Сущность процесса управления и функции менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Управление — это процесс, направленный на достижение целей предприятия, представляющий собой последовательность управленческих действий по решению ряда конкретных производственных и социальных задач предприятия. Эти действия получили название управленческих функций, или функций менеджмента (от латинского — выполнение, деятельность, обязанность).

Функции управления — это специфический вид работ, обеспечивающий рациональную форму разделения труда работников аппарата управления.

Функции менеджмента определяют сущность и содержание организаци­онно-управленческой деятельности на всех уровнях управления. Выделение в управлении отдельных функций — объективный процесс, вызванный сложно­стью производства и управления им. Это результат разделения и специализа­ции труда в сфере управления.

В своей последовательности функции менеджмента представляют собой технологию управления. Последовательное выполнение функций менеджмента и составляет процесс управления. Сущность управления всегда остается постоянной, а содержание меняется и зависит от специфики объекта управления. Экономические преобразования в республике вносят свои коррективы в развитие функций менеджмента. Идет не только дифференциация целенаправленных воздействий, но и интеграция, и новая специализация труда в сфере управления.

Функции управления определяют:

- целенаправленность воздействия;

- сущность и содержание управления;

- стратегию и тактику управления;

- методы и процессы управления;

- структуру кадров управления;

- потоки и объемы информации;

- возможность механизации и автоматизации управления;

- содержание управленческих решений;

- сложность и трудоемкость управленческой деятельности.

Функции управления учитываются:

- при разработке положений, уставов организационных формирований всех форм собственности;

- при разработке должностных инструкций;

- при оценке, подборе, расстановке кадров управления;

- при формировании рациональных структур аппарата управления;

- при определении структуры рабочего времени руководителей и специалистов.

Все функции управления разделяют на общие (основные) и конкретные (специальные). Основные функции менеджмента являются общими для процесса управления любым предприятием. Специальные функции менеджмента определяются спецификой и особенностями производства.

Обычно выделяют пять общих функций управления:

- планирование (прогнозирование);

- организация;

- координация (регулирование);

- стимулирование (активизация, мотивация);

- контроль (анализ, учет).

Рассмотрим общие функции управления подробно.

1. Планирование — это выработка и постановка целей и задач по управлению производством, а также определение путей и средств для достижения поставленных целей.

Различают три типа планирования: стратегическое, тактическое и оперативное. Применительно к сельскохозяйственной организации вопросами стратегического планирования занимается председатель СПК. Оперативное планирование осуществляют руководители на местах (бригадиры, начальники цехов, руководители служб).

При составлении планов руководствуются следующими принципами:

- полнота (должны учитываться все факторы);

- точность (необходимо использовать современные средства прогнозирования);

- ясность (поставленные цели должны быть простыми и понятными);

- непрерывность (планирование идет постоянно);

- экономичность (расходы на планирование должны быть соизмеримы с получаемым выигрышем).

2. Организация — это создание новой или усовершенствование существующей структуры управления для реализации целей и задач предприятия.

Вне зависимости от вида и масштабов своей деятельности каждое предприятие должно быть определенным образом организовано. Существуют обязательные действия, которые необходимо выполнить при реализации функции организации:

- определение и детализация целей, выявленных в ходе планирования;

- определение видов деятельности для достижения этих целей;

- поручение различных задач исполнителям (т.е. разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие подразделения;

- координация различных видов деятельности посредством установления взаимоотношений, заданий и сроков;

- обеспечение единства цели;

- установление размаха менеджмента (или нормы управляемости), т.е. оптимального числа подчиненных у одного руководителя.

Функция организации рассматривается как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура предприятия.

3. Координация — это обеспечение согласованности действий коллективов людей для достижения цели предприятия.

Координация в управлении предприятием осуществляется путем налаживания взаимодействия различных подразделений. Она включает в себя также регулирование и маневрирование материальными и финансовыми ресурсами. Но, говоря о регулировании, не следует считать его синонимом координации. Регулирование — это часть текущего координирования.

Функцию координации обычно выполняет руководитель организации. Для этого он должен иметь весь объем информации как о стратегических задачах, так и по текущим вопросам.

4. Стимулирование — это побуждение коллектива людей к повышению эффективности их деятельности.

