ФГБОУ ВО
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Экономический факультет
Кафедра экономической теории и мировой экономики
Отчет
о прохождении производственной практики
(Педагогическая практика)
(наименование практики)
Обучающимся Косолаповой Валерией Евгеньевной
(Ф.И.О.)
Факультета экономики
Специальности/направлению подготовки 38.04.01 «Экономики» (уровень магистратуры), направленности «Мировая экономика»
Курса 1 Формы обучения очной Группы ЭКН-М-2-Д-2016-1
в г. Москве в Российском государственном социальном университете
(должность, наименование организации (предприятия)
с «01» сентября 2017 г. по «04» января 2018 г.
Подпись обучающегося _____________________ Косолапова В.Е.
(подпись) (Ф.И.О.)
« 28» декабря 2017г.
Подпись руководителя
практики от организации (предприятия) _____________________ Ерохин С.Г.
(подпись) (Ф.И.О.)
« 24» января 2018 г.
Подпись руководителя
практики от Университета _____________________ Матраева Л.В.
(подпись) (Ф.И.О.)
« 24» января 2018 г.
Отчет принял
Заведующий кафедрой _____________________ Ерохин С.Г.
(подпись) (Ф.И.О.)
« 24» января 2018 г.
содержание
Введение. 3
1. Инновационные методы обучения, применяемые в высшей школе при преподавании экономических дисциплин. 5
2. Разработка учебно-методических материалов по обеспечению работы обучающихся в электронной информационной среде РСГУ с применением технологий электронного обучения по дисциплине «Тенденции движения международного капитала» для второго семестра обучения. 9
2.1. Структура и основные элементы учебно-методического материала по обеспечению работы обучающихся. 9
2.2. Формы контроля знаний студентов, применяемые в учебном процессе РГСУ.. 10
2.3. Доработка УММ ЭИОС по дисциплине «Тенденции движения международного капитала» для второго семестра обучения. 13
Заключение. 28
Список используемой литературы.. 30
Введение
Я, Косолапова Валерия Евгеньевна, студентка второго курса Экономического факультета, уровень магистратуры, обучающаяся по специальности «Мировая экономика» в третьем семестре проходила педагогическую практику на базе экономического факультета Российского государственного социального университета под руководством преподавателя экономического факультета Российского государственного социального университета профессора, доктора экономических наук, доцента Матраевой Лилии Валериевны.
Экономический факультет был создан на базе социально-экономического факультета в 1991 г.
Учебный процесс на факультете обеспечивает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав - более 80% имеют ученую степень и звание, всех их отличает высокий уровень подготовки и умение передать свои знания студентам.
Факультет осуществляет также образовательную деятельность по программам дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовку руководящих работников и специалистов по профилю ВУЗа.
В ходе прохождения практики мною был пройден инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правилам внутреннего трудового распорядка.
Цель педагогической практики заключается в получении теоретических знаний о преподавании экономических дисциплин в образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организациях с последующим применением в профессиональной сфере и практических навыков (формирование) по преподаванию экономических дисциплин и разработке учебно-методических материалов.
В соответствии с результатами обучения задачами педагогической практики являются формирование способности и практического опыта в разработке учебных планов, программ и соответствующего методического обеспечения для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования.
По результатам прохождения педагогической практики необходимо разработать учебно-методических материалов по обеспечению работы обучающихся в электронной информационной среде РСГУ с применением технологий электронного обучения по специальной дисциплине.
1. Инновационные методы обучения, применяемые в высшей школе при преподавании экономических дисциплин
Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» (ст.13) и федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения кардинальным образом изменили ориентиры отечественной системы образования. Вместо традиционных и знакомых всем педагогам знаний, умений и навыков на первый план были выдвинуты компетенции. Компетенция – «способность делать что-либо хорошо или эффективно», «способность выполнять особые трудовые функции». Реализация копетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. В стандартах третьего поколения определяется удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах.
Применение активных и интерактивных методов обучения способствует развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности студентов, повышает интерес к овладению знаниями и методами познавательной деятельности. К нам сейчас из школы приходят студенты разного уровня подготовки. Некоторые не умеют сформулировать свою мысль, не умеют высказать вслух свои ответы. В связи с этим необходимо творчески и индивидуально подходить к процессу обучения. Научить студентов работать как самостоятельно, так и коллективно.
Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
И одним из эффективных средств формирования специалистов является обучение, направленное на развитие способностей студентов, в том числе и путем погружения их в специальные ситуации, которые они должны решать. Эта работа может осуществляться на любых этапах обучения.
Во главе всей работы по активизации учебной деятельности студентов стоит состязательность в овладении знаниями.
На основе теоретического анализа выделяются возможности интерактивных технологий обучения как ресурса личностного саморазвития студентов, которые позволяют формировать ценностные ориентации и установки профессиональной деятельности, а также способствуют проявлению личностных качеств студентов, их индивидуальных особенностей, стремления к самопознанию и личностному саморазвитию.
Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.
В интерактивной форме могут проводиться как практические (семинарские) занятия, так и лекции. Среди последних, например, могут быть выделены:
- Проблемная лекция. Преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает студентов в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний.
- Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация). После объявления темы лекции преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа: содержательные, методические, поведенческие и т. д. Студенты в конце лекции должны назвать ошибки.
- Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией. В диалоге преподавателей и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений.
- Лекция-визуализация. В данном типе лекции передача преподавателем информации студентам сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем,
- опорных конспектов, диаграмм и т. п. с помощью ТСО и ЭВМ (слайды, видеозапись, дисплеи, интерактивная доска и т. д.).
- Лекция «пресс-конференция». Преподаватель просит студентов письменно в течение 2—3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3—5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию, включая ответы на заданные вопросы в ее содержание.
- Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции.
Многообразие форм и методов интерактивного обучения не позволяет дать детальную характеристику каждого из них. Поэтому далее будут рассмотрены только наиболее общие и часто используемые методы и технологии интерактивного обучения.
Дискуссия (от лат. discussion — рассмотрение, исследование) — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.
Кейс-технологии. «Кейс» — от англ. «case» — «происшествие» или «событие». Происходит от лат. «casus» — формы латинского глагола «cadere», означающего «падать». Происшествие — это то, что «падает, сваливается на нас».
К кейс-технологиям относятся [6]:
· метод ситуационного анализа;
· ситуационные задачи и упражнения;
· анализ конкретных ситуаций (кейс-стади);
· метод кейсов;
· метод инцидента;
· метод разбора деловой корреспонденции;
· игровое проектирование;
· метод ситуационно-ролевых игр.
Игра — это форма деятельности (чаще — совместной деятельности) людей, воссоздающая те или иные практические ситуации и систему взаимоотношений, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования.
Тренинг — один из интерактивных методов обучения и социально-психологического развития личности. Тренинги состоят из комплекса разнообразных упражнений и игр, объединенных в систему небольшими теоретическими модулями (по 5—15 минут). Они достаточно разнообразны по своему целевому назначению (от обучающих и развивающих до психокоррекционных и психотерапевтических), содержанию, формам (тренинги, семинары-тренинги, тренинги-марафоны и др.) и техникам проведения.
Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. Проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно, но под руководством преподавателя, с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Портфолио (от франц. porter — носить + лат. in folio — в размер листа) представляет собой технологию работы с результатами учебно-познавательной деятельности студентов, использующуюся для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности.
Так как в нашем случае УММ разрабатывается для студентов первого курса магистратуры по предмету «Тенденции движения международного капитала», по 5 темам (№1-5), предусматривающий контактную работу: объем лекционных занятий – 8, практических занятий - 32. В этом случае наши предпочтения будут отданы интерактивным технологиям обучения.
2. Разработка учебно-методических материалов по обеспечению работы обучающихся в электронной информационной среде РСГУ с применением технологий электронного обучения по дисциплине «Тенденции движения международного капитала» для второго семестра обучения
2.1. Структура и основные элементы учебно-методического материала по обеспечению работы обучающихся
Учебно-методические материалы по дисциплине включают в себя комплекс учебно-методических указаний (рекомендаций), раскрывающих режим и характер различных видов учебной работы, в том числе самостоятельной.
