Философия науки как одно из ведущих направлений в современной философии оформилась во второй половине XIX в. деятельностью представителей первого позитивизма. В это же время был введен сам термин "философия науки" Евгением Дюрингом.
Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой сферы человеческой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Философия науки также изучает способы формирования, структуру и динамику как научного знания в целом, так и знания конкретных научных дисциплин.
В рамках философии науки те или иные мыслители, работавшие в сфере философии науки, выдвигали различные модели развития науки, среди которых выделяются следующие:
кумулятивная модель развития науки;
антикумулятивная модель развития науки;
некумулятивная модель развития науки.
Кумулятивная модель развития науки основана на методологии индуктивизма. Согласно этой модели, познание начинается с констатации фактов и завершается индуктивным выведением из них теоретических обобщений. В рамках кумулятивной модели роста научного знания какие-либо кардинальные трансформации научного знания не допускаются. И сам процесс роста научного знания рассматривается как непрерывный и бесконечный прирост абсолютных истин.
В рамках антикумулятивной модели развития научного знания научное познание рассматривается как революционная смена норм, методов, стандартов научного исследования и систем знаний.
Некумулятивная модель развития науки признает как прерывность, так и преемственность в развитии научного знания..
Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Ко́нт (фр. Isidore Marie Auguste François Xavier Comte; 19 января, 1798 — 5 сентября, 1857) — французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).
Огюст Конт создал концепцию позитивной, то есть положительной, науки. В своем произведении "Дух позитивной философии" он показывает, что термин "позитивная" может быть использован в 5 смыслах.
в смысле реального в противоположность химерическому;
в смысле достоверного в противоположность сомнительному;
в смысле точного в противоположность смутному;
в смысле полезного в противоположность бесполезному;
в смысле положительного в противоположность отрицательному.
Позитивное знание, с точки зрения Конта, - это реальное, достоверное, точное и полезное знание в противоположность смутным, сомнительным и бесполезным суждениям и высказываниям, которые, как правило, присутствуют в обыденном сознании или в метафизических суждениях. Конт противопоставляет позитивное знание и позитивную науку метафизике (традиционную классическую философию он трактует как метафизику). Задачу философии нового типа (философии науки) он видит в упорядочивании, систематизации, координации и кодификации научных выводов. В рамках первого позитивизма появляются первые две проблемы философии науки, которые подлежат решению:
Проблема нахождения методов, которые бы обеспечивали открытие новых явлений и новых научных законов.
Проблема систематизации научного знания. Её появление связано с шедшим в XIX в. процессом дифференциации научного знания, а узкая специализация, по мнению Конта, может нанести определенный вред.
С проблемой систематизации также связывают проблему классификации наук.
Так как наука ориентируется на открытие закономерностей, Конт, пытаясь обосновать свою философскую концепцию, вводит три закона:
Закон трёх стадий
Всё интеллектуальное развитие человечества, а также развитие основных концепций и любых исследований неизбежно проходит три стадии, на которых человек пользуется тремя способами мышления:
Теологическая стадия
Человек и всё человечество пытаются объяснить явления мира с помощью сверхъестественного (богов, духов, мифологических персонажей и т.д.), при этом человек считает, что он способен достичь абсолютного знания, т.е. знания о сущностях вещей и абсолютного знания о первых и конечных причин всего сущего.
Метафизическая стадия
Человек также считает, что он способен постичь сущности, первые и конечные причины и стремиться к этому. Но при этом явления мира объясняются с помощью отвлечённых сущностей, которые, как писал Конт, "мы придумываем". Например, такого рода отвлечёнными сущностями
Вторая стадия более прогрессивна, чем теологическая стадия, поскольку здесь теология рационализируется, а сами понятия становятся более точными. Так проходит своего рода подготовка человеческого мышления к позитивному мышлению. Кроме того, Конт считает, что на этой стадии и происходит зарождение наук.
Позитивная стадия
Человек отказывается от бесполезных попыток познать первые и конечные причины всего и первые сущности вещей и устремляется по пути накопления позитивного знания, которое даёт нам конкретные научные дисциплины. Более того, человек расстается со своими стремлениями к абсолютному знанию. С точки зрения Конта, человек в рамках позитивной философии и позитивной науки познаёт явления, феномены (отсюда феноменологический подход), устойчивые и повторяющиеся связи и отношения между этими явлениями. Прежде всего, это отношения последовательности и сходства между явлениями. Научные законы отражают отношения последовательности и сходства между явлениями. Задача научного познания заключается в нахождении явлений, обнаружении повторяющихся отношений последовательности и сходства и описании их посредством соответствующих законов.
На этой стадии происходит замена вопроса "почему?" на вопрос "как?". Наука должна отвечать на вопрос "как?", но ей неподвластен ответ на вопрос "почему?", поскольку этот ответ на этот вопрос неизбежно предполагает апелляцию к первосущностям, первым и конечным причинам. В то же время, с точки зрения Конта, универсальный метод познания - это наблюдения, базу опытного познания составляют явления. Но в опыте и наблюдении нам не доступны никакие отвлеченные сущности и первопричины. Поэтому объяснение устраняется из функций науки.
Конт утверждает, что, зародившись в недрах метафизики, наука становится самостоятельной, автономной и ей не нужна философия - "Наука сама себе философия". За философией он оставляет особую сферу познания. Она оказывается философией нового типа, метанаукой по отношению к другим наукам. Поскольку новая философия как метанаука претендует на самостоятельный статус, то её основные проблемы - это нахождение методов, обеспечивающих открытие принципиально новых фактов, новых научных законов и проблема систематизации и классификации научных знаний.
