институтов, государственных органов и учреждений, которые занимаются финансовой деятельностью в пределах своей компетенции.

Составляют следующие институты:

§ бюджетная система с входящими в нее бюджетами всех уровней (государственными, региональными и местными бюджетами);

§ внебюджетные целевые фонды( пенсионный фонд, фонд медицинского страхования и т.д.);

§ финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

§ имущественное и личное страхование;

§ кредит (государственный и банковский).

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

 

 

Финансовая деятельность государства

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

 

Финансовое право РФ

Понятие финансового права.

Финансовое право- совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в процессе финансовой деятельности государства.

 

 

Предмет финансового права

Предмет финансового права- это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фонда денежных средств.

К предмету финансового права относятся:

  1. отношения между РФ, субъектами РФ и закрытыми административно-территориальными образованиями, в лице соответствующих государственных органов в связи с распределением средств РФ (осуществляет Минфин РФ);
  2. между финансовыми органами как представителями интересов государства в целом и отдельными предприятиями и организациями;
  3. между финансово-кредитными органами (Минфин РФ, ЦБ РФ, коммерческие банки) в связи с образованием и распределением соответствующих фондов (бюджетных, страховых и кредитных).

Предметом регулирования финансового права являются финансы.

Метод финансового права

Метод финансового права- это способ воздействия на общественные отношения, а также система специфических средств, приемов, с помощью которых права регулирует общественные отношения, устанавливая правила поведения участников данных отношений, наделяя их правами и возлагая на них обязанности.

Существует 2 метода финансового права:

  1. Административно-правовой метод, т.е. «власть и подчинение». Отношение власти и подчинения при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношении «субординации» (подчинения по вертикали). Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых, кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости;
  2. Гражданско-правовой метод основан на равенстве сторон и регулируется экономическими методами (штрафы, пени, неустойки).

Существует другая классификация методов финансового права. Их также два:

  1. Императивный метод – метод властных, обязывающих предписаний (между налоговыми органами и гражданами, организациями);
  2. Диспозитивный метод – метод, предоставляющий возможность выбора (между банками и гражданами).

 

 

Система финансового права

Система финансового права – это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений его внутреннее строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

Общая часть финансового права – охватывает нормы, которые регулируют общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В Общей части определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность.

Общая часть изучает:

1) принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства;

2) систему органов РФ, осуществляющих финансовую деятельность;

3) структуру финансовых звеньев финансовой системы;

4) вопросы регулирования финансового контроля в РФ;

5)финансово-правовую ответственность;

6) другие вопросы.

Особенная часть финансового права - конкретизирует нормы Общей части финансового права,

регулирует круг финансовых отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства.

Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты, которые имеют свой объект правового регулирования:

1) бюджетную систему;

2) внебюджетные государственные и муниципальные денежные фонды;

3) финансы государственных и муниципальных предприятий;

4) государственные и муниципальные доходы;

5) государственный и муниципальный кредит;

6) организацию имущественного и личного страхования;

7) государственные и муниципальные расходы;

8) банковское кредитование;

9) денежное обращение и расчеты;

10) валютное регулирование.

Источники финансового права

К источникам финансового права относятся:

  1. Международные договоры. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.
  2. Конституция РФ содержит правовые нормы, устанавливающие де­нежную систему РФ, регламентирующие денеж­ную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в феде­ральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.
  3. кон­ституции и уставы субъектов Федерации;
  4. федеральные законы; можно условно разделить на бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые и т.д
  5. законы субъектов РФ;
  6. указы Президента РФ;
  7. постановления Правительства РФ;
  8. ведомственные нормативные акты как источники финансового права регулируют в основном фи­нансовую деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, комитетов и т.д.).

 

Принципы финансового права

Принципы финансового права- основополагающие начала, на которых строится финансовое право.

Финансовое право опирается на принципы:

1)законность

2) федерализм - компетенция РФ и субъектов РФ в области финансов четко разграничена;

3) разделение властей

4) плановость - вся финансовая деятельность государства построена на системе финансово-плановых актов (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, сметы бюджетных учреждений);

5) гласность - финансовая деятельность государства подлежит доведению до сведения физических и юридических лиц, в том числе и через средства массовой информации.

Финансово-правовые нормы

Финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Виды:

-Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

-Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

-Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Данные нормы содержатся, например, в нормативно-правовых актах, регулирующих кредитные правоотношения.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

-Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

-Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотеза, диспозиция и санкция.