Наличие утвержденных учебно-методических материалов по дисциплине является обязательным условием, допускающим преподавание данной дисциплины/модуля в рамках реализации конкретной основной образовательной программы.
Учебно-методические материалы разрабатываются преподавателем самостоятельно на основе ФГОС и учебного плана.
Составитель УММ может самостоятельно:
- раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС, опираясь на научные и учебные издания, которые он считает целесообразными;
- устанавливать последовательность изучения учебного материала;
- распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости;
- разрабатывать перечень практических занятий;
- выбирать темы для самостоятельного изучения обучающихся;
- выбирать исходя из стоящих перед учебной дисциплиной задач, технологии обучения и контроля подготовленности студентов по дисциплине.
Ответственность за актуализацию, своевременное составление и УММ несут составители и заведующие кафедрами/отделениями.
УММ состоит из 4 разделов:
- Аннотированный учебно-тематический план дисциплины;
- Методические указания по выполнению практических заданий;
- Задания для рубежного контроля;
- Оценочные средства для промежуточной аттестации.
2.2. Формы контроля знаний студентов, применяемые в учебном процессе РГСУ
Учебный процесс подразумевает несколько форм контроля:
- Текущий контроль;
- Рубежный контроль;
- Итоговый контроль.
Текущий контроль знаний может проводиться на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля определяет преподаватель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых образовательных технологий. Методы текущего контроля выбираются преподавателем, исходя из специфики учебной дисциплины, сформированных профессиональных и общих компетенций.
Как уже отмечалось выше, здесь будут применяться интерактивные методы обучения. Так, текущий контроль знаний будет иметь следующие виды:
- Реферат – это обзор точек зрения различных авторов по рассматриваемой теме (проблеме).
- Эссе – это развернутое и аргументированное изложение точки зрения студента в виде сочинения по рассматриваемой теме (проблеме).
- Кейс-задание – это учебная конкретная ситуация, специально разрабатываемая на основе фактического материала с целью последующего разбора. В ходе разбора ситуации студент учится проводить анализ и принимать управленческие решения. Особенностью кейс-задания является отсутствие однозначного решения проблемы.
- Расчетное практическое задание – это учебное задание, которое сводится к выполнению математических расчетов студентом по заранее определенному алгоритму.
Рубежный контроль является контрольной точкой по завершению отдельного раздела дисциплины, профессионального модуля и его составляющих (междисциплинарных курсов), имеющих логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и проводится с целью комплексной оценки уровня освоения программного материала. Рубежный контроль имеет четко установленные границы, проводится в сроки, устанавливаемые образовательным учреждением, обеспечивается контрольными заданиями и нормами оценивания. Рубежный контроль предполагает выявление учебных достижений студента за определенный промежуток семестра, способствует своевременной ликвидации задолженностей.
Рубежный контроль может быть проведен в следующих формах:
- Устный опрос — наиболее распространенный метод контроля знаний студентов. При устном контроле устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала.
- Тестовое задание – это диагностическое задание в виде задачи или вопроса с четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий.
- Контрольной работой - запланированная проверка знаний преимущественно в письменной форме, подразумевающая ряд ответов в письменном виде, предоставленных на определенные вопросы из теоретической части содержания той или иной дисциплины.
Итоговый контроль подразумевает диагностику результатов образовательного процесса по всей учебной дисциплине; характеризует не только уровень знаний и умений студентов, но и качество работы преподавателей, организацию образовательного процесса на кафедре.
- Зачет - это проверка знаний студентов при помощи выполнения различных лабораторных, практических работ, а также занятий на семинарах. Также в зачет может входить педагогическая или производственная практика. Зачеты сдаются дважды в год, в зимнюю и летнюю сессии. Для этого составляются специальные расписания, в которых указываются сроки сдачи, установленные факультетом.
Зачеты бывают двух видов: дифференцированные и недифференцированные. Дифференцированный зачет проводится путем сдачи разнообразных заданий, после которой выставляется оценка. Если студента не устраивает его оценка, он может попросить ее повышения, для этого ответив на дополнительные вопросы. Недифференцированный зачет выставляется, если студентом за время всего семестра были выполнены все задания. В этом случае опрос не проводится. Но также выставляется оценка.
- Экзамен - это заключительная форма контроля, целью которой является оценка теоретических знаний и практических навыков, способности студентов к мышлению, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их при решении практических задач.
2.3. Доработка УММ ЭИОС по дисциплине «Тенденции движения международного капитала» для второго семестра обучения
В ходе прохождения педагогической практики мною были разработаны учебно-методические материалы по обеспечению работы обучающихся в электронной информационной среде РСГУ с применением технологий электронного обучения по специальной дисциплине «Тенденции движения международного капитала».
Указанная дисциплина читается студентам уровня подготовки «Магистратура» во 2-3 семестрах. Мною была разработана собственная версия УММ ЭИОС для второго семестра на основе предоставленных методических материалов (образца УММ ЭИОС для данной дисциплины) для очной формы обучения, который подразумевает 19 недель обучения, в ходе которых студентами должно быть освоено 8 лекционных часов, 32 часа практических заданий, а также 140 часов самостоятельной работы и, что в совокупности дает 5 зачетных единиц (180 учебных часов). Форма итогового контроля во втором семестре – зачет.
Так УММ ЭИОС включает в себя 5 основных разделов.
В качестве текущего контроля знаний студентов использовались УММ ЭИОС использовались:
- Рефераты (практические задания для разделов 1, 3, 5)– способствовали усвоению и систематизации у студентов теоретических знаний по разделам;
- Кейс-задания (практические задания для раздела 2) – позволяют применить полученные знания на практике.
В качестве рубежного контроля будут использоваться:
- Тесты (задания к рубежным контролям 1,2,3,4,5) – позволят оценить знания студентов, полученные в ходе изучения конкретного раздела.
Второй семестр дисциплины подразумевает зачет как итоговый контроль. Таким образом, в ходе практики мною были разработаны следующие учебно-методических материалов по обеспечению работы обучающихся.
