Некатегориальное употребление словоформ времени глагола. Связь категории времени с другими грамматическими категориями глагола
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

39. Морфологические категории лица, рода и числа глагола. Безличные глаголы.

Кат-я лица – выражает отн-е д-я к суб-ту, устанавливаемое говорящим. Это свам говорящий(1-е лицо), собеседник гов-го(2-е лицо), лицо или предмет, не участвующий в речи (3-е лицо). С-ма форм, обслуживающих КЛ состоит из 3-х форм ед.ч., 3-х форм мн.ч. КЛ в глаголе выраж-ся синтетич-ки (при помощи личн. Ок-й) и аналитически при помощи личн. Мест-й. Следует отметить, что для наст. И бкд. Вр. Изъяв. Накл. Характ-н полный набор личн. Форм. Для прош. Вр. Изъяв. Накл. , а также сосл. Накл хар-но отсутствие КЛ!!! гл в данных формах не имеют личн ок-й, КЛ выраж-ся только аналит-ки при помощи личн мест-й. Личн формы гл-ла, таким образом, четко и однозн-но определ-ся в формах наст, буд врем изъяв накл.. Некоторые гл-лы имеют неполн парад-му КЛ, обусловл-ю отсутствием 1л., ед.ч. (убедить, победить, дерзить, будить, шелестеть), такие гл-лы недостаточные или дефектные. Некот гл-лы образ-т 1 и 2 л., но не могут употр-ся в этих формах речи( нестись, колоситься, пригореть) Эти гл-лы обозн-т события, протекающие в нежив природе. Таким образом, неполн пар-ма связ с их семан-кой. В некот случаЯх это связано с твнутриязыковыми процессами. Безличные гл-лы – выраж-е д-е или сост-е, протекающ-е сами по себе без суб-та. При таких гл-х невозм-мо употр-е подлеж-го (сущ-е или любая субстантивир-я форма в И.п. ) Смеркается, знобит. Безлич Гл-лы выр-т по своему знач-ю: явления природы(морозит), физии Сост-е или физиол процессы, связан с организ-м чел-ка или живот-го(лихорадит), психологич сост-е ч-ка(не хочется), модальные знач-я долженствов-я (следует, подобает), д-е неизвест-й силы(водит, носит, пахнет), также непроизвольн-е д-е (угораздило), д-е стихийной силы(пути забило, наглухо запорошило мнегом). При обр-и безл гл-в могут быть невозвр-е и возвр-е формы(светает-рассветает, смеркается). В некот случаях гл-л станов-ся безлич-м с использ-м СЯ. Безлич гл не измен-ся по лицам, числам и родам. Употр-ся во всех временах. Видовое отнош-е (рассветать-рассвести). Форма безлич-ти похожа с формой 3л. Наст, буд времени и с формой ед. ч. Ср. р. Прош. Врем(вечереет-вечерело). Ет(ит) – ло – не формы 3л, а показ-ли безличности!!! Безлич гл не имеют формы повел накл. От них не образ-ся прич-я и деепр-я. Все они употр-ся только в безл предлож-х!

40. Взаимные связи морфологических категорий глагола.

Глагол отличается от других частей речи особенно многосторонними и многообразными связями между своими морфологическими категориями. Парадигматические и функциональные связи между категориями глагола характеризуют группировку этих категории как особого рода единство, имеющее свойство системы. Каждая из морфологических категорий глагола входит в эту систему как один из ее членов.

Наиболее тесны системные связи между категориями наклонения и времени, вида и времени. Системные связи есть также между категориями лица и рода, лица и числа, наклонения и лица, вида и залога. Те или иные проявления взаимных связей характерны и для категорий вида и наклонения, вида и лица, времени и лица, залога и лица, залога и наклонения, залога и времени, наклонения и числа, наклонения и рода, времени и рода, числа и рода. Между категориями вида и числа, залога и числа, вида и рода, залога и рода отсутствуют непосредственные связи, но есть отдельные проявления связей косвенных, опосредствованных.

Категориальные значения форм времени базируются на общем для них модальном значении реальности, свойственном изъявит. наклонению. Модальные оттенки изъявит. накл. по-разному проявляются в различных временных формах, что связано не только с глагольным временем, но и с видом. Наиболее характерны модальные оттенки (например, возможности/невозможности) для употребления форм будущего простого времени, особенно в значении настоящего неактуального (обычно не исключающего связи с будущим временем).

