Методика направлена на исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий. Результаты исследования отмечаются в разделе гнозис, исследование эмоционально-личностных особенностей, межличностные отношения ребенка.
12. Методика "Цветовой тест отношений"
Цветовой тест отношений (ЦТО) является диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.
Методической основой ЦТО являлся цветоассоциативный эксперимент, процедуры которого были специально разработаны в рамках создания этого теста. Он основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Для детей используется только данная модификация теста Люшера. Результаты исследования отмечаются в разделе исследование эмоционально-личностных особенностей.
Диагностический альбом
Специально подобранный материалов (бланковых), включающий более 30 наиболее используемых в патопсихологической и нейропсихологической практике методик. Альбом скомплектован для последовательного проведения обследования в наиболее технологичном режиме. Результаты исследования с помощью диагностического альбома используются во всех разделах психологического анализа.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Содержание
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: структура, содержание
2. Требования к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: структура, содержание
В данном разделе рассматриваются требования к структуре и содержанию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598) и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года 3 1599) вступают в действие с 1 сентября 2016 года и закрепляются права и обязанности по определению варианта адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, а также по предоставлению рекомендаций по изменению варианта данной программы.
Структура Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Стандарт включает в себя требования к:
1) структуре адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Требования к структуре АООП НОО
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне начального общего образования и обеспечивает решение задач образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования самостоятельно разрабатывается в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования может быть реализована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования возможно использование сетевой формы.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта данной программы. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.
Структура Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов и включает:
· пояснительную записку;
· планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования;
· систему оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов):
· программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО);
· программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;
· программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при получении начального общего образования (в зависимости от варианта АООП НОО – нравственного развития, воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
· программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
· программу коррекционной работы;
· программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Организационный раздел включает:
· учебный план начального общего образования, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности;
· систему специальных условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам (годам обучения).
Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО. Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не может составлять более 3039 часов, за 5 учебных лет – более 3821 часа, за 6 учебных лет – более 4603 часов.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО возможно использование сетевой формы. АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%.
Адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования могут быть разработаны в общеобразовательных организациях при наличии в них классов для детей разных категорий, обучающихся по вариантам 1, 2, 3, а также при наличии классов для детей с умственной отсталостью – варианты 1, 2 в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и вариант 4 в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Адаптированные образовательные программы могут быть разработаны по числу детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных классах и/или при включении обучающегося с ОВЗ, имеющего особые образовательные потребности, в класс, реализующий АООП. Например, обучающегося с глухотой и легкой степенью умственной отсталости в класс для глухих детей.
Определение варианта адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка, в случае наличия у обучающегося инвалидности – с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей).
Поскольку стандарт закрепляет за психолого-медико-педагогической комиссией права и обязанности по установлению условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, определению варианта адаптированной основной общеобразовательной программе для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья с учетом его образовательных потребностей, а также предоставлению рекомендаций по изменению варианта адаптированной основной образовательной программе обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, то это позволит предупредить негативные последствия пребывания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации без создания специальных условий получения образования, одним из которых и является адаптированная основная общеобразовательная программа.
Требования к условиям реализации АООП НОО
Стандарт определяет требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Требования к условиям получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное (нравственное) развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Материально-технические условия реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ должны обеспечивать:
1) возможность достижения обучающимися с ОВЗ установленных стандартом требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;
2) соблюдение:
· санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
· санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.);
· социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
· пожарной и электробезопасности;
· требований охраны труда;
· своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта.
3) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
Образовательные организации самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
· создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
· получения информации различными способами из разных источников (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);
· проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;
· наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определения местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
· создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;
· обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;
· проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью;
· исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;
· физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
· планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
· размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;
· проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
· организации отдыха и питания.
Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и их специфическим образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования той или иной категории обучающихся отражена специфика требований к:
· организации пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
· организации временного режима обучения;
· организации рабочего места;
· техническим средствам обучения;
· учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования в соответствии с выбранным уровнем и вариантом программы;
· материально-техническому обеспечению педагогических кадров и других участников образовательного процесса.
Требования к результатам освоения АООП НОО
Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья разных вариантов адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
В зависимости от варианта адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Стандарт может устанавливать требования только к личностным и предметным результатам, например, для глухих обучающихся – варианты 1.3-1.4; для слабослышащих и позднооглохших обучающихся – вариант 2.3; для слепых обучающихся – вариант 3.3-3.4; для слабовидящих – вариант 4.3; для обучающихся с НОДА – варианты 6.3-6.4; для обучающихся с РАС – варианты 8.3-8.4.
Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Предметные результаты овладения содержанием коррекционно-развивающей области обеспечивают обучающимся с ограниченными возможностями здоровья эффективное освоение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию.
Модель связей универсальных учебных действий с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся с ОВЗ и в зависимости от характера нарушения и структуры дефекта обусловлена наличием системы:
· мотивов,
· особенностей целеполагания,
· учебных действий,
· контроля и оценки.
Основными критериями сформированности универсальных учебных действий у детей с ОВЗ является:
· соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
· соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
· формированность творческой деятельности обучающихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью обучающихся.
