Тема 3. Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психофизиология

 

Методическое пособие

 

Челябинск

Издательство ЮУрГУ

2002


 

1. Образовательно-профессиональные требования

к дисциплине «Психофизиология»

1.1. Место дисциплины «Психофизиология» в системе подготовки психологов

В соответствие с государственными образовательными стандартами 2000 года, регламентирующих подготовку специалистов и бакалавров по психологии, психофизиология относится к федеральному компоненту цикла «Общепрофессиональные дисциплины». Приведённые в данных указаниях программы разработаны для подготовки студентов, изучающих психологию на дневной форме обучения (специальность 020400 «Психология» и направление 52100 «Психология»), а также для студентов заочной формы (специальность 020400 «Психология»).

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Психофизиология»:

В силу интегративного характера дисциплины «Психофизиология», требования к уровню освоения её содержания перекликаются с требованиями, предъявляемыми к смежным с ней дисциплинам «Физиология центральной нервной системы», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Общая психология» и др. Согласно п.2.2.3. ГОС «Требования по общепрофессиональным дисциплинам», специалист должен:

понимать принципы переработки информации в центральной нервной системе человека; физиологию движения, памяти, обучения, эмоциональных состояний, принятия решений;

иметь представление о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности человека и человеческих общностей;

знать механизмы волевой регуляции, виды и функции эмоций;

знать психофизические механизмы ощущений, закономерности восприятия и порождения предметного образа;

понимать сущность мышления как высшей формы познавательной деятельности; генезис и многообразие ее разновидностей;

знать виды и функции речи, виды и феномены внимания и памяти, законы их развития;

иметь общие представления о нейронных механизмах психических процессов и состояний, методах психофизиологической экспертизы качества среды, об индивидуальной устойчивости к стрессу, индивидуально-типологических характеристиках, о коррекции и восстановлении психического и физического здоровья.

В связи с этим в обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности 020400 — «Психология» и направлению 52100 — «Психология» при изучении психофизиологии должно входить рассмотрение следующих вопросов:

принципы переработки информации в центральной нервной системе;

психофизиология высших психических функций;

психофизиология сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний и эмоций;

психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений;

когнитивная психофизиология;

прикладная психофизиология;

системная психофизиология;

психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология);

методы психофизиологического исследования.

 

1.3. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины

Изучение дисциплины «Психофизиология» базируется на знаниях, полученных студентами в процессе изучения курсов «Анатомия центральной нервной системы» и «Физиология центральной нервной системы», «Физиология ВНД и сенсорных систем». Для изучения дисциплины «Психофизиология» студент должен иметь представления о нейронных механизмах, лежащих в основе психики, об основных нейронных системах и их взаимодействиях в процессе формирования эмоций и т.д.

 

2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

2.1. Целью изучения дисциплины «Психофизиология» является углубление знаний нейронных механизмов регуляции психических функций и функционального состояния организма, а также с методами психофизиологического исследования.

2.2. Задачами преподавания и изучения дисциплины «Психофизиология» являются:

формирование представлений о нейронных механизмах формирования психических процессов и состояний;

знакомство с психофизиологическими методами исследования, их возможностями и перспективами развития;

формирование у студентов понимания правил построения психофизиологического эксперимента и использования прикладной психофизиологии для решения практических задач в области исследования трудовой деятельности человека, учебного процесса, диагностики функционального состояния организма, эмоций, мышления, внимания и др.


 

Объем дисциплины, виды учебной работы и её распределение по темам при изучении на очной и заочной формах обучения (табл. 1)

Таблица 1

Состав и объём дисциплины психофизиология



Вид учебной работы

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Всего часов Семестр Всего часов Семестр Общая трудоёмкость дисциплины в том числе: 60 IV 60 IV Аудиторные занятия 32 IV 12 IV Лекции (Л) 16 IV 8 IV Семинары (С), практические занятия (ПЗ) и лабораторные работы (ЛР) 16 IV 4 IV Самостоятельная работа (СРС) 28 IV 48 IV Курсовой проект (работа) —   —   Реферат и (или) другие виды самостоятельной работы —   —   Вид итогового контроля (зачет, экзамен) Зачёт IV Зачёт IV

