Психофизиология
Методическое пособие
Челябинск
Издательство ЮУрГУ
2002
1. Образовательно-профессиональные требования
к дисциплине «Психофизиология»
1.1. Место дисциплины «Психофизиология» в системе подготовки психологов
В соответствие с государственными образовательными стандартами 2000 года, регламентирующих подготовку специалистов и бакалавров по психологии, психофизиология относится к федеральному компоненту цикла «Общепрофессиональные дисциплины». Приведённые в данных указаниях программы разработаны для подготовки студентов, изучающих психологию на дневной форме обучения (специальность 020400 «Психология» и направление 52100 «Психология»), а также для студентов заочной формы (специальность 020400 «Психология»).
1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Психофизиология»:
В силу интегративного характера дисциплины «Психофизиология», требования к уровню освоения её содержания перекликаются с требованиями, предъявляемыми к смежным с ней дисциплинам «Физиология центральной нервной системы», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Общая психология» и др. Согласно п.2.2.3. ГОС «Требования по общепрофессиональным дисциплинам», специалист должен:
понимать принципы переработки информации в центральной нервной системе человека; физиологию движения, памяти, обучения, эмоциональных состояний, принятия решений;
иметь представление о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности человека и человеческих общностей;
знать механизмы волевой регуляции, виды и функции эмоций;
знать психофизические механизмы ощущений, закономерности восприятия и порождения предметного образа;
понимать сущность мышления как высшей формы познавательной деятельности; генезис и многообразие ее разновидностей;
знать виды и функции речи, виды и феномены внимания и памяти, законы их развития;
иметь общие представления о нейронных механизмах психических процессов и состояний, методах психофизиологической экспертизы качества среды, об индивидуальной устойчивости к стрессу, индивидуально-типологических характеристиках, о коррекции и восстановлении психического и физического здоровья.
В связи с этим в обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности 020400 — «Психология» и направлению 52100 — «Психология» при изучении психофизиологии должно входить рассмотрение следующих вопросов:
принципы переработки информации в центральной нервной системе;
психофизиология высших психических функций;
психофизиология сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний и эмоций;
психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений;
когнитивная психофизиология;
прикладная психофизиология;
системная психофизиология;
психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология);
методы психофизиологического исследования.
1.3. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины
Изучение дисциплины «Психофизиология» базируется на знаниях, полученных студентами в процессе изучения курсов «Анатомия центральной нервной системы» и «Физиология центральной нервной системы», «Физиология ВНД и сенсорных систем». Для изучения дисциплины «Психофизиология» студент должен иметь представления о нейронных механизмах, лежащих в основе психики, об основных нейронных системах и их взаимодействиях в процессе формирования эмоций и т.д.
2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины
2.1. Целью изучения дисциплины «Психофизиология» является углубление знаний нейронных механизмов регуляции психических функций и функционального состояния организма, а также с методами психофизиологического исследования.
2.2. Задачами преподавания и изучения дисциплины «Психофизиология» являются:
формирование представлений о нейронных механизмах формирования психических процессов и состояний;
знакомство с психофизиологическими методами исследования, их возможностями и перспективами развития;
формирование у студентов понимания правил построения психофизиологического эксперимента и использования прикладной психофизиологии для решения практических задач в области исследования трудовой деятельности человека, учебного процесса, диагностики функционального состояния организма, эмоций, мышления, внимания и др.