Между категориями лица и рода, лица и числа существуют системные парадигматические и функциональные связи. Регулярные системные отношения связывают также безличное и неопределенно-личное употребление форм лица с соответствующими типами употребления указанных форм, не имеющих показателей лица: Его знобит – Его знобило; Вас уважают – Вас уважали. Функция безличности передается формой сред. р., неопределенно-личная функция передается формой мн. ч.

В редких случаях родовые формы глагола в ед. ч. могут передавать в определенных условиях контекста (в частности, в сочетании с формами 2 л. ед. ч.) обобщенно-личное значение: Толкуешь, толкуешь ему, а отвернулся, он – свое (М.-Сиб.); Сколько встреч, сколько знакомств, сколько сил вложено, чтобы узнать человека, чтобы расположить к себе, чтобы он доверился, и когда узнал его, расстаешься без всяких надежд на будущие встречи (С. Воронин). Такое употребление не представляет собой регулярного системного соответствия обобщенно-личному употреблению форм 2 л. ед. ч.

Категории лица и числа связывает также участие в выражении координации сказуемого и подлежащего.

Категории наклонения и лица связаны друг с другом парадигматическими и функциональными отношениями. Формы лица возможны лишь в пределах форм наклонения. Каждая форма лица является вместе с тем формой того или иного наклонения, но не каждая форма наклонения является в то же время формой лица. В изъявит. накл. (кроме форм прош. вр.) категория лица представлена противопоставлением форм 1, 2 и 3 л., в повелит. накл. – основной формой 2 л. и формами совместного действия; в сослагат. накл. формы лица отсутствуют.

Ограничение парадигмы повелит. накл. формой 2 л. и формами совместного действия отражает как парадигматические, так и функциональные соотношения между наклонением и лицом: значение побуждения тесно связано с обращением к собеседнику.

Функциональные связи категорий наклонения и лица находят и иные проявления. Формы повелит. накл. не могут выступать в неопределенно-личном значении, в случаях типа Пусть их не беспокоят представлены сочетания побудительной частицы с формами изъявит. Накл.Формы сослагат. накл., как и формы прош. вр. изъявит. накл., могут выступать в неопределенно-личном и безличном употреблении (Нас бы не поняли; Если бы не шумели по ночам!; Мне не хотелось бы идти). В повелит. накл. безличные глаголы, как правило, не употребляются (редкие случаи такого употребления отдельных глаголов возможны лишь при отсутствии значения побуждения: Доведись мне встретиться с ним раньше, все было бы иначе).

Категории вида и залога обнаруживают следующие парадигматические связи: страдат. залог, выраженный формами кратких причастий, образуется преимущественно от глаголов сов. вида, тогда как страдат. залог, выраженный возвратными глаголами, представлен преимущественно глаголами несов. вида .Из указанных парадигматических соотношений вытекает, что действит. залог представляет собой ту залоговую форму, в которой наиболее полно реализуется функционирование глаголов обоих видов в их различных сочетаниях .

41. Причастие: общая характеристика, способы и средства образования.

Причастие - это атрибутивная форма глагола, в которой совмещаются значения двух частей речи: глагола и прилагательного, т. е. значения действия и собственно определительное: горящий (костер),пронизывающий (ветер), потрескавшаяся (земля), опаленное (зноем лицо), запертые (двери). Причастия обладают неглагольным словоизменением: они образуют падежные формы по адъективному склонению, изменяются по родам и числам, а страдат. причасти образуют краткие формы. Причастия сохраняют видовое значение глагола и при помощи специальных суффиксов выражают значение времени – настоящего или прошедшего. Соответственно все причастия делятся на причастия настоящего и прошедшего времени. Причастия наст. вр образуются от глаголов несов. вида. Они означают, что действие, представленное как характеризующий признак, совершается в настоящем: играющий, бегущий (мальчик), излагаемые (требования). Причастия прош. вр. образуются от глаголов сов. и несов. вида. Они означают, что действие, представленное как характеризующий признак, совершалось или совершилось в прошлом: игравший, бежавший (мальчик), изложенные (требования), смеявшиеся (дети), купленные (вещи). В зависимости от того, представлен ли причастием признак как активный, т. е. характеризующий по производимому действию, или как пассивный, т. е. характеризующий по испытываемому действию, все причастия делятся на действительные и страдательные. Действит. причастия, представляющие активный признак, могут быть образованы как от переходных, так и от непереходных глаголов; страдат. причастия, представляющие пассивный признак, образуются, как правило, только от переходных глаголов.

