1. Организация как субъект хозяйствования: цели, функции и принципы организации
Организация – это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий деятельность на свой риск и под свою имущественную ответственность с целью получения прибыли, которая является результатом реализации продукции (работ, услуг) и удовлетворения социальных и экономических потребностей общества.
Обеспечение главной цели (получение прибыли, удовлетворение социальных и экономических потребностей потребителей), предприятия предполагает выполнение следующих подцелей:
экономических – максимизация прибыли и повышение эффективности производства;
социальных – повышение уровня доходов работников, улучшение условий труда;
технических и технологических – улучшение качества выпускаемой продукции на основе повышения уровня технической оснащенности и внедрения новых технологий;
экологических – предотвращение загрязнения окружающей среды, уменьшение количества отходов производства и организация их переработки.
Основными функциями организации являются:
– производство продукции (услуг, работ) и ее реализация потребителям;
– послепродажное обслуживание продукции (услуг, работ);
– материально–техническое обеспечение производства на предприятии;
– управление и организация труда персонала на предприятии;
– обеспечение развития предприятия и рост объема производства;
– соблюдение действующих законов, стандартов и нормативов;
– уплата налогов и других платежей.
Принципы, которыми руководствуется организация при реализации функций:
– экономическая свобода. Предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. По собственной инициативе оно принимает любые решения, не противоречащие закону, самостоятельно планирует свою деятельность, определяет структуру управления, формы, системы и размеры оплаты труда, направления использования чистой прибыли;
– самоокупаемость и самофинансирование. Самоокупаемость характеризует безубыточную работу, при которой денежная выручка от реализации продукции и разного вида услуг покрывает затраты на их производство, позволяет полностью рассчитаться с поставщиками за сырье, материалы, энергоресурсы и выплатить заработную плату работающим.
– использование хозяйственных договоров как правовой основы экономических отношений по поставкам всех видов материально-технических ресурсов, реализации готовой продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
– ответственность за соблюдение договорных обязательств. при несоблюдении договорных обязательств предприятие возмещает ущерб, нанесенный другой стороне. В конфликтных ситуациях споры разрешаются в экономических или третейских судах;
– материальное стимулирование труда работающих. Осуществляется на основе личного трудового вклада работника с учетом конечных результатов работы предприятия.
2. Классификация коммерческих организаций
Основные признаки классификации организаций:
по отношению к власти – правительственные и неправительственные;
по отношению к главной цели – общественные и хозяйственные;
по отношению к прибыли – коммерческие и некоммерческие;
по отношению к бюджету – бюджетные и внебюджетные;
по форме собственности – государственные, общественные, частные и организации со смешанной формой собственности;
по отраслевой принадлежности – промышленные, транспортные, торговые и пр.;
по самостоятельности принятия решений – головные, дочерние, зависимые;
по размеру и численности членов организации – крупные, средние, малые.
Микроорганизация – организация, со средней численностью сотрудников не более 15.
Коммерческие организации – организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Классификация коммерческих организаций по организационно–правовым формам:
– хозяйственные товарищества и общества
* хозяйственные товарищества (полное товарищество и товарищество на вере)
* хозяйственные общества (акционерное общество (ОАО, ЗАО), ООО и ОДО);
– производственный кооператив (артель);
– государственные и муниципальные предприятия (на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления).
ООО – Общество с ограниченной ответственностью – учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных уставом размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Учредительный документ – устав. Количество учредителей – 1-50. Минимальный уставной фонд (УФ) ООО – не определен.
ОДО – Обществом с дополнительной ответственностью – учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных уставом размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых уставом общества, но не менее размера, установленного законодательными актами. Учредительный документ – устав. Количество учредителей– 1-50. Мин. УФ (см. ООО).
ЗАО – Закрытое акционерное общество – общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций, имеющих одинаковую номинальную стоимость, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции только с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц. Мин. УФ ЗАО – 100 базовых величин.
ОАО – Открытое акционерное общество – общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций, имеющих одинаковую номинальную стоимость, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц. Учредительный документ – устав. Число акционеров ОАО не ограничено. Мин. УФ ОАО – 400 базовых величин.
3. Социально-экономические цели предприятий индустрии туризма и гостеприимства и методы их достижения
Цели – это конкретные показатели с четкими значениями, которые компания должна достигнуть за плановый период.
При формализации целей необходимо помнить, что они должны удовлетворять пяти критериям: конкретность, изменчивость, достижимость, значимость, определенность во времени.
Цели туристского предприятия можно условно разделить на две группы – экономические и социальные.
Экономические цели – основа всей системы целей, поскольку они направлены на обеспечение работоспособности предприятия в рыночной экономике.
Экономические цели
| Предметные
| Результативные
| Финансовые
| Вид и структура производства и реализации
| Объем и структура оборота
| Платежеспособность
| · Количество производимого и реализуемого товара
· Производственные мощности
· Качество
· Местоположение
· Каналы реализации
| · Прибыль и рентабельность
· Величина и структура издержек производства
· Размер вновь созданной стоимости
· Распределение прибыли
| · Объем и структура ликвидных ресурсов
· Местоположение
· Оставляемая прибыль
· Структура капитала
(собственный – заемный)
· Структура и объем инвестиций и финансирования
|
Социальные цели многообразны, но все они связаны с интересами людей, работающих на предприятии, ориентированы на создание атмосферы, благоприятствующей добрым человеческим отношениям и одновременно – увеличению его прибыльности и конкурентоспособности.
Экономические методы применительно к управлению целями предприятием представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается нужный эффект. Говоря по-другому, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет (оптимизация с целью повышения эффективности управления), ценообразование и финансирование.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 188.
|