2.3.1. АННОТИРОВАННЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование раздела/темы | Аннотация раздела | Литература к разделу |
Раздел 1. Теории движения международного движения капитала, понятие движения международного движения капитала, его формы | Сущность движения международного капитала, классификация форм в зависимости от функционального назначения, сроков и источников происхождения (по источнику происхождения: частный и государственный капитал, по форме: капитал в денежной или товарной форме, по сроку предоставления: капитал в краткосрочной и долгосрочной форме, по характеру использования: ссудный или предпринимательский капитал). Теории движения капитала. Масштабы, динамика и география международного движения капитала. Особая роль прямого инвестирования. Международные стандарты и правила иностранного инвестирования: право входа или право допуска; режим инвестирования; экспроприация или одностороннее изменение или прекращение контракта; урегулирование споров. | Литература к разделу 1: 1. Склярова, Ю.М. Иностранные инвестиции: учебное пособие / Ю.М. Склярова, И.Ю. Скляров; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Сертифицированный учебный центр финансово-аналитических программ Audit и Project Expert. - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. - 156 с. : табл. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438814 |
Тема 1.1. Понятие и формы международного движения капитала, теории движения международного капитала | ||
Тема 1.2. Стандарты и правила иностранного инвестирования в международной практике | ||
Раздел 2. Иностранные инвестиции и их роль в системе экономических категорий | Роль иностранных инвестиций на макро- и микроуровне. Функции иностранных инвестиций (регулирующая, распределительная, стимулирующая, индикативная). Классификация иностранных инвестиций (прямые, портфельные, прочие). Иностранные инвесторы. Мотивы осуществления иностранных инвестиций. Российский рынок ценных бумаг и иностранные инвестиции. Основы функционирования государственных финансов. Внешний долг РФ, проблемы обслуживания и погашения. Последствия для стран-донора и страны-реципиента. | Литература к разделу 2: 1. Склярова, Ю.М. Иностранные инвестиции: учебное пособие / Ю.М. Склярова, И.Ю. Скляров; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Сертифицированный учебный центр финансово-аналитических программ Audit и Project Expert. - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. - 156 с. : табл. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438814 |
Тема 2.1. Сущность иностранных инвестиций, их место в системе экономических категорий | ||
Тема 2.2. Влияние иностранных инвестиций на состояние государственных финансов | ||
Раздел 3. Иностранное инвестирование, способы и формы осуществления | Способы проникновения инвестиций на внутренние рынки. Создание зарубежных филиалов и дочерних компаний. Межфирменные слияния и поглощения (горизонтальные слияния фирм, вертикальное слияние фирм, родовые слияния, конгломератные слияния, реорганизация). Стратегические партнерства (альянсы) (акционерные и неакционерные). Договорные формы осуществления иностранных инвестиций. Концессии. Подрядные соглашения. Совместные предприятия. Франчайзинг. Международный лизинг как форма привлечения иностранного капитала. | Литература к разделу 3: 1. Склярова, Ю.М. Иностранные инвестиции: учебное пособие / Ю.М. Склярова, И.Ю. Скляров; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Сертифицированный учебный центр финансово-аналитических программ Audit и Project Expert. - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. - 156 с. : табл. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438814 |
Тема 3.1 Способы осуществления иностранного инвестирования | ||
Тема 3.2 Формы осуществления иностранного инвестирования | ||
Раздел 4. Инвестиционный потенциал и климат Российской Федерации на международном рынке | Инвестиционная привлекательность (инвестиционный потенциал и инвестиционный климат). Факторы определяющие инвестиционный потенциал (инвестиционный риск, инвестиционный климат). Факторы, влияющие на инвестиционный климат. Основные оценки инвестиционного климата страны. Обзор основных методик оценки инвестиционного климата страны. Иностранное инвестирование в Россию. Основные иностранные инвесторы. Анализ инвестиционной позиции России на международном рынке инвестиций. Распределение инвестиций по регионам России. | 1. Склярова, Ю.М. Иностранные инвестиции: учебное пособие / Ю.М. Склярова, И.Ю. Скляров; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Сертифицированный учебный центр финансово-аналитических программ Audit и Project Expert. - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. - 156 с. : табл. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438814 |
Тема 4.1. Понятие инвестиционного потенциала и инвестиционного климата страны | ||
Тема. 4.2. Осуществление иностранных инвестиций в Российскую Федерацию и ее регионы | ||
Раздел 5. Национальная инвестиционная политика: мировая практика регулирования зарубежных инвестиций | Основные инструменты национального регулирования иностранных инвестиций. Инвестиционные режимы. Режим наибольшего благоприятствования. Национальный режим. Режим недискриминации. Справедливый и равноправный режим. Режим прозрачности. Защита прав и интересов зарубежных инвесторов. Недискриминационный режим. Защита от национализации собственности. Свободный перевод прибыли и других доходов. Порядок разрешения инвестиционных споров. «Дедушкина оговорка». Фискальные и финансовые методы регулирования иностранных инвестиций. Защита прав акционеров и кредиторов. Ограничения на зарубежные капиталы. Ограничения по капитальным счетам. Ограничения по текущим счетам. Классификация инструментов государственного регулирования зарубежных инвестиций. Прямые и скрытые инструменты государственного регулирования. Административные барьеры на пути инвестиций. Гарантии зарубежным инвесторам. Регистрация зарубежных инвестиций. | 1. Склярова, Ю.М. Иностранные инвестиции: учебное пособие / Ю.М. Склярова, И.Ю. Скляров; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Сертифицированный учебный центр финансово-аналитических программ Audit и Project Expert. - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. - 156 с. : табл. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438814 |
Тема 5.1. Инвестиционные режимы | ||
Тема 5.2. Защита (ограничение) прав и интересов иностранных инвесторов. |
2.3.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Методические указания по выполнению практического задания к разделу 1 «Формы международного движения капитала»
(Реферат)
При изучении дисциплины «Тенденции движения международного капитала» предусмотрено выполнение практического задания. Практическое задание выполняется в форме реферата.
Реферат – это обзор точек зрения различных авторов по рассматриваемой теме (проблеме).
При подготовке реферата следует придерживаться следующей структуры:
Оглавление
2. Введение. Во введении дать обоснование выбора темы, раскрыть проблематику выбранной темы (объем 1 – 2 с).
3. Основная часть. Привести и аргументировать основные тезисы каждого произведения. Провести их сопоставление. Высказать собственную точку зрения и обосновать ее (объем 5 – 7 с).
4. Заключение. Сделать общие выводы по проблеме, заявленной в реферате (объем 1 – 2 с).
5. Список реферируемой литературы. Привести исходные данные реферируемых произведений (автор(ы), название, где опубликован, в каком году).
Перечень тем рефератов:
1. Влияние движения международного капитала на международную экономику.
2. Причины движения международного движения капитала.
3. Неоклассическое направление теории международного движения капитала.
4. Неокейнсианское направление теории международного движения капитала.
5. Современная концепция транснациональных компаний как теория международного движения капитала.
6. Теория бегства капитала и теория портфельных инвестиций.
Общий объем реферата составляет 10 – 12 с формата А4, включая титульный лист, размер шрифта 14 Пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.
Основными критериями оценки реферата являются:
· оригинальность текста (не ниже 75%);
· степень отражения реферируемого текста;
· наличие обобщения и собственных выводов в заключении;
· качество оформления реферата.
Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.
Педагогический работник оценивает реферат по стобалльной шкале оценок:
Сумма баллов | Оценка |
85-100 | Отлично/зачтено |
75-84 | Хорошо/зачтено |
65-74 | Удовлетворительно/зачтено |
1-64 | Неудовлетворительно/незачтено |
0 | не аттестован |
В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.
Методические указания по выполнению практического задания к разделу 2 «Иностранные инвестиции и их роль в системе экономических категорий»
(кейс-задание)
При изучении дисциплины «Тенденции движения международного капитала» предусмотрено выполнение практического задания. Практическое задание выполняется в форме кейс-задания.
Кейс-задание – это учебная конкретная ситуация, специально разрабатываемая на основе фактического материала с целью последующего разбора. В ходе разбора ситуации студент учится проводить анализ и принимать управленческие решения. Особенностью кейс-задания является отсутствие однозначного решения проблемы.
При подготовке отчета по кейс-заданию следует придерживаться следующей структуры:
Оглавление
2. Введение. Во введении дать краткую характеристику рассматриваемой ситуации (объем 1 – 2 с).
3. Основная часть. Предложить и аргументировать основные предлагаемые управленческие решения в рассматриваемой ситуации. Рассмотреть альтернативные варианты и провести их сопоставление (объем 4 – 6 с).
4. Заключение. Сделать общие выводы по ситуации (объем 1 – 2 с).
Кейс-задание «Тенденции движения международного капитала»:
На основе данных размещенных в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС: https://fedstat.ru ) провести анализ структуры поступающих в Российскую Федерацию иностранных инвестиций. Горизонт исследования – 5 лет, период расчета оговаривается индивидуально с преподавателем.
В работе должны быть отражены следующие пункты:
1. Динамический анализ совокупных иностранных инвестиций в Российскую Федерация в анализируемый период;
2. Динамический анализ иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в анализируемый период по типам;
3. Структурный анализ иностранных инвестиций по типам;
4. Структурный анализ иностранных инвестиций по видам экономической деятельности (анализ структурных сдвигов с использованием коэффициентов Гатева, Казинса, Салаи).
5. Анализ состава основных стран-инвесторов (страны СНГ/страны дальнего зарубежья/страны – оффшорные зоны).