Поведение людей всегда мотивировано. Они могут трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а могут уклоняться от работы. Поведение человека может иметь и другие проявления. Во всех случаях следует искать мотивы поведения. Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей предприятия.

5. Контроль — это систематическое наблюдение за деятельностью коллективов людей для выявления отклонений от установленных планов, норм, правил и требований.

Функцию контроля следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать предприятие на верном пути, сравнивая показатели его деятельности с установленными стандартами и планами. В практике менеджмента существует определенная технология контроля, которая включает следующие элементы:

- концепция контроля, (т.е. систематический контроль или частные проверки, предмет контроля, контролирующий орган);

- цели контроля (целесообразность, правильность, эффективность действий);

- нормы контроля (этические, правовые, производственные);

- методы контроля (предварительный, текущий, заключительный контроль);

- объем контроля (полный, эпизодический, выборочный контроль);

- область контроля (финансовый, контроль качества, производительности).

В основу создания системы контроля должны быть положены следующие принципы:

- эффективность (насколько контроль полезен);

- эффект влияния на людей (не вызывает ли контроль негативные реакции);

- выполнение задач (контроль должен способствовать выявлению отклонений, устранению недостатков);

- определение границ (контроль не может проводиться без ограничений. Необходимо соблюдать нормы, определяемые действующим законодательством).

Сама процедура контроля имеет четко различимые этапы:

- установление стандартов. Стандарты — это конкретные цели. Они выявляются в процессе планирования. При этом необходимо выработать показатели результативности деятельности предприятия;

- сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами. Необходимо выяснить, насколько достигнутые результаты соответствуют ожидаемым, а если отличаются, то не опасно ли это;

- принятие необходимых корректирующих действий. Можно скорректировать деятельность предприятия, изменить планы или пересмотреть стандарты, если контроль оказался слишком жестким.

Следует подчеркнуть, что функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления предприятием. Каждая функция менеджмента движима другой, в результате чего возникает своего рода круговое движение, точнее движение по спирали.

В сельскохозяйственном производстве можно выделить ряд специальных функций.

Общее руководство. Оно состоит в организации и координации деятельности сельскохозяйственной организации работниками аппарата управления, главными специалистами и руководителями подразделений.

Технико-экономическое планирование. Оно включает постановку целей ближайшего и перспективного развития, обоснование расходования средств и капитальных вложений, разработку производственных программ, определение эффективности организационно-хозяйственных, агротехнических, зоотехнических, инженерно-экономических и других мероприятий. Это планирование выполняют линейные и функциональные руководители и специалисты.

Технологическая подготовка, технологическое и ветеринарное обслуживание производства. Оно осуществляется исполнителями, в первую очередь работниками агрономической, зоотехнической и ветеринарной служб.

Техническая подготовка и техническое обслуживание производства. Эту работу выполняют работники инженерной службы. Они занимаются составлением планов технического оснащения производства, обоснованием структуры и объемов машинно-тракторного и автомобильного парка, ремонтом и восстановительными работами.

Организация труда и заработной платы. Это функция руководителей подразделений, экономистов и нормировщиков. Они осуществляют проектирование производственного процесса, определяют рациональные формы разделения труда, круг прав и обязанностей должностных лиц.

Руководители подразделений выполняют также функцию охраны труда, соблюдения норм и правил техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии.

Учет и контроль. Эти функции выполняют работники бухгалтерской службы. Они ведут документацию по учету труда и материальных ценностей, выходу продукции, производственным затратам, составляют отчеты о деятельности предприятия. В эту работу включаются также главные специалисты и руководители подразделений.

Другие конкретные функции: сбыт продукции; материально-техническое снабжение; подбор, расстановка, повышение квалификации персонала; делопроизводство и т. д.

Для выполнения конкретных функций работники обычно объединяются в группы, секторы, отделы, отделения, управления и т. д. Аппарат управления представляет собой систему служб и отдельных работников, которые обеспечивают выполнение всей совокупности функций управления, необходимой для правильного функционирования предприятия.

Осуществление функций управления следует увязывать во времени, по месту выполнения, между уровнями и звеньями управления. Каждому уровню управляющей системы должны соответствовать функции, отвечающие степени удаленности этого уровня от процессов производства.

