и социально-экономические отношения
В Киевской Руси
Общественный строй и государственное управление
древнерусского государства
Как уже было сказано выше, в 882г. князь Олег объединил Киев и Новгород в единое государство – Киевскую Русь. В IX – XI вв. практически все восточно-славянские племена (или союзы) были подчинены власти Киева, хотя попытки отдельных племен выйти из состава этого государства предпринимались. Несмотря на частые набеги и притязания воинственных соседей (прежде всего пограничных кочевых племен), Киевской Руси до середины XIIIв. удавалось сохранять свой суверенитет.
В X – XI вв. оформляется аппарат государственной власти. Так, полноправным правителем страны являлся великий князь киевский, власть которого стала наследственной (хотя фактически каждый раз после смерти очередного великого князя начиналась борьба между наследниками, т.е. в системе передачи его власти еще не было стройности и четкого порядка ее регламентирования, что говорит о переходном, неустойчивом характере всего общества).
На местах власть принадлежала удельным князьям – потомкам князей периода «военной демократии», которые теперь являлись вассалами киевского князя и были обязаны ему служить.
Говоря о структуре власти, нужно отметить, что собственно органов государственной власти еще не существовало, а власть осуществлялась разными категориями нарождавшихся феодалов. В частности, дружинники, которые прежде выполняли только военные функции, все больше участвовали в сборе дани и податей, судебной расправе, в области дипломатических отношений и других государственных вопросах и все больше превращались в реальный рычаг государственной власти. В дальнейшем именно из княжеской дружины образовалась Боярская дума.
Для контроля за деятельностью удельных князей великим князем киевским назначались посадники и волостели. Своеобразным ограничителем власти князей являлись сохранившие от родоплеменного строя народные собрания – вече.
Деятельность структур государственной власти была основана первоначально на нормах обычного права, а в дальнейшем, на протяжении XI – XII вв., был создан первый общерусский свод законов «Русская Правда».
Таким образом, Киевская Русь являлась раннефеодальной монархией, где институты феодального общества (наследственная власть великого князя киевского, вассальная зависимость удельных князей) сочетались с элементами первобытно-общинного строя (вече, народное ополчение).
Экономические отношения и социальная структура
древнерусского общества
Социальная организация общества восточных славян уже с начала IXв. отражает процесс складывания феодальных отношений. В основе их лежат собственность феодала на основное средство производства – землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. В этот период военно-дружинная знать становится собственником земель, а живущие и работающие на ней общинники-землевладельцы платят за пользование землей налог. Выделяются два основных класса – феодалы и крестьяне.
В XI – XII вв. окончательно сформировались следующие виды землевладения на Руси:
1) княжеский домен – населенный людьми комплекс земель, принадлежащих непосредственно главе государства или династии;
2) боярская вотчина – безусловное наследственное земельное владение бояр и князей, хотя верховная собственность на это владение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, но мог и отобрать ее у владельца за преступления против власти;
3) церковное и монастырское землевладение – сформировалось после Крещения Руси в 988г. и организации Русской православной церкви;
4) общинные земли – земли, принадлежавшие соседской общине, заселенные свободными людьми – смердами, над которыми был лишь один «хозяин» – сам великий князь как глава государства. Зависимость смердов от государства выражалась в уплате налогов сначала в форме полюдья (полюдье – объезд князем со своей дружиной подвластных владений для сбора дани), а затем в форме барщины или оброка. В XI в. свободные крестьяне-смерды составляли большинство населения в Киевской Руси, однако в дальнейшем они все больше попадали в зависимость к феодалам.
Зависимое население состояло из рядовичей, закупов и холопов, которые по разным причинам (засуха, неурожай, военные разорения) теряли свое хозяйство либо попадали в зависимость от владельцев вотчин. Рядовичи – временно зависимое население, заключившее договор («ряд») о работе на феодала на определенный срок. Закупы – временно зависимое население, получившее от феодала в долг («купу») и вынужденное отрабатывать в хозяйстве феодала до полной отдачи долга. Холопы – полностью зависимое население, близкое по своему положению к рабам (т.е. ничего не имели в собственности). Холопами становились пленные, женившиеся на холопах, дети от брака холопов, лица, не выполнившие свои обязательства.
В целом к XII в. выделились следующие категории населения в Киевской Руси:
- князья;
- боярство и рядовые дружинники;
- духовенство;
- купечество;
- посадское население – торгово-промышленное население городов, которое несло тягло (налоги и повинности);
- сельское население – свободное (смерды) и зависимое (закупы, рядовичи, холопы).
Причины образования Киевской Руси
Таким образом, объединение восточно-славянских племен в единое государство официально состоялось в 882г. В основе этого процесса лежали следующие причины:
1. Экономическое развитие: совершенствование системы земледелия – переход от подсечно-огневого способа обработки земли к двуполью; развитие ремесла и отделение его от сельского хозяйства. Развитие торговых связей, «стягивавших» воедино славянские земли, особенно путь «из варяг в греки», проходивший по территории расселения восточных славян, имевший международное значение и соединявший Северную Европу с Византийской империей.