4. Содержание дисциплины

4.1. Название тем для изучения, их краткое содержание и объём занятий по видам учебной работы в часах для студентов очной (табл.2) и заочной (табл. 3) форм обучения

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды и объём занятий для студентов очной формы обучения

Номер

раздела,

темы

Наименование разделов,

тем дисциплины

Объем в часах по видам

Всего

Л

ПЗ, С и ЛР СРС
1 Психофизиология как наука: история развития, предмет и объект изучения, связь с другими науками. Методы психофизиологического исследования

4

2

1 1
   

 

 

Окончание таблицы 2

Номер

раздела,

темы

Наименование разделов,

тем дисциплины

Объем в часах по видам

Всего

Л

ПЗ, С и ЛР

СРС
2 Принципы переработки информации в центральной нервной системе. Психофизиология высших психических функций 5

 

 

5
3 Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений 5

2

1

2
4 Психофизиология функциональных состояний 8

2

2

4
5 Психофизиология эмоций; психофизиология стресса, профилактика стресса 6

2

2

2
6 Системная психофизиология 6

2

2

2
7 Психофизиология сознания. Психофизиология сна 6

2

2

2
8 Психофизиология интеллекта. 4

 

2

2
9 Когнитивная психофизиология. Психофизиология внимания, и памяти 5

 

2

3
10 Психофизиология речевых процессов 4

2

 

2
11 Прикладные аспекты психофизиологии: психофизиология трудовой деятельности, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология), сравнительная психофизиология, социальная, возрастная и экологическая психофизиология 7

2

2

3

Итого

60

16

16

28
               

 


Таблица 3

Разделы дисциплины, виды и объём занятий для студентов заочной формы обучения

Номер

раздела,

темы

Наименование разделов,

тем дисциплины


Объем в часах по видам

Всего Л ПЗ, С и ЛР СРС
1 Психофизиология как наука: история развития, предмет и объект изучения, связь с другими науками. Методы психофизиологического исследования 4 2   2
2 Принципы переработки информации в центральной нервной системе. Психофизиология высших психических функций 5   1 4
3 Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений 5 2 1 2
4 Психофизиология функциональных состояний 8 2   6
5 Психофизиология эмоций; психофизиология стресса, профилактика стресса 6 2   4
6 Системная психофизиология 6     6
7 Психофизиология сознания и психофизиология сна 6   2 4
8 Психофизиология интеллекта 4     4
9 Когнитивная психофизиология. Психофизиология внимания, и памяти 4     4
10 Психофизиология речевых процессов 4     4
11 Прикладные аспекты психофизиологии: психофизиология трудовой деятельности, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология), сравнительная психофизиология, социальная, возрастная и экологическая психофизиология 7     7

Итого

60 8 4 48

4.2. Содержание (и методические рекомендации) разделов

и тем дисциплины

Тема 1. Психофизиология как наука: история развития, предмет и объект изучения, связь с другими науками. Методы психофизиологического исследования

Целью изучения данной темы является знакомство с психофизиологией как наукой, историей её становления, с наиболее близкими дисциплинами. Определяется предмет и объект исследования психофизиологии и её основные разделы. Рассматриваются инвазивные и неинвазивные методы, используемые в психофизиологии. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на интегративный характер психофизиологии, её тесную связь с естественными науками (нейробиологией, психобиологией, физиологией, анатомией и гистологией ЦНС) и психологией. При рассмотрении методов психофизиологии следует обратить внимание на то, что инвазивные методы используются преимущественно в исследовательских целях для получения фундаментальных знаний о нейронных механизмах психических процессов и состояний, а неинвазивные — в прикладных диагностических исследованиях, для оценки состояния ЦНС, активности тех или иных блоков мозга, а также для оценки функционального состояния организма.

