Организационная роль работника предприятия считается заданной, если определены:
- поддающиеся проверке цели его деятельности;
- основные обязанности, полномочия и границы свободы деятельности;
- контролер его деятельности.
Таким образом, организационная роль задает:
- содержательную (функции) сторону деятельности работника;
- организационную (права и обязанности, контакты с другими ролями) сторону его деятельности.
Основными компонентами организационной роли являются:
- содержание деятельности,
- требования к исполнителю,
- пространственно-временная ориентация,
- технология исполнения,
- условия исполнения роли.
Содержание деятельности — это действия, которые должен совершать человек, исполняющий данную организационную роль. Описание содержания деятельности должно включать:
- связи (информационные и межличностные) данной организационной роли с другими организационными ролями;
- управленческие операции и методы их выполнения;
- технические средства, необходимые для выполнения операций;
- ожидаемые результаты исполнения организационной роли.
Требования к исполнителю организационной роли включают в себя такие человеческие качества, как способности, образование, навыки, опыт, здоровье, темперамент, черты характера и другие индивидуальные качества. Требуемые качества определяются с учетом:
- источников информации, важных для исполнения организационной роли;
- характеристик обрабатываемой при исполнении организационной роли информации (ее определенность, структурированность) и характеристик принимаемых решений;
- физических действий, требуемых для исполнения организационной роли;
- характера межличностных отношений, которые необходимо устанавливать для успешного исполнения роли;
- характера реакции человека на условия работы.
Пространственно-временная ориентация организационной роли определяет степень свободы исполнителя при решении о начале и месте работы. Например, бухгалтер на предприятии имеет достаточно малую степень такой свободы, поскольку его рабочий день начинается в установленное время, к которому он должен находиться на своем рабочем месте. В то же время работник службы маркетинга имеет достаточно большую степень такой свободы, поскольку его работа включает в себя активные контакты за пределами физического расположения организации.
Технология исполнения организационной роли определяет степень свободы работника относительно средств (методов и предметов), с помощью которых должен быть получен желаемый результат. Она может быть:
- запрограммированной, когда работник должен выполнять достаточно строго определенные действия с помощью заданных средств, например работа бухгалтера организации;
- незапрограммированной, когда работник обладает достаточно большой свободой в выборе средств и методов работы, например, труд дизайнера.
Условия исполнения организационной роли представляют собой характеристики комфортности деятельности. Они определяются:
- физическими, социальными, психологическими и другими параметрами внешнего окружения;
- балансом полномочий и ответственности организационной роли.
Содержанием названных компонент определяются параметры организационной роли:
- масштаб,
- сложность,
- отношения с другими ролями.
Масштаб является преимущественно количественной характеристикой организационной роли и определяется количеством задач или операций, выполняемых исполнителем роли.
Сложность исполнения является преимущественно качественной характеристикой организационной роли и определяется:
- характером используемой информации, самостоятельностью в принятии решений, ответственностью за их исполнение;
- личностными характеристиками исполнителя организационной роли.
Именно в сложности зачастую отражается неформальная сторона управления предприятием, когда люди, формально исполняющие одинаковые организационные роли, выполняют работы разной сложности. Различие масштабов и сложности позволяют отличать одну организационную роль от другой и определить оклад их исполнителей.
Отношения с другими ролями характеризуют количество и содержание контактов между исполнителями организационных ролей. Они являются основой для формирования организационной структуры предприятия. Отношения с другими являются производными от нормы управляемости, сплоченности коллектива и организационной культуры.
Выделяют четыре вида взаимозависимостей ролей, складывающихся при решении одной и той же задачи:
- отсутствующая,
- последовательная,
- связанная,
- групповая.
Отсутствующая взаимозависимость имеет место в том случае, если исполнители разных ролей при решении одной задачи практически не взаимодействуют друг с другом.
Последовательная взаимозависимость означает, что исполнитель одной роли может приступить к работе только после того, как исполнитель другой роли свою работу закончил.
Связанная взаимозависимость имеет место в том случае, если окончание работы одного исполнителя означает начало работы другого и наоборот.
Групповая взаимозависимость имеет место при высокой степени неопределенности в работе, когда возникает необходимость в принятии групповых решений.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 252.