Классификация и характеристика предприятия
Предприятие – субъект предпринимательской деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.
Производственно-техническое единство определяется комплексом средств производства, обладающих технологическим единством и взаимосвязью отдельных стадий производственного процесса, в результате которых, используемые на предприятии сырье и материалы, превращаются в готовую продукцию.
Организационное единство определяется наличием единого руководства, что находит свое отражение в общей и организационной структуре предприятия.
Экономическое единство определяется общностью экономических результатов работы.
Среди качественных параметров классификации предприятий можно назвать следующие:
1. тип собственности;
2. характер и содержание деятельности;
3. объем и ассортимент выпускаемой продукции;
4. способы и методы ведения конкурентной борьбы;
5. способы вхождения данного предприятия в различные союзы и объединения;
6. организационно-правовая форма предпринимательской деятельности.
Производственная структура предприятия.
Производственное предприятие — это обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.
К основным функциям производственного предприятия относятся:
изготовление продукции производственного и личного потребления;
продажа и поставка продукции потребителю;
послепродажное обслуживание продукции;
материально-техническое обеспечение производства;
управление и организация труда персонала на предприятии;
всестороннее развитие и рост объемов производства на предприятии;
уплата налогов, выполнение обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;
соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей
Распределение и использование чистой прибыли
Чистая прибыль это: 1) часть валового дохода, которая остается в распоряжении предприятия после формирования фонда оплаты труда и уплаты налогов, отчислений, обязательных платежей в бюджет, в вышестоящие организации и банки. Чистая прибыль используется для стимулирования коллектива и расширения производства; 2) сумма прибыли и налога с оборота. Чистая прибыль является основным источником формирования доходов бюджета и денежных накоплений предприятия По решению учредителей организация может направить чистую прибыль: – на выплату дивидендов; – на погашение убытков прошлых лет; – на увеличение уставного капитала; – на выплату премий, материальной помощи; – оплату путевок сотрудникам, если оплачиваются путевки, которые приобретает организация, и если организация компенсирует стоимость путевок, которые приобретает сотрудник; – на финансирование капитальных вложений; – на другие цели.
Себестоимость продукции
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции, работ и услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство. Себестоимость – это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому изучение себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижения себестоимости единицы продукции
Виды калькуляций
Виды калькуляции: – плановая – определяет среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (квартал, год).Их составляют исходя из прогрессивных норм расходов сырья, материалов, топлива, трудовых ресурсов, использования оборудования. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода; – сметная – составляется на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками; – нормативная – составляется на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущие нормы затрат); – фактическая (отчетная) – определяется на основе данных бухгалтерского учета по истечении отчетного периода и представляет собой достоверную информацию о фактических затратах на производство продукции, работ, услуг. Она служит основой для экономического анализа, прогнозирования, планирования и принятия решения на долгосрочную и краткосрочную перспективу по изготовлению, совершенствованию или замене данного вида продукции.
Нормирование труда.
Нормирование труда — это вид деятельности по управлению производством, направленный на установление необходимых затрат и результатов труда, а также необходимых соотношений между численностью работников различных групп и количеством единиц оборудования.
На практике применяются следующие нормативы и нормы труда:
выработки;
обслуживания
времени;
времени для обслуживания;
численности работников.
Определенного рода мерой оплаты труда выступает и сдельная расценка. Норма времени — это нужные затраты определенного промежутка времени на выполнение единицы работы одним или же несколькими работниками. Норма выработки — это определенное количество единиц работы, которые обязаны быть исполнены в назначенную единицу времени, будь то час, смена, месяц и так далее. Так, норма выработки обратно пропорциональна норме времени. Норма обслуживания — это определенное число объектов, которые должны быть обслужены в отведенную для этого единицу времени одним или же несколькими работниками. Норма времени обслуживания — это назначенные затраты времени на обслуживание одного данного объекта, в качестве которого может выступать покупатель, клиент, посетитель или же рабочее оборудование.
