Внутренняя и внешняя среда предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предприятие – это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

Внешняя среда – это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям.

Внешняя среда существования организации делится на две части. Первая часть – «ближнее» окружение (микросреда = факторы прямого воздействия) – непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Обычно оно включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование, профсоюзы и туристические ассоциации. Организация тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять ее параметрами, воздействовать на микросреду с целью изменения их в благоприятном для организации направлении.

Вторая часть – «дальнее» окружение (макросреда = факторы косвенного воздействия) – включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное. Это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности. Воздействие этих факторов на организацию труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение.

Внутренняя среда организации – совокупность процессов, в результате которых организация преобразует имеющиеся ресурсы в товары (услуги), предлагаемые рынку. В составе внутренней среды можно выделить две части: ресурсную часть, операционную часть. Ресурсная часть организации – совокупность ресурсов, которыми организация располагает для осуществления своей деятельности; операционная часть организации – совокупность процессов, связанных с преобразованием исходных ресурсов в готовый товар (услугу).

Выделяют следующие элементы внутренней среды:     

– производство (объем, структура, темпы, номенклатура услуг предприятия, обеспеченность материалами, уровень запасов, скорость их использования и т.д.);

– персонал (структура, потенциал, квалификация, количественный состав и т.д.);

– организация управления (организационная структура; система управления; имидж и др);

– маркетинг (услуги, произведенные фирмой; доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта; бюджет, планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование и т.д.);

– финансы и учет (финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по продуктам, услугам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли и т.д.

 

