Противоречивость внешней политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Во внешней политике ситуация существенно измени­лась по сравнению с предшествующим временем. Была оставлена догма о неизбежности мировых войн в эпоху империализма. На XX съезде КПСС было заявлено, что основой внешнеполитической деятельности становится политика мирного сосуществования государств с раз­личным общественным строем. Было указано, что суще­ствуют силы, способные предотвратить мировые вой­ны: мировая система социализма, рабочее движение капиталистических стран, национально-освободительное движение стран третьего мира. Во главе этих сил СССР ставил себя и борьбу за мир считал главнейшей задачей своей внешней политики. Таким образом, про­изошел переход от принципа «хочешь мира – готовься к войне» к принципу «хочешь мира – готовься к миру».

Советский Союз становился обществом, чуть менее жестким во внешней политике, чуть более открытым и чуть более цивилизованным, чем ранее. Показателен в этом отношении был Международный фестиваль моло­дежи и студентов, прошедший в Москве летом 1957г. Значение фестиваля было велико и для процесса фор­мирования нового представления о СССР в мире, и для изменения социально-психологической атмосферы внут­ри страны.

Нередко советское правительство выступало с предложениями, рассчитанными на пропагандистский эффект. Так, СССР предложил заключить договор о коллективной безопасности в Европе без каких-либо предварительных консультаций, что, естественно, было отвергнуто Западом. Одновременно Советский Союз выступил с целым пакетом инициатив в области разоружения. Он предложил сократить все виды вооруженных сил и оружия, при этом каких-либо контрольных механизмов не предусматривалось. При этом советское правительство пошло на крупное одностороннее сокращение Вооруженных сил (на 640 тыс. чел. в августе 1955г. и на 1,2 млн чел. в 1956г.).тоносным оружием массового поражения.ытаний в атмосфере, космосе и по

Однако в целом выработанные при Сталине приори­теты и методы внешней политики отнюдь не ушли в прошлое, их неувядаемость подтверждалась в эти го­ды по всем трем традиционным направлениям внешней деятельности СССР.

Отношения с социалистическими странами

 

В преды­дущие годы в отношениях с этими странами нормой для СССР был командно-приказной стиль. Советское руководство перестало требовать одно­значного следования собственному пути строительства социализма, начало больше признавать вариативность форм перехода к социализму. Разумеется, при этом по­лагалась совершенная незыблемость диктатуры проле­тариата и партийного руководства. На новую ступень был поднят СЭВ, в рамках которого углублялось международное разделение труда. Для координации воен­ной деятельности и внешней политики был создан в 1955г. воен­ный блок – Варшавский договор, который заключили все социалистические страны Европы, кроме Югосла­вии. Отношения СССР с Югославией улучшились, хо­тя КПСС по-прежнему считала путь, выбранный Сою­зом коммунистов Югославии, ревизионистским. Однако на межгосударственные связи это влияло уже в меньшей степени, чем раньше, и в 1955г. дипломатические отношения, прежде разорванные, были восстановлены.

Признавая за социалистическими странами извест­ную самостоятельность, советские руководители, тем не менее, считали, что внутренняя деятельность прави­тельств этих стран должна ограничиваться рамками со­циалистического выбора (такого, каким он понимался в СССР). При превышении этого дозволенного уровня СССР по-прежнему рассматривал вмешательство ради спасения социализма как свой интернациональный долг. Так произошло в Венгрии и Польше в 1956г., где под влиянием решений XX съезда начались процессы десталинизации, усилились антисоветские настроения. Если в Польше удалось стабилизировать ситуацию мирными средствами, то в Венгрию были введены войска и народные выступления были подавлены силой. В других странах дела не доходили до столь открытых форм, но от этого не переставали быть нарушениями международных норм. Такие действия не способствовали образу СССР как главного миротворца планеты, благодаря им международная обстановка периодически ухудшалась.

Особо важными для себя Советский Союз считал отношения с Китаем, по поводу которых у нас в стра­не в 1950-е гг. царила настоящая эйфория. СССР очень много помогал Китаю экономически, часто без­возмездно. Однако после XX съезда КПСС отношения с Китаем начали ухудшаться, хотя пока еще скрыто от широкой общественности. Китайское руководство, преж­де всего Мао Цзэдун, было недовольно критикой Ста­лина в СССР и отказом передать Китаю ядерное оружие. Кроме того, Мао Цзэдун претендовал на роль лидера в международном коммунистическом движении после смерти Сталина и уж никак не желал под­чиняться диктату КПСС в лице Н.С. Хрущева. Это было началом больших разногласий, которые в полной мере проявились в 1950–1960-е гг.

