Становление первобытного общества и первобытного врачевания.
В установлении границы между животным миром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский.В основе антропологических отличий человека от ближайших к нему предковых форм лежит:
1) прямохождением, или бипедией;
2) свободной кистью с противопоставляющимся большим пальцем, способной к тонким трудовым операциям;
3) относительно крупным высокоразвитым мозгом.
Признаки гоминидной триады окончательно сформировались не одновременно, а на разных этапах эволюции.
В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека— его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.
Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими и вели кочевой или полукочевой образ жизни. Они изготовляли простейшие орудия труда из камня, дерева и других природных материалов; занимались собирательством, рыболовством и охотой, создавали первые жилища и добывали огонь высеканием и трением, стали поддерживать его в очаге. Орудийная деятельность способствовала формированию у архантропов примитивной членораздельной речи, зачатков языка, развитию мышления и первобытного сознания.Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах. Находка Э. Дюбуа на о. Ява подтверждает этот вывод: без поддержки коллектива сородичей тяжелобольной индивид, по всей вероятности, хромой, с.ограниченными возможностями самозащиты, неизбежно должен был бы погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Следовательно, становление социальных отношений проходило на самых ранних этапах развития человеческого общества.Начатки гигиенических навыков, по всей вероятности, также стали формироваться уже у архантропов в процессе обживания пещерных -жилищ и применения огня. Появление захоронений свидетельствует'о развитии у древних людей (периода перехода от первобытного человеческого стада к раннепервобытной родовой общине) начальных абстрактных представлений о посмертной жизни, культа умерших, обрядов — т. е. о формировании абстрактного мышления и окончательном выделении человека, из животного царства как существа социального.Открытие «цветочных людей» (как назвал их Р. С. Солецки) было сделано в I960 г. Это первое и пока единственное достоверное свидетельство использования лекарственных растений древними гоминидами неандертальского вида. Оно является также несомненным научным доказательством социальных отношений, сложившихся у поздних палеоантропов, по меньшей мере, 60 тыс. лет тому назад, т. е. почти за 20 тыс. лет до выделения человека современного вида — Homo sapiens
Врачевание крито - микенского периода (III— II тысячелетия до н. э.)
Центром древнегреческой цивилизации был остров Крит. Расцвет Крита по времени совпадает с расцветом хараппской цивилизации (конец 3-начало 2 тыс. до н.э.) и имеет с ней ряд общих черт, в частности высокий уровень санитарного благоустройства.
Царь Микен Агамненон и его брат – царь Спарты Менелай организовали союз ахейских царств для похода против могущественного троянского царства, расположенного на северо-западе Малой Азии. Эпизоды троянской войны легли в основу сюжета эпической поэмы «Илиада», которая является единственным источником о врачевании крито-микенского периода.
Медицина в Киевской Руси.
Народная медицина издавна развивалась на Руси и была неотъемлемой частью языческой культуры русского народа. Вплоть до второй половины прошлого столетия, т.е. на протяжении почти двух тысяч лет истории нашего государства, народная медицина оставалась единственным доступным средством поддержания здоровья российского народа. Еще во времена язычества врачевание объединяло в себе и реальное знание целебных сил природы, и веру в ее чудодейственные тайны. Среди врачевателей-язычников были волхвы (так вплоть до XVII в. продолжали называть знахарей), ведуны, ведуньи и ведьмы (от древнерусск. Ведать — знать), кудесники, чаровницы и т.д. В народе они считались посредниками между человеком и таинственными силами природы, умеющими обращать эти силы на пользу (или во вред) человеку. Все вместе они представляли собой жреческое сословие древней дохристианской Руси. В сферу их деятельности входили: общественные магические действия, лекарское знахарство, гадания о личной судьбе и т.п. За советом и помощью к ним обращались простые люди и великие князья, например, первый князь Киевский Олег (882-912). Позднее народных врачевателей стали называть лечцами В лечебной практике они широко использовали различные средства растительного, животного и минерального происхождения. Так, большой популярностью в народе пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, "злоненавистника" (бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснок, хрена, березового сока и многие другие. Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сыра печень трески, кобылье молоко и панты оленя. Прекрасным лечебным эффектом обладали и природные средства минерального происхождения. При болях животе принимали внутрь растертый порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, "серного камня"мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах "кислой воды". Ее древнерусское название, нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает "богатырь-вода". Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и широкого распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедствий. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания средств и приемов русского народного врачевания как времен христианской Руси, так и более древнего языческого периода русской истории.
Связи с реформами Петра 1 .
Подготовка отечественных врачей в госпитальных школах. Экономические потребности вызвали необходимость расширения и преобразования армии, финансовых и других реформ. В мероприятиях и реформах Петра Iзначительное внимание было уделено медицинскому делу. Русские, ездившие в страны Западной Европы, в том числе сам Петр I, знакомились там с больницами, анатомическими музеями и выдающимися врачами. В Голландии Петр I познакомился с передовыми медиками, слушал лекции Бургава, приобрел у Рюйша за крупную сумму его знаменитую анатомическую коллекцию, посетил Левенгука и ознакомился с его микроскопическими исследованиями.
