Федеративное устройство Российской Федерации регулируется нормами статьи 65 и главы 3 Конституции Российской Федерации 1993 года.
Субъектами федерации в России являются:
- республики в составе Российской Федерации (государства);
- края;
- области;
- города федерального значения;
- автономная область;
- автономные округа.
Все субъекты Российской Федерации равноправны, то есть не допускается их дискриминация или придание привилегированного положения исходя из конституционно-правового статуса конкретного субъекта.
Федеративное устройство России основано на ряде принципов:
- государственная целостность Российской Федерации;
- единстве системы государственной власти;
- разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- равноправие и самоопределение народов в России.
41.Государство и личность. Понятие и содержание правового статуса личности.
Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и в конечном счете во взаимных правах и обязанностях. Влияние личности на государство проявляется как в опосредствованных формах, через институты гражданского общества (партии, движения, общественные объединения), так и непосредственно.
Демократическое правовое государство, исходя из принципа равенства, должно закреплять не только равные права, но и равные обязанности. Государство призвано обеспечить не только правовую, но и социальную защищенность личности. Имеется в виду обеспечение хотя бы минимума социальных благ, необходимых для нормального существования личности. Последнее имеет место в так называемых социальных государствах или в государствах с рыночной, социально ориентированной экономикой. В этом случае речь идет об осуществлении государством социальной функции. Связь и соотношение личности и государства находят выражение в правовом статусе личности.
Правовой статус (правовое положение) личности— это совокупность ее прав и обязанностей. Правовой статус личности и в современных государствах различен. Имеются в виду прежде всего различия, вытекающие не из принадлежности личности к определенному социальному слою, классу, социальной группе и т. д., а из принадлежности личности к государству, из состояния его гражданства.
В развитии прав и свобод личности отмечаются три этапа, или три поколения, прав и свобод.
Первое поколение связано с буржуазными революциями. В результате были признаны и закреплены в конституциях и законах свобода личности, неприкосновенность личности, свобода совести, свобода договоров, выбора профессии, передвижения, свобода частной собственности, политические права.
Второе поколение прав связано с признанием прав личности на государственную опеку, с признанием и закреплением социально-экономических прав.
Третий этап начинается после второй мировой войны, характеризуется дальнейшим укреплением традиционных прав: права на жизнь, личное достоинство и т. д., социальных и экономических прав, обогащенных правами в сфере культуры. В этот период проблема прав и свобод обретает международный характер. Третий период развития прав и свобод в значительной мере связан с НТР, с глобальным отрицательным воздействием на среду обитания человека.
Правовой статус (положение) личности в правовом демократическом государстве должен (ОБЩИЙ СТАТУС):
1) соответствовать международно-правовым стандартам (нормам) о правах и свободах;
2) характеризоваться широтой и полнотой прав и свобод. В правовом статусе должны присутствовать права политические (активное и пассивное избирательное право,-право занимать должности в государственном аппарате, свобода слова,объединений, митингов, демонстраций и др.); социально-экономические (право на частную собственность, на труд, справедливую оплату труда, здоровье, образование, жилище, социальное обеспечение и др.); культурные (на участие в культурной жизни, пользование достижениями культуры, правотворчества, защита авторских прав и т. п.); личные нправа и свободы (неприкосновенности личности, частной жизни, жилища, переписки, свободы выбора места жительства, работы,передвижения и т. д.);
3) предусматривать равенство прав, свобод и обязанностей — при равенстве прав и неравенстве обязанностей правовое равенство становится призрачным;
4) устанавливать гарантии прав и свобод для обеспечения их реальности, фактической осуществимости. Важное место здесь принадлежит созданию экономических предпосылок для реализации прав и мерам судебной защиты прав;
5) не допускать, исключать использование прав и свобод в ущерб интересам общества, государства и др. личностям.
Наряду, с общим правовым статусом существуют разновидности специального правового статуса как совокупности специальных, дополнительных прав и обязанностей, основанных на специальном законодательстве, определяющих социальное и правовое положение отдельных- категорий граждан (правовой статус судьи, военнослужащего, студента, пенсионера, участника войны и т. д.).
Индивидуальный правовой статус (правовое положение, отдельного индивида) складывается из общего правового статуса, а также прав и обязанностей, вытекающих из специального правового статуса.
Права и свободы гражданину необходимы для удовлетворения своих потребностей и интересов. Права и свободы ориентированы прежде всего на общечеловеческие ценности личного характера (жизнь, честь, свободу, достоинство, материальное благополучие и т. д.) и ценности публичного характера.
Права и свободы осуществляют функцию влияния, воздействия на государственную власть, функционирование государства. Здесь играют важную роль прежде всего права и свободы, носящие публичный характер (свобода слова, печати, объединений, право на информацию, митинги, демонстрации, на привлечение к ответственности государства, избирательное право и т. д.).
Права и свободы имеют целью ограничение непосредственного вмешательства государства в личную жизнь человека
(неприкосновенность жилища, тайна переписки, телеграфных и телефонных переговоров и т. д.).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 231.