Объем дисциплины, виды учебной работы и её распределение по темам при изучении на очной и заочной формах обучения (табл. 1)
Таблица 1
Состав и объём дисциплины психофизиология
Вид учебной работы
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
4. Содержание дисциплины
4.1. Название тем для изучения, их краткое содержание и объём занятий по видам учебной работы в часах для студентов очной (табл.2) и заочной (табл. 3) форм обучения
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды и объём занятий для студентов очной формы обучения
Номер раздела, темы | Наименование разделов, тем дисциплины |
Объем в часах по видам | |||||
Всего | Л | ПЗ, С и ЛР | СРС | ||||
1 | Психофизиология как наука: история развития, предмет и объект изучения, связь с другими науками. Методы психофизиологического исследования | 4 | 2 | 1 | 1 | ||
|
| Окончание таблицы 2 | |||||
Номер раздела, темы | Наименование разделов, тем дисциплины | Объем в часах по видам | |||||
Всего | Л |
ПЗ, С и ЛР | СРС | ||||
2 | Принципы переработки информации в центральной нервной системе. Психофизиология высших психических функций | 5 |
|
| 5 | ||
3 | Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений | 5 | 2 | 1 | 2 | ||
4 | Психофизиология функциональных состояний | 8 | 2 | 2 | 4 | ||
5 | Психофизиология эмоций; психофизиология стресса, профилактика стресса | 6 | 2 | 2 | 2 | ||
6 | Системная психофизиология | 6 | 2 | 2 | 2 | ||
7 | Психофизиология сознания. Психофизиология сна | 6 | 2 | 2 | 2 | ||
8 | Психофизиология интеллекта. | 4 |
| 2 | 2 | ||
9 | Когнитивная психофизиология. Психофизиология внимания, и памяти | 5 |
| 2 | 3 | ||
10 | Психофизиология речевых процессов | 4 | 2 |
| 2 | ||
11 | Прикладные аспекты психофизиологии: психофизиология трудовой деятельности, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология), сравнительная психофизиология, социальная, возрастная и экологическая психофизиология | 7 | 2 | 2 | 3 | ||
Итого | 60 | 16 | 16 | 28 | |||
Таблица 3
Разделы дисциплины, виды и объём занятий для студентов заочной формы обучения
Номер раздела, темы | Наименование разделов, тем дисциплины |
Объем в часах по видам | |||
Всего | Л | ПЗ, С и ЛР | СРС | ||
1 | Психофизиология как наука: история развития, предмет и объект изучения, связь с другими науками. Методы психофизиологического исследования | 4 | 2 | 2 | |
2 | Принципы переработки информации в центральной нервной системе. Психофизиология высших психических функций | 5 | 1 | 4 | |
3 | Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений | 5 | 2 | 1 | 2 |
4 | Психофизиология функциональных состояний | 8 | 2 | 6 | |
5 | Психофизиология эмоций; психофизиология стресса, профилактика стресса | 6 | 2 | 4 | |
6 | Системная психофизиология | 6 | 6 | ||
7 | Психофизиология сознания и психофизиология сна | 6 | 2 | 4 | |
8 | Психофизиология интеллекта | 4 | 4 | ||
9 | Когнитивная психофизиология. Психофизиология внимания, и памяти | 4 | 4 | ||
10 | Психофизиология речевых процессов | 4 | 4 | ||
11 | Прикладные аспекты психофизиологии: психофизиология трудовой деятельности, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология), сравнительная психофизиология, социальная, возрастная и экологическая психофизиология | 7 | 7 | ||
Итого | 60 | 8 | 4 | 48 |
4.2. Содержание (и методические рекомендации) разделов
и тем дисциплины
Тема 1. Психофизиология как наука: история развития, предмет и объект изучения, связь с другими науками. Методы психофизиологического исследования
Целью изучения данной темы является знакомство с психофизиологией как наукой, историей её становления, с наиболее близкими дисциплинами. Определяется предмет и объект исследования психофизиологии и её основные разделы. Рассматриваются инвазивные и неинвазивные методы, используемые в психофизиологии. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на интегративный характер психофизиологии, её тесную связь с естественными науками (нейробиологией, психобиологией, физиологией, анатомией и гистологией ЦНС) и психологией. При рассмотрении методов психофизиологии следует обратить внимание на то, что инвазивные методы используются преимущественно в исследовательских целях для получения фундаментальных знаний о нейронных механизмах психических процессов и состояний, а неинвазивные — в прикладных диагностических исследованиях, для оценки состояния ЦНС, активности тех или иных блоков мозга, а также для оценки функционального состояния организма.
Тема 2. Принципы переработки информации в центральной нервной системе. Психофизиология высших психических функций
Изучение данной темы основывается на знаниях студентов, полученных ими в процессе изучения курсов «Физиология центральной нервной системы» и «Физиология ВНД и сенсорных систем». Материал данной темы достаточно подробно изучался студентами в рамках данных дисциплин, поэтому при подготовке данной темы студенту необходимо восстановить и интегрировать все знания, полученные по данной тематике. Дополнительно рассматриваются методы диагностики и изучения индивидуальных различий работы анализаторов, а также сенсомоторная координация глаз при осмотре сцены.
