Право соц.обеспечения как отрасль права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ответы по социальному обеспечению

1. Понятие и Формы социального обеспечения

Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан по достижении определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей, утраты трудового дохода и в других случаях, установленных законом, осуществляемая из внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет социальных страховых платежей и ассигнований из государственного бюджета), управомоченными органами в установленном законодательством порядке.

Формы социального обеспечения рассматриваются двояко: 1), как способ его организации – организационно-правовая форма; 2) как способ удовлетворения потребностей граждан.

К основным организационно-правовым формам социального обеспечения относятся:

1) обязательное социальное страхование работающих лиц и иных граждан, подлежащих такому страхованию (Закон ДНР от 30.04.2015)

2) социальное обеспечение граждан за счет ассигнований из государственного бюджета.

В смысле способов удовлетворения потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, в случае невозможности осуществлять за собой уход и в иных случаях под формой социального обеспечения рассматриваются денежные выплаты и натуральные выдачи (натуральное обеспечение). К денежным выплатам относятся различные виды пенсий и пособий, компенсационные выплаты. Натуральное обеспечение – это санаторно-курортное лечение, содержание детей в детских учреждениях, оказание социальных услуг, диетическое питание, медицинское обслуживание и т. п.

Методы права социального обеспечения

под методом права социального обеспечения понимается совокупность юридических приемов и способов, используемых соответствующими органами власти с целью оптимального регулирования отношений по социальному обеспечению.

Основные элементы метода права социального обеспечения,

- специфичность способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений;

- отличительность юридических фактов, порождающих, изменяющих и прекращающих правоотношения по социальному обеспечению;

- способы установления прав и обязанностей субъектов;

- способы защиты нарушенных субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей субъектов, включая меру их ответственности;

- решение споров между субъектами отношений.

Признаки (особенности)  метода ПСО:

1) императивно-диспозитивное регулирование;

2) сочетание централизованного регулирования с региональным, муниципальным и локальным;

3) недопустимость, как правило, договорного регулирования;

4) обусловленность возникновения, изменения и прекращения ПО специфическими юридическими фактами;

5) относительная автономность субъектов по отношению друг к другу;

6) абсолютный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение;

7) административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан;

8) применение правовосстановительных и правоограничивающих санкций.

Страховой стаж

страховой стаж — период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не меньше минимального страхового взноса.

В страховой стаж для исчисления размера пенсии по возрасту, с которого исчисляется размер пенсии по инвалидности или в связи с потерей кормильца, кроме имеющегося страхового стажа, зачисляется также на общих основаниях, соответственно, период со дня установления инвалидности до достижения застрахованным лицом пенсионного возраста 55 (60) лет, и период со дня смерти кормильца до даты, когда кормилец достиг бы пенсионного возраста.

Период, в течение которого лицо, подлежавшее общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы, получало пособие по безработице (кроме единовременной его выплаты для организации безработным предпринимательской деятельности) и материальную помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации, включается в страховой стаж.

Время пребывания на инвалидности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием засчитывается в страховой стаж для назначения пенсии по возрасту, а также в страховой стаж работы с вредными условиями, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях и в льготных размерах. Страховой стаж исчисляется в месяцах. Страховой стаж исчисляется территориальными органами Пенсионного фонда

Специальный трудовой стаж

Специальный трудовой стаж –  это суммарная продолжительность работы (трудовой деятельности) на производствах, в определенных профессиях, должностях с особыми условиями труда, связанных с тяжестью, вредностью, опасностью, интенсивностью, напряженностью, а также проживанием в районах с особыми природно-климатическими условиями, с которыми связывается право на досрочную трудовую пенсию. До недавнего времени в пенсионном законодательстве существовало понятие «специальный трудовой стаж», этим самым подчеркивалась качественная характеристика самого труда. Этот стаж еще называют льготным. Начиная с 01.01.2004 г. в пенсионных законах такой правовой дефиниции нет. Вместе с тем с его учетом устанавливаются досрочные пенсии по возрасту, например в связи с особыми условиями труда.

