Цель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
На занятиях используются тексты, применяются различные формы и виды речи, творческие упражнения, материал, насыщенный теми или иными звуками.
Недостатки произношения звуков «р» - «р′» (ротацизм и параротацизм).
1. Разнообразные недостатки произношения фонем р и р' носят название ротацизма, который может выражаться в искажении этих фонем или в замене их другими фонемами. Вторая разновидность дефекта называетсяпараротацизмом.
Механизм образования фонемы р заключается в следующем. Положение губ зависит от смежных фонем, в частности от следующей гласной фонемы, что видно, например, при сравнении слогов ра, ро, ру. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край поднять к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Мягкая фонема р' отличается по артикуляции от парной твердой дополнительным подъемом спинки языка к нёбу и некоторым его перемещением вперед.
2.Недостатки произношения звуков р и р'.
1.Горловое произношение звука р
Отличие горлового р от правильного состоит в том, что вибрация образуется колебаниями не кончика языка
Первый тип подобной артикуляции — это велярного р (velum — мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает фонеме р специфическое дефектное звучание.
Второй тип — увулярное р ( uvula — язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом вибрация носит гармонический характер и слышится отчетливый рокот.
2.Встречается двугубный [р]. Первый вариант — «кучерское» произношение, образуемое вибрацией обеих губ. Второй вариант — без вибрации — воспроизведение [р] с помощью образования двугубной щели, когда слышится нечто вроде английского «w».
3.При боковом произношении [р] вибрация присутствует, но место ее передвигается.
Смычка образуется следующими способами:
а) поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается звучание [рл];
б) кончик языка или один из боковых краев языка + внутренняя поверхность щели: вибрация получается грубой, как результат— «щечный» звук [р];
в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает
звук [п];
г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых краев с нёбом происходит или правее, или левее средней линии — звучание [p] несколько смягченное.
4.Вместо [р] порой встречается носовой звук типа английского или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корневой части языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.
В некоторых случаях приходится сталкиваться с так называемым одноударным [р], при котором передний край языка лишь один раз соприкасается с альвеолами, вибрация отсутствует, слышится звук, напоминающий английский (альвеолярный) «d». Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются.
Возможно и глухое произношение звука [р]. При одноударном и глухом произношении звука [р] артикуляция оказывается наиболее близкой к норме.
Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.
У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] на [л] или [л'] и на [д]. В данных вариантах параротацизма место образования звука остается более или менее правильным, но изменяется способ произношения, звук перестает быть дрожащим. В случаях замен звуков: [р] => [j], [p] => [в], [р] => [г] — изменяется и место произношения: переднеязычный [р] заменяется среднеязычным [j], губно-зубным [в], заднеязычным [г], и способ произношения: дрожащий заменяется щелевыми или взрывными звуками. Возможна замена звука [р] парным мягким [р'].
В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердый [р], так и мягкий [р']. Нередко, однако, при нарушенном [р] отмечается сохранный [р']. Реже наблюдается обратное.
3.Приемы постановки звука [р]
В легких случаях возможна постановка звука по подражанию.
Первый вариант заключается в том, что язык всей своей массой плотно присасывается к нёбу, как при щелканье языком или при сосании конфеты, и одновременно через нос вдыхается воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувается на «прилипший» к нёбу язык. При удачном приеме удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя и укрепляя это сочетание, можно получить полный раскат «тррр», а затем озвончить его — «дррр».
Другим приемом является, постановка звука [р] от [д], повторяющегося на одном выдохе: «ддд», «ддд» — с последующим более формированным произнесением последнего.
Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетаниях «тд», «тд» или «тдд», «тдд» в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.
Иногда вибрация возникает в результате выполнения упражнения «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [а]быстро «болтается» сначала между губами, затем — между зубами и, наконец, — за альвеолами. Возникает одноударный звук [р], который произносится в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры» с форсированным произнесением последнего слога. Во время тренировки выдыхаемая струя должна быть сильной. После многократных повторений можно получить вибрацию: «ррра-ррра-ррра».
Фрикативный [р] ставится от звука [ж] без вибрации при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха.
Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывают зонд с шариком на конце.
Аналогично можно получить вибрацию с механической помощью при быстром произнесении на выдохе звука [д] («ддддд...»). Движения языка, сливаясь с быстрыми движениями зонда (шпателя, пальца), переходят в вибрацию: «дррр...».
