Самосознание как особый феномен
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Самосознание – это динамическая система представлений человека о самом себе, осознание им своих физических, интеллектуальных и других качеств, самооценка этих качеств, а так же субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов (Митина 2004).

Это выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов (Психологический словарь 2006).

В отечественной психологии исследования самосознания сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов:

- философско-методологические и историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием (Кон 1978, Спиркин 1972 и др.);

- общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности (Божович 1968, Чеснокова 1977, Рубинштейн 1989 и др.);

- социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей (Захарова 1989, Липкина 1976, Столин 1983 и др.).

Понятие «самосознание» используется как обобщающее для обозначения всей области в целом, включая как процессуальные, так и структурные характеристики. Термины «самосознание», «представление о себе» применяются для описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе. Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка». «Образ Я» рассматривается, как структурное образование самосознания, своего рода «итоговый продукт» неразрывной деятельности трех его сторон –когнитивной, эмоциональной и регуляторной (Столин 1983).

По мнению В.В. Столина (1983) самосознание осуществляется на трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных ей отношениях и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей.

По мнению М.И. Лисиной (1986), образ себя имеет аффективно-когни­тивный характер и состоит из эмоционального отношения человека к себе и когнитивных представлений (знаний) о себе. Она считает, что Я-образ имеет сложную архитектонику: есть центральное, ядерное образование, в котором представлено в наиболее переработанной форме знание о себе как субъекте, в нем рождается общая самооценка, тут она постоянно существует и функционирует; существует также «периферия», на которую поступают самые новые и свежие сведения человека о себе, оказывающие влияние на изменение представлений о себе.

Таким образом, самосознание – это, прежде всего, сложный многоступенчатый процесс, с помощью которого человек познаёт себя и формирует собственное представление о самом себе и отношение к себе.

Уровни и единицы самосознания (Столин В.В.)

Эмпирические исследования разви­тия самосознания ребенка показывают, что это раз­витие проходит ряд стадий, или фаз.

Так, В. С.Мер­лин выделяет четыре таких фазы:

· «сознание тожде­ственности» (первый год жизни) — при этом про­исходит то, что мы обозначили как самовыделение и принятие себя в расчет; «сознание Я» (появляется к двум-трем годам), связанное с осознанием себя как субъекта деятельности;

· осознание своих психических свойств, происходящее в результате обобщения дан­ных самонаблюдения,

· фазу социально-нравственной самооценки, возникающей в юношеском возрасте.

Понятие уровней в том смысле, в котором мы бу­дем его употреблять' в дальнейшем, предполагает:

а) каждый из уровней развития того или иного про­цесса или структуры является необходимым для по­следующего;

б) каждый из уровней развития имеет свою собственную «природу», т. е. образован суще­ственно различными связями, отношениями, опосредованиями;

в) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего;

г) вышележащий уровень управляет нижележащим;

д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с развитием вышележащего.

И. И. Чеснокова предлагает различать два уров­ня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе.

1. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках со­поставления «Я» и «другого человека». Сначала не­которое качество воспринимается и понижается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самопоз­нания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение.

2. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т. е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует «уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными в разное вре­мя, в разных ситуациях». В качестве специфического внутреннего приема самопознания указываются са­моанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. .Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требо­ваний. Высшего развития самосознание на этом вто­ром уровне достигает при формировании жизненных планов и целей, жизненной философии в целом, своей общественной ценности, собственного достоинства.

И. С. Кон:

В целом образ «Я» понимался как установочная система; установки обладают тре­мя компонентами:

1. когнитивным,

2. аффективным

3. про­изводным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта).

Нижний уровень образа «Я» «составляют неосознанные, представлен­ные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе;

выше располо­жены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складывают­ся в относительно целостный образ;

наконец, сам этот образ «Я» вписывается в общую систему цен­ностных ориентации личности, связанных с осозна­нием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей».

Для решения проблемы выделения уровней необ­ходимо прежде всего решить вопрос о специфике форм активности человека, форм его жизнедеятель­ности. Такое решение возможно на пути анализа тех специфических качеств и тех форм отношений с дей­ствительностью, которыми обладает человек как организм, как социальный индивид, как личность.

В.В. Столин: единицами самосознания личности являют­ся не образы сами по себе, и не самооценки в когни­тивной или эмоциональной форме, и не образы + самооценки.

Единицей самосознания личности явля­ется конфликтный смысл «Я», отражающий столкно­вение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей.

Это столк­новение осуществляется путем поступков, которые, таким образом, являются пусковым моментом обра­зования противоречивого отношения к себе. В свою очередь, смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоцио­нальной сферах.

Таким образом, единица самосозна­ния (конфликтный смысл «Я») —это не просто часть содержания самосознания, это процесс, внутреннее движение, внутренняя работа.

Этапы развития самосознания

Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка – становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый период включительно.

Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела – субъективного образа взаимного положения состояния движения частей тела в пространстве. Этот образ формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве (проприоцептивной информации и о состоянии движения органов (кинестетической информации). Схема тела простирается за пределы физического тела и может включать в себя предметы, долго находящиеся с ним в прикосновении (одежда). Ощущения, возникающие у ребенка на основе проприоцептивной и кинестетической информации, создают у него эмоционально окрашенное впечатление комфорта или дискомфорта, т. е. то, что можно назвать самочувствием организма. Таким образом, схема тела – изначально первый компонент в структуре самосознания.

Следующей ступенью в формировании самосознания является начало ходьбы. При этом существенно не столько техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Относительная автономность ребенка в его передвижении порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я». С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что не существует «Я» вне отношений к «ТЫ».

Следующий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью, т. е. отнесение себя к полу и осознание содержания половой роли. Ведущим механизмом усвоения половой роли является идентификация, т. е. уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу.

Важный этап в становлении самосознании – овладение ребенком речью. Возникновение речи изменяет характер отношений между ребенком и взрослым. Овладевая речью, ребенок получает возможность направлять действия других людей по своему желанию, т. е. из состояния объекта воздействий окружающих он переходит в состояние субъекта своих воздействий на них.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 227.