ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра психологии

 

 

 



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология

(профиль: Практическая психология)

образовательного уровня бакалавриат

очной формы обучения

 

 

Макеевка, 2017 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра психологии

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

для студентов направления подготовки 37.03.01

(профиль: Практическая психология)

образовательного уровня бакалавриат

очной формы обучения

 

Макеевка, 2017 г.


УДК 159

 

Синельников В.М., Богрова К.Б., Литвинова Р.М. Методические рекомендации для проведения практических и семинарских занятий по учебной дисциплине «Общая психология» для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология, (профиль: Практическая психология) образовательного уровня бакалавриат очной формы обучения / В.М. Синельников, К.Б. Богрова, Р. М. Литвинова. – Макеевка: ДОНАГРА, 2017. –13 с.

 

Рецензенты:

Рядинская Е. Н., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры псипхологии

Бондарь Л. С., доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры экономики

 

Методические рекомендации составлены с целью организации практических и семинарских занятий по учебной дисциплине «Общая психология». Содержат общие положения; цель и задачи дисциплины, ключевые понятия и термины, теоретические вопросы, темы рефератов и подбор литературы по каждой теме; основную и дополнительную учебную литературу. Предназначены для студентов профиля Практическая  психология 37.03.01 Психология.

Рассмотрено на заседании предметно-методической комиссии кафедры психологии

Протокол № 2 от «05» сентября 2017 года

Утверждено на заседании кафедры психологии

Протокол № 2 от «08» сентября 2017 года

Рекомендовано к использованию в учебном процессе Решением Учебно-методического совета ДОНАГРА

Протокол № 1 от «11» сентября 2017 года

 

 

© ДОНАГРА, 2017




Общие положения

Основными формами занятий по дисциплине «Общая психология» являются лекции и семинарско-практические занятия. Основными средствами контроля является опрос на семинарско-практических занятиях, написание рефератов, текущий и итоговый тестовый контроль, экзамены.

Планы семинарско-практических занятий разработаны в соответствии с программой дисциплины «Общая психология». Задачи предусматривают приобретение студентами практических навыков относительно решения круга вопросов, которые охватывают анализ и овладение диагностическим инструментарием для исследования психических процессов, свойств и состояний.

 

2 Цель и задачи дисциплины

Целью учебной дисциплины является формирование системных общепсихологических знаний как основы последующей профессионально-психологической подготовки.

В соответствии с поставленной целью курс решает следующие задачи:

• ознакомить с теориями общей психологии, методами общепсихологических исследований;

• развивать интерес студентов к психологии, формировать личное самосознание;

• развивать умения и навыки самостоятельной работы студентов литературными источниками;

• развивать аналитико-синтетические способности студентов, гибкость и дивергентность их мышления;

• контролировать уровень общепсихологических знаний студентов, умений и навыков самостоятельной работы; умственного развития студентов.

Изучение данного курса позволяет понять структуру психики человека, овладеть диагностическим инструментарием для исследования психических процессов, свойств и состояний.

Подготовка бакалавров психологии предполагает получение базовой системы знаний по психологическим наукам.

Дисциплина «Общая психология» является общей теоретической и методологической основой для всех психологических дисциплин, входящих в цикл подготовки бакалавра психологии.

3. Темы практических занятий и их содержание

III семестр

 Содержательный модуль 1. Психические процессы

Тема: Эмоции и чувства

1. Общее понятие об эмоциях и чувствах.

2. Физиологические основы эмоций. Внешнее проявление.

3. Функции эмоций и их роль в жизни человека.

4. Виды и формы проявления эмоций.

5. Психологические теории эмоций.

6. Развитие эмоций. Эмоции и личность.

Основные понятия и ключевые слова: эмоции, чувства, центр удовольствия, центр страдания, функции эмоций, интерес, удивление, радость, страдание, пренебрежение, враждебность, страх, тревога, аффект, стресс, настроение, страсть, высшие чувства, моральные чувства, интеллектуальные чувства, эстетические чувства, интеллектуальная теория эмоций, эволюционная теория эмоций, психоорганическая теория эмоций, активационная теория эмоций, когнитивно-физиологическая теория эмоций, информационная концепция эмоций.

Тема: Воля

1. Понятие о воле.

2. Основные психологические теории воли.

3. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий.

4. Структура волевых действий.

5. Волевые качества человека и их развитие.

Основные понятия и ключевые слова: воля, произвольные и непроизвольные действия, внутренние и внешние препятствия действий и поведения, осознанность, цель, средства, побудительная и тормозящая функция воли, экзистенциализм, бихевиоризм, реактивная и активная теория, гигантские пирамидные клетки, премоторная зона, префронтальные участки коры, апраксия, абулия, желание, влечение, борьба мотивов, принятие решения, исполнение решения, волевое усилие, энергичность, терпеливость, выдержка и самообладание, целеустремленность, настойчивость, принципиальность, инициативность, решительность, организованность, последовательность, самостоятельность

Тема: Внимание

1. Понятие о внимании.

2. Физиологические механизмы внимания.

3. Психологические теории внимания.

4. Виды внимания.

5. Свойства внимания.

6. Развитие внимания.