На основании полученных данных дать характеристику тенденциям в динамике инвестиций в экономику России, в рамках основных категорий инвестиционной деятельности.
Общий объем отчета по кейс-заданию составляет 7 – 9 с формата А4, включая титульный лист, размер шрифта 14 Пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.
Примерными критериями оценки выполнения кейс-задания являются:
· качество оформления отчета.
Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.
Педагогический работник оценивает реферат по стобалльной шкале оценок:
Сумма баллов | Оценка |
85-100 | Отлично/зачтено |
75-84 | Хорошо/зачтено |
65-74 | Удовлетворительно/зачтено |
1-64 | Неудовлетворительно/не зачтено |
0 | не аттестован |
В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.
Методические указания по выполнению практического задания по разделу 3. «Иностранное инвестирование, способы и формы осуществления»
(реферат)
При изучении дисциплины «Тенденции движения международного капитала» предусмотрено выполнение практического задания. Практическое задание выполняется в форме реферата.
Реферат – это обзор точек зрения различных авторов по рассматриваемой теме (проблеме).
При подготовке реферата следует придерживаться следующей структуры:
Оглавление
2. Введение. Во введении дать обоснование выбора темы, раскрыть проблематику выбранной темы (объем 1 – 2 с).
3. Основная часть. Привести и аргументировать основные тезисы каждого произведения. Провести их сопоставление. Высказать собственную точку зрения и обосновать ее (объем 5 – 7 с).
4. Заключение. Сделать общие выводы по проблеме, заявленной в реферате (объем 1 – 2 с).
5. Список реферируемой литературы. Привести исходные данные реферируемых произведений (автор(ы), название, где опубликован, в каком году).
Перечень тем рефератов:
1. Создание международных зарубежных филиалов и дочерних компаний.
2. Межфирменные слияния и поглощения: анализ современных тенденций.
3. Стратегические акционерные партнерства: опыт использования на современном этапе развития экономики.
Общий объем реферата составляет 10 – 12 с формата А4, включая титульный лист, размер шрифта 14 Пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.
Основными критериями оценки реферата являются:
· оригинальность текста (не ниже 75%);
· степень отражения реферируемого текста;
· наличие обобщения и собственных выводов в заключении;
· качество оформления реферата.
Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.
Педагогический работник оценивает реферат по стобалльной шкале оценок:
Сумма баллов | Оценка |
85-100 | Отлично/зачтено |
75-84 | Хорошо/зачтено |
65-74 | Удовлетворительно/зачтено |
1-64 | Неудовлетворительно/не зачтено |
0 | не аттестован |
В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.
Методические указания по выполнению практического задания к разделу 4 «Инвестиционный потенциал и климат Российской Федерации на международном рынке»
(реферат)
При изучении дисциплины «Тенденции движения международного капитала» предусмотрено выполнение практического задания. Практическое задание выполняется в форме реферата.
Реферат – это обзор точек зрения различных авторов по рассматриваемой теме (проблеме).
При подготовке реферата следует придерживаться следующей структуры:
Оглавление
2. Введение. Во введении дать обоснование выбора темы, раскрыть проблематику выбранной темы (объем 1 – 2 с).
3. Основная часть. Привести и аргументировать основные тезисы каждого произведения. Провести их сопоставление. Высказать собственную точку зрения и обосновать ее (объем 5 – 7 с).
4. Заключение. Сделать общие выводы по проблеме, заявленной в реферате (объем 1 – 2 с).
5. Список реферируемой литературы. Привести исходные данные реферируемых произведений (автор(ы), название, где опубликован, в каком году).
Перечень тем рефератов:
1. Договорные формы осуществления иностранных инвестиций.
2. Прямые частные инвестиции в экономике России, современное состояние.
Общий объем реферата составляет 10 – 12 с формата А4, включая титульный лист, размер шрифта 14 Пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.
Основными критериями оценки реферата являются:
· оригинальность текста (не ниже 75%);
· степень отражения реферируемого текста;
· наличие обобщения и собственных выводов в заключении;
· качество оформления реферата.
Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.
Педагогический работник оценивает реферат по стобалльной шкале оценок:
Сумма баллов | Оценка |
85-100 | Отлично/зачтено |
75-84 | Хорошо/зачтено |
65-74 | Удовлетворительно/зачтено |
1-64 | Неудовлетворительно/не зачтено |
0 | не аттестован |
В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.
Методические указания по выполнению практического задания к разделу 5 «Национальная инвестиционная политика: мировая практика регулирования зарубежных инвестиций»
(реферат)
При изучении дисциплины «Тенденции движения международного капитала» предусмотрено выполнение практического задания. Практическое задание выполняется в форме реферата.
Реферат – это обзор точек зрения различных авторов по рассматриваемой теме (проблеме).
При подготовке реферата следует придерживаться следующей структуры:
Оглавление
2. Введение. Во введении дать обоснование выбора темы, раскрыть проблематику выбранной темы (объем 1 – 2 с).
3. Основная часть. Привести и аргументировать основные тезисы каждого произведения. Провести их сопоставление. Высказать собственную точку зрения и обосновать ее (объем 5 – 7 с).
4. Заключение. Сделать общие выводы по проблеме, заявленной в реферате (объем 1 – 2 с).
5. Список реферируемой литературы. Привести исходные данные реферируемых произведений (автор(ы), название, где опубликован, в каком году).
Перечень тем рефератов:
1. Инвестиционные режимы: применение в международной практике.
2. Фискальные и финансовые методы регулирования иностранных инвестиций.
3. Защита прав акционеров и кредиторов: практическая реализация.
4. Существующие административные барьеры при инвестировании.
5. Национальная инвестиционная политика Российской Федерации .
Общий объем реферата составляет 10 – 12 с формата А4, включая титульный лист, размер шрифта 14 Пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.
Основными критериями оценки реферата являются:
· оригинальность текста (не ниже 75%);
· степень отражения реферируемого текста;
· наличие обобщения и собственных выводов в заключении;
· качество оформления реферата.
Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.
Педагогический работник оценивает реферат по стобалльной шкале оценок:
Сумма баллов | Оценка |
85-100 | Отлично/зачтено |
75-84 | Хорошо/зачтено |
65-74 | Удовлетворительно/зачтено |
1-64 | Неудовлетворительно/незачтено |
0 | не аттестован |
В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.
2.3.3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ
Рубежный контроль
Тест к разделу 1
Тест к разделу 2
Тест к разделу 5
Промежуточная аттестация по дисциплине - зачет
ФГБОУ ВО
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Экономический факультет
Кафедра экономической теории и мировой экономики
Отчет
о прохождении производственной практики
(Педагогическая практика)
(наименование практики)
Обучающимся Косолаповой Валерией Евгеньевной
(Ф.И.О.)
Факультета экономики
Специальности/направлению подготовки 38.04.01 «Экономики» (уровень магистратуры), направленности «Мировая экономика»
Курса 1 Формы обучения очной Группы ЭКН-М-2-Д-2016-1
в г. Москве в Российском государственном социальном университете
(должность, наименование организации (предприятия)
с «01» сентября 2017 г. по «04» января 2018 г.
Подпись обучающегося _____________________ Косолапова В.Е.
(подпись) (Ф.И.О.)
« 28» декабря 2017г.
Подпись руководителя
практики от организации (предприятия) _____________________ Ерохин С.Г.
(подпись) (Ф.И.О.)
« 24» января 2018 г.
Подпись руководителя
практики от Университета _____________________ Матраева Л.В.
(подпись) (Ф.И.О.)
« 24» января 2018 г.
Отчет принял
Заведующий кафедрой _____________________ Ерохин С.Г.
(подпись) (Ф.И.О.)
« 24» января 2018 г.
