А. И. Солодков
Вопрос о том, где Церковь основанная Христом на земле и можно ли быть христианином в полном смысле этого слова находясь вне Церкви, вопрос не праздный. Заблуждение в нем , может привести, даже самого доброго христианина к погибели. Эта статья не упрек и не обличение человеку называющему себя христианам, но не находящимся в Церкви. Это очередная попытка достучаться до сердец искренне верующих христиан, порой по не знанию или недоразумению оказавшимися за церковной оградой.
Ключевые слова. Христианство вне Церкви - Церковь без Христа. Апостольская преемственность. Церковь Одна. Отпадение римской епархии, печальный факт в истории Церкви. Реформация и редакция протестантами Библии. Откол порождает дробление на конфессии. Критерий понимания Священного Писания - принцип «согласия отцов» (сonsensus patrum).
Согласно Священному Писанию, учению Отцов Церкви - Церковь Одна. Апостол Павел Пишет: "Один Господь, одна вера, одно крещение". (Еф.4.3-4). В Евангелии читаем слова Иисуса Христа: "Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее". (Мф.16.18). Сказано, не "церкви", а "Церковь". Церковь ни когда не прерывается в истории человечества со времен апостолов: "Се Я с вами до скончания века". (Мф.28.20).
Возникает вопрос, где сегодня Церковь созданная Спасителем Христом, и каковы Ее признаки? Таковых можно обозначить три: 1. Апостольская преемственность. 2. Сохранение верности Иисусу Христу, не повреждая определений Семи Вселенских Соборов. 3. Евхаристическое общение. Нарушение одного из трех - служить поводом отпадения от Вселенской Церкви. Заметим сразу, что нарушения не могут разрушить Церковного Домостроительства, по принципу - грех в Церкви, это не грех Церкви, а грех против Церкви.
Если говорить о преемственности, как одном из признаков Церкви, то например Римо-католики имеют апостольскую преемственность, но при этом повредили определение Вселенского Собора и учение о исхождении Святого Духа (Filioque), что в последствии привело к отпадению Римского епископа и к искажению христианского учения по многим вопросам и привело к такому уродливому явлению, как пелагианству, индульгенции, сверх заслугам святых, учению о чистилище. Что касается учения о чистилище, даже имелся целый прескурант на этот счет, за какую сумму можно было выкупить грешника из мук ада.
Сегодня в некоторой степени признается наличие апостольской преемственности в Римо-католицизме. Есть Отцы которые учат о отсутствии преемства вне Церкви. Они видели в Апостольской преемственности не просто непрерывную цепочку рукоположений, но то насколько сохраняется не поврежденность христианского учения и христианского духа. Если есть поврежденность, то прерывается и благодать преемственности. Основными богословами, утверждавшими учение о полном отсутствие апостольского преемства вне Православной Церкви, были монахи горы Афон во главе с Никодимом Святогорцем, который изложил это учение в «Πηδάλιον» — сборнике канонов Православной церкви с толкованиями, святитель Игнатий (Брянчанинов), священномученик Иларион (Троицкий). Суть учения заключается в том, что апостольское преемство считается сохранённым только во поместных Православных Церквях. Исходя из текста Никео-Константинопольского символа веры: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь», делается вывод, что Церковь только одна — православная, и лишь она является хранительницей благодати, и вне её благодати быть не может, согласно тексту первого правила Василия Великого . Первое правило Василия Великого общецерковное и неизменяемое в Православной Церкви, согласно второму правилу VI Вселенского Cобора. Клирики католической церкви и Древних восточных церквей не считаются частью Православной Церкви, поэтому в их сообществах не признаётся присутствие благодати в таинствах, хотя они и имеют цепочку непрерывных рукоположений". (1)
Вне Соборного согласия, утрачивается полнота благодати апостольской преемственности. Постановление Вселенского Собора - голос Святого Духа. Принцип Соборности - правило установленное еще в Апостольский период. Об этом подробно будет сказано немного позже, а сейчас надо только сказать, что Единство, Святость, Соборность и Апостольство - есть Святое Предание Церкви, дающее способность воспринимать Христа в присущем Ему Свете. "...Священное Предание – единственный способ воспринимать Истину: никто не может назвать (познать) Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12: 3)… Итак, мы можем дать точное определение Преданию, сказав, что оно есть жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому верующему способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем Ей Свете, а не в естественном свете человеческого разума».(2)
Не касаясь древних отступлений и ересей церковной истории, самым болезненным было пожалуй отпадение Рима от Вселенского Православия, повлекшее за собой дробление Западного христианства на церкви и христианские сообщества постепенно в итоге утрачивая необходимость в Церкви для совершения своего спасения.
