Театр классической Греции ( V - IV вв. до н.э.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Театр классической Греции ( V - IV вв. до н.э.)

Театр возник из стремления человека перевоплощаться и от религии и веры. Паратеатральные действа представляли собой праздники, связанные с урожаем. В Греции таким богом был Дионис – бог виноделия и виноградарства. В вине заключалась вся жизненная сила.

Трагедия (в переводе букв. – «песнь козлов») возникла из хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося «сатирами», одетыми в козлиные шкуры, изображавшими весёлых спутников бога вина Диониса. В Афинах существовал ежегодный общегосударственный праздник Великих Дионисий, во время которого разыгрывались сцены из мифов в сопровождении хора сатиров (с VI в. до н.э.). В V веке до н.э. к хору были добавлены три актёра, ведущие с ним диалог – так возникла драма, театральное действо.

Греческий театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актёры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления были одной из обязанностей наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало скорее современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре. Скамьи для зрителей вырубались прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном. В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актёров, ни детали их костюмов, поэтому актёры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа (царь, жрец, женщина), либо душевное состояние или характер (радость, горе, надменность, отчаяние). Приходилось увеличивать и фигуру актёра, к-й для этого надевал обувь на высокой (20-30 см) платформе – котурны. В греческом театре почти не было декораций.

Как и в других областях греч. культуры, в театре присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно 3 трагедии и 1 сатировскую драму, то есть комедию. В каждом представлении участвовали 3 драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актёра и лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды.

Всемирную славу греческому театру принесли три величайших драматурга – «отец трагедии» Эсхил и два его современника – Софокл и Еврипид.

Эсхил (525-456 гг. до н. э.) побеждал в состязаниях драматургов 13 раз. Автор 90 трагедий, из них сохранились 7. Осн. произведения: «Персы», «Прикованный Прометей», трилогия «Орестея». Главная тема трагедий – проблема моральной ответственности за причинённое зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия.

Софокл (496-406 гг. до н. э.) признавался лучшим трагиком 24 раза и не разу не занимал ІІІ место. Из 123 его трагедий до нас дошли тоже 7. Созданные им художественные образы глубоко человечны – царь Эдип, Антигона, Электра. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. При Софокле в театре появляются первые рисованные декорации.

Еврипид (485-406 гг. до н. э.) написал 92 трагедии, из них сохранились 19: «Медея», «Федра» и др. Его творчество отличается интересом к человеческой личности, ее индивидуальности, ее радостям и страданиям.

Расцвет комедии в V веке до н. э. связан с творчеством Аристофана (он всегда осмеивал Еврипида и Сократа, но они были друзьями) (446-385 гг. до н. э.) («Всадники», «Осы», «Облака», «Мир», «Лягушки», «Лисистрата»). Сюжеты его комедий брались из тогдашней политической жизни Афин, в отличие от трагедий, которые обращались к легендарному мифологическому прошлому древних греков.

Московский художественный Академический театр.

Московский художественный общедоступный театр был открыт 26 октября 1898 года в результате переговоров В.И. Немировича-Данченко и К.С. Станиславского в ресторане «Славянский базар». Встретились, обсудили и пришли к необходимости открыть театр, где будет репертуар для широкой публики. В России тогда была монополия императорского театра – Александринского в Москве, Малого в Петербурге, кроме того, существовали частные театры, которые ставили только лёгкие, развлекательные пьесы. Цели и критерии: пропаганда реалистического искусства, раскрыть и показать «жизнь человеческого духа», какой он есть на самом деле. Реализм на грани натурализма (для постановки спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» костюм и шапку Мономаха взяли из музея, гл. роль – Иван Михайлович Москвин – характерный актёр исключительной сценической заразительности – фразу «Я царь, или не царь» произносил с плачем). Но всё же главной должна стать школа переживания, а не школа представления. Своим драматургом выбирают Чехова. I его спектакль на сцене МХТ – «Чайка», затем с успехом ставятся «Три сестры», «Вишнёвый сад», Горького «На дне» (Горький внёс в МХТ социально-общественную тему), Островского «Горячее сердце», в нач.20-х гг. – пьеса М.Меттерлинка «Синяя птица» - воплощение мечты (влияние символизма и декаданса). В 1932 г. – академический.