Отношения с капиталистическими странами

 

Меж­дународный климат, основанный на «холодной войне», несколько потеплел в 1950-е гг., «железный занавес» стал разрушаться. Намного увеличилась дипломатическая активность советских руководителей, которые стали го­раздо чаще ездить по миру. Личные контакты руково­дителей укрепляли взаимное доверие. Однако времена­ми в отношениях СССР и капиталистических стран слу­чались очень острые моменты. Так произошло в связи с венгерскими событиями.

Острой и взрывоопасной оставалась ситуация в центре Европы, связанная с расколом Германии и разделением г.Берлина. Западный сектор г.Берлина по-прежнему находился под властью оккупационных сил США, Англии и Франции, тогда как восточный контролировался СССР и ГДР. По существу, это было прямое противостояние двух военно-политических блоков. В итоге в августе 1961г. руководства СССР и ГДР приняли решение о возведении разделительной Берлинской стены, ставшей символом «холодной войны» до конца 1980-х гг.

Еще более драматические со­бытия принес 1962г. (Карибский кризис), поставивший мир на грань ядерной войны. К этому вре­мени СССР секретно разместил ракетные установки на Кубе, где в 1959г. к власти пришли повстанцы во главе с Фиделем Кастро, и было объявлено о строительстве социализма. Узнав об этом, руководство США установило военно-морскую блокаду Кубы и предъявило СССР жесткий ультиматум. Ситуация балансировала на грани войны, готовая разрешиться трагическим фи­налом. Но благодаря взаимным уступкам лидеров стран (Н.С. Хрущева и Д. Кеннеди), необходи­мый компромисс был найден – СССР выводил ракеты с Кубы, а США отказывались от агрессивной политики в отношении этого острова.

5 августа 1963г. в Москве СССР, США и Великобритания подписали договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой. Это был очень важный шаг в деле международного контроля за смертоносным оружием массового поражения.

Руководители СССР, придерживаясь принципа мир­ного сосуществования, утверждали вместе с тем, что нет и не может быть мира в сфере идеологии, что мир­ное сосуществование – это форма классовой борьбы, проявляющейся на международной арене. Такая пози­ция не благоприятствовала ослаблению международной напряженности, делала неизбежными рецидивы «холод­ной войны». Н.С. Хрущев не стеснял себя в выражениях, предрекая близкое падение капиталистического строя на планете, что вытекало из коммунистической доктри­ны. Правительства западных стран расценивали это как вмешательство в свои внутренние дела, а у населения этих стран формировался страх перед СССР, вольно или невольно стремящегося к установлению мирового коммунизма.

Отношения с развивающимися странами

 

1950–1960-е гг. – время активной борьбы, которую вели народы Азии и Африки, а также страны Латинской Амери­ки. Освободившиеся от колониальной за­висимости, эти страны часто назывались странами «третьего мира», то есть не относящими себя четко и однозначно ни к капи­тализму, ни к социализму. Они стояли перед выбором своего пути развития, поэтому здесь острой была борьба за влияние между СССР и США. СССР старался иметь хорошие отношения со всеми странами «третьего мира», но особенно поддерживал режимы, объявившие об ориентации на социализм.

Очень теплые отношения были у Советского Союза с Индией и Индонезией. Руководители этих стран вы­рабатывали собственную модель социально-экономиче­ского развития и внимательно изучали опыт, имеющий­ся в этой области у социализма, имея в виду примене­ние его в своих странах. СССР и Индии, и Индонезии немало помогал экономически.

Активной была ближневосточная политика Совет­ского Союза. Правительства арабских государств (Египта, Сирии, Ирака) пользовались его поддержкой, в этой политике СССР проявлял твердость, не считаясь с обострением отношений с европейскими дер­жавами. В 1956г. угрожающая нота Советского Союза заставила правительства Англии, Франции и Израиля отозвать свои войска от границ Египта. Немного позже аналогичные ситуации сложились вокруг Сирии, Лива­на и Иордании.

Политика в «третьем мире» приносила позитивные плоды – союзников у СССР становилось все больше. Но прочность союзов зависела от прочности режимов, ориентирующихся на социалистическое развитие, и если та или иная страна радикально меняла внутреннюю политику, то, как правило, существенно менялся и вне­шнеполитический курс. Расчет в основном на «идеоло­гически обоснованную» внешнюю политику, на общ­ность классовых интересов приводил к шаткости пози­ций СССР (например, срыв в середине 1960-х гг. отно­шений с Индонезией).

Таким образом, внешняя политика СССР в эти го­ды, существенно отличаясь от сталинской внешней политики, ориентирующейся на конфронтацию, была все-таки довольно непоследовательной. В ней сильно выра­жал себя классовый подход, она во многом руководст­вовалась идеологическими приоритетами.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 338.