Глава I .
Назначение, классификация и состав энергетических установок.
СЭУ – это сложный комплекс машин, механизмов и систем, который предназначен для преобразования химической или ядерной энергии топлива в механическую энергию вращения генератора или винта.
При преобразовании химической или ядерной энергии происходит многократное преобразование энергии:
Рис. 1. Процесс преобразования энергии.
Эффективный КПД:
ηl = 0,32 – 0,34 для ПТУ
ηl = 0,40 – 0,45 на СЭС
ηl = 0,38 – 0,42 для ГТУ с ТУК
ηl = 0,47 – 0,50 для ДВС
ηl = 0,22 – 0,24 для ЯЭУ
КПД установки зависит от параметров рабочего тела и от числа ступеней преобразования.
Тепловой КПД:
Давление и температура перегретого пара на тепловых ЭС:
Давление в конденсаторе:
Рис. 2. Принципиальная тепловая схема ПТУ.
1 – парогенератор
2 – пароперегреватель
3 –генератор электрического тока
4 – турбина
5 – конденсатор турбогенератора
6 – конденсатный насос
7 – ионообменные фильтры
8 – главная турбина
9 – редуктор
10 – линия вала
11 – ГУП
12 – корпус судна
13 – дейдвудный подшипник
14 – движитель (гребной винт)
15 – ГК
16 - конденсатный насос
17 – питательный насос
на схеме показаны только специальные элементы.
В судовых турбинах, работающих на органическом топливе:
ДВС:
Температура в цилиндре при сжигании топлива до 20000С, на выхлопе 4500С. Следовательно, в больших установках за ДВС ставят котел для последующего использования высокой температуры (например, для подогрева пара).
Представление о составе СЭУ, входящих в нее элементов, взаимосвязи СЭУ с судном можно получить из рис. 3.
В состав СЭУ входят главные и вспомогательные энергетические комплексы и установки.
ГЭУ – та часть СЭУ, которая обеспечивает движение судна. Эту часть также называют пропульсивной установкой. Элементы СЭУ, входящие в состав ГЭУ, называются главными.
Вспомогательные ЭУ представляют собой комплексы, предназначенные для удовлетворения энергетических потребностей и обеспечения заданного функционирования ГЭУ и общесудовых потребителей, связанных и несвязанных с движением судна.
ЭУ кроме того обслуживает ряд систем: топливная, масляная, система охлаждения основного оборудования, конденсатно-питательная система, система главного и вспомогательного пара, воздуха высокого и среднего давления.
Рис. 3. Схема основных элементов СЭУ.
Рабочие процессы в СЭУ изображают в виде тепловых диаграмм (см. рис. 4).
Рис. 4. Цикл Ренкина для ПТУ (круговая диаграмма для идеального процесса без потерь).
1-2 – процесс расширения пара в турбине.
2-3 – процесс конденсации пара в конденсаторе
3-3΄ - сжатие или повышение давления в питательном насосе
3΄-4-5-1 – увеличение потенциальной энергии, температуры рабочего тела в парогенераторе
3΄-4 – подогрев воды до температуры кипения (экономайзерный участок)
4-5 – процесс испарения воды при кипении
5-1 – перегрев пара в пароперегревателе.
х – степень сухости.
На выходе из турбины получаем влажный пар.
Рис. 5. Тепловая схема процесса, изображенного на диаграмме.
Т – паровая турбина
Р – редуктор
Кн – конденсатор
ПК – паровой котел
ВМ – вспомогательные механизмы (турбогенератор, грузовые насосы и т.д.)
Н – питательный насос.
З.в. – забортная вода.
Установка работает по закрытому циклу. Перегретый пар с давлением р1 и температурой Т1 поступает в турбину, расширяется в ней (теоретически – по изоэнтропийному процессу 1-2, в действительности – по политропному процессу 1-2д). Полученная механическая энергия от вала турбины через редуктор предается на гребной винт, упор которого воспринимается ГУП для движения судна. Отработавший в турбине пар поступает в конденсатор, где при постоянном давлении р2 конденсируется. Конденсат (питательная вода) насосом из конденсатора подается в паровой котел.
