Понятие и структура предмета теории государства и права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие и структура предмета теории государства и права

       Теория государства и права — это фундаментальная наука ко всем юридическим наукам, отсюда огромное значение её категорий и понятий для отраслевых юридических дисциплин. Без их усвоения невозможно разобраться в более углубленно обобщенных, достоверных знаниях о государстве и праве используемых основными юридическими науками.

Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции.

Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).

Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.

В качестве предмета теории государства и права выступают два следующих блока объективной действительности.

1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Отсюда предметом теории государства и права будут выступать основные государственно-правовые закономерности, а именно:

возникновение государства и права;

смена их исторических типов;

развитие их сущности;

эволюция форм государства и права;

построение системы органов государства и системы права;

осуществление функций государства и права;

развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества;

соблюдение, исполнение, использование и применение норм права;

2. Система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки. Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для "себя", но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, норма права, институт, отрасль права, система права и система законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность и др.

 

Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

Функции науки теории государства и права.

Государственная служба: понятие и система.

Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

– Российской Федерации;

– федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

– субъектов Российской Федерации;

– органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

– государственная гражданская служба;

– военная служба;

– правоохранительная служба. Государственная гражданская служба подразделяется:

– на федеральную государственную гражданскую службу;

– государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

 

Виды федераций

1) По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

• Симметричные

• Aсимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки).

В асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

2) По особенностям формирования федерации выделяют:

• территориальные

• национальные

• смешанные (комбинированные)

В территориальных федерациях используется территориальный географический признак (например, Соединённые Штаты Америки, Германия).

В национальных — национальный признак (например бывшие федерации Союз Советских Социалистических Республик,Чехословакия, Югославия).

В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия).

Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

3) По способу образования федерации делятся на:

• договорные

• конституционные

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). В конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

4) По степени централизации:

• централизованные (Аргентина, Индия, Россия)

• децентрализованные (Швейцария, США)

ВСЕГО В РФ СУБЪЕКТОВ 85

Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:

1. Государственная целостность РФ.

2. Единство системы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.

4. Равноправие и самоопределение народов.

5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).

Признаки:

1. Имеет форму официального письменного документа и реквизиты: наименование, дату принятия, орган принявший, подпись соответствующего должностного лица;

2. Нормативно-правовой акт – это систематизированный документ;

3. Принимается в четко обозначенном процедурном порядке компетентным правотворческим органом государства или в соответствии с Конституцией непосредственно населением путем референдума;

4. Содержит нормы права, которые этим нормативно-правовым актом устанавливаются, изменяются или отменяются;

5. Охраняются государством от нарушения;

Нормативно-правовой акт является господствующим источником права в странах с Романо-германской правовой системой (Россия, Германия, Австрия. Испания и т.д.).

Понятие правопорядка.

Всегда рядом с законностью стоит правопорядок, который зави­сит от ее состояния и является ее следствием. При наличии законно­сти в обществе складывается прочный, устойчивый правопорядок. Ес­ли законы нарушаются, то страдает законность и тем самым наносится ущерб правовому порядку.

Правовой порядок устанавливается действием права, режимом законности. Он устанавливается в первую очередь юридическими га­рантиями, деятельностью специальных государственных органов, ко­торые необходимых случаях могут применять меры государственного принуждения к правонарушителях. При этом всякое .нарушение право­вого порядка есть одновременно нарушение общественного порядка, но не всякое нарушение общественного порядка означает одновре­менное нарушение правового порядка, ибо общественный порядок бо­лее широкое явление.

Основное направление правового порядка заключается в под­держании в интересах государства и общества в целом таких общест­венных отношений, при которых не допускается произвола, беззако­ния, всемерно охраняются права и свободы всех участников общест­венных отношений. Таким образом, правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным. То есть, правопорядок - это состояние урегу­лированное социальных связей. Выделяют следующие его особен­ности:

- правопорядок запланирован в нормах права;

- возникает в результате реализации данных норм;

- обеспечивается государством;

- создает условия для организованности общественных отноше­ний;

- выступает итогом законности.

Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в норах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона. В противном случае они оказываются лишь благими намерениями законодательной власти.

Законность - это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Другими словами, эта свобода, определяемая объективными условиями общественного развития, мера которой получает выражение в законе.

Правопорядок есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество правопорядка:

• В деятельности государства осуществляется принцип разделения властей;

В общественной жизни реально воплощаются справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом и другие принципы права;

• Интересы субъектов права находятся под надежной охраной государства;

• Государство отвечает перед своими гражданами за нарушение их законных интересов;

• Граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством за совершенные правонарушения.

Законность и правопорядок соотносятся следующим образом:

1) правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности;

2) нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;

3) укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;

4) конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности.

Презумпция невиновности.

Презумпция невиновности является одним из наиболее важных институтов демократического государства.

Презумпция - это предположение, признаваемое истинным пока не доказано обратное.

Сущность презумпции невиновности заключается в том, что все граждане предполагаются добропорядочными и могут считаться виновными в совершении преступлений лишь при наличии определенных условий и в строго определенный законом момент.

Содержание принципа презумпции невиновности складывается из двух компонентов, в совокупности составляющих необходимое условие, при наличии которого лицо может быть признано виновным в совершении преступления.

Первый, определяет правила доказывания виновности лица в совершении преступления и заключается в том, что обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом порядке.

Данное положение означает, что виновность лица в совершении преступления должна быть доказана надлежащими субъектами уголовно процессуальной деятельности путем сбора, оценки и проверки доказательств, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, с соблюдением требований всех уголовно-процессуальных норм, а доказывание виновности лица в совершении преступления должно осуществляться участниками уголовного процесса со стороны обвинения -- лицами, осуществляющими уголовное преследование (дознавателем, следователем, прокурором, частным обвинителем, потерпевшим и др.).

Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Второе компонент - установление виновности лица в совершении преступления вступившим в законную силу приговором суда.

Поскольку правосудие по уголовным делам в Российской Федерации осуществляется только судом, то признать лицо виновным в совершении преступления может только суд.

Это означает, что обвинительный приговор в отношении конкретного лица должен быть вынесен в судебном заседании надлежащим составом суда с соблюдением требований Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Право и мораль.

Единство норм права и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Единство и соотношение между правом и моралью выражается в том, что:

§ в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

§ у норм нрава и морали единый обьект регулирования — общественные отношения;

§ как и нормы нрава, нормы морали исходят от общества;

§ нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;

§ нормы права и нормы морали выделились из синкретичных (слитных) обычаев первобытного общества в ходе его разложения.

Вместе с тем нормы нрава и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:

Происхождение. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия;

Форма выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. В свою очередь, правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях и т. д.);

Способ охраны от нарушений. Нормы права и нормы морали в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения правовых норм применяются также меры государственною принуждения;

Степень детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным, не завидуй и т. п.). Правовые нормы представляют собой детализированные, по сравнению с нормами морали, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений;

Сфера действия. Нормы морали охватывают практически все области взаимоотношений людей, в том числе правовую сферу. Право воздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни, регулируя лишь общественные отношения, подконтрольные государству.

Понятие и структура предмета теории государства и права

       Теория государства и права — это фундаментальная наука ко всем юридическим наукам, отсюда огромное значение её категорий и понятий для отраслевых юридических дисциплин. Без их усвоения невозможно разобраться в более углубленно обобщенных, достоверных знаниях о государстве и праве используемых основными юридическими науками.

Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции.

Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).

Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.

В качестве предмета теории государства и права выступают два следующих блока объективной действительности.

1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Отсюда предметом теории государства и права будут выступать основные государственно-правовые закономерности, а именно:

возникновение государства и права;

смена их исторических типов;

развитие их сущности;

эволюция форм государства и права;

построение системы органов государства и системы права;

осуществление функций государства и права;

развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества;

соблюдение, исполнение, использование и применение норм права;

2. Система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки. Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для "себя", но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, норма права, институт, отрасль права, система права и система законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность и др.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 229.