Объемы и источники финансирования мероприятий настоящей Концепции

    Для решения задач, поставленных в настоящей Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.

    Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.

 

    Однако с принятием Концепции возникли некоторые вопросы, относительно возможности её реализации. Одним из таких вопросов, по мнению экспертов, является отсутствие закрепленных в ней показателей оценки эффективности реализации государственной демографической политики. Для этого, в основном, используются такие статистические показатели как «общий коэффициент рождаемости», «общий коэффициент смертности», «ожидаемая продолжительность жизни» и т.д. Но, не смотря на это, не все из этих показателей можно считать объективными, так как ряд из них зависит не только от сложившейся в стране кризисной ситуации в демографической сфере и предпринимаемых государственных мер по её устранению, но и от накапливавшихся многие десятилетия особенностей демографической структуры населения.

    Иными словами, возросший в последние годы уровень рождаемости обусловлен не только мероприятиями государственной поддержки, но и особенностью половозрастной структуры населения страны, в которой поколение детей 1980-х годов рождения, значительно больше, чем поколение 1970-х, и тем более 1990-х годов рождения. Как показывает статистика и демографические расчеты, государственные мероприятия по улучшению демографической ситуации как бы «наслоились» на благоприятную демографическую конъюнктуру. Эта же демографическая конъюнктура может привести к кризису государственной демографической политики в ближайшие годы, когда уровень рождаемости будет, скорее всего, падать, в связи с тем, что в репродуктивный возраст вступят родившиеся в 1990-х, вплоть до 2020-х годов.

 

    Кроме того, аналогичную закономерность можно так же выявить и при анализе показателя смертности. Например, в период 2010-2015 годов в возраст среднестатистической смерти (для России это 69 лет) вступило крайне малочисленное поколение людей, рожденных в 1941-1945 годах, т.е. в этот период уровень смертности в России будет пониженным. И, наоборот, после 2015 года примерно на целое десятилетие можно прогнозировать объективное увеличение уровня смертности в нашей стране.

    Помимо всего этого, одним из минусов современной демографической политики России, является отсутствие единой координирующей её системы, так как эта политика реализуется множеством министерств и ведомств, финансируется из различных источников, по совершенно разным проектам и программам, которые не объединены ни концептуально, ни технологически. Так, например, демографическими вопросами в нашей стране занимаются Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральная миграционная служба, Министерство образования и науки, Министерство регионального развития, Министерство спорта, туризма и молодежной политики.

    Указанное же в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является органом, не имеющим реальных рычагов воздействия на направления демографической политики, которые реализуются другими ведомствами. Более того, в Министерстве не существует структурного подразделения, которое отслеживало бы ход реализации мероприятий в демографической сфере, как и не существует никаких систематизированных отчетов в этой области. Поэтому, очевидно, что в стране, которая находится в критической демографической ситуации, за реализацию государственной демографической политики должно отвечать отдельное, специально созданное ведомство, которое будет контролировать и периодически отчитываться о ходе реализации мероприятий, основываясь на объективных демографических показателях.

    И, конечно же, так как Концепция представляет собой декларативный программный документ, который устанавливает общие принципы и направления государственного регулирования демографической сферы, она нуждается в дальнейшем развитии в нормативно-правовом и управленческом отношении. В целом, план достаточно хорош, но, несмотря на это, есть смысл отметить, что одним из минусов данного документа является то, что в нём делается упор в основном на мероприятия социально-экономической направленности, в то время как социокультурным мероприятиям уделено слишком мало внимания.

 

Заключение

    Государство действительно осознает, что демографическая ситуация в стране сложная и, безусловно, необходимо выбираться из этого демографического кризиса. Поэтому государство направило свою демографическую политику на увеличение продолжительности жизни населения, а также сокращение уровня смертности и рост рождаемости. Также, среди целей можно отметить регулирование внутренней и внешней миграции, а кроме того сохранение и укрепление здоровья населения. Для осуществления всех этих мер была разработана Концепция демографической политики РФ до 2025 года, которая определяет цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения и, конечно же, имеет свои достоинства и недостатки, которые были рассмотрены выше.

    На основе анализа Концепции и реализуемых мер, можно сделать вывод о том, что для значительного повышения эффективности современной государственной демографической политики необходимо четко определить органы, ответственные за реализацию демографической политики с выработкой критериев, которые позволят оценивать эффективность их работы, усиление действий государства, в законодательной сфере, в сфере защиты и пропаганды традиционных семейных ценностей, и, кроме того приведение целей и задач государственной миграционной политики в соответствие с целями и задачами государственной демографической политики в целом.

 

 

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165069 (дата обращения: 24.11.2018)

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60109/ (дата обращения: 24.11.2018)

3. Лапина Т.Ю. Демографическая концепция России и ее роль в преодолении тенденции депопуляции. http://nauka-rastudent.ru/36/3775/ (дата обращения: 24.11.2018)

Дата: 2018-12-28, просмотров: 89.