Специальный трудовой стаж – юридически значимое обстоятельство в сложном составе, необходимом для приоб­ретения права на трудовую пенсию по старости на льготных ос­нованиях (наличие специального стажа установленной продол­жительности с учетом или без учета общего трудового стажа приводит к возникно­вению права на пенсию по старости до достижения нормально­го пенсионного возраста – 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины)).

Особый вид специального трудового стажа – выслуга лет (в отличие от него, выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия).

2 вида специального трудового стажа:

1) специальный страховой стаж (на подземных работах; на работах с вредными условиями труда; на работах с тяжелыми условиями труда; на работах женщин трактористов-машинистов, в текстильной промышленности);

2) специальный трудовой стаж, необходимый для установления пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним по условиям службы другим гражданам.

Данный вид стажа влечет правовые последствия в пенсионном обеспечении военнослужащих, служащих органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и других, приравненных к ним по условиям службы служащих.

Виды пенсий

Виды пенсионных выплат и социальных услуг . В соответствии с ст.9. Закона Украины от 09.07.2003 №1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» за счет средств Пенсионного фонда в солидарной системе назначаются следующие пенсионные выплаты:

1) пенсия по возрасту;

2) пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);

3) пенсия в связи с потерей кормильца.

В солидарной системе предоставляются социальные услуги за счет средств Пенсионного фонда. К социальным услугам, предусмотренным настоящим Законом, относится пособие на погребение пенсионера.

Гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия. Лицам, имеющим одновременно право на несколько видов пенсий, устанавливается только одна пенсия по их выбору (не исключена возможность одновременного получения трудовой и государственной пенсии – инвалиды и участники ВОВ, родители и супруги погибших военнослужащих, ликвидаторы аварии на ЧАЭС).

Пенсии по возрасту

Статья 26. Условия назначения пенсии по возрасту

Лица имеют право на назначение пенсии по возрасту по достижении возраста 60 лет (мужчины), 55 лет – женщины (ДНР) и наличии страхового стажа не менее 15 лет. Льготные условия назначения пенсий по возрасту согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении» - ст.13, 14.

Кроме того, временно, до принятия соответствующего закона: лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), диспропорциональные карлики имеют право на назначение досрочной пенсии по возрасту по достижении мужчинами 45 лет, женщинами - 40 лет и при наличии у мужчин не менее 20 лет страхового стажа, а у женщин не менее 15 лет страхового стажа;

- инвалиды по зрению I группы - слепые и инвалиды с детства I группы имеют право на назначение досрочной пенсии по возрасту по достижении мужчинами 50 лет, женщинами - 40 лет и при наличии не менее 15 лет страхового стажа у мужчин и не менее 10 лет страхового стажа у женщин;

- женщины, родившие пять или более детей и воспитавшие их до шестилетнего возраста, и матери инвалидов с детства, воспитавшие их до этого возраста, имеют право на назначение досрочной пенсии по возрасту по достижении 50 лет и при наличии не менее 15 лет страхового стажа. При этом к числу инвалидов с детства относятся также дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.

- Военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, принимавшие участие в боевых действиях, а также ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите Родины или при исполнении других обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте или выполнением интернационального долга, жены (мужья), если они не вступили в повторный брак, и родители военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, которые умерли (погибли) в период прохождения военной службы (исполнения служебных обязанностей) или после увольнения со службы, но вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), заболевания, связанного с пребыванием на фронте, ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы или выполнением интернационального долга, имеют право на назначение досрочной пенсии по возрасту по достижении мужчинами 55 лет, женщинами — 50 лет и при наличии страхового стажа не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин.

Пенсии по инвалидности

Инвалидность – нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или к существенным затруднениям в жизни (признаки: трудовой – полная или значительная потеря профессиональной трудоспособности; нетрудовой – существенные затруднения)

Статья 30. Условия назначения пенсии по инвалидности

Пенсия по инвалидности назначается при наступлении инвалидности, повлекшей полную или частичную утрату трудоспособности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства) при наличии страхового стажа, предусмотренного статьей 32 настоящего Закона.