Действит. и страдат. причастия иначе называются причастиями действительного и страдательного залога. Причастия действит. залога означают, что действие производится тем предметом, который назван определяемым существительным – носителем глагольного признака: читающий книгу мальчик, играющий главную роль артист, рассказавший историю собеседник, сорвавший мосты ураган. Причастия страдат. залога означают, что действие обращено на тот предмет, который назван определяемым именем – носителем глагольного признака: поваленные ветром деревья, унесенные водой бревна, любимые всеми напевы, побитые градом цветы, смолотый к завтраку кофе. Действит. причастия наст. и прош. вр. имеют только полные формы: играющий, игравший; улыбающийся, улыбавшийся; пишущий, писавший; читающий, читавший. Страдат. причастия наст. и прош. вр. кроме полных форм имеют краткие формы: любимый – любим, гонимый – гоним, ведомый – ведом; нарисованный – нарисован, сожженный – сожжен, наколотый – наколот, убитый – убит. Краткие формы страдат. причастий употребляются в функции сказуемого или в составе обособленных оборотов.

Причастия объединяют в себе признаки глагола и прилагательного. Как глагол, формой которого они являются, причастия имеют значения вида – совершенного или несовершенного и времени – настоящего или прошедшего, а также залога – действительного или страдательного. Как прилагательные, причастия изменяются по родам, числам и (полные формы) по падежам. В тех случаях, когда причастие представляет действие как признак, свойство, в его отвлечении от временной приуроченности, создаются условия для развития у причастий адъективных значений, т. е. значений, характерных для отглагольных прилагательных. Причастия приобретают следующие адъективные значения: 1) действит. причастия наст. вр.: а) "способный производить действие" (мыслящее существо, волнующее событие) или б) "служащий, предназначенный для выполнения действия" (торгующие организации, пишущая машинка, красящее вещество); 2) страдат. причастия наст. вр.: "способный подвергаться действию" (изменяемые слова, уважаемый товарищ); 3) действит. причастия прош. вр.: "находящийся в состоянии, возникшем в результате действия" (преимущественно причастия непереходных глаголов сов. вида с лексическим значением становления признака): засохший цветок, промокшая одежда, растрескавшаяся земля; 4) страдат. причастия прош. вр.: "подвергшийся действию и содержащий результат этого действия" (сгущенное молоко, накрахмаленная рубашка, утраченные иллюзии, изолированная комната).

Способы образования:

1. Причастия настоящего времени (и действительные, и страдательные) образуются только от глаголов несовершенного вида (у глаголов совершенного вида нетпричастий настоящего времени).

2. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов (у непереходных глаголов нет страдательных причастий).

3. Причастия настоящего времени (и действительные, и страдательные) образуются от основы настоящего времени.

4. Причастия прошедшего времени (и действительные, и страдательные) образуются от основы инфинитива.

5. Страдательные причастия прошедшего времени пре имущественно образуются от глаголов совершенного вида.

Действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- (от глаголов I спряжения), и -ащ-/-ящ- (от глаголов II спряжения): пи- ш –ут — пишущий, numaj-ym — читающий (от глаголов I спряжения); кричат — кричащий, говорят — говорящий (от глаголов II спряжения).

Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -вш-, -ш-: писать писавший, кричать кричавший, нести — несший.

Страдательные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ем-, -ом- (от глаголов I спряжения) и -им- (от глаголов II спряжения): читаjут читаемый (чита[]э]мый), вед-ут ведомый, любят — любимый.

Некоторые переходные глаголы несовершенного вида страдательных причастий настоящего времени не образуют: ждать, колоть, брать, мять, тереть, рыть, мыть,лить, писать, строить, рубить и др.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -т-: прочитать прочитанный, построить — построенный, открытьоткрытый.

Суффикс -енн- присоединяется к основам на согласный (принести принесённый) или на -и (замети-ть — замеченный).

42. Морфологические категории причастия. Девербализация причастий.

Для причастия, как и для глагола, характерно наличие следующих морфологических категорий:

 1. Категория вида: девочка улыбается (НСВ) — улыбающаяся девочка (НСВ); девочка улыбнётся (СВ) — улыбнувшаяся девочка (СВ).*

 Причастие сохраняет видовое значение того глагола, от которого оно образовано: решить (СВ) — решивший, решённый (СВ); решать (НСВ) — решавший, решаемый (НСВ).

 2. Категория времени: играющие дети (настоящего вр.) — игравшие дети (прошедшего вр.).

 3. Категория залога: (Писатель, написавший роман. (ДЗ)**; Роман, написанный писателем. (СЗ)

4. Возвратность/невозвратность. В причастиях, образованных от возвратных глаголов, сохраняется постфикс -ся: умываться — умывающийся, возвращаться — возвращающийся.

