Социальные процессы и проблемы в сфере духовной жизни постсоветского общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1 Выделение духовной жизни в особую форму человеческого существования связано с особенностями духовного (в отличие от материального) производства, которое заключается в том, что продукты его (духовные блага) предназначены для «потребления», состоящего в их восприятии и умственном постижении, в результате чего происходят изменения в сознании людей и соответственно в их деятельности и взаимоотношениях с другими людьми.

Специфика духовной жизни в том, что она представляет собой единство идеального и материального. Она не сводится к формам общественного сознания (наука, философия, религия и др.), которые являются, однако, её сердцевинной частью, определяющей её суть. Духовная жизнь существует как выражающая указанные формы сознания практическая активность людей. Она заключается в создании и потреблении ими научных, художественных, философских, нравственных, религиозных знаний и идей, во взаимоотношениях их по поводу этих ценностей. Духовная жизнь включает в себя также деятельность людей, состоящую в решении ими различных проблем социальной жизни с помощью идейно-духовных средств.

Потребление духовных благ имеет сходство с их созданием. У создателей и потребителей науки это выражается – в познании, логическом усвоении ее тезисов, искусства – в эстетическом переживании художественных образов, религии – в принятии на веру ее догматов.

Особой областью духовной деятельности является художественноеисполнительство – инструментальная и речевая творческая интерпретация музыкальных и литературных произведений.

Велика роль в сфере духовной жизни общества деятельности по трансляции знаний и идей с целью образования, обучения и воспитания людей. Она служит мостом, соединяющим деятельность по их созданию с деятельностью по их потреблению. В результате ее создается почва для массового постижения духовных ценностей. Поэтому субъектами духовной деятельности являются наряду с учеными, мастерами искусства, теологами и учителя, священнослужители, интерпретаторы научных и художественных идей (искусствоведы, музыковеды, литературные критики).

Отличительными чертами духовной жизни являются ее идеологичность и эзотеричность, т.е. наличие в ней идей, которые отвечают интересам лишь определенных общественных групп и которые доступны только посвященным. Основанием для выделения, эзотеричных групп служат не только различия их в интеллектуальной деятельности (разные профессии умственного труда), но и наличие или отсутствие у них определенной информации. В обществе существуют группы населения, обладающие разным объемом научной, художественной, религиозной информации. Неспособные или нежелающие приобщиться к такой информации оказываются в положении духовной изоляции. Это не может не сказаться на их социальном статусе.

Социология в духовной жизни изучает преимущественно 1) субъективною сторону деятельности по созданию и потреблению духовных благ, деятельности по их трансляции (в том числе путём образования), а также осуществляемой людьми духовной деятельности для решения каких-либо социальных проблем; 2) духовно-идеологические (по поводу знаний и идей) взаимоотношения людей.

Духовная и социальная жизнь существуют и развиваются в тесной связи и взаимовлиянии. В данном вопросе мы рассматриваем особенности воздействия первой на вторую. Духовная жизнь является выражением преимущественно цивилизационных свойств общества. Все ее составляющие и проявления несут на себе печать существующей в стране цивилизации. Последнюю нередко считают формой и способом жизни какого-либо народа. Но такое ее определение схоже с понятием культуры и поэтому нуждается в уточнении.

Понятие цивилизации дает представление не только о способе жизнедеятельности, но и о состоянии общества в целом. При этом цивилизационная его трактовка учитывает значение всех форм жизни, в том числе духовной, формирующейся во многом под влиянием веками складывающегося у народа менталитета – традиционного для него образа мыслей.

Главное влияние духовной жизни на социальную осуществляется посредством воздействия на нее форм общественного сознания, прежде всего науки, искусства, религии. Научные знания, художественные образы, религиозные идеи являются плодами разной духовной деятельности и с точки зрения их технологии, рассматриваются специальными изучающими формы общественного сознания науками. В последних находит выражение гносеологический аспект их познания. Социология же, опираясь на него, учитывая особенности отражения наукой, искусством и религией действительности, занимается выяснением выполняемых ими социальных функций, той роли, которую они играют в жизни разных групп населения, всего общества.

Наука представляет собой рациональное, логически обоснованное познание людьми мира. Она дает истинное, адекватное отражаемой реальности, знание о ней. В этом смысле она объективна. Основу науки составляют теории, в которых изложено понимание сущности и законов познаваемых ею явлений и процессов. Науки различаются объектами познания. Главными ее отраслями являются математические, технические, общественные, естественные, гуманитарные науки.

Научное знание является всеобщим и императивным – обязательным для усвоения. В этом состоит его общественное назначение. Оно обусловлено потребностями современного общества – широким использованием наукоемкой техники и технологии, все усложняющейся организацией многих видов деятельности людей. Под воздействием науки происходит сужение поля социальных действий, основанных на здравом смысле, на эмпирическом жизненном опыте.