Закон подчинения воображения наблюдению
Именно на третьей, позитивной стадии начинает полностью действовать закон подчинения воображения наблюдению. А именно: несмотря на то, что исходной базой научного познания является опыт и наблюдение, чувственные данные, а главным является отыскание индуктивных методов обобщения этих опытных данных, Конт всё-таки выделяет в качестве средств научного познания дедукцию, воображение и гипотезу. Причём не любая гипотеза в науке имеет право на существование. Следует выдвигать только те гипотезы, которые предполагают более или менее отдаленную положительную проверку.
Те предложения, которые не могут быть просто превращены в явления частного или общего факта, не имеют реального и конкретного смысла; более того, дедукция, гипотеза и воображение имеют подчиненный характер в научном познании. На первое место выдвигается наблюдение, опыт и индуктивное обобщение. Однако, поскольку универсальным методом научного познания является наблюдение и исходная база научного познания есть познавательный опыт, который не ограничен в том смысле, что может бесконечно расширяться, мы можем снова и снова ставить опыты с определёнными явлениями, предметами, процессами и т.д. А раз опыт может бесконечно расширяться, никакого абсолютного законченного научного знания быть не может в принципе. Научное знание может быть только относительно. Конт утверждает, что научное познание движется от узкого и неполного знания к более полному и широкому знанию.
Конт отвергает чисто утилитаристский подход к научному познанию (т.е. что научное познание совершается ради пользы). По его мнению, если руководствоваться только сиюминутной пользой, то до самой истины можно и не дойти, потому что открытие истины - это долгий путь.
Несмотря на то, что ведущая функция науки - описание, Конт отводит главную функцию предвиденью и выдвигает свой основной тезис: "Видеть, чтобы предвидеть". То есть на основании описаний и, как следствие, законов предвидеть то, что должно происходить в будущем.
Энциклопедический закон
Здесь Конт руководствуется идеями своего учителя Сен-Симона[6], который возвеличивал научное познание и даже считал, что наука об обществе должна быть построена по образу и подобию точных наук. Следуя Сен-Симону, Конт, ввёл новую научную дисциплину - социологию, которую он называл ещё социальной физикой. Затем Конт даёт собственную классификацию наук. До него Бэкон ввёл классификацию наук по познавательным способностям человека - памяти, воображению и разуму. Конт отвергает такую классификацию. По его мнению, эти познавательные способности свойственны всем научным дисциплинам, поэтому он предлагает свои принципы классификации наук:
Движение от простого к сложному.
Движение от абстрактного к конкретному.
Движение от древнего к новому.
Иерархия наук по Конту выглядит следующим образом:
Математика
Астрономия
Физика
Химия
Биология (и физиология)
Социология (социальная физика)
Мораль (в более поздних сочинениях)
В этой классификации наук нет логики (она включена в математику), истории, а также психологии (психология как самостоятельная дисциплина сложилась только во второй половине XIX в.). Также здесь нет места философии, хотя по Конту, это тоже наука, но наука особого рода, задача которой охватить всю совокупность научных данных. Новая философия по Конту - не просто сумма других наук или сумма научных знаний, это система однородной науки. Она призвана изучать основные принципы и законы конкретных частных наук, законы человеческого разума, ход мыслей при научно-исследовательской деятельности человека, а также методы отдельных частных наук. Весь этот материал философия набирает не самостоятельно: его ей поставляют другие науки.
Выводы
Таким образом, с точки зрения Конта существуют две задачи позитивной философии:
Приведение всех общих принципов и законов конкретных частных наук к наименьшему числу основных законоположений, общих для всех отраслей человеческого знания и сфер человеческого опыта.
Объединение всей совокупности научных данных в одну систему однородной науки.
Т.е. позитивная философия - система основных законоположений, построенная дедуктивно.
Несколько замечаний о социологии. Конт считал, что ее стоит строить по образу и подобию точных наук и прежде всего физики, поэтому он и называет её социальной физикой. Точно так же как в физике есть статика и динамика, в социологии Конт выделяет социальную статику - условия существования человеческого общества и функционирование социальных институтов, социальную динамику - учение об изменении социальных систем. Кроме того, выделяется социальная политика - это программа социально-политических действий.
В рамках социальной статики Конт рассматривает три института:
Семья. Первичная ячейка общества, субстанция социума, там человек получает базовое воспитание, это первичный элемент политической социализации человека. Именно в семье человек учится преодолевать свой природный эгоизм.
Государство. Основная задача государства заключается в сохранении социальной солидарности. Главная функция государства по Конту - моральная, далее следуют экономическая и политическая функции.
Церковь. Это духовная сердцевина общества.
В социальной динамике Конт придерживается идеи социального прогресса. Более того, по Конту, социальный прогресс, прежде всего, связан с моральным прогрессом. На первое место Конт ставит моральное совершенствование человека, затем идёт физическое, затем интеллектуальное совершенствование человека. Высшим этапом интеллектуального развития человека является как раз его собственная (Огюста Конта) философия, которая выступает уже в роли всеобщей идеологии.
С точки зрения Конта, не только интеллектуальное развитие человека, основные концепции и исследования проходят три стадии (теологическую, метафизическую и позитивную), но и человеческое общество:
до 1300 г н. э. - теологическая,
1300 - 1800 гг н. э. - метафизическая стадия
1800 - начинается становление эпохи промышленного или позитивного развития общества, так называемого индустриального общества.
Причём на роль религии здесь претендует позитивная философия. Конт считал, что учёные, артисты и прочие должны пропагандировать его философию, стать позитивными священниками. В результате такой пропагандистской деятельности человечество должно объединится в единую всемирную федерацию со столицей в Париже (О. Конт - француз).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 293.