"Есть ли в истории христианской Церкви более печальный факт, чем отпадение от Вселенской Церкви Рима"? Пишет в своем труде "Преображение души" свящмч. Илларион Троицкий. "Наше время - время всяких подделок и фальсификаций. Церковь подменена христианством; живая жизнь - отвлеченным учением. Стираются в сознании многих границы между православием и ересью, между истиной и заблуждением. Выплыло в современном религиозном сознании какое-то неведомое Церкви все-христианство. Православие и католичество поставлены на одну ступень. Появилось несколько церквей - православная, католическая, даже протестантская, англиканская и т. д., хотя, казалось бы, должно быть ясно, что у Одного Главы может быть лишь одно тело".(3)
Итак, последствия отпадения Римской епархии , от Вселенского Православия, породило протестантизм. Протестантизм и его учение возникли в XVI веке. Начало широкомасштабной Реформации положил Мартин Лютер в 1517 году. И одним из главных пунктов его учения стал тезис «только Писание» («sola Scriptura»). Реформация в общем то, была естественной реакцией на католическую индульгенцию – спасение делами и прочими заблуждениями о которых уже было упомянуто выше. Если католичество учило о спасении делами, то протестантизм впадает в другую крайность - спасение по вере не зависимо от дел. Просто надо верить, что ты спасен и ты спасен. Повредивший однажды, повредит дважды. Пренебрежение католиками определениями Вселенского Собора, порождают череду отклонений, как от Святого Предания и Священного Писания, и дают повод редактировать и исправлять в их текстах всё и вся на свое усмотрение. Так например католическому монаху Мартину Лютеру, очень не нравилось Послание Иакова, потому что в этом послании говорится о вере и делах – что «вера без дел мертва» (Иак. 2: 26). И Лютер решил - послание Иакова – неканоническое, удалив его из Канона Библии. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет по этому поводу: «в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил». (4)
Кстати сказать, и сегодня у некоторых христиан без церкви, например у Адвентистов Седьмого Дня, есть свой переводы Библии. Зачем они делают новый перевод Библии? Чтобы «подогнать» Библию под свое учение. Потому что, сначала строится своя догматика, свое понимание Священного Писания, а потом под неё «подгоняется» перевод Священного Писания и искажается смысл тех или иных текстов Библии.
Адвентисты в своей редакции не столь решительны как Лютер. Как всё протестанты отвергая Святое Придание, но сталкиваясь с текстами в Библии, которые указываю на необходимость руководствоваться Преданием и его держаться, решают в угоду своему учению при переводе отредактировать Боговдохновенные тексты. Так например в текстах, где говорится положительно о Предании– 1 Кор. 11: 2; 2 Фес. 2: 15; 3: 6 – слово παραδόσεις они заменили, переведя словами «учение», «истина»; а где о предании говорится отрицательно, тексты на которые они и ссылаются отвергая Предание, где говориться о предании человеческом, там слово παραδόσεις оставили. Если мы откроем греческий текст, то увидим, что во всех приведенных выше текстах слово Предание, во всех древних текстах всегда παραδόσεις – без всякой альтернативы какого-либо другого прочтения. Попытка воспринять Божественное Откровение в отрыве от Церкви приводит, мягко говоря, к такой нечистоплотности при переводе Библии. И так случается во многих вопросах, в которых заблудились сектантские сообщества.