ТЕМА 6. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА Вопросы: Порядок создания и прекращения деятельности туристических предприятий в соответствии с Положениями о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования. Сущность и основные задачи планирования деятельности организации туризма и гостеприимства. Принципы и методы планирования. Планирование финансовых результатов. Франчайзинг как форма взаимовыгодного сотрудничества в туризме. 1. Порядок создания и прекращения деятельности туристических предприятий в соответствии с Положениями о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования Государственной регистрации в соответствии с настоящим Положением подлежат: 1.1. создаваемые (реорганизуемые) юридические лица: – коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы); – ассоциации (союзы) (т.е. объединения….); 1.2. индивидуальные предприниматели; Алгоритм действий до регистрации: 1) согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой, некоммерческой организации; 2) определить предполагаемое местонахождение коммерческой, некоммерческой организации; 3) принять решение о создании коммерческой, некоммерческой организации и подготовить ее устав; 4) подать заявление в регистрирующий орган лично или в электронном виде. Для государственной регистрации в регистрирующий орган представляются: 1) заявление о государственной регистрации; 2) устав в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf); 3) легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов с переводом на белорусский или русский язык; 4) копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык – для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами; 5) оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины; 6) оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой организации в случае реорганизации в форме слияния либо разделения. Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются: 1) заявление о государственной регистрации; 2) фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией; 3) оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.   Ликвидация (прекращение деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Юридическое лицо может быть ликвидировано: 3.1. по решению собственника имущества (учредителей, участников), в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием судом, рассматривающим экономические дела, государственной регистрации юридического лица недействительной. Коммерческая организация подлежит ликвидации по решению собственника имущества (учредителей, участников) в случае неосуществления предпринимательской деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд. 3.2. по решению суда, рассматривающего экономические дела в случае: непринятия соответствующего решения собственником имущества; осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов; экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица; нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации; в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица, предусмотренных в абзацах втором, третьем, пятом и шестом части первой настоящего подпункта, органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в суд, рассматривающий экономические дела, с иском о ликвидации такого юридического лица, если иное не установлено Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом, утвердившим настоящее Положение, и другими законодательными актами. 3.3. по решению регистрирующего органа* в случае: неосуществления коммерческой организацией предпринимательской деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд; внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием; непринятия собственником мер по смене собственника, состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в двухмесячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет; осуществления некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), деятельности, не соответствующей целям и предмету деятельности, указанным в уставе такой организации. _____________________________ *Под регистрирующими органами понимаются государственные органы и организации, перечисленные в пункте 9 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом, утвердившим Положение о ликвидации субъектов хозяйствования. При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление (предложение) о ликвидации такой организации; регистрирующий орган принимает решение о ликвидации этой организации на основании указанного представления (предложения). Алгоритм ликвидации юридического лица: 1) Собственник имущества (учредители, участники), принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и устанавливает порядок и сроки ликвидации после получения соответствующего решения регистрирующего органа. Срок ликвидации не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до двенадцати месяцев. 2) При наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица. 3) При ликвидации юридического лица путем личного обращения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в регистрирующий орган представляются: · заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора, заключении договора оказания аудиторских услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности); · решение о ликвидации. При этом решение, составленное на иностранном языке, должно быть переведено на белорусский или русский язык; · легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения с переводом на белорусский или русский язык – для собственников имущества (учредителей, участников), являющихся иностранными организациями. При ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам; в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества; в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) устанавливает размер требований кредиторов первой и второй очередей на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого субъекта хозяйствования, а также иных документов, подтверждающих наличие задолженности перед указанными кредиторами. По результатам вносятся необходимые записи в реестр требований кредиторов с соответствующим уведомлением кредиторов первой и второй очередей.   Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя может быть прекращена по следующим основаниям: документальное подтверждение факта смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя; по иным основаниям, предусмотренным законодательством. При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган путем личного обращения представляется: · заявление о прекращении деятельности по форме, установленной Министерством юстиции, подписанное прекращающим деятельность индивидуальным предпринимателем, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, заключении договора оказания аудиторских услуг по независимой оценке деятельности индивидуальных предпринимателей при прекращении деятельности. На основании документов, указанных в пункте 7 настоящего Положения, регистрирующим органом не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, представляются: в Министерство юстиции – сведения о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; в налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (его обособленное подразделение), территориальные (городские или районные) архивы местных исполнительных и распорядительных органов (иной архив в соответствии с законодательством об архивах) (далее – архивы) – уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя); в учреждение «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» – сведения, указанные в части первой пункта 12 настоящего Положения. В течение тридцати рабочих дней со дня получения указанного уведомления, в регистрирующий орган представляются: налоговыми органами – справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам, а в отношении индивидуальных предпринимателей – также сведения о привлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам; органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты – справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности по платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь; таможенными органами – справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам и информация о наличии (отсутствии) у этого юридического лица (индивидуального предпринимателя) обязательств, не прекращенных перед таможенными органами; Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) – справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Требования части первой настоящего пункта не распространяются на случаи ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).   По окончании процесса ликвидации Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган: ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора); оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате. Индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий орган: оригинал свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии – заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате; уведомление о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по форме, установленной Министерством юстиции. После этого о принятом решении регистрирующий орган в течение трех рабочих дней уведомляет юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), а также налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (его обособленное подразделение), архивы. 