3. Итальянский ренессансный театр.
Италия – колыбель Возрождения, возрождения античных норм, законов и правил. Два направления в театральной культуре Италии – учебно-гуманистический и народный театр. Главную роль в прогрессивном перевороте, который был сделан человечеством во всех сферах общественной жизни, играют гуманисты. Как образец используются произведения античной драматургии. Гуманистический театр существует как придворный, любовь, физические чувства – на втором плане:
Федерико Ариосто (1474 – 1533) «Шкатулка» («Комедия о сундуке»);
Николо Макиавелли (1459 - 1527) «Мандрагора» (1514).
В ХV – ХVI вв. самым популярным жанром становятся «учёная комедия», пасторали (эклоги) и комедии эрудитов: Хуан дель Энсино, Торрес Ноарра (все пьесы называл комедиями, делил их на два типа: 1) на жизненные темы, 2) на фантастический сюжет).
В 50-60-е гг. ХVI в. сильное влияние на всё искусство оказала комедия дель арте –вид профессионального театра, который использует принцип масок-типов, сохранившихся ещё с античности. Важными моментами стали диалект и импровизация. Комедии строились на буффонаде, на смехе.
Главные маски театра:
ü Слуги: Бригелла (военный или полицейский, агрессивный и глуповатый), Арлекин или Труффальдино – дзанни (“Ваньки”), Коломбина или Смеральдина – служанки, Пьеро – мельник, поэт.
ü Господа: Панталоне (богатый венецианец в пышной одежде, в красном плаще, жадный старик), Тарталья (завистливый выскочка, страдающий каким-либо дефектом), Капитан (сатира на вояку-иностранца), Доктор (из Болоньи, где был университет)
ü Влюблённые: две пары (Клариче или Леонора и Леандр или Анжело) без масок, в современной одежде, говорили на общелитературном языке.
4. Испанский театр эпохи Возрождения.
В Испании было много рыцарей, там даже у крестьян было чувство гордости. В эпоху средневековья театр был религиозным: шествия, ауто – религиозные спектакли, аутосакраментали – жанр, связанный с религией, шествиями и лирикой. В Испании на сцену очень рано выходит женщина, хотя их прогоняли, считали актёрское дело неприличным. Но выход женщин сделал театр интереснее, потому что главным двигателем спектакля была любовь.
В конце ХVI века закрепляется новый тип театра – коралли («кораль» – двор) придворные театры, в которых ставились пьесы известных драматургов.
Мигель Сервантес де Сааведра (1547 – 1616). Сложная жизнь: воевал, попал в арабский плен на 4 года. Потом работал сборщиком налогов. Написал много пьес: комедий и героических драм. “Нумансия” (1588) о Непобедимой Армаде. И сейчас популярны его интермедии, одноактная пьеса “Театр чудес”.
Схемы комедий почти у всех похожи: влюблённые молодые, господа (старики) чаще всего им мешают, слуги – помогают. Это похоже на античные пьесы и на пьесы итальянской комедии дель арте.
Вершиной испанской ренессансной драмы стали произведения Лопе де Веги (1562 - 1635). Написал около 2000 пьес. Это «золотой век» исп. театра. При жизни его называли «первым пером Испании». С 5 лет пишет стихи, изучает лат. язык. Родился в семье ремесленника, но всю жизнь выдавал себя за дворянина. Участвовал в Армаде против Англии. По дороге написал поэму «Красота Анжелики». В нач. ХVII в. он постригся в монахи, но это не помешало ему писать пьесы, заводить романы с женщинами. Все его жёны и наследники умерли. Осталась одна дочь, и та ушла в монастырь. Основной жанр, в котором он работал – комедия (+драмы чести, комедии плаща и шпаги). Основные темы – любовь, проблема чести (социальное неравенство). «Фуэнте овехуна» («Овечий источник»), «Собака на сене» и др.
Педро Кальдерон де ла Барка (1600 - 1681). Происходит из древнего дворянского рода, хотя и небогатого. Получил образование в Миланском университете. Великий испанский поэт эпохи барокко, => для его творчества характерна сложность, неоднозначность, запутанность. У него нет произведений без секретов. Долгое время был придворным драматургом. Около 120 комедий, 80 ауто. Сохранилось только 15: «Дама-привидение» (1629), «Жизнь есть сон» (1631).