Семинарские занятия
Тематика и содержание семинарских занятий, предусмотренных по дисциплине «Психофизиология» для студентов очной формы обучения представлены в табл.5
Таблица 5
Состав и объём семинаров по психофизиологии для студентов очной формы обучения
№ семи-нара | Номер темы | Тема и краткое содержание семинара | Характер и цель семинара | Кол-во часов |
1 | 4 | Психофизиология функциональных состояний Функциональные состояния: определение, подходы к выделению функциональных состояний. Нейронные механизмы регуляции функциональных состояний. Модулирующие системы мозга. Диагностика функциональных состояний. Обратная связь в регуляции функциональных состояний: виды искусственной обратной связи в психофизиологии, значение обратной связи в регуляции поведения | Семинар проводится в виде собеседования и опроса по вопросам данной темы | 1 |
2 | 5 | Психофизиология эмоций; психофизиология стресса, профилактика стресса Эмоции: определение, биологическая роль, классификация. Потребности: их виды и роль в формировании эмоций. Мотивации как фактор организации поведения. Лимбическая система: входящие в неё нервные структуры, их взаимодействие в процессе формирования эмоций. Методы изучения роли отдельных структур в формировании эмоций. Индивидуальные особенности взаимодействия структур мозга, реализующих функции эмоций, как основа темпераментов | Семинар проводится в виде собеседования и опроса по вопросам данной темы | 2 |
Продолжение таблицы 5 | ||||
№ семинара | Номер темы | Тема и краткое содержание семинара | Характер и цель семинара | Кол-во часов |
Влияние эмоций на деятельность, объективные методы контроля эмоционального состояния человека. Теория стресса, преодоление и профилактика стресса | ||||
3 | 6 | Системная психофизиология Основные положения системной психофизиологии. Системогенез, понятие о физиологических и патологических системах, их роль в регуляции поведения. Решение проблемы соотношения мозга и психики в рамках системной психофизиологии | Семинар проводится в виде собеседования и опроса по вопросам данной темы | 2 |
4 | 7 | Психофизиология сознания Сознание: определение, критерии сознания. Физиологические основы сознания. Бессознательные психические процессы: их виды и роль в регуляции поведения Изменённые состояния сознания (медитация, гипноз), их психофизиологические признаки. Психофизиология сна Психофизиология сна: определение, виды сна, стадии сна, их фарактеристика. Физиологические изменения во время сна. Теории сна | Собеседование и опрос по вопросам данной темы | 2 |
5 | 8 | Психофизиология интеллекта Определение интеллекта, его диагностика. Психофизиологические подход к изучению интеллекта | Разбор материала темы, оценка качества знаний по результатам собеседования | 2 |
Окончание таблицы 5 | ||||
№ семи-нара | Номер темы | Тема и краткое содержание семинара | Характер и цель семинара | Кол-во часов |
6 | 9 | Когнитивная психофизиология. Психофизиология внимания, и памяти Основные проблемы когнитивной психофизиологии. Проблема внимания в психофизиологии. Ориентировочный рефлекс: определение, компоненты ориентировочного рефлекса. Нейронные механизмы ориентировочного рефлекса. Ориентировочно-исследовательская деятельность. Методы изучения и диагностики внимания | Обсуждение данного круга вопросов и проблем | 1 |
7 | 7 | Прикладные аспекты психофизиологии: Психофизиология трудовой деятельности. Психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология). Сравнительная психофизиология. Социальная психофизиология. Возрастная психофизиология. Экологическая психофизиология | Разбор материала темы, оценка качества знаний по результатам собеседования | 2 |
7. Самостоятельная работа студентов (СРС)
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Психофизиология» предусмотрена в объеме 28 часа для студентов очной формы обучения и 48 часов для студентов заочной формы обучения. СРС состоит в самостоятельной подготовке студентов к семинарским занятиям по основным разделам дисциплины в соответствии с программой и содержанием дисциплины. Примерное распределение часов, предусмотренных для изучения вопросов семинаров указанно в таблицах 2 и 3. При самостоятельной подготовке студентам рекомендуется использовать литературу, приведённую в п. 9.1.
