Номинализации (Отглагольные существительные)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возьмите слово “развитие”, которое теперь хорошо вам знакомо, и спросите десять человек из вашей организации, что оно для них значит. Я обещаю вам, что вы получите десять разных ответов (и некоторые из них могут удивить вас). Слово “развитие” принадлежит к категории “номинализаций”, то есть описывающих процессы слов, которые превращены в существительные; то есть “развиваться” (процесс) и состояние “развития” (существительное). Использование таких слов помогает людям вкладывать в слова собственный смысл, из своей модели мира. Вот номинализированная речь ...

“Я должен выразить свое искреннее восхищение и уважение южной рабочей группе, чья установка нашей новой системы задала нам новые стандарты достижений и дала новый смысл слову признание для нашей компании.” (Выделенные курсивом слова—номинализации.)

А вот ответы по мета-модели, которые получены с помощью обратного превращения существительного в процесс.

· Каким образом вы ими восхищаетесь?

· Как вы проявляете свое уважение?

· Каким образом они установили систему и кому?

· ×åãî èìåííî îíè äîñòèãëè?

· Что было признано, и кем?

Неуточненные существительные

В этом шаблоне опускается конкретная информация “кто” и “что”, как в

следующих примерах -

 

“Они подготовят это к следующему вторнику.”

“Весь проект от начала до конца был в полном беспорядке.”

“Менеджеры должны вести остальных и быть на переднем крае.”

“Бухгалтерам нельзя доверять эти вопросы.”

 

И ответы по мета-модели...

 

· Êòî ïîäãîòîâèò ýòî?

· Какой именно проект? Что в нем было в беспорядке?

· Какие именно менеджеры? Кого они должны вести? Íà ïåðåäíåì êðàå ÷åãî?

· Каким именно бухгалтерам нельзя доверять? Êàêèå âîïðîñû?

Íåóòî÷íåííûå ãëàãîëû

Это просто опущение информации “каким образом”, например:

 

“Мы выпустили продукт.”

“Заказ был наконец-то выполнен.”

“Мы делаем все, что в наших силах.”

“На это секторе рынка мы занимаем агрессивную позицию.”

 

И ответы по мета-модели ...

 

· Каким образом вы выпустили продукт?

· Каким конкретно образом был выполнен заказ?

· Как именно вы делаете все, что в ваших силах?

· Каким образом вы занимаете агрессивную позицию?

Потеря субъекта

Это оценочные суждения, и их можно заметить почти что в каждом предложении, произнесенном политиком. Примеры этого: “совершенно ясно, что мы оказались правы в этой тактике”, “у этой отрасли надежное будущее”, “у нас лучшая система здравоохранения в во всем западном мире”. Все эти предложения—оценки, которые могут оказать огромное воздействие, если их использовать в обращении к участникам конференции или на выступая на презентации высокого уровня. В любом споре, где у сторон—участников разные ценности, можно услышать массу примеров потери субъекта.

Классический пример—британская угольная промышленность, где с одной стороны, шахтеры говорят: “Уголь—это самое дешевое топливо в Великобритании”, а правительство говорит: “Угольная промышленность требует больших затрат по сравнению с другими формами производства энергии.” Вопрос в том, “кто так утверждает?” Вот еще несколько примеров ...

 

“У нас сегодня лучшая информационная технология на рынке.”

“Наши услуги стали неконкурентоспособными.”

“Очевидно, что нам нужно расширять диапазон услуг.”

“Она несомненно опережает остальных.”

 

И ответы по мета-модели ...

 

· ×üå ýòî ìíåíèå?

· Êòî òàê óòâåðæäàåò?

· Êîìó î÷åâèäíî?

· Для кого несомненно, что она опережает остальных?

Сравнения

Одна из человеческих черт—способность сравнивать. Мы постоянно замечаем вокруг себя сходства и отличия. Это неотъемлемая часть обработки информации нашим мозгом. Но часто во время разговора опускается та часть информации, которая используется для сравнения. Вот некоторые примеры ...

 

“Лучше использовать такой подход.”