В XVIII веке в России особо выявилась потребность в большем числе врачей, в первую очередь для удовлетворения нужд военных, служилого дворянства и нарождающегося купечества, а также для медицинского обслуживания фабрик и заводов, расположенных в местах, удаленных от административных и культурных центров страны. В начале XVIII века в России были созданы постоянные военные госпитали — сухопутные для обслуживания армии и адмиралтейские для обслуживания военного флота. Первый госпиталь был открыт 21 ноября 1707 г. в Москве. Позднее были созданы госпитали для увечных солдат в Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Киеве и Екатеринбурге. В 1718 г. Открыты сухопутный и адмиралтейский военные госпитали в Петербурге и в 1720 г.— адмиралтейский госпиталь в Кронштадте. Первая госпитальная школа на 50 учеников была организована в 1707 г. при Московском сухопутном госпитале. В 1733 г. были открыты аналогичные школы при сухопутном и адмиралтейском (морском) в Петербурге, адмиралтейском в Кронштадте госпиталях по 10 подлекарей и 20 учеников в каждом. В 1756 г. контингент учащихся в Петербургском сухопутном госпитале был увеличен до 50, а в адмиралтейском — до 30 учеников. В 1758 г. Была открыта рассчитанная на 15 учеников школа при Колывано-Воскресенском заводском госпитале, выпустившая около 160 врачей. С 1788 по 1796 г. существовала госпитальная школа при Елисаветградском госпитале, выпустившая 152 врача. В программу преподавания в госпитальных школах были «ключены все теоретические и практические медицинские дисциплины большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Преподавались теоретические дисциплины: анатомия человека с физиологией, элементами гистологии и судебной медицины, патологическая анатомия, «материя медика», включающая фармакогнозию, минералогию, ботанику, фармацию и фармакологию. С преобразованием в 1786 г. госпитальных школ в медико-хирургические училища были введены химия, математика и физика. При госпиталях были организованы анатомические музеи и ботанические сады («аптекарские огороды»). Клинические дисциплины преподавались в госпитальных отделениях, первостепенным считалось обучение хирургии. В курс внутренних болезней входило ознакомление учеников с инфекционными, кожно-венерическими и детскими болезнями. С 1763 г. было введено изучение акушерства. Старший и младшие доктора госпиталя вели лекционные курсы по терапии, фармакологии и анатомии, главный лекарь читал курс хирургии, оператор госпиталя руководил анатомической и хирургической практикой. Лекари вели с учениками практические занятия по хирургии и внутренним болезням.
И терапии.
Особую роль в развитии медицины, в частности зубоврачевания, в первой половине XIX в. сыграли С.-Петербургская медико-хирургическая академия и Московский университет.
Огромное значение в развитии зубоврачевания имели первые в России научные медицинские школы: анатомическая школа П.А. Загорского и хирургическая школа И.Ф. Буша.
Большой вклад в развитие зубоврачевания внесли И.В. Буяльский, Х.Х. Саломон, П.А. Наранович и др. П.А. Загорский (1764—1846)— выдающийся русский анатом, оставил богатое научное наследие, которое имело большое значение и для развития зубоврачевания. В 1802 году был издан учебник П.А. Загорского "Сокращенная анатомия", в котором автор подробно изложил основы анатомии челыстно-лицевой области: анатомию зубов, анатомическое строение жевательной мускулатуры, ее функциональное назначение, анатомию слюнных желез, языка, основы кровоснабжения и иннервации челыстно-лицевой области.
Огромное значение для развития зубоврачевания имела деятельность И.Ф. Буша в преподавании заболеваний зубов и полости рта, а также в обучении студентов челюстно-лицевой хирургии. Многие операции, выполненные в хирургической клинике, руководимой им, относятся к области зубоврачевания. Большое значение имела и организованная им теоретическая подготовка лекарей, обеспечившая хорошие знания в области зубоврачевания.
В 1807 году выходит в свет "Руководство к преподаванию хирургии" И.Ф. Буша, которое выдержало пять изданий, и было единственным руководством по хирургии на русском языке. В этом труде освещены вопросы терапевтической, хирургической и зубопротезной помощи. Много места в учебнике отведено удалению зубов. Приведены показания и противопоказания к экстракции, правила удаления зубов, дается описание инструментария, применяемого при удалении, описана реплантация зубов и показания к этой операции. Особый интерес представляет изложение И.Ф. Бушем вопросов этиологии, клиники и лечения кариеса зубов. К причинам возникновения кариеса он относил как общие заболевания организма, так и местные воздействия. Среди местных факторов, кроме механических причин (трещин, повреждений эмали) он учитывал значение "зубной нечистоты", т.е. микробного фактора, в современном понятии. Он подметил все тонкости клинического проявления кариеса зубов. Касаясь вопроса распространения кариозной болезни, автор отметил, что это заболевание Встречается "чаще в молодом возрасте, нежели в старости". Описывая лечение зубов, И.Ф. Буш предложил обрабатывать кариозные полости "радирным орудием" с последующим заполнением их коричным маслом или листовым золотом. При лечении пульпита И.Ф. Буш рекомендовал после выжигания раскаленной иглой пульпы зуба, пользоваться пломбированием. Ученый описал верхушечные периодонтиты, расшатанность зубов. В учебнике освещены вопросы ортопедической стоматологии: съемное, несъемное, сложное протезирование. Промежуточные части при несъемном протезировании он предлагал фиксировать проволокой к соседним зубам. При съемном протезировании фиксация протеза должна осуществляться при помощи пружин, прижимающих протез к альвеолярному отростку, или металлических штифтов, которые вводятся в альвеолярный отросток. При описании сложного протезирования упоминаются обтураторы из мягкой губки, кожи, серебра. Подробно разбираются вопросы ортодонтии: причины неправильного прорезывания зубов, способы их исправления. К причинам неправильного прорезывания И.Ф. Буш относил: ненормальное расположение зубных зачатков, чрезмерную "узость или широту" альвеолярного отростка, раннее или позднее прорезывание постоянных зубов, травмы и осложненный кариес. Большое значение он отводит общему состоянию организма ребенка в период формирования и прорезывания зубов. Неправильно прорезавшиеся одиночные зубы автор предлагает исправлять фиксацией их нитками к соседним зубам. При значительных аномалиях прикуса он рекомендует применять направляющий ортопедический аппарат. Велики заслуги И.В. Буяльского, анатома и хирурга, в области зубоврачевания. Им впервые была произведена операция односторонней резекции верхней челюсти по поводу новообразования. Кроме этого, он производил пластические операции — восстановление нижней губы из кожи подбородка. Большое значение имеет деятельность И.В. Буяльского на поприще разработки медицинского, в том числе зубоврачебного инструментария.