Тема 2. Принципы переработки информации в центральной нервной системе. Психофизиология высших психических функций

Изучение данной темы основывается на знаниях студентов, полученных ими в процессе изучения курсов «Физиология центральной нервной системы» и «Физиология ВНД и сенсорных систем». Материал данной темы достаточно подробно изучался студентами в рамках данных дисциплин, поэтому при подготовке данной темы студенту необходимо восстановить и интегрировать все знания, полученные по данной тематике. Дополнительно рассматриваются методы диагностики и изучения индивидуальных различий работы анализаторов, а также сенсомоторная координация глаз при осмотре сцены.

Семинарские занятия

Тематика и содержание семинарских занятий, предусмотренных по дисциплине «Психофизиология» для студентов очной формы обучения представлены в табл.5

Таблица 5

Состав и объём семинаров по психофизиологии для студентов очной формы обучения

№ семи-нара Номер темы Тема и краткое содержание семинара Характер и цель семинара Кол-во часов
1 4 Психофизиология функциональных состояний Функциональные состояния: определение, подходы к выделению функциональных состояний. Нейронные механизмы регуляции функциональных состояний. Модулирующие системы мозга. Диагностика функциональных состояний. Обратная связь в регуляции функциональных состояний: виды искусственной обратной связи в психофизиологии, значение обратной связи в регуляции поведения Семинар проводится в виде собеседования и опроса по вопросам данной темы 1
2 5 Психофизиология эмоций; психофизиология стресса, профилактика стресса Эмоции: определение, биологическая роль, классификация. Потребности: их виды и роль в формировании эмоций. Мотивации как фактор организации поведения. Лимбическая система: входящие в неё нервные структуры, их взаимодействие в процессе формирования эмоций. Методы изучения роли отдельных структур в формировании эмоций. Индивидуальные особенности взаимодействия структур мозга, реализующих функции эмоций, как основа темпераментов Семинар проводится в виде собеседования и опроса по вопросам данной темы 2
     

 

 

Продолжение таблицы 5

№ семинара Номер темы Тема и краткое содержание семинара Характер и цель семинара Кол-во часов
    Влияние эмоций на деятельность, объективные методы контроля эмоционального состояния человека. Теория стресса, преодоление и профилактика стресса    
3 6 Системная психофизиология Основные положения системной психофизиологии. Системогенез, понятие о физиологических и патологических системах, их роль в регуляции поведения. Решение проблемы соотношения мозга и психики в рамках системной психофизиологии Семинар проводится в виде собеседования и опроса по вопросам данной темы 2
4 7 Психофизиология сознания Сознание: определение, критерии сознания. Физиологические основы сознания. Бессознательные психические процессы: их виды и роль в регуляции поведения Изменённые состояния сознания (медитация, гипноз), их психофизиологические признаки. Психофизиология сна Психофизиология сна: определение, виды сна, стадии сна, их фарактеристика. Физиологические изменения во время сна. Теории сна Собеседование и опрос по вопросам данной темы 2
5 8 Психофизиология интеллекта Определение интеллекта, его диагностика. Психофизиологические подход к изучению интеллекта Разбор материала темы, оценка качества знаний по результатам собеседования 2
     

Окончание таблицы 5

№ семи-нара Номер темы Тема и краткое содержание семинара Характер и цель семинара Кол-во часов
6 9 Когнитивная психофизиология. Психофизиология внимания, и памяти Основные проблемы когнитивной психофизиологии. Проблема внимания в психофизиологии. Ориентировочный рефлекс: определение, компоненты ориентировочного рефлекса. Нейронные механизмы ориентировочного рефлекса. Ориентировочно-исследовательская деятельность. Методы изучения и диагностики внимания Обсуждение данного круга вопросов и проблем 1
7 7 Прикладные аспекты психофизиологии:  Психофизиология трудовой деятельности.  Психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология).  Сравнительная психофизиология.  Социальная психофизиология.  Возрастная психофизиология.  Экологическая психофизиология Разбор материала темы, оценка качества знаний по результатам собеседования 2

7. Самостоятельная работа студентов (СРС)

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Психофизиология» предусмотрена в объеме 28 часа для студентов очной формы обучения и 48 часов для студентов заочной формы обучения. СРС состоит в самостоятельной подготовке студентов к семинарским занятиям по основным разделам дисциплины в соответствии с программой и содержанием дисциплины. Примерное распределение часов, предусмотренных для изучения вопросов семинаров указанно в таблицах 2 и 3. При самостоятельной подготовке студентам рекомендуется использовать литературу, приведённую в п. 9.1.

