Части речи как морфологическая категория. Проблема частей речи как проблема классификации лексем и словоформ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Самостоятельные части речи

·Имя существительное. Оно всегда отвечает на вопросы: кто, что? Эта часть речи может быть как одушевленным предметом, так и неодушевленным. В предложении имя существительное по большей части бывает подлежащим или дополнением.

·Имя прилагательное. Описывает признаки существительных и местоимений. Какой или какая? Может быть качественным, относительным, притяжательным.

·Глагол. Выражает действие. Что делает? Что делал? Что будет делать? В предложении эта часть речи обычно становится сказуемым.

·Наречие. Слово, которое не изменяется. отвечает на вопросы: как?, когда?, где? и т.д.

·Причастие и деепричастие. Иногда их называют особыми формами глагола.

·Имя числительное. Говорит о количестве. Отвечает на вопросы: сколько, который по счету?

·Местоимение. Указывая на предмет, используется вместо имени существительного.

Самостоятельные части речи дифференцируются на две категории: знаменательные и местоименные. Известно, что знаменательные — называют предмет, действие с предметом либо характеризуют его. А местоименные лишь указывают на него.

Части речи как морфологическая категория. Проблема частей речи как проблема классификации лексем и словоформ.

6. Различные типы классификации самостоятельных слов. Традиционное учение о частях речи (В.В.Виноградов).

Исключительно важную роль в формировании современных представлений о частях речи, определении их границ сыграли исследования В. В. Виноградова, особенно его книга «Русский язык» (1947). Усилиями В. В. Виноградова в современном язы­кознании утвердился комплексный подход к распределению слов по частям речи, к характеристике частей речи. «Классификация слов,— пишет В. В. Виноградов,— должна быть конструктив­ной. Она не может игнорировать ни одной стороны в струк­туре слова. Но, конечно, критерии лексические и грамматичес­кие... должны играть решающую роль. В грамматической струк­туре слов морфологические своеобразия сочетаются с синтак­сическими в органическое единство. Морфологические формы — это отстоявшиеся синтаксические формы. Нет ничего в мор­фологии, чего нет или прежде не было в синтаксисе и лекси­ке» '.

В. В. Виноградов выделяет 4 основные «грамматико-семантнческие категории слов»: 1) слова-названия (имя существи­тельное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, 1 категория состояния). К ним примыкают местоимения. Слова этой группы — «главный лексический и грамматический фонд речи». Они выступают в качестве членов предложения и могут состав­лять предложение; 2) связочные, т. е. служебные, слова (частицы-связки, предлоги, союзы). Они лишены номинативной функции, «их лексические значения тождественны грамматичес­ким»; 3) модальные слова. Они также лишены номинатив­ной функции, «не выражают связей и отношений между члена­ми предложения», а обозначают «модальность сообщения о дей­ствительности»; 4) междометия.

 

В книге В. В. Виноградова впервые включены в систему частей речи и обстоятельно охарактеризованы как самостоятельные лексико-грамматические разряды слов категория состояния и модальные слова.

Теория частей речи В. В. Виноградова получила широкое распространение в научных грамматиках, вузовских курсах рус­ского языка. Сторонники этой теории постепенно совершенствуют и развивают ее, привлекая новые данные и внося необходимые уточнения.

Морфологические категории рода, числа и падежа имени прилагательного.

Местоименные слова: грамматический статус, различные подходы к определению местоимений.

Функционально-семантическая классификация местоименных слов.

Конкуренция видов. Связь вида с другими грамматическими категориями глагола.

31. Видовая пара: определение, способы образования, типология.

Способы глагольного действия. Классы русских глаголов.

Классы русских глаголов.

Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут. Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.

 

Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.

 

Продуктивных глагольных классов пять:

1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj: читать - читаj-ут (читают).

 

2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жалетъ - жалеj-ут (жалеют).

 

3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать - советуj-ут (советуют), горевать - горюj-ут (горюют).

 

4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть - прыгн-ут.

 

5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: молить - мол-ят.

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.

 

Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении) .

К междометиям не следует относить слова, обозначающие мгновенные действия (бах, хлоп, шлёп и др., а также слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц. (тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др.).

Самостоятельные части речи

·Имя существительное. Оно всегда отвечает на вопросы: кто, что? Эта часть речи может быть как одушевленным предметом, так и неодушевленным. В предложении имя существительное по большей части бывает подлежащим или дополнением.

·Имя прилагательное. Описывает признаки существительных и местоимений. Какой или какая? Может быть качественным, относительным, притяжательным.

·Глагол. Выражает действие. Что делает? Что делал? Что будет делать? В предложении эта часть речи обычно становится сказуемым.

·Наречие. Слово, которое не изменяется. отвечает на вопросы: как?, когда?, где? и т.д.

·Причастие и деепричастие. Иногда их называют особыми формами глагола.

·Имя числительное. Говорит о количестве. Отвечает на вопросы: сколько, который по счету?

·Местоимение. Указывая на предмет, используется вместо имени существительного.

Самостоятельные части речи дифференцируются на две категории: знаменательные и местоименные. Известно, что знаменательные — называют предмет, действие с предметом либо характеризуют его. А местоименные лишь указывают на него.

Части речи как морфологическая категория. Проблема частей речи как проблема классификации лексем и словоформ.

6. Различные типы классификации самостоятельных слов. Традиционное учение о частях речи (В.В.Виноградов).

Исключительно важную роль в формировании современных представлений о частях речи, определении их границ сыграли исследования В. В. Виноградова, особенно его книга «Русский язык» (1947). Усилиями В. В. Виноградова в современном язы­кознании утвердился комплексный подход к распределению слов по частям речи, к характеристике частей речи. «Классификация слов,— пишет В. В. Виноградов,— должна быть конструктив­ной. Она не может игнорировать ни одной стороны в струк­туре слова. Но, конечно, критерии лексические и грамматичес­кие... должны играть решающую роль. В грамматической струк­туре слов морфологические своеобразия сочетаются с синтак­сическими в органическое единство. Морфологические формы — это отстоявшиеся синтаксические формы. Нет ничего в мор­фологии, чего нет или прежде не было в синтаксисе и лекси­ке» '.

В. В. Виноградов выделяет 4 основные «грамматико-семантнческие категории слов»: 1) слова-названия (имя существи­тельное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, 1 категория состояния). К ним примыкают местоимения. Слова этой группы — «главный лексический и грамматический фонд речи». Они выступают в качестве членов предложения и могут состав­лять предложение; 2) связочные, т. е. служебные, слова (частицы-связки, предлоги, союзы). Они лишены номинативной функции, «их лексические значения тождественны грамматичес­ким»; 3) модальные слова. Они также лишены номинатив­ной функции, «не выражают связей и отношений между члена­ми предложения», а обозначают «модальность сообщения о дей­ствительности»; 4) междометия.

 

В книге В. В. Виноградова впервые включены в систему частей речи и обстоятельно охарактеризованы как самостоятельные лексико-грамматические разряды слов категория состояния и модальные слова.

Теория частей речи В. В. Виноградова получила широкое распространение в научных грамматиках, вузовских курсах рус­ского языка. Сторонники этой теории постепенно совершенствуют и развивают ее, привлекая новые данные и внося необходимые уточнения.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 717.