Гениальный ученый-хирург Н.И. Пирогов внес неоценимый вклад в развитие медицины вообще и зубоврачевания в частности. Им было произведено большое количество зубоврачебных операций, разработаны методы производства пластических операций (ринопластика) на лице, выполнено много научных работ, ряд сообщений, лекций посвящен вопросам зубоврачевания. Популяризация Н.И. Пироговым в своих лекциях зубоврачебной тематики способствовала Интересу врачей к этой области медицины, повышению знаний и побуждала их заниматься практическим зубоврачеванием. По предложению Н.И. Пирогова были изготовлены наборы хирургических инструментов, куда входили и зубоврачебные.
В 1838 году в отчете медико-хирургической академии о 150 важнейших операциях, проведенных А.И. Овером, дается описание 5 полных и частичных "отнятий" верхней и нижней челюстей. В первой половине XIX в. появляется много печатных работ рядовых русских лекарей. Среди них особого внимания заслуживает книга A.M. Соболева "Дентистика или зубное искусство о лечении зубных болезней с приложением детской гигиены". В 1829 году A.M. Соболев издал "Дентистику". В предисловии к ней автор пишет, что дентистика — это наука, один из разделов медицины, тесно связана с другими медицинскими науками и подчинена тем же законам развития. В задачу этой науки входит профилактика и лечение заболеваний зубов и полости рта. Книга A.M. Соболева явилась энциклопедией передовых знаний в зубоврачевании того времени и в настоящее время представляет собой библиографическую ценность. В ней представлены все разделы зубоврачевания: терапия, хирургия, ортопедия и ортодонтия, а также освещены вопросы профилактики заболеваний зубов. Первая часть книги, основная — дентистика, которая включает в себя ряд разделов: анатомическое описание зубов, разделение зубов, существо зубов, финифть зубов, о пользе зубов в жизни человека, о болезнях зубов вообще, о причинах болезни зубов, простуда зубов, нечистота зубов, зубной камень, шаткость зубов, костоедица зубов, зубная боль, флюс, наросты на деснах, ноздреватость десен, десневые свищи, неправильное прорезывание зубов, извлечение зубов, случаи, где нужно зуб извлечь, обстоятельства, возбраняющие извлечение зубов, орудия, для извлечения зубов употребляемые, трудное прорезывание зубов у младенцев. A.M. Соболев высказал мысль о единстве зубочелюстной системы и ее связи с другими частями организма. К причинам заболеваний зубов автор относил: сырой климат, чрезмерное питание, за- болевания желудочно-кишечного тракта, частое употребление сладостей, кислот. Большое внимание в книге уделено профессиональным причинам в возникновении заболеваний зубов и полости рта. Основное значение в профилактике зубной боли автор придает закаливанию организма. Описывая расшатанность зубов, A.M. Соболев отмечает воспалительные процессы в десне, проявление цинготной болезни. Причинами расшатанности, по его мнению, являются наследственные, алиментарные факторы и недостаток "чистого и здорового воздуха". Лечение, отмечал автор, должно быть комплексным: изменение жилищно-бытовых условий, климата, работы, соблюдение диеты (свежая мясная и растительная пища, лимоны, клюква, брусника, персики и т.д.). Кроме консервативных методов лечения расшатанности зубов, автор предлагал хирургические (удаление сильно расшатанных зубов) и ортопедические (фиксация зубов с помощью деревянных Или костяных пластинок, к которым крепятся расшатанные зубы крепкой ниткой или проволокой). Из местных средств лечения A.M. Соболев рекомендовал полоскание дубовой корой, чернильными орешками. В разделе, посвященном кариесу (костоедице) зубов, он затрагивал вопросы этиологии, клиники и лечения этого заболевания. В этиологии основное значение автор придавал общимзаболеваниям организма, не отрицая при этом наследственных факторов, в возможность изменения которых он твердо верил. Среди причин возникновения кариеса автор указывал на социально- экономические факторы: тяжелые жилищно-бытовые условия (сырые и темные помещения), работа на вредных производствах и т.д.
В разделе, посвященном ортодонтии, излагая причины неправильного прорезывания зубов, методы лечения, автор одновременно предложил классификацию аномалий прикуса. A.M. Соболев четко сформулировал показания и противопоказания к удалению зубов, способы остановки кровотечения после этой операции, перечислил необходимый при этом инструментарий (английский ключ, щипцы прямые для передних зубов и изогнутые для коренных, крючок пеликан,козья ножка). О методике обезболивания автор не упоминает. Видимо, оно тогда еще не при- менялось. Вторая часть книги A.M. Соболева называется "Детская гигиена". В ней даны правила ухода за детьми с момента их рождения, чтобы сохранить их здоровыми, с зубами устойчивыми к кариесу. Основными профилактическими мероприятиями к укреплению здоровья детей, в том числе и зубочелюстной системы, автор считал соблюдение режима питания и общегигиенических правил. В первой половине XIX в. появляется ряд переводных и оригинальных работ по зубоврачеванию. В их числе перевод А. Никитиным (1821) с немецкого языка монографии К.Ф. Грефе по ринопла- стике, книга Б. Гана "Распознавание и лечение золотушной и английской болезни и трудного прорезывания зубов у детей" (1829), в которой автор дал диагностику, клинику и лечение затрудненного прорезывания зубов.
