Например: земля, земной, земляной, подземный и т.д.)
В зависимости от развития ребенка, его возраста указанные приемы можно усложнять или упрощать. Записываются все выявленные недостатки словаря и соответствующие примеры.
В случаях, если ребенок не называет или называет неправильно нужные слова, необходимо проверить их понимание (см. соответствующий раздел). Такую проверку нельзя делать сразу же. Лучше все случаи ошибочного выполнения заданий ввести в раздел "Понимание речи".
Наряду с номинативной функцией слова необходимо проверить у ребенка понимание значения употребляемых слов.
Он может знать и называть слово, но неправильно его употреблять, заменять другим менее точным, приблизительным или не представлять себе связи слов между собой. Это выявляется при наблюдении над речью ребенка в процессе всего обследования.
Обследование грамматического строя речи
Составление предложений или небольших рассказов.
По специально подобранным сюжетным картинкам или сериям картинок ребенок составляет предложения или рассказ.
Фиксируется, как ребенок выполняет задание: перечисляет отдельные предметы без описания действий, качеств и т.д., называет отдельные действия, составляет отдельные предложения. Пользуется простыми или распространенными предложениями, какие части речи и предлоги употребляет. Фиксируются все случаи аграмматизмов.
Другой вариант этого задания - составление предложения или рассказа по опорным словам.
Инструкция: Составь предложение (рассказ) из слов... (даются опорные слова) и дополни их другими добавочными словами.
Более сложный вариант: составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке.
Инструкция: Составь предложение из слов в нужном порядке.
Например: в, на, дети, площадке, футбол, играют. (Дети на площадке играют в футбол). Слова могут быть даны не только устно, но и написаны на отдельных карточках.
Эти же задания в большей мере, чем задания других разделов, помогут обследовать и оценить развитие связной речи.
Использование предлогов
Обследуется умение правильно употреблять предлоги по выполняемому действию, по картинке, вставляя недостающий предлог в готовое предложение (Мяч перелетел...забор. Мяч упал...забор). Нужный предлог ребенок должен подобрать самостоятельно или (в более мягком виде) - выбрать из нескольких имеющихся.
Употребление существительных в разных падежах
Предъявляются картинки и ребенку задаются вопросы типа: Чем дети сгребают снег ? Лопатой. Во что они насыпают снег? В ящик. На чем стоит ящик? На санках. Чем покрыта земля? Снегом и т.д.
Употребление падежей в зависимости от числительных
Подбираются картинки с изображением нескольких однородных предметов (пять деревьев, три моркови и т.д.)
Образование множественного числа от существительного в единственном числе и наоборот
(по картинкам или устно)
Инструкция: Я назову один предмет, а ты должен сказать это слово так, чтобы я знала, что предметов много.
Например: рот - рты, гнездо - гнезда, котенок - котята.
Образование формы родительного падежа множественного числа
Ребенку называется слово в именительном падеже (или показывается картинка) и задается вопрос - Много чего?
Например: Кресло. Много чего? Кресел.
Употребление числа при согласовании с существительным
Подбираются картинки изображающие действия. Например: "Книга и альбом лежат на столе".
Образование уменьшительной формы существительного
Инструкция: "Я буду называть большой предмет, а ты должен назвать тот же предмет, но маленький".
Например: У меня рука. - А у тебя...ручка.
У меня зерно. - А у тебя...зернышко.
Использование суффиксов
Предложить ребенку образовывать новое слово по аналогии . Например: Сапог - сапожник.
Школа - школьник и т.д.
Образование прилагательных от существительных
Если предмет из дерева, то он какой? Деревянный.
Если предмет из пластмассы, то он какой? Пластмассовый и т.д.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 219.