По мнению многих экономистов, эффективность фискальной политики, прежде всего в том, что она способна помочь экономике избежать значительных отклонений от положения равновесия. Кроме всего прочего, бюджетно-налоговая политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла. Фискальная политика способна изменять и структуру совокупного спроса. Хотя чаще бюджетно-налоговую политику рассматривают как инструмент регулирования совокупного спроса, однако она влияет и на совокупное предложение.
Вместе с тем реализация фискальной политики связана с решением ряда проблем. Первая проблема – длительные временные лаги (от англ. lag – запаздывание). Особенно значителен внутренний лаг, который включает: период времени от осознания того, что в стране начинается спад производства или инфляция, до понимания необходимости принятия конкретных действий, а также период от осознания этой необходимости до утверждения конкретных мер фискальной политики. Помимо него имеется и внешний лаг: период времени от утверждения данных мер до получения эффекта от их реализации в реальном секторе экономики. Временные лаги лишают бюджетно-налоговую политику гибкости.
Вторая проблема – практически невозможно точно рассчитать влияние изменения параметров фискальной политики на совокупные расходы, а тем более на реальную экономику.
Третья проблема – эффект вытеснения. Поскольку рост государственных расходов приводит к увеличению бюджетного дефицита, государству для его финансирования приходится прибегать к дополнительному выпуску ценных бумаг. Их продажа усиливает конкуренцию на рынке ссудного капитала и повышает процентную ставку. Ее рост сопровождается сокращением частных инвестиций и потребления. Следовательно, государственные расходы вытесняют частные – в этом и состоит эффект вытеснения.
Четвертая проблема в том, что результативность стимулирующей фискальной политики ослабляет и инфляция спроса, которая может быть следствием увеличения совокупных расходов.
Пятая проблема – фискальная политика может быть подвержена влиянию политического цикла. Решения об изменении налогов, государственных расходов принимаются политиками, что позволяет использовать инструменты бюджетно-налоговой политики в предвыборных целях.
Бюджетно - налоговая политика Республики Беларусь имеет следующие направления:
1) обеспечение роста экономики, укрепление финансово-кредитной системы;
2) поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы;
3) повышение уровня жизни посредством увеличения зарплаты, пенсий, пособий и других выплат населению, укрепления материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья;
4) государственная поддержка приоритетных отраслей реального сектора экономики.
Показателями стабильности бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета – не более 3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик – не более 55 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга – не более 30 % объема доходов бюджета.
Показатели финансовой безопасности находятся в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических значений.
В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года непосредственно указано, что бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом реализации основных направлений и приоритетов социально-экономического развития страны. В дальнейшем предполагается максимально упростить налоговую систему. Политику государственных расходов планируется направить на обеспечение гарантий социальной защиты населения, сокращение доли государственных расходов в ВВП, стабилизацию экономики, избирательную поддержку АПК, повышение эффективности финансирования жилищного строительства.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 238.