Введение
Демографические процессы по своей сущности сложны и многообразны. Они порождают множество проблем, от решения которых зависит благополучие людей. Очевидно, что человеческий капитал выступает основной движущей силой социально-экономического развития общества, его качественные и количественные характеристики напрямую влияют на конкурентоспособность и национальную безопасность государства. В силу своего влияния на все стороны жизни демографические процессы являются одним из объектов государственной политики. Демографическая политика представляет собой систему общепринятых на уровне государства и общества идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых предполагается достижение определенных целей в области воспроизводства населения, динамики его численности и структуры.
В ежегодном Послании Президента России Федеральному Собранию, оглашенном 10 мая 2006 года, была отмечена критическая демографическая ситуация государства [2]. Так, в 1992 году население России впервые столкнулось с таким явлением для мирного времени, как смертность, превышающая рождаемость, которое было предопределено самим ходом демографического развития. За период с 1992 по 2005 гг. разница между количеством родившихся и количеством умерших составила 11,2 млн человек [12]. В условиях естественной убыли населения миграция стала единственным источником роста его численности. За счет миграционного прироста потери от высокой смертности и низкой рождаемости были компенсированы более чем на 6 млн человек.
Низкий уровень рождаемости оказывал влияние и на возрастную структуру населения России. Если в 1992 году женщины в возрасте старше 65 лет и мужчины старше 60 лет составляли 19,3 % населения, то в 2005 году – 20,8 % населения [11]. Более того, среди умерших в 2005 году почти треть были гражданами трудоспособного возраста [1]. Несмотря на то, что младенческая смертность по сравнению с 1992 годом значительно снизилась (с 18 случаев на 1000 родившихся живыми до 10,2 случаев), она все равно превышала аналогичный показатель в развитых странах. Так, средний показатель младенческой смертности для 25 стран-членов Европейского союза в 2005 году составил 4,7 случаев на 1000 родившихся детей [7].
С целью стимулирования рождаемости в стране в своем обращении В. Путин предложил повысить выплаты матерям по уходу за детьми, увеличить льготы для многодетных семей и учредить материнский капитал. Уже в декабре 2006 года Президент подписал закон, согласно которому после рождения второго ребенка и последующих детей семье предоставляются дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского капитала размером 250 тыс. рублей. При этом выделенные средства можно будет потратить только по трем направлениям: на покупку жилья, образование ребенка или на накопительную часть трудовой пенсии матери [5].
Концепция
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
Общие положения
Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.
Заключение
Государство действительно осознает, что демографическая ситуация в стране сложная и, безусловно, необходимо выбираться из этого демографического кризиса. Поэтому государство направило свою демографическую политику на увеличение продолжительности жизни населения, а также сокращение уровня смертности и рост рождаемости. Также, среди целей можно отметить регулирование внутренней и внешней миграции, а кроме того сохранение и укрепление здоровья населения. Для осуществления всех этих мер была разработана Концепция демографической политики РФ до 2025 года, которая определяет цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения и, конечно же, имеет свои достоинства и недостатки, которые были рассмотрены выше.
На основе анализа Концепции и реализуемых мер, можно сделать вывод о том, что для значительного повышения эффективности современной государственной демографической политики необходимо четко определить органы, ответственные за реализацию демографической политики с выработкой критериев, которые позволят оценивать эффективность их работы, усиление действий государства, в законодательной сфере, в сфере защиты и пропаганды традиционных семейных ценностей, и, кроме того приведение целей и задач государственной миграционной политики в соответствие с целями и задачами государственной демографической политики в целом.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165069 (дата обращения: 24.11.2018)
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60109/ (дата обращения: 24.11.2018)
3. Лапина Т.Ю. Демографическая концепция России и ее роль в преодолении тенденции депопуляции. http://nauka-rastudent.ru/36/3775/ (дата обращения: 24.11.2018)
Введение
Демографические процессы по своей сущности сложны и многообразны. Они порождают множество проблем, от решения которых зависит благополучие людей. Очевидно, что человеческий капитал выступает основной движущей силой социально-экономического развития общества, его качественные и количественные характеристики напрямую влияют на конкурентоспособность и национальную безопасность государства. В силу своего влияния на все стороны жизни демографические процессы являются одним из объектов государственной политики. Демографическая политика представляет собой систему общепринятых на уровне государства и общества идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых предполагается достижение определенных целей в области воспроизводства населения, динамики его численности и структуры.
