ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Часть 1

 

Учебно-методическое пособие

 

Для студентов заочной формы обучения

 

 

Специальности: 250200 – химическая технология неорганических веществ; 170500 – машины и аппараты химических производств

 

 

ЧЕРЕПОВЕЦ

2003

Методические указания и контрольные задания по общей и неорганической химии (для студентов заочной формы обучения). Ч. 1: Учеб.-метод. пособие. Череповец: ЧГУ, 2003. - 40 с.

 

Рассмотрено на заседании кафедры химии, протокол № 8 от 25.04.03 г.

Одобрено редакционно-издательской комиссией Инженерно-технического института ЧГУ, протокол № 3 от 28.04.03 г.

 

 

С о с т а в и т е л и : Ю.С. Кузнецова; О.В. Ульянова

 

Р е ц е н з е н т ы : Л.Ю. Кудрявцева – канд. техн. наук, доцент (ЧГУ); О.А. Калько – канд. техн. наук, доцент (ЧГУ)

 

Н а у ч н ы й р е д а к т о р : Г.А. Котенко – канд. хим. наук, доцент

 

 

© Череповецкий государственный

университет, 2003

Общие методические указания

Химия является одной из фундаментальных естественно-научных дисциплин. В процессе изучения химии вырабатывается научный взгляд на мир в целом. Знание химии необходимо для плодотворной творческой деятельности инженера любой специальности.

Работа студента над курсом общей химии состоит из самостоятельного изучения материала по учебникам и учебным пособиям, выполнения контрольных работ, сдачи зачетов по лабораторному практикуму и сдачи экзаменов по всему курсу.

 

Курс общей химии включает в себя следующие темы:

1. Введение. Основные законы и понятия химии.

Химия как раздел естествознания. Понятие о материи и веществе. Атомно-молекулярное учение. Изотопы, изотоны, изобары. Относительная атомная и молекулярная массы. Простые и сложные вещества. Моль – единица количества вещества. Молярная масса и объем.

Основные законы химии. Закон сохранения материи и энергии. Эквивалент. Число эквивалентности. Закон эквивалентов. Молярная масса эквивалентов для простых и сложных веществ. Определение эквивалентных масс сложных веществ в ионообменных и окислительно-восстановительных реакциях. Закон простых объемных отношений. Гипотезы Авогадро и следствия из них. Эквивалентный объем. Объединенный газовый закон. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Закон Дальтона. Закон Дюлонга – Пти.

2. Строение атома и систематика химических элементов.

Основные сведения о строении атома. Явление радиоактивности. Ядерные реакции. Теория Резерфорда. Строение атома водорода по Бору. Понятие о квантовой механике. Двойственная природа электрона. Уравнение Планка и Эйнштейна, уравнение де Бройля. Принцип неопределенности Гейзенберга. Уравнение Шредингера. Волновая функция. Электронная плотность.

Характеристика состояния электронов системой квантовых чисел, их физический смысл. Многоэлектронные атомы. Принцип Паули. Правило Гунда. Правило Клечковского и исключения из него. Составление электронно-графических формул элементов.

Периодическая система и электронное строение атомов элементов. Современная формулировка Периодического закона Менделеева. Количественные характеристики химической активности элементов: энергия ионизации, энергия сродства к электрону, электроотрицательность, основные закономерности. Атомные и ионные радиусы, их зависимость от электронного строения и степени окисления.

3. Химическая связь и строение молекул.

Основные типы и характеристика химической связи. Ковалентная и ионная связь. Метод валентных связей, понятие о методе молекулярных орбиталей. Межмолекулярное взаимодействие, его природа и энергия. Водородная связь. Строение вещества в конденсированном состоянии. Твердое, жидкое, газообразное и плазменное состояния, их особенности.

4. Комплексные соединения (КС).

Координационная теория Вернера. Строение КС. Номерклатура, классификация КС, устойчивость КС. Константы нестойкости и устойчивости. Двойные соли. Теория «жестких» и «мягких» реакционных центров. Изомерия КС.

5. Энергетика химических процессов.

Химическая термодинамика. Основные понятия (классификация систем, фаза, интенсивные и экстенсивные параметры системы, уравнения состояния, организации состояния, функции состояния, изобарные, изохорные и изотермические процессы). Первый закон термодинамики. Внутренняя энергия и энтальпия. Термохимия. Закон Гесса и его следствие. Энтропия. Термодинамическая вероятность. Уравнение Больцмана. Второй и третий законы термодинамики. Энергия Гиббса как критерий направленности химических реакций в закрытых системах. Энергия Гельмгольца как характеристика изохорно-изотермических процессов.

6. Химическая кинетика. Химическое равновесие. Катализ.

Средняя и истинная скорости химической реакции. Закон действующих масс, его математическое выражение, физический смысл входящих в него величин. Классификация реакций. Зависимость скорости реакции от температуры. Теория активации. Теория Вант-Гоффа. Уравнение Аррениуса. Основные теории катализа. Адсорбция. Влияние температуры и давления на процессы адсорбции. Каталитические яды, промоторы и ингибиторы.

Химическое равновесие. Константа химического равновесия для гомогенных и гетерогенных реакций. Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье.

7. Молекулярно-дисперсные системы.

Дисперсные системы. Признаки классификации. Основные понятия. Способы выражения состава растворов. Растворимость. Идеальный раствор. Коллигативные свойства разбавленных раст­воров неэлектролитов. Осмотическое давление. Законы Рауля. Растворы электролитов. Протонная теория кислот и оснований.

Степень электролитической диссоциации. Закон разбавления Оствальда. Изотонический коэффициент. Активность. Коэффициент активности. Произведение растворимости. Ионные реакции. Ионное произведение воды. Водородный и гидроксидный показатели.

Индикаторы. Изменение окраски индикатора при изменении концентрации Н+ и ОН-  ионов в растворах. Буферные растворы. Гидролиз солей. Константа гидролиза.

8. Окислительно-восстановительные процессы.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Основные группы окислителей и восстановителей. Окислительно-восстановительная двойственность. Методы составления ОВР. Типы ОВР. Определение направления протекания ОВР.

9. Электрохимические процессы.

Механизм образования электродных потенциалов. Равновесный электродный потенциал, стандартный электродный потенциал. Ряд стандартных электродных потенциалов металлов.

