Самостоятельные части речи
·Имя существительное. Оно всегда отвечает на вопросы: кто, что? Эта часть речи может быть как одушевленным предметом, так и неодушевленным. В предложении имя существительное по большей части бывает подлежащим или дополнением.
·Имя прилагательное. Описывает признаки существительных и местоимений. Какой или какая? Может быть качественным, относительным, притяжательным.
·Глагол. Выражает действие. Что делает? Что делал? Что будет делать? В предложении эта часть речи обычно становится сказуемым.
·Наречие. Слово, которое не изменяется. отвечает на вопросы: как?, когда?, где? и т.д.
·Причастие и деепричастие. Иногда их называют особыми формами глагола.
·Имя числительное. Говорит о количестве. Отвечает на вопросы: сколько, который по счету?
·Местоимение. Указывая на предмет, используется вместо имени существительного.
Самостоятельные части речи дифференцируются на две категории: знаменательные и местоименные. Известно, что знаменательные — называют предмет, действие с предметом либо характеризуют его. А местоименные лишь указывают на него.
Части речи как морфологическая категория. Проблема частей речи как проблема классификации лексем и словоформ.
6. Различные типы классификации самостоятельных слов. Традиционное учение о частях речи (В.В.Виноградов).
Исключительно важную роль в формировании современных представлений о частях речи, определении их границ сыграли исследования В. В. Виноградова, особенно его книга «Русский язык» (1947). Усилиями В. В. Виноградова в современном языкознании утвердился комплексный подход к распределению слов по частям речи, к характеристике частей речи. «Классификация слов,— пишет В. В. Виноградов,— должна быть конструктивной. Она не может игнорировать ни одной стороны в структуре слова. Но, конечно, критерии лексические и грамматические... должны играть решающую роль. В грамматической структуре слов морфологические своеобразия сочетаются с синтаксическими в органическое единство. Морфологические формы — это отстоявшиеся синтаксические формы. Нет ничего в морфологии, чего нет или прежде не было в синтаксисе и лексике» '.
В. В. Виноградов выделяет 4 основные «грамматико-семантнческие категории слов»: 1) слова-названия (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, 1 категория состояния). К ним примыкают местоимения. Слова этой группы — «главный лексический и грамматический фонд речи». Они выступают в качестве членов предложения и могут составлять предложение; 2) связочные, т. е. служебные, слова (частицы-связки, предлоги, союзы). Они лишены номинативной функции, «их лексические значения тождественны грамматическим»; 3) модальные слова. Они также лишены номинативной функции, «не выражают связей и отношений между членами предложения», а обозначают «модальность сообщения о действительности»; 4) междометия.
В книге В. В. Виноградова впервые включены в систему частей речи и обстоятельно охарактеризованы как самостоятельные лексико-грамматические разряды слов категория состояния и модальные слова.
Теория частей речи В. В. Виноградова получила широкое распространение в научных грамматиках, вузовских курсах русского языка. Сторонники этой теории постепенно совершенствуют и развивают ее, привлекая новые данные и внося необходимые уточнения.
Морфологические категории рода, числа и падежа имени прилагательного.
Местоименные слова: грамматический статус, различные подходы к определению местоимений.
Функционально-семантическая классификация местоименных слов.
Конкуренция видов. Связь вида с другими грамматическими категориями глагола.
31. Видовая пара: определение, способы образования, типология.
Способы глагольного действия. Классы русских глаголов.
Классы русских глаголов.
Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут. Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.
Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.
Продуктивных глагольных классов пять:
1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj: читать - читаj-ут (читают).
2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жалетъ - жалеj-ут (жалеют).
3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать - советуj-ут (советуют), горевать - горюj-ут (горюют).
4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть - прыгн-ут.
5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: молить - мол-ят.
Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.
Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении) .
К междометиям не следует относить слова, обозначающие мгновенные действия (бах, хлоп, шлёп и др., а также слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц. (тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др.).
Самостоятельные части речи
·Имя существительное. Оно всегда отвечает на вопросы: кто, что? Эта часть речи может быть как одушевленным предметом, так и неодушевленным. В предложении имя существительное по большей части бывает подлежащим или дополнением.
·Имя прилагательное. Описывает признаки существительных и местоимений. Какой или какая? Может быть качественным, относительным, притяжательным.
·Глагол. Выражает действие. Что делает? Что делал? Что будет делать? В предложении эта часть речи обычно становится сказуемым.
·Наречие. Слово, которое не изменяется. отвечает на вопросы: как?, когда?, где? и т.д.
·Причастие и деепричастие. Иногда их называют особыми формами глагола.
·Имя числительное. Говорит о количестве. Отвечает на вопросы: сколько, который по счету?
·Местоимение. Указывая на предмет, используется вместо имени существительного.
Самостоятельные части речи дифференцируются на две категории: знаменательные и местоименные. Известно, что знаменательные — называют предмет, действие с предметом либо характеризуют его. А местоименные лишь указывают на него.
Части речи как морфологическая категория. Проблема частей речи как проблема классификации лексем и словоформ.
6. Различные типы классификации самостоятельных слов. Традиционное учение о частях речи (В.В.Виноградов).
Исключительно важную роль в формировании современных представлений о частях речи, определении их границ сыграли исследования В. В. Виноградова, особенно его книга «Русский язык» (1947). Усилиями В. В. Виноградова в современном языкознании утвердился комплексный подход к распределению слов по частям речи, к характеристике частей речи. «Классификация слов,— пишет В. В. Виноградов,— должна быть конструктивной. Она не может игнорировать ни одной стороны в структуре слова. Но, конечно, критерии лексические и грамматические... должны играть решающую роль. В грамматической структуре слов морфологические своеобразия сочетаются с синтаксическими в органическое единство. Морфологические формы — это отстоявшиеся синтаксические формы. Нет ничего в морфологии, чего нет или прежде не было в синтаксисе и лексике» '.
В. В. Виноградов выделяет 4 основные «грамматико-семантнческие категории слов»: 1) слова-названия (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, 1 категория состояния). К ним примыкают местоимения. Слова этой группы — «главный лексический и грамматический фонд речи». Они выступают в качестве членов предложения и могут составлять предложение; 2) связочные, т. е. служебные, слова (частицы-связки, предлоги, союзы). Они лишены номинативной функции, «их лексические значения тождественны грамматическим»; 3) модальные слова. Они также лишены номинативной функции, «не выражают связей и отношений между членами предложения», а обозначают «модальность сообщения о действительности»; 4) междометия.
В книге В. В. Виноградова впервые включены в систему частей речи и обстоятельно охарактеризованы как самостоятельные лексико-грамматические разряды слов категория состояния и модальные слова.
Теория частей речи В. В. Виноградова получила широкое распространение в научных грамматиках, вузовских курсах русского языка. Сторонники этой теории постепенно совершенствуют и развивают ее, привлекая новые данные и внося необходимые уточнения.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 785.