В 1838 году была издана книга "С.-Петербургский зубной врач", написанная зубным врачом Б.С. Вагенгеймом, иностранцем по происхождению, поступившим на русскую службу. В ней Изложены вопросы истории зубоврачевания, анатомии, физиологии зубов, их пломбирования и протезирования (в частности, фарфором), а также физиологические механизмы зубной боли. Особое значение в предупреждении заболеваний зубов автор книги придавал осмотру зубов, полости рта. Профилактические осмотры с последующей санацией проводились уже в то время во всех петербургских высших учебных заведениях. Б.С. Вагенгейм указал возраст, в котором целесообразно проводить санационные осмотры и определил сроки для их проведения. Кроме лекарей, воспитанников госпитальных школ, медико-хирургических академий, университетов зубоврачебная помощь оказывалась подлекарями, фельдшерами, зубными врачами (зубными лекарями), дантистами и знахарями. Строгого разделения на "дантистов" и "зубных лекарей" не было. И те, и другие были в основном иностранцами, приехавшими в Россию ради легкого заработка, не имея ни общемедицинского, ни зубоврачебного образования. Зубоврачеванию они обучались путем ученичества у таких же неопытных дантистов, в основном за границей. Некоторые из них приобрели специальность в России. В 1809 году впервые начинает издаваться "Российский медицинский список", содержащий сведения о специалистах в области медицины, в том числе и зубоврачевании (всего в нем числилось 18 дантистов). Первым в этом списке значится Илья Лузгин, которого, видимо, следует считать "одним из первых зубных врачей в России". В 1810 году были изданы "Правила об экзаменах" медицинских чиновников, которыми было введено звание "зубной лекарь", вместо прежнего "зубной врач". С 1838 года обучение дантистов путем ученичества стало распространяться в России. Для получения зубоврачебной практики в России зубным врачам и дантистам необходимо было сдать соответствующий экзамен при наличии свидетельства об ученичестве (по правилам 1838 года). До 1808 года экзамен принимали в С.-Петербурге и в Москве, а с 1808 года медико-хирургические академии и университеты всей России получили право принимать экзамены и присваивать соответствующее медицинское звание, в том числе "зубной лекарь". Экзамен принимался по анатомии челюстей, зубов, болезням зубов, десен и лекарственным веществам, применяемым в зубной практике.
Кроме того, необходимо было сделать несколько зубных операций и уметь вставлять искусственные зубы. После сдачи экзамена выдавалось разрешение на тот или иной вид врачебной практики в пределах России с правом или без права выписывания лекарственных веществ внутрь, с правом или без Права удалять зубы, а только лечить или вставлять, или заниматься зубоврачебной практикой, но ограниченно, в каком-нибудь одном городе. За всю первую половину XIX в. в С.-Петербурге выдержали экзамены и получили право на зубоврачебную практику всего 54 человека. Из них в 1829 году — одна женщина, полька по происхождению, Мария Назон. Зубоврачебную помощь, в основном, оказывали лекари. Зубные врачи обслуживали придворную знать, высшие учебные заведения и некоторые закрытые учреждения. Зубные врачи имели широкую частную практику, занимаясь в основном протезированием. Подлекари, лекарские помощники, фельдшеры и цирюльники производили малые операции, к Числу которых относилась и экстракция зубов. Эта группа медицинских работников сыграла определенную роль в практическом зубоврачевании, так как в основном она обслуживала бедные слои городского, сельского населения и армию.
Развитие одонтологии
Крупный общественный деятель, А.К. Лимберг был инициатором создания общества дантистов и зубных врачей в С.-Петербурге. Под его непосредственным руководством были проведены первый и второй съезды по одонтологии в России (1896, 1899). Он был активным участником многих международных съездов (в Париже, Берлине, Вашингтоне и др.). Общественность и научный мир высоко оценили деятельность А.К. Лимберга, избрав его почетным членом многих отечественных и зарубежных обществ.
В 1883 году в С.-Петербурге было создано "Первое общество дантистов России" и "С.-Петербургское общество дантистов и врачей, занимающихся зубоврачеванием". "Первое общество" было основано Ф.И. Важинским, а "С.-Петербургское общество дантистов и врачей, занимающихся зубоврачеванием" — А.К. Лимбергом
В 1891 году было организовано "Московское одонтологическое общество". Первые научные одонтологические общества благоприятно повлияли на развитие зубоврачевания в России. Они сплачивали кадры зубных врачей, организовывали и проводили научные зубоврачебные съезды, способствовали развитию научного зубоврачевания. Кроме научных, существовали и профессиональные общества, которые объединяли зубных врачей и дантистов. В 1899 году было организовано "Российское одонтологическое общество".
Исключительно большое значение в становлении зубоврачебной науки имел первый русский одонтологический периодический печатный орган "Зубоврачебный вестник" (1885), основателем которого был дантист А.П. Синицын, а главным редактором — Ф.А. Звержховский. "Зубоврачебный вестник" существовал до 1917 года.
Кроме того, в Москве с 1899 по 1915 гг. выходил журнал "Одонтологическое обозрение", во главе которого находились И.М. Коварский и Г.А. Ефрон, а в С.-Петербурге в 1906 году А.В. Фишер начал издавать журнал "Зубоврачебное дело".
В 1885 году на медицинском факультете Московского университета по инициативе Н.В. Склифосовского была создана доцентура по одонтологии при факультетской хирургической клинике. Первым приват-доцентом стал Николай Николаевич Знаменский (1856— 1915).