После Кальдерона в ХVII в. наступает кризис испанского театра. Театр теряет свою роль. Почти до ХХ века не появляется ничего существенного.
5. Английский театр. Творчество У. Шекспира.
Широкое развитие театра Англии в ХVI в. связано, в основном, с религиозными постановками (очень популярен жанр моралите). Но рано появляются исторический жанр, жизненные проблемы. Англия становится абсолютистской монархией. Театральные постановки осуществляются при королевском дворе. Это, в основном, жанр маска – сценки с танцами и песнями. Параллельно с учёной комедией развивается бродячий, площадной театр. Во 2-й пол. ХVI в. появляется профессиональный театр, репертуар которого сначала был сборным (всего понемногу). Коллективы состояли из бродячих трупп. Для того чтобы играть в Лондоне, нужно было разрешение. Часто приписывались формально к богатому человеку. Декорации простые, на время спектакля поднимался флаг. Известны такие театры, как «Лебедь», «Глобус» - деревянные, не сохранились. Появляется профессия – актёр. Женщин играют мужчины. Часто театры запрещали строить в городе, выносили за пределы.
У.Шекспир – самый значительный драматург англ. и общеевропейского Возрождения. (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616). Родился в г. Стретфорд-на-Эвоне. Человек средний во всех отношениях. Известно всего 37 его пьес, а ещё есть поэмы, стихи, сонеты. Пьесы Шекспира очень сценичные, т.к. он часто ориентировался на конкретных исполнителей. Творчество можно разделить на три периода:
1. 1590 – 1600 гг. – «оптимистический» - исторические драмы и оптимистичные трагедии («Генрих VI», «Ричард III», «Ричард II», «Юлий Цезарь», «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «12-я ночь», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», трагедии «Венецианский купец», «Ромео и Джульетта»).
2. 1600 – 1608 – «трагический» - задумывается о жизни. Герои Шекспира надеются всегда только на себя, а не на Бога. «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Макбет».
3. 1608 – 1613 – «романтический» комедии-сказки: «Зимняя сказка», «Буря», «Цимбелин».
6. Театр французского классицизма. Корнель. Расин. Мольер.
В нач. ХVІ в. пробуют ставить итальянские учёные комедии, но скоро это становится неинтересно. Появляются профессиональные драматурги. В 20-30-е гг. ХVІI в. театр становится государственным делом. За всем следит министр-кардинал Ришелье. Появился новый стиль – классицизм. За правило берутся античные принципы Аристотеля – триединство (времени, места, действия). Првила нельзя было нарушать. Главные темы – проблемы судьбы, долга. Главное для человека не чувство и страсть, а долг перед Родиной, перед своей честью. Разрабатывается определённая система движений и жестов. Костюмы актёров очень пышные, современные. Главное для актёров – искусство декламации.
Пьер Корнель (1606 - 1684). Родился в Руане, в семье чиновника. В государстве в это время власть опиралась на средний класс. По традиции Корнель должен был продолжать дело семьи – стать адвокатом. Во время гастролей парижской труппы его заметили. В 1629 появляется его I пьеса “Мелита”. 1636 – “Сид”. Испанский герой, который убил отца невесты, так как тот был против свадьбы. Чтобы искупить вину, Родриго Сид идёт воевать, но не гибнет, а спасает страну от мавров. Тогда сам король женит влюблённых, снимая закон мести. Хотя здесь Корнель нарушает логику, по закону жанра Сид и Химена (его любовь) должны были стать врагами. Да и действие там продолжается дольше, чем 24 часа.. Академия не приняла это произведение. Корнель уезжает из Парижа. Но продолжает писать комедии и трагедии. 1649 – трагедия “Гораций”.