Искусство представляет собой постижение действительности, суть которого состоит в воспроизведении ее по законам красоты. Результатом его является создание художественных образов. Восприятие искусства связано с организованными художником переживаниями. Постижение художественного творчества доставляют людям эстетическое наслаждение.

Искусство является мощным фактором формирования и развития эмоционального мира людей, их просвещения и воспитания. Художественные образы служат образцами для подражания. Искусство не столь рассудочно, как наука; его эстетические и нравственные свойства действуют на людей одухотворяюще. При этом оно способствует взаимопониманию людей и групп, и в этом смысле осуществляет в отношении их регулятивную функцию. Важно и то, что восприятие искусства происходит добровольно и охотно. Этим обусловлено личное, свойственное каждому конкретному человеку, отношение к искусству, и тем самым особенно сильное обратное его воздействие. Однако очень острым является вопрос о качестве потребляемой людьми художественной информации.

Религия является фактически иллюзорной формой сознания и освоения мира. Она дает знания о сверхъестественном, которые не требуют доказательств и берутся людьми на веру. Сторонники религии отводят богу (сверхъестественному) главную роль в своей жизни, веруют в него с целью влияния на него и себя. Религия дает ответы на многие сложнейшие вопросы (выяснением которых занимается и философия). Ее трактовка их позволяет ей иметь свою нишу распространения.

Религия предлагает людям вероучение, обязывающее их во всех своих действиях следовать его предписаниям и нормам. Она служит верующим каноном их взаимоотношений между собой. В этом проявляется ее функция социального контроля. В России нынче наблюдается рост влияния религии и церкви на все стороны жизни людей. Это связано с происходящими изменениями в духовной жизни и в немалой степени с серьезным ухудшением материального положения большинства населения. Обремененные множеством проблем, люди обращаются за поддержкой к религии. Между тем для многих стран Запада характерен процесс секуляризации – освобождения общества от влияния церкви и религии.

Таким образом, каждая форма общественного сознания используется в соответствии со своими особенностями. Если выделить в них главные, то наука доказывает, искусство убеждает, а религия требует послушания. Религия не менее императивна (обязывает людей действовать определенным образом), чем наука, но только в отношении верующих. К тому же, послушания их она добивается с их согласия. Наука в этом не нуждается. Ее предписания, по существу, безальтернативны и относятся ко всем. Но воздействие науки рассчитано на людей, обладающих достаточными знаниями для ее понимания. Воздействие науки, искусства, религии на субъекты социальной жизни зависит и от степени их усвоения ими. Важную роль в этом играют институты социализации: семья, школа, высшее образование. Основным субъектом распространения духовной информации является интеллигенция.

Наука, искусство, религия оказывают цивилизационное влияние – способствуют овладению людьми существующим в обществе способом поведения, образом жизни; выполняют регулятивные функции – помогают взаимопониманию между людьми, их социально-идейному объединению. Все это можно рассматривать как деятельность по решению социальных проблем идейно-духовными средствами.

Важнейшим результатом воздействия на субъекты социальной жизни форм общественного сознания является их образовательная и идейная стратификация, т.е. существование различий между людьми по уровню знаний (начальное, среднее, среднее специальное, высшее образование) и идейному развитию (степень освоения той или иной идеологии, религии). От этого зависит способ участия их в разных формах социальной жизни.

 

2 Духовная жизнь испытывает сильное влияние со стороны социальной жизни общества, что связано прежде всего с участием в ней разных социальных общностей, субъектов, обладающих разными социальными чертами. Дело в том, что разнообразной духовной жизнью живут, и тем самым имеют отношение к духовной сфере общества: 1) группы людей, профессионально занимающиеся духовной деятельностью, главным образом созданием духовных благ, их принято называть интеллигенцией и 2) общности всех разновидностей социальной жизни, участвующие в потреблении научной, художественной, религиозной информации. При этом интеллигенция предстаёт не только как субъект духовной деятельности, характеризующийся профессиональными признаками, но и как общность, обладающая вместе с тем социальными и социетальными (духовно-идеологическими) свойствами, являющаяся субъектом и социальной и духовной сферы жизни общества.

В духовной жизни общества участвует прежде всего интеллигенция – и та, которая занимается созданием духовных благ, и та, которая связана с другими операциями умственной деятельности. Интеллигенция характеризуется не только способностью заниматься умственным трудом, но и выполнять социальные действия. Поэтому в своей деятельности она руководствуется не только знаниями и идеями, но и присущими ей социальными интересами. Последними обуславливается место и роль каждой группы интеллигенции (будь то учителя, инженеры, офицеры) в жизни общества, ее стремление к своему воспроизводству и развитию. В связи с этим важно отметить, что существенными чертами российской интеллигенции считаются большая профессиональная компетентность, а также высокая нравственность, совестливость, стремление жить интересами Отечества и народа, делать доброе дело. Такое понимание интеллигенции выходит далеко за рамки определения ее как группы, занимающейся только интеллектуальным трудом, которое является распространенным на Западе.

