Тема 11. Теория внешних эффектов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внешние эффекты. Общественные и частные издержки и выгоды. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Причины существования внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов. Теорема Коуза. Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии. Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Киотский протокол. Особенности государственного регулирования внешних эффектов.

В ряде случаев совершение рыночных операций между двумя субъектами может привести к тому, что определенные выгоды или потери будут иметь субъекты, не участвующие в данной сделке. Данные выгоды и потери получили название внешних эффектов в силу того, что не отражаются в рыночной цене товаров.

Выделяют 4 ситуации возникновения внешних эффектов:

1) Производство одного товара оказывает влияние на производство других товаров;

2) Производство товара оказывает влияние на потребление других субъектов;

3) Потребление одного блага оказывает влияние на производство другого блага;

4) Потребление одного субъекта оказывает влияние на потребление другого субъекта.

Внешние эффекты бывают положительными и отрицательными.

Отрицательные внешние эффекты связаны с потерями, которые несут субъекты, не участвующие в рыночной сделке. Потери связаны с тем, что производство не учитывает издержки других субъектов, общества в целом (например, загрязнение окружающей среды). Поэтому производится продукции в большем объеме, чем нужно обществу и продают ее по более низкой цене, чем нужно обществу.

Величину отрицательного внешнего эффекта количественно можно определить как произведение объема производства данной продукции, определенного рынком, на предельные издержки, которые несет общества от дополнительной единицы продукции.

Положительные внешние эффекты возникают в силу того, что производители благ не учитывает выгод общества от производства и потребления этих благ и, соответственно, производят их в недостаточном объеме (образование).

Внешние эффекты рыночный механизм самостоятельно устранить не может, так как ориентируется на платежеспособный спрос и собственные издержки производства. Устранить их можно за счет нерыночных методов:

- Введение налогов и субсидий - налоги вводятся при существовании отрицательных внешних эффектах, при этом величина налога должна быть равна предельным издержкам общества. В этом случае с учетом налога возрастут издержки производства и фирмы должны повысить цену. Так как действует закон спроса, то понижается объем покупаемых товаров до объема, который будет выгоден обществу

- Субсидии вводятся тем предприятиям, которые производят товар с положительным внешним эффектом. За счет субсидий покрывается часть издержек предприятия. Следовательно, оно может увеличить объем производства, предлагая продукцию в необходимом для общества объеме.

- Политика компенсации.

- Обращение в суд с целью защиты своих интересов. В этом случае суд определяет величину негативного эффекта и размер компенсации.

- Воспитание в человеке чувства уважения к правам других людей, в результате чего, приходит осознание идеи, что свобода одного субъекта заканчивается там, где начинается свобода другого человека, и учитываются в своей деятельности внешние эффекты.

В экономической литературе существует теория прав собственности. Она утверждает, что внешние эффекты возникают в результате конкуренции между различными вариантами использования ресурсов, если права собственности на каждый из этих вариантов не закреплены. Разработано понятие трансакционных издержек, под которыми понимают издержки, которые несет общество на заключение рыночных сделок. Введено понятие прав собственности, которое характеризует различные отношения, которые возникают между субъектами по отношению редких благ и факторов производства. Теория утверждает, что права собственности могут распределяться в различных комбинациях между субъектами. Используя эти понятия, Рональд Коуз сформулировал положение, что внешние эффекты могут быть устранены рыночным механизмом, если включены в цену товара. Оно получило название теоремы Коуза и звучит следующим образом:

При нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны.

Это означает, что в результате переговоров между участниками сделки все ресурсы, в том числе и те, которые ранее не учитывались, получат денежную оценку и их собственником станет тот субъект, которому это наиболее выгодно.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 230.