Действительные моментные характеристики не полностью заполненных жидкостью гидромуфт не имеют монотонного изменения особенно при малых заполнениях, а имеют вид, приведенный на рис. 10.1, б. Объясняется это тем, что при частичном заполнении рабочей полости форма потока жидкости будет определяться не только конфигурацией внутренней поверхности рабочих колес, но и силами, действующими на жидкость.
На рис. 10.2, а, б, в, г представлены меридиональные сечения потока жидкости в гидромуфте без тора при частичном ее заполнении и разных нагрузках, а на рис. 10.2, д — соответствующая моментная характеристика.
При нагрузке М = О, s = 0 и Q = 0, т. е. в рабочей полости отсутствует циркуляция жидкости между колесами. Поэтому под действием центробежных сил жидкость будет отжата к периферии колес; поверхности равных давлений будут концентричными цилиндрами (см. рис. 10.2, а). На моментной характеристике М = f ( t ) этому режиму соответствует точка а (см. рис. 10.2, д).
С увеличением нагрузки до Мб > 0, s 6 > 0 и Q6 > 0 в рабочей полости появится циркуляция жидкости. На нее станут действовать, кроме упомянутых центробежных, гидродинамические силы от взаимодействия с лопатками колес. В насосном колесе обе эти силы будут направлены от оси вращения к периферии, в турбинном — гидродинамическая сила будет направлена обратно. Так как при s > 0 пН > nт, то в турбинном колесе будет меньшей центробежная сила, а в итоге и равнодействующая сил, действующих на жидкость. Под действием всех рассмотренных сил часть объема жидкости переместится в турбинное колесо и не будет участвовать в передаче энергии между валами (см. рис. 10.2, б). По этой причине уменьшится величина Q, а следовательно, и момент М — вместо ожидаемого режима, определяемого точкой б, будет передаваться момент, определяемый точкой б (см. рис. 10.2, д).
а б в г
При дальнейшем увеличении нагрузки до Мв > Мб, sb > s 6 и QB > Qб по вышеназванным причинам в турбинном колесе еще больше уменьшится равнодействующая сил, действующих на жидкость, и еще больший ее объем не будет участвовать в передаче энергии (см. рис. 10.2, в), а следовательно, еще больше будут отличаться моменты, определяемые точками в и в' (см. рис. 10.2, д).
При каком-то критическом моменте МГ> > МВ, sг > sb равнодействующая сил, действующих на жидкость в турбинном колесе, станет настолько малой, а в насосном — настолько большой, что жидкость достигнет минимального радиуса R1 (см. рис. 10.2, г). После этого в меридиональном сечении рабочей полости жидкость создаст кольцо, прижатое к чашам колес. При этом резко увеличится передаваемый момент как за счет увеличения Q (весь объем жидкости участвует в передаче энергии, Qг>> qВ) и величины R2Cu2 –R1Cu1. Переход от одной формы движения жидкости к другой происходит скачкообразно. Поэтому на моментной характеристике появляется разрыв.
На рис. 10.2, д вместо режима, определяемого точкой г’ , появится режим, определяемый точкой г (Мг >> МГ).
При дальнейшем увеличении нагрузки участок моментной характеристики М= f ( i ) левее точки г будет оставаться устойчивым До i = 0.
Гидромуфта с частично заполненной рабочей полостью может работать неустойчиво. Так, при работе под нагрузкой, определяемой характеристикой Мм = f (i), рабочий режим будет устойчивым. Определяется он точкой е. При увеличении нагрузки до М’м = = ƒ( i ) режим станет неустойчивым.
Действительно, с увеличением нагрузки резко увеличится скольжение и рабочий режим из точки е пройдет через точки в, г', г. Но в точке г МГ > ММ, поэтому начнется разгон системы и режим пройдет через точки г, в', в. В точке в МВ < М’М, поэтому произойдет замедление системы и процесс повторится. Он будет изменяться до тех пор, пока статические характеристики М = ƒ( i ) и Мм = f (i) не станут пересекаться правее точки в или левее точки г.На практике неустойчивость режима проявляется в резком колебании моментов и скоростей в природе. Чем меньше заполнение рабочей полости гидромуфты, тем больше амплитуда колебаний момента, тем больше диапазон неустойчивых режимов (см. рис. 14,7, б).
Сглаживание характеристик.
На основании вышерассмотренного можно предложить следующие способы сглаживания моментных характеристик и предотвращения неустойчивых режимов: установка порога на выходе из турбинного или на входе в насосное колесо и придание меридиональному сечению рабочей полости асимметричной формы; применение гидромуфт с внутренним тором; удаление рабочей полости от оси вращения.
Первый способ является наиболее эффективным и рациональным. Он основан на том, что наличие порога в рабочей полости не позволяет формироваться жидкости в кольцевой поток при больших скольжениях, а следовательно, не происходит и резкого увеличения момента. Значение минимального входного радиуса ri для насосного колеса в этом случае ограничивается высотой порога. Меридиональное сечение такой гидромуфты асимметричное. По рекомендациям разных институтов отношение диаметра порога к активному диаметру должно находиться в пределах 0,4—0,5.
Величину заполнения рабочей полости гидромуфты следует выбирать так, чтобы при длительном эксплуатационном режиме (малое скольжение) вся рабочая жидкость циркулировала выше порога. Однако установка порога приводит к увеличению потерь напора в муфте и ее перегреву.
Применением гидромуфт с внутренним тором также пытаются исключить возможность преобразования формы потока с изменением скольжения. Однако это мероприятие дает менее значительный эффект сглаживания моментных характеристик, чем порог, а потери напора в таких муфтах больше. Поэтому гидромуфты этой конструкции почти не получили распространения.
Удаление рабочей полости от оси вращения необходимо для уменьшения разности между входным и выходным радиусами R3 и R2. И в этом случае сглаживание моментных характеристик менее эффективно, чем у муфт с порогом. Однако потери напора в проточной части значительно меньше, поэтому такие гидромуфты находят некоторое применение.
Вопросы для самопроверки.
1. Что такое гидромуфта?
2. Способы регулирования гидромуфт.
3. В чем заключается немонотонность характеристик гидромуфты?
4. В чем заключается сглаживаемость характеристик гидромуфты?
Литература: 2, 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Башта Т.М., Руднев С.С, Некрасов Б.Б. и др. Гидравлика,
гидромашины и гидроприводы. 2 М.: Машиностроение, 1982. - 424 с.
2. Сборник задач по машиностроительной гидравлике / Под ред.
И.И.Куколевского и Л.Г.Подвидза. - М.: Машиностроение, 1981. -
464 с.
Дополнительная
3. Угинчус А.А. Гидравлика и гидравлические машины. Изд.
Харьковского университета, 1970. - 396 с.
4. Чугаев P.P. Гидравлика. - Л.: Энергия, 1982. - 672 с.
5. Альтшуль А.Д., Киселев. П.Г. Гидравлика и аэродинамика. -
М.: Стройиздат, 1975. -323 с.
Осовский Дмитрий Иванович
Гидромеханика
Методические указания
по выполнению практических занятий
с контрольными заданиями
для курсантов специальности
26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок»
очной и заочной форм обучения
Тираж_______ вкз. Подписано к печати________
Заказ №______Объем 3,95 п.л
ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской
технологический университет»
298309 г.Керчь,ул.Орджоникидзе,82
Дата: 2018-12-28, просмотров: 313.