Наши оппоненты часто утверждают, что учение о Пресвятой Троице и Божественности Господа нашего Иисуса Христа, а также Святого Духа, появилось лишь в четвертом веке на первом Вселенском Соборе в Никее. Дабы опровергнуть этот аргумент критиков христианства, мы считаем целесообразным привести высказывания древних христиан, свидетельствовавших о своей вере в Бога Троицу. Со временем список цитат будет пополняться.
* * *
ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА.
● Игнатий Богоносец (90-140 гг. н. э.)
«Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус Христос повиновался по плоти Отцу, и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное»
Послание к магнезийцам, глава XIII
http://pagez.ru/lsn/0039.php
● Иустин Философ и мученик (103-166 гг. н. э.)
«Но как Его [Отца], так и пришедшего от Него Сына и передавшего нам это учение... равно и Духа пророческого чтим и поклоняемся, воздавая честь словом и истиной и открыто преподавая это всякому, желающему научится так, как сами мы научены» Первая апология, VI.
http://pagez.ru/lsn/0167.php
● Ириней Лионский (130-202 гг. н. э.)
«Ибо изначала, соприсутствуя своему созданию, Сын открывает Отца всем, кому хочет и когда хочет, и как Отец хочет, и поэтому во всем и чрез все Один Бог Отец и Одно Слово и Сын и Один Дух и одно спасение всем верующим в Него» Обличения и опровержения лжеименного знания, книга 4, глава 6:7.
http://azbyka.ru/?otechnik/Irinej_Lionskij/vs_eres=4_1
«На Флп. 3:12: “Посему, как с наступлением совершенного мы увидим не другого Отца, но Того, Которого ныне желаем видеть... и будем ожидать не другого Христа и Сына Божия, но Того, Который родился от Девы Марии и пострадал, в Которого мы веруем и Которого любим... и получим не иного Духа Святого, а Того, который с нами и Который вопиет: "Авва Отче"…”
Обличения и опровержения лжеименного знания, книга 4, глава 9:2.
http://azbyka.ru/?otechnik/Irinej_Lionskij/vs_eres=4_1
«Итак ни Господь, ни Святый Дух, ни апостолы никогда не назвали бы определенно и решительно Богом того, кто не Бог, если бы он действительно не был Бог, и не назвали бы произвольно кого-либо Господом, кроме господствующего над всем Бога Отца и Его Сына, получившего от Отца Своего господство над всем созданием… <...> Посему, когда Отец истинно есть Господь и Сын истинно есть Господь, то справедливо Дух Святой обозначил Их наименованием Господа [Пс. 109:1]. <...> …Дух обоих обозначил именем Бога и помазуемого Сына и помазующего, т. е. Отца [Пс. 44:7]. <...> Итак, никто другой, как я сказал, не именуется Богом и не называется Господом, кроме Бога и Господа всего, который также говорил Моисею: “Я есмь Сущий. …”, и кроме Сына, Иисуса Христа, Господа нашего, Который верующих во имя Его делает сынами Божиими»
Обличения и опровержения лжеименного знания, книга 3, глава 6:1
http://azbyka.ru/?otechnik/Irinej_Lionskij/vs_eres=3
«Церковь, хотя и раcсеяна по всей вселенной даже до концов земли, но приняла от апостолов и от учеников их веру в единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего небо и землю, и море, и все, что в них, и во единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в Духа Святого, чрез пророков возвестившего все домостроительство Божие и пришествие и рождение от Девы, и страдание и воскресение из мертвых и вознесение во плоти на небо возлюбленного Христа Иисуса Господа нашего, а также явление Его с небес во славе Отчей, чтобы "возглавить все" (Еф. 1:10) и воскресить всякую плоть всего человечества, да пред Христом Иисусом Господом нашим и Богом, Спасом и Царем, по благоволению Отца невидимого, "преклонится всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедает Его» Обличения и опровержения лжеименного знания, книга 1, глава 10:1.
http://azbyka.ru/?otechnik/Irinej_Lionskij/vs_eres=1
● Феофил Антиохийский ( конец II в. н. э.)
«Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы — Бога и Его Слова и Его Премудрости [Духа Святого]» Послание к Автолику, книга 2:15.
http://pagez.ru/lsn/0119.php
● Киприан епископ Карфагенский (201-258 гг. н. э.)
«Господь, посылая учеников Своих по Воскресении, наставил и научил их, как должно крестить, говоря: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Мф. 28:19). Он указывает на Троицу, во имя Которой должны креститься все народы»
Письмо к Юбаяну о крещении еретиков,
http://agios.org.ua/wiki/index.php/Киприан_Карфагенск..
«…если кто мог креститься у еретиков, то, конечно, он мог получить и прощение грехов, то и освятился и соделался храмом Божиим; если же он освятился и соделался храмом Бога, то спрашиваю: какого же Бога? Творца ли? Нет; потому что он не верил в Него. Христа ли? Нет, и храмом Христа не мог соделаться тот, кто не признает Христа Богом. Духа ли Святого? Но поскольку сии три суть едино, то каким образом Дух Святой мог стать милостивым к тому, кто враг Отца и Сына?» - там же.
● Мефодий Патарский (250-310 гг. н. э.)
«Они [еретики] не остаются внутри тройственного образа благочестия, уклоняясь от православного [ортодоксального] его богопочитания. Посему они и названы третью частью звезд, как заблуждающиеся об одном из чисел Троицы, то относительно (Лица) Отца, как (заблуждался) Савеллий, говоривший, что пострадал Сам Вседержитель [Отец]; то относительно (Лица) Сына, как — Артемон и те, которые утверждали, что Он родился призрачно; то относительно (Лица) Духа, как — эвиониты, доказывавшие, что пророки говорили по собственному побуждению»
Пир десяти дев. Книга VIII, глава X.
http://pagez.ru/lsn/0384_8.php
● Григорий Неокесарийский (III в. н. э.)
«Един Бог, Отец Слова живого, Премудрости самосущей, силы и образа вечного, совершенный Родитель совершенного, Отец Сына Единородного. Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, образ и выражение Божества; Слово действенное; Мудрость, содержащая состав всего, и Сила зиждущая все творение; истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, Нетленный Нетленного, Бессмертный Бессмертного, Вечный Вечного. И един Дух Святой, от Бога (Отца) происходящий и через Сына явившийся (людям); Жизнь, в Которой причина живущих; святой Источник; Святыня, подающая освящение. Им является Бог Отец, Который над всем и всем, и Бог Сын, Который чрез все. Троица совершенная, славою и вечностью и Царством нераздельная и неразлучная. Посему нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни привходящего, чего не было бы прежде и что вошло бы после: ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но Троица непреложная, неизменная и всегда одна и та же»
Святоотеческая хрестоматия. М.: “Круг чтения”, 2001.
http://azbyka.ru/?otechnik/Pravila_Svjatyh/symbolae=4
● Ориген (III в. н. э.)
«В Троице, конечно, не должно мыслить ничего большего или меньшего...»
О началах, книга 1, глава 3.
http://www.sedmitza.ru/text/599292.html
* * *
Дата: 2018-12-28, просмотров: 221.