Взаимосвязь между основными и конкретными функциями состоит в том, что в каждой конкретной функции присутствует в той или иной степени одна из основных функций, составляющих содержание процесса управления.

Следует заметить, что при создании предприятия в системе «функция – структура» приоритет должна иметь функция. Сначала формируется полный набор необходимых функций, а затем по этому набору создается организационная структура. Это позволяет учесть текущие потребности предприятия, а не прошлые, что получилось бы при копировании аналогичной структуры с полным набором функций. Для действующих же предприятий приоритет должна иметь структура. Каждое предприятие имеет свою уникальную организационную структуру, благотворно влияющую на его деятельность. Для сохранения этого благополучия нецелесообразно вносить серьезные изменения в структуру, вызванные необходимостью ввести новые или сократить старые функции через ликвидацию, расширение или создание отдельных звеньев.

 

6. Принципы менеджмента, их классификация и содержание .

Принципы менеджмента являются важнейшей категорией науки управления и представляют собой основные правила осуществления управленческой деятельности. В основе принципов менеджмента лежат объективные законы и закономерности рационального осуществления совместной работы, экономической, хозяйственной деятельности. Они вытекают из практического опыта людей по управлению объектами разного рода. Принципы менеджмента объективны, носят закономерный характер, отражают закономерности развития отношений управления, связаны по цепочке: законы – закономерности – опыт управления – принципы. При этом надо иметь в виду, что одна закономерность (закон) может порождать множество принципов и, наоборот, ряд закономерностей может концентрироваться в одном принципе менеджмента.

Под принципами менеджмента понимаются основные законы, руководящие правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы и работники управления в процессе своей деятельности в силу сложившихся в обществе социально-экономических условий.

Классификация принципов:

1. По степени обоснованности:

а) научные – сформулированы на основе познания законов и закономерностей организации;

б) обыденные – правила и действия, сформулированные человеком на основе собственного восприятия действительности, традиций и интуиции. Они почти все субъективны.

2. По степени универсальности:

а) универсальные (общие) – отражают правила формирования самых разнообразных систем в природе и обществе;

б) специфические – действующие в отдельных сферах природной и человеческой деятельности;

в) ситуационные – те, которые действуют в конкретных ситуациях.

3. По способу реализации:

а) реализуемые природой, без какого-либо участия человека;

б) реализуемые при взаимодействии природы и человека;

в) реализуемые только с участием человека (осуществляются посредством индивидуальной, коллективной и совокупной общественной деятельности).

4. По масштабу действия:

а) действующие только в отдельных элементах системы (принцип индивидуальной работы);

б) действующие между элементами системы внутри предприятия (принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи);

в) действующие между системами (между предприятиями, отраслями народного хозяйства).

Основные принципы менеджмента:

- научность. Управление должно строиться на точно сформулированных законах, управленческие решения должны приниматься на основе научного подхода;

- законность. Все управленческие решения должны иметь под собой правовую основу. Руководителю должны быть гарантированы все права, предусмотренные законодательством;

- ответственность. Работа всех сотрудников должна определяться организационной структурой предприятия, четкими должностными инструкциями;

- моральное и материальное стимулирование. Уровень вознаграждения работников должен соответствовать количеству и качеству затраченного ими труда;

- подбор и расстановка управленческого персонала. Это обеспечивает эффективную работу предприятия;

- преемственность. Этот принцип предполагает анализ прошлого опыта и сохранение всего положительного в управлении.

В менеджменте работают и другие принципы: системности, иерархичности, обратной связи.

Фредерик Тейлор в своей книге «Принципы научного менеджмента» (1911) впервые сформулировал принципы управления следующим образом:

1. Принцип научной организации труда. Данный принцип утверждает, что любая деятельность должна быть организована не стихийно, а научно, на основе проведенных исследований наилучших способов выполнения работы и наиболее производительного инструмента.

2. Принцип отбора и обучения персонала. Согласно этому принципу для конкретной работы может подойти не любой человек, а только тот, чьи качества ей соответствуют. Поэтому на первоначальном этапе следует отбирать для работы изначально предрасположенных к ней людей. Затем человека необходимо обучать приемам научной организации выполнения работы. Обучение, согласно Тейлору, возложено на администрацию предприятия, а не на рабочего.