содержание
Введение. 3
1. Инновационные методы обучения, применяемые в высшей школе при преподавании экономических дисциплин. 5
2. Разработка учебно-методических материалов по обеспечению работы обучающихся в электронной информационной среде РСГУ с применением технологий электронного обучения по дисциплине «Тенденции движения международного капитала» для второго семестра обучения. 9
2.1. Структура и основные элементы учебно-методического материала по обеспечению работы обучающихся. 9
2.2. Формы контроля знаний студентов, применяемые в учебном процессе РГСУ.. 10
2.3. Доработка УММ ЭИОС по дисциплине «Тенденции движения международного капитала» для второго семестра обучения. 13
Заключение. 28
Список используемой литературы.. 30
Введение
Я, Косолапова Валерия Евгеньевна, студентка второго курса Экономического факультета, уровень магистратуры, обучающаяся по специальности «Мировая экономика» в третьем семестре проходила педагогическую практику на базе экономического факультета Российского государственного социального университета под руководством преподавателя экономического факультета Российского государственного социального университета профессора, доктора экономических наук, доцента Матраевой Лилии Валериевны.
Экономический факультет был создан на базе социально-экономического факультета в 1991 г.
Учебный процесс на факультете обеспечивает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав - более 80% имеют ученую степень и звание, всех их отличает высокий уровень подготовки и умение передать свои знания студентам.
Факультет осуществляет также образовательную деятельность по программам дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовку руководящих работников и специалистов по профилю ВУЗа.
В ходе прохождения практики мною был пройден инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правилам внутреннего трудового распорядка.
Цель педагогической практики заключается в получении теоретических знаний о преподавании экономических дисциплин в образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организациях с последующим применением в профессиональной сфере и практических навыков (формирование) по преподаванию экономических дисциплин и разработке учебно-методических материалов.
В соответствии с результатами обучения задачами педагогической практики являются формирование способности и практического опыта в разработке учебных планов, программ и соответствующего методического обеспечения для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования.
По результатам прохождения педагогической практики необходимо разработать учебно-методических материалов по обеспечению работы обучающихся в электронной информационной среде РСГУ с применением технологий электронного обучения по специальной дисциплине.
1. Инновационные методы обучения, применяемые в высшей школе при преподавании экономических дисциплин
Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» (ст.13) и федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения кардинальным образом изменили ориентиры отечественной системы образования. Вместо традиционных и знакомых всем педагогам знаний, умений и навыков на первый план были выдвинуты компетенции. Компетенция – «способность делать что-либо хорошо или эффективно», «способность выполнять особые трудовые функции». Реализация копетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. В стандартах третьего поколения определяется удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах.
Применение активных и интерактивных методов обучения способствует развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности студентов, повышает интерес к овладению знаниями и методами познавательной деятельности. К нам сейчас из школы приходят студенты разного уровня подготовки. Некоторые не умеют сформулировать свою мысль, не умеют высказать вслух свои ответы. В связи с этим необходимо творчески и индивидуально подходить к процессу обучения. Научить студентов работать как самостоятельно, так и коллективно.
Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
И одним из эффективных средств формирования специалистов является обучение, направленное на развитие способностей студентов, в том числе и путем погружения их в специальные ситуации, которые они должны решать. Эта работа может осуществляться на любых этапах обучения.
Во главе всей работы по активизации учебной деятельности студентов стоит состязательность в овладении знаниями.
На основе теоретического анализа выделяются возможности интерактивных технологий обучения как ресурса личностного саморазвития студентов, которые позволяют формировать ценностные ориентации и установки профессиональной деятельности, а также способствуют проявлению личностных качеств студентов, их индивидуальных особенностей, стремления к самопознанию и личностному саморазвитию.
Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.
В интерактивной форме могут проводиться как практические (семинарские) занятия, так и лекции. Среди последних, например, могут быть выделены:
- Проблемная лекция. Преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает студентов в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний.
- Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация). После объявления темы лекции преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа: содержательные, методические, поведенческие и т. д. Студенты в конце лекции должны назвать ошибки.
- Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией. В диалоге преподавателей и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений.
- Лекция-визуализация. В данном типе лекции передача преподавателем информации студентам сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем,
- опорных конспектов, диаграмм и т. п. с помощью ТСО и ЭВМ (слайды, видеозапись, дисплеи, интерактивная доска и т. д.).
- Лекция «пресс-конференция». Преподаватель просит студентов письменно в течение 2—3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3—5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию, включая ответы на заданные вопросы в ее содержание.
- Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции.
Многообразие форм и методов интерактивного обучения не позволяет дать детальную характеристику каждого из них. Поэтому далее будут рассмотрены только наиболее общие и часто используемые методы и технологии интерактивного обучения.
Дискуссия (от лат. discussion — рассмотрение, исследование) — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.
Кейс-технологии. «Кейс» — от англ. «case» — «происшествие» или «событие». Происходит от лат. «casus» — формы латинского глагола «cadere», означающего «падать». Происшествие — это то, что «падает, сваливается на нас».
К кейс-технологиям относятся [6]:
· метод ситуационного анализа;
· ситуационные задачи и упражнения;
· анализ конкретных ситуаций (кейс-стади);
· метод кейсов;
· метод инцидента;
· метод разбора деловой корреспонденции;
· игровое проектирование;
· метод ситуационно-ролевых игр.
Игра — это форма деятельности (чаще — совместной деятельности) людей, воссоздающая те или иные практические ситуации и систему взаимоотношений, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования.
Тренинг — один из интерактивных методов обучения и социально-психологического развития личности. Тренинги состоят из комплекса разнообразных упражнений и игр, объединенных в систему небольшими теоретическими модулями (по 5—15 минут). Они достаточно разнообразны по своему целевому назначению (от обучающих и развивающих до психокоррекционных и психотерапевтических), содержанию, формам (тренинги, семинары-тренинги, тренинги-марафоны и др.) и техникам проведения.
Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. Проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно, но под руководством преподавателя, с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Портфолио (от франц. porter — носить + лат. in folio — в размер листа) представляет собой технологию работы с результатами учебно-познавательной деятельности студентов, использующуюся для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности.
Так как в нашем случае УММ разрабатывается для студентов первого курса магистратуры по предмету «Тенденции движения международного капитала», по 5 темам (№1-5), предусматривающий контактную работу: объем лекционных занятий – 8, практических занятий - 32. В этом случае наши предпочтения будут отданы интерактивным технологиям обучения.
2. Разработка учебно-методических материалов по обеспечению работы обучающихся в электронной информационной среде РСГУ с применением технологий электронного обучения по дисциплине «Тенденции движения международного капитала» для второго семестра обучения
2.1. Структура и основные элементы учебно-методического материала по обеспечению работы обучающихся
Учебно-методические материалы по дисциплине включают в себя комплекс учебно-методических указаний (рекомендаций), раскрывающих режим и характер различных видов учебной работы, в том числе самостоятельной.
Наличие утвержденных учебно-методических материалов по дисциплине является обязательным условием, допускающим преподавание данной дисциплины/модуля в рамках реализации конкретной основной образовательной программы.
Учебно-методические материалы разрабатываются преподавателем самостоятельно на основе ФГОС и учебного плана.
Составитель УММ может самостоятельно:
- раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС, опираясь на научные и учебные издания, которые он считает целесообразными;
- устанавливать последовательность изучения учебного материала;
- распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости;
- разрабатывать перечень практических занятий;
- выбирать темы для самостоятельного изучения обучающихся;
- выбирать исходя из стоящих перед учебной дисциплиной задач, технологии обучения и контроля подготовленности студентов по дисциплине.
Ответственность за актуализацию, своевременное составление и УММ несут составители и заведующие кафедрами/отделениями.
УММ состоит из 4 разделов:
- Аннотированный учебно-тематический план дисциплины;
- Методические указания по выполнению практических заданий;
- Задания для рубежного контроля;
- Оценочные средства для промежуточной аттестации.
2.2. Формы контроля знаний студентов, применяемые в учебном процессе РГСУ
Учебный процесс подразумевает несколько форм контроля:
- Текущий контроль;
- Рубежный контроль;
- Итоговый контроль.
