Практическое занятие № 1
Тема: Нанесение на контурную карту стран различных типов
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме: (УСТНО!!!!!)
1. Какие различия в форме государственного устройства есть у федеративных и унитарных государств?
2. Какие различия в форме государственного правления стран с монархической формой правления и республиканской формой?
3. Перечислите страны лидеры по площади, численности населения?
Задания для практического занятия
1. Обозначение на контурной карте крупнейших по территории и по численности населения стран мира.
Используя (стр. 168 - 169), учебник «География» Ю.Н. Гладкий и дополнительную литературу, подпишите на контурной карте названия и закрасьте красным цветом первые десять стран по площади территории и синим цветом – по численности населения. Подпишите их столицы.
2. Обозначение на контурной карте стран различных социально-экономических типов.
Используя текст учебника «География» Е.М. Домогацких (стр. 6 - 9), на контурной карте подпишите и обозначьте различной штриховкой цветом абсолютные ( включая теократические ), конституционные монархии и федеративные государства; подпишите их столицы
Сделайте вывод о размещении этих типов государств по регионам мира.
Практическое занятие № 2
Тема: Составления характеристики населения страны по плану.
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1. Какова численность и динамика населения мира?
2. Что такое размещение населения и миграция?
3. Что такое экономически активное населения?
Задания для практического занятия (страна выбирается самостоятельно)
План-характеристика населения страны:
- Численность, тип воспроизводства населения, демографическая политика.
- Возрастно-половой состав населения, обеспеченность трудовыми ресурсами.
- Национальный (этнический) состав населения.
- Основные черты размещения населения, влияние миграций на это размещение.
- Уровни, темпы и формы урбанизации, главные города и городские агломерации.
- Сельское расселение.
- Общий вывод об обеспеченности трудовыми ресурсами. Перспективы роста населения и обеспеченности трудовыми ресурсами.
Практическое занятие № 3
Тема:. Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1. Что такое ресурсообеспеченность?
2. Какие группы стран выделяются по показателям ресурсообеспеченности?
3. В чём состоит основная проблема использования природных ресурсов?
Задания для практического занятия
Р = З/Д, где
Р – ресурсообеспеченность (в годах),
З – запасы,
Д – добыча;
Таблица 1- Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна | Запасы ( млрд. тонн ) | Добыча ( млн. тонн ) | Ресурсообеспеченность ( в годах ) | ||||||
нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды | |
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 3541 | 4700 | 906 | |||
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 304 | 281 | 107 | |||
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 12 | 249 | 0 | |||
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 160 | 1341 | 170 | |||
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 404 | 0 | 0 | |||
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 36 | 282 | 60 | |||
США | 3,0 | 445 | 25,4 | 402 | 937 | 58 | |||
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 126 | 73 | 42 | |||
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 61 | 29 | 162 | |||
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 0 | 206 | 33 | |||
Австралия | 0,2 | 90 | 23,4 | 29 | 243 | 112 |
Инструкция по выполнению практической работы
1) Повторите теоретический материал по теме, используя учебник [2,, § 9-13, с. 64-89].
2) Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала по теме.
3) Выполните задание.
4) Оформите выполненные задания в тетради для практических работ.
Практическое занятие № 4
Тема: Нанесение на контурную карту важнейших видов природных ресурсов мира
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1. Что такое исчерпаемые невозобновимые ресурсы?
2. Что такое исчерпаемые возобновымые ресурсы?
Задания для практического занятия
1. Используя атлас, текст учебника и дополнительную литературу, на контурную карту условными знаками нанесите крупнейшие угольные и нефтегазоносные бассейны и подпишите их названия.
2. Условными знаками нанесите крупнейшие месторождения нефти и природного газа.
3. Различными цветами обозначьте страны, обладающие наибольшими запасами каменного угля, нефти и природного газа.
4. Сделайте вывод о размещении топливных ресурсов по регионам мира и странам различных социально-экономических типов.
Практическое занятие № 5
Тема: Построение картодиаграммы «Центры мирового хозяйства».