“Тогда объем продаж значительно возрастет.”

“Мы лучшая команда для этой работы.”

“Она идеальный кандидат.”

 

И ответы по мета-модели ...

 

· Лучше по сравнению с чем?

· Возрастет по сравнению с чем?

· Ëó÷øàÿ ÷åì êòî?

· Идеальный по сравнению с кем?

Чтение мыслей

В этом шаблоне человек предполагает, что он знает, что думает другой человек. Предположим, вы находитесь на собрании, и следя за ходом обсуждения, вы начинаете беспокоиться из-за того, что проект, которым вы руководите, подвергается тщательному рассмотрению и определенной критике. У вас могут появиться мысли о ваших отношениях с теми, кто критикует, возможно, один из них активнее всех. Возможно, вы реагируете на его тон голоса, или язык тела, и вдруг появляется мысль “он что-то против меня имеет.”

Это классическое чтение мыслей. Откуда вы знаете, как он к вам относится? В таких случаях полезнее замечать и словесные, и несловесные сигналы, не прикрепляя к ним ярлыков. Например:

Он наклонился вперед, его голос резче, чем обычно. Он говорит о проблемах, которые у нас были на втором этапе проекта.

Предполагать что-то большее означает напрашиваться на неприятности. Если кто-то разносит в пух и прах ваш проект, вам нужно использовать свой ум для рационального анализа ситуации, а не загружать свой ум чтением мыслей других людей. Конечно, пока вы читаете мысли, вы пропускаете много другой информации, которая могла бы вам пригодиться.

Вот еще один пример чтения мыслей ...

Я знаю, всем интересно узнать, кто же будет нашим специально приглашенным гостем, но, как и мне, вам не хотелось бы пропустить важное объявление, которого мы все ждем.

И ответы по мета-модели ...

 

· Откуда вы знаете, что всем интересно?

· Откуда вы знаете, что мне не хотелось бы пропустить объявление?

· Откуда вы знаете, что мы все ждем объявление?

Причина и следствие

В этом шаблоне что-то одно причинно связывается с чем-то другим—А вызывает Б. С помощью этого шаблона мы создаем себе одну проблему—мы строим взаимоотношения, которые нас ограничивают.

Например, можно сказать, что “солнце заставляет цветы расти”. Но когда вы говорите “директор заставляет меня нервничать”, причинная связь совершенно другого типа. В первом случае это биологический акт природы, при котором солнце участвует в процессе фотосинтеза, непосредственно биологически воздействуя на цветы. Во втором случае, директор не может заставить нервничать,—здесь нет прямой биологической связи. Цветы не могут сделать выбор, фотосинтезировать или нет, а мы можем выбирать свое “состояние” ума как ответ на свою интерпретацию окружающего мира.

В предыдущих главах вы узнали, что мы управляем своим умом, и можем брать ответственность за собственные “состояния”. Многим людям трудно понять эту идею, и может потребоваться некоторое время, прежде чем возрастет контроль над состояниями ума и тела. Главное—практика, и использование мета-модели в работе над собой поможет вам управлять собой. Для приведенного выше примера проверочным вопросом может быть “каким образом директор заставляет тебя нервничать”, или “каким образом ты попадаешь в состояние нервозности при встрече с директором?”

Вот еще несколько примеров:

 

“Если я возьму отгул, это повредит работе.”

“Собрания утомляют меня.”

“Если привлечь персонал к активному участию в этой работе, это приведет к улучшениям.”

 

И ответы по мета-модели ...

 

· Каким образом то, что ты возьмешь отгул, повредит работе?

· Как ты входишь в состояние усталости, когда ты на собрании?

· Каким образом привлечение персонала к участию приведет к улучшениям?

 

Комплексная равнозначность

В этом шаблоне двум утверждениям дается один и тот же смысл. Например, “раз вы здесь, мы сможем продвигаться дальше”. “Продвигаться дальше” приравнивается к тому, что “вы здесь”. Вот еще несколько примеров ...

 

“Ты опаздываешь, значит, ты меня не уважаешь.”