Текущий контроль знаний может проводиться на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля определяет преподаватель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых образовательных технологий. Методы текущего контроля выбираются преподавателем, исходя из специфики учебной дисциплины, сформированных профессиональных и общих компетенций.
Как уже отмечалось выше, здесь будут применяться интерактивные методы обучения. Так, текущий контроль знаний будет иметь следующие виды:
- Реферат – это обзор точек зрения различных авторов по рассматриваемой теме (проблеме).
- Эссе – это развернутое и аргументированное изложение точки зрения студента в виде сочинения по рассматриваемой теме (проблеме).
- Кейс-задание – это учебная конкретная ситуация, специально разрабатываемая на основе фактического материала с целью последующего разбора. В ходе разбора ситуации студент учится проводить анализ и принимать управленческие решения. Особенностью кейс-задания является отсутствие однозначного решения проблемы.
- Расчетное практическое задание – это учебное задание, которое сводится к выполнению математических расчетов студентом по заранее определенному алгоритму.
Рубежный контроль является контрольной точкой по завершению отдельного раздела дисциплины, профессионального модуля и его составляющих (междисциплинарных курсов), имеющих логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и проводится с целью комплексной оценки уровня освоения программного материала. Рубежный контроль имеет четко установленные границы, проводится в сроки, устанавливаемые образовательным учреждением, обеспечивается контрольными заданиями и нормами оценивания. Рубежный контроль предполагает выявление учебных достижений студента за определенный промежуток семестра, способствует своевременной ликвидации задолженностей.
Рубежный контроль может быть проведен в следующих формах:
- Устный опрос — наиболее распространенный метод контроля знаний студентов. При устном контроле устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала.
- Тестовое задание – это диагностическое задание в виде задачи или вопроса с четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий.
- Контрольной работой - запланированная проверка знаний преимущественно в письменной форме, подразумевающая ряд ответов в письменном виде, предоставленных на определенные вопросы из теоретической части содержания той или иной дисциплины.
Итоговый контроль подразумевает диагностику результатов образовательного процесса по всей учебной дисциплине; характеризует не только уровень знаний и умений студентов, но и качество работы преподавателей, организацию образовательного процесса на кафедре.
- Зачет - это проверка знаний студентов при помощи выполнения различных лабораторных, практических работ, а также занятий на семинарах. Также в зачет может входить педагогическая или производственная практика. Зачеты сдаются дважды в год, в зимнюю и летнюю сессии. Для этого составляются специальные расписания, в которых указываются сроки сдачи, установленные факультетом.
Зачеты бывают двух видов: дифференцированные и недифференцированные. Дифференцированный зачет проводится путем сдачи разнообразных заданий, после которой выставляется оценка. Если студента не устраивает его оценка, он может попросить ее повышения, для этого ответив на дополнительные вопросы. Недифференцированный зачет выставляется, если студентом за время всего семестра были выполнены все задания. В этом случае опрос не проводится. Но также выставляется оценка.
- Экзамен - это заключительная форма контроля, целью которой является оценка теоретических знаний и практических навыков, способности студентов к мышлению, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их при решении практических задач.
2.3. Доработка УММ ЭИОС по дисциплине «Тенденции движения международного капитала» для второго семестра обучения
В ходе прохождения педагогической практики мною были разработаны учебно-методические материалы по обеспечению работы обучающихся в электронной информационной среде РСГУ с применением технологий электронного обучения по специальной дисциплине «Тенденции движения международного капитала».
Указанная дисциплина читается студентам уровня подготовки «Магистратура» во 2-3 семестрах. Мною была разработана собственная версия УММ ЭИОС для второго семестра на основе предоставленных методических материалов (образца УММ ЭИОС для данной дисциплины) для очной формы обучения, который подразумевает 19 недель обучения, в ходе которых студентами должно быть освоено 8 лекционных часов, 32 часа практических заданий, а также 140 часов самостоятельной работы и, что в совокупности дает 5 зачетных единиц (180 учебных часов). Форма итогового контроля во втором семестре – зачет.
Так УММ ЭИОС включает в себя 5 основных разделов.
В качестве текущего контроля знаний студентов использовались УММ ЭИОС использовались:
- Рефераты (практические задания для разделов 1, 3, 5)– способствовали усвоению и систематизации у студентов теоретических знаний по разделам;
- Кейс-задания (практические задания для раздела 2) – позволяют применить полученные знания на практике.
В качестве рубежного контроля будут использоваться:
- Тесты (задания к рубежным контролям 1,2,3,4,5) – позволят оценить знания студентов, полученные в ходе изучения конкретного раздела.
Второй семестр дисциплины подразумевает зачет как итоговый контроль. Таким образом, в ходе практики мною были разработаны следующие учебно-методических материалов по обеспечению работы обучающихся.
2.3.1. АННОТИРОВАННЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование раздела/темы | Аннотация раздела | Литература к разделу |
Раздел 1. Теории движения международного движения капитала, понятие движения международного движения капитала, его формы | Сущность движения международного капитала, классификация форм в зависимости от функционального назначения, сроков и источников происхождения (по источнику происхождения: частный и государственный капитал, по форме: капитал в денежной или товарной форме, по сроку предоставления: капитал в краткосрочной и долгосрочной форме, по характеру использования: ссудный или предпринимательский капитал). Теории движения капитала. Масштабы, динамика и география международного движения капитала. Особая роль прямого инвестирования. Международные стандарты и правила иностранного инвестирования: право входа или право допуска; режим инвестирования; экспроприация или одностороннее изменение или прекращение контракта; урегулирование споров. | Литература к разделу 1: 1. Склярова, Ю.М. Иностранные инвестиции: учебное пособие / Ю.М. Склярова, И.Ю. Скляров; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Сертифицированный учебный центр финансово-аналитических программ Audit и Project Expert. - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. - 156 с. : табл. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438814 |
Тема 1.1. Понятие и формы международного движения капитала, теории движения международного капитала | ||
Тема 1.2. Стандарты и правила иностранного инвестирования в международной практике | ||
Раздел 2. Иностранные инвестиции и их роль в системе экономических категорий | Роль иностранных инвестиций на макро- и микроуровне. Функции иностранных инвестиций (регулирующая, распределительная, стимулирующая, индикативная). Классификация иностранных инвестиций (прямые, портфельные, прочие). Иностранные инвесторы. Мотивы осуществления иностранных инвестиций. Российский рынок ценных бумаг и иностранные инвестиции. Основы функционирования государственных финансов. Внешний долг РФ, проблемы обслуживания и погашения. Последствия для стран-донора и страны-реципиента. | Литература к разделу 2: 1. Склярова, Ю.М. Иностранные инвестиции: учебное пособие / Ю.М. Склярова, И.Ю. Скляров; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Сертифицированный учебный центр финансово-аналитических программ Audit и Project Expert. - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. - 156 с. : табл. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438814 |
Тема 2.1. Сущность иностранных инвестиций, их место в системе экономических категорий | ||
Тема 2.2. Влияние иностранных инвестиций на состояние государственных финансов | ||
Раздел 3. Иностранное инвестирование, способы и формы осуществления | Способы проникновения инвестиций на внутренние рынки. Создание зарубежных филиалов и дочерних компаний. Межфирменные слияния и поглощения (горизонтальные слияния фирм, вертикальное слияние фирм, родовые слияния, конгломератные слияния, реорганизация). Стратегические партнерства (альянсы) (акционерные и неакционерные). Договорные формы осуществления иностранных инвестиций. Концессии. Подрядные соглашения. Совместные предприятия. Франчайзинг. Международный лизинг как форма привлечения иностранного капитала. | Литература к разделу 3: 1. Склярова, Ю.М. Иностранные инвестиции: учебное пособие / Ю.М. Склярова, И.Ю. Скляров; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Сертифицированный учебный центр финансово-аналитических программ Audit и Project Expert. - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. - 156 с. : табл. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438814 |