План производства продукции.
План производства продукции (производственная программа)
является основным ведущим разделом перспективного и текущего планов предприятия и определяется на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, ее качества, массы прибыли, уровня рентабельности, размера рыночной доли предприятия и т. п. Разработка производственной программы осуществляется на основе изучения рынка специальным подразделением предприятия — службой маркетинга. В комплекс маркетинговых мероприятий фирмы по разработке производственной программы обычно входят:
• изучение потребителей товаров (услуг) фирмы и их поведения на рынке;
• анализ рыночных возможностей фирмы;
• оценка выпускаемых товаров и предлагаемых услуг, перспектив их развития;
• анализ используемых форм и каналов сбыта;
• оценка используемых фирмой методов ценообразования;
• исследование мероприятий по продвижению товаров (услуг) на рынок;
• изучение конкурентов;
• выбор рыночной «ниши» (наиболее благоприятного сегмента рынка).
Износ основных фондов.
Основные фонды служат в течение нескольких лет и подлежат замене (возмещению) лишь по мере их физического или морального износа.Износ основных фондов – частичная или полная утрата основными фондами потребительских свойств и стоимости, как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии. Различают физический и моральный износ основных фондов.Физический износ средств труда выражается в потере ими технических свойств и характеристик в результате эксплуатации, атмосферных воздействий, условий хранения.Моральный износ основных фондов – снижение стоимости действующих основных фондов в результате появления новых их видов, более дешевых и более производительных. Различают две формы морального износа. Первая проявляется в потере стоимости оборудованием в результате повышения производительности труда в отраслях, изготавливающих их. Новые машины становятся более дешевыми, а действующие морально обесцениваются, экономически устаревают. Моральный износ второй формы выражается в потере стоимости средством труда в результате появления новых, более производительных машин, лучших по технико-экономическим параметрам
Моральный износ – это экономическая категория. На основе исследования закономерностей физического и морального износа определяется период экономического снашивания данного вида средства труда, который лежит в основе утверждаемых нормативных сроков службы основных фондов
Аренда имущества.
Аре́нда— форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение и пользование арендатору за арендную плату. В аренду может сдаваться как движимое, так и недвижимое имущество.
Объектом аренды признаются движимые и недвижимые вещи, в том числе: земельные участки, предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи.Договор аренды должен чётко определить конкретное имущество, сдаваемое в аренду, то есть данные, позволяющие индивидуализировать объект аренды, должны быть непосредственно указаны в договоре.
В договоре аренды участвуют две стороны:
- арендодатель — собственник имущества, сдающий его в аренду (в качестве арендодателя могут выступать также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду);
- арендатор — получатель имущества, использующий его в своих целях в соответствии с назначением имущества или согласно условиям, зафиксированным в договоре.
В договоре аренды указываются характеристика объекта аренды; размер арендной платы, форма и порядок ее внесения; права и обязанности сторон по хранению, и обслуживанию арендуемого имущества; срок договора, права и обязанности сторон по его окончании; возможность сдачи арендованного имущества в субаренду; условия прекращения договора.
Лизинг имущества.
Лизинг — это вид аренды, которому присущи элементы заемных операций, что придает ему сходство с кредитом. Он также включает компоненты внешнеторговой и инвестиционной деятельности. Европейская практика показывает, что наиболее привлекательными объектами лизинговых сделок являются автотранспортные средства. Второе место по объему-операции лизинга занимает машиностроительное и технологическое оборудование, третье — компьютеры и офисное оборудование.
Главное отличие лизинга от традиционной аренды состоит в том, что в нем принимают непосредственное участие три стороны:
- лизингодатель (арендодатель) — физическое или юридическое лицо, приобретающее имущество в собственность и передающее его во временное владение и пользование лизингополучателю за определенную плату и на согласованных в договоре условиях;
- лизингополучатель (арендатор) — физическое или юридическое лицо, принимающее имущество в пользование в соответствии с договором лизинга;
- продавец (поставщик) — физическое или юридическое лицо, продающее лизингодателю имущество, являющееся предметом до говора лизинга.