3. Принцип разделения ответственности за выполняемую работу между рабочим и администрацией. Согласно этому принципу за результаты выполнения работы конкретным рабочим несет ответственность не только сам рабочий, но и администрация предприятия, в обязанности которой входит определение научно обоснованных способов выполнения работы, отбор работников, их обучение этим способам, создание системы мотивации работников и контроль за их деятельностью.

4. Принцип мотивации. Согласно этому принципу для успешного выполнения работником своих обязанностей необходимо создать систему мотивации, в основе которой лежит принцип урочной работы (установления нормы дневной выработки) и премирования за полное выполнение норм.

5. Принцип комплексности. Согласно этому принципу система управления предприятием будет успешной только тогда, когда все вышеперечисленные принципы управления применяются одновременно.

Гаррингтон Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производительности» (1912) сформулировал их следующим образом:

 1. Отчетливо поставленные идеалы или цели. Ни одна работа на предприятии не может осуществляться производительно, если не ясны ее цели. Важно также наличие согласованности целей на всех уровнях управления предприятием.

 2. Здравый смысл. Высокая производительность достигается только в том случае, если деятельность соответствует здравому смыслу.

3. Компетентная консультация. Высокая производительность достигается только в случае, если она осуществляется с использованием всех знаний многих людей.

 4. Дисциплина. Высокая производительность достигается только в случае, если деятельность персонала предприятия осуществляется дисциплинировано. При этом важно, чтобы дисциплина была не вынужденной (достигнутой страхом и наказанием), а следствием искренней убежденности каждого работника в ее необходимости.

5. Справедливое отношение к персоналу. Высокая производительность достигается только в случае, если: а) для работы отбирается только наиболее приспособленный к ней персонал; б) рабочему обеспечиваются все необходимые для производительного труда условия; в) выполненная работа справедливо вознаграждается; г) рабочий с высокой производительностью труда имеет постоянное повышение заработной платы и карьерный рост; д) рабочие, не справляющиеся с работой, увольняются.

6. Быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет. Высокая производительность достигается только в случае, если налажен учет всех расходов, которые несет предприятие. При этом особое внимание нужно уделять не ценам ресурсов, а объему их потребления.

7. Диспетчеризация. Диспетчеризация (от английского dispatch — быстро выполнять), централизация (концентрация) оперативного контроля и управления на предприятиях, основанная на применении современных средств передачи и обработки информации, обеспечивает согласованную работу отдельных звеньев управляемого объекта в целях повышения технико-экономических показателей, ритмичности работы, лучшего использования производственных мощностей. В основе диспетчеризации лежит расписание (алгоритмы) деятельности и контроль за их строгим соблюдением в процессе выполнения работы.

8. Нормы и расписания. Высокая производительность достигается только в случае, если выполняемая работа нормирована, а норма установлена на основе научных принципов.

9. Нормализация условий. Для работы должны быть созданы условия, в которых она может осуществляться наиболее производительно.

10. Нормирование операций. Высокая производительность достигается только в случае, если для выполнения работы предварительно определены все необходимые для этого операции.

11. Писаные стандартные инструкции. Высокая производительность достигается только в случае, если все нормы, нормативы, условия деятельности на предприятии описаны в стандартных инструкциях, которые доведены до каждого работника и являются обязательными для выполнения.

12. Вознаграждение за производительность. Высокая производительность достигается только в случае, если:

а) существует гарантированная почасовая оплата;

б) установлен минимум производительности, недостижение которого означает, что рабочий не приспособлен к данной работе и что его надо либо подучить, либо перевести на другое место;

в) установлена прогрессивная премия за производительность, начинающаяся на такой низкой степени, что не получать премии непростительно;

г) норма полной производительности устанавливается на основании подробных и тщательных исследований, в том числе на основании изучения времени и движений;

д) на каждую операцию установлена определенная норма продолжительности;

е) по каждой операции нормы продолжительности должны меняться в зависимости от станков, условий и личности исполнителя. Расписания должны индивидуализироваться;

ж) определяется средняя производительность каждого отдельного рабочего по всем выполненным им операциям за долгий период;

з) осуществляется постоянный периодический пересмотр норм и расценок, приспособление их к меняющимся условиям;

и) рабочий должен иметь возможность заканчивать операцию не в точный стандартный срок, а немного раньше или немного позже, в пределах некоторой стандартной зоны.