7.1. Вопросы к практическим занятиям для студентов очной формы обучения и рекомендуемая литература
Вопросы к практическому занятию №1
Вопросы к практическому занятию №2
Вопросы к практическому занятию №3
Тема: «Психофизиология сна»
— Психофизиология сна: виды сна, стадии сна, их характеристики. Физиологические изменения во время сна.
— Теории сна: химические, энергетические, информационные психодинамические.
Учебная литература по данной теме
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу Общая и возрастная психофизиология. – М.: Изд. Флинта, 1997.— С.60–74.
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию.— 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. Флинта, 2001.– С.85–97.
Александров Ю.И. Основы психофизиологии. – М.: Инфра-М, 1997.– С.244–265.
Вопросы к практическому занятию №4
Психофизиология
Методическое пособие
Челябинск
Издательство ЮУрГУ
2002
1. Образовательно-профессиональные требования
к дисциплине «Психофизиология»
1.1. Место дисциплины «Психофизиология» в системе подготовки психологов
В соответствие с государственными образовательными стандартами 2000 года, регламентирующих подготовку специалистов и бакалавров по психологии, психофизиология относится к федеральному компоненту цикла «Общепрофессиональные дисциплины». Приведённые в данных указаниях программы разработаны для подготовки студентов, изучающих психологию на дневной форме обучения (специальность 020400 «Психология» и направление 52100 «Психология»), а также для студентов заочной формы (специальность 020400 «Психология»).
1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Психофизиология»:
В силу интегративного характера дисциплины «Психофизиология», требования к уровню освоения её содержания перекликаются с требованиями, предъявляемыми к смежным с ней дисциплинам «Физиология центральной нервной системы», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Общая психология» и др. Согласно п.2.2.3. ГОС «Требования по общепрофессиональным дисциплинам», специалист должен:
понимать принципы переработки информации в центральной нервной системе человека; физиологию движения, памяти, обучения, эмоциональных состояний, принятия решений;
иметь представление о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности человека и человеческих общностей;
знать механизмы волевой регуляции, виды и функции эмоций;
знать психофизические механизмы ощущений, закономерности восприятия и порождения предметного образа;
понимать сущность мышления как высшей формы познавательной деятельности; генезис и многообразие ее разновидностей;
знать виды и функции речи, виды и феномены внимания и памяти, законы их развития;
иметь общие представления о нейронных механизмах психических процессов и состояний, методах психофизиологической экспертизы качества среды, об индивидуальной устойчивости к стрессу, индивидуально-типологических характеристиках, о коррекции и восстановлении психического и физического здоровья.
В связи с этим в обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности 020400 — «Психология» и направлению 52100 — «Психология» при изучении психофизиологии должно входить рассмотрение следующих вопросов:
принципы переработки информации в центральной нервной системе;
психофизиология высших психических функций;
психофизиология сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний и эмоций;
психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений;
когнитивная психофизиология;
прикладная психофизиология;
системная психофизиология;
психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология);
методы психофизиологического исследования.
1.3. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины
Изучение дисциплины «Психофизиология» базируется на знаниях, полученных студентами в процессе изучения курсов «Анатомия центральной нервной системы» и «Физиология центральной нервной системы», «Физиология ВНД и сенсорных систем». Для изучения дисциплины «Психофизиология» студент должен иметь представления о нейронных механизмах, лежащих в основе психики, об основных нейронных системах и их взаимодействиях в процессе формирования эмоций и т.д.
2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины
2.1. Целью изучения дисциплины «Психофизиология» является углубление знаний нейронных механизмов регуляции психических функций и функционального состояния организма, а также с методами психофизиологического исследования.
2.2. Задачами преподавания и изучения дисциплины «Психофизиология» являются:
формирование представлений о нейронных механизмах формирования психических процессов и состояний;
знакомство с психофизиологическими методами исследования, их возможностями и перспективами развития;
формирование у студентов понимания правил построения психофизиологического эксперимента и использования прикладной психофизиологии для решения практических задач в области исследования трудовой деятельности человека, учебного процесса, диагностики функционального состояния организма, эмоций, мышления, внимания и др.
