Нормативные и правовые основы деятельности ПМПК
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция посвящена вопросам нормативно-правового обеспечения деятельности ПМПК в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций

Нормативно-правовые основы образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с инвалидностью в Российской Федерации

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ‒ ФЗ № 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

При создании ФЗ №273, учитывались требования следующих международных актов (подписанных СССР или Российской Федерацией) в части защиты прав на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и\или с инвалидностью: Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971г.; Декларация о правах инвалидов от 09.12.1975г.; Всемирная программа действий в отношении инвалидов от 3 декабря 1982г.; Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, 1993г.; «Саламанкская декларация» и «Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями», июнь 1994 г., в которых правительства всех стран призывают в т.ч.:

• уделять первоочередное внимание необходимости придать «включающий» (инклюзивный) характер системе образования;

• включить принцип «включающего» (инклюзивного) образования как компонент правовой или политической системы;

• разрабатывать способы планирования, контроля и оценки образовательного обеспечения детей и взрослых;

• способствовать и облегчать участие родителей и организаций инвалидов;

• финансировать стратегию ранней диагностики и раннего вмешательства;

• финансировать развитие профессиональных аспектов «включающего» (инклюзивного) образования;

• обеспечивать наличие должных программ по подготовке учителей.

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006г., ратифицированная Россией в 2012 году. В статье 24 Конвенции говорится, что государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.

В соответствии с Конвенцией образование должно быть направлено на:

• развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

• обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;

• доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

• предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

• создание условий для освоения социальных навыков;

• обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

Напомним, что Конституция РФ (Статья 43) также провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Также Россия гарантирует своим гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования (ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998г. № 124: «Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации» (статья 10).

Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012г. признает социальную исключённость уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:

- законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);

- обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;

- нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;

- пересмотр критериев установления инвалидности для детей;

- реформирования системы медико-социальной экспертизы, имея в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий.

- внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.

В Статье 2 ФЗ №273 определены следующие основные понятия, важные для деятельности ПМПК:

9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц…

Исходя из этих понятий, статус ребенка с ОВЗ, специальные условия для получения им образования и адаптированную образовательную программу может определить только ПМПК.

Согласно Статье 5 Закона:

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В нескольких статьях ФЗ № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ.

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования», и программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.

В рекомендациях ПМПК должна быть определена образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, или адаптированная основная образовательная программа основного общего или среднего общего образования ‒ ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, ‒ п. 28 ст. 2 ФЗ № 273); форма получения образования; необходимость диагностического периода обучения; направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), социальный педагог; условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

‒ по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности ‒ приказ Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;

‒ по дополнительным общеобразовательным программам ‒ приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что «лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Частью 6 ст. 11 вышеуказанного закона определено, что в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются ФГОС или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. А согласно ч. 7 ст. 12 организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

В части 1 ст. 92 ФЗ № 273 предусмотрено, что государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.

Таким образом, адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом лицензирования и государственной аккредитации, если образовательная организация до момента разработки АООП не имела лицензии на образовательную деятельность (например, при открытии новых школ).

Согласно ч. 9 ст. 108 ФЗ № 273 выданные до 1 сентября 2013 г. лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с ФЗ № 273 до 1 января 2016 года. Если переоформление лицензии и свидетельства о государственной аккредитации вызвано исключительно приведением образовательной деятельности в соответствие с ФЗ № 273 (без проведения лицензирования или государственной аккредитации новых образовательных программ либо новых мест осуществления образовательной деятельности), то названные процедуры осуществляются без проведения проверки соответствия образовательной организации лицензионным требованиям и аккредитационной экспертизы соответственно. В остальных случаях данные мероприятия проводятся согласно установленному порядку.

Особенности организации образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования для лиц с ОВЗ установлены разделом III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ‒ образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 июля 2015 г. № 1015.

Обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как в отдельных образовательных организациях ‒ ч. 5 ст. 79 ФЗ № 273, так и в отдельных классах, группах ‒ ч. 4 рассматриваемой статьи. Организация обучения обучающегося с ОВЗ совместно с другими обучающимися – инклюзивное образование ‒ должна осуществляться по адаптированной образовательной программе либо по основной образовательной программе образовательной организации в соответствии с индивидуальным учебным планом, отражающим организацию психолого-педагогической помощи и программу коррекционной работы. Позиция Минобрнауки России по проблеме сосуществования двух подходов к организации обучения детей с ОВЗ изложена в письме от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07.

В соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей с инвалидностью и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Минобрнауки России 9 января 2014 года № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

В данном разделе представлены документы федерального, регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации, знание которых является обязательным для специалистов ПМПК. Это обусловлено тем, что условия получения образования детьми с ОВЗ в Российской Федерации определяются психолого-медико-педагогическими комиссиями.

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:

12) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

Таким образом, 5 и 8статьи Закона определяют ответственных за организацию обучения и поддержку детей с ОВЗ.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) образования указанных лиц или в федеральные государственные образовательные стандарты включаются специальные требования.

Приказом Минобрнауки РФ от «19» декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и приказом Минобрнауки РФ от «19» декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ исходя из образовательных потребностей каждого, в том числе, и совместное - инклюзивное образование. Тем самым обеспечивается единство образовательного пространства Российской Федерации, устраняются существующие препятствия между общим и специальным образованием, в чем отчетливо воплощается движение к международным стандартам образовательной политики в отношении лиц с ОВЗ. Важно то, что ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ ориентирован на федеральный государственный стандарт начального общего образования, имеет единую с ним структуру и цели, но увеличение сроков обучения позволяет получить ребенку цензовое образование, но в более комфортных условиях.

Но при этом ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) подчеркивает в п.2.4., что «АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.»

Это в свою очередь, воплощается в определении во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ четырех вариантов образовательной программы (1, 2, 3, 4), которые предполагают увеличение удельного веса компонента жизненной компетентности от первого варианта к четвертому при – соответственно - уменьшении удельного веса академического компонента, а также – в случае необходимости – пролонгирование календарных сроков обучения.

При этом:

- для всех вариантов образовательных программ обязательным является включение в их содержание специальной коррекционной работы, а также специальная организация среды и обеспечение систематической специальной помощи обучающимся с ОВЗ с целью создания условий для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Кроме того, реализация всех вариантов образовательных программ предполагает создание адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП), которые при необходимости индивидуализируются (адаптированная образовательная программа (АОП) в вариантах 1, 2, 3 и специальная индивидуальная программа развития (СИПР) в варианте 4), к которым также могут быть созданы учебные планы, в том числе и индивидуальные, с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся. Соответственно, в разработанном Стандарте дифференцированно формулируются требования к кадровому, финансово-экономическому, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательных программ, а также рекомендации к осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно Стандартам обучение ребенка с ОВЗ по тому или иному варианту осваиваемой образовательной программы не является зафиксированной раз и навсегда константой: напротив, предусматривается возможность перехода с одного варианта на другой с учетом мнения родителей, педагогов и решения психолого-медико-педагогической комиссии.

Говоря об обучении детей с ОВЗ нельзя обойти вниманием статью 17 Закона, т.к. именно в ней определяются возможные формы получения образования, определяемые ПМПК или индивидуальной программой реабилитации ребенка с инвалидностью:

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования,….. определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Определяя образовательную программу ребенка с ОВЗ, специалисты ПМПК должны учитывать, что образовательную деятельность могут осуществлять не только образовательные организации, но и:

Дата: 2018-12-28, просмотров: 285.