Мощностные показатели
К абсолютным мощностным показателям относятся Nе , NR ,Nв, NГД.
К относительным мощностным показателям относятся:
-
- относительная мощность CЭС
Значения αэ приведены на рис. 7.
Рис. 7. Зависимость αэ от мощности СЭУ: а – сухогрузных судов (не рефрижераторов); б – нефтесборщиков.
- степень электрификации судна, кВт/т
Значения αэц приведены в таблице 1.
Таблица 1
Тип судна | αэц |
танкеры | 0,1 – 0,25 |
сухогрузы | 0,15 – 0,30 |
ролкеры, контейнеровозы | 0,25 – 0,45 |
ледоколы | 0,30 – 0,40 |
Показатели автономности
Показатели массы
Масса СЭУ оказывает прямое влияние на основные показатели судна (скорость, дальность плавания, полезное водоизмещение), а также характеризует в определенной мере эксплуатационные свойства СЭУ и степень ее технического совершенства.
К абсолютным массовым показателям СЭУ относятся:
- Gус – сухая масса ЭУ, то есть масса всех ее элементов без воды, масла и топлива, тонны
- Gу – масса ЭУ в рабочем состоянии, тонны
- Gз – масса запасов, топлива, воды и масла для СЭУ, тонны
Gз > Gу
- Полная масса ЭУ с запасами, тонны:
Gуз = Gу + Gз
К относительным массовым показателям СЭУ относятся:
-
Значения mе приведены в таблице 4.
Таблица 4.
Тип ЭУ | mе |
ДУ с МОД | 80 – 110 |
ДРА с СОД | 60 – 70 |
ДРА судов на подводных крыльях (СПК) | 5 – 7 |
ДЭУ ледоколов | 90 – 110 |
ПТУ судовая | 30 – 60 |
ПТУ корабельная | 12 – 20 |
ГТУ судовая (с ТУК) | 25 – 35 |
ГТУ корабельная | 5 – 10 |
ГТУ СПК | 2 – 3 |
ГТУ СВП | 1,2 – 1,5 |
- энергонасыщенность судна, кг/т.
Таблица 5
Тип судна | αGу |
танкеры | 0,01 – 0,04 |
сухогрузы | 0,02 – 0,08 |
пассажирские суда | 0,1 – 0,15 |
ледоколы, буксиры | 0,15 – 0,20 |
Габаритные показатели
К абсолютным габаритным показателям СЭУ относятся:
- объем МО, м3
- площадь МО, м2
- длина МО, м
К относительным габаритным показателям СЭУ относятся:
- относительная длина МО
-
энергонасыщенность помещений СЭУ по длине nl, кВт/м, площади пола nf, кВт/м2, и объему nV, кВт/ м3.
Где L11 – длина между перпендикулярами, м.
Значения mе приведены в таблице 6.
Таблица 6.
Тип ЭУ | nV | nf | nl |
ДУ с МОД | 1,3 – 2,2 | 15 – 30 | 220 – 480 |
ПТУ гражданских судов | 2,1 –2,6 | 22 – 37 | 170 – 550 |
ПТУ корабельная | 18,5 - 26 | 130 – 185 | - |
ГТУ судовая | - | 60 – 90 | - |
ГТУ корабельная | - | 185 – 370 | - |
Показатели маневренности ЭУ
Маневренность – способность судна выполнять маневры (например, трогание с места и быстрый разгон до полного хода, устойчивое движение на малом ходу, быструю циркуляцию, способность судна останавливаться на относительно коротком пути при реверсировании гребного винта с полного хода вперед на полный ход назад, то есть иметь малый выбег).