Объем дисциплины, виды учебной работы и её распределение по темам при изучении на очной и заочной формах обучения (табл. 1)
Таблица 1
Состав и объём дисциплины психофизиология
Вид учебной работы
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
4. Содержание дисциплины
4.1. Название тем для изучения, их краткое содержание и объём занятий по видам учебной работы в часах для студентов очной (табл.2) и заочной (табл. 3) форм обучения
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды и объём занятий для студентов очной формы обучения
Номер раздела, темы | Наименование разделов, тем дисциплины |
Объем в часах по видам | |||||
Всего | Л | ПЗ, С и ЛР | СРС | ||||
1 | Психофизиология как наука: история развития, предмет и объект изучения, связь с другими науками. Методы психофизиологического исследования | 4 | 2 | 1 | 1 | ||
|
| Окончание таблицы 2 | |||||
Номер раздела, темы | Наименование разделов, тем дисциплины | Объем в часах по видам | |||||
Всего | Л |
ПЗ, С и ЛР | СРС | ||||
2 | Принципы переработки информации в центральной нервной системе. Психофизиология высших психических функций | 5 |
|
| 5 | ||
3 | Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений | 5 | 2 | 1 | 2 | ||
4 | Психофизиология функциональных состояний | 8 | 2 | 2 | 4 | ||
5 | Психофизиология эмоций; психофизиология стресса, профилактика стресса | 6 | 2 | 2 | 2 | ||
6 | Системная психофизиология | 6 | 2 | 2 | 2 | ||
7 | Психофизиология сознания. Психофизиология сна | 6 | 2 | 2 | 2 | ||
8 | Психофизиология интеллекта. | 4 |
| 2 | 2 | ||
9 | Когнитивная психофизиология. Психофизиология внимания, и памяти | 5 |
| 2 | 3 | ||
10 | Психофизиология речевых процессов | 4 | 2 |
| 2 | ||
11 | Прикладные аспекты психофизиологии: психофизиология трудовой деятельности, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология), сравнительная психофизиология, социальная, возрастная и экологическая психофизиология | 7 | 2 | 2 | 3 | ||
Итого | 60 | 16 | 16 | 28 | |||
Таблица 3
Разделы дисциплины, виды и объём занятий для студентов заочной формы обучения
Номер раздела, темы | Наименование разделов, тем дисциплины |
Объем в часах по видам | |||
Всего | Л | ПЗ, С и ЛР | СРС | ||
1 | Психофизиология как наука: история развития, предмет и объект изучения, связь с другими науками. Методы психофизиологического исследования | 4 | 2 | 2 | |
2 | Принципы переработки информации в центральной нервной системе. Психофизиология высших психических функций | 5 | 1 | 4 | |
3 | Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений | 5 | 2 | 1 | 2 |
4 | Психофизиология функциональных состояний | 8 | 2 | 6 | |
5 | Психофизиология эмоций; психофизиология стресса, профилактика стресса | 6 | 2 | 4 | |
6 | Системная психофизиология | 6 | 6 | ||
7 | Психофизиология сознания и психофизиология сна | 6 | 2 | 4 | |
8 | Психофизиология интеллекта | 4 | 4 | ||
9 | Когнитивная психофизиология. Психофизиология внимания, и памяти | 4 | 4 | ||
10 | Психофизиология речевых процессов | 4 | 4 | ||
11 | Прикладные аспекты психофизиологии: психофизиология трудовой деятельности, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология), сравнительная психофизиология, социальная, возрастная и экологическая психофизиология | 7 | 7 | ||
Итого | 60 | 8 | 4 | 48 |
4.2. Содержание (и методические рекомендации) разделов
и тем дисциплины
Тема 1. Психофизиология как наука: история развития, предмет и объект изучения, связь с другими науками. Методы психофизиологического исследования
Целью изучения данной темы является знакомство с психофизиологией как наукой, историей её становления, с наиболее близкими дисциплинами. Определяется предмет и объект исследования психофизиологии и её основные разделы. Рассматриваются инвазивные и неинвазивные методы, используемые в психофизиологии. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на интегративный характер психофизиологии, её тесную связь с естественными науками (нейробиологией, психобиологией, физиологией, анатомией и гистологией ЦНС) и психологией. При рассмотрении методов психофизиологии следует обратить внимание на то, что инвазивные методы используются преимущественно в исследовательских целях для получения фундаментальных знаний о нейронных механизмах психических процессов и состояний, а неинвазивные — в прикладных диагностических исследованиях, для оценки состояния ЦНС, активности тех или иных блоков мозга, а также для оценки функционального состояния организма.