 

 

Финансовые правоотношения

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что:

  • они возникают в процессе финансовой деятельности государства;
  • один из субъектов в этих правоотношениях — всегда уполномоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти;
  • они всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т. д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

 

 

Финансовый контроль в РФ

Методы финансового контроля

1. Ревизия - основной метод, который используется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

2. Наблюдение - направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

Виды финансового контроля

Государственный финансовый контроль проводят органы государственной власти. Его главная цель — обеспечить интересы государства и всего общества по поступлению доходов и при расходовании государственных денежных средств. Государственный финансовый контроль осуществляется по линии законодательной власти (парламентский контроль), по линии Президента РФ (президентский контроль), по линии исполнительной власти (правительственный контроль).

Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, которые осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций, учреждений.

Внутрифирменный (внутрихозяйственный, корпоративный) контроль проводят экономические, в том числе и финансовые службы организаций, предприятий, учреждений. Объект контроля — финансово-хозяйственная деятельность. Цель контроля — обеспечение интересов хозяйствующих субъектов, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения доходов и сокращения нерациональных расходов, повышение эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Контроль со стороны коммерческих банков за деятельностью организаций-клиентов. Его проводят коммерческие банки, обслуживающие организации, предприятия, учреждения. Цель контроля — обеспечение соблюдения клиентами банков правил наличных и безналичных денежных расчетов, а также определение кредитоспособности клиентов.

Общественный контроль осуществляют неправительственные организации (профсоюзы, СМИ и др.). Объект контроля зависит от задач общественных организаций (например, профсоюзы призваны контролировать своевременность выплаты заработной платы, а также различных социальных пособий: по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за детьми и т.д.).

Независимый контроль проводят аудиторские фирмы или аудиторы, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Цель аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Задачи ГФК

  • проверка сохранности эффективности и целевого использования бюджетных средств бюджетополучателями;
  • экспертиза проектов государственных целевых программ и контроль за их исполнением;
  • предоставление органам государственной власти информации о результатах проведенного контроля;
  • обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и доходов от их использования;
  • проверка своевременности и полноты образования целевых фондов.

Принципы ГФК

  • плановости
  • системности
  • непрерывности
  • законности
  • объективности
  • независимости
  • гласности
  • эффективности контроля

Категории:

  • Экономическая политика
  • Финансовый контроль

 

 

Бюджетное право РФ

Понятие и роль бюджета

Бюджет-форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Роль бюджета:

1) в бюджете сконцентрированы все финансовые ресурсы соответствующего государственного (РФ или ее субъекта) или муниципального образования;

2) при помощи бюджетных средств осуществляется финансирование выполнения государственными органами и органами местного самоуправления своих функциональных обязанностей;

3) наличие контрольной функции, осуществляемой в процессе финансового, в том числе бюджетного контроля за использованием бюджетных средств.

 

Виды бюджетов

  1. По принадлежности к тому или иному уровню бюджетной системы России:
    • федеральный;
    • субъектов Федерации;
    • местные.
  2. По сроку (периоду), на который принимается бюджет:
    • годовые;
    • многолетние (в т.ч. скользящие - составляется на несколько лет, ежегодно пересматривается и передвигается на 12 месяцев вперед);
    • дробные;
  3. По содержанию и цели принятия:
    • бюджет развития;
    • военный бюджет;
    • чрезвычайный бюджет (основанием принятия которого является введение чрезвычайного положения);
    • социальный бюджет;
    • другие;
  4. Экономические виды:
    • консолидированный бюджет - свод бюджетов уровня бюджетной системы на соответствующей территории;
    • национальный бюджет (государственный бюджет, а также доходы и расходы всех других звеньев финансовой системы);
    • бюджет-брутто и бюджет-нетто (чистый бюджет, не включает затраты на осуществление бюджетного процесса);
    • дефицитный и профицитный (расходы превышают доходы, и наоборот);
    • бюджет действующих и бюджет принимаемых обязательств.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента.

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом.

В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты, реальности, гласности, достоверности, адресности, самостоятельности всех бюджетов.

 

.

 

Стадии бюджетного процесса

Стадии бюджетного процесса – это этапы работы над бюджетом.

Бюджетный процесс – это сложный правовой механизм, в котором выделяются следующие стадии:

1) составление проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

Составление проекта бюджета — первая стадия в бюджетном процессе. Ее целью является подготовка реального, экономически обоснованного проекта бюджета.

2) рассмотрение и утверждение проектов бюджетов;

Начинается с момента внесения проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа (ст. 184(1)—214 БК РФ). Одновременно с проектом закона о бюджете на финансовый год рассматриваются и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

3) исполнение бюджетов;

Исполнить бюджет значит своевременно получить все запланированные по бюджету доходы и вовремя произвести все запланированные расходы.