Гальванические элементы. Составление схем гальванических элементов. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие на электродах, ЭДС гальванического элемента. Уравнение Нернста. Электролиз, законы Фарадея. Положения, определяющие характер процессов, протекающих на электродах при электролизе расплавов и растворов электролитов.

Коррозия металлов. Виды коррозии. Типы коррозионных процессов в зависимости от среды, механизм их протекания. Факторы, определяющие интенсивность коррозионных процессов. Методы защиты от коррозии.

 

10. Введение в химию элементов.

Групповая и типовая аналогия. Электронные аналоги. Слоевые аналоги. Переходные металлы. Контракционная аналогия. Лантаноидная контракция. Элементы – близнецы. Горизонтальная, диагональная и «звездная» аналогии. Металлы и неметаллы в ПС. Граница Цинтля. Кристаллохимическое правило Юм-Розери.

 

В процессе изучения курса общей химии студенты должны выполнить три контрольные работы. Каждая работа включает в себя 12 задач.

Перед выполнением контрольной работы необходимо изучить соответствующие разделы курса. Ответы на вопросы должны быть ясными и четкими. Решение каждой задачи должно содержать расчетные формулы, уравнения химических реакций, математическое выражение законов и правил, числовые значения констант с указанием, откуда они взяты. В случае необходимости при выполнении вспомогательных расчетов следует привести их краткое пояснение. Задачи должны быть решены простейшим путем.

Контрольная работа выполняется аккуратно в отдельной тетради, четким почерком. Для замечаний рецензента необходимо оставлять поля 4–5 см. Номер и условие задачи следует переписывать в том порядке, в котором они указаны в задании. Контрольная работа должна быть подписана студентом с указанием даты ее выполнения. В соответствии с замечаниями рецензента студент вносит исправления и дополнения в конце тетради, а не в рецензируемом тексте.

Если контрольная работа не зачтена, ее нужно выполнить заново с учетом замечаний рецензента и выслать на повторное рецензирование вместе с незачтенной работой. Контрольная работа, выполненная по чужому варианту, преподавателем не рецензируется и не зачитывается. Каждый студент выполняет вариант контрольной работы, номер которой совпадает с двумя последними цифрами номера его студенческого билета (шифра) (см. приложение).

Контрольная работа сдается студентом за 10 дней до начала сессии.

 

 

ЗАДАЧИ

Строение атома

 

51. Какое количество энергии несет один квант света с длиной волны 7,5 · 10-7 м?

52. Длина волны электрона равна 0,242 · 10-7м. Вычислите скорость движения электрона.

53. Масса α-частицы равна 6,644 · 10-27 кг. С какой скоростью движется эта α-частица, если длина волны де Бройля для нее равна 2  · 10-12 м?

54. Сколько свободных f-орбиталей содержится в атомах элементов с порядковыми номерами 59, 60, 90, 93? Пользуясь правилом Гунда, распределите электроны по орбиталям для атомов этих элементов.

55. Напишите электронные формулы еще не открытых элементов № 110 и № 113 и укажите, какое место займут эти элементы в Периодической системе элементов Менделеева.

56. Атомам каких элементов и каким состояниям этих элементов отвечают следующие электронные формулы: 1s22s2 и 1s22s12р1; 1s22s22р1 и 1s22s12р2?

57. Квантовые числа для электронов внешнего энергетичес-кого уровня атомов некоторого элемента имеют следующие значения: n = 4; l = 0; ml = 0; ms = ±1/2. Напишите электронную формулу атома этого элемента и определите, сколько свободных 3d-орбиталей он содержит.

58. Определите длину волны, соответствующую частице с массой 0,1 г, движущейся со скоростью 10 м/с.

59. Атом элемента имеет электронную формулу 1s22s22р63s23р6. Определите место элемента в Периодической системе и напишите для него электронные формулы иона Э- и условного иона Э7+.

60. Представьте по правилу Клечковского электронные формулы атомов и отвечающих им ионов следующих элементов: а) S, S2-, S4+, S6+; б) N3-, N, N3+, N5+.

61. Напишите электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами 21 и 23. Сколько свободных d-орбиталей в атомах этих элементов? Определите валентность и ковалентность элементов.

62. Значения первых потенциалов ионизации элементов I группы Периодической системы элементов соответственно равны (В): Li -5,4; Cs - 3,9; Cu - 7,7; Ag - 9,2. Укажите, у элементов какой подгруппы I группы металлические свойства выражены более резко. Чем объяснить различный ход изменения значений потенциалов ионизации в подгруппах?

63. Сколько значений магнитного квантового числа возможно для электронов энергетического подуровня, орбитальное квантовое число которого равно l = 3; l = 4?

64. Перечислите электронные аналоги среди элементов       VI группы Периодической системы элементов. Напишите в общем виде электронные формулы валентных электронных подуровней атомов этих элементов.

65. Изобразите электронные облака атомов следующих элементов: а) лития; б) бериллия; в) кислорода; г) хрома.

66. В какой последовательности заполняются подуровни, для которых сумма (n + l) последовательно равна 6, 7 и 8?

67. Сколько свободных d-орбиталей имеется в атомах титана и ванадия? Напишите для них электронно-графическую структуру d-подуровня. Укажите значения квантовых чисел для валентных электронов этих элементов.

68. Напишите все квантовые числа для электронной структуры 4d25s2. Напишите электронную формулу атома элемента с порядковыми номерами 20 и 40.

69. Составьте электронные формулы эквивалентов с порядковыми номерами 27 и 60. Укажите значения всех квантовых чисел для валентных электронов этих элементов.

70. В чем заключается принцип Паули? Может ли быть на каком-нибудь подуровне атома р7- или d12-электронов? Почему? Составьте электронную формулу атома элемента с порядковым номером 22 и укажите его валентные электроны.

71. Какое строение электронных слоев у элементов подгруппы скандия при степени их окисления +3? Как изменяются основные свойства гидроксидов этих металлов по подгруппе сверху вниз? Почему?

72. Напишите электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами 15 и 28. Чему равен максимальный спин р-электронов (номер 15) у атомов первого элемента и d-электронов (номер 28) у атомов второго элемента?