 5. Переходность/непереходность: девочка, читающая книгу (читать книгу, перех.) — девочка, занимающаяся музыкой (заниматься музыкой, возвратн., неперех.).

 У причастий нет категории наклонения и лица, характерных для глагола.

43. Деепричастие: общая характеристика, способы и средства образования.

Деепричастия несовершенного вида, как правило, образуются от основы настоящего времени посредством суффикса -а(-я): сверка-ют - сверка-я, грем-ят - грем-я, стуч-ат - стуч-а. В отдельных случаях (от глаголов несовершенного вида с суффиксом -ва-: давать, сознавать и со связанной основой, например отставать) эти деепричастия образуются от основы неопределенной формы: выдава-ть - выдава-я, отстава-ть - отстава-я. Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов: 1) с основой, состоящей из одних согласных: шьют, льют, жмут, ткут и т.п. (исключение: мчаться - мчась); 2) с основой на г, к: бегут, текут и т.п.; 3) с основой настоящего времени на шипящий и с основой неопределенной формы на з, с, cт, х: мажут - мазать, пишут - писать, хлещут - хлестать, пашут - пахать; 4) с суффиксом -ну-. Неупотребительны деепричастия от глаголов лезть, бежать, ехать, хотеть, драть, звать, петь, гнить. Деепричастия от таких глаголов заменяются соответствующими по значению приставочными образованиями: называя, распевая и т.д. Уникальными для литературного языка являются деепричастия - будучи, крадучись: [Гений] будучи оригинальным, в то же время и общее таланта (Бел.); Я лежал в это время на полатях и, крадучись от деда, читал увлекательную книгу (Гладков). Деепричастия на -учи (-ючи) имеют архаичный характер и являются средством стилизации под народную речь: Никого не осуждаючи, он одни слова утешные говорил мне, умираючи (Н.).

Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы посредством суффиксов -в, -вши, -ши. Суффикс -в, реже -вши, присоединяется к основам на гласный: прогуля-ть - прогуля-в, получить - получи-в. Вариант на -вши является обязательным для образования деепричастия от возвратных глаголов: воз-врати-ться - возврати-вшись. Суффикс -ши применяется при образовании деепричастий от глаголов с основой неопределенной формы на согласный: истечь - истекши. От основ с суффиксом -ну-, выпадающим в прошедшем времени, возможно двоякое образование деепричастия: промокну-ть - промокну-в, промок-ши. Вместо образованных по общему правилу деепричастий от основ на т, д (выведши, приобретши и др.) употребляются: выведя, приобретя. Употребительны двоякие формы деепричастий: заперев - заперши, затерев - затерши, простерев - простерши и др. Возможны в современном русском языке двоякие образования деепричастий совершенного вида: с суффиксом -а (-я) и с суффиксом -в, -вши: наклоня - наклонив, поклонясь - поклонившись

Деепричастия на -в, -вши, -ши от глаголов несовершенного вида употребляются редко: Волк, евши, никогда костей не разбирает (Кр.). Такие деепричастия обычны с отрицанием: Но Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно знакомство покороче свесть (П.).Многие из деепричастий с суффиксом -а (-я) от глаголов совершенного вида входят в состав фразеологических сочетаний, например: положа руку на сердце и т.п.

44. Употребление видов в деепричастиях. Семантические преобразования деепричастий.

45. Наречие: категориальное значение, вопрос о степени сравнения, разряды по словообразовательной структуре и по лексическому значению.

Качественные наречия на -о имеют степени сравнения, сравнительную и превосходную. Простая сравнительная степень совпадает с сравнительной степенью прилагательных, отличаясь от нее занимаемым синтаксическим местом (Ученик стал писать лучше— сравнительная степень к наречию хорошо, но Продукты стали лучше — сравнительная степень к прилагательному хороший).

 Значение сравнительной степени, как и в прилагательном, может быть выражено аналитически, сочетанием слова более с наречием на -о:

Этот учитель объясняет материал более доходчиво. Наречия на -о образуют сочетания и со словом менее (менее доходчиво), такое сочетание выражает градуальное значение, которое по определению не соответствует сравнительной степени (простая степень не имеет значения меньше,чем).