7.1. Вопросы к практическим занятиям для студентов очной формы обучения и рекомендуемая литература

Вопросы к практическому занятию №1

Вопросы к практическому занятию №2

Вопросы к практическому занятию №3

Тема: «Психофизиология сна»

— Психофизиология сна: виды сна, стадии сна, их характеристики. Физиологические изменения во время сна.

— Теории сна: химические, энергетические, информационные психодинамические.

 

Учебная литература по данной теме

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу Общая и возрастная психофизиология. – М.: Изд. Флинта, 1997.— С.60–74.

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию.— 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. Флинта, 2001.– С.85–97.

Александров Ю.И. Основы психофизиологии. – М.: Инфра-М, 1997.– С.244–265.

 

Вопросы к практическому занятию №4

Психофизиология

 

Методическое пособие

 

Челябинск

Издательство ЮУрГУ

2002


 

1. Образовательно-профессиональные требования

к дисциплине «Психофизиология»

1.1. Место дисциплины «Психофизиология» в системе подготовки психологов

В соответствие с государственными образовательными стандартами 2000 года, регламентирующих подготовку специалистов и бакалавров по психологии, психофизиология относится к федеральному компоненту цикла «Общепрофессиональные дисциплины». Приведённые в данных указаниях программы разработаны для подготовки студентов, изучающих психологию на дневной форме обучения (специальность 020400 «Психология» и направление 52100 «Психология»), а также для студентов заочной формы (специальность 020400 «Психология»).

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Психофизиология»:

В силу интегративного характера дисциплины «Психофизиология», требования к уровню освоения её содержания перекликаются с требованиями, предъявляемыми к смежным с ней дисциплинам «Физиология центральной нервной системы», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Общая психология» и др. Согласно п.2.2.3. ГОС «Требования по общепрофессиональным дисциплинам», специалист должен:

понимать принципы переработки информации в центральной нервной системе человека; физиологию движения, памяти, обучения, эмоциональных состояний, принятия решений;

иметь представление о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности человека и человеческих общностей;

знать механизмы волевой регуляции, виды и функции эмоций;

знать психофизические механизмы ощущений, закономерности восприятия и порождения предметного образа;

понимать сущность мышления как высшей формы познавательной деятельности; генезис и многообразие ее разновидностей;

знать виды и функции речи, виды и феномены внимания и памяти, законы их развития;

иметь общие представления о нейронных механизмах психических процессов и состояний, методах психофизиологической экспертизы качества среды, об индивидуальной устойчивости к стрессу, индивидуально-типологических характеристиках, о коррекции и восстановлении психического и физического здоровья.

В связи с этим в обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности 020400 — «Психология» и направлению 52100 — «Психология» при изучении психофизиологии должно входить рассмотрение следующих вопросов:

принципы переработки информации в центральной нервной системе;

психофизиология высших психических функций;

психофизиология сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний и эмоций;

психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений;

когнитивная психофизиология;

прикладная психофизиология;

системная психофизиология;

психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология);

методы психофизиологического исследования.

 

1.3. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины

Изучение дисциплины «Психофизиология» базируется на знаниях, полученных студентами в процессе изучения курсов «Анатомия центральной нервной системы» и «Физиология центральной нервной системы», «Физиология ВНД и сенсорных систем». Для изучения дисциплины «Психофизиология» студент должен иметь представления о нейронных механизмах, лежащих в основе психики, об основных нейронных системах и их взаимодействиях в процессе формирования эмоций и т.д.

 

2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

2.1. Целью изучения дисциплины «Психофизиология» является углубление знаний нейронных механизмов регуляции психических функций и функционального состояния организма, а также с методами психофизиологического исследования.