73. Какой элемент имеет в атоме три электрона, для каждого из которых n = 3 и l = 1? Чему равно для них значение магнитного квантового числа? Должны ли они иметь антипараллельные спины?

74. Атомы каких элементов имеют следующее строение наружного и предпоследнего электронных слоев: а) 2s22р63s23р1; б) 3s2 3р6 3d3 4s2 ; в) 3s2 3р6 3d10 4s2 4р5 ; г) 4s2 4р6 4d7 5s1 ; д) 4s2 4р6 4d10 5s0?

75. Могут ли содержаться d-электроны в данном слое, если его структура заканчивается одной из конфигураций 4s1; 4р1; 5f 11? Ответ мотивируйте. Напишите электронную формулу атома элемента с порядковым номером 32.

 

Комплексные соединения

126. Какой тип гибридизации АО центрального атома реализуется в ионе [FeF6]4-, если значение магнитного момента этого иона свидетельствует о наличии в нем четырех неспаренных электронов?

127. Ион [Ni(NH3)6]2+ парамагнитен. Определите тип гибридизации АО иона Fe2+.

128. Ион [AuCl4]- диамагнитен. Определите пространственную структуру этого иона.

129. Объясните, почему соединения меди (I) не окрашены, а соединения меди (II) окрашены.

130. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно получить [Ni(NH3)6](NO3)2, если исходными веществами являются безводный нитрат никеля (II) и аммиак.

131. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций обмена, происходящих между: а) гексацианоферратом (II) калия и сульфатом меди; б) гексацианокобальтатом (II) натрия и сульфатом железа; в) гексацианоферратом (II) калия и нитратом серебра. Образующиеся в результате реакций комплексные соединения нерастворимы в воде.

132. Вычислите молярные массы эквивалентов комплексных солей [Co(NH3)6]I3, [Co(NH3)5I]I2, [Co(NH3)4I2] в реакции с AgNO3.

133. Вычислите концентрацию ионов серебра в 0,1 М растворе [Ag(NH3)2]Cl, если константа неустойчивости комплексного иона равна 5,89 · 10-8. Раствор соли содержит 5г/л NH3.

134. Константа неустойчивости иона [CdI4]2- составляет 7,94 · 10-7. Вычислите концентрацию ионов кадмия в 0,1 М К2[CdI4], содержащем 0,1 моль КI в 1 л раствора.

135. Какая масса нитрата серебра необходима для осаждения хлора, содержащегося в 0,3 л 0,01 Н раствора комплексной соли состава CrCl3 · 5Н2О. Координационное число хрома равно 6.

136. Составьте формулы ацидокомплексных соединений ванадия (III) с ионами F-, SCN-, SO42-, CO32- в качестве лигандов. Координационное число V3+ равно 6. Как называются полученные комплексные соединения?

137. Напишите формулы следующих соединений: триоксалатокобальтата (III) натрия, хлорида дибромотетраамминплатины (IV), тетрароданодиаквохромата (III) калия, сульфата пентаамминакваникеля (II), нитрата карбонатотетраамминхрома (III). Укажите координационное число комплексообразователя и его заряд для этих комплексных соединений.

138. Составьте соответствующие уравнения реакций для получения хлорида хлоропентаамминкобальта (III), если в качестве исходных веществ используются: СоCl2 · 6Н2О, водный раствор аммиака с массовой долей аммиака 25 %, хлорида аммония и раствор пероксида водорода с массовой долей Н2О2, равной 30 %.

139. Координационное число атома кобальта (III) равно шести. Напишите уравнения диссоциации в растворах следующих комплексных соединений а) CoBr3 · 4NH3 · 2H2O; б) CoCl3 · 4NH3; в) СoCl3 · 4NH3 · 2H2O.

140. Вычислите концентрации ионов Zn2+ и [Zn(NH3)2]2+ в         0,1 М растворе [Zn(NH3)4] (NO3)2, содержащем дополнительно   0,8 моль/л аммиака. (Общая константа неустойчивости [Zn(NH3)4]2- составляет 2,0·10-9).

141. Координационные числа платины (II) и палладия (II) равны четырем. Напишите уравнения диссоциации в растворе следующих комплексных соединений: а) PtCl2 · 4NH3; б) PtCl2 · 3NH3; в) PdCl2 · 2NH3·H2O; г) Pd(NO2)2 · 2NH3. Какие из них практически малодиссоциированы?

142. Напишите формулы следующих соединений: а) нитрата роданопентаамминкобальта (III); б) бромида бромотриамминплатины (II); в) трихлороамминплатината (II) хлоротриамминплатины (II); г) хлорида нитрохлоротетраамминплатины (IV). Укажите координационное число комплексообразователя и его заряд для этих комплексных соединений.

143. Определите геометрическое строение комплексных ионов. Какого типа гибридные орбитали комплексообразователя участвуют в образовании связей с лигандами: а) [Cu(NH3)2]+;      б) [Cu(CN)3]2-?

144. Напишите уравнения реакций получения [Pt(NH3)4]Cl2 из K2[PtCl4]. Назовите эти соединения.

145. Какие продукты образуются при взаимодействии карбонила железа Fe(CO)5 с серной кислотой? Назовите продукты     реакции.

146. Предложите способы и возможные стадии получения из K2[PtCl6] комплекса состава H2[Pt(OH)6]. Назовите данные комплексные соединения.

147. Можно ли получить NiSO4 · (NH4)2SO4 действием серной кислоты на NiSO4 · 6NH3?

148. Объясните, почему при обработке [PtCl4]2- аммиаком получается цисизомер [Pt(NH3)2Cl2], а при обработке [Pt(NH3)4]2+ хлорид-ионами – трансизомер.

149. Объясните, почему в комплексах с нейтральными лигандами координационное число обычно больше, чем с заряженными. Сравните, например, [Ni(NH3)6]2+ и [NiCl4]2-.

150. Объясните, почему при действии на раствор CuSO4 водным раствором аммиака образуется комплексный ион [Cu(NH3)4]2+, а при действии раствором хлорида аммония этого не происходит.

 

Скорость химических реакций

226. Определите, во сколько раз изменится скорость гомогенной газовой реакции 4HCl + O2 → 2H2O +2Cl2, если общее давление в системе увеличить в 3 раза.

