Право человека на благоприятную окружающую среду
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.Декларация по окружающей среде и развитию (Рио де Жанейро, 1992 г.) – (забота о людях): «Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой…»

 

2.Экологические права человека (выделяются из числа социально-экономических) Конституция РФ:

1) право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)

2) право на достоверную информацию о её состоянии (ст. 42)

3) право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42)

 

3. В Законе «Об охране окружающей среды» благоприятная окружающая среда определяется как среда, «качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов». Существует также научное определение этого понятия. Среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательственормативам, касающимся ее чистоты(незагрязненности),ресурсоемкости(неисчерпаемости), видового разнообразия и эстетического богатства.

 

Экологическое право устанавливает так называемое экологическое нормирование, т. е. закрепленные в правовых документах экологические критерии (нормативы) предельно допустимого воздействия на среду.

Основным юридическим документом экологического нормирования служит закон «Об охране окружающей среды». В главе V «Нормирование в области охраны окружающей среды» определена система экологических нормативов, в которую входят:

1)нормативы качества окружающей среды;

2)нормативы предельно допустимого воздействия (ПДВ) человека на состояние окружающей среды;

3)нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.

 

Нормативы качества— это нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий (например, ПДК двуокиси азота (N02) в атмосфере воздуха не должно превышать 0,085 мг/м3, соляной кислоты (НС1) — 0,2 мг/м3 и т. д.) .

Нормативы ПДВ фактически помогают регулировать соблюдение нормативов качества окружающей среды, поскольку устанавливаютпредельно допустимыенормативы выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов для различных источников воздействия на окружающую среду (ст. 23).

А нормативы допустимого изъятия природных ресурсов (ископаемых, водных, земельных, лесных, животного 24 2 мира и т. д.) устанавливаются с целью предупредить их истощение. Такие нормативы разрабатываются с учетом возможностей воспроизводства (ст. 26).

Право на информацию также является основополагающим правом личности и провозглашается во Всеобщей декларации прав человека. Как уже отмечалось, Конституция РФ (ст. 42) закрепляет право граждан надостоверную информацию о состоянии окружающей среды. Оно закреплено в ряде федеральных законов и прежде всего в Законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11).

Информация как юридическое понятие — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Достоверной информацией о состоянии окружающей среды являются сведения, которые отражают реальное, неискаженное состояние окружающей среды. Такой информацией в первую очередь располагают государственные органы, имеющие специальные полномочия в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Право на информацию конкретизируется также в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» (1995). Этот закон устанавливает, во-первых, что пользователи информации (это могут быть организации, а также граждане) обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам (за исключением информации с ограниченным доступом). И во-вторых, что на органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность создавать доступные для каждого информационные ресурсы и в пределах своей компетенции осуществлять информационное обеспечение пользователей. Закон запрещает ограничивать доступ к информации о чрезвычайных ситуациях, которая необходима для обеспечения безопасности граждан.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 320.