Учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания и выполняют письменные задания.
Тесты
1 Расположите в хронологической последовательности периоды каменного века:
а) палеолит;
б) неолит;
в) мезолит.
2 На смену каменному веку пришел:
а) медно-каменный век;
б) бронзовый век;
в) железный век.
3 Расы людей оформились в период:
а) каменного века;
б) бронзового века;
в) медно-бронзового века.
4 Ученые считают, что родовые общины сформировались:
а) 700 тыс. лет назад;
б) 30 тыс. лет назад;
в) 15 тыс. лет назад.
Кроссворд
По вертикали: 1 Предок человека разумного. 3 Объединение людей по кровному признаку. 5 В нее превратилось первобытное стадо в период среднего палеолита. 6 Это оружие появилось в каменном веке. 7 Материал, который древнейшие люди использовали для изготовления примитивных орудий труда. 8 Сплав меди с оловом, из которого изготавливали орудия труда.
По горизонтали: 2 Авторитетнейший член человеческого сообщества, принимавший участие в принятии важных решений. 4 Занятие древнейшего человека. 6 Глобальное похолодание. 9 Глиняная статуэтка, названная археологами Нефертити, была найдена на этой реке.
Изучение нового материала
Предки народов России. Племена славян и балтов
Учащиеся знакомятся с главным вопросом урока.
Рассказ учителя. Внимание учащихся обращается на карту и схему «Расселение славян». По ходу рассказа школьникам предлагается, используя информацию карты, зафиксировать в тетради территории расселения индоевропейцев.
Схема 1 Расселение славян
Славяне относятся к индоевропейской общности (индийские, иранские, италийские, кельтские, германские, балтийские, армянский, греческий и другие языки), которая с начала III тыс. до н. э. постепенно распадалась вследствие изменения хозяйственно-культурного уклада.
К этому времени изменяется климат, жаркие летние месяцы чередуются с более суровыми зимами, снижается урожайность зерновых культур. В этой связи усиливается роль скотоводства. Потребность в пастбищах заставляет людей осваивать новые территории — начинается освоение Евразии.
В. О. Ключевский писал:«Карпаты были общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны. Эти карпатские славяне с конца V в., когда греки стали знать их под собственным именем, и в продолжение всего VI в. громили Восточную империю (Византию), переходя за Дунай: недаром… Иордан с грустью замечает, что славяне, во времена Германариха столь ничтожные как ратники и сильные только численностью, "ныне по грехам нашим свирепствуют всюду"».
Следствием этих усиленных вторжений, начало которых относят еще к III в., и было постепенное заселение Балканского полуострова славянами. Итак, прежде чем восточные славяне с Дуная попали на Днепр, они долго оставались на карпатских склонах; здесь была промежуточная их стоянка».
Греки и варвары
Рассказ учителя. Учитель знакомит учащихся с историей греческого и варварского миров и предлагает заполнить таблицу (таблица 1).
На основе информации карты учащиеся знакомятся с государством скифов. Скифские кочевые племена в VIII-VII вв. до н. э. пришли из Азии, вытеснив живший здесь земледельческий народ киммерийцев.
Исторические сведения о скифах до V в. до н. э. малы. Впервые более расширенную информацию о них представляет греческий историк Геродот в своем труде «История». Он делит скифов по образу жизни на восточных — кочевников и западных — оседлых. В свою очередь, восточные скифы разделяются на царских и собственно кочевников.
Скифы создали государство во главе с царем. Они почитали богов, принятых от греков.
Скифы были хорошими воинами. Геродот рассказывает о жестокости скифов (массовых убийствах пленных при погребении царей).
Далее учитель характеризует облик скифов. Археологи в могильных курганах находят ремесленные изделия (например, вазы) с изображениями скифов. Они носили длинные волосы, бороду и усы. Одевали короткий с рукавами кафтан с вырезанным воротом, длинные широкие штаны, подвязанные у щиколотки, носили сапоги. Обязательным снаряжением скифа были лук и колчан со стрелами, нож, щит, короткое копье.