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1. Дайте определение понятию ВВП?
2. Что такое мировое хозяйство.
Задания для практического занятия
На контурной карте мира, используя атлас, учебник. (1, §26, 27), заштрихуйте различными цветами главные центры мирового хозяйства;
Самостоятельно подберите масштаб для круговых диаграмм (диаметр кругов), отражающих долю каждого региона в мировом ВВП;
Постройте диаграммы, расположив их на карте в соответствии с центрами мирового хозяйства;
Подпишите центры мирового хозяйства и напишите их долю в мировом ВВП;
Сделайте вывод о размещении главных центров мирового хозяйства.
Инструкция по выполнению практической работы
1) Повторите теоретический материал по теме, используя учебник [1, §26, 27].
2) Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала по теме.
3) Выполните задания.
4) Оформите задания на контурной карте и в тетрадях для практических работ.
Практическое занятие № 6
Тема: Нанесение на контурную карту крупнейшие международные организации
Задачи практической работы
1. Повторить теоретический материал по теме практической работы [1, § 32, с. 152].
2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
3. Выполнить предложенные задания.
4. Отобразить результат на контурной карте.
Задания для практического занятия
1. На контурной карте мира, используя атлас, учебник. (1, § 32, с. 152), заштрихуйте различными цветами следующие международные организации: Организация стран экспортёров нефти (ОПЕК), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Европейский союз (Евросоюз, ЕС).
2. Обозначьте штаб-квартиры указанных выше международных организаций.
Практическое занятие № 7
Тема: Выявить региональные различия между субрегионами Зарубежной Европы (Северная, Восточная, Западная, Южная)
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1. Что является основой для выделения субрегионов Зарубежной Европы?
2. Что такое «Центральная ось развития»??
Задания для практического занятия
Используя карты атласа, электронного учебника, материалы в учебнике составить характеристику субрегионов Европы: Северной, Средней, Южной и Восточной, по плану:
- состав субрегиона;
- географическое положение;
- обеспеченность природными ресурсами;
- особенности природных условий региона;
- особенности населения;
- ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства;
- проблемы и перспективы развития стран региона;
- значение региона в экономике Зарубежной Европы.
Практическое занятие № 8
Тема: Выявить региональные различия между субрегионами Зарубежной Азии
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1. Какие субрегионы входят в состав Зарубежной Азии?
2. Чем объясняется богатство и разнообразие природных ресурсов Зарубежной Азии?
3. Где расположен главный район нефтедобычи в Азии?
4. Что такое новые индустриальные страны?
Задания для практического занятия
Используя карты атласа, электронного учебника, материалы в учебнике составить характеристику субрегионов Зарубежной Азии, по плану:
- состав субрегиона;
- географическое положение;
- обеспеченность природными ресурсами;
- особенности природных условий региона;
- особенности населения;
- ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства;
- проблемы и перспективы развития стран региона;
- значение региона в экономике Зарубежной Азии
Практическое занятие № 9
Тема: Выявить региональные различия между субрегионами Африки
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1. Какие субрегионы входят в состав Африки?
2. Почему 1960 г. называют «годом Африки»?
3. С чем связано большое количество военных конфликтов на материке?
4. Каковы особенности размещения минеральных ресурсов по территории Африки?
Задания для практического занятия
Используя карты атласа, электронного учебника, материалы в учебнике составить характеристику субрегионов Африки, по плану:
- состав субрегиона;
- географическое положение;
- обеспеченность природными ресурсами;
- особенности природных условий региона;
- особенности населения;
- ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства;
- проблемы и перспективы развития стран региона;
- значение региона в экономике Африки
Практическое занятие № 10
Тема: Составление картосхемы международных экономических связей Австралии
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1. Что означает название страны «Австралийский союз»?
2. Каковы ведущие отрасли хозяйства Австралии?
3. На каких отраслях специализируется хозяйство Австралии?