2. Социальные процессы в период разложения первобытно-общинного строя (на стадии военной демократии): экономическое развитие, замена родовой общины соседской привели к росту имущественного неравенства, появлению частной собственности и, как следствие, выделению военных вождей, дружинников, родоплеменных руководителей (старейшин) над остальными соплеменниками, так как они сосредотачивали в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть.
3. Религиозная общность – большинство славян к этому времени молились уже одним и тем же языческим богам (язычество – комплекс религиозных верований, в основе которых лежит обожествление природных сил и многобожие).
4. Необходимость отпора внешним врагам (особенно кочевникам) и организация завоевательной политики.
Основные этапы истории Киевской Руси
Большинство ученых сходятся в том, что историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на три этапа:
- первый этап – вторая половина IX – X вв. – объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации;
- второй этап – конец IX – XI вв. – расцвет Киевской Руси;
- третий этап – конец XI – первая половина XII вв. – начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, сепаратизм феодалов, что привело к феодальной раздробленности.
Княжение первых Рюриковичей
Объединив под своей властью г. Киев и г. Новгород, князь Олег правил 30 лет (879 – 912 гг.), не считаясь с сыном Рюрика Игорем. Олег обложил данью многие славянские племена, договорился о военном союзе с варягами, венграми, прекратил зависимость славян от Хазарского каганата. Олег принял титул великого князя, а остальные князья стали его данниками. Возникло огромное государство, однако многие его районы были мало заселены, поэтому оно не отличалось прочностью.
После смерти Олега его дело продолжил Игорь (912 – 945 гг.). Во внешней политике он так же, как и его предшественник, стремился обеспечить русским купцам благоприятные условия в торговле с Востоком и Византией, а также безопасность от набегов кочевников.
Важным источником доходов князя являлось полюдье, выплачиваемое подчиненными славянскими племенами. Для его сбора князь с дружиной объезжал подвластные земли. Размер полюдья не был фиксированным, и чрезмерные поборы приводили к трагическим последствиям. Так, в 945г. во время сбора полюдья в племени древлян Игорь учинил насилие и вторично попытался собрать дань. Но древляне подняли восстание, во время которого Игорь был убит.
В г.Киеве осталась жена Игоря Ольга (945 – 957 гг.) с малолетним сыном Святославом. Она проявила себя как умная, решительная и суровая правительница и отомстила древлянам за смерть мужа. Но Ольга понимала, что произвольные поборы могут вызвать новые восстания, поэтому установила фиксированный размер дани – «уроки» и «погосты» (места, куда свозилась дань). Это явилось началом формирования налоговой системы на Руси. Ольгу также считают первой христианкой на Руси. Именно ее в 957г. в г.Царьграде крестил патриарх.
В 962г. в правление Русью вступил сын Игоря и Ольги – Святослав (957 – 972 гг.). Его правление было временем расширения территории Древнерусского государства, выхода Руси на международную арену.
В 980г. великим киевским князем стал Владимир Святославович (980 – 1015 гг.), продолживший политику своих предшественников. Но в историю он вошел прежде всего как креститель Руси.
В 988г. вместо язычества официальной религией Древнерусского государства стало православное христианство. Это событие получило название Крещение Руси, проводившееся зачастую насильственными методами.
Принятие православия оказало значительное воздействие на политическую, духовную и культурную жизнь русского народа:
1) Крещение Руси способствовало объединению русских земель, поскольку церковь поддерживала усилия князей и бояр в борьбе за единство и усиление великокняжеской власти;
2) принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;
3) церковь способствовала развитию феодального землевладения на Руси, в частности, появлению крупных церковных и монастырских владений;
4) принятие христианства привело к широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на уровень развития ремесла (ювелирного, строительного и др.). Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;
5) на Руси началось распространение грамотности и письменности, появились первые рукописные книги, летописные своды, при монастырях открывались школы и библиотеки;
6) христианство способствовало укреплению морали и нравственности в славянском обществе, осуждая некоторые первобытные порядки (многоженство, кровную месть и т.п.)
Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных.
Великий киевский князь Ярослав, прозванный Мудрым (1019 – 1054 гг.), в отличие от отца, Владимира Святого, не был героем былин и сказаний. Но летопись говорит о нем как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Его правление – время расцвета Руси.
В конце XIв. начинается процесс распада Руси. В 1097г. впервые в истории Руси князья съехались в родовой замок внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха – Любеч (Любечский съезд) для того, чтобы установить порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются наследственные земли, «каждый свою отчину держит». За нарушение договора грозило суровое наказание. Таким образом, Русь распалась на «отчины» – наследственные владения отдельных князей, которые были независимы в хозяйственном и военном отношении. Можно сказать, что решения Любечского съезда закрепили не объединение, а разделение Руси.
На время остановить распад Руси удалось Владимиру Мономаху (1113 – 1125 гг.). И именно об этом – единстве Руси, борьбе с межкняжескими усобицами – он писал в своем знаменитом «Поучении», обращенном к сыновьям. Однако в 30-е гг. XIIв. начался процесс политической раздробленности Руси, что явилось закономерным историческим этапом в развитии феодализма.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.