Закончив в 1880 году Московский университет, Н.Н.Знаменский в 1881 году Советом университета был избран попечителем Московского учебного округа в должности сверхштатного ординатора хирургического отделения факультетской клиники. С этого времени он работает под непосредственным руководством декана факультета профессора Н.В. Склифосовского.
В 1894 году медицинскому факультету Московского университета было разрешено проводить испытания лиц, окончивших зубоврачебные школы, на звание зубного врача. Практические испытания по протезной технике и пломбированию зубов было поручено принимать Н.Н. Знаменскому, а клинические испытания — ординарному профессору Л.Л. Левшину. В 1897 году в числе выпускников зубоврачебных школ сдавал экзамен выдающийся деятель советской стоматологии П.Г. Дауге. В 1893 году в доцентуру был зачислен Гилярий Иванович Вильга (1864—1942), который посвятил себя зубоврачеванию и впоследствии стал видным деятелем отечественной стоматологии. В 1903 году он защитил докторскую диссертацию "О зубах в судебно-медицинском отношении". Эта работа долгие годы в России была единственным руководством для зубных врачей и судебных экспертов. В 1905 году практические занятия проводили уже три приват-доцента, доктора медицины: Н.Н. Знаменский, Г.И. Вильга и М.Б. Янковский.
Г.И. Вильга был активным организатором Всероссийских одонтологических съездов в Москве (1908) и в Харькове (1911)..
Г.И. Вильга организовал журнал "Одонтологическое обозрение. В 1909 году он открыл в Москве зубоврачебную школу, Г.И. Вильга был одним из организаторов стационарной стоматологической помощи. В 1915 году при Центральном госпитале в Москве он открыл отделение на 50 коек для больных с челюстно-лицевыми ранениями, в том же году — госпиталь на 400 коек,. В 1918 году Г.И. Вильга был избран председателем президиума Ученой одонтологической комиссии при Зубсекции Наркомздрава РСФСР с целью разработки реформы зубоврачебного образования. Комиссия приняла резолюцию о закрытии всех зубоврачебных школ, как не соответствующих требованиям времени. В 1919 году при МГУ была создана кафедра хирургии челюстей и полости рта с одонтологической клиникой, заведовать которой стал Г.И. Вильга. В 1922 году он оставил кафедру и уехал в Польшу, где был избран по конкурсу профессором кафедры дентиатрии Польского института одонтологии, впоследствии институт стал Академией стоматологии. В 1942 году Г.И. Вильга трагически погиб во время оккупации Польши фашисткой Германией.
В 1892 году была открыта первая доцентура по зубным болезням в С.-Петербурге в Военно-медицинской академии. Ее основателем был приват-доцент П.Ф. Федоров, возглавлявший доцентуру в течение 22 лет.
Первая самостоятельная кафедра одонтологии в России была открыта в 1892 году при Клиническом институте усовершенствования врачей в С.-Петербурге. В создании первых одонтологических кафедр большое участие принимало "С.-Петербургское общество дантистов и зубных врачей". Цикл лекций по одонтологии стал читать А.К. Лимберг.
В 1899 году при С.-Петербургском женском институте А.К. Лимбергом была организована одонтологическая кафедра, Ф.А. Звержховский и стоял во главе кафедры по 1919 год. Франц Александрович Звержховский (1873—1949) Из научного наследия Ф.А. Звержховского особого внимания заслуживает его многотомный (5 томов) труд "Основы дентиатрии". Это серия лекций по одонтологии для врачей и студентов.
Во время первой мировой войны Ф.А. Звержховский был назначен инспектором челюстных лазаретов, а с сентября 1916 по март 1917 года находился в действующей армии и руководил организацией и работой госпиталя для челюстно-лицевых раненых в Бухаресте.
В 1906 году кафедра была преобразована в доцентский курс при кафедре госпитальной хирургии. С этого же года институту было дано право принимать экзамены на звание зубного врача у лиц, окончивших зубоврачебные школы.
С 1907 по 1917 гг. в женском институте сдало экзамен на звание зубного врача 1449 человек.
34)физиология в россии : сеченов павлов и др
Исследования и сочинения И. М. Сеченова были посвящены в основном трем проблемам: физиологии нервной системы, химизму дыхания и физиологическим основам психической деятельности.
Большое значение для естественнонаучного обоснования материалистической теории познания имело открытие И. М. Сеченовым отражательной, рефлекторной природы высшей нервной (психической) деятельности животных и человека. Он впервые в истории физиологической науки стал рассматривать деятельность головного мозга как рефлекторную, в то время как до него рефлекторным считали только те виды жизнедеятельности организма, которые связаны со спинным мозгом.
И. М. Сеченов установил, что в головном мозгу животных и человека существуют особые нервные механизмы, которые оказывают тормозящее влияние на непроизвольные движения. Эти механизмы он называл «задерживающими центрами». Открытый им физиологический центр, находящийся в средних частях головного мозга, получил название «сеченовского центра». Самое явление, установленное в этих опытах, получило в физиологии название «сеченовского торможения».
И. М. Сеченов показал, что психическую деятельность можно и должно изучать такими же научными, строго объективными способами, какими изучается телесная деятельность животных и человека, без всяких ссылок на нематериальные, сверхъестественные причины.
И. М. Сеченов поставил перед собой задачу разработать и объяснить законы внешних проявлений психической деятельности. Он показал, что все акты и явления сознательной и бессознательной психической жизни человека управляются определенными физиологическими механизмами и по способу происхождения суть рефлексы, которые начинаются возбуждением органов чувств предметами внешнего мира, продолжаются определенным психическим актом и кончаются мышечным движением.
В последние годы жизни И. М. Сеченов изучал закономерности физиологических процессов, связанных с трудовой деятельностью человека. В тяжелых исторических условиях царского режима И. М. Сеченов данными физиологии обосновал требования рабочих в их борьбе за восьмичасовой рабочий день.