Задания для практического занятия
1.Используя карты атласа, текст учебника и справочную литературу, на контурной карте мира стрелками различного цвета нанесите пути транспортировки основных экспортных товаров Австралии.
2.Подпишите названия стран - основных потребителей австралийской продукции. (Торговые партнеры Австралии)
3. Нанесите стрелками разного цвета основные пути австралийского импорта;
4. Построить круговые диаграммы по экспорту и импорту Австралии;
5. Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнёрах Австралии и о структуре её импорта и экспорта.
Практическое занятие № 11
Тема: Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденции их возможного развития
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1. Что понимается под геополитическим положением?
2. Что понимается под геоэкономическим положением?
Задания для практического занятия
Выполнить письменное описание геополитического и геоэкономического положения страны по плану:
1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:
а) уровень экономического развития соседних стран
б) принадлежность соседних стран к политическим и экономическим блокам
в) принадлежность России к политическим и экономическим группировкам и блокам
г) стратегическая оценка государственной границы, возможных рисков и угроз
2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и сбыта продукции:
а) возможность использования морского и речного транспорта
б) торговые отношения и другие экономические связи с соседними странами
в) обеспеченность страны сырьем
3. Отношение к «горячим точкам» планеты:
а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам
б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом
в) отношение правительства страны к международной разрядке, разоружению
4. Прогноз тенденций дальнейших процессов геополитики и геоэкономики
Практическое занятие № 12
Тема: Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1. Перечислите основные статьи экспорта России?
2. Перечислите основные статьи импорта России?
3. В чём особенности структуры ВВП России?
Задания для практического занятия
Используя текст учебника, справочную и другую литературу, наконтурной карте составьте картосхему внешних экономических связей России со странами Дальнего и Ближнего Зарубежья:
1. Обозначьте границыРоссии иважнейших внешнеэкономических партнёров России и подпишите их названия;
2. Стрелками различного цвета покажите основные экспортируемые из России и импортируемые в Россию товары из стран Ближнего и Дальнего Зарубежья;
3. Сделайте вывод о структуре и географических особенностяхвнешней торговли России;
4. Условными знаками обозначьте на карте другие виды экономического сотрудничества России со странами Ближнего и Дальнего Зарубежья
Практическое занятие № 13
Тема: Характеристика основных глобальных проблем мира
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1. Что такое глобальная проблема?
2. Какая глобальная проблема возникла первоначально?
3. Какие существуют виды глобальных проблем?
4. Сто такое устойчивое развитие?
Задания для практического занятия
1. Нанесите на контурную карту государства с наиболее сложной экологической обстановкой окружающей среды в современном мире.
2. Укажите причины данной проблемы.
3. Нанесите на контурную карту районы с наиболее острой экологической ситуацией в Мировом океане.
4. Укажите причины данной проблемы
5. Нанесите на контурную карту цветом государства с наиболее острой демографической ситуацией.
6. Укажите причины данной проблемы.
Практическое занятие № 1
Тема: Нанесение на контурную карту стран различных типов
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме: (УСТНО!!!!!)
1. Какие различия в форме государственного устройства есть у федеративных и унитарных государств?
2. Какие различия в форме государственного правления стран с монархической формой правления и республиканской формой?
3. Перечислите страны лидеры по площади, численности населения?
Задания для практического занятия
1. Обозначение на контурной карте крупнейших по территории и по численности населения стран мира.
Используя (стр. 168 - 169), учебник «География» Ю.Н. Гладкий и дополнительную литературу, подпишите на контурной карте названия и закрасьте красным цветом первые десять стран по площади территории и синим цветом – по численности населения. Подпишите их столицы.
2. Обозначение на контурной карте стран различных социально-экономических типов.
Используя текст учебника «География» Е.М. Домогацких (стр. 6 - 9), на контурной карте подпишите и обозначьте различной штриховкой цветом абсолютные ( включая теократические ), конституционные монархии и федеративные государства; подпишите их столицы
Сделайте вывод о размещении этих типов государств по регионам мира.
Практическое занятие № 2
Тема: Составления характеристики населения страны по плану.