2.2. Задачами преподавания и изучения дисциплины «Психофизиология» являются:

формирование представлений о нейронных механизмах формирования психических процессов и состояний;

знакомство с психофизиологическими методами исследования, их возможностями и перспективами развития;

формирование у студентов понимания правил построения психофизиологического эксперимента и использования прикладной психофизиологии для решения практических задач в области исследования трудовой деятельности человека, учебного процесса, диагностики функционального состояния организма, эмоций, мышления, внимания и др.


 

Объем дисциплины, виды учебной работы и её распределение по темам при изучении на очной и заочной формах обучения (табл. 1)

Таблица 1

Состав и объём дисциплины психофизиология



Вид учебной работы

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Всего часов Семестр Всего часов Семестр Общая трудоёмкость дисциплины в том числе: 60 IV 60 IV Аудиторные занятия 32 IV 12 IV Лекции (Л) 16 IV 8 IV Семинары (С), практические занятия (ПЗ) и лабораторные работы (ЛР) 16 IV 4 IV Самостоятельная работа (СРС) 28 IV 48 IV Курсовой проект (работа) —   —   Реферат и (или) другие виды самостоятельной работы —   —   Вид итогового контроля (зачет, экзамен) Зачёт IV Зачёт IV

4. Содержание дисциплины

4.1. Название тем для изучения, их краткое содержание и объём занятий по видам учебной работы в часах для студентов очной (табл.2) и заочной (табл. 3) форм обучения

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды и объём занятий для студентов очной формы обучения

Номер

раздела,

темы

Наименование разделов,

тем дисциплины

Объем в часах по видам

Всего

Л

ПЗ, С и ЛР СРС
1 Психофизиология как наука: история развития, предмет и объект изучения, связь с другими науками. Методы психофизиологического исследования

4

2

1 1
   

 

 

Окончание таблицы 2

Номер

раздела,

темы

Наименование разделов,

тем дисциплины

Объем в часах по видам

Всего

Л

ПЗ, С и ЛР

СРС
2 Принципы переработки информации в центральной нервной системе. Психофизиология высших психических функций 5

 

 

5
3 Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений 5

2

1

2
4 Психофизиология функциональных состояний 8

2

2

4
5 Психофизиология эмоций; психофизиология стресса, профилактика стресса 6

2

2

2
6 Системная психофизиология 6

2

2

2
7 Психофизиология сознания. Психофизиология сна 6

2

2

2
8 Психофизиология интеллекта. 4

 

2

2
9 Когнитивная психофизиология. Психофизиология внимания, и памяти 5

 

2

3
10 Психофизиология речевых процессов 4

2

 

2
11 Прикладные аспекты психофизиологии: психофизиология трудовой деятельности, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология), сравнительная психофизиология, социальная, возрастная и экологическая психофизиология 7

2

2

3

Итого

60

16

16

28
               

 


Таблица 3

Разделы дисциплины, виды и объём занятий для студентов заочной формы обучения

Номер

раздела,

темы

Наименование разделов,

тем дисциплины


Объем в часах по видам

Всего Л ПЗ, С и ЛР СРС
1 Психофизиология как наука: история развития, предмет и объект изучения, связь с другими науками. Методы психофизиологического исследования 4 2   2
2 Принципы переработки информации в центральной нервной системе. Психофизиология высших психических функций 5   1 4
3 Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений 5 2 1 2
4 Психофизиология функциональных состояний 8 2   6
5 Психофизиология эмоций; психофизиология стресса, профилактика стресса 6 2   4
6 Системная психофизиология 6     6
7 Психофизиология сознания и психофизиология сна 6   2 4
8 Психофизиология интеллекта 4     4
9 Когнитивная психофизиология. Психофизиология внимания, и памяти 4     4
10 Психофизиология речевых процессов 4     4
11 Прикладные аспекты психофизиологии: психофизиология трудовой деятельности, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология), сравнительная психофизиология, социальная, возрастная и экологическая психофизиология 7     7

Итого

60 8 4 48

4.2. Содержание (и методические рекомендации) разделов

и тем дисциплины

Тема 1. Психофизиология как наука: история развития, предмет и объект изучения, связь с другими науками. Методы психофизиологического исследования