Вернёмся к периоду реформации. У Лютера были соратники и сподвижники, такие как Фома Мюнцер, Николай Шторк, Иоанн Лейденский. Не всё было в реформационном движении, так, как об этом говориться в протестантских книгах. Пишут, что, мол, пострадали протестанты на кострах инквизиции за проповедь Слова Божьего и чистоту евангельского благовестия. Да, это было, но не надо забывать и того, что реформация превратилась в революцию в полном смысле этого слова. Возникло тогда, так называемое анабаптистское движение. Анабаптисты (перекрещенцы) перекрещивали всех, отвергая католическое крещение, а тех, кто был не согласен, – казнили. А один из реформаторов - Иоанн Лейденский объявил себя царем Давидом, завел себе гарем, а всем тем, кто не перекрещивался, рубил головы самолично, под предлогом очищения земли от грешников. Реформатор Фома Мюнцер, коллега Лютера, говорил что всякие богословские науки непотребны, необходимы лишь личные чувства и откровения. Именно первичное откровение и личное озарение понимания текстов Библии, по его мнению, является спасительным. Отсюда видно, что даже у лидеров одного движения, были кардинально противоположные взгляды. В Европе запылали костры и начались казни. Нет, не католики казнили анабаптистов и это были не костры инквизиции. Это реформаторы грабили, насиловали, убивали. Тридцать лет продолжалась война, в центре Европы, названная историками - крестьянской. Сотни тысяч убитых людей, именно протестантами, последователи которых сегодня провозглашают доктрину пацифизма. Слово «анабаптист» тогда в Европе было аналогично слову «террорист». В конце концов были введены правительственные войска разных стран, восстание было подавлено, анабаптисты бежали в Америку. Там возникают другие секты и в США они действовали так же, как и в Европе. Для них это была новая земля, данная им, как они считали, Богом. Всех не согласных с их убеждениями, по их мнению, подлежали уничтожению, что и произошло с коренным населением этого континента – индейцами. Одних уничтожили, других споили, третьих загнали в резервацию.
Отпадение от Церкви, всегда порождает дробление на разные религиозные сообщества. Сегодня в мире по оценкам специалистов в день появляется с десяток сект. Принцип их появления один. Лидер со своими идеями, откалывается от секты и создает свою. Так было и в период реформации. Появляется несколько направлений в том числе и такое как кальвинизм. Кальвинизм отличающиеся в своем учении от лютеранства. Основатель этого направления Жан Кальвин. Одним из центральных положений кальвинистов - учение о предопределении. Оно гласит: спасутся только те, кого Господь предопределил спастись, а кому предопределил погибнуть, те погибнут, что бы они ни делали для своего спасения. Это пассивное богословие приводит к пассивному самодовольству. Действительно, если спасение предопределил Господь, то зачем вообще куда-то идти и что-то проповедовать? И на каком-то этапе развития у кальвинистов не было миссионерства. Но ведь отсутствие миссии и проповеди учения может привести к тому, что религиозная организация просто умрет. И потому кальвинисты подправили свое учение, сказав, что Бог предопределил и миссионеров, и если они идут куда-то, значит, это им так предопределено.
Следующее направление в ходе реформаторского дробления - англиканство. Англиканство появилось , когда главой Церкви был провозглашен английский монарх. Это некий вариант цезарепапизма. Цезарепапизм это форма государственного управления, при котором монарху передаются священные функции. Противоположная форма правления - папоцезаризму, при котором лицо, первое в духовной иерархии, имеет помимо духовной власти еще и светскую. Такую власть насаждал Рим, но Англия в середине XVI века отвергла власть папы. Ее король Генрих VIII не пожелал подчиняться Риму, как другие монархи Европы. Было провозглашено: Церковью Англии будет управлять монарх. В англиканстве есть несколько направлений, по-разному относящихся и к иерархии, и к Таинствам, и к церковной традиции. Внутри англиканства есть несколько направлений находящиеся между собой в разногласии по вопросам вероучения.
От протестантизма с течением времени отделились почти все неопротестантские движения – по крайней мере большинство из них. Но, например, баптизм берет свое начало почти в то же время, что и Реформация в Европе, – с XVI века. Тем не менее, тот баптизм, который мы наблюдаем сегодня - американского происхождения. В Европе баптизм был основан Джоном Смитом в 1609 году, который крестил сам себя, причём обливанием. А сегодня все баптисты крестят только полным погружением, что закреплено у них догматически.
Но баптистов, как и последователей других религиозных движений – адвентистов, пятидесятников и проч., – нельзя в полном смысле называть протестантами, именно потому, что это уже явления, возникшие годами, а то и веками позже. В сектоведении их принято называть неопротестантами – отпочковавшимися уже от трех основных протестантских течений: лютеранства, кальвинизма, англиканства.
Баптисты, адвентисты, пятидесятники и множество других конфессий называющих себя христианами, а свои новообразованные общины - церквями. При этом все утверждают, что право называться церковью им дает Слово Божие - Библия. Отвлечёмся от исторического экскурса дробления Западного протестантизма и обратимся к текстам Священного Писания. Посмотрим, действительно ли любое христианское религиозное образование может называться церковью?
Обычно инославные христиане в не Церкви, изобретают своё понимания церкви и ссылаются на текст из Евангелия от Матфея, 18: 20: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Вот и основания для церкви. Рассмотрим подробнее контекст и выясним, о чем тут идет речь, а для этого обратимся к предыдущим стихам этой главы. Итак, начнём читать с 15-го стиха:
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 15–20).