И. М. Сеченов разоблачал научную несостоятельность человеконенавистнических расистских теорий о якобы естественном разделении людей на «высшие» и «низшие» расы.
Идеи И. М. Сеченова во многом определили материалистическое направление отечественной медицины второй половины XIX века. Они привлекли внимание передовых русских врачей к изучению роли внешней среды для организма и роли нервной системы в появлении и развитии патологических процессов в организме. Учение о рефлексе как основном анатомо-физиологическом механизме всех деятельностей животного организма явилось научным обоснованием неврогенного патогенеза болезней. И. М. Сеченов имел учеников и последователей в различных направлениях научной деятельности: в области изучения нервной системы, ее строения и функции, физиологии периферической нервной системы (Н. Е. Введенский), вопросах обмена (В. В. Пашутин, М. Н. Шатерников), изучении физиологии головного мозга (И. П. Павлов). Влияние И. М. Сеченова не ограничилось только областью физиологии: его идеи сказались на деятельности морфологов при изучении строения нервной системы и клиницистов в приложении теории о рефлексах к анализу патологических явлений.
3. И.П.Павлов – великий русский ученый – физиолог.
Великий русский физиолог Й. П. Павлов (1849—1936) разработал новые принципы физиологического исследования, обеспечивающего познание организма как единого целого, находящегося в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей его средой, и создал материалистическое учение о высшей нервной деятельности животных и человека.
В течение первого периода научной деятельности (с 1874 по 1882, г.) И. П. Павлов занимался преимущественно изучением физиологии сердечно-сосудистой системы. В
Физиологи в XIX веке не знали методов изучения целостного организма в его неразрывном взаимодействии со средой. И. П. Павлов разработал метод изучения частных физиологических отправлений на целостном организме в естественных условиях взаимодействия со средой, благодаря чему методика физиологического эксперимента перешла на новую, более высокую ступень. В связи с установкой о необходимости учета состояния целого организма И. П. Павлов разработал новые методики, позволяющие проводить эксперимент на здоровом, совершенно оправившемся от оперативного вмешательства животном.
И. П. Павлов создал новые методы, новые приемы «физиологического мышления», разработал специальные операции на органах пищеварительного тракта и ввел в практику метод хронического эксперимента, позволивший изучать деятельность пищеварительного аппарата на здоровом животном.
В 1897 г. И. П. Павлов подвел итоги работ по физиологии пищеварения и опубликовал свой знаменитый труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез», за который в 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия.
35)основные черты отечественной терапии второй половины 19 века: боткин.захарин остраумов
И. М. Сеченов и С. П. Боткин выдвинули учение о ведущем значении среды в происхождении приобретаемых и наследуемых свойств организма, о первенствующей роли среды в происхождении болезней и материалистически решали вопросы общей теории медицины, исходя из достижений классической русской философии и передового естествознания своего времени. В актовой речи «Общие основы клинической медицины» в 1886 г. С. П. Боткин дал определение медицины: «Изучение человека и окружающей его природы в их взаимодействии с целью предупреждать болезни, лечить и облегчать — составляет ту отрасль человеческих знаний, которая известна под именем медицины». С. П. Боткин стремился превратить клиническую медицину в точную науку и считал, что «неизбежный для этого путь есть научный... Если практическая медицина должна быть поставлена в ряд естественных наук, то понятно, что приемы, употребляемые в практике для исследования, наблюдения и лечения больного, должны быть приемами естествоиспытателя».
С. П. Боткин отличался большой наблюдательностью, умением индивидуализировать больного, правильно оценивать значение отдельных проявлений болезни, что и делало его тонким диагностом. С. П. Боткин дал глубокий анализ поражений нервной системы, системы кровообращения, кроветворения. Он пришел к широким обобщениям в области патологии. С. П. Боткин и его ученики разрабатывали вопросы физиологии, экспериментальной патологии как научной основы терапии. Исходя из идей И. М. Сеченова о роли центров головного мозга в рефлекторном механизме физиологических процессов, С. П. Боткин показал рефлекторный механизм ряда патологических процессов.
В «Клинических лекциях» С. П. Боткин дал анализ многих клинических явлений, симптомов и симптомокомплексов с точки зрения рефлекторной теории. Так, им было рассмотрено неврогенное происхождение некоторых форм лихорадки, сократительности селезенки, потоотделения на одной стороне тела, хлороза. Им введено представление о патологическом рефлексе. Отсюда интерес Боткина ко второму звену рефлекса — центрам, в которых преобразуются импульсы. Наличие ряда центров, еще неизвестных к тому времени физиологам, было предсказано Боткиным, и его гипотезы получили подтверждение в открытиях этих центров физиологами. Неврогенной теорией С. П. Боткин положил начало принципиально новому этапу развития клинической медицины.
С. П. Боткин проявлял активный интерес и к вопросам организации медицинского дела. Он способствовал улучшению медицинской помощи населению Петербурга. По его предложению была улучшена постановка лечебного дела в городских больницах. В них были устроены лаборатории, проводились патологоанатомические вскрытия, врачебные конференции, было улучшено питание больных. Во главе многих больниц стали доктора медицины — ученики Боткина. Большой его заслугой явилось введение в Петербурге по его инициативе «думских врачей» для оказания помощи на дому беднейшему населению города.
В 1886 г. он руководил работой комиссии по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России
С. П. Боткин был выдающимся преподавателем высшей медицинской школы и создал обширную школу своих последователей. Влияние С. П. Боткина не ограничилось клиникой внутренних болезней, его ученики занимали кафедры по другим дисциплинам: детским болезням, дерматологии, ларингологии, фармакологии; физиологии, общей патологии.