“Эти результаты означают, что нам можно немного расслабиться.”

“Раз мы в ведущей рабочей группе, мы можем собой гордиться.”

 

И ответы по мета- модели ...

 

· Каким образом то, что я опаздываю, значит, что я тебя не уважаю?

· Каким образом эти результаты означают, что нам можно расслабиться?

· Каким образом то, что мы в ведущей рабочей группе, означает, что мы можем собой гордиться?

Подразумеваемые предпосылки

В нашей речи много шаблонов с подразумеваемыми предпосылками, среди них есть полезные и не особенно полезные. Это те часто встречающиеся предположения, которые должны быть истинными, чтобы наша речь имела смысл. Например, “в этот раз мы сделаем все возможное” предполагает, что в предыдущие разы не ВСЕ возможное было сделано. Вот еще несколько подразумеваемых предпосылок ...

 

“Вы пользуетесь услугами компании “Акме” для маркетинга нового продукта?” (Предполагается, что я провожу маркетинг нового продукта.)

“Когда вы будете иметь такой опыт, как я, вы поймете мое решение.”

(Предполагается, что у меня нет такого опыта и я не понимаю решения.)

“Где вы собираетесь пилотировать проект, в восточных или западных областях?” (Предполагается, что я собираюсь пилотировать проект.)

“Вы допустили ту же ошибку, что и все остальные.” (Предполагается, что все остальные допустили эту ошибку.)

 

И ответы по мета-модели ...

 

· Почему вы считаете, что я провожу маркетинг нового продукта?

· Почему вы думаете, что у меня нет такого опыта, как у вас?

· Откуда вы знаете, что я не понимаю вашего решения?

· Почему вы решили, что я собираюсь пилотировать этот проект?

· Откуда вы знаете, что все остальные допустили ту же ошибку?

Кванторы общности

Это шаблоны обобщения, в них входят такие слова, как: всё, никогда, каждый, ни один, все и всегда. Например, “всем политикам нельзя доверять”. В этом утверждении убеждение насчет политики применяется в отношении любой политической деятельности.

Обобщение—это способ распространения утверждения на все возможные случаи. Люди часто берут одно или несколько собственных переживаний и применяют их в отношении всех других возможностей. Обычно эти утверждения—мнения и убеждения, и когда мы применяем их ко всем возможным случаям, мы рискуем создать ограничения своему мыслительному процессу и тем самым ограничить свою гибкость. Вот несколько примеров ...

 

“Нам всем нужно повысить производительность.”

“В этом году объемы продаж упали.”

“Менеджеры нас не понимают.”

“Я не могу добиться, чтобы подчиненные со мной сотрудничали.”

“В этом районе земельные участки слишком дороги.”

 

И ответы по мета-модели ...

 

· Íàì âñåì?

· Âñå îáúåìû ïðîäàæ óïàëè?

· Хоть один менеджер вас когда-нибудь понял?

· Есть хоть один человек, который сотрудничает с вами?

· Âñå çåìåëüíûå ó÷àñòêè?

Îáîáùåíèÿ

Кроме кванторов общности, есть множество других обобщений. Многие используемые в бизнесе слова—всего лишь обобщения идеи или понятия. Из них чаще всего к месту и не к месту используют слово “качество”. Попробуйте спросить сотрудников, что значит качество, и они скорее всего ответят какими-то выученными утверждениями, например “сделать все как следует с первого раза”, или “выполнить работу мастерски”. Меня очень часто просят обучить людей “предоставлять качественные услуги, и меня не перестает удивлять тот озадаченный вид, который появляется после первого же моего ответного вопроса: “А чему именно вашему персоналу нужно научиться, чтобы они смогли предоставлять качественные услуги?”

Типичный ответ на это дается в форме дальнейших обобщений, например: “Им нужно получить навыки общения”. Обобщения полезны для общения на глобальном уровне. Тем не менее корпоративный диалект формулировок миссии и лозунгов качества нужно переводить на такой язык, который персонал может воплотить в действия при выполнении заданий, а иначе это только пустые, бессмысленные слова.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 202.