Возникшее в глубокой древности разделение труда на умственный и физический стало важным основанием для выделения в обществе интеллигенции. История умственной деятельности тесно связана с индивидуальными особенностями ее творцов, талантом которых развивались наука и искусство, религиозная мысль.

В зависимости от особенностей объекта умственной деятельности, содержания интеллектуального труда выделяются такие отряды интеллигенции как научная, техническая, художественная, управленческая, военная, религиозная. В зависимости от сложности умственного труда (и необходимости для этого соответствующего образования) различают специалистов высшего и среднего уровня, например, инженеров и техников. Интеллигенция была наиболее динамично развивающейся группой общества: в 80-е годы она составляла 1/4 всего населения нашей страны.

Важнейшим признаком интеллигенции является эзотеричность. Группы людей разной умственной деятельности имеют дело с определенной информацией, обладают своими профессиональными научными, техническими, художественными знаниями. Поэтому все, кто не занимаются данной умственной деятельностью, являются в нее не посвященными, не располагают достаточными для ее понимания знаниями. Разделение людей на посвященных и непосвященных является важнейшим критерием дифференциации людей в духовной сфере жизни общества. В условиях все ускоряющегося научного прогресса и растущего значения научных знаний в жизни общества обладание ими отдельными группами людей становится важным основанием социальной стратификации населения. Монополия на знания позволяет этим группам использовать их в своих интересах и занимать господствующее положение в обществе. Смягчение таких различий возможно только путем повышения образования всего населения, расширения контингента лиц, владеющих разной специфической информацией.

В духовной жизни участвуют и все социальные общности. Каждая семья, производственная и бытовая группа, поселенческая и этническая общность имеет те или иные духовные потребности и интересы и прилагает определенные усилия для их удовлетворения, чаще путем потребления (восприятия, усвоения, переживания, оценки) духовных ценностей. При этом содержание потребляемой ими научной и художественной информации, их отношение к религиозным идеям во многом зависит от их национальных, профессиональных, половозрастных интересов, отражающихся на научных ориентациях, художественных вкусах, религиозных взглядах.

Потреблением духовной информации занимаются все группы и слои населения, хотя по-разному. Например, больше всего любителей искусства. Потребителей научно-популярной литературы значительно меньше, а информацией религиозного содержания интересуются только верующие. На потребление науки, искусства, религии оказывают влияние стратификационные различия в обществе – наличие социальных групп с разным уровнем образования, денежного дохода. Разные материальные и духовные возможности людей стали главными факторами их досуговой художественной и интеллектуальной активности.

 

3 Происходящие в России социальные процессы имеют отношение и к духовной жизни общества. Следствием их являются изменения в социальной структуре, а те, в свою очередь, оказывают влияние на положение и роль всех, кто ведет духовную жизнь. Мы уже отметили, что в ней участвуют все социальные субъекты. Вследствие происходящих в стране процессов социальной дезинтеграции и маргинализации – участие одних субъектов в духовной жизни ослабло, других – усилилось. Активнее стали проявлять себя в ней и вновь появившиеся социальные группы. Это относится прежде всего к нарождающейся буржуазии и той части интеллигенции, которая обслуживает ее интересы. Усилиями последней разработан российский вариант либеральной идеологии, осуществляется активное его распространение среди населения.

Характерным явлением духовной жизни России стал рост числа «культуросоциальных» групп, т.е. объединений людей, разных по социальному составу, связанных между собой общими увлечениями в искусстве, какими-то околонаучными идеями. Это оказывает влияние на их образ жизни. И хотя, с одной стороны, это свидетельствует о возросшей свободе духовной жизни людей, с другой, – об ослаблении их социальных связей. Социальные интересы уступают силе влияния массовых духовных ценностей.

В духовной жизни существует и немало социальных проблем. К числу наиболее значимых следует отнести неохотное приобщение значительной части населения к ставшей господствующей в духовной жизни современного российского общества либеральной идеологии. Его можно объяснять по-разному, в частности, пережитками социалистического сознания или особенностями русского менталитета, выступающих против преобладания в поведении людей рыночных отношений и личных интересов. Но ясно одно: пока в сознании российского общества не возобладают принципы либеральной идеологии – не произойдет и существенных изменений в его отношении к рыночной экономике. Между тем принятие населением либеральной идеологии таит в себе угрозу утраты им очень важных своих цивилизационных особенностей. Это приведет к потере народом своей ментальности и не может не сказаться на его исторической судьбе.