Анри Файоль создал доктрину административного управления, основные черты которой изложил в книге «Общее и промышленное управление» (1916). Принципы управления (администрирования) в этой доктрине представлены следующим образом:

 Разделение труда (как основа специализации функций и разделения властей).

 Авторитет (начальник должен восполнять авторитет должности личным авторитетом, который является результатом интеллигентности, знания, опыта, морального достоинства, способностью распоряжаться проделанной работой).

 Дисциплина (обязательна для руководящих лиц и рядовых функционеров).

 Единство распорядительства (подчиненный не должен получать распоряжений более чем от одного начальника).

 Единство руководства (должен быть один руководитель и единый план как условие объединения усилий и согласованности действий).

 Подчинение частного интереса общему (при столкновении интересов принято их примирять).

7. Вознаграждение труда (должно быть справедливым, удовлетворять персонал и предприятие, служащего и нанимателя).

8. Централизация (необходимо находить степень соотношения централизации и децентрализации наиболее благоприятную для предприятия, организации).

9. Иерархия (можно совместить уважение к «иерархической колее» обязательством быстро доходить до цели, употребляя «мостики»).

10. Порядок (устанавливается правилом: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте, определенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте).

11. Справедливость (сочетание благожелательности с правосудием).

12. Устойчивость персонала (длительность пребывания работников в одной и той же должности. На практике — это вопрос меры).

13. Инициатива (возможность нечто задумать и осуществить, предоставляя полную самостоятельность функционерам, даже ценой некоторых жертв со стороны собственного самолюбия).

14. Единение персонала (обеспечивается многими средствами и единством распорядительства). 

В качестве современных принципов менеджмента можно рассматривать систему принципов, предложенную Т.Питтерсом и Р.Уотерманом. К этим принципам относятся:

1. Ориентация на достижение успеха. Под этим подразумевается:

- постоянный поиск альтернативных вариантов развития организации;

- умение выбирать направления деятельности, предвещающие успех и концентрация деятельности на этих направлениях;

- умение вырабатывать новые методы разрешения новых проблем, с которыми сталкивается организация.

2. Быть всегда лицом к потребителю. Это означает:

- иметь ясное и четкое видение интересов индивидуального потребителя;

- с уважением относиться к запросам потребителей;

- повышать готовность каждого сотрудника предприятия к инновациям и динамичному обновлению продукции.

3. Самостоятельность и предприимчивость, которая базируется на культивировании в организации:

- индивидуальной инициативы всех сотрудников;

- решительных, но взвешенных действий сотрудников, совершаемых на основе прогнозов близких и дальних последствий;

- несение каждым сотрудником ответственности за свои действия.

4. Производительность, базирующаяся на:

- естественных интересах и стремлениях персонала жить лучше и реализовывать себя;

- постоянном обучении персонала;

- активной ориентации его мышления на быстрые изменения в характере и масштабах деятельности организации, обусловленные развитием рынка;

- отождествлении сотрудников с организацией, когда каждый работник ‒ это «свой человек» для организации.

5. Связь с жизнью, которая опирается на:

- объективные экономические законы и реальном осознании экономической ситуации;

- стремление исправлять ошибки, одновременно учась на них;

- выработку реалистичных, простых и понятных критериев оценки деятельности каждого сотрудника и организации в целом;

- постоянный анализ получаемых результатов и корректировку стратегических и тактических целей и деятельности;

- расширение и углубление связей организации с внешним окружением;

- ориентацию деятельности организации на общественные интересы.

6. Верность своему делу, которая формируется на основе:

- общечеловеческих ценностей;

- философии организации, признаваемой большинством сотрудников;

- взаимной выгоды и социальном партнерстве;

- создания атмосферы общности интересов организации и персонала.

7. Простота структуры и скромный штат управления. Это достигается за счет:

- децентрализации управления организацией и создания предпосылок для широкого горизонтального взаимодействия подразделений и сотрудников;

- широкого привлечения сотрудников к групповому процессу принятия решений.

8. Свобода и жесткость одновременно, что подразумевает:

- баланс полномочий, свободы действий и ответственности сотрудников;

- заботу со стороны организации о благополучии сотрудников и дисциплинированность последних.