- продолжительность подготовки к действию исправной ЭУ
- продолжительность пуска и разгона до полной мощности
- продолжительность перехода с одного режима на другой
- продолжительность реверса и возможное число перехода реверсов в единицу времени
- мощность работы ЭУ на заднем ходу и продолжительность работы на этом ходу
- диапазоны мощности на различных режимах работы судна
- зависимость крутящего момента от числа оборотов.
Время подготовки к пуску различных ЭУ колеблется:
- ПТУ – 4 часа
- ДУ с МОД – 2-2,5 часа на подготовку
- Легкие ВОД и ГТУ – 5-10 мин без учета времени для разогрева масла
Время выхода на полную мощность:
- ПТУ и ДУ с МОД – 1-1,5 часа
- ЭУ с СОД – 0,5 часа
- ВОД и ГТУ – 3-5 мин.
Судно должно оставаться с полным передним ходом до 0 на расстоянии 5 – 8 длин судна. Для обеспечения такой маневренности мощность ЭУ на заднем ходу должна быть 20 – 40 % от мощности переднего хода. При этом меняются параметры за ГД. Следовательно, время работы на полный задний ход ЭУ ограничено (20 – 30 минут для ГТУ).
Время остановки с полного переднего хода до 0 должна быть не более 5 – 6 минут. Если бы просто отключили двигатель, длина пробега была бы больше на 5 миль.
Время перекладки лопастей у ВРШ с переднего на задний ход составляет 20 – 30 секунд.
Переключение ПТУ с переднего на задний ход составляет 20 – 30 секунд.
Реверс МОД ДВС с переднего на задний ход составляет 10 – 15 секунд.
Возможности регулировки оборотов двигателя должны быть максимальны.
no – режим полного хода.
Такие возможности имеют турбинные двигатели.
ДВС:
Рис. 9. Моментная характеристика двигателей: 1-турбинный, 2-ЭД , 3-ДВС.
Показатели надежности ЭУ
Надежность – свойство объекта сохранять во времени значения всех параметров в установленных пределах.
Надежность включает в себя понятие безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
- безотказность – свойство непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.
Основными показателями безотказности являются вероятность безотказной работы, средняя наработка до отказа и на отказ, интенсивность отказов и пр.
Отказ – нарушение работоспособности, то есть любая поломка двигателя.
- Долговечность – свойство СЭУ сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Качественными показателями долговечности являются назначенный срок службы и ресурс.
Назначенный срок службы – это календарная продолжительность эксплуатации СЭУ, по достижении которой применение СЭУ по назначению прекращается.
- Ремонтопригодность - свойство СЭУ, которое состоит в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов и повреждений, а также поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Ремонтопригодность зависит от типа и расположения установки, трассировки трубопроводов и кабелей. Трудоемкости обслуживания, наличия ЗИП, характера плановых технических ремонтов и осмотров, уровня подготовки личного состава и пр.
- Сохраняемость - свойство СЭУ сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и (или) транспортирования.
Глава 3.
Глава 4
Теория турбинной ступени.
Турбинная ступень.
Рисунок 4.1.1
Турбинная ступень – это совокупность СА и РР.
В СА преобразуется ЕП в ЕК, а в РР ЕК потока в ЕМЕХ вращения ротора турбины.
Классификация:
1.) По роду РТ,
- паровые (рассчитаны на 100000 часов работы),
- газовые (рассчитаны на 20000-25000 часов работы);
2.) По направлению движения РТ:
- осевые,
- радиальные (центростремительные),
- диагональные;
3.) По назначению:
- ступени главных турбин, имеют высокий КПД (коэффициенты φ и ψ), совершенны,
- ступени вспомогательных турбин, имеют малые габариты и просты по конструкции;
4.) По месту расположения в проточной части турбины:
- первые,
- промежуточные,
- последние;
5.) По принципу преобразования энергии:
- активные А, , ,
- реактивные R, , ,
- конгруэнтная;
6.) По степени впуска:
- - ступень с полным впуском,
- - ступень с частичным впуском,
Рисунок 4.1.2
- площадь кольца,
- торцевая поверхность дуги впуска,
- степень впуска.