В ежегодном Послании Президента России Федеральному Собранию, оглашенном 10 мая 2006 года, была отмечена критическая демографическая ситуация государства [2]. Так, в 1992 году население России впервые столкнулось с таким явлением для мирного времени, как смертность, превышающая рождаемость, которое было предопределено самим ходом демографического развития. За период с 1992 по 2005 гг. разница между количеством родившихся и количеством умерших составила 11,2 млн человек [12]. В условиях естественной убыли населения миграция стала единственным источником роста его численности. За счет миграционного прироста потери от высокой смертности и низкой рождаемости были компенсированы более чем на 6 млн человек.
Низкий уровень рождаемости оказывал влияние и на возрастную структуру населения России. Если в 1992 году женщины в возрасте старше 65 лет и мужчины старше 60 лет составляли 19,3 % населения, то в 2005 году – 20,8 % населения [11]. Более того, среди умерших в 2005 году почти треть были гражданами трудоспособного возраста [1]. Несмотря на то, что младенческая смертность по сравнению с 1992 годом значительно снизилась (с 18 случаев на 1000 родившихся живыми до 10,2 случаев), она все равно превышала аналогичный показатель в развитых странах. Так, средний показатель младенческой смертности для 25 стран-членов Европейского союза в 2005 году составил 4,7 случаев на 1000 родившихся детей [7].
С целью стимулирования рождаемости в стране в своем обращении В. Путин предложил повысить выплаты матерям по уходу за детьми, увеличить льготы для многодетных семей и учредить материнский капитал. Уже в декабре 2006 года Президент подписал закон, согласно которому после рождения второго ребенка и последующих детей семье предоставляются дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского капитала размером 250 тыс. рублей. При этом выделенные средства можно будет потратить только по трем направлениям: на покупку жилья, образование ребенка или на накопительную часть трудовой пенсии матери [5].
Концепция
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
Общие положения
Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации и тенденции ее развития
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке. Во второй половине прошлого века в Российской Федерации ежегодно рождались 2 - 2,5 млн. детей, умирали 1-1,5 млн. человек. Продолжительность жизни граждан постоянно увеличивалась и приближалась к показателям европейских стран. Средняя продолжительность жизни в 1990 - 1991 годах составляла 68 лет.
С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали более 2 млн. человек, что в расчете на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождались в этот период 1,2 - 1,5 млн. человек.
По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения, особенно мужчин, Россия все больше отстает от экономически развитых стран: в 2006 году ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации составила в среднем 66,7 года, в том числе мужчин - 60,6 года, женщин - 73,1 года.
Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, составляющая 55 процентов смертности от всех причин, в России в 3 - 4 раза выше, чем в европейских странах. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 процентов) составляют внешние причины - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи.
Показатель младенческой смертности, рассчитанный по действующей в Российской Федерации системе, несмотря на его снижение с 18 на 1000 родившихся живыми в 1992 году до 10,2 в 2006 году, примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США (по расчетам в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения).
Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие).
Начиная с 2000 года в Российской Федерации отмечается рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения.
На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 процентов), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов).
Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 1992 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 19,3 процента всего населения, то в 2006 году - 20,4 процента.
Наряду с общими демографическими тенденциями, характерными для Российской Федерации в целом, имеются значительные различия между регионами.
По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения Российской Федерации, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000 - 2005 годах без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население России сократится к 2015 году на 6,2 млн. человек (4,4 процента) и составит 136 млн. человек, а к 2025 году - 124,9 млн. человек. Ожидаемая продолжительность жизни уменьшится до 64,5 года, более чем на 18 процентов уменьшится численность женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста.
Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития страны, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 405.