Весь этот фрагмент текста, слова Христа, который говорит о том, как нужно поступать в Церкви. Сначала Спаситель говорит, как нужно поступать в Церкви с братом согрешающим: стихи 15–17. Потом, как нужно молиться в Церкви: стихи 18–20; в Мф. 18: 20 говориться о соборной молитве. Даже не прибегая к истолкованию, просто из контекста видно - речь идет о силе Соборной Церковной молитвы и не слова о том, что собрание двоих или троих дает основание на создания церкви.
Выпав из Церкви и потерявши ориентир Её границ, инославные христиане так учат о невидимой церкви. Они говорят, что в каждой конфессии есть искренне верующие люди, которых Господь соберет во время Страшного суда. То есть искренность – критерий истины. Но можно искренне и заблуждаться. Если мы искренне поверим лжи, от нашей искренности она не сделается правдой. Если Церковь невидимую составляют искренне верующие во всех христианских конфессиях, то как мне исполнить слова Христа Евангельского текста рассмотренного выше : «Если не послушает, скажи Церкви»? Что, нужно бегать по всем конфессиям и искать искренне верующих, чтобы исполнить заповедь Христа: «скажи Церкви». Как сказать, если она невидима? И где индикатор и принцип проверки искренности? Не удивлюсь, если будет предложен для этой процедуры детектор лжи. Собрание изучающих Библию, трудно назвать церковью, в лучшем случае его можно назвать библейским кружком.
Православный человек не мыслит спасение вне Церкви, а значит – вне Христа. У инославных все иначе. Для спасения, по их учению, необязательно принадлежать к Церкви. Они об этом учат, опираясь на стих из Послания к Ефесянам, 2: 5, так: «Человек, мертвый по преступлениям и грехам, получает спасение через Иисуса Христа» – и добавляют от себя: «находясь вне церкви». (5) В другом месте: «Должны не забывать величайшую и драгоценнейшую истину, что спасает нас не Церковь (какая бы она ни была), а Христос, умерший за наши грехи на Голгофе». (6)
В инославном сознании Церковь отделяется от Христа. Церкви просто не существует, если мы не собрались в очередной кружок изучения Библии по принципу «двое-трое». Разошлись по домам – и нет церкви; собрались – и снова есть. Фольклор какой-то. Играй, гармонь, получается. Объединяет нас собрание по вере во имя Христа – вот ошибочный принцип и представление о церкви в инославном понимании.
Рассмотрим, соответствует ли такая интерпретация библейским текстам учению о Церкви. Когда апостол Петр от лица всех апостолов исповедовал Христа: «Ты – Сын Бога Живаго», то Христос сказал ему:
«Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).
Очень важные слова, которые необходимо объяснить: во-первых, слова «создам Церковь», и во-вторых – «врата ада не одолеют ее». Что значит «создам Церковь»? Христос говорит: «создам Церковь Мою», а не: «создам церкви Мои». Сказано в единственном числе: οἰκοδομήσω μου τὴν ἐκκλησίαν – «создам Церковь Мою». Также и у апостола Павла находим такие слова:
«Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4: 4–6).
Инославные могут согласится, что Христос действительно создал Церковь в апостольские времена, но она повредилась, отступив в угоду язычеству от чистоты Евангелия. Это неправда. Такое ложное утверждение о возможном повреждении Церкви рождается в результате ложного понимания природы Церкви. Церковь, по словам Христа, непобедима, а значит, и не повреждаема. Церковь – это не только ἐκκλησίαν, то есть собрание людей, как учат сектанты. Церковь собрал Сам Христос. И недостаточно уверовать во Христа, чтобы стать Христовой Церковью. В Евангелие от Иоанна сказано: «И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им» (Ин. 2: 23–24). Кому же Христос вверил Себя, и кого избран на служение? – Апостолов. "Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, И чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов" (Map. 3:13-15) «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2: 20–22). Вот так: «быв утверждены на основании Апостолов и пророков». Выше мы уже касались вопроса законного священства, рукоположения и благодати, сейчас лишь надо сказать, что основанием Церкви является не вера, не Библия, а Сам Христос: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3: 11). Для основания новой Церкви нужно, чтобы Христос снова родился, избрал Себе учеников, пострадал на кресте, умер и воскрес и в пятидесятый день Дух Святой сошел бы на Церковь. Устроение Церкви по своеволию и на свое усмотрение невозможно. Впрочем, как видим из истории сектанства - возможно. Вопрос только в том, церковь в ли это? Снова подчеркну уже сказанное выше. Церковь не прерывается в истории человечества, а через апостольское рукоположение, не уклоняясь от определений и постановлений Вселенских Соборов, руководимая благодатью Святого Духа существует до сего дня. Надо только приглядеться и прислушаться к словам Спасителя: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20). И еще: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас», ... "...Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Ин.15.16; Откр. 2:10).