Жан Расин (1649 – 1699) появляется, когда Корнель был уже известным драматургом. Из буржуазной семьи, рано остался сиротой, воспитывали в монастыре в строгости, в то время как королевский двор утопал в роскоши и наслаждениях. В своих пьесах Расин поднимает вопрос, как жить: как хочется, или как надо. Первые пьесы понравились ЛюдовикуХIV, становится известным. I комедия – “Фиваида” (1663), затем “Александр Великий” (1665), “Андромаха” (1667), “Британик” (1669), “Ифигения в Авлиде” (1674), “Федра” (1677). Действующих лиц было немного. Все герои Расина погибают(Пример – “Федра”: жена Тесея, влюблена в своего пасынка Ипполита, она высоко моральна, чтобы поддаться искушению, однако любовь ещё сильнее. Служанка Инона толкает её во грех (подстраивает всё так, как-будто Иполлит сам домогался мачехи). Тесей проклинает сына, Ипполит, преследуемый богами, погибает. Федра признаётся во всём мужу и кончает жизнь самоубийством. Инона утопилась. Тесей остался один). Автор чётко придерживается всех правил. Герои его более статичные, нежели, к примеру, герои Шекспира, они заключены в одно помещение, очень мало двигаются.
Своего расцвета французский театр достигает в период творчества Жана Батиста Поклена, известного под псевдонимом Мольер (1622 – 1673).
Родился в семье ремесленника, учился в Клермонском колледже. С детства любил театр. Жил в провинции, поэтому хорошо знал жизнь народа. Один из организаторов “Блестящего театра”, который просуществовал недолго. Сначала пишет пьесы в духе “народного фарса”: “Ревность Барбулье”, “Летающий доктор”, комедия “Любовная досада”. Их театр получил право называться “труппа брата короля”. В Париже знакомится с Корнелем, Буало, Лафонтеном, Расином. 1659 – “Смешные жеманницы” (комедия характеров, огромный успех). 1660 – “Сганарель, или Мнимый рогоносец”. 1664 – “Тартюф”, 1665 – “Дон Жуан, или Каменный гость”. 1666 – “Мизантроп”. 1668 - “Скупой”, 1670 – “Мещанин во дворянстве”.
В истории театра Мольер выступает как реформатор комедии. Он дал этому жанру глубокое содержание, сатирическую направленность и яркую театральную форму, создал жанр “высокой комедии”.
7. Театр эпохи Просвещения ХVIII в.
В начале ХVIII в. Франция становится европейской законодательницей моды, языка, а, следовательно, и французский вкус стал главным во всех сферах жизни. Во Франции работают три театра: музыкальный, «Комеди Франсез», «Комеди Итальен» (на основе ит. комедии масок, но с французскими правилами). С этим театром сотрудничали многие комедиографы: Жан Франсуа Реньяр (1655 – 1709) – талантливый любитель – «Игрок» (1688), «Единственный наследник» (1707). Пьер де Мариво (1688 - 1762) – театр рококо, пьесы утончённые, написанные прекрасным стихом, переходящим иногда на прозу, чтобы яснее выразить чувства – «Игра любви и случая» (1730) – комедия с переодеваниями господ в слуг и т.д.
Постепенно на первый план выходит средний класс, которому нужны на сцене чувства, слёзы – сентиментализм, новый тип произведения – мещанская драма – что-то среднее между комедией и трагедией.
Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694 – 1778) – деятель Просвещения, значит, считал, что всё подчиняется человеческому разуму, и человек сам определяет свою судьбу. Писал и комедии, и трагедии, и мещанские драмы, но известны не все, всего 94 тома. Стремился соединить Шекспира с правилами классицизма. «Заира» (1732), «Магомет» (1739). Многие произведения запрещали, Вольтера отлучали от церкви.
Пьер Огюстен Коро де Бомарше (1732 - 1799) из семьи часового мастера, был приглашён Людовиком ХV воспитывать дочерей, но постепенно теряет и место, и капитал, все его обманывают, чтобы хоть как-то прожить, пишет мемуары. Сохранилось несколько пьес, самые известные из которых – трилогия о Фигаро, т.е. главный герой – не господин, а умный и хитрый слуга. I ч. – «Севильский цирюльник» (помогает графу Альмавиве жениться на Розине). II ч. «Женитьба Фигаро», III – «Злачынная маці».
Лучшие актёры: Мари Дюмезиль (1713 - 1803) очень чувственная, Ипполита Клерон (1723 - 1803) полная противоположность. Анри Лекен (1729 - 1778) трагик, некрасивый внешне, Франсуа Тальма (1763 - 1826) классицист по воспитанию, но стремился к конкретике: первым начал использовать костюмы, ориентированные на образец той эпохи, которую показывали.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 292.