Тема 3.1 Способы осуществления иностранного инвестирования | ||
Тема 3.2 Формы осуществления иностранного инвестирования | ||
Раздел 4. Инвестиционный потенциал и климат Российской Федерации на международном рынке | Инвестиционная привлекательность (инвестиционный потенциал и инвестиционный климат). Факторы определяющие инвестиционный потенциал (инвестиционный риск, инвестиционный климат). Факторы, влияющие на инвестиционный климат. Основные оценки инвестиционного климата страны. Обзор основных методик оценки инвестиционного климата страны. Иностранное инвестирование в Россию. Основные иностранные инвесторы. Анализ инвестиционной позиции России на международном рынке инвестиций. Распределение инвестиций по регионам России. | 1. Склярова, Ю.М. Иностранные инвестиции: учебное пособие / Ю.М. Склярова, И.Ю. Скляров; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Сертифицированный учебный центр финансово-аналитических программ Audit и Project Expert. - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. - 156 с. : табл. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438814 |
Тема 4.1. Понятие инвестиционного потенциала и инвестиционного климата страны | ||
Тема. 4.2. Осуществление иностранных инвестиций в Российскую Федерацию и ее регионы | ||
Раздел 5. Национальная инвестиционная политика: мировая практика регулирования зарубежных инвестиций | Основные инструменты национального регулирования иностранных инвестиций. Инвестиционные режимы. Режим наибольшего благоприятствования. Национальный режим. Режим недискриминации. Справедливый и равноправный режим. Режим прозрачности. Защита прав и интересов зарубежных инвесторов. Недискриминационный режим. Защита от национализации собственности. Свободный перевод прибыли и других доходов. Порядок разрешения инвестиционных споров. «Дедушкина оговорка». Фискальные и финансовые методы регулирования иностранных инвестиций. Защита прав акционеров и кредиторов. Ограничения на зарубежные капиталы. Ограничения по капитальным счетам. Ограничения по текущим счетам. Классификация инструментов государственного регулирования зарубежных инвестиций. Прямые и скрытые инструменты государственного регулирования. Административные барьеры на пути инвестиций. Гарантии зарубежным инвесторам. Регистрация зарубежных инвестиций. | 1. Склярова, Ю.М. Иностранные инвестиции: учебное пособие / Ю.М. Склярова, И.Ю. Скляров; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Сертифицированный учебный центр финансово-аналитических программ Audit и Project Expert. - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. - 156 с. : табл. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438814 |
Тема 5.1. Инвестиционные режимы | ||
Тема 5.2. Защита (ограничение) прав и интересов иностранных инвесторов. |
2.3.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Методические указания по выполнению практического задания к разделу 1 «Формы международного движения капитала»
(Реферат)
При изучении дисциплины «Тенденции движения международного капитала» предусмотрено выполнение практического задания. Практическое задание выполняется в форме реферата.
Реферат – это обзор точек зрения различных авторов по рассматриваемой теме (проблеме).
При подготовке реферата следует придерживаться следующей структуры:
Оглавление
2. Введение. Во введении дать обоснование выбора темы, раскрыть проблематику выбранной темы (объем 1 – 2 с).
3. Основная часть. Привести и аргументировать основные тезисы каждого произведения. Провести их сопоставление. Высказать собственную точку зрения и обосновать ее (объем 5 – 7 с).
4. Заключение. Сделать общие выводы по проблеме, заявленной в реферате (объем 1 – 2 с).
5. Список реферируемой литературы. Привести исходные данные реферируемых произведений (автор(ы), название, где опубликован, в каком году).
Перечень тем рефератов:
1. Влияние движения международного капитала на международную экономику.
2. Причины движения международного движения капитала.
3. Неоклассическое направление теории международного движения капитала.
4. Неокейнсианское направление теории международного движения капитала.
5. Современная концепция транснациональных компаний как теория международного движения капитала.
6. Теория бегства капитала и теория портфельных инвестиций.
Общий объем реферата составляет 10 – 12 с формата А4, включая титульный лист, размер шрифта 14 Пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.
Основными критериями оценки реферата являются:
· оригинальность текста (не ниже 75%);
· степень отражения реферируемого текста;
· наличие обобщения и собственных выводов в заключении;
· качество оформления реферата.
Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.
Педагогический работник оценивает реферат по стобалльной шкале оценок:
Сумма баллов | Оценка |
85-100 | Отлично/зачтено |
75-84 | Хорошо/зачтено |
65-74 | Удовлетворительно/зачтено |
1-64 | Неудовлетворительно/незачтено |
0 | не аттестован |
В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.
Методические указания по выполнению практического задания к разделу 2 «Иностранные инвестиции и их роль в системе экономических категорий»
(кейс-задание)
При изучении дисциплины «Тенденции движения международного капитала» предусмотрено выполнение практического задания. Практическое задание выполняется в форме кейс-задания.
Кейс-задание – это учебная конкретная ситуация, специально разрабатываемая на основе фактического материала с целью последующего разбора. В ходе разбора ситуации студент учится проводить анализ и принимать управленческие решения. Особенностью кейс-задания является отсутствие однозначного решения проблемы.
При подготовке отчета по кейс-заданию следует придерживаться следующей структуры:
Оглавление
2. Введение. Во введении дать краткую характеристику рассматриваемой ситуации (объем 1 – 2 с).
3. Основная часть. Предложить и аргументировать основные предлагаемые управленческие решения в рассматриваемой ситуации. Рассмотреть альтернативные варианты и провести их сопоставление (объем 4 – 6 с).
4. Заключение. Сделать общие выводы по ситуации (объем 1 – 2 с).
Кейс-задание «Тенденции движения международного капитала»:
На основе данных размещенных в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС: https://fedstat.ru ) провести анализ структуры поступающих в Российскую Федерацию иностранных инвестиций. Горизонт исследования – 5 лет, период расчета оговаривается индивидуально с преподавателем.
В работе должны быть отражены следующие пункты:
1. Динамический анализ совокупных иностранных инвестиций в Российскую Федерация в анализируемый период;
2. Динамический анализ иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в анализируемый период по типам;
3. Структурный анализ иностранных инвестиций по типам;
4. Структурный анализ иностранных инвестиций по видам экономической деятельности (анализ структурных сдвигов с использованием коэффициентов Гатева, Казинса, Салаи).
5. Анализ состава основных стран-инвесторов (страны СНГ/страны дальнего зарубежья/страны – оффшорные зоны).
На основании полученных данных дать характеристику тенденциям в динамике инвестиций в экономику России, в рамках основных категорий инвестиционной деятельности.
Общий объем отчета по кейс-заданию составляет 7 – 9 с формата А4, включая титульный лист, размер шрифта 14 Пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.
Примерными критериями оценки выполнения кейс-задания являются:
· качество оформления отчета.
Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.
Педагогический работник оценивает реферат по стобалльной шкале оценок:
Сумма баллов | Оценка |
85-100 | Отлично/зачтено |
75-84 | Хорошо/зачтено |
65-74 | Удовлетворительно/зачтено |
1-64 | Неудовлетворительно/не зачтено |
0 | не аттестован |
В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.
Методические указания по выполнению практического задания по разделу 3. «Иностранное инвестирование, способы и формы осуществления»
(реферат)
При изучении дисциплины «Тенденции движения международного капитала» предусмотрено выполнение практического задания. Практическое задание выполняется в форме реферата.
Реферат – это обзор точек зрения различных авторов по рассматриваемой теме (проблеме).
При подготовке реферата следует придерживаться следующей структуры:
Оглавление
2. Введение. Во введении дать обоснование выбора темы, раскрыть проблематику выбранной темы (объем 1 – 2 с).
3. Основная часть. Привести и аргументировать основные тезисы каждого произведения. Провести их сопоставление. Высказать собственную точку зрения и обосновать ее (объем 5 – 7 с).
4. Заключение. Сделать общие выводы по проблеме, заявленной в реферате (объем 1 – 2 с).
5. Список реферируемой литературы. Привести исходные данные реферируемых произведений (автор(ы), название, где опубликован, в каком году).