Избранничество и верность Богу. Христос избирает и поставляет Сам на служение. И благодать избранности и дар Святого Духа, передается через рукоположение. Апостол Павел пишет своему преемнику Тимофею: «Возгревай дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1: 6). Дар преемства Русская Православная Церковь может показать от апостола Андрея до Святейшего Патриарха Кирилла. Святейший Патриарх 179-й по преемственности. «Я знаю, которых избрал» (Ин. 13: 18).
Но без церковное христианство если и не редактирует Библию, то в своём упорстве старается найти тексты, вырвав их как видели уже выше их контекста и интерпретировать в угоду своим религиозным идеям. Так можно и здесь встретит следующее возражение: как апостол Павел был избран Христом по дороге в Дамаск (см.: Деян. 9), так же вот и нас избрал Христос, мы лично встретили его в своей жизни. Предположим что это так. Если даже это так, давайте внимательно прочитаем эту главу Деяний Апостольских – не выборочно, а полностью:
«Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился» (Деян. 9: 17–18). Из текста очевидно, что апостолу Павлу, ослепшему после встречи со Христом, посылается ученик Христов из 70-ти апостолов Анания, чтобы присоединить его к Церкви через крещение и возложение рук апостольства. Несмотря на то, что Христос явился ему лично, апостол Павел нуждается в соединении с Церковью через избранного Христом преемника, через крещение и возложение рук апостольства по благодати Святого Духа.
Христос и Основание, Он и Основатель Церкви. Церковь – не собрание единомышленников. Церковь – тело Христово, как сказано у апостола Павла в Послании к Колоссянам: «И Он есть глава тела Церкви» (Кол. 1: 18). Церковь – тело Христово, Христос – Глава Церкви. Отделение Главы от Тела – это, в общем то, кощунственное богословие.
Церковь – Богочеловеческий организм. Христос - Глава присутствует в Церкви в ее Таинствах, посредством которых мы, как живые клетки, соединяемся с Ним по благодати в Его Богочеловечество. «Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15: 4–6).
Часто звучит как аргумент против Церкви и обвинение православных в том, что они грешат. Никто не застрахован от впадения в грехи. Сказано: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10: 12). Разве Христос говорил: «Создам Церковь Мою, а если вы будете плохо себя вести, то создавайте другую»? Нет! Ничего такого не сказано. Впадение в грехи отдельных членов не может повредить Церкви, таковой приходит на исповедь для исправления. Поэтому Церковь и называется больницей, а грех хроническим заболеванием. Более опасное для духовного здоровья и и душе пагубно отпадение от Церкви. В святоотеческой литературе есть эпизод, когда обвиняли по научению дьявола одного праведной жизни старца. Ему говорили: ты, пьяница, блудник, сребролюбец, лихоимец, обжора. Старец соглашался со всеми обвинениями. Но когда ему сказали ты отступник, еретик, он решительно ответил: нет, я не еретик. От инославных не раз приходилось слышать, что, уверовав во Христа, они уже не впадают в согрешения. Апостол Иоанн пишет, что утверждающий подобное – обманщик: «Кто говорит, что без греха, тот лжец и нет в нем правды» ..." Но Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха"(1 Ин. 1: 7-8). Заметим, сказано не очистила лишь тогда, 2000 лет назад, как говорят инославные отвергая Евхаристию в Православном понимании, а очищает. Слово очищает (καθαρίζει ), стоит в настоящем времени. Здесь говорится о Святой Евхаристии. Очищает нас Кровь Христа: "Во оставление грехов и в жизнь вечную". Вне Церкви, вне Христа нет и Таинства Евхаристии. В без благодатном инославии это всего лишь жалкая имитация вечери воспоминания. Вместо соединения со Христом - поминки.