В могильниках археологи находят также ювелирные украшения. Внимание учащихся обращается к иллюстрациям. В «зверином стиле» украшали преимущественно оружие, конское снаряжение, а также ритуальную посуду и костюмы. Очень часто изображали лежащего оленя с поджатыми ногами, вытянутой вперед головой и рогами во всю длину тела, положенными на спину.
Учитель обращает внимание на изображение золотого гребня из кургана Солоха близ Никополя. Он украшен ажурным изображением битвы трех воинов. В центре - всадник, нападающий на пешего воина. Слева — пеший дружинник с мечом. Битва кровавая: убита лошадь, воины разгоряченны. В то же время греческий мастер искусно уравновесил военную композицию ажурным переходом с фигурками лежащих львов.
Н. М. Карамзин писал в «Истории государства Российского», ссылаясь на свидетельства Геродота:«Скифы… вели жизнь кочевую, более всего любили свободу; не знали никаких искусств, кроме одного — «везде настигать неприятеля и везде от них скрываться», однако же терпели греческих поселенцев в стране своей, заимствовали от них первые начала гражданского образования, и царь скифский построил себе в Ольвии огромный дом, украшенный резными изображениями сфинксов и грифов».
Скифы не были прямыми предками славян, но их потомки, по предположениям ученых, слились с древнеславянскими племенами и обогатили их язык такими словами, как «хорошо», «топор», «собака», соответствующими славянским «добро», «секира», «пес».
Таблица 1 – Скифское государство
Время существования | Религиозные представления | Организация управления | Основные занятия |
V-VI вв. до н.э. – III в. до н.э. | Язычество. Погребения с человеческими жертвами. | Во главе государства - царь, военная аристократия, жрецы | Земледелие, ремесло, торговля с греческими городами Северного Причерноморья |
Далее учащимся из курса Древнего мира предлагается вспомнить историю греческой колонизации Северного Причерноморья, на карте показать греческие города-государства, дать определение понятия «город-государство».
Греческие полисы в Северном Причерноморье испытывали постоянное военное давление со стороны местных кочевых племен. Чтобы противостоять им, несколько греческих колоний объединились.
Основным занятием жителей Боспорского царства являлось земледелие и выращивание злаков (пшеницы, ячменя, проса), а основу торговли составлял экспорт зернового хлеба, соленой и вяленой рыбы, скота, кожи, меха, рабов. Из Греции сюда везли вино, оливковое масло, металлические изделия, дорогие ткани, драгоценные металлы, предметы искусства. Часть предметов роскоши и ювелирные изделия покупали или обменивали знатные люди соседних племен.
В Боспорском государстве неограниченным владыкой был царь, власть которого со временем стала обожествляться. Самостоятельность городов-государств была ликвидирована. Областями управляли наместники царя.
В начале III в. в Северном Причерноморье появляются племена готов, пришедшие с берегов Балтийского моря.
Они разрушили ряд городов Северного Причерноморья, в том числе и Боспор. Начался упадок государства. Уже в начале 40-х гг. IV в. прекратилась чеканка монеты.
Окончательный удар по Боспорскому государству нанесли гунны в 80-х гг. IV в.
Учитель рассказывает о хозяйственной и политической жизни Херсонеса. Херсонес был основан в 422—421 гг. до н. э. на мысе западного побережья Крыма. Город располагался в 3 км от центра современного Севастополя и являлся одной из двух десятков греческих колоний на северном побережье Черного моря. Во II в. до н. э. Херсонес вошел в состав Боспорского царства.
Изобилие камня позволило отстроить здесь шикарные храмы, усадьбы, театр, двойные защитные стены по периметру города. Основным занятием жителей было виноградарство. В городе процветали ремесла (особенно ювелирное) и торговля пшеницей, вином, шкурами и соленой рыбой. Произведения херсонесских ювелиров находят в скифских курганах-захоронениях.
Не раз на город совершались нападения, но он выстоял. Отстояли свою независимость херсонесцы и перед непобедимым полчищем варваров. Херсонес был частью Римской империи (вошел в состав Византии) и пользовался поддержкой римского флота.
В IX в. в Херсонесе действовали православные церкви, в одной из которых побывал древнерусский князь Владимир Святославич перед женитьбой на сестре византийского императора.