227. Скорость реакции: 2NO + O2 → 2NO2 при концентрациях NO и O2, равных 0,6 моль/дм3, составляет 0,18 моль/(дм3·мин). Вычислите константу скорости реакции.

228. Во сколько раз следует увеличить концентрацию СО в системе, чтобы повысить скорость реакции 2СО → СО2 + С(тв)  в 4 раза?

229. Реакция идет по уравнению N2 + O2 → 2NO. Исходные концентрации азота и кислорода равны 0,049 и 0,01 моль/дм3. Вычислите концентрации веществ, когда в системе образуется 0,005 моль NO.

230. Реакция между веществами А и В протекает по уравнению 2А + В = С. Концентрация вещества А равна 6 моль/л, а вещества В 5 моль/л. Константа скорости реакции равна                 0,5 л/(моль·с). Вычислите скорость реакции в начальный момент и в тот момент, когда в реакционной смеси остается 45 % вещества В.

231. Насколько градусов необходимо повысить температуру, чтобы скорость реакции возросла в 90 раз? Температурный коэффициент Вант-Гоффа равен 2,7.

232. Температурный коэффициент скорости реакции разложения йодоводорода по реакции 2HI = H2 + I2 равен 2. Вычислите константу скорости этой реакции при 684 К, если при 629 К константа скорости равна 8,9 · 10-5 л / (моль · с).

233. Определите температурный коэффициент скорости реакции, если при понижении температуры на 45° реакция замедлилась в 25 раз.

234. Вычислите, при какой температуре реакция закончится за 45 мин, если при 293 К на это требуется 3 часа. Температурный коэффициент скорости реакции принять равным 3,2.

235. Вычислите константу скорости реакции при 680 К, если при 630 К константа скорости данной реакции равна                  8,9-5 моль/(дм3 · с), а γ = 2.

236. Константа скорости реакции при 9,4 °С равна 2,37 мин-1, а при 14,4 °С составляет 3,204 мин -1. Вычислите энергию активации и температурный коэффициент скорости реакции.

237. Вычислите, на сколько градусов необходимо повысить температуру, чтобы скорость реакции увеличилась в 50 и 100 раз, если температурный коэффициент скорости реакции равен 3.

238. При 393 К реакция заканчивается за 18 мин. Через какой промежуток времени эта реакция закончится при 453 К, если температурный коэффициент скорости реакции равен 3?

239. Начальные концентрации реагирующих веществ реакции СО + Н2О(г) → СО2 + Н2 были равны (моль/дм3): [CO] = 0,8;       [H2O] = 0,9; [CO2] = 0,7; [H2] = 0,5. Определите концентрации всех участников реакции после того, как концентрация водорода увеличится на 10 %.

240. Реакция между веществами А и В выражается уравнением А + 2В → С. Начальные концентрации вещества составляют: [A] = 0,03 моль/л; [B] = 0,05 моль/л. Константа скорости реакции равна 0,4. Определите начальную скорость реакции и скорость реакции по истечении некоторого времени, когда концентрация вещества А уменьшится на 0,01 моль/л.

241. В системе СО + Cl2 = COCl2 концентрацию увеличили от 0,03 до 0,12 моль/л, а концентрацию хлора – от 0,02 до     0,06 моль/л. Во сколько раз возросла скорость прямой реакции?

242. Во сколько раз изменится скорость реакции 2А + В → А2В, если концентрацию вещества А увеличить в 2 раза, а концентрацию вещества В уменьшить в 2 раза?

243. Какая доля (%) новокаина разложится за 10 суток его хранения при 293 К, если при 313 К константа скорости гидролиза новокаина равна 1·10-5 сут -1, а энергия активации реакции равна 55,2 кДж/моль?

244. При 36 °С константа скорости распада пенициллина равна 6·10-6 с-1, а при 41 °С – 1,2·10-5 с-1. Вычислите температурный коэффициент реакции.

245. Во сколько раз увеличится скорость реакции, протекающей при 298 К, если энергию активации уменьшить на           4 кДж/моль?

246. Вычислите температурный коэффициент (γ) константы скорости реакции разложения пероксида водорода в температурном интервале 25 °С – 55 °С при Еа = 75,4 кДж/моль.

247. Разложение пероксида водорода с образованием кислорода в 0,045 М раствора КОН при 22 °С происходит как реакция первого порядка с периодом полураспада τ1/2 = 584 мин. Вычислите скорость реакции в начальный момент времени после смешения равных объемов 0,090 М раствора КОН и 0,042 М раствора Н2О2 и количество пероксида водорода, оставшегося в растворе по истечении одного часа.

248. При повышении температуры на 27,8 °С скорость реакции возросла в 6,9 раза. Вычислите температурный коэффициент скорости реакции и энергию активации этой реакции при 300 К.

249. Для некоторой реакции первого порядка период полупревращения вещества при 351 К составляет 411 мин. Энергия активации равна 200 кДж/моль. Вычислите, сколько времени потребуется для разложения 75 % исходного количества вещества при 402 К.

250. Константы скорости некоторой реакции при 25 и 60 °С равны соответственно 1,4 и 9,9 мин-1. Вычислите константы скорости этой реакции при 20 и 75 °С.

 

Химическое равновесие

251. Константа равновесия реакции А + В = С + Д равна единице. Начальная концентрация [A] = 0,02 моль/л. Сколько процентов вещества А подвергается превращению, если начальные концентрации [B] = 0,02; 0,1; 0,2 моль/л?

252. Исходные концентрации азота и водорода в реакционной смеси для получения аммиака составили 4 и 10 моль/дм3 соответственно. Вычислите равновесные концентрации компонентов в смеси, если к моменту наступления равновесия прореагировало 50 % азота.

253. Обратимая реакция протекает по уравнению                А + В ↔ С + Д. Исходная концентрация каждого из веществ в смеси составляет 1 моль/л. После установления равновесия концентрация компонента С равна 1,5 моль/дм3. Вычислите константу равновесия этой реакции.

254. Определите исходные концентрации NO и O2 и константу равновесия обратимой реакции 2NO + O2 ↔ 2NO2, если равновесие установилось при следующих концентрациях реагирующих веществ, моль/дм3: [NO2] = 0,12; [NO] = 0,48; [O2] = 0,24.