Тема 2. Принципы переработки информации в центральной нервной системе. Психофизиология высших психических функций
Изучение данной темы основывается на знаниях студентов, полученных ими в процессе изучения курсов «Физиология центральной нервной системы» и «Физиология ВНД и сенсорных систем». Материал данной темы достаточно подробно изучался студентами в рамках данных дисциплин, поэтому при подготовке данной темы студенту необходимо восстановить и интегрировать все знания, полученные по данной тематике. Дополнительно рассматриваются методы диагностики и изучения индивидуальных различий работы анализаторов, а также сенсомоторная координация глаз при осмотре сцены.
Тема 3. Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений
Изучение данной темы преследует цель ознакомления студентов-психологов с самыми общими, основными знаниями о регуляции движений и о взаимодействии структур, осуществляющих контроль движений. Рассматривается «концепция командного нейрона» как теория, объясняющая принципы регуляции движения. Кроме того, изучаются роль различных структур мозга в формировании двигательных программ и осуществлении движений.
Тема 4. Психофизиология функциональных состояний
При изучении данной темы рассматривается проблема определения функциональных состояний (ФС), принципы их выделения и роль ФС в регуляции эффективности деятельности человека. Рассматриваются основные модулирующие системы мозга, регулирующие ФС, характеризуется их значение в регуляции активности структур мозга. Изучение темы заканчивается описанием методик, наиболее часто используемых для диагностики функциональных состояний (психологических, физиологических и биохимических), подчёркивается важность комплексного их использования. Изучение данной темы позволяет понять механизмы влияния эмоций, внимания, утомления и др. на активность организма и эффективность его адаптивных реакций.
Тема 5. Психофизиология эмоций. Психофизиология стресса, профилактика стресса
Данная тема освещает современные представления о роли эмоций в регуляции деятельности человека, их связи с потребностями и мотивациями. Рассматриваются функции эмоций и указываются структуры, их осуществляющие. Эмоции классифицируются по их знаку, силе и длительности, приводится теория Плутчика о формировании эмоций на базе первичных адаптационных поведенческих комплексов. Характеризуются компоненты эмоций и возможности их изучения с целью диагностики эмоций. Кроме того, рассматривается «концепция системы четырёх мозговых структур» П. В. Симонова, объясняющая формирование различных темпераментов.
Материал данной темы является базовым для понимания в последующем механизмов физиологических изменений в организме человека при длительном воздействии неблагоприятных факторов. Студент должен уяснить механизм сопряжения показателей деятельности организма с уровнем активации симпато-адреналовой системы, механизмы развития соматических нарушений при длительном воздействии стрессовых нагрузок, в том числе психо-эмоционального стресса. Данные знания необходимы в дальнейшем студентам для изучения тем дисциплин «Клиническая психология», «Психосоматика», «Психотерапия и психогигиена» и др.
Тема 6. Системная психофизиология
Системная психофизиология основывается на принципе целостности при рассмотрении функциональной организации работы мозга, она изучает системные и межсистемные морфо-функциональные отношения, составляющие и обеспечивающие психику и поведение человека. Изучение данной темы позволяет понять природу взаимодействия психического и физиологического аспектов работы мозга.
Тема 7. Психофизиология сознания. Психофизиология сна
Рассматриваются концепции сознания, механизмы, лежащие в основе этого феномена, критерии сознания, функции сознания. Характеризуются группы неосознаваемых психических процессов и их роль в формировании поведенческих реакций.