Целью изучения данной темы является знакомство с психофизиологией как наукой, историей её становления, с наиболее близкими дисциплинами. Определяется предмет и объект исследования психофизиологии и её основные разделы. Рассматриваются инвазивные и неинвазивные методы, используемые в психофизиологии. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на интегративный характер психофизиологии, её тесную связь с естественными науками (нейробиологией, психобиологией, физиологией, анатомией и гистологией ЦНС) и психологией. При рассмотрении методов психофизиологии следует обратить внимание на то, что инвазивные методы используются преимущественно в исследовательских целях для получения фундаментальных знаний о нейронных механизмах психических процессов и состояний, а неинвазивные — в прикладных диагностических исследованиях, для оценки состояния ЦНС, активности тех или иных блоков мозга, а также для оценки функционального состояния организма.

Тема 2. Принципы переработки информации в центральной нервной системе. Психофизиология высших психических функций

Изучение данной темы основывается на знаниях студентов, полученных ими в процессе изучения курсов «Физиология центральной нервной системы» и «Физиология ВНД и сенсорных систем». Материал данной темы достаточно подробно изучался студентами в рамках данных дисциплин, поэтому при подготовке данной темы студенту необходимо восстановить и интегрировать все знания, полученные по данной тематике. Дополнительно рассматриваются методы диагностики и изучения индивидуальных различий работы анализаторов, а также сенсомоторная координация глаз при осмотре сцены.

Тема 3. Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений

Изучение данной темы преследует цель ознакомления студентов-психологов с самыми общими, основными знаниями о регуляции движений и о взаимодействии структур, осуществляющих контроль движений. Рассматривается «концепция командного нейрона» как теория, объясняющая принципы регуляции движения. Кроме того, изучаются роль различных структур мозга в формировании двигательных программ и осуществлении движений.

Тема 4. Психофизиология функциональных состояний

При изучении данной темы рассматривается проблема определения функциональных состояний (ФС), принципы их выделения и роль ФС в регуляции эффективности деятельности человека. Рассматриваются основные модулирующие системы мозга, регулирующие ФС, характеризуется их значение в регуляции активности структур мозга. Изучение темы заканчивается описанием методик, наиболее часто используемых для диагностики функциональных состояний (психологических, физиологических и биохимических), подчёркивается важность комплексного их использования. Изучение данной темы позволяет понять механизмы влияния эмоций, внимания, утомления и др. на активность организма и эффективность его адаптивных реакций.

Тема 5. Психофизиология эмоций. Психофизиология стресса, профилактика стресса

Данная тема освещает современные представления о роли эмоций в регуляции деятельности человека, их связи с потребностями и мотивациями. Рассматриваются функции эмоций и указываются структуры, их осуществляющие. Эмоции классифицируются по их знаку, силе и длительности, приводится теория Плутчика о формировании эмоций на базе первичных адаптационных поведенческих комплексов. Характеризуются компоненты эмоций и возможности их изучения с целью диагностики эмоций. Кроме того, рассматривается «концепция системы четырёх мозговых структур» П. В. Симонова, объясняющая формирование различных темпераментов.

Материал данной темы является базовым для понимания в последующем механизмов физиологических изменений в организме человека при длительном воздействии неблагоприятных факторов. Студент должен уяснить механизм сопряжения показателей деятельности организма с уровнем активации симпато-адреналовой системы, механизмы развития соматических нарушений при длительном воздействии стрессовых нагрузок, в том числе психо-эмоционального стресса. Данные знания необходимы в дальнейшем студентам для изучения тем дисциплин «Клиническая психология», «Психосоматика», «Психотерапия и психогигиена» и др.

Тема 6. Системная психофизиология

Системная психофизиология основывается на принципе целостности при рассмотрении функциональной организации работы мозга, она изучает системные и межсистемные морфо-функциональные отношения, составляющие и обеспечивающие психику и поведение человека. Изучение данной темы позволяет понять природу взаимодействия психического и физиологического аспектов работы мозга.

Тема 7. Психофизиология сознания. Психофизиология сна

Рассматриваются концепции сознания, механизмы, лежащие в основе этого феномена, критерии сознания, функции сознания. Характеризуются группы неосознаваемых психических процессов и их роль в формировании поведенческих реакций.

