Лекция 8.Внешние эффекты и общественные блага
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  8.1 Внешние эффекты, их виды и последствия. Теорема Коуза.

   8.2. Оптимальный объем производства общественных благ.

   8.1 Внешние эффекты, их виды и последствия. Теорема Коуза.

Под внешними эффектами (экстерналиями) понимаются изменения в благосостоянии субъектов, не обусловленные их действиями на рынке и не отражаемые в ценах. Поскольку экстерналии не находят отражения в рыночном механизме ценообразования, они приводят к снижению эффективности его работы и к неоптимальному размещению благ в экономике или иначе, переливу ресурсов.

Внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными. Отрицательные внешние эффекты сопровождаются негативными последствиями для третьих лиц, то есть лиц, не являющихся участниками рыночной сделки. Они ведут к издержкам перелива, что означает неполное отражение в кривых спроса и предложения всех издержек производства определенного товара. Вследствие этого ресурсы в производство данного товара поступают в чрезмерном количестве, равновесный объем производства Qe выше оптимального Qo - наблюдается его перепроизводство, а равновесная цена Pe ниже цены Po, которая имела бы место при учете издержек перелива (рис. 31.).

 

 


Рис 31. Отрицательный внешний эффект

Отрицательный внешний эффект равен стоимости использования ресурса, которая не отражается в цене продукта, например, виде ущерба от загрязнения воды. Если через МЕС обозначить предельные внешние издержки, то есть дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц, а через МРС - предельные частные издержки, включающие только стоимость услуг тех ресурсов, которые фирма покупает или которыми владеет, то при отрицательном внешнем эффекте предельные общественные издержки MSC= МРС+ МЕС.

При положительном внешнем эффекте возникают выгоды перелива. Ресурсы поступают в производство данного товара в недостаточном количестве и равновесный объем производства Qe ниже оптимального Qo, наблюдается его недопроизводство (рис.32).

 

Рис. 32. Положительный внешний эффект

Положительные внешние эффекты приводят к выгодам третьих лиц. Положительные внешние эффекты означают не выявленное в данной сделке производство определенного блага без соответствующей его оплаты. Например, получение образования приносит выгоды как непосредственно отдельному индивиду, который несет на него затраты – в будущем он может рассчитывать на более высокие доходы, так и обществу в целом – чем образованнее население, тем выше общественная производительность труда. При этом предельная индивидуальная полезность данного товара MPB меньше его предельной общественной полезности на величину внешней для данной сделки выгоды МЕВ, и, соответственно, предельные общественные издержки MSC = MPB +МЕВ.

Объем перепроизводства благ с негативными внешними эффектами и величина недопроизводства благ с позитивными экстерналиями характеризуют потери общества (так называемый «мертвый груз») и побуждают правительство искать пути решения проблемы непропорционального распределения ресурсов при внешних эффектах.

Осуществление имеющих внешние эффекты действий означает, по сути, наличие у производителей права собственности на соответствующий ресурс, какой бы особый вид этот ресурс не принимал - право на чистую воду, чистый воздух и др. Пока такие права собственности не выявлены, они не могут найти отражения в рыночных сделках. Поэтому четкое определение прав собственности является одной из важных предпосылок решения проблемы экстерналий. В теореме американского экономиста Р. Коуза утверждается, что если права собственности четко определены и соблюдение их обеспечено, а трансакционные издержки равны нулю, то внешние эффекты не ведут к нерациональному распределению (аллокации) ресурсов. При этом стороны - производитель и получатель внешнего эффекта - будут испытывать побуждение к переговорам о взаимовыгодной сделке, то есть об интернализации внешнего эффекта.

Интернализация внешних эффектов, или иначе, преобразование внешних эффектов во внутренние состоит в корректировании предельных частных издержек или полезности таким образом, чтобы они отражали действительные общественные издержки или полезность. Результат этой сделки будет одинаковым независимо от того, кто именно - производитель или потребитель внешнего эффекта имеет право собственности и обладает правом вето на использование ресурсов. Теорема Коуза показывает, что внешние эффекты возникают при разногласиях относительно прав на использование ресурсов. Когда ясно, кто обладает правами собственности, и кто кому должен платить за право использования ресурсов, внешние эффекты могут быть устранены путем переговоров. Функция государства заключается только в установлении прав. Теорема Коуза не применима, если затраты на проведение переговоров настолько высоки, что они перевешивают выгоды от этих переговоров (например, при согласовании интересов большого числа людей).

В целом государство для трансформации внешних эффектов во внутренние использует два вида регулирующих мер: законодательные ограничения и налоговые меры в виде корректирующих налогов и субсидий. При законодательном ограничении на загрязнения правительство устанавливает нормы выброса как такие объемы и виды загрязняющих веществ, которые могут сбрасываться в разрешенных количествах бесплатно. Дальнейшее увеличение выбросов запрещается. Законодательные ограничения побуждают фирмы соблюдать нормы, но не стимулируют к уменьшению выбросов ниже установленных норм.