Сон рассматривается как изменённое состояние сознания, характеризуются процессы, происходящие в разные фазы цикла, разбираются теории сна.
Тема 8. Психофизиология интеллекта
Рассматривается проблема интеллекта и подходы к его оценке.
Тема 9. Когнитивная психофизиология. Психофизиология внимания и памяти
Рассматриваются нейронные механизмы, осуществляющие и регулирующие данные функции, методы их психофизиологической диагностики и оценки. Подчёркивается большое прикладное значение исследования проблемы внимания в разделе психофизиологии труда и для психологии труда. Рассматриваются теории памяти и вид её нарушения.
Тема 10 Психофизиология речевых процессов
Рассматривается речь как форма коммуникации, системы её обеспечивающие и электрофизиологические корреляты речевых процессов.
Тема 11. Прикладные аспекты психофизиологии: психофизиология трудовой деятельности, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология), сравнительная психофизиология, социальная, возрастная и экологическая психофизиология
Рассматриваются основные направления исследований в психофизиологии труда, социальной, дифференциальной и экологической психофизиологии, а также психофизиологические аспекты обучения и разных этапов онтогенеза человека.
5. Лабораторные работы
Тематика, содержание, характер и цели лабораторных работ, предусмотренных по дисциплине «Психофизиология» представлены в табл. 4.
Таблица 4
Тематика, содержание, характер и цели лабораторных работ по психофизиологии для студентов очной и заочной форм обучения
№ лаб. работы | Номер темы | Тема и краткое содержание лабораторной работы | Характер и цель лабораторной работы | Кол-во часов |
1 | 1 | Методы психофизиологического исследования: полиграфическое исследование изменения основных показателей функционирования ЦНС и организма в целом при выполнении различных нагрузок (решение пространственных и математических задач, эмоциогенное стимулирование, физические нагрузки) | Работа выполняется на добровольцах, с помощью комплекса «Kanon» регистрируются изменения показателей при различных видах нагрузок. Цель работы состоит в демонстрации целостной реакции организма на любой вид нагрузки, а также в демонстрации преимуществ параллельной записи физиологических показателей | 1 |
| ||||
Продолжение таблицы 4 | ||||
№ лаб. работы | Номер темы | Тема и краткое содержание лабораторной работы | Характер и цель лабораторной работы | Кол-во часов |
2 | 3 | Психофизиология сенсорных процессов Последовательный цветовой контраст. Изучение характеристик последовательных образов | Работа выполняется в компьютерном классе, студент получает возможность изучить некоторые закономерности переработки зрительной информации: феномен последовательного цветового контраста последовательных образов. | 1 |
3 | 4 | Психофизиология функциональных состояний Определение функционального состояния центральной нервной системы по вероятностным параметрам времени простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой сигнал. Определение функционального состояния центральной нервной системы по вероятностным параметрам времени и точности сенсомоторной реакции выбора | На компьютере выполняется тестирование студентов с помощью методик, используемых для исследования функционального состояния. Полученные индивидуальные результаты студенты сопоставляют со статистической нормой и оценивают своё функциональное состояние. Цель работы продемонстрировать способы диагностики функционального состояния организма по сенсомоторным пробам. | 1 |
4 | 9 | Психофизиология внимания и памяти 1. Внимание: а) переключаемость внимания; б) избирательность внимания; в) устойчивость внимания; г) объём внимания; д) концентрация внимания | Работа выполняется на компьютере, по собственным полученным результатам путём сопоставления со статистической нормой студент оценивает состояние своего внимания и память. Цель работы продемонстрировать способы диагностики внимания и памяти. | 1 |
| ||||
Окончание таблицы 4 | ||||
№ лаб. работы | Номер темы | Тема и краткое содержание лабораторной работы | Характер и цель лабораторной работы | Кол-во часов |
2. Память. Исследование кратковременной памяти: а) определения критического межстимульного интервала при последовательном показе фигур; б) поиск сигнала в шуме; в) методика определения фигур, предъявленных при предварительном показе; д) определение отсутствующего элемента в серии предъявленных фигур |