Звук [р'] требует более низкого положения кончика языка (у верхнего края зубов). Если вначале ребенок овладел произношением только твердого [р], то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким [р']. Рекомендуется предварительно разъяснить разницу в артикуляции при звуке [р] и [р'], а затем произносить слоги: «ари», «аря», «арю». Иногда (в частности, при массивной подъязычной связке) легче удается поставить звук [p']. В этих случаях следует автоматизировать звук [р'] и одновременно продолжать постановку звука [р]. В результате в большинстве случаев оказывается необходимым провести дифференциацию между звуками [р] и [р'].
Дифференциация звука [р] и его заменителя необходима во всех случаях параротацизма.
Недостатки произношения «л» - «л′» (ламбдацизм и параламбдацизм)
1.Недостатки произношения фонем л и л' носят название ламбдацизма. Те разновидности дефекта, которые выражаются в замене этих фонем какими-либо другими, носят название параламбдацизма.
Механизм образования фонемы л состоит в следующем. Положение губ зависит от смежных, главным образом последующих фонем, что видно, например, при сопоставлении слогов ла, ло, и лу. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха. Такой проход может быть лишь с одной стороны, чаще слева. Корневая часть языка поднята, благодаря чему при наличии боковых проходов с обеих сторон язык принимает форму седла. Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Мягкая фонема л' отличается по артикуляции от твердой тем, что поднимается не корневая часть языка, а передне-средняя часть его спинки, смыкается не только кончик языка с деснами, но и значительная поверхность передней части спинки языка с альвеолами. Нередко фонема л вообще произносится при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами.
2.Недостатки произношения фонемы л имеют ряд разновидностей, причем многие из них совпадают с рассмотренными видами ротацизма (параротацизма). Сюда относятся, в частности, выражение фонемы в словах в виде удлинения смежных гласных.., произнесение л в виде краткого гласного звука типа ы.., фрикативного г.., заменал фонемой й.., фонемой л' или полумягким (вологодским) звуком l.., фонемой н... или, наконец, воспроизведение фонемы л в виде заднеязычного носового звука G.., (как в конце английского слова long, или немецкого lang).
Пожалуй, наиболее распространенным видом ламбдацизма является воспроизведение в качестве фонемы л двугубного сонанта w, который слышится, например, в английских словах why, what. Этот звук напоминает в или краткое у и получается в результате присоединения к голосу легкого шума от трения струи выдыхаемого воздуха о стенки щели, образуемой сближенными губами. Язык при этом оттянут вглубь рта, как при гласной фонеме у.
3.Приемы постановки звука [л]
Ребенку предлагают по данному образцу, пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами, а затем, не меняя положения языка, произнести протяжно а или ы. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжное л.
В тех случаях, когда возникают особые затруднения в образовании боковых щелей, например при параламбдацизме, проявляющемся в замене л фонемой н, можно рекомендовать применение зонда. Зонд укладывается поперек языка и прижимает его боковые края, после чего кончик языка упирается в верхние зубы. При таких условиях струя выдыхаемого воздуха устремляется в проходы, образуемые с помощью зонда между боковыми краями языка и верхними коренными зубами.
В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только фонему л, но и ее мягкую пару л′ исправление первой служит надежной базой л для усвоения второй, что обычно легко достигается в открытых слогах с гласными переднего ряда (ли, ле), а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих л' и л.
Недостатки произношения свистящих звуков «с» - «с,», «з» - «з,», «ц» (сигматизм, парасигматизм).
1.Свистящие фонемы.
Механизм образования фонемы с состоит в следующем. Губы слегка растягиваются в улыбку, исключая те случаи, когда последующими фонемами являются гласные о и у, что приводит к упреждающему округлению губ. Это ясно видно, если сравнить артикуляцию фонемы с в слогах са, со, су.Зубы либо сжаты, либо сближены, оставляя лишь узкую щель (около 1—2 мм). Язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам и боковым поверхностям нёба. Вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полости. Встречая во рту препятствие в виде узкой щели между спинкой языка и альвеолами, струя выдыхаемого воздуха вызывает свистящий шум, высота которого определяется малой величиной полости, образуемой между передней частью спинки языка и передними зубами.Особенность артикуляции мягкой фонемы с' заключается в более высоком подъеме спинки языка, а также в некотором его перемещении вперед, что приводит к еще большему сокращению размера полости между языком и резцами. Растягивание губ становится более выраженным.