6. Г.А.Захарьин – выдающийся клиницист и реформатор медицинского образования.
Главную задачу клинициста Г. А. Захарьин выразил следующим образом: «Определить, какая болезнь (исследование и распознавание), как она пойдет и чем кончится (предсказание), назначить план лечения и проводить в исполнение, сообразуясь с течением болезни (наблюдение)». Большое значение Г. А. Захарьин придавал клиническим лекциям).
Основная заслуга Г. А. Захарьина заключается в развитии метода непосредственного клинического наблюдения и разработке метода опроса больного. Г. А. Захарьин развил основные, положения учения Мудрова: требование определенной последовательности в обследовании больного и индивидуализации в подходе к назначению лечения и режима. Метод Захарьина — это не только «анамнез», это подробный и тщательный систематический опрос больного, имеющий целью установить вероятные причины болезни, ее развитие, функциональное состояние органов; опрос, позволяющий назначить нужный режим, лекарства и другие лечебные мероприятия. Инициатива опроса должна оставаться в руках врача. Опрос у Г. А. Захарьина охватывает не только прошлое (анамнез), но и настоящее состояние и обстановку жизни больного. В нем соединялись два принципа: физиологический (по системам и органам) и топографический. Метод охватывал все органы и системы: дыхание, кровообращение, желудочно-кишечный тракт (желудок, кишечник, печень, селезенка), мочеполовую систему, обмен веществ, кроветворную и нервную системы и нервно-эмоциональное состояние (сон, память, сообразительность, настроение, головные боли, головокружение, парестезии и т. д.).
Этот метод позволяет выявить функциональное нарушение заболевшего органа нередко ранее обнаружения анатомических изменений.
Большое значение Г. А. Захарьин придавал лечению. Значительное место в лечебных советах Г. А. Захарьина занимали его указания больному о режиме и образе жизни: «Измени обстановку, измени деятельность, измени образ жизни, если хочешь быть здоровым». Наряду с покоем он рекомендовал движение. В сочетании с гигиеническими и профилактическими мероприятиями Г. А. Захарьин применял медикаменты и общие лечебные приемы — массаж, кровопускание, минеральные воды, климатолечение больных туберкулезом легких не только на юге, но и на природе в любой местности. Он выступал против широко распространенного в его время обычая богатых людей ездить на заграничные курорты и рекомендовал лечение на отечественных курортах.
В клиническом учении Захарьина видное место занимали вопросы гигиены. В своей речи «Здоровье и воспитание в городе и за городом» он говорил: «Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лекарственной терапии». «Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена. Самый успех терапии возможен лишь при соблюдении гигиены». Однако необходимо отметить, что в своих высказываниях по гигиеническим вопросам Г. А. Захарьин ограничивался в основном сферой личной гигиены, недооценивал влияние социальных условий на возникновение и течение болезней и не ставил задачи проведения широких оздоровительных мероприятий. Советам Г. А. Захарьина в большинстве случаев могли следовать лишь богатые люди.
7. Роль А.А.Остроумова для развития терапии в России 19 века.
А. А. Остроумов явился продолжателем лучших традиций клинических методов Захарьина. А. А. Остроумов придавал большое значение тщательному расспросу больного, считал необходимым выявить все особенности каждого случая болезни. Наряду с этим он активно развивал традиции С. П. Боткина в разработке экспериментальной физиологии и патологии\
«Организм — целое.— писал Остроумов, — расстройство одной части отражается на всем организме изменением жизнедеятельности других частей его, поэтому ослабление функции одного органа расстраивает весь организм». «Организм как целое изменяется в своих функциях при болезни каждой из своих частей». По А. А. Остроумову, единство организма, взаимная связь органов между собой и корреляция их деятельности осуществляются через обмен веществ и нервнорефлекторную систему.
Развитие зубоврачевных школ
В середине XIX века в зубоврачебном образовании произошли коренные изменения. Вместо существовавшей подготовки дантистов путем ученичества появились специальные школы, готовящие кадры образованных врачей. Первая в мире школа для обучения зубных врачей была открыта в 1840 году в Балтиморе (США). Позднее аналогичные школы были открыты и в других странах: Англии — в 1857 году, Франции — в 1880 году, Швейцарии — в 1881, Германии—в 1884.
В России вопрос специального одонтологического образования привлекал внимание многих ученых, врачей, дантистов. Одни из них стояли за организацию зубоврачебных школ. Высшее одонтологическое образование отстаивали Н.В. Склифосовский, А.К. Лимберг, СП. Коломнин, А.И. Кудряшов, Ф.А. Звержховский. За открытие частных зубоврачебных школ выступали дантисты П.А. Синицын, И.И. Хрущов, ФИ. Важинский и др.
В 1881 году в С.-Петербурге Фома Игнатьевич Важинский (1847—1910) открыл первую в России частную зубоврачебную школу. Сначала в школу принимались лица, окончившие 4 класса гимназии, затем требования стали возрастать и уже с 1891 года принимались лица, имевшие образование не менее 6 классов среднего учебного заведения. Обучение продолжалось 2,5 года. Окончившие школу могли держать экзамен в Военно-медицинской академии или на медицинском факультете университета и получать звание зубного врача с правом выписывания лекарства.
В 1891 году был издан закон "О преобразовании обучения зубоврачебному искусству". Он устанавливал два звания для специалистов по зубоврачеванию: дантист и зубной врач. Звание "дантиста" присваивалось обучавшимся путем ученичества в частных кабинетах, звание "зубного врача", обучавшимся в частных зубоврачебных школах, деятельность которых с 1891 года определялась "Нормальным уставом". Новый устав не предусматривал прекращения подготовки дантистов путем ученичества, которое продолжалось в течение всего XIX столетия (до 7 мая 1900 г.).