255. В каком направлении сместится химическое равновесие в системе 2NO2 ↔ NO + O2, если равновесные концентрации каж-дого компонента уменьшить в 3 раза?

256. Во сколько раз уменьшится равновесное парциальное давление водорода в процессе реакции N2 + 3Н2 ↔ 2 NН3, если увеличить давление азота в 2 раза?

257. В системе 2NO2 ↔ N2O4 при 60 °С и стандартном давлении установилось равновесие. Во сколько раз следует уменьшить объем, чтобы давление возросло в 2 раза?

258. В каком направлении сместится равновесие при повышении температуры систем:

1) СОCl2 ↔ CO + Cl2;       ∆r Н°298 = -113 кДж/моль

2) 2СО ↔ CO2 +С;            ∆r Н°298 = -171 кДж/моль

3) 2SO3 ↔ 2SO2 + O2;        ∆r Н°298 = -192 кДж/моль.

Ответ поясните.

259. В замкнутом сосуде протекает реакция АВ(г) ↔ А(г) + В(г). Константа равновесия реакции равна 0,04, а равновесная концентрация вещества В составляет 0,02 моль/л. Определите начальную концентрацию вещества АВ. Сколько процентов вещества АВ разложилось?

260. При окислении аммиака кислородом возможно образование азота и различных оксидов азота. Напишите уравнение реакции и обсудите влияние давления на сдвиг равновесия реакций с образованием: а) N2O; б) NO2.

261. В каком направлении сместится равновесие для обратимой реакции С(тв) + Н2О(г) ↔ СО(г) + Н2(г) при уменьшении объема системы в 2 раза?

262. При некоторой температуре равновесие в системе     2NO2 ↔ 2NO + O2 установилось при следующих концентрациях: [NO2] = 0,006 моль/л; [NO] = 0,024 моль/л. Найти константу равновесия реакции и исходную концентрацию NO2.

263. Начальные концентрации монооксида углерода и паров воды одинаковы и равны 0,1 моль/л. Рассчитайте равновесные концентрации СО, Н2О и СО2 в системе СО(г) + Н2О(г) ↔ СО(г) + Н2(г), если равновесная концентрация водорода оказалась равной     0,06 моль/л, определите константу равновесия.

264. Константа равновесия реакции 3Н2 + N2 = 2NН3 при некоторой температуре равна 2. Сколько моль азота следует ввести на 1 л газовой смеси, чтобы 75 % водорода превратить в аммиак, если исходная концентрация водорода была равна 10 моль/л?

265. В системе 2NO(г) + O2(г) ↔ 2NO2(г) равновесные концентрации веществ составляют [NO] = 0,2 моль/л, [O2] = 0,3 моль/л, [NO2] = 0,4 моль/л. Рассчитайте константу равновесия и оцените положение равновесия.

266. В сосуд вместимостью 0,2 л поместили 0,3 и 0,8 г водорода и йода. После установления равновесия в сосуде обнаружено 0,7 г HI. Вычислите константу равновесия реакции.

267. Начальные концентрации Н2 и I2 равны соответственно 0,6 и 1,6 моль/л. После установления равновесия концентрация йодоводорода оказалась равной 0,7 моль/л. Вычислите равновесные концентрации Н2 и I2 и константу равновесия.

268. При некоторой температуре константа равновесия реакции 2NO + O2 ↔ 2NO2 равна 2,5 моль-1 · л и в равновесной газовой смеси [NO2] = 0,05 моль/л и [NO] = 0,04 моль/л. Вычислите начальные концентрации кислорода и NO.

269. Вещества А и В в количестве 3 и 4 моль соответственно, находящиеся в сосуде вместимостью 2л, реагируют согласно уравнению 5А + 3В = А5В3.

Прореагировало 1,6 моль вещества А. Определите количество израсходованного вещества В и полученного продукта. Рассчитайте константу равновесия.

270. При изучении равновесия реакции H2 + I2 = 2HI найдено, что при исходных концентрациях H2 и I2 по 1 моль/л равновесная концентрация HI равна 1,56 моль/л. Вычислите равновесную концентрацию йодоводорода, если начальные концентрации H2 и I2 составляли по 2 моль/л.

271. При изучении равновесия H2 + I2 = 2HI оказалось, что равновесные концентрации H2 , I2 и HI равны соответственно 4,2; 4,2; 1,6 моль/л. В другом опыте, проводившемся при той же температуре, было найдено, что равновесные концентрации I2 и HI равны 4,0 и 1,5 моль/л. Рассчитайте концентрацию водорода в этом опыте.

272. При некоторой температуре в равновесной газовой системе SO2 – O2 – SO3 концентрации веществ составили соответственно 0,035; 0,15 и 0,065 моль/л. Вычислите константу равновесия и начальные концентрации веществ, предполагая, что это только кислород и SO2.

273. В сосуде вместимостью 8,5 л установилось равновесие СО(г) + Cl2(г) = СОCl2(г). Состав равновесной смеси (г): СО – 11,    Cl2 – 38 и СОCl2 – 42. Вычислите константу равновесия реакции.

274. Как влияют на смещение равновесия и константу равновесия реакции Н2(г) + Cl2(г) = 2HCl(г), ∆H < 0, следующие факторы: а) увеличение концентраций Н2, Cl2 и HCl; б) увеличение давления в 3 раза; в) повышение температуры?

275. Исходные концентрации NO и Cl2 в гомогенной системе 2NO + Cl2 = 2NOCl равны соответственно 0,5 и 0,2 моль/дм3. Вычислите константу равновесия, если к моменту равновесия прореагировало 35 % NO.