7.) По конструкции ступени:
- со сплошными лопатками,
- с полыми лопатками (сверлеными) для охлаждения,
- двухъярусные.
Различных типов ступеней.
С учетом изменения скоростей можно записать в виде:
,
Удельная окружная работа турбинной ступени складывается из движения потоков в абсолютном, относительном и окружном движении.
1.) Ступень активная А, :
- можно считать ее величиной постоянной. , т.к. поток не _____.
,
2.) ______ ступень R, :
,
,
,
,
,
,
,
2.) РЦСТ , :
Рисунок 4.4.1
В ЦСС при одинаковых габаритах и nТ мы получаем дополнительную энергию . Радиальные турбины нужно всегда ____________.
3.) РЦБТ:
Рисунок 4.4.2
, , ,
Получаем меньшую полезную работы, чем в осевой и центробежной турбинах.
Оптимальные значения
Оптимальные значения
Вспомогательный паропровод.
МПа,
Предохранитель на МПа,
Давление у насоса МПа.
Основные потребители:
- ГЭЖ,
- ВЭЖ,
- регулятор системы укупорки концевых уплотнений,
- деаэраторы,
- ОВС.
В общем случае различают два типа систем вспомогательного пара: перегретого пара (для работы механизмов с трубопроводом) и _____ давления насыщенного пара для эжекторов.
Все требования, предъявляемые к главному пару, относятся и к вспомогательному пару.
Оборудуется предохранительными, дроссельными и аварийной предупредительной сигнализацией.
Система укупорки и отсоса
Система прогрева турбины.
Берется из системы вспомогательного пара.
Скорость прогрева не более 20º С/мин., для избежания больших температурных напряжений. Поэтому для массивных стационарных турбин время прогрева от 2,5 до 4 часов. Для однокорпусных на заказах не менее 40 минут. Можно считать прогрев законченным, когда температура конца ____ турбины достигает 100-110º С. Существуют на современных заказах системы экстренного пуска за 20 минут, при этом пар подается на прогрев через ХК на ТЗХ и ТПХ.
ХК МУ сблокирован с ВПУ и его нельзя открыть.
Система отсоса ПВС из ГК.
Первая ступень - 85%,
Расход на ГЭЖ – 0,5-1% от всего пара на турбину.
Масляная система.
Глава I .
Назначение, классификация и состав энергетических установок.
СЭУ – это сложный комплекс машин, механизмов и систем, который предназначен для преобразования химической или ядерной энергии топлива в механическую энергию вращения генератора или винта.
При преобразовании химической или ядерной энергии происходит многократное преобразование энергии:
Рис. 1. Процесс преобразования энергии.
Эффективный КПД:
ηl = 0,32 – 0,34 для ПТУ
ηl = 0,40 – 0,45 на СЭС
ηl = 0,38 – 0,42 для ГТУ с ТУК
ηl = 0,47 – 0,50 для ДВС
ηl = 0,22 – 0,24 для ЯЭУ
КПД установки зависит от параметров рабочего тела и от числа ступеней преобразования.
Тепловой КПД:
Давление и температура перегретого пара на тепловых ЭС:
Давление в конденсаторе:
Рис. 2. Принципиальная тепловая схема ПТУ.
1 – парогенератор
2 – пароперегреватель
3 –генератор электрического тока
4 – турбина
5 – конденсатор турбогенератора
6 – конденсатный насос
7 – ионообменные фильтры
8 – главная турбина
9 – редуктор
10 – линия вала
11 – ГУП
12 – корпус судна
13 – дейдвудный подшипник
14 – движитель (гребной винт)
15 – ГК
16 - конденсатный насос
17 – питательный насос
на схеме показаны только специальные элементы.