Вместе с тем, определены условия и факторы развития и формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе у обучающихся с ОВЗ на этапе завершения обучения. Значимость выделения и описания условий и факторов развития и формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе обусловлена новым социальным запросом, отражающим трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале граждан и обусловлена определением цели образования как общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, обеспечивающей ключевую компетенцию образования как «научить учиться» детей с ОВЗ.
Понятие «универсальные учебные действия» в образовательном процессе означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также: совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Условия развития и формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе:
· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
· обеспечение развитие личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
· обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Факторы развития и формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе:
· надпредметный, метапредметный характер образовательной деятельности при получении образования;
· целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
· преемственность всех уровней образования;
· организация и регуляция любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания;
· усвоение учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Итак, стандарт устанавливает дифференцированные требования к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся с ОВЗ. Итоговая оценка качества освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования осуществляется организацией.
2. Требования к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Рассмотрим требования к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования на примере обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне начального общего образования.
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
Вариант 5.2. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах).
На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет – 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 20% от общего объема АООП НОО. Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область.
По варианту 5.1. – обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО.
По варианту 5.2. – обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО, однако выделяются дополнительные задачи реализации содержания в предметных областях: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (Окружающий мир) и др.
Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации содержания.
По варианту 5.1. – коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
По варианту 5.2. – коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Произношение», «Логопедическая ритмика», «Развитие речи».
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ТНР должна содержать описание связи универсальных учебных действий с содержанием индивидуальной и (или) подгрупповой логопедической работы. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ТНР должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области разрабатывается на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР и программы формирования универсальных учебных действий.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания. Программа духовно-нравственного развития должна включать перечень планируемых социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ТНР, формы организации работы.
Программа коррекционной работы.
По варианту 5.1 – программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление специальной поддержки освоения АООП НОО.
Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса.
Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения АООП НОО являются:
· коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
· коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма;
· развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
· обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями которого выступают: работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков.
Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы специального сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на логопедических занятиях, проводимых на базе организованных при общеобразовательных организациях логопедических пунктах, где осуществляется коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, формированию полноценной речемыслительной деятельности. Достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося, возможно при реализации вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия) с сохранением базового объёма знаний и умений обучающихся в области общеобразовательной подготовки.
По варианту 5.2 – программа коррекционной работы обеспечивает:
· возможность освоения обучающимися с ТНР АООП НОО и их интеграции в образовательной организации;
· возможность овладения обучающимися с ТНР навыками коммуникации; дифференциации и осмысления картины мира и ее временно-пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
· соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников;
· проведение подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий.
Программа коррекционной работы должна содержать:
· цель и задачи коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования;
· программы коррекционных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, их интеграцию в образовательной организации и освоение ими АООП НОО;
· описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ТНР, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности;
· механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, психологов, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
· планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ТНР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
· диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у обучающихся с ТНР особых потребностей в адаптации к освоению АООП НОО, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации;
· коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом, речевом развитии обучающихся с ТНР;
· консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ТНР в освоении АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с обучающимися, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ТНР;
· информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с ТНР, со всеми его участниками - сверстниками, родителями (законными представителями).
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана, специальных курсов и на индивидуальных и (или) подгрупповых логопедических занятиях.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО
По варианту 5.1. – система оценки должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся с ТНР; на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО, формирование универсальных учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения обучающимися с ТНР АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений, в том числе итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших АООП НОО. Система оценки достижений планируемых результатов должна учитывать результаты коррекционной работы в поддержке освоения АООП НОО, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности.
По варианту 5.2. – система оценки должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся с ТНР; на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО и курсов коррекционно-развивающей области, формирование универсальных учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения обучающимися с ТНР АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных (в том числе результатов освоения коррекционно-развивающей области), метапредметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений, в том числе итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших АООП НОО. Особенностями системы оценки достижений планируемых результатов являются:
1) реализация системно-деятельностного подхода к оценке освоения содержания учебных предметов, специальных курсов, обеспечивающего способность решения учебно-практических и учебно-познавательных задач;
2) реализация уровневого подхода к разработке системы оценки достижения планируемых результатов, инструментария и представления их;
3) использование системы оценки достижения планируемых результатов, предусматривающей оценку эффективности коррекционно-развивающей работы не только в поддержке освоения АООП НОО, но и в формировании коммуникативных умений и навыков во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
4) критерии эффективности освоения АООП НОО устанавливаются не в сопоставлении с общими нормативами, а исходя из достижения оптимальных (лучших для данного обучающегося в данных конкретных условиях) успехов, которые могут быть достигнуты при правильной организации обучения.
Программа внеурочной деятельности. При организации внеурочной деятельности обучающихся организацией используются возможности организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ и других. Содержание внеурочной деятельности осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное.
Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуются образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, коррекционное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения, индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия, психологические тренинги.
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной или адаптированной основной общеобразовательной программы определяет образовательная организация с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, возможно в рамках сетевого взаимодействия.
Термины
Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы
Нормативная и правовая база получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе
с инвалидностью, в образовательных организациях
Дата: 2018-12-28, просмотров: 2506.