 

Варианты контрольных заданий

 

Номер варианта Номера задач к контрольной работе
1 1; 26; 51; 76; 101; 126; 151; 176; 201; 226; 251; 275
2 2; 27; 52; 77; 102; 127; 152; 177; 202; 227; 252; 277
3 3; 28; 53; 78; 103; 128; 153; 178; 203; 228; 253; 278
4 4; 29; 54; 79; 104; 129; 154; 179; 204; 229; 254; 279
5 5; 30; 55; 80; 105; 130; 155; 180; 205; 230; 255; 280
6 6; 31; 56; 81; 106; 131; 156; 181; 206; 231; 256; 281
7 7; 32; 57; 82; 107; 132; 157; 182; 207; 232; 257; 282
8 8; 33; 58; 83; 108; 133; 158; 183; 208; 233; 258; 283
9 9; 34; 59; 84; 109; 134; 159; 184; 209; 234; 259; 284
10 10; 35; 60; 85; 110; 135; 160; 185; 210; 235; 260; 285
11 11; 36; 61; 86; 111; 136; 161; 186; 211; 236; 261; 286
12 12; 27; 62; 87; 112; 137; 162; 187; 212; 237; 262; 287
13 13; 38; 63; 88; 113; 138; 163; 188; 213; 238; 263; 288
14 14; 39; 64; 89; 114; 139; 164; 189; 214; 239; 264; 289
15 15; 40; 65; 90; 115; 140; 165; 190; 215; 240; 265; 290
16 16; 41; 66; 91; 116; 141; 166; 191; 216; 241; 266; 291
17 17; 42; 67; 92; 117; 142; 167; 192; 217; 242; 267; 292
18 18; 43; 68; 93; 118; 143; 168; 193; 218; 243; 268; 293
19 19; 44; 69; 94; 119; 144; 169; 194; 219; 244; 269; 294
20 20; 45; 70; 95; 120; 145; 170; 195; 220; 245; 270; 295
21 21; 46; 71; 96; 121; 146; 171; 196; 221; 246; 271; 296
22 22; 47; 72; 97; 122; 147; 172; 197; 222; 247; 272; 297;
23 23; 48; 73; 98; 123; 148; 173; 198; 223; 248; 273; 298
24 24; 49; 74; 99; 124; 149; 174; 199; 224; 249; 274; 299
25 25; 50; 75; 100; 125; 150; 175; 200; 225; 250; 275; 300
26 2; 29; 52; 78; 106; 149; 155; 198; 202; 226; 273; 277
27 3; 30; 51; 79; 107; 148; 156; 186; 204; 228; 271; 279
28 4; 31; 53; 80; 108; 147; 157; 192; 206; 230; 269; 281
29 5; 32; 54; 81; 109; 146; 158; 195; 208; 232; 267; 283
30 6; 33; 55; 82; 110; 145; 159; 197; 210; 234; 265; 285
31 7; 34; 56; 83; 111; 144; 160; 196; 212; 236; 263; 287
32 8; 35; 57; 84; 112; 143; 161; 199; 214; 238; 261; 289
33 9; 36; 58; 85; 113; 142; 162; 200; 216; 240; 259; 291
34 10; 37; 59; 86; 114; 141; 163; 176; 218; 242; 257; 293
35 11; 38; 60; 87; 115; 140; 164; 178; 220; 244; 255; 295
36 12; 39; 61; 88; 116; 139; 165; 180; 222; 246; 253; 297
37 13; 40; 62; 89; 117; 138; 166; 182; 224; 248; 251; 299
38 14; 41; 63; 76; 118; 137; 167; 184; 225; 250; 274; 300
39 15; 42; 64; 77; 119; 136; 168; 188; 223; 249; 272; 298

Продолжение

 

Номер варианта Номера задач к контрольной работе
40 16; 43; 65; 90; 120; 135; 169; 190; 221; 247; 270; 296
41 17; 44; 66; 91; 101; 134; 170; 194; 219; 245; 268; 294
42 18; 45; 67; 92; 102; 133; 171; 193; 217; 243; 266; 292
43 19; 46; 68; 93; 103; 132; 172; 191; 215; 241; 264; 290
44 20; 47; 69; 94; 104; 130; 173; 177; 213; 239; 262; 288
45 21; 48; 70; 95; 105; 129; 174; 179; 211; 237; 260; 286
46 22; 49; 71; 96; 121; 128; 175; 181; 209; 235; 258; 284
47 23; 50; 72; 97; 122; 127; 151; 183; 207; 233; 256; 282
48 24; 26; 74; 99; 124; 130; 153; 187; 203; 229; 252; 278
49 25; 27; 74; 99; 124; 130; 153; 187; 203; 229; 252; 278
50 1; 28; 75; 100; 125; 145; 154; 189; 201; 227; 275; 276
51 3; 26; 51; 76; 102; 126; 152; 176; 219; 229; 262; 280
52 5; 30; 60; 78; 104; 128; 154; 180; 209; 241; 261; 290
53 7; 32; 69; 80; 106; 130; 156; 184; 217; 231; 260; 300
54 9; 34; 68; 82; 108; 132; 158; 188; 207; 235; 259; 276
55 11; 36; 67; 84; 110; 134; 160; 192; 218; 245; 257; 286
56 13; 38; 56; 86; 112; 136; 162; 196; 208; 250; 256; 296
57 15; 40; 75; 88; 114; 138; 164; 200; 204; 249; 255; 281
58 17; 42; 74; 90; 116; 140; 116; 199; 214; 248; 254; 291
59 19; 44; 73; 92; 118; 142; 168; 198; 224; 247; 253; 292
60 21; 46; 72; 94; 120; 144; 170; 197; 225; 246; 252; 282
61 23; 48; 71; 96; 122; 146; 172; 196; 223; 245; 251; 283
62 25; 50; 70; 98; 124; 148; 174; 195; 221; 244; 275; 293;
63 2; 27; 52; 100; 103; 150; 151; 194; 219; 243; 273; 284
64 4; 28; 53; 77; 101; 127; 153; 193; 217; 242; 271; 294
65 6; 29; 54; 79; 105; 129; 155; 192; 215; 241; 269; 285
66 8; 30; 55; 81; 107; 130; 157; 191; 213; 240; 267; 295
67 10; 31; 56; 83; 109; 131; 159; 190; 211; 239; 270; 278
68 12; 32; 57; 85; 111; 133; 101; 189; 209; 238; 265; 288
69 14; 33; 58; 87; 113; 135; 163; 188; 207; 237; 263; 298
70 16; 34; 59; 89; 115; 137; 165; 1877; 205; 236; 261; 277
71 18; 35; 60; 91; 117; 139; 167; 186; 203; 235; 259; 287
72 20; 36; 61; 93; 119; 141; 169; 185; 201; 234; 275; 297
73 22; 37; 62; 95; 121; 143; 171; 184; 2224; 233; 257; 299
74 24; 38; 63; 97; 123; 145; 173; 183; 222; 229; 255; 289
75 26; 39; 64; 99; 125; 147; 152; 182; 220; 225; 253; 279
76 25; 40; 65; 76; 105; 149; 175; 181; 218; 227; 274; 276
77 20; 41; 66; 77; 110; 150; 174; 180; 216; 229; 272; 277
78 15; 42; 67; 78; 115; 149; 173; 179; 214; 231; 270; 278
79 10; 43; 68; 79; 120; 148; 172; 178; 212; 233; 268; 279
80 5; 44; 69; 80; 125; 147; 171; 177; 210; 235; 266; 280