Пенсия по инвалидности назначается независимо от того, когда наступила инвалидность: в период работы, до устройства на работу или после прекращения работы.

Пенсия по инвалидности от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания назначается согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности».

Лишены права на получение трудовой пенсии граждане, инвалидность которых наступила вследствие совершения умышленного уголовно-наказуемого деяния, установленного в судебном порядке, или умышленного нанесения ущерба своему здоровью (на практике данные правила не применяются).

Ответы по социальному обеспечению

1. Понятие и Формы социального обеспечения

Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан по достижении определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей, утраты трудового дохода и в других случаях, установленных законом, осуществляемая из внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет социальных страховых платежей и ассигнований из государственного бюджета), управомоченными органами в установленном законодательством порядке.

Формы социального обеспечения рассматриваются двояко: 1), как способ его организации – организационно-правовая форма; 2) как способ удовлетворения потребностей граждан.

К основным организационно-правовым формам социального обеспечения относятся:

1) обязательное социальное страхование работающих лиц и иных граждан, подлежащих такому страхованию (Закон ДНР от 30.04.2015)

2) социальное обеспечение граждан за счет ассигнований из государственного бюджета.

В смысле способов удовлетворения потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, в случае невозможности осуществлять за собой уход и в иных случаях под формой социального обеспечения рассматриваются денежные выплаты и натуральные выдачи (натуральное обеспечение). К денежным выплатам относятся различные виды пенсий и пособий, компенсационные выплаты. Натуральное обеспечение – это санаторно-курортное лечение, содержание детей в детских учреждениях, оказание социальных услуг, диетическое питание, медицинское обслуживание и т. п.

Право соц.обеспечения как отрасль права

Право социального обеспечения это система правовых норм, регулирующих отношения между нетрудоспособными и некоторыми иными категориями граждан и управомоченными государством органами по предоставлению им социального обеспечения в денежной и натуральной формах, а также по поводу установления юридических фактов, реализации и защиты нарушенного права за счет специальных финансовых источников.

Отрасль права – обособившаяся внутри системы права совокупность однородных правовых норм, регулирующих специфическим методом определенную сферу общественных отношений.

Для права социального обеспечения смежными правовыми отраслями являются трудовое (с заключением трудового договора между работодателем и работником стороны автоматически становятся страхователем и застрахованным со всеми вытекающими из этого последствиями), административное (отношения между различными государственными учреждениями и уполномоченными государством органами в связи с их исполнительно-распорядительной деятельностью по организации социального обеспечения составляют предмет административного права)  и финансовое право (отношения, связанные с образованием и расходованием финансовых средств социальных страховых фондов и ассигнованиями из государственного бюджета на социальное обеспечение, являются предметом финансового права (а точнее, его подотрасли – бюджетного права).

3 Предмет права социального обеспечения

Предмет правового регулирования (совокупность однородных общественных отношений; субъекты; объекты; социальные факты, способствующие возникновению соответствующих отношений).

в предмет права социального обеспечения входят:

1) материальные социально-обеспечительные отношения в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты, субсидии, страховые выплаты, пожизненное содержание);

2) материальные социально-обеспечительные отношения в натуральной форме (социальные услуги, предоставление лекарств, льготы и преимущества);

3) процедурные социально-обеспечительные отношения, в ходе функционирования которых устанавливаются юридические факты или фактические составы, имеющие значение для реализации права граждан на какой-либо вид социального обеспечения. Данные отношения предшествуют двум вышеназванным материальным социально-обеспечительным отношениям либо сопутствуют им;

4) процессуальные социально-обеспечительные отношения связаны с защитой права граждан на соответствующий вид социального обеспечения. Такие отношения сопутствуют материальным социально-обеспечительным и процедурным отношениям либо вытекают из них.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 261.