Система Станиславского:

ü ансамбль: единство решения актёрской игры, режиссёрского замысла, музыкального и художественного оформления;

ü система актёрского искусства, базирующаяся на внутреннем переживании, перевоплощении и театральной внешней выразительности (в 1937 меняет свои взгляды – надо 3 – 5 минут побыть настоящим героем, а потом на технике, «запустить флюиды»);

ü приём игры спиной «четвёртая стена»;

ü реформы театра: против премьерства (все актёры равны, нет иерархии, капризов);

ü упразднена музыкальная увертюра перед драматическим спектаклем, чтобы не отвлекать зрителя, сосредоточить его на действии сразу;

ü отмена выхода актёра на поклон;

ü утвердили распорядок на сцене, в зале, за кулисами, строго определили поведение актёра («Театр начинается с вешалки» К.С. Станиславский).

В театре в это время работают такие актёры как Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (светская, гранд-дама), Всеволод Эмильевич Мейерхольд (в дальнейшем создаёт свой театр, основанный на внешней выразительности), Василий Иванович Качалов (романтик) и др.

Театр классической Греции ( V - IV вв. до н.э.)

Театр возник из стремления человека перевоплощаться и от религии и веры. Паратеатральные действа представляли собой праздники, связанные с урожаем. В Греции таким богом был Дионис – бог виноделия и виноградарства. В вине заключалась вся жизненная сила.

Трагедия (в переводе букв. – «песнь козлов») возникла из хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося «сатирами», одетыми в козлиные шкуры, изображавшими весёлых спутников бога вина Диониса. В Афинах существовал ежегодный общегосударственный праздник Великих Дионисий, во время которого разыгрывались сцены из мифов в сопровождении хора сатиров (с VI в. до н.э.). В V веке до н.э. к хору были добавлены три актёра, ведущие с ним диалог – так возникла драма, театральное действо.

Греческий театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актёры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления были одной из обязанностей наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало скорее современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре. Скамьи для зрителей вырубались прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном. В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актёров, ни детали их костюмов, поэтому актёры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа (царь, жрец, женщина), либо душевное состояние или характер (радость, горе, надменность, отчаяние). Приходилось увеличивать и фигуру актёра, к-й для этого надевал обувь на высокой (20-30 см) платформе – котурны. В греческом театре почти не было декораций.

Как и в других областях греч. культуры, в театре присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно 3 трагедии и 1 сатировскую драму, то есть комедию. В каждом представлении участвовали 3 драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актёра и лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды.

Всемирную славу греческому театру принесли три величайших драматурга – «отец трагедии» Эсхил и два его современника – Софокл и Еврипид.

Эсхил (525-456 гг. до н. э.) побеждал в состязаниях драматургов 13 раз. Автор 90 трагедий, из них сохранились 7. Осн. произведения: «Персы», «Прикованный Прометей», трилогия «Орестея». Главная тема трагедий – проблема моральной ответственности за причинённое зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия.

Софокл (496-406 гг. до н. э.) признавался лучшим трагиком 24 раза и не разу не занимал ІІІ место. Из 123 его трагедий до нас дошли тоже 7. Созданные им художественные образы глубоко человечны – царь Эдип, Антигона, Электра. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. При Софокле в театре появляются первые рисованные декорации.

Еврипид (485-406 гг. до н. э.) написал 92 трагедии, из них сохранились 19: «Медея», «Федра» и др. Его творчество отличается интересом к человеческой личности, ее индивидуальности, ее радостям и страданиям.

Расцвет комедии в V веке до н. э. связан с творчеством Аристофана (он всегда осмеивал Еврипида и Сократа, но они были друзьями) (446-385 гг. до н. э.) («Всадники», «Осы», «Облака», «Мир», «Лягушки», «Лисистрата»). Сюжеты его комедий брались из тогдашней политической жизни Афин, в отличие от трагедий, которые обращались к легендарному мифологическому прошлому древних греков.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 406.