Помимо них в лизинговой сделке обычно принимают участие:
- банки (или другие кредитные учреждения), предоставляющие кредиты лизингодателю для приобретения оборудования;
- страховые компании, осуществляющее страхование имущества лизингодателя.
Себестоимость услуг.
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Планирование численности работников предприятия (норма численности, списочная численность, явочная численность, среднесписочная численность).
Норма численности (Нч) – это установленная численность работников для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ. По нормам численности определяются затраты труда по профессиям, специальностям
Списочная численность работников предприятия – это показатель численности работников списочного состава на определенное число или дату, например на 20 мая. Она учитывает численность всех работников предприятия, принятых на постоянную, сезонную и временную работу в соответствии с заключенными трудовыми договорами (контрактами).
Явочный состав характеризует число работников списочного состава, явившихся на работу в данный день, включая находящихся в командировках. Это необходимая численность рабочих для выполнения производственного сменного задания по выпуску продукции
Среднесписочная численность – численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, с начала года, за год). Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.
Расчет прямых затрат
К прямым затратам относят чаще всего расходы на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, потери от брака, топливо и энергию на технологические цели, оплату труда производственных рабочих, с соответствующими отчислениями на социальные нужды.
Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость.
Для определения прямых затрат труда необходимо рассчитать затраты рабочего времени (в часах) идущие на изготовление единицы объема выпуска продукции, и стоимость 1 часа рабочего времени . Естественно, также нужно знать объемы производства (продаж) на предстоящий бюджетный период (например, на один год) и их распределение внутри бюджетного периода (по месяцам). Информация бюджета прямых затрат на оплату труда, как и в случае с бюджетом
прямых затрат на материалы, может быть представлена в виде плана-графика и графика выплаты заработной платы
Виды калькуляций.
Калькуляция продукции – учет затрат на производство продукции и определение ее себестоимости. Данные калькуляции фактической себестоимости продукции широко используются в управлении производством, для контроля по соблюдению организацией плановой себестоимости продукции и путей дальнейшего снижения затрат труда и материальных ресурсов.
Виды калькуляции:
– плановая – определяет среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (квартал, год).Их составляют исходя
из прогрессивных норм расходов сырья, материалов, топлива, трудовых ресурсов, использования оборудования. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода;
– сметная – составляется на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками;
– нормативная – составляется на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущие нормы затрат);
– фактическая (отчетная) – определяется на основе данных бухгалтерского учета по истечении отчетного периода и представляет собой достоверную информацию о фактических затратах на производство продукции, работ, услуг. Она служит основой для экономического анализа, прогнозирования, планирования и принятия решения на долгосрочную и краткосрочную перспективу по изготовлению, совершенствованию или замене данного вида продукции.
Объект калькулирования – отдельные виды продукции, работ, услуг, вся товарная продукция организации.
Классификация и характеристика предприятия
Предприятие – субъект предпринимательской деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.
Производственно-техническое единство определяется комплексом средств производства, обладающих технологическим единством и взаимосвязью отдельных стадий производственного процесса, в результате которых, используемые на предприятии сырье и материалы, превращаются в готовую продукцию.
Организационное единство определяется наличием единого руководства, что находит свое отражение в общей и организационной структуре предприятия.
Экономическое единство определяется общностью экономических результатов работы.
Среди качественных параметров классификации предприятий можно назвать следующие:
1. тип собственности;
2. характер и содержание деятельности;
3. объем и ассортимент выпускаемой продукции;
4. способы и методы ведения конкурентной борьбы;
5. способы вхождения данного предприятия в различные союзы и объединения;
6. организационно-правовая форма предпринимательской деятельности.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 278.