Сон рассматривается как изменённое состояние сознания, характеризуются процессы, происходящие в разные фазы цикла, разбираются теории сна.

 

Тема 8. Психофизиология интеллекта

Рассматривается проблема интеллекта и подходы к его оценке.

 

Тема 9. Когнитивная психофизиология. Психофизиология внимания и памяти

Рассматриваются нейронные механизмы, осуществляющие и регулирующие данные функции, методы их психофизиологической диагностики и оценки. Подчёркивается большое прикладное значение исследования проблемы внимания в разделе психофизиологии труда и для психологии труда. Рассматриваются теории памяти и вид её нарушения.

Тема 10 Психофизиология речевых процессов

Рассматривается речь как форма коммуникации, системы её обеспечивающие и электрофизиологические корреляты речевых процессов.

Тема 11. Прикладные аспекты психофизиологии: психофизиология трудовой деятельности, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология), сравнительная психофизиология, социальная, возрастная и экологическая психофизиология

Рассматриваются основные направления исследований в психофизиологии труда, социальной, дифференциальной и экологической психофизиологии, а также психофизиологические аспекты обучения и разных этапов онтогенеза человека.

 5. Лабораторные работы

Тематика, содержание, характер и цели лабораторных работ, предусмотренных по дисциплине «Психофизиология» представлены в табл. 4.

Таблица 4

Тематика, содержание, характер и цели лабораторных работ по психофизиологии для студентов очной и заочной форм обучения

№ лаб. работы Номер темы Тема и краткое содержание лабораторной работы Характер и цель лабораторной работы Кол-во часов
1 1 Методы психофизиологического исследования: полиграфическое исследование изменения основных показателей функционирования ЦНС и организма в целом при выполнении различных нагрузок (решение пространственных и математических задач, эмоциогенное стимулирование, физические нагрузки) Работа выполняется на добровольцах, с помощью комплекса «Kanon» регистрируются изменения показателей при различных видах нагрузок. Цель работы состоит в демонстрации целостной реакции организма на любой вид нагрузки, а также в демонстрации преимуществ параллельной записи физиологических показателей 1
     

 

     

Продолжение таблицы 4

№ лаб. работы Номер темы Тема и краткое содержание лабораторной работы Характер и цель лабораторной работы Кол-во часов
2 3 Психофизиология сенсорных процессов Последовательный цветовой контраст. Изучение характеристик последовательных образов Работа выполняется в компьютерном классе, студент получает возможность изучить некоторые закономерности переработки зрительной информации: феномен последовательного цветового контраста последовательных образов. 1
3 4 Психофизиология функциональных состояний Определение функционального состояния центральной нервной системы по вероятностным параметрам времени простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой сигнал. Определение функционального состояния центральной нервной системы по вероятностным параметрам времени и точности сенсомоторной реакции выбора На компьютере выполняется тестирование студентов с помощью методик, используемых для исследования функционального состояния. Полученные индивидуальные результаты студенты сопоставляют со статистической нормой и оценивают своё функциональное состояние. Цель работы продемонстрировать способы диагностики функционального состояния организма по сенсомоторным пробам. 1
4 9 Психофизиология внимания и памяти 1. Внимание: а) переключаемость внимания; б) избирательность внимания; в) устойчивость внимания; г) объём внимания; д) концентрация внимания   Работа выполняется на компьютере, по собственным полученным результатам путём сопоставления со статистической нормой студент оценивает состояние своего внимания и память. Цель работы продемонстрировать способы диагностики внимания и памяти. 1
     

 

     

Окончание таблицы 4

№ лаб. работы Номер темы Тема и краткое содержание лабораторной работы Характер и цель лабораторной работы Кол-во часов
    2. Память. Исследование кратковременной памяти: а) определения критического межстимульного интервала при последовательном показе фигур; б) поиск сигнала в шуме; в) методика определения фигур, предъявленных при предварительном показе; д) определение отсутствующего элемента в серии предъявленных фигур    