Зубоврачебные школы открывались только в университетских городах. Их деятельность обусловила увеличение частных зубоврачебных кабинетов в других городах. Первая зубоврачебная школа в Москве была открыта в 1892 году И.М. Коварским. Илья Матвеевич Коварский (1856—1955)
В сентябре 1892 года состоялось открытие Первой московской зубоврачебной школы, которую в течение 27 лет возглавлял И.М. Коварский. Первоначально школа размещалась на Петровке, затем в Каретном ряду. В дни декабрьского вооруженного восстания 1905 года в здании школы было организовано оказание помощи раненым. После разгрома восстания, по распоряжению Московского генерал-губернатор Ф.В. Дубасова, зубоврачебная школа была закрыта как неблагонадежное учреждение. После закрытия школы И.М. Коварский создает новый проект зубоврачебной школы. Началось строительство специального здания на Долгоруковской, 18 (в настоящее время это здание — один из корпусов Московского государственного медико-стоматологического университета). Новое здание школы было открыто в 1906 году. Оно отвечало всем требованиям зубоврачевания того времени. В школе имелись 2 аудитории, клиническое и экстракционное отделения, амбулатория для приема и лечения больных, химико-бактериологическая лаборатория, зубопротезные мастерские. И.М. Коварский один из первых в России открыл в зубоврачебной школе рентгеновский кабинет. Для преподавания в школу были приглашены опытные врачи и профессора медицинского факультета Московского университета: Учащиеся школы имели возможность посещать анатомический театр Московского университета, производить экстракцию зубов на трупах.
Под руководством И.М. Коварского была разработана программа преподавания, написаны учебные пособия. В 1914 году А.И. Абрикосовым, под редакцией И.М. Коварского, была издана монография "Патологическая анатомия полости рта и зубов".
Обучение в школе продолжалось 2,5 года, после чего учащиеся сдавали экзамены на медицинском факультете Московского университета и им присваивалось звание "зубной врач". Свидетельство о сдаче экзаменов и присвоении звания "зубного врача" подписывалось ректором МГУ и деканом медицинского факультета. В 1912 году при Первой московской зубоврачебной школе впервые были созданы курсы усовершенствования для зубных врачей.
С началом первой мировой войны были прекращены поставки зубоврачебного оборудования. И.М. Коварскии, Л.А. Говсеев, Розен-блюм открыли Первую московскую лабораторию по изготовлению зубоврачебных инструментов "КОГОРО", названную по первым слогам фамилий участников, которая снабжала зубоврачебные кабинеты инструментами отечественного производства.
За 27 лет своего существования Первая зубоврачебная школа подготовила около 2500 зубных врачей, что было существенным вкладом в развитие зубоврачевания.
Выпускником школы И.М. Коварского (1897) был Павел Георгиевич Дауге, вместе с которым проходила вся дальнейшая общественная деятельность И.М. Коварского. Это, прежде всего, работа по организации Московского одонтологического общества (1898), по учреждению и руководству Российским зубоврачебным союзом, по разработке проекта реформы зубоврачебного образования, организации и проведению делегатских съездов зубоврачебного профессионального союза.
Если в 1898 году в России функционировало 9 зубоврачебных школ, то к 1916 году их было около 20.
Открытие первых русских школ положило начало качественно новому периоду в истории подготовки зубоврачебных кадров. Однако реформа зубоврачебного образования не решила основного вопроса — организации государственных одонтологических факультетов. Она лишь закрепила "частнопредпринимательный характер зубоврачебных школ".
Становление первобытного общества и первобытного врачевания.
В установлении границы между животным миром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский.В основе антропологических отличий человека от ближайших к нему предковых форм лежит:
1) прямохождением, или бипедией;
2) свободной кистью с противопоставляющимся большим пальцем, способной к тонким трудовым операциям;
3) относительно крупным высокоразвитым мозгом.
Признаки гоминидной триады окончательно сформировались не одновременно, а на разных этапах эволюции.
В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека— его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.
Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими и вели кочевой или полукочевой образ жизни. Они изготовляли простейшие орудия труда из камня, дерева и других природных материалов; занимались собирательством, рыболовством и охотой, создавали первые жилища и добывали огонь высеканием и трением, стали поддерживать его в очаге. Орудийная деятельность способствовала формированию у архантропов примитивной членораздельной речи, зачатков языка, развитию мышления и первобытного сознания.Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах. Находка Э. Дюбуа на о. Ява подтверждает этот вывод: без поддержки коллектива сородичей тяжелобольной индивид, по всей вероятности, хромой, с.ограниченными возможностями самозащиты, неизбежно должен был бы погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Следовательно, становление социальных отношений проходило на самых ранних этапах развития человеческого общества.Начатки гигиенических навыков, по всей вероятности, также стали формироваться уже у архантропов в процессе обживания пещерных -жилищ и применения огня. Появление захоронений свидетельствует'о развитии у древних людей (периода перехода от первобытного человеческого стада к раннепервобытной родовой общине) начальных абстрактных представлений о посмертной жизни, культа умерших, обрядов — т. е. о формировании абстрактного мышления и окончательном выделении человека, из животного царства как существа социального.Открытие «цветочных людей» (как назвал их Р. С. Солецки) было сделано в I960 г. Это первое и пока единственное достоверное свидетельство использования лекарственных растений древними гоминидами неандертальского вида. Оно является также несомненным научным доказательством социальных отношений, сложившихся у поздних палеоантропов, по меньшей мере, 60 тыс. лет тому назад, т. е. почти за 20 тыс. лет до выделения человека современного вида — Homo sapiens
Дата: 2018-12-28, просмотров: 329.