Отличие фонемы з от с и з' от с' состоит в том, что при звонких согласных голосовые связки смыкаются и приходят в колебание, а также в том, что напор выдыхаемой струи воздуха становится при звонких слабее и щель между спинкой языка и альвеолами уже, чем при глухих.
Фонема ц, как слитная, представляет собой тесное соединение смычного согласного т и щелевого с.В первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты. Вслед за этим смычка взрывается, и спинка языка отскакивает в положение, присущее артикуляции фонемы с.
2.Основные виды сигматизма.
Губно-зубной сигматизм. Фонема с произносится с оттенком ф ввиду того, что в образовании щели, помимо языка, принимает участие нижняя губа, сближенная с верхними резцами. Тот же оттенок приобретает фонема ц, а к з как бы примешивается оттенок фонемы в.
Межзубный сигматизм. Отсутствует характерный для фонемы с свист, вместо которого слышится более низкий и слабый шум, что обусловлено положением языка, просунутого между зубами. В результате такой артикуляции круглая щель у альвеол заменяется плоской, образуемой между языком и верхними резцами. Аналогично изменяются артикуляция и звучание фонем з и ц.
Боковой сигматизм. вместо с слышится своеобразный хлюпающий шум, подобие которого можно получить, если, сжав зубы, с силой произнести шепотом фонему л. Причина такого искажения фонемы лежит в том, что кончик языка и передняя часть его спинки образуют смычку с резцами и альвеолами, а боковой край языка с одной стороны не прилегает к коренным зубам, в результате чего образуется боковая щель, через которую с шумом выходит струя выдыхаемого воздуха. Иногда такие щели образуются с обеих сторон.
Носовой сигматизм. Произношение фонем с, ц и з, характеризуется резким отклонением в характере присущего им шума и сопровождается появлением носового оттенка у последующей гласной фонемы. Носовой оттенок гласных обусловлен в этих случаях тем, что предшествующие им согласные произносятся при наличии значительной щели между мягким нёбом и задней стенкой глотки, вследствие чего струя выдыхаемого воздуха проходит через нос.
Призубный сигматизм характеризуется, как и межзубный, отсутствием свиста или заметным его притуплением, а часто и прямой заменой фонем с, ц и з фонемами т и д.. В последнем случае дефект принимает вид парасигматизма.Причиной призубного сигматизма (парасигматизма) является почти полное или полное замыкание ротовой полости. Предрасполагающим обстоятельством к этому служит так называемый глубокий или закрытый прикус, при котором резцы нижней челюсти полностью перекрываются резцами верхней челюсти. Призубный сигматизм часто сопутствует тугоухости, особенно в тех случаях, когда она наиболее выражена по отношению к высоким тонам. Иногда этот вид сигматизма охватывает не только группу свистящих фонем, но и группу шипящих.
Шипящий парасигматизм. Язык принимает артикуляцию, характерную для ш, или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный щ.
3.Основные приемы постановки свистящих и шипящих звуков
Виды нарушений | Методика постановки | |
свистяших звуков | шипящих звуков | |
I.Межзубный сигматизм | 1. По подражанию. 2. С механической помощью, используя спичку или зонд«уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы 3. Пение [т'] | 1. По подражанию. 2. С механической помо- щью, используя зонд «рам- ка», поднять кончик языка к альвеолам. 3. От артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чаше- чку» в рот, не разлив чай. 4. От английского [t] с сомк- нутыми зубами и вытяну- тыми вперед губами. 5. От [р], остановив вибра- цию и вытянув губы впе- ред трубочкой |
II. Боковой сигматизм | 1. Через межзубное произношение. | 1. Через межзубное произношение. |
III.Носовой сигматизм | 1. От [ф] с положением языка между нижней губой и верх- ними резцами. 2. Произнести [с] при зажатых крыльях носа. 3. Через межзубное произно- шение | 1. Произнести [ш] при зажатых крыльях носа. Через межзубное произношение |
IV.Губно-зубной парасигматизм | 1. Выполнить артикуляцион- ное упражнение «Заборчик», произнести звук [с], придер- живая нижнюю губу. 2. Пение [т] | Произнести звук [ш], вытянув губы вперед и придерживая нижнюю губу |
V. Призубный парасигматизм | 1. Через межзубное произношение. 2. С механической помощью | 1. Через межзубное произ- ношение. 2. С механической помо- щью |
VI. а) Шипящий парасигматизм б) Свистящий парасигматизм | 1. С механической помощью 2.Через межзубное произношение звука [ф] | С механической помощью |
Недостатки произношения шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ».
