ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общие представления о личности в отечественной психологии

Отличия от западных:

Западные авторы писали для широкой публики. Отечественные теории были предназначены для специалистов.

Не все авторы были практиками, в основном разрабатывались именно теории, часто без планируемого эмпирического применения.

Основные вопросы, которые решались в отечественных теориях личности:

1. Что такое личность?

2. Что входит в личность? И что в нее не входит?

3. Структура личности.

4. Соотношение биологического и социального в человеке – соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

5. Развитие личности (сколько раз рождается личность, какие этапы развития проходит).

6. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности.

7. Типология личности.

Личность –это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Ананьев Б.Г.);

т.е. как объект личность подвергается влиянию различных факторов, а как субъект – сама влияет на них, хотя и в меньшей степени (см. рисунок). Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху.

 

 

Б.Г. Ананьев рассматривал личность в единстве четырех сторон:

1) человека как биологического вида;

2) онтогенеза и жизненного пути человека как индивида;

3) человека как личности;

4) человека как части человечества.

Личность– это орган индивидуальной интеграции, сознательного самоуправления и формирования активной жизненной позиции (Столин, Петухов и др.)

Отсюда три «рождения» личности:

1. Индивидуальная интеграция

- ребенок осознает себя как индивидуальность, как отдельное «я» и говорит об этом (ок. 3 лет).

2. Сознательное самоопределение

- кризис подросткового возраста: «кто я?», «какой я?», «зачем я?» и т.д.

3. Формирование активной жизненной позиции

- может происходить в любом возрасте, но не обязательно формируется у каждого человека.

К.К. Платонов отмечает, что за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить четыре доминирующие теории личности:

1917–1936 гг.– личность как профиль психических черт;

1936-1950 гг.- личность как опыт человека;

1950-1962 гг.- личность как темперамент и возраст;

1962-1970 гг.- личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.

С середины 60-х годов предпринимаются попытки выяснения общей структуры личности.

К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного подхода, требующего выделения системообразующих признаков личности.

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологиче­ской и изучается, по существу, всеми общественными науками.

В этой связи возникает вопрос о специфике исследования лич­ности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту — общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформу­лирован личностный принцип, который требует исследовать пси­хические процессы и состояния личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).

Приступая к обзору основных отечественных концепций психологии личности, следует отметить, что в содержательном плане все же доминирует структурный, а впоследствии сменивший его системно-структурный подход. Наибольшую известность приобрели концепции личности в школах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова (Москва); В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева (С-Петербург), Д.И. Узнадзе (Грузия).

А. Н. Леонтьев (1903-1979)

Концепция личности

По мнению А.Н. Леонтьева «личность человека производится – создается общественными отношениями». Рассматривал соотношение понятий «индивид» и «личность».

Индивид– биологическая основа человека, это целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного субъекта, отличающего его от других представителей этого вида.

Это генотипическое образование, но в него входят и свойства, который складываются в онтогенезе (т.е. изменение физических характеристик человека в течение жизни).

А.Н. Леонтьев не относил к личности прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, аффективность, природные задатки, а так же прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе и профессиональные. Все перечисленное составляет индивидуальные свойства человека. Понятие «личность» можно употреблять только к человеку начиная с определенного момента его развития.

Свойства индивида не переходят в свойства личности, они так и остаются индивидуальными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования.

Личность - это целостное образование особого рода, не обусловленное генотипически, не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей.

Развитие личности – процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Т.е. личность формируется, развивается и изменяется в деятельности.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 271.