 

 

7. Методы управления, их классификация и содержание.

Методы управления — это совокупность способов, приемов и средств целенаправленного воздействия на управляемый объект, определяющих условия его деятельности.

В зависимости от преобладания тех или иных способов и средств воздействия все методы управления делят на три группы:

- экономические;

- административные;

- социально-психологические.

Экономические методы основаны на сознательном использовании объективных экономических законов. Они действуют в сфере регулирования экономических отношений.

К административным относятся методы, основанные на ответственности подчиненных и власти руководителя, на использовании обязательных для исполнителя предписаний и рекомендаций. Сфера их действия — организационные и правовые отношения.

Социально-психологические методы основаны на учете и использовании нематериальных интересов людей. Они направлены на удовлетворение социальных потребностей членов трудового коллектива и действуют как регуляторы социальных, психологических, идеологических и этических отношений.

Экономические методы управления предполагают организованную систему отношений коллектива и отдельных работников на основе использования объективных экономических законов и закономерностей.

При реализации экономических методов управления АПК в рыночных условиях используются различные средства:

- финансирование. Вопрос финансирования в аграрном секторе экономики является одним из самых сложных, так как сельское хозяйство, в отличие от промышленности, имеет длительный цикл воспроизводства;

- кредит. Он является одним из источников формирования основных и оборотных средств хозяйств;

- ценообразование. Должны действовать рыночные механизмы установления цены на основе спроса и предложения;

- планирование. В условиях рыночных отношений существенно меняются подходы к планированию. Государственный заказ распространяется лишь на некоторые виды сельскохозяйственной продукции;

- анализ хозяйственной деятельности. Он проводится при подведении итогов работы по периодам года;

- материальное стимулирование. В его основе лежит принцип материальной заинтересованности коллективов и отдельных работников в результатах своего труда.

Административные методы управления — это набор приемов и способов прямого управленческого воздействия на отношения людей в процессе производства.

В зависимости от содержания административные методы управления разделяются на две группы:

- организационные;

- оперативно-распорядительные.

Организационные методы управления используются при решении перспективных задач и создании организационных основ предприятия. Различают следующие виды организационного воздействия:

- регламентирование. Это совокупность правил, определяющих порядок работы, предписание действовать определенным образом;

- нормирование. Это установление допустимых границ деятельности, расчет норм различных показателей работы;

- инструктирование. Это воздействие на исполнителей с помощью инструкций, рекомендаций, указаний о порядке и способах выполнения работы.

Оперативно-распорядительные методы используются для оперативного управления с помощью приказов, распоряжений, указаний.

Социально-психологические методы управления — это система способов и приемов воздействия на духовные интересы коллектива и отдельных работников для достижения поставленной цели.

В зависимости от содержания социально-психологические методы управления разделяются на две группы:

- социальные;

- психологические.

Социальные методы управления позволяют упорядочить социальные отношения между коллективами, между коллективом и его отдельными членами, межличностные отношения внутри коллектива. К социальным методам относятся следующие:

- метод социальных норм. Он основан на использовании выработанных обществом норм: гуманность, соучастие, критическое отношение к своим недостаткам, честность;

- воспитательные методы. Они включают пропаганду и агитацию, убеждение и воспитание;

- методы социального регулирования. Это договоры и взаимные обязательства администрации и коллектива, уставы общественных организаций, порядок учета и очередность удовлетворения социальных потребностей и интересов работников;

- методы социального почина и новаторства, обмен опытом;

- методы социальной преемственности. Это посвящение в рабочие, чествование ветеранов, торжественные собрания, смотры, конкурсы на лучшего по профессии;

- методы морального стимулирования. Это поощрение лучших коллективов и работников.

Психологические методы направлены на регулирование отношений между людьми и создание оптимального психологического климата в коллективе. К психологическим методам относятся следующие:

- методы комплектования малых групп и коллективов. При их использовании выявляются симпатии и антипатии внутри групп, степень психологической совместимости людей;

- методы гуманизации труда. Их задача — исключить монотонность труда, расширить творческие процессы;

- методы психологического побуждения работников к труду. Они основаны на создании условий, повышающих привлекательность труда;

- методы профессионального отбора и обучения. Цель этих методов — добиться соответствия психологических особенностей личности выполняемой работе.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 237.