1.Механизм образования фонемы ш состоит в следующем. Губы слегка округлены. Зубы либо сжаты, либо сближены, оставляя лишь узкую щель (около 1—2 мм). Язык поднят «чашечкой» («ковшом») к небу. Боковыми краями он прилегает к верхним зубам, а передним краем — к нёбу за альвеолами, оставляя по средней линии полулунную щель. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полость.
Встречая во рту препятствие в виде щели между передним краем языка и нёбом струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, более низкий, чем при фонеме с, и воспринимаемый на слух как шипение.
Более низкий шум при произнесении ш, чем при произнесении с, определяется сравнительно большим размером полости, которая образуется между поднятым к нёбу языком и передними зубами. Некоторое дополнительное понижение шума достигается округлением губ.
Различие в механизме образования фонем ш и ж состоит в том, что при последней смыкаются и приходят в колебание голосовые связки, несколько слабее становится напор струи выдыхаемого воздуха, несколько уже щель между языком и небом.
Фонема щ, как мягкая, отличается, от фонемы ш более высоким положением спинки языка и легким перемещением его кпереди, вызывающим некоторое уменьшение размеров полости между языком и передними зубами и способствующим вместе с подъемом спинки языка известному повышению шипящего шума.
Фонема ч, как слитная, представляет собой тесное соединение смычного согласного типа т и щелевого щ. В первый момент язык смыкается передним краем с нёбом за альвеолами. Спинка и боковые края языка занимают такое же положение, как при фонеме щ. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты. Вслед за этим смычка взрывается, и передний край языка отскакивает в положение, присущее артикуляции фонемы щ.
2.Основные виды нарушений звуков ш и ж.
Среди нарушений этих звуков отмечается несколько видов искаженного произношения.
«Щечное»произношение ш и ж. Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при из несении звонкого ж к шуму прибавляется голос; пронесение звука сопровождается раздуванием щек.
«Нижнее»произношение щ и ж. Щель образуется сближением кончика языка с твердым нёбом, а передней частью его спинки. При таком артикулировании шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук, щ,произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировании может произноситься твердый звук.
Заднеязычноепроизношение ш и ж. Щель образуется сближением задней части спинки языка с твердым нёбом. В этом случае шум, напоминающий шум при звуке х звонком фрикативном г, как в южнорусских областях. Кроме случаев искаженного произношения ш и ж, наблюдаются различные замены шипящих другими звуками. Среди них наиболее частыми оказываются замены шипящих свистящими.
Недостатки произношения звуков щ и ч.
При наличии ш недостатков в произношении фонем щ и ч обычно не наблюдается, за исключением тех случаев, когда имеет место парасигматизм в виде замены щ на с' и ч на ц'. Мало того, как указывалось, нередко наряду с дефектной фонемой ш наблюдается правильное звучание фонем щ и ч.
Для исправления фонемы щ, произносимой как с′ проще всего воспользоваться зондом или шпателем.
При замене фонемы ч посредством ц'(или ц) рекомендуется тот же механический прием, что и при коррекции щ.
Недостатки произношения «j» (йотацизм), «к» - «к,», «г» - «г,», «х» - «х,» (каппацизм, гаммацизм, хитизм).
Исправление недостатков произношения фонем «к» - «к,», «г» - «г,», «х» - «х,»
1.Уклад органов артикуляции. Губы несколь растянуты, но меньше, чем при и. Расстояние между резц ами 1—2 мм. Кончик языка лежит у нижних резцов. Средняя часть спинки языка сильно поднята к твердому нёбу. Задняя ее часть и корень продвинуты вперед. Края упираются в верхние боковые зубы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки колеблются и образуют голос. В зависимости от фонетического положения звука может артикулироваться при более узкой или более широкой щели. Выдыхаемая струя воздуха слабая.
2.Недостатки произношения фонемы j(йот) встречается преимущественно у дошкольников и состоит обычно в ее замене фонемой л′.
Взамен артикуляции, присущей фонеме j, используется нижний или верхний вариант артикуляции фонемы л'.
3.Исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены фонемы j гласной фонемой и. Ребенку предлагается произнести сочетания гласных типа иа, аиа, ио, аио, аи, ои и т.п., несколько протягивая фонему и. В таком же виде произносятся простейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами; иа, иаблоко; ио, иожик; аи, играи; ои, стои и т.п. Далее включаются более трудные слова: маиак, смеиотся, играиут и т.п. Наконец следуют самые трудные: обезиана, пиот, шиут и т.п.