Исполнение бюджетов обеспечивается Правительством РФ, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования (ст. 215 БК РФ). Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством. Для этого Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ специальные счета.

4) составление, рассмотрение и утверждение отчетов по рассмотрению бюджетов.

Это заключительный этап бюджетного процесса.

  Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. В соответствии со ст. 264(2) БК РФ главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджетов, главные администраторы источников финансирования дефицитов бюджетов составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной отчетности подведомственными получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и источников финансирования дефицитов бюджета.

 

 

Налоги и сборы

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Прямые налоги - налоги, непосредственно обращенные к налогоплательщику, т.е. его доходам, имуществу и другим объектам налогообложения (при прямом налоге юридический и фактический плательщики представлены одним и тем же лицом).

Косвенные налоги - налоги, установленные в виде надбавки к цене реализуемых товаров и не связанные непосредственно с доходами или имуществом фактического плательщика (разновидность косвенных налогов - акциз, налог на добавленную стоимость).

Целевые налоги - налоги, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

 

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого - одно из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.

 

Налоговое правоотношение

Налоговое правоотношение -. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права - налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.

Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объекта и содержания.

Субъективный состав. В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физические лица), органы Федеральной службы по налогам и сборам, кредитные организации. В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например, работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица), при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы своих сотрудников.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение, - обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения. В налоговом законодательстве предусматриваются определенные права и обязанности субъектов налоговых правоотношений.

 

Тема 7. Страховое право

Понятие страхового права

Страховое право – система норм, созданных для регулирования отношений по формированию денежных средств и их использованию из страхового фонда для охраны имущественных интересов физлиц и юрлиц посредством возмещения вреда, возникшего из-за наступления страхового события или другого определенного заранее события, оказавшего негативное действие на личную и имущественную сферу страховщика.

Страховые правоотношения

Страховые правоотношения - это урегулированные нормами страхового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

 

Страховые правоотношения возникают между страхователем и страховщиком в целях защиты имущественных интересов как юридических, так и физических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев.

Участниками страховых правоотношений согласно Закону РФ «Об организации страхового дела в РФ» (ст. 4.1), являются:

1) страховые организации (страховщики);

2) общества взаимного страхования;

3) страховые агенты;

4) страховые брокеры;

5) страховые актуарии;

6) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;

7) федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) (далее – орган страхового надзора);

8) объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации.

 

 

Тема 8. Банковское право

Банковская система РФ

Банковская система России – это совокупность кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков.

Российская банковская система имеет двухуровневую структуру. Первый уровень представлен Центральным банком РФ. Второй уровень включает банки и небанковские кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков

К первому уровню относится Центральный банк РФ, род функций и полномочий которого отличают его от других банков. Прежде всего это установление и методическое обеспечение правил совершения и учета банковских операций, выпуск наличных денег (эмиссия), организация платежного оборота, лицензирование банковской деятельности и надзор за всеми кредитными организациями, регулирование банков и иных кредитных организаций посредством учетной, резервной политики и установления для них обязательных экономических нормативов. Благодаря своему функциональному предназначению Центральный банк РФ занимает особое место в банковской системе.

Второй уровень банковской системы включает в себя кредитные организации. К ним относятся: банк и небанковская кредитная организация, российские банки с иностранным капиталом или филиалы иностранных банков. Основное предназначение кредитных организаций — это проведение банковских операций по кредитному, расчетно-кассовому и депозитному обслуживанию клиентов и субъектов экономических отношений

 

 

Банковский счет

Банковский счет – это счет, который банк открывает для физических и юридических лиц для накапливания на нем безналичных денежных средств, которые имеют целевое назначение и дает возможность принимать участие этим лицам в безналичном обороте денежных средств.

Отличают такие виды банковских счетов: валютный, бюджетный, расчетный, корреспондентский, текущий, сберегательный, транзитный и др

Банковские счета нумеруют в согласии с установленными правилами и являют собой числовой код, который отображает характеристики: валюту, в которой он открыт; назначение счета; банковское подразделение, которое открыло счет; ключ и лицевой номер счета.
 


Расчетные обязательства

Расчётные обязательства- это особый вид обязательства, объектом которых является денежные средства, находящиеся на банковском счёте плательщика и используемые в качествах средства платежа, с обязательным участием банка, с которым у плательщика заключен договор банковского счёта.. Т.о. расчётные отношения – это обязательственные правоотношения, возникающие между владельцем счёта (плательщиком) и банком, в котором открыт его банковский счёт и иными банками, привлечёнными к осуществлению соответствующих банковских операций, всвязи с исполнением поручения владельца счёта, о переводе получения денежных средств, находящихся на банковском счёте, в порядке безналичных расчётов.