Семинарские занятия

Тематика и содержание семинарских занятий, предусмотренных по дисциплине «Психофизиология» для студентов очной формы обучения представлены в табл.5

Таблица 5

Состав и объём семинаров по психофизиологии для студентов очной формы обучения

№ семи-нара Номер темы Тема и краткое содержание семинара Характер и цель семинара Кол-во часов
1 4 Психофизиология функциональных состояний Функциональные состояния: определение, подходы к выделению функциональных состояний. Нейронные механизмы регуляции функциональных состояний. Модулирующие системы мозга. Диагностика функциональных состояний. Обратная связь в регуляции функциональных состояний: виды искусственной обратной связи в психофизиологии, значение обратной связи в регуляции поведения Семинар проводится в виде собеседования и опроса по вопросам данной темы 1
2 5 Психофизиология эмоций; психофизиология стресса, профилактика стресса Эмоции: определение, биологическая роль, классификация. Потребности: их виды и роль в формировании эмоций. Мотивации как фактор организации поведения. Лимбическая система: входящие в неё нервные структуры, их взаимодействие в процессе формирования эмоций. Методы изучения роли отдельных структур в формировании эмоций. Индивидуальные особенности взаимодействия структур мозга, реализующих функции эмоций, как основа темпераментов Семинар проводится в виде собеседования и опроса по вопросам данной темы 2
     

 

 

Продолжение таблицы 5

№ семинара Номер темы Тема и краткое содержание семинара Характер и цель семинара Кол-во часов
    Влияние эмоций на деятельность, объективные методы контроля эмоционального состояния человека. Теория стресса, преодоление и профилактика стресса    
3 6 Системная психофизиология Основные положения системной психофизиологии. Системогенез, понятие о физиологических и патологических системах, их роль в регуляции поведения. Решение проблемы соотношения мозга и психики в рамках системной психофизиологии Семинар проводится в виде собеседования и опроса по вопросам данной темы 2
4 7 Психофизиология сознания Сознание: определение, критерии сознания. Физиологические основы сознания. Бессознательные психические процессы: их виды и роль в регуляции поведения Изменённые состояния сознания (медитация, гипноз), их психофизиологические признаки. Психофизиология сна Психофизиология сна: определение, виды сна, стадии сна, их фарактеристика. Физиологические изменения во время сна. Теории сна Собеседование и опрос по вопросам данной темы 2
5 8 Психофизиология интеллекта Определение интеллекта, его диагностика. Психофизиологические подход к изучению интеллекта Разбор материала темы, оценка качества знаний по результатам собеседования 2
     

Окончание таблицы 5

№ семи-нара Номер темы Тема и краткое содержание семинара Характер и цель семинара Кол-во часов
6 9 Когнитивная психофизиология. Психофизиология внимания, и памяти Основные проблемы когнитивной психофизиологии. Проблема внимания в психофизиологии. Ориентировочный рефлекс: определение, компоненты ориентировочного рефлекса. Нейронные механизмы ориентировочного рефлекса. Ориентировочно-исследовательская деятельность. Методы изучения и диагностики внимания Обсуждение данного круга вопросов и проблем 1
7 7 Прикладные аспекты психофизиологии:  Психофизиология трудовой деятельности.  Психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология).  Сравнительная психофизиология.  Социальная психофизиология.  Возрастная психофизиология.  Экологическая психофизиология Разбор материала темы, оценка качества знаний по результатам собеседования 2

7. Самостоятельная работа студентов (СРС)

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Психофизиология» предусмотрена в объеме 28 часа для студентов очной формы обучения и 48 часов для студентов заочной формы обучения. СРС состоит в самостоятельной подготовке студентов к семинарским занятиям по основным разделам дисциплины в соответствии с программой и содержанием дисциплины. Примерное распределение часов, предусмотренных для изучения вопросов семинаров указанно в таблицах 2 и 3. При самостоятельной подготовке студентам рекомендуется использовать литературу, приведённую в п. 9.1.

7.1. Вопросы к практическим занятиям для студентов очной формы обучения и рекомендуемая литература

Вопросы к практическому занятию №1

Дата: 2018-12-28, просмотров: 450.