Гунны, авары и славяне
Рассказ учителя. IV—VII века известны в истории как Великое переселение народов. Внимание учащихся обращается к карте.
Нашествием гуннов с 70-х гг. IV в. открывается ряд последовательных азиатских нашествий в Европу. Гунны разбили готов, вождь которых, Германарих, покончил с собой.
Наибольшего могущества гунны достигли, когда их возглавил вождь Аттила (440). Они перешли из черноморских степей на запад, на Дунайскую равнину, нападая на земли Восточной и Западной Римской империи, беря с них выкуп. После смерти Аттилы в 453 г. союз гуннов распался.
В VI в. в бассейне Дуная появились авары (согласно древнерусским летописям — обры), которые угнетали покоренные племена, в том числе и славян. Учитель может зачитать отрывок из «Повести временных лет».
Из «Повести временных лет»: «…В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов — также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его — обрина, — и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: «Погибли, как обры», —их же нет ни племени, ни потомства...»
Авары — это объединение кочевых племен Центральной Азии, Западной Сибири, Предуралья и Поволжья.
В середине VI—VIII вв. они создали в Паннонии (бывшей римской провинции) собственное государство — Аварский каганат. Это государство представляло собой объединение кочевых племен, которые, опираясь на систему военных крепостей, совершали грабительские набеги на соседние земли.
Авары дошли на западе до Тюрингии и Италии, на юге — почти до Константинополя; подчинили Иллирию и Далмацию. В период наивысшего могущества границы каганата простирались от Эльбы до Альп и от Причерноморья до Адриатики. В 626 г. авары вмешались в ирано-византийскую войну и вместе с подвластными славянами осадили Константинополь, но потерпели поражение от византийцев.
В первой половине VII в. авары потерпели ряд поражений от франков, болгар и славян, а к середине столетия лишились Северного Причерноморья, под их контролем осталось только Болгарское царство, созданное в 680 г. на Дунае. В конце VIII в. под мощным натиском франков каганат прекратил свое существование.
Основу хозяйственной жизни аваров составляло кочевое скотоводство, земледелие не было развито. В то же время высокого уровня у аваров достигло ремесло, особенно ювелирное. Авары были хорошими резчиками по кости, изготовляли великолепные ковры, вышивали, занимались ювелирным делом. По всей Европе пользовались большим спросом знаменитые аварские пояса. Искусство аваров во многом было сходным со скифским «звериным стилем».
Современный исследователь П. П. Толочко пишет: «Можно с уверенностью сказать, что славяне позаимствовали от аваров организацию конного войска и элементы снаряжения всадника. Особое распространение в славянской среде VIII в., как и по всей Европе, получили аварские стремена. То же самое можно сказать и о металлических украшениях поясов, которые имели широкое употребление как среди аварских мужчин, так и среди женщин».
В 552-745 гг. на территории Центральной Азии располагалось государство Тюркский каганат. В союзе с Византией это государство вело войны против Ирана за контроль над Великим шелковым путем. В результате территория государства расширилась. В 576 г. тюрки захватили Боспор, а в 581 г. осадили Херсонес. Это был период наивысшего могущества каганата.
Постепенно в государстве усиливалось положение военной аристократии. Ее стремление к распространению политического влияния привело к междоусобицам и распаду государства на восточную (центрально-азиатскую) и западную (среднеазиатскую) части. В середине VII в. Тюркский каганат был захвачен китайцами. Потом на короткое время самостоятельность государства была восстановлена, но уже к середине VIII в. каганат полностью прекратил существование.
Закрепление материала
Сравните хозяйственные занятия и общественную организацию соседей славян, выделите общее и различия.
Домашнее задание
Учебник: Андреев И. Л., Федоров И. Н. История России. 6 кл. Москва : Дрофа, 2016. § 2, вопросы и задания.
Дополнительное задание: используя дополнительную литературу, подготовить сообщение о культуре скифов и сарматов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Шаблон методических рекомендаций к уроку для учителя
Тема урока «_____________________________________________» ( __ класс)
Цель урока:
План урока
1
2
3
ХОД УРОКА
Дата: 2018-12-28, просмотров: 586.