Понятие и структура предмета теории государства и права
Теория государства и права — это фундаментальная наука ко всем юридическим наукам, отсюда огромное значение её категорий и понятий для отраслевых юридических дисциплин. Без их усвоения невозможно разобраться в более углубленно обобщенных, достоверных знаниях о государстве и праве используемых основными юридическими науками.
Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции.
Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).
Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.
В качестве предмета теории государства и права выступают два следующих блока объективной действительности.
1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Отсюда предметом теории государства и права будут выступать основные государственно-правовые закономерности, а именно:
возникновение государства и права;
смена их исторических типов;
развитие их сущности;
эволюция форм государства и права;
построение системы органов государства и системы права;
осуществление функций государства и права;
развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества;
соблюдение, исполнение, использование и применение норм права;
2. Система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки. Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для "себя", но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, норма права, институт, отрасль права, система права и система законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность и др.
Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
Функции науки теории государства и права.
Государственная служба: понятие и система.
Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
– Российской Федерации;
– федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
– субъектов Российской Федерации;
– органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
– лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
– лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
– государственная гражданская служба;
– военная служба;
– правоохранительная служба. Государственная гражданская служба подразделяется:
– на федеральную государственную гражданскую службу;
– государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Виды федераций
1) По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:
• Симметричные
• Aсимметричные
В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки).
В асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).
2) По особенностям формирования федерации выделяют:
• территориальные
• национальные
• смешанные (комбинированные)
В территориальных федерациях используется территориальный географический признак (например, Соединённые Штаты Америки, Германия).
В национальных — национальный признак (например бывшие федерации Союз Советских Социалистических Республик,Чехословакия, Югославия).
В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия).
Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
3) По способу образования федерации делятся на:
• договорные
• конституционные
Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). В конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).
Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).
4) По степени централизации:
• централизованные (Аргентина, Индия, Россия)
• децентрализованные (Швейцария, США)
ВСЕГО В РФ СУБЪЕКТОВ 85
Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.
Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:
1. Государственная целостность РФ.
2. Единство системы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.
4. Равноправие и самоопределение народов.
5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).
Признаки:
1. Имеет форму официального письменного документа и реквизиты: наименование, дату принятия, орган принявший, подпись соответствующего должностного лица;
2. Нормативно-правовой акт – это систематизированный документ;
3. Принимается в четко обозначенном процедурном порядке компетентным правотворческим органом государства или в соответствии с Конституцией непосредственно населением путем референдума;
4. Содержит нормы права, которые этим нормативно-правовым актом устанавливаются, изменяются или отменяются;
5. Охраняются государством от нарушения;
Нормативно-правовой акт является господствующим источником права в странах с Романо-германской правовой системой (Россия, Германия, Австрия. Испания и т.д.).
Понятие правопорядка.
Всегда рядом с законностью стоит правопорядок, который зависит от ее состояния и является ее следствием. При наличии законности в обществе складывается прочный, устойчивый правопорядок. Если законы нарушаются, то страдает законность и тем самым наносится ущерб правовому порядку.
Правовой порядок устанавливается действием права, режимом законности. Он устанавливается в первую очередь юридическими гарантиями, деятельностью специальных государственных органов, которые необходимых случаях могут применять меры государственного принуждения к правонарушителях. При этом всякое .нарушение правового порядка есть одновременно нарушение общественного порядка, но не всякое нарушение общественного порядка означает одновременное нарушение правового порядка, ибо общественный порядок более широкое явление.
Основное направление правового порядка заключается в поддержании в интересах государства и общества в целом таких общественных отношений, при которых не допускается произвола, беззакония, всемерно охраняются права и свободы всех участников общественных отношений. Таким образом, правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным. То есть, правопорядок - это состояние урегулированное социальных связей. Выделяют следующие его особенности:
- правопорядок запланирован в нормах права;
- возникает в результате реализации данных норм;
- обеспечивается государством;
- создает условия для организованности общественных отношений;
- выступает итогом законности.
Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в норах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона. В противном случае они оказываются лишь благими намерениями законодательной власти.
Законность - это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Другими словами, эта свобода, определяемая объективными условиями общественного развития, мера которой получает выражение в законе.
Правопорядок есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество правопорядка:
• В деятельности государства осуществляется принцип разделения властей;
В общественной жизни реально воплощаются справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом и другие принципы права;
• Интересы субъектов права находятся под надежной охраной государства;
• Государство отвечает перед своими гражданами за нарушение их законных интересов;
• Граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством за совершенные правонарушения.
Законность и правопорядок соотносятся следующим образом:
1) правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности;
2) нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;
3) укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;
4) конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности.
Презумпция невиновности.
Презумпция невиновности является одним из наиболее важных институтов демократического государства.
Презумпция - это предположение, признаваемое истинным пока не доказано обратное.
Сущность презумпции невиновности заключается в том, что все граждане предполагаются добропорядочными и могут считаться виновными в совершении преступлений лишь при наличии определенных условий и в строго определенный законом момент.
Содержание принципа презумпции невиновности складывается из двух компонентов, в совокупности составляющих необходимое условие, при наличии которого лицо может быть признано виновным в совершении преступления.
Первый, определяет правила доказывания виновности лица в совершении преступления и заключается в том, что обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом порядке.
Данное положение означает, что виновность лица в совершении преступления должна быть доказана надлежащими субъектами уголовно процессуальной деятельности путем сбора, оценки и проверки доказательств, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, с соблюдением требований всех уголовно-процессуальных норм, а доказывание виновности лица в совершении преступления должно осуществляться участниками уголовного процесса со стороны обвинения -- лицами, осуществляющими уголовное преследование (дознавателем, следователем, прокурором, частным обвинителем, потерпевшим и др.).
Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Второе компонент - установление виновности лица в совершении преступления вступившим в законную силу приговором суда.
Поскольку правосудие по уголовным делам в Российской Федерации осуществляется только судом, то признать лицо виновным в совершении преступления может только суд.
Это означает, что обвинительный приговор в отношении конкретного лица должен быть вынесен в судебном заседании надлежащим составом суда с соблюдением требований Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Право и мораль.
Единство норм права и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Единство и соотношение между правом и моралью выражается в том, что:
§ в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
§ у норм нрава и морали единый обьект регулирования — общественные отношения;
§ как и нормы нрава, нормы морали исходят от общества;
§ нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;
§ нормы права и нормы морали выделились из синкретичных (слитных) обычаев первобытного общества в ходе его разложения.
Вместе с тем нормы нрава и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:
Происхождение. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия;
Форма выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. В свою очередь, правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях и т. д.);
Способ охраны от нарушений. Нормы права и нормы морали в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения правовых норм применяются также меры государственною принуждения;
Степень детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным, не завидуй и т. п.). Правовые нормы представляют собой детализированные, по сравнению с нормами морали, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений;
Сфера действия. Нормы морали охватывают практически все области взаимоотношений людей, в том числе правовую сферу. Право воздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни, регулируя лишь общественные отношения, подконтрольные государству.
Понятие и структура предмета теории государства и права
Теория государства и права — это фундаментальная наука ко всем юридическим наукам, отсюда огромное значение её категорий и понятий для отраслевых юридических дисциплин. Без их усвоения невозможно разобраться в более углубленно обобщенных, достоверных знаниях о государстве и праве используемых основными юридическими науками.
Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции.
Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).
Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.
В качестве предмета теории государства и права выступают два следующих блока объективной действительности.
1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Отсюда предметом теории государства и права будут выступать основные государственно-правовые закономерности, а именно:
возникновение государства и права;
смена их исторических типов;
развитие их сущности;
эволюция форм государства и права;
построение системы органов государства и системы права;
осуществление функций государства и права;
развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества;
соблюдение, исполнение, использование и применение норм права;
2. Система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки. Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для "себя", но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, норма права, институт, отрасль права, система права и система законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность и др.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 229.