Семинарские занятия
Тематика и содержание семинарских занятий, предусмотренных по дисциплине «Психофизиология» для студентов очной формы обучения представлены в табл.5
Таблица 5
Состав и объём семинаров по психофизиологии для студентов очной формы обучения
№ семи-нара | Номер темы | Тема и краткое содержание семинара | Характер и цель семинара | Кол-во часов |
1 | 4 | Психофизиология функциональных состояний Функциональные состояния: определение, подходы к выделению функциональных состояний. Нейронные механизмы регуляции функциональных состояний. Модулирующие системы мозга. Диагностика функциональных состояний. Обратная связь в регуляции функциональных состояний: виды искусственной обратной связи в психофизиологии, значение обратной связи в регуляции поведения | Семинар проводится в виде собеседования и опроса по вопросам данной темы | 1 |
2 | 5 | Психофизиология эмоций; психофизиология стресса, профилактика стресса Эмоции: определение, биологическая роль, классификация. Потребности: их виды и роль в формировании эмоций. Мотивации как фактор организации поведения. Лимбическая система: входящие в неё нервные структуры, их взаимодействие в процессе формирования эмоций. Методы изучения роли отдельных структур в формировании эмоций. Индивидуальные особенности взаимодействия структур мозга, реализующих функции эмоций, как основа темпераментов | Семинар проводится в виде собеседования и опроса по вопросам данной темы | 2 |
Продолжение таблицы 5 | ||||
№ семинара | Номер темы | Тема и краткое содержание семинара | Характер и цель семинара | Кол-во часов |
Влияние эмоций на деятельность, объективные методы контроля эмоционального состояния человека. Теория стресса, преодоление и профилактика стресса | ||||
3 | 6 | Системная психофизиология Основные положения системной психофизиологии. Системогенез, понятие о физиологических и патологических системах, их роль в регуляции поведения. Решение проблемы соотношения мозга и психики в рамках системной психофизиологии | Семинар проводится в виде собеседования и опроса по вопросам данной темы | 2 |
4 | 7 | Психофизиология сознания Сознание: определение, критерии сознания. Физиологические основы сознания. Бессознательные психические процессы: их виды и роль в регуляции поведения Изменённые состояния сознания (медитация, гипноз), их психофизиологические признаки. Психофизиология сна Психофизиология сна: определение, виды сна, стадии сна, их фарактеристика. Физиологические изменения во время сна. Теории сна | Собеседование и опрос по вопросам данной темы | 2 |
5 | 8 | Психофизиология интеллекта Определение интеллекта, его диагностика. Психофизиологические подход к изучению интеллекта | Разбор материала темы, оценка качества знаний по результатам собеседования | 2 |
Окончание таблицы 5 | ||||
№ семи-нара | Номер темы | Тема и краткое содержание семинара | Характер и цель семинара | Кол-во часов |
6 | 9 | Когнитивная психофизиология. Психофизиология внимания, и памяти Основные проблемы когнитивной психофизиологии. Проблема внимания в психофизиологии. Ориентировочный рефлекс: определение, компоненты ориентировочного рефлекса. Нейронные механизмы ориентировочного рефлекса. Ориентировочно-исследовательская деятельность. Методы изучения и диагностики внимания | Обсуждение данного круга вопросов и проблем | 1 |
7 | 7 | Прикладные аспекты психофизиологии: Психофизиология трудовой деятельности. Психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология). Сравнительная психофизиология. Социальная психофизиология. Возрастная психофизиология. Экологическая психофизиология | Разбор материала темы, оценка качества знаний по результатам собеседования | 2 |
7. Самостоятельная работа студентов (СРС)
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Психофизиология» предусмотрена в объеме 28 часа для студентов очной формы обучения и 48 часов для студентов заочной формы обучения. СРС состоит в самостоятельной подготовке студентов к семинарским занятиям по основным разделам дисциплины в соответствии с программой и содержанием дисциплины. Примерное распределение часов, предусмотренных для изучения вопросов семинаров указанно в таблицах 2 и 3. При самостоятельной подготовке студентам рекомендуется использовать литературу, приведённую в п. 9.1.
7.1. Вопросы к практическим занятиям для студентов очной формы обучения и рекомендуемая литература
Вопросы к практическому занятию №1
Дата: 2018-12-28, просмотров: 450.