Роса — это мельчайшие капли воды, конденсирующиеся на почве, на горизонтальных поверхностях предметов, на палубе, на натянутых тентах и т. п. Роса не образуется на бортах судна, стенках надстроек и мачтах. Благоприятными условиями для ее образования являются ясные безоблачные ночи, при которых происходит сильное радиационное охлаждение наземных предметов. Чем меньшей теплоемкостью и теплопроводностью обладает тело, тем оно сильнее охлаждается в этих условиях и тем интенсивнее на нем образуется роса. Небольшой ветер (0,5—1,0 м/с) усиливает образование росы вследствие того, что к охлажденной поверхности приносятся все новые и новые порции влажного воздуха. Роса никогда не образуется при пасмурном небе или тумане, а также при сильном ветре из-за оттока водяного пара вверх вследствие турбулентности.
Если температура открытых горизонтальных поверхностей опустится ниже 0°С, то водяной пар сублимируется на -этих поверхностях и образуется иней — тонкий слой ледяных кристаллов.
Жидкий налет — это осадки в виде капель воды, а иногда и сплошной водяной пленки, образующейся в пасмурную и ветреную погоду на наветренной части холодных, преимущественно вертикальных поверхностей предметов, обладающих большой теплоемкостью. Конденсация воды в данном случае обусловливается адвекцией сравнительно теплого и влажного воздуха после длительно стоявшей холодной погоды. При отрицательных температурах поверхностей образуется твердый налет, состоящий либо из мелких кристаллов, густо и плотно сидящих на поверхности, либо в виде тонкого слоя гладкого прозрачного льда.
Изморозь—это белый рыхлый осадок, образующийся на проводах, оснастке судна, стойках, реях, мачтах, а также на углах, выступах и карнизах стенок в туманную морозную погоду при слабом ветре. В отличие от инея изморозь никогда не образуется на горизонтальных поверхностях, наблюдается в любое время суток и иногда при пасмурном небе. От твердого налета изморозь отличается рыхлым строением.
Нарастание изморози иногда происходит очень быстро, и под ее тяжестью обрываются провода, антенны и легкая оснастка. различают зернистую и кристаллическую изморози.
Зернистая изморозь по внешнему виду имеет аморфное строение. Она образуется вследствие намерзания на предмет переохлажденных капель тумана, когда они не успевают потерять своей формы, и представляет собой снеговидное обледенение, состоящее из ледяных кристаллов, неразличимых глазом. Наблюдается зернистая изморозь при температуре от —2 до —7°С.
Кристаллическая изморозь представляет собой белый осадок, состоящий из кристаллов очень нежной, тонкой структуры. При оседании на проводах кристаллическая изморозь имеет вид пушистых гирлянд, легко осыпающихся при встряхивании. Такая изморозь часто образуется ночью при безоблачном небе или тонких облаках, когда в воздухе наблюдается туман или дымка, при температуре от —11 до —2°С и выше.
Дождь — жидкие осадки в виде капель различного размера диаметром 0,5—7 мм.
Морось — мелкие капельки диаметром 0,05—0,5 мм, находящиеся как бы во взвешенном состоянии, падение их почти незаметно.
Снег—кристаллы льда, образующие различного рода снежинки: иглы, пластинки, столбики, звезды. Размеры снежинок колеблются в пределах 4—5 мм. Хлопья снега, образующиеся в результате соединения снежинок, достигают 5 см и более.
Мокрый снег — осадки в виде тающего снега или снега с дождем.
Снежная крупа — осадки в виде непрозрачных сферических крупинок белого или матово-белого цвета диаметром обычно от 2 до 5 мм.
Ледяная крупа — твердые частицы в виде прозрачных с поверхности крупинок, имеющих в центре непрозрачное белое ядро. Диаметр крупы от 2 до 5 мм. Возникают крупинки в результате замерзания переохлажденных капель или замерзания воды на снежинках.
Град — ледяные шарообразные частицы, внутри которых имеется снежная прослойка. Размеры градин колеблются в широких пределах, и диаметр их может достигать несколько сантиметров. Градины имеют сложное строение: в центре располагается непрозрачное ядро в виде крупинки, затем чередуются прозрачные и непрозрачные слои льда. Градины обладают очень большими скоростями падения, достигающими 30 м/с.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 592.