Постепенно длительность гласного и сокращается и из слогового звука он превращается в неслоговой.
Можно воспользоваться механическим способом постановки j от фонемы з'. Ребенка побуждают произнести слог за (протягивая согласную фонему) и нажимают шпателем на самую переднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между (з'а) и (ж'а). Затем шпатель продвигается несколько глубже, пока не послышится четкое йа.
4. Механизм образования фонемы к состоит в следующем. Положение губ зависит от смежных, главным образом последующих, фонем, что видно например, при сопоставлении слогов ка, ко, ку. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен, а задняя часть спинки смыкается с нёбом, место смычка колеблется в зависимости от фонетических условий: при ка оно находится примерно на границе между твердым и мягким нёбом, при ко и ку перемещается глубже (язык смыкается уже с мягким нёбом). В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь находящемуся позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты.
Фонема г по механизму своего образования отличается от к лишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву.
Особенность артикуляции фонемы х, отличающая ее от к, состоит в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, оставляя по средней линии щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме х
Мягкие фонемы к′, г', х' отличаются от парных твердых перемещением смычки или щели, образуемых языком и нёбом, вперед, к средней части твердого нёба.
5.Встречаются три основных вида каппацизма.
В одних случаях вместо к слышится характерный негромкий гортанный щелчок. Этот звук получается в результате того, что голосовые связки плотно смыкаются, действием выдыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взрывается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.
В других случаях имеет место паракаппацизм в виде замены фонемы к на т. В третьем случае взрывная фонема кзаменяется фрикативной х, что опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм.
6.Исправление недостатков произношения фонем «к» - «к,», «г» - «г,», «х» - «х,».
Если не удается исправить фонему к на основе подражания с показом артикуляции перед зеркалом и пластического изображения смычки языка с нёбом кистями рук, то следует воспользоваться механическим способом постановки к отт с помощью шпателя. Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та. Повторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка, удержание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо та должно получиться кя. Наконец шпатель продвигается еще глубже, благодаря чему получается чистое ка.
Так же ставится звук г от слога да, но его можно получить и озвончением к.
Звук х ставится от звука с аналогичным приемом: сначала слышится ся, вслед за ним хя и наконец ха.
Нарушение противопоставлений фонем по участию голоса и по степени участия спинки языка (смягчение).
1.В произношении согласных звуков, имеющих твердую и мягкую пару, наблюдаются дефекты твердости и смягчения согласных звуков.
Возможны три варианта дефектов твердости и смягчения согласных звуков:
а) замены мягких согласных звуков в речи их парными твердыми звуками
(масо — «мясо», пат — «пять» и т.д.);
б) смягчение твердых согласных, замена их парными мягкими («дом» — дем, «заяц» — зяяць, «тарелка» — тярелка и т.д.);
в) смешение твердых и мягких звуков в речи, т.е. наряду с правильным
произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в
ту, так и в другую сторону.
Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков — выгибание средней части спинки языка и ее опускание.
Попытка исправить дефект на основе подражания предполагает слуховое восприятие звучания и зрительное восприятие артикуляции мягких фонем при их сопоставлении с соответствующими твердыми... Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных язык имеет плоскую форму, при мягких же его кончик упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать перед зеркалом различие в положении языка и побудить ребенка воспроизвести увиденное.
Далее следует пробное повторение за логопедом слогов: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-атъ, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь, и т. п.
В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие согласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффективными, рекомендуется применение механического способа, который состоит в следующем. В качестве исходной, используется фонема т, от которой с помощью механического воздействия на язык ставится фонема т'.Выбор данной пары согласных определяется тем, что фонема т' может отличаться от фонемы т (также, впрочем, как д от д', н от н' и л от л') не только подъемом спинки языка (верхний вариант артикуляции), но и опущенным к нижним резцам кончиком языка (нижний вариант артикуляции). Благодаря этому, предложив ребенку произнести несколько раз фонему т или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить фонему т' в изолированном виде или в открытом слоге.
Тот же механический способ применяется при постановке д' от д и н' от н. Целесообразно ставить звуки в следующем порядке: ф', в', п', м', с', з', р', л'.
Закрепляя мягкие согласные на материале слогов, слов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на их дифференциацию с твердыми звуками.
В произношении согласных звуков, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения и оглушения.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 301.