Рассмотрим еще некоторые возражения инославных, препятствующие им воссоединиться с Церковью и дадим на них ответ. Таковым является вопрос - contra traditia. Они говорят: «Как вы, православные, определяете, что истина, а что ложь у ваших отцов Церкви? Ведь в их трудах можно встретить противоречия по тем или иным вопросам». Упрекать в этом Православную Вселенскую Церковь не совсем корректно. Такая претензию возможна к Римо-католикам. Подтасовки в католических преданиях в результате отклонения Римского епископа от Вселенского вероисповедания есть, в связи с чем, в общем-то, и возникла Реформация в Европе, как уже говорилось ранее. Беда всего без церковного Западного христианства в том, что они приехав в Россию и столкнувшись здесь с Русской Православной Церковью, даже не удосужились познакомиться с ее вероучением, а автоматически приписали ей догматы католицизма. Совет протестантам и отпочковавшимся от них - познакомиться сначала с Православием, а потом и выдвигать протесты если таковые возникнут.
Что касается некоторых разногласий в учении отцов, то последнее слово в вопросе, что истина, а что ересь, не за папой – епископом Рима, против чего протестовали и протестуют протестанты. Этот вопрос решается в Церкви соборно и посредством принципа «согласия отцов» (сonsensus patrum). Соборность – не выдумка последующих веков христианства. Основа соборного решения вопросов заложена еще в апостольский период. Когда возникали разногласия в Церкви в Апостольские времена, в частности о том, как принимать язычников и что они должны соблюдать после крещения, Собор постановил: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15: 28). Как видим, Собор и его определение есть голос Святого Духа: «ибо угодно Святому Духу и нам».
Также решением V–VI Вселенского Собора было установлено, что если усматриваются какие-либо разночтения в суждении по тому или иному вопросу у Отцов, не изложенному в соборных определениях (оросах и канонах), то необходимо руководствоваться мнением 12 отцов. В дальнейшем Собор постановил руководствоваться тремя Отцами и их учение по тому или иному вопросу считать образцовым. Это святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Все остальные мнения, идущие вразрез с соборными определениями и учением трех святителей, не являются учением Церкви, но лишь частными суждениями.
Принцип «согласия отцов» (сonsensus patrum) был сформулирован в V веке преподобным Викентием Лиринским: "Должно сносить суждения только тех отцов, которые, живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека".(7)
Итак, всё то что в Церкви называется Святым Преданием - Соборы, каноны, оросы - есть определения Духа Святого живущего в Церкви. Отвержение Церковного Предания есть хула на Святого Духа, которая, по словам Спасителя, «не простится ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12. 32). Есть над чем задуматься.
Церковь не побеждается и не повреждается, так как ни Христос, ни Дух Святой, управляющий Церковью и обитающий в Церкви, повредиться не может. Всякий утверждающий обратное скорее сам поврежден. Так и рассуждали в Древней Церкви: “Не могут быть с Богом не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией”. “Да он и христианином называет себя так же ложно, как и дьявол часто называет себя Христом”, - говорит святитель Киприан Карфагенский. Ему же принадлежат слова: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец».
P.S.
В следующей статье мы коснемся вопроса Таинств Церкви. Выпав из Церкви и лишившись доступа к благодати, инославные сообщества тем самым подвергли себя душепагубному состоянию. Вопрос очень важный и требует отдельного рассмотрения.
Ссылки.
1. Илларион (Троицкий), сщмч. (Письмо г. Роберту Гардинеру, секретарю комиссии для устройства мировой конференции христианства) azbyka.ru›otechnik/Ilarion_Troitskij/
2. Лосский В. Предание и предания // ЖМП. 1970. № 4. С. 72.
3. Илларион (Троицкий ), сщмч. "Преображение души". М.: Институт русской цивилизации, с. 196-197, 2012.
4. Игнатий (Брянчанинов), свт. Лютеранизм (письмо от 1 марта 1844 г.). odigitria.by›…lyuteranizm…ignatij-bryanchaninov/
5. Вероучение ЕХБ // http://rus-baptist.narod.ru/verouc.html.
6. Винс Я. Наши баптистские принципы // http://rus-baptist.narod.ru/vins.html.
7. Викентий Леринский, прп. Труды. stavroskrest.ru›content…vikentij-lerinskij…
Три сочинения старца иеросхимонаха Амвросия, написанные им при жизни Оптинского старца иеросхимонаха Макария (Иванова), и, конечно, с его благословения.
Письмо, писанное от имени неизвестной монахини к ее дяде лютеранину (против лютеран)
Ответ благосклонным к Латинской Церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их Церкви (против католиков).
О церковном поминовении христиан неправославных.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 218.