Продолжение

Номер варианта Номера задач к контрольной работе
81 1; 45; 70; 81; 123; 146; 170; 176; 208; 237; 264; 281
82 6; 46; 71; 82; 122; 145; 109; 178; 206; 239; 262; 282
83 12; 47; 72; 83; 121; 144; 168; 179; 204; 271; 260; 283;
84 18; 48; 73; 84; 120; 143; 167; 199; 202; 243; 258; 284
85 20; 49; 74; 85; 119; 142; 166; 189; 220; 245; 256; 285
86 21; 50; 75; 86; 118; 141; 165; 188; 221; 247; 254; 286
87 23; 31; 52; 87; 117; 140; 164; 180; 22; 249; 252; 287
88 25; 33; 54; 88; 116; 139; 163; 190; 223; 250; 251; 288
89 4; 35; 56; 89; 115; 138; 162; 200; 224; 248; 253; 289
90 5; 37; 58; 90; 114; 137; 161; 175; 225; 246; 255; 290
91 7; 39; 60; 91; 113; 136; 160; 185; 211; 244; 257; 291
92 8; 41; 62; 92; 112; 135; 159; 195; 212; 242; 259; 292
93 11; 43; 64; 93; 111; 134; 158; 176; 213; 240; 261; 293
94 13; 45; 66; 94; 110; 133; 157; 186; 214; 238; 263; 294
95 15; 47; 68; 95; 109; 132; 156; 196; 215; 236; 265; 295
96 17; 49; 70; 96; 108; 131; 155; 177; 295; 234; 267; 296
97 19; 26; 72; 97; 107; 130; 154; 197; 294; 232; 269; 297
98 12; 27; 74; 98; 106; 129; 1153; 187; 203; 230; 271; 298
99 14; 29; 75; 99; 105; 128; 152; 188; 202; 228; 273; 299
 100 16; 31; 73; 100; 104; 127; 151; 198; 201; 226; 275; 300

 


 

Содержание

 

Общие методические указания..................... 3

Задачи................................. 7

Газовые законы. Простейшие стехиометрические расчеты...... 7

Эквивалент. Закон эквивалентов.................. 9

Строение атома........................... 11

Периодическая система элементов Д.И. Менделеева......... 13

Химическая связь и строение молекул................ 16

Комплексные соединения...................... 18

Энергетика химических процессов.................. 20

Энтропия. Второй закон термодинамики............... 22

Направление протекания химических реакций............ 25

Скорость химических реакций.................... 27

Химическое равновесие....................... 30

Способы выражения состава растворов............... 32

Литература............................... 35

Приложение............................ 36

 

Редактор Н.А. Бачурина

Изготовление оригинал-макета: М.Н. Авдюхова

ЛР № 021316 от 25 декабря 1998 г.

 


Сдано в набор 07.06.03 г. Подписано к печати 02.09.03 г.

Тир. 25 экз. Уч.-изд. л. 1,81. Усл. печ. л. 2,33.

Формат 60´841/16. Гарнитура Таймс.

 


162600, г. Череповец, пр. Луначарского, 5.

Череповецкий государственный университет

 




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Часть 1

 

Учебно-методическое пособие

 

Для студентов заочной формы обучения

 

 

Специальности: 250200 – химическая технология неорганических веществ; 170500 – машины и аппараты химических производств

 

 

ЧЕРЕПОВЕЦ

2003

Методические указания и контрольные задания по общей и неорганической химии (для студентов заочной формы обучения). Ч. 1: Учеб.-метод. пособие. Череповец: ЧГУ, 2003. - 40 с.

 

Рассмотрено на заседании кафедры химии, протокол № 8 от 25.04.03 г.

Одобрено редакционно-издательской комиссией Инженерно-технического института ЧГУ, протокол № 3 от 28.04.03 г.

 

 

С о с т а в и т е л и : Ю.С. Кузнецова; О.В. Ульянова

 

Р е ц е н з е н т ы : Л.Ю. Кудрявцева – канд. техн. наук, доцент (ЧГУ); О.А. Калько – канд. техн. наук, доцент (ЧГУ)

 

Н а у ч н ы й р е д а к т о р : Г.А. Котенко – канд. хим. наук, доцент

 

 

© Череповецкий государственный

университет, 2003

Общие методические указания

Химия является одной из фундаментальных естественно-научных дисциплин. В процессе изучения химии вырабатывается научный взгляд на мир в целом. Знание химии необходимо для плодотворной творческой деятельности инженера любой специальности.

Работа студента над курсом общей химии состоит из самостоятельного изучения материала по учебникам и учебным пособиям, выполнения контрольных работ, сдачи зачетов по лабораторному практикуму и сдачи экзаменов по всему курсу.

 

Курс общей химии включает в себя следующие темы:

1. Введение. Основные законы и понятия химии.

Химия как раздел естествознания. Понятие о материи и веществе. Атомно-молекулярное учение. Изотопы, изотоны, изобары. Относительная атомная и молекулярная массы. Простые и сложные вещества. Моль – единица количества вещества. Молярная масса и объем.

Основные законы химии. Закон сохранения материи и энергии. Эквивалент. Число эквивалентности. Закон эквивалентов. Молярная масса эквивалентов для простых и сложных веществ. Определение эквивалентных масс сложных веществ в ионообменных и окислительно-восстановительных реакциях. Закон простых объемных отношений. Гипотезы Авогадро и следствия из них. Эквивалентный объем. Объединенный газовый закон. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Закон Дальтона. Закон Дюлонга – Пти.