Перечень тем рефератов:
1. Создание международных зарубежных филиалов и дочерних компаний.
2. Межфирменные слияния и поглощения: анализ современных тенденций.
3. Стратегические акционерные партнерства: опыт использования на современном этапе развития экономики.
Общий объем реферата составляет 10 – 12 с формата А4, включая титульный лист, размер шрифта 14 Пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.
Основными критериями оценки реферата являются:
· оригинальность текста (не ниже 75%);
· степень отражения реферируемого текста;
· наличие обобщения и собственных выводов в заключении;
· качество оформления реферата.
Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.
Педагогический работник оценивает реферат по стобалльной шкале оценок:
Сумма баллов | Оценка |
85-100 | Отлично/зачтено |
75-84 | Хорошо/зачтено |
65-74 | Удовлетворительно/зачтено |
1-64 | Неудовлетворительно/не зачтено |
0 | не аттестован |
В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.
Методические указания по выполнению практического задания к разделу 4 «Инвестиционный потенциал и климат Российской Федерации на международном рынке»
(реферат)
При изучении дисциплины «Тенденции движения международного капитала» предусмотрено выполнение практического задания. Практическое задание выполняется в форме реферата.
Реферат – это обзор точек зрения различных авторов по рассматриваемой теме (проблеме).
При подготовке реферата следует придерживаться следующей структуры:
Оглавление
2. Введение. Во введении дать обоснование выбора темы, раскрыть проблематику выбранной темы (объем 1 – 2 с).
3. Основная часть. Привести и аргументировать основные тезисы каждого произведения. Провести их сопоставление. Высказать собственную точку зрения и обосновать ее (объем 5 – 7 с).
4. Заключение. Сделать общие выводы по проблеме, заявленной в реферате (объем 1 – 2 с).
5. Список реферируемой литературы. Привести исходные данные реферируемых произведений (автор(ы), название, где опубликован, в каком году).
Перечень тем рефератов:
1. Договорные формы осуществления иностранных инвестиций.
2. Прямые частные инвестиции в экономике России, современное состояние.
Общий объем реферата составляет 10 – 12 с формата А4, включая титульный лист, размер шрифта 14 Пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.
Основными критериями оценки реферата являются:
· оригинальность текста (не ниже 75%);
· степень отражения реферируемого текста;
· наличие обобщения и собственных выводов в заключении;
· качество оформления реферата.
Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.
Педагогический работник оценивает реферат по стобалльной шкале оценок:
Сумма баллов | Оценка |
85-100 | Отлично/зачтено |
75-84 | Хорошо/зачтено |
65-74 | Удовлетворительно/зачтено |
1-64 | Неудовлетворительно/не зачтено |
0 | не аттестован |
В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.
Методические указания по выполнению практического задания к разделу 5 «Национальная инвестиционная политика: мировая практика регулирования зарубежных инвестиций»
(реферат)
При изучении дисциплины «Тенденции движения международного капитала» предусмотрено выполнение практического задания. Практическое задание выполняется в форме реферата.
Реферат – это обзор точек зрения различных авторов по рассматриваемой теме (проблеме).
При подготовке реферата следует придерживаться следующей структуры:
Оглавление
2. Введение. Во введении дать обоснование выбора темы, раскрыть проблематику выбранной темы (объем 1 – 2 с).
3. Основная часть. Привести и аргументировать основные тезисы каждого произведения. Провести их сопоставление. Высказать собственную точку зрения и обосновать ее (объем 5 – 7 с).
4. Заключение. Сделать общие выводы по проблеме, заявленной в реферате (объем 1 – 2 с).
5. Список реферируемой литературы. Привести исходные данные реферируемых произведений (автор(ы), название, где опубликован, в каком году).
Перечень тем рефератов:
1. Инвестиционные режимы: применение в международной практике.
2. Фискальные и финансовые методы регулирования иностранных инвестиций.
3. Защита прав акционеров и кредиторов: практическая реализация.
4. Существующие административные барьеры при инвестировании.
5. Национальная инвестиционная политика Российской Федерации .
Общий объем реферата составляет 10 – 12 с формата А4, включая титульный лист, размер шрифта 14 Пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.
Основными критериями оценки реферата являются:
· оригинальность текста (не ниже 75%);
· степень отражения реферируемого текста;
· наличие обобщения и собственных выводов в заключении;
· качество оформления реферата.
Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.
Педагогический работник оценивает реферат по стобалльной шкале оценок:
Сумма баллов | Оценка |
85-100 | Отлично/зачтено |
75-84 | Хорошо/зачтено |
65-74 | Удовлетворительно/зачтено |
1-64 | Неудовлетворительно/незачтено |
0 | не аттестован |
В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.
2.3.3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ
Рубежный контроль к разделу 1 Формы международного движения капитала
Форма: тестирование.
(1) Вывоз из страны капитала в ссудной форме означает:
(!) вложения в экономику той или иной страны с целью получения процента
(?) вложения в экономику той или иной страны с целью получения прибыли
(?) является частью вывоза предпринимательского капитала.
(2) Наиболее полно явление «бегство капитала» характеризуют:
(?) миграция капитала;
(?) вывоз капитала по причине его избытка в стране;
(!) перемещение капитала в иную национальную экономику вследствие его незаконного происхождения;
(!) вывоз капитала из страны с целью его сохранности и безопасности.
(3) Представители неоклассической теории международной миграции капитала:
(!) Э. Хекшер;
(?) Р. Харрод;
(?) Дж. Каддингтон;
(?) Г. Домар;
(!) Б. Олин.
(4) Отсутствие зависимости притока капитала из-за рубежа от внутренней ставки процента – это признаки:
(?) открытой экономики;
(!) закрытой экономики;
(?) малой открытой экономики.
(5) Причина импорта капитала:
(?) стремление получить доступ к природным ресурсам;
(?) стимулирование сбыта продукции;
(?) стремление использовать более дешевую рабочую силу;
(?) создание новых рабочих мест;
(!) все перечисленное;
(?) только б и г.
Рубежный контроль к разделу 2 Общие вопросы изучения иностранных инвестиций и их роли в развитии национальной экономики
Форма: тестирование.
(1) К прямым капиталовложениям относится:
(?) французский предприниматель приобретает за 5 млн долл. акции компании «Дженерал Моторз»;
(?) он же покупает в Вашингтоне дом для проживания своей семьи;
(?) французская компания сливается с американской, и акционеры французской компании частично обменивают свои паи на акции американской фирмы;
(!) итальянская компания строит завод в России и управляет им по контракту с российским правительством
(2) К прямым инвестициям относится:
(!) германский концерн приобрел в России участок земли и строит на нем комбинат по добыче и обогащению марганцевой руды;
(?) французские граждане покупают на бирже акции российских компаний;
(?) крупный московский банк предоставляет правительству Азербайджана ссуду в 300 тыс. долл.;
(!) норвежская фирма покупает контрольный пакет акций российской компании.
(3) Характеристики прямых инвестиций:
(?) покупка акций местных органов власти;
(?) предоставление займа местной компании;
(!) создание собственного производства за границей;
(!) покупка контрольного пакета акций местной компании.
(4) Портфельные инвестиции представляют собой:
(?) капиталовложения в экономику зарубежной страны;
(!) приобретение ценных бумаг зарубежных компаний без права контроля деятельности компании;
(?) приобретение ценных бумаг зарубежных компаний с правом контроля их деятельности;
(?) все перечисленное верно;
(?) все неверно.
(5) Портфельные инвестиции осуществляются в виде передачи:
(?) технологий;
(?) рынков;
(!) капитала в форме ценных бумаг;
(?) квалифицированных кадров.
(6) Прямые иностранные инвестиции осуществляются в виде:
(?) покупки долговых обязательств местных органов власти;
(?) предоставления кредита отечественным производителям;
(!) создания за рубежом собственного производства;
(!) покупки контрольного пакета акций местной компании.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 260.