Превосходная степень в наречиях образуется только аналитическим способом, сочетанием простой сравнительной степени с словоформами всего и всех: Больше всего люблю прогулки по лесу. Больше всех ученикам нравился Петр Афанасьевич. Превосходная степень в наречиях не имеет элативного значения. Аналитическое выражение степеней сравнения в наречиях относится к синтаксическому уровню. Лексическая отдельность слова больше поддерживается его противопоставлением слову меньше.Простую сравнительную степень наречий, как и сравнительную степень прилагательных, можно было бы относить к внутричастеречному модифицирующему словообразованию.

От качественных наречий на -о образуются наречия с модифицирующими значениями: дорого —> дороговато, плохо —> плоховато, скучно-> скучновато, рано -> рановато, ранехонько иранешенько, трудно -> трудновато, трудненько, тяжело -> тяжеловато, тяжеленько.

По словообразовательной структуре наречия бывают:

производными (или мотивированными), они образуются в основном от прилагательных (сказочно, красиво); существуют гораздо меньшие группы,в которые входят наречия, образованные от существительных, числительных, местоимений, глаголов и других наречий;

непроизводными (тогда, здесь, где и т.д.).

По значению наречия делятся на:

определительные (характеризуют признак или предмет со стороны качества или количества): наизусть, хорошо, плохо; в эту группу входят качественные наречия (красиво, мягко), количественные наречия (весьма, дважды), наречия образа и способа действия (по-моему, по-английски, навеселе, тайком).

обстоятельственные (выражают временные, пространственные, причинные, целевые обстоятельства): завтра, направо, назло.

Наречия могут прямо называть какой-нибудь признак прямо, и тогда такие наречия называются знаменательными (тихо, громко, вечером); если же наречие только указывает на признак, но не называет его, то такое наречие называется местоименным (куда, где, кто-то). В русском языке преобладают знаменательные наречия.

46. Служебные слова: общая характеристика, разряды по формальной организации, по синтаксической позиции и функциям. Междометия.

К служебным словам относятся частицы, предлоги, союзы и связки.

Слова служебные Служебные слова, в противоположность знаменательным, не обладают номинативной функцией, т.е. не являются названиями предметов, признаков, процессов, а служат для выражения отношений между явлениями действительности, которые названы словами знаменательными. В силу этого служебные слова употребляются в речи только в соединении со знаменательными словами.

Не обладая номинативной функцией, служебные слова не являются членами предложения, а используются как формально-грамматические средства языка: предлоги выступают в подчинительных словосочетаниях, союзы - при однородных членах и в сложных предложениях, частицы - при отдельных словах и в вопросительных и восклицательных предложениях.

Со стороны фонетической структуры служебные слова также отличаются от слов знаменательных. Ударение, являющееся характерным признаком знаменательного слова, обычно отсутствует у слов служебных. Ср.: Что (местоимение) день грядущий мне готовит? (П.); Я надеюсь, что (союз) вы не откажетесь отобедать у меня (П.).

Служебные слова могут превращаться в аффиксы словообразовательного и формообразовательного типа. Это наблюдается в тех случаях, когда служебное слово становится неотделимым от знаменательного слова и изменяет его значение. Так, например, аффикс то, присоединяясь к местоимениям, образует местоимения неопределенные: что-то, какой-то и др.

Служебные слова образовались из знаменательных слов. Например, предлоги под и перед соотносятся с существительными под (выстилка внутри печи), перед (ср. «заколоченный перед дома»); союзы хотя - с деепричастием хотя (от хотеть) и если - с сочетанием есть ли.

Служебные слова неизменяемы (за исключением связки), морфологически нечленимы.

 Междометие - часть речи, которая выражает различные чувства и побуждения, но не называет их.

Выражаемые междометиями чувства или волеизъявления передаются при помощи особой интонации, например: Ах, сколько у меня интересного материала!.. (А. Куп­рин); Эй! Лисья шуба, коли есть лишни,/Не пожалей пятишни... (Ин. Анненский).

Междометия отличаются и от знаменательных, и от служебных частей речи. От знаменательных частей речи междометия отличаются тем, что не называют явления действительности, а от служебных - тем, что не выражают отношений между словами в словосочетании и предложении, не служат для связи слов и предложений и не вносят в предложение дополнительных смысловых оттенков.

Междометия не имеют ни лексических, ни грамматических значений и не могут выступать в роли какого-либо члена предложения. Однако междометия являются базой для образования слов других частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, которые активно используются в речи. Например: Лошади равнодушно переступив ли через преграду и двинулись дальше, однако кучер кареты затпрукал, натянул поводья (Б. Акунин).

К междометиям не следует относить слова, обозначающие мгновенные действия (бах, хлоп, шлёп и др., а также слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц. (тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др.).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 733.