Основные понятия и ключевые слова:внимание, механизмы внимания, классификация теорий внимания по Н.Н.Ланге, теории внимания Т.Рибо, П.Я.Гальперина, Д.Н.Узнадзе, А.А.Ухтомского, непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание, сенсорное (перцептивное) внимание интеллектуальное внимание, моторное внимание, чувственное внимание, природное внимание, социально-обусловленное внимание, непосредственное внимание, опосредованное внимание, концентрация внимания, распределение внимания, переключаемость, объем внимания, отвлекаемость, мнимая рассеянность, подлинная рассеянность, развитие внимания.

ІІІ СЕМЕСТР

Тема: Теории личности

1. История возникновения исследования личности.

2. Классификация современных теорий личности.

3. Психодинамические теории личности.

4. Социодинамические теории личности.

5. Гуманистические теории личности.

Основные понятия и ключевые слова : философско-литературный период, клинический период, экспериментальный период, психодинамические теории, социодинамические теории, интеракционические теории, факторный анализ, психоанализ, психологическая защита, бихевиоризм, гуманистическая психология, самоактуализация, внутренняя позиция, личностный смысл.

І V СЕМЕСТР

Тема: Темперамент

1. Общее понятие о темпераменте.

2. Из истории учений о типах темперамента.

3. Физиологическая основа темперамента.

4. Психологическая характеристика типов темперамента.

5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

6. Темперамент и личность.

Основные понятия и ключевые слова:темперамент, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, конституционная психология, астеник (лептосоматик), пикник, атлетик, диспластик, шизотимик, иксотимик, циклотимик, возбуждение и торможение нервных процессов, сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, лабильность, динамичность, эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность, пластичность и ригидность, экстраверсия и интроверсия, эмоциональность, возбудимость, впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.

Тема: Характер

1. Общее понятие о характере и его определение.

2. Структура характера.

3. Типология характера.

4. Личность и характер.

5. Формирование характера.

Основные понятия и ключевые слова: характер, структура характера, черта характера, содержание характера, единство направления и образа действия, мотивация достижений, типичные черты, гороскопы, физиогномика, хиромантия, конституциональное направление характерологии, графология, типизация характера, акцентуация, социальная типология характеров, «мазохист-садист», «разрушитель», «конформист-автомат».

Тема: Способности

1. Общая характеристика способностей человека.

2. Классификация способностей.

3. Уровни развития способностей и индивидуальные различия.

4.Природа человеческих способностей.

5. Развитие способностей.

Основные понятия и ключевые слова:способности, классификация способностей, общие способности, специальные способности, теоре­тические способности, практические способности, учебные способности, творческие способности, врожденные задатки и генотип, потенциальные способности, актуальные способности, одаренность, талант, ге­ниальность, френология, близнецовый метод в исследовании способностей, биосоциальная природа способностей, развитие способностей, формирова­ние способностей, зона ближайшего развития, проблема профориентации, классификация профессиональной пригодности.

І V СЕМЕСТР

О сновная

1. Волженцева, И. В. Общая психология : учебное пособие. В двух частях / Часть 1 / И. В. Волженцева, В. М. Синельников. – Макеевский эконом.-гуманит. ин-т. – Макеевка: МЭГИ, Донецк : ООО «Восточный издательский дом», 2015. – 523 с. – 1 шт.

2. Волженцева, И. В. Общая психология : учебное пособие. В двух частях / Часть 2 / И. В. Волженцева, В. М. Синельников. – Макеевский эконом.-гуманит. ин-т. – Макеевка: МЭГИ, Донецк : ООО «Восточный издательский дом», 2015. – 732 с. – 1 шт.

3. Загальна психологія: практикум: навч. псібн. / В. В. Волошина, Л. В. Долинська, С. О. Ставицька, О. В. Темрук ; рец. : Н. В. Чепелєва, Ю. О. Приходько, О. Л. Турипіна. – К. : Каравела, 2013. – 280 с. – МОНУ . – 1 шт.

Дополнительная

1. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности. / О. П. Елисеев. – СПб. : Питер, 2015. – 560 с. – [Электронный ресурс] –   Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/3KFJ/9cURVWCdA

2. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии / Н. С. Ефимова.- М.: 2013. – 288 с. – [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/LyzF/iiFampcfZ

3. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2016. — 583 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/FrHU/Y9XrojZCC

4. Серебрякова, А. А., Основы психологии, учеб.пособие / А. А. Серебрякова, Е. А. Овсянникова,. – Москва, 2013. – 131 с. – [Электронный ресурс] –  Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/CWMW/6kuYcgm8u

Интернет-ресурсы

1. Вопросы психологии.-Режим доступа к электронному ресурсу: http://www.voppsy.ru/

2. Современная зарубежная психология – научный психологический журнал.-Режим доступа к электронному ресурсу:http://psyjournals.ru/jmfp/index.shtml

3. Московский психологический журнал.-Режим доступа к электронному ресурсу: http://magazine.mospsy.ru/

4. Психологический журнал - издание Института психологии РАН.-Режим доступа к электронному ресурсу:

http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html

5. Психология. Пермь – интернет-версия ежемесячного научно-познавательного журнала для психологов и педагогов.-Режим доступа к электронному ресурсу:http://psyperm.narod.ru/Ob_izdanii.htm

Методические рекомендации для проведения практических и семинарских занятий по учебной дисциплине «Общая психология» для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология, (профиль: Практическая психология) образовательного уровня бакалавриат очной формы обучения

 

 

Составители: Виктор Максимович Синельников

                       Кристина Борисовна Богрова

                         Руслана Мирославовна Литвинова

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра психологии

 

 

 



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Дата: 2018-12-28, просмотров: 228.