Корректирующий налог (налог Пигу) - это налог, которым облагается производитель негативной экстерналии. Он устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции. В условиях свободной конкуренции это приводит к тому, что цена продаваемого товара растет до тех пор, пока она не станет равной предельным общественным издержкам производства данного товара и производство продукции с отрицательными внешними эффектами сокращается до оптимального уровня.

Корректирующая субсидия - это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Корректирующая субсидия направлена на интернализацию внешнего эффекта путем оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его выпуска до эффективного уровня. Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции с позитивными экстерналиями.

 

 

    8.2. Оптимальный объем производства общественных благ

Рынки идеально подходят для обращения на них частных благ. Покупка частного блага дает покупателю исключительное право на его использование и получение связанных с ним выгод. Те блага, которые люди потребляют в одинаковых количествах независимо от того, оплачивают они их или нет, не будут поставляться на рынок в эффективных объемах. Полезность таких благ достается большому числу граждан, которые не могут быть исключены из числа потребителей, даже если они отказываются платить. Например, если воздух очищают, чтобы принести пользу только одному человеку, то невозможно воспрепятствовать потреблять чистый воздух и другим людям. Обеспечение такими общественными благами (иначе, товарами и услугами общественного пользования) часто осуществляется правительством, а затраты финансируются за счет налогов, а не из доходов от продажи этих благ на рынке.

Следует различать чистые общественные и смешанные общественные блага. Чистое общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Чистые общественные блага имеют две основные особенности:

1. Чистые общественные блага обладают неизбирательностью (неконкурентностью) в потреблении. Это означает, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других. Положение ни одного из потребителей не ухудшается, когда появляется еще один человек, потребляющий данный объем чистого общественного блага. Дополнительные потребители могут быть обеспечены этим благом без уменьшения выгод, получаемых уже существующими потребителями.

2. Чистые общественные блага обладают неисключительностью в потреблении. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Такие блага не могут быть оценены, и лица, решившие не уплачивать цену, не могут быть удержаны от их потребления.

Производство чистых общественных благ связано с появлением широкого круга положительных внешних эффектов. Когда чистое общественное благо производится для одного человека, для всех остальных также возникают внешние выгоды. Чистые общественные блага потребляются коллективно всеми экономическими субъектами и потому не могут иметь денежной оценки. Обычно предполагается, что чистые общественные блага предоставляются или производятся государством. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, уличное освещение, защита окружающей среды. Оптимальный выпуск чистого общественного блага соответствует объему, при котором предельная общественная полезность равняется предельным общественным издержкам. Общая кривая спроса на общественное благо будет отражать сумму индивидуальных предельных полезностей этого блага для всех потребителей при каждой возможной цене. Для ее получения кривые индивидуального спроса суммируются по вертикали (рис. 33.). Так, координата кривой D при объеме выпуска 2 единицы получается сложением соответствующих координат по оси У кривой D1 и D2: 4 ед. + 11 ед. = 15 ед. Аналогично получаем координату по оси У для объема выпуска 4 единицы: 2 ед. + 10 ед. = 12 ед.

Рис. 33. Совокупный спрос на общественное благо

Следует учитывать, что отдельный потребитель не может корректировать объем спроса на общественное благо, приспосабливая его к своему экономическому положению. Все потребители должны использовать объем выпуска чистого общественного блага целиком.

Альтернативным вариантом производства чистого общественного блага является добровольное соглашение некоторого сообщества людей о его поставке и оплате. Однако определение оптимального объема общественного блага в этом случае должно основываться на точной информации об общественных предпочтениях такого блага. Вместе с тем, поскольку потребители получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, какой вносят вклад в финансирование его издержек, некоторые из них могут скрывать свою истинную оценку блага с целью уклонения от оплаты. Данная проблема получила название проблемы «безбилетника».

Смешанные общественные блага - это такие, которые по своим характеристикам располагаются между чистыми общественными и чистыми частными благами. На эти блага легко назначить цену, но они производятся в государственном секторе при условии, что приносят существенные выгоды обществу. Эти блага могут производиться и частным сектором, однако удовлетворить полную потребность общества в них частный сектор не в состоянии.

К смешанным благам относятся исключаемые общественные блага и перегружаемые общественные блага. Исключаемые общественные блага (общественные блага с ограниченным доступом)– это такие, выгоды от потребления которых не могут быть ограничены одним индивидом, но они и не в равной степени доступны любому. Примером таких благ являются услуги общественного образования и здравоохранения. Так, школьное обучение приносит пользу и индивиду, который непосредственно посещает школу, и обществу в целом. В этой ситуации частное потребление создает положительный эффект для всех остальных. Поэтому практически во всех странах школьное обучение является бесплатным.

Перегружаемые общественные блага – это такие, потребление которых неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Перегружаемых общественных благ может не хватать на всех потребителей. Существует предел количества потребителей, которые могут быть обслужены при нулевых предельных издержках. Иначе говоря, появление дополнительных потребителей уменьшает полезность, получаемую уже имеющимися потребителями. После достижения «точки перегрузки» для достижения эффективности следует взимать цену, равную предельным издержкам. Например, общественный парк может заполниться таким количеством людей, что вход каждого дополнительного индивида будет снижать полезность, получаемую остальными.

Смешанные блага являются более распространенными, чем чистые общественные блага.

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 406.