Формы проявления:
1) Внутренняя свобода, присущая человеку и отличающая его от других живых существ.
2) Свобода от ограничения и насилия, от неравноправия и различных форм дискриминации в обществе. Свобода проявляется в запрещении предпринимать по отношению к личности действия, противоречащие человеческому достоинству и ущемляющие права.
3) Свобода – как деятельностная характеристика личности. Свобода предполагает выбор различных вариантов различного отношения человека к миру.
«Свобода» носит социальный, конкретно-исторический характер. Свобода – познанная необходимость.
Свободы и права граждан закреплены документально во Всеобщей декларации прав человека от 1948 года, принятой ООН.
В 1966 году – документы об экономических, социальных и культурных правах.
Поведение человека должно соответствовать нормам права и морали.
2.9. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное:
Сознание – отличие человека от животных, проявляющееся в способности рассуждать и мыслить абстрактно.
Сознание – высший уровень отражения человеком действительности.
1) Сознание – рефлексивная способность, т.е. готовность к познанию других психических явлений и самого себя.
2) Мысленное представление и воображение действительности.
3) Сознание связано с речью. Сознание – способность к коммуникации.
Сознание имеет сложную структуру:
– Ощущения
– Восприятие
– Представление
– Понятие
– Мышление в целом
– Способность к иррациональному мышлению
– Волевые процессы
– Интуиция
– Страх
– Ненависть
– Чувство вины, раскаяния, радости и пр.
– Бессознательные или подсознательные формы реакции и саморегуляции, а так же подавление культурой и воспитанием животных инстинктов.
Бессознательное – совокупность психических процессов, не представленных в структуре сознания. Философская концепция была сформулирована Лейбницем, как низшая форма духовной деятельности, лежащая за порогом осознаваемых представлений.
Фрейд: бессознательное – некая сила, по своей природе противоположная сознанию.
Выделяют четыре класса проявлений бессознательного:
1) Сверхиндивидуальное – некое поведение, усвоенное человеком.
2) Неосознаваемое – побудительные мотивы деятельности, как смысловые поведенческие основы личности. Выражаются в стремлениях, влечениях, реакциях
3) Стереотипы – автоматическое поведение.
4) Психологические реакции человека на различные раздражители, в которых он сам себе не отдает отчета.
Бессознательное стремится к получению удовольствий и психическому комфорту, а сознание с помощью социальных норм стремятся ввести подсознание в социально приемлемые рамки.
2.10. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное:
Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры.
Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания). Познание бывает чувственное и рациональное:
1) Чувственное познание:
Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах:
а) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов.
б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.
в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.
2) Рациональное познание:
/От лат. ratio – разум/
Необходимый этап познавательной деятельности человека.
а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие.
б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках.
в) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.
Истинное и ложное:
Истина – достоверное правильное знание. Философы-агностики отрицают возможность получения человеком истинного знания (агностицизм – недоступный познанию).
Критерии истины:
В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека. Мнения разделились:
1) Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания.
2) Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт. Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания.
Критериями истины также могут считаться практика, как материальное производство, опыт и научный эксперимент. Практические нужды вывели к жизни многие отросли научных знаний. Знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью можно сделать те или иные вещи.
Объективна ли истина (?):
Многие ученые считают, что знания субъективны, т.к. зависят от познающего субъекта. Другие философы считают, что существует истина объективная, независимая от произвола людей и их интересов.
Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и на всегда установленное знание. Она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
2.11. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание:
1) Научное познание отличает стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, каким он есть.
2) Полученный результат не должен зависеть от частных мнений авторитетов.
3) Полученные данные могут найти применение в будущем.
Многие законы науки сначала выступают в форме гипотез. Для их проверки используются теоретические построения, расчеты, эксперименты, моделирование. Из всего этого следует научное открытие.
Мыслительный эксперимент – одна из разновидностей моделей, используемых в науке. Рассуждение строится по принципу: такое могло бы быть.
Все познание можно разделить на знание и веру. Знание – научное представление об устройстве мира, о миссии и роли в нем человека, а вера – объяснение устройства мира с точки зрения религиозных представлений.
Люди делятся на две группы:
1) Опирающиеся на научные знания. Они активны, внутренне независимы, открыты новым идеям, готовы гибко приспосабливаться к изменениям в жизни.
2) –
Возникает мнение, что наука не может решить ряд возникших проблем и ведет цивилизацию к гибели.
2.12. Науки, изучающие человека:
1) Биология
2) Медицина
3) Экология
+ 11 из 1.2.
Экономическая сфера
Дата: 2018-12-28, просмотров: 283.