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1. Какова численность и динамика населения мира?
2. Что такое размещение населения и миграция?
3. Что такое экономически активное населения?
Задания для практического занятия (страна выбирается самостоятельно)
План-характеристика населения страны:
- Численность, тип воспроизводства населения, демографическая политика.
- Возрастно-половой состав населения, обеспеченность трудовыми ресурсами.
- Национальный (этнический) состав населения.
- Основные черты размещения населения, влияние миграций на это размещение.
- Уровни, темпы и формы урбанизации, главные города и городские агломерации.
- Сельское расселение.
- Общий вывод об обеспеченности трудовыми ресурсами. Перспективы роста населения и обеспеченности трудовыми ресурсами.
Практическое занятие № 3
Тема:. Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1. Что такое ресурсообеспеченность?
2. Какие группы стран выделяются по показателям ресурсообеспеченности?
3. В чём состоит основная проблема использования природных ресурсов?
Задания для практического занятия
Р = З/Д, где
Р – ресурсообеспеченность (в годах),
З – запасы,
Д – добыча;
Таблица 1- Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна | Запасы ( млрд. тонн ) | Добыча ( млн. тонн ) | Ресурсообеспеченность ( в годах ) | ||||||
нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды | |
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 3541 | 4700 | 906 | |||
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 304 | 281 | 107 | |||
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 12 | 249 | 0 | |||
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 160 | 1341 | 170 | |||
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 404 | 0 | 0 | |||
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 36 | 282 | 60 | |||
США | 3,0 | 445 | 25,4 | 402 | 937 | 58 | |||
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 126 | 73 | 42 | |||
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 61 | 29 | 162 | |||
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 0 | 206 | 33 | |||
Австралия | 0,2 | 90 | 23,4 | 29 | 243 | 112 |
Инструкция по выполнению практической работы
1) Повторите теоретический материал по теме, используя учебник [2,, § 9-13, с. 64-89].
2) Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала по теме.
3) Выполните задание.
4) Оформите выполненные задания в тетради для практических работ.
Практическое занятие № 4
Тема: Нанесение на контурную карту важнейших видов природных ресурсов мира
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1. Что такое исчерпаемые невозобновимые ресурсы?
2. Что такое исчерпаемые возобновымые ресурсы?
Задания для практического занятия
1. Используя атлас, текст учебника и дополнительную литературу, на контурную карту условными знаками нанесите крупнейшие угольные и нефтегазоносные бассейны и подпишите их названия.
2. Условными знаками нанесите крупнейшие месторождения нефти и природного газа.
3. Различными цветами обозначьте страны, обладающие наибольшими запасами каменного угля, нефти и природного газа.
4. Сделайте вывод о размещении топливных ресурсов по регионам мира и странам различных социально-экономических типов.
Практическое занятие № 5
Тема: Построение картодиаграммы «Центры мирового хозяйства».
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1. Дайте определение понятию ВВП?
2. Что такое мировое хозяйство.
Задания для практического занятия
На контурной карте мира, используя атлас, учебник. (1, §26, 27), заштрихуйте различными цветами главные центры мирового хозяйства;
Самостоятельно подберите масштаб для круговых диаграмм (диаметр кругов), отражающих долю каждого региона в мировом ВВП;
Постройте диаграммы, расположив их на карте в соответствии с центрами мирового хозяйства;
Подпишите центры мирового хозяйства и напишите их долю в мировом ВВП;
Сделайте вывод о размещении главных центров мирового хозяйства.
Инструкция по выполнению практической работы
1) Повторите теоретический материал по теме, используя учебник [1, §26, 27].
2) Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала по теме.
3) Выполните задания.
4) Оформите задания на контурной карте и в тетрадях для практических работ.
Практическое занятие № 6
Тема: Нанесение на контурную карту крупнейшие международные организации
Задачи практической работы
1. Повторить теоретический материал по теме практической работы [1, § 32, с. 152].
2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
3. Выполнить предложенные задания.
4. Отобразить результат на контурной карте.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 282.