Виды расчётов:

1) расчёты платёжными поручениями. При расчётах платёжным поручением, банк обязуется по поручению плательщика, за счёт средств, находящихся на его счёте, перевести определённую денежную сумму, на счёт указанного плательщиком лица, в этом или ином банке, в срок предусмотренный законом или договором, или обычаем делового оборота;

2) расчет по инкассо. При расчетах инкассо банк по расчётам клиента, обязуется осуществить за счёт клиента действия, по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа;

3) расчеты по аккредитиву. При расчётах по аккредитиву, банк, действующий по поручению плательщику, по открытию аккредитива и в соответствии с его указанием, банк эмитент, обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель, либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку), произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или участь переводной вексель.

 

                           8.6. Характеристика векселя
Вексель
– это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы .

Вексель – ценная бумага, которая является:

• долговой;

 • неэмиссионной;

•,неинвестиционной;

• документарной;

• срочной;

• ордерной, но может быть в случае наличия оговорок предъявительской или именной;

 • безноминальная;

• внутренней, так и внешней ценной бумагой;

• частной (причем эмитентом может быть физическое лицо) и государственной.

 


Валютное регулирование в РФ

Валютное регулирование – это, с одной стороны процесс, а с другой стороны – порядок государственного управления валютной сферой в экономике России. Осуществляя валютное регулирование, государство регламентирует систему международных расчетов, выполняемых российскими участниками и устанавливает сферу и порядок проведения валютных операций; порядок формирования и использования валютного резерва страны; порядок создания и использования валютных фондов хозяйствующих субъектов; сферу и порядок осуществления валютного контроля.

Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».

Среди них можно выделить следующие:

  1. невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;
  2. установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;
  3. одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;
  4. единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;
  5. госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

  • Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;
  • международные соглашения РФ;
  • опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

 

 

Валютные операции

Валютные операции – это действия, направленные исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средств платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности.

Так к валютным операциям относятся:

  • операции продажи или купли иностранной валюты;
  • использование иностранной валюты как средства платежа;
  • оплата внешнеэкономических обязательств национальной валютой;
  • вывоз, пересылка валютных ценностей за рубеж и ввоз из-за рубежа.

Валютный контроль

Валютный контроль — контроль государства над соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций

Валютные операции в России контролируются агентами и государственными органами валютного контроля.

В целом, контроль за проведением валютных операций осуществляется правительством.

Отметим, что к контролирующим органам относятся Центробанк и Министерство финансов.

А агентами, которые осуществляют контроль за осуществлением валютных операций операций, являются уполномоченные банки, а также брокеры и дилеры, госкорпорация «Внешэкономбанк» и фискальные органы.

Расчетные правоотношения

Расчетные правоотношения - это отношения, которые складываются по поводу уплаты одной стороной другой за поставленные товары, выполненную работу или оказанные услуги.

Участниками расчетных правоотношений являются: плательщик – банк плательщика – банк получателя – получатель.

Расчетные правоотношения- денежные обязательства, по которым плательщик выплачивает денежную сумму в наличном или безналичном порядке.

1. Наличный: производится наличными деньгами. Наличный расчет возможен, если это не запрещено законом.

2. Безналичный: через кредитные организации по банковским счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондирующего счета (банком в другом банке либо отделением ЦБ РФ), срок - 2 дня. Между ЮЛ, с участием граждан, связанных с предпринимательской деятельностью, производится в безналичном порядке.

 

 

Основные понятия и значение инвестиционной деятельности

инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

- инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

Инвестициями выступают денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе, имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Капитальные вложения — это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе, затраты финансовых, трудовых и материальных ресурсов на:

• новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий;

• приобретение машин, оборудования, инструмента;

• проектно-изыскательские работы;

• другие затраты.

Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством России и утвержденная по установленным стандартам (нормам и правилам), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций в форме бизнес-плана. Инновация определяется как конечный результат инновационного процесса, получившего воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции или технологии.

 

Тема1: Финансовая деятельность государства

Понятие финансов

Понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах как совокупность:

§ экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;

§ фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансы- совокупность всех денежных средств находящихся в распоряжении государства или организации, в системе их формирования, распределения, контролирования и использования.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 244.