В судовых турбинах, работающих на органическом топливе:
ДВС:
Температура в цилиндре при сжигании топлива до 20000С, на выхлопе 4500С. Следовательно, в больших установках за ДВС ставят котел для последующего использования высокой температуры (например, для подогрева пара).
Представление о составе СЭУ, входящих в нее элементов, взаимосвязи СЭУ с судном можно получить из рис. 3.
В состав СЭУ входят главные и вспомогательные энергетические комплексы и установки.
ГЭУ – та часть СЭУ, которая обеспечивает движение судна. Эту часть также называют пропульсивной установкой. Элементы СЭУ, входящие в состав ГЭУ, называются главными.
Вспомогательные ЭУ представляют собой комплексы, предназначенные для удовлетворения энергетических потребностей и обеспечения заданного функционирования ГЭУ и общесудовых потребителей, связанных и несвязанных с движением судна.
ЭУ кроме того обслуживает ряд систем: топливная, масляная, система охлаждения основного оборудования, конденсатно-питательная система, система главного и вспомогательного пара, воздуха высокого и среднего давления.
Рис. 3. Схема основных элементов СЭУ.
Рабочие процессы в СЭУ изображают в виде тепловых диаграмм (см. рис. 4).
Рис. 4. Цикл Ренкина для ПТУ (круговая диаграмма для идеального процесса без потерь).
1-2 – процесс расширения пара в турбине.
2-3 – процесс конденсации пара в конденсаторе
3-3΄ - сжатие или повышение давления в питательном насосе
3΄-4-5-1 – увеличение потенциальной энергии, температуры рабочего тела в парогенераторе
3΄-4 – подогрев воды до температуры кипения (экономайзерный участок)
4-5 – процесс испарения воды при кипении
5-1 – перегрев пара в пароперегревателе.
х – степень сухости.
На выходе из турбины получаем влажный пар.
Рис. 5. Тепловая схема процесса, изображенного на диаграмме.
Т – паровая турбина
Р – редуктор
Кн – конденсатор
ПК – паровой котел
ВМ – вспомогательные механизмы (турбогенератор, грузовые насосы и т.д.)
Н – питательный насос.
З.в. – забортная вода.
Установка работает по закрытому циклу. Перегретый пар с давлением р1 и температурой Т1 поступает в турбину, расширяется в ней (теоретически – по изоэнтропийному процессу 1-2, в действительности – по политропному процессу 1-2д). Полученная механическая энергия от вала турбины через редуктор предается на гребной винт, упор которого воспринимается ГУП для движения судна. Отработавший в турбине пар поступает в конденсатор, где при постоянном давлении р2 конденсируется. Конденсат (питательная вода) насосом из конденсатора подается в паровой котел.
Судовые пропульсивные комплексы
Судовой пропульсивный комплекс включает: ГД, главная турбина, редуктор, опорные подшипники, ГУП, дейдвудное устройство, гребной винт, корпус судна.
Все оборудование, которое имеет отношение к ходу корабля, содержит в названии слово «главный».
Турбина + редуктор + конденсатор = ГТЗА
Чтобы судно двигалось с заданной скоростью V на винте создается упор Р, затрачиваемый на преодоление сопротивления воды движению судна.
NR – буксировочная мощность, которую надо приложить к гребному винту, [кВт].
R(v) – сопротивление воды движению судна.
КПД гребного винта: ηГВ = 72 – 75 %.
Nв – валовая мощность – мощность на гребном валу.
ηвп - КПД валопровода, учитывает все потери в подшипниках валопровода.
Мощность главного двигателя:
η
ηп – КПД передачи.
На судах чаще всего применяются цилиндрические двухступенчатые редукторы, на подводных судах - планетарные редукторы.
Nе
Рис. 6. Винтовая характеристика ОА на спокойной воде.
Скорость V пропорциональна nгв - числу оборотов гребного винта.
Главный двигатель рассматривается по скорости полного хода.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 540.