Студент должен
знать:
- сущность однократного, многократного испарения и причины их широкого применения в промышленности;
- преимущества однократного испарения в сравнении с постепенным испарением;
- принцип работы простой и сложной ректификационных колонн;
- способы создания орошения и парового потока, роль вакуума и водяного пара при ректификации;
- способы создания вакуума, основную вакуумсоздающую аппаратуру;
- типы атмосферных и вакуумных схем переработки нефти, их достоинства и недостатки;
- преимущества использования поверхностных теплообменных аппаратов на промежуточной ступени конденсации;
- автоматический контроль и регулирование режима на установке первичной перегонки нефти;
- преимущества комбинированных установок ЭЛОУ-АВТ;
уметь:
- строить кривые истинных температур кипения (ИТК) и линии однократного испарения (ОИ) нефти и нефтепродуктов;
- выбирать оптимальный вариант переработки нефти в зависимости от её химического состава;
- составлять материальный баланс установки на основе кривой ИТК.
Назначение первичной перегонки нефти и ассортимент получаемых продуктов. Способы распределения нефти на фракции (перегонка и ректификация). Простые и сложные ректификационные колонны. Варианты технологических схем атмосферной перегонки нефти по схемам с однократным, двухкратным и предварительным испарением. Достоинства и недостатки схем.
Способы создания орошения. Острое орошение. Выбор схемы и количества циркуляционных орошений. Способы подвода тепла в колонну.
Понятие о налегании фракций. Влияние флегмового числа и количества тарелок на погоноразделение и качество нефтепродуктов.
Построение кривых ИТК и линий ОИ нефти. Определение температурного режима ректификационной колонны.
Вакуумная перегонка мазута. Схемы вакуумной перегонки мазута, их достоинства и недостатки. Способы понижения температуры кипения нефтяных фракций. Выбор тарелок. Скорость паров в вакуумных колоннах. Влияние чёткости погоноразделения на дальнейшую переработку вакуумных газойлей на каталитическом крекинге и при производстве масел.
Стабилизация бензина на установках первичной переработки нефти.
Коррозия аппаратуры. Влияние хлоридов и сероводорода на коррозию оборудования. Методы защиты от коррозии. Защелачивание нефтепродуктов.
Технологическая схема атмосферно-вакуумной трубчатки (АВТ). Материальные потоки. Характеристики основной аппаратуры АВТ: назначение, конструкция, режим работы.
Эксплуатация установок первичной перегонки нефти, регулирование технологического режима по качеству дистиллятов; лабораторный контроль качества получаемых продуктов; пуск, остановка отдельных аппаратов и установки. Автоматическое регулирование режима на установках первичной перегонки нефти. Требования техники безопасности при эксплуатации установок.
Мероприятия по охране окружающей среды на установках первичной перегонки нефти.
Комбинирование установок первичной перегонки нефти с ЭЛОУ и другими процессами.
Технико-экономические показатели работы установок первичной перегонки нефти.
Методические указания.
Процесс разделения нефти на фракции, различающиеся пределами выкипания, предназначен для получения первичных полупродуктов, из которых получают конечные товарные продукты с помощью определённых технологических процессов. Значение физических свойств нефти и нефтепродуктов является залогом успешного изучения процесса перегонки нефти. Теоретические основы и фрагменты технологической схемы установки АВТ используются в технологических схемах многих процессов переработки нефти, изучаемых в объёме курса.
Приобретение навыков и знаний методов расчёта материального баланса и технологического оборудования производится самостоятельно. Навыки необходимы при выполнении расчётной части курсовых и дипломных проектов.
Вопросы для самоконтроля.
1. Каков ассортимент получаемых продуктов на АВТ и их характеристика по пределам выкипания?
2. Каковы преимущества ректификации как способа разделения нефти на фракции перед перегонкой?
3. В чём отличие сложной колонны от простой и в каких случаях её применение оказывается целесообразным?
4. Каковы недостатки схемы атмосферной перегонки с однократным испарением?
5. Каковы преимущества схемы вакуумной перегонки мазута с двухкратным испарением перед схемой с однократным испарением?
6. Почему мазут разгоняют в условиях глубокого вакуума?
7. Что такое налегание фракций?
8. Каково назначение циркуляционного орошения?
9. Каково назначение атмосферной колонны в схеме АВТ?
10. Назначение процесса стабилизации бензина?
11. Каковы типы теплообменной аппаратуры, используются на АВТ?
12. Каковы преимущества кожухотрубчатых холодильников по сравнению с холодильниками типа «труба в трубе»?
13. Каковы недостатки аппаратов воздушного охлаждения, область их применения?
14. Как регулируется температура верха ректификационной колонны?
15. Какова схема автоматического регулирования уровня в рефлюксной ёмкости на установке АВТ?
16. Каковы методы защиты от коррозии оборудования АВТ?
17. Каковы основные технико-экономические показатели работы АВТ?
18. Какие нужны исходные данные для расчёта температурного режима ректификационной колонны?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 335.