2. Строение атома и систематика химических элементов.

Основные сведения о строении атома. Явление радиоактивности. Ядерные реакции. Теория Резерфорда. Строение атома водорода по Бору. Понятие о квантовой механике. Двойственная природа электрона. Уравнение Планка и Эйнштейна, уравнение де Бройля. Принцип неопределенности Гейзенберга. Уравнение Шредингера. Волновая функция. Электронная плотность.

Характеристика состояния электронов системой квантовых чисел, их физический смысл. Многоэлектронные атомы. Принцип Паули. Правило Гунда. Правило Клечковского и исключения из него. Составление электронно-графических формул элементов.

Периодическая система и электронное строение атомов элементов. Современная формулировка Периодического закона Менделеева. Количественные характеристики химической активности элементов: энергия ионизации, энергия сродства к электрону, электроотрицательность, основные закономерности. Атомные и ионные радиусы, их зависимость от электронного строения и степени окисления.

3. Химическая связь и строение молекул.

Основные типы и характеристика химической связи. Ковалентная и ионная связь. Метод валентных связей, понятие о методе молекулярных орбиталей. Межмолекулярное взаимодействие, его природа и энергия. Водородная связь. Строение вещества в конденсированном состоянии. Твердое, жидкое, газообразное и плазменное состояния, их особенности.

4. Комплексные соединения (КС).

Координационная теория Вернера. Строение КС. Номерклатура, классификация КС, устойчивость КС. Константы нестойкости и устойчивости. Двойные соли. Теория «жестких» и «мягких» реакционных центров. Изомерия КС.

5. Энергетика химических процессов.

Химическая термодинамика. Основные понятия (классификация систем, фаза, интенсивные и экстенсивные параметры системы, уравнения состояния, организации состояния, функции состояния, изобарные, изохорные и изотермические процессы). Первый закон термодинамики. Внутренняя энергия и энтальпия. Термохимия. Закон Гесса и его следствие. Энтропия. Термодинамическая вероятность. Уравнение Больцмана. Второй и третий законы термодинамики. Энергия Гиббса как критерий направленности химических реакций в закрытых системах. Энергия Гельмгольца как характеристика изохорно-изотермических процессов.

6. Химическая кинетика. Химическое равновесие. Катализ.

Средняя и истинная скорости химической реакции. Закон действующих масс, его математическое выражение, физический смысл входящих в него величин. Классификация реакций. Зависимость скорости реакции от температуры. Теория активации. Теория Вант-Гоффа. Уравнение Аррениуса. Основные теории катализа. Адсорбция. Влияние температуры и давления на процессы адсорбции. Каталитические яды, промоторы и ингибиторы.

Химическое равновесие. Константа химического равновесия для гомогенных и гетерогенных реакций. Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье.

7. Молекулярно-дисперсные системы.

Дисперсные системы. Признаки классификации. Основные понятия. Способы выражения состава растворов. Растворимость. Идеальный раствор. Коллигативные свойства разбавленных раст­воров неэлектролитов. Осмотическое давление. Законы Рауля. Растворы электролитов. Протонная теория кислот и оснований.

Степень электролитической диссоциации. Закон разбавления Оствальда. Изотонический коэффициент. Активность. Коэффициент активности. Произведение растворимости. Ионные реакции. Ионное произведение воды. Водородный и гидроксидный показатели.

Индикаторы. Изменение окраски индикатора при изменении концентрации Н+ и ОН-  ионов в растворах. Буферные растворы. Гидролиз солей. Константа гидролиза.

8. Окислительно-восстановительные процессы.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Основные группы окислителей и восстановителей. Окислительно-восстановительная двойственность. Методы составления ОВР. Типы ОВР. Определение направления протекания ОВР.

9. Электрохимические процессы.

Механизм образования электродных потенциалов. Равновесный электродный потенциал, стандартный электродный потенциал. Ряд стандартных электродных потенциалов металлов.

Гальванические элементы. Составление схем гальванических элементов. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие на электродах, ЭДС гальванического элемента. Уравнение Нернста. Электролиз, законы Фарадея. Положения, определяющие характер процессов, протекающих на электродах при электролизе расплавов и растворов электролитов.

Коррозия металлов. Виды коррозии. Типы коррозионных процессов в зависимости от среды, механизм их протекания. Факторы, определяющие интенсивность коррозионных процессов. Методы защиты от коррозии.

 

10. Введение в химию элементов.

Групповая и типовая аналогия. Электронные аналоги. Слоевые аналоги. Переходные металлы. Контракционная аналогия. Лантаноидная контракция. Элементы – близнецы. Горизонтальная, диагональная и «звездная» аналогии. Металлы и неметаллы в ПС. Граница Цинтля. Кристаллохимическое правило Юм-Розери.

 

В процессе изучения курса общей химии студенты должны выполнить три контрольные работы. Каждая работа включает в себя 12 задач.

Перед выполнением контрольной работы необходимо изучить соответствующие разделы курса. Ответы на вопросы должны быть ясными и четкими. Решение каждой задачи должно содержать расчетные формулы, уравнения химических реакций, математическое выражение законов и правил, числовые значения констант с указанием, откуда они взяты. В случае необходимости при выполнении вспомогательных расчетов следует привести их краткое пояснение. Задачи должны быть решены простейшим путем.

Контрольная работа выполняется аккуратно в отдельной тетради, четким почерком. Для замечаний рецензента необходимо оставлять поля 4–5 см. Номер и условие задачи следует переписывать в том порядке, в котором они указаны в задании. Контрольная работа должна быть подписана студентом с указанием даты ее выполнения. В соответствии с замечаниями рецензента студент вносит исправления и дополнения в конце тетради, а не в рецензируемом тексте.

Если контрольная работа не зачтена, ее нужно выполнить заново с учетом замечаний рецензента и выслать на повторное рецензирование вместе с незачтенной работой. Контрольная работа, выполненная по чужому варианту, преподавателем не рецензируется и не зачитывается. Каждый студент выполняет вариант контрольной работы, номер которой совпадает с двумя последними цифрами номера его студенческого билета (шифра) (см. приложение).

Контрольная работа сдается студентом за 10 дней до начала сессии.

 

 

ЗАДАЧИ

Дата: 2018-12-28, просмотров: 295.