2. Сущность и основные задачи планирования деятельности организации туризма и гостеприимства   С помощью планирования определяются направление и содержание деятельности предприятия, его структурных под­разделений и отдельных работников. Планирование позволяет:                                                                – своевременно обновлять и совершенствовать продукцию, расширять перечень услуг; – расширять рынки и осваивать их новые сегменты; – более рационально распоряжаться ресурсами предприятия; – оценивать свое предприятие беспристрастно, чтобы выяв­лять слабые стороны; – предвидеть перспективу развития предприятия и избе­гать риска банкротства. Планирование – это одна из функций управления (планирование, учет, анализ и при­нятие управленческих решений )про­цесс выбора действий, которые должны быть предприняты в бу­дущем. Планирование строится на основе прогнозирования. Прогнозирование – метод вероятного планирования, в ко­тором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего. План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. План содержит такие этапы, как: – цели и задачи; – пути и средства их реализации; – ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; – пропорции (поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства); – организацию выполнения плана; – контроль. Основ­ные задачи планирования: – формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия; – обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период; – планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему; – определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления; – проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением. Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально–экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов. 3. Принципы и методы планирования   Планирование – это процесс прогнозирования, разработки и установления на предприятии системы количественных и качественных показателей его развития, определяющей темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия. К основным принципам (теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии) относятся: • непрерывность планирования (означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы); • научность (означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах); • нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия (повышение эффективности производства, достижение макс. прибыли); • принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации (необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь; выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния предприятия); • принцип взаимной увязки и координации (охватывает все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в их работе); В практике применяются различные методы планирования на предприятии: • балансовый метод, наиболее широко используется при планировании на уровне предприятия. При использовании этого метода составляются следующие виды балансов: –материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования и т.д.);  – трудовые (баланс рабочей силы); – финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.); • нормативный метод (планирование строится на основе нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, длительность производственного цикла и т.д.); • программно–целевой метод, в основном используется при планировании НТП, так как он позволяет: – сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выполнение важнейших научно–технических программ; – обеспечить сквозное планирование – от идеи до внедрения в производство; – увязать реализацию научно–технических программ с планом экономического и социального развития предприятия; • метод планирования по технико–экономическим факторам, применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия. При этом методе планирования учитываются следующие факторы : технические (внедрение новой техники и технологии), совершенствование организации производства и труда; изменение объема производства и ассортимента; инфляция; особые факторы (связанные со спецификой предприятия и производства). Применяется при разработке производственной программы, плана по труду и кадрам, планов по издержкам производства и реализации продукции. Как правило, при планировании на предприятии используется не один метод из вышеперечисленных, а весь их комплекс. 4. Планирование финансовых результатов Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации. Основными целями этого процесса является установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования и выгодных вариантов использования финансовых ресурсов. Планирование фин. результатов осуществляется посредством составления фин. планов разного содержания и назначения с учетом задач и объектов планирования. Финансовый план организации выступает в виде балансовых форм, сгруппированных в них статей доходов и расходов, планируемых к получению и финансированию в предстоящем периоде. Финансовые планы подразделяются на долгосрочные, текущие и оперативные. В долгосрочном финансовом плане определяются ключевые финансовые параметры развития организации, разрабатываются стратегические изменения в движении ее финансовых потоков. В текущем финансовом плане все разделы плана развития организации увязываются с финансовыми показателями, определяется влияние финансовых потоков на производство и продажу, конкурентоспособность организации в текущем периоде. Оперативный финансовый план включает в себя краткосрочные тактические действия – составление и исполнение платежного и налогового календаря, кассового плана на месяц, декаду, неделю. Основными задачами планирования финансовых результатов являются: – обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами деятельности предприятия; – определение путей эффективного вложения капитала; – выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли; – установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и контрагентами; – соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; – контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью организации. Качество финансового планирования организаций определяется обоснованностью и полнотой перечня учитываемых в его составе источников финансовых ресурсов; достоверностью принятой к расчетам показателей финансового плана фактической отчетности, оперативной и расчетно–аналитической базы; сопоставимостью цен и условий принятых в расчетах показателей финансового плана; корректностью применяемых методов расчета отдельных показателей финансового плана и т.д. Для оценки качества плана применяются следующие критерии: Критерий финансового соотношения сроков получения и использования финансовых средств («золотое банковское правило»). Капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств. Критерий платежеспособности – планирование денежных средств должно обеспечить платежеспособность организации в любое время года. Критерий сбалансированности рисков – наиболее рискованные долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных источников. Критерий предельной рентабельности – целесообразно выбирать те объекты и направления инвестирования, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность. 5. Франчайзинг как форма взаимовыгодного сотрудничества в туризме Франчайзинг – это форма продолжительною делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям (франчайзи). Суть этой формы в том, что головная, чаще всего крупная, авторитетная и достаточно известная потребителям компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказания услуг под торговой маркой данной компании. Франчайзер – это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Франчайзи – это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Для малых предприятий (только возникающих) эта форма удобна, так как у головной компании есть авторитет (имидж наработан), потребитель уже привык к торговой марке и на рекламу не нужно тратить денег. Преимущества для франчайзера: 1. Франчайзинг приносит дополнительные деньги для распространения бизнеса. 2. Франчайзи делают дополнительные выплаты на поддержку услуг, предоставляемых франчайзером. 3. Франчайзинг открывает возможности быстрого расширения на новом рынке и укрепления своей репутации на существующем рынке. 4. Франчайзинг открывает для потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах. Преимущества для франчайзи: 1. Франчайзинг означает, что у вас есть собственный бизнес, но вы не остаетесь один на один со всеми проблемами и рисками. 2. Франчайзинг — это быстрое и эффективное начало бизнеса. 3. Франчайзинг дает поддержку франчайзи в период перед открытием бизнеса. 4. Франчайзинг означает постоянную поддержку. 5. Франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзера. 6. Франчайзинг устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 174.