Не менее острой является проблема духовно-идеологической разобщенности народа, порожденная происходящими в стране трансформационными процессами. Причем серьезные идейные различия существуют не только между формирующимися классами, но и национальными, трудовыми, поселенческими, семейными общностями. Они проявляются в их приверженности разным идеологиям, духовным ценностям, идеалам. Положение осложняется существованием в обществе поразившей широкие слои населения бездуховности – обесцениванием многих традиционных для него моральных ценностей, падением нравов. Поведением людей все чаще руководят эгоизм, алчность, корысть. В немалой степени это связано с крайне отрицательным влиянием на сознание наших людей западного да и отечественного массового искусства, откровенно пропагандирующего насилие и разврат, самые низменные чувства.

В связи с этим большие надежды возлагаются на религию. Но современное российское общество достаточно секуляризованное (светское), и поэтому религии трудно выполнять в нем нравственно-консолидирующую функцию. Исследования показывают, что к числу верующих относят себя 60% россиян, но приобщение к религии очень часто поверхностно, не отличается глубокой верой, регулярным соблюдением даже основных ритуалов. Так, тех из них, кто посещает храмы, причащается, читает Евангелие, соблюдает посты, обсуждает богословские вопросы, т.е. вовлечён в церковную жизнь (воцерковлен) составляет 27%.

Снижение уровня образования, происшедшее в 90-е годы, затрудняет использование науки. В своих социальных действиях люди все больше опираются на здравый смысл. Этим же обстоятельством во многом обусловлено и усиление влияния на них массового искусства и религии. Это особенно очевидно в отношении тех из них, которые занимают низшие ступени образовательной стратификации.

В своем большинстве население имеет низкий художественный вкус, тянется только к развлекательному искусству. Значительная часть их ориентирована на самое малосодержательное и примитивное искусство, называемое попсой. Потребление его ведет к духовному оскудению, падению нравов, к идейной индифферентности. Следует сказать, что современное искусство, особенно в модернистском его толковании, всё больше предстаёт как великий симулякрум, поскольку является не столько удвоением действительности, сколько её фальшивкой, искажённым отображением. Засилье такого искусства не оставляет места для подлинного искусства, для удовлетворения людьми своих художественных потребностей. Тем самым теряет своё значение, вырождается специфика художественного постижения мира, связанного с его эстетическим переживанием. Люди приучаются получать его от общения их с заменителями художественных ценностей.

Не хватает людям и научной образованности, особенно в новых областях знания. Очень многие тянутся к псевдонаучной информации, увлекаются аккультистскими учениями. Применение их на практике приводит к самым тяжелым последствиям. Между тем, им не хватает необходимого для жизни экономического, экологического, правового просвещения, от которого напрямую зависит их жизненное благополучие.

Проблематичной является и разработка в ближайшее время объединяющей классы и разобщенные социальные группы общенациональной (государственной) идеологии.

Серьезной проблемой духовной жизни является опасность потери интеллигенцией (главным субъектом духовной жизни) ряда своих характерных признаков, прежде всего тех, которые указывают на ее особую роль в нашем обществе (см. п. 2). Это связано с усилением ее профессиональной разобщенности, с отстаиванием в публичном сознании значения для общества только ее высоких специальных знаний. Последние рассматриваются как единственный признак интеллигенции.

Многие группы интеллигенции, особенно ученые, работники образования, испытывают сегодня большие материальные трудности. Труд специалистов, дающих людям профессиональные знания, развивающих науку, оплачивается крайне низко. Между тем научной потенциал страны серьезно ослаблен: многие десятки тысяч ученых в 90-е годы выехали за границу. Интеллигенция нуждается в серьезной государственной поддержке. Вместе с тем ей самой предстоит многое сделать, чтобы повысить свой уровень жизни и социальный статус.

Основные понятия темы:

    Духовная жизнь общества. Духовные блага, ценности. Формы общественного сознания – наука, искусство, религия. Производство и потребление духовных благ. Трансляция духовных ценностей. Субъекты духовной деятельности. Образовательная и идейная стратификация. Социально-идеологические процессы. Интеллигенция (научная, художественная, культовая). Эзотеричность интеллигенции. Социологический аспект исследования духовной жизни.

Таблица № 1. Основные виды духовной жизнедеятельности общества.

 

Создание духовных благ и исполнительское творчество Потребление (восприятие) духовных благ Духовно-идеологическое (по поводу знаний и идей) взаимодействие между людьми Деятельность, состоящая в решении духовно-идеологическими средствами социальных проблем

Дата: 2018-12-28, просмотров: 451.