III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель его — сформировать у ребенка умения и навыки бе­зошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

На занятиях используются тексты, применяются различные формы и виды речи, творческие упражнения, материал, насыщен­ный теми или иными звуками.

Недостатки произношения звуков «р» - «р» (ротацизм и параротацизм).

 

1. Разнообразные недостатки произношения фонем р и р' носят название ротацизма, который может выражаться в искажении этих фонем или в замене их другими фонемами. Вторая разновидность дефекта называетсяпараротацизмом.

Механизм образования фонемы р заключается в следующем. Положение губ зависит от смежных фонем, в частности от следу­ющей гласной фонемы, что видно, например, при сравнении слогов ра, ро, ру. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Язык принимает форму ложечки. Его боко­вые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край поднять к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под на­пором выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Мягкая фонема р' отличается по артикуляции от парной твердой допол­нительным подъемом спинки языка к нёбу и некоторым его пе­ремещением вперед.

2.Недостатки произношения звуков р и р'.

1.Горловое произношение звука р

Отличие горлового р от правильного состоит в том, что виб­рация образуется колебаниями не кончика языка

Первый тип подобной артикуляции — это велярного р (velum — мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспоря­дочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает фонеме р специ­фическое дефектное звучание.

Второй тип — увулярное р ( uvula — язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом вибра­ция носит гармонический характер и слышится отчетливый ро­кот.

2.Встречается двугубный [р]. Первый вариант — «кучерс­кое» произношение, образуемое вибрацией обеих губ. Второй вариант — без вибрации — воспроизведение [р] с помощью об­разования двугубной щели, когда слышится нечто вроде анг­лийского «w».

3.При боковом произношении [р] вибрация присутствует, но место ее передвигается.

Смычка образуется сле­дующими способами:

а) поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается звучание [рл];

б) кончик языка или один из боковых краев языка + внутренняя поверхность щели: вибрация получается грубой, как результат— «щечный» звук [р];

в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает
звук [п];

г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых краев с нёбом происходит или правее, или левее средней линии — звучание [p] несколько смягченное.

4.Вместо [р] порой встречается носовой звук типа английс­кого или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корне­вой части языка с мягким нёбом при свободном проходе возду­ха из глотки в нос.

В некоторых случаях приходится сталкиваться с так на­зываемым одноударным [р], при котором передний край язы­ка лишь один раз соприкасается с альвеолами, вибрация отсут­ствует, слышится звук, напоминающий английский (альвео­лярный) «d». Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются.

Возможно и глухое произношение звука [р]. При одноударном и глухом произношении звука [р] артикуляция ока­зывается наиболее близкой к норме.

Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.

У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] на [л] или [л'] и на [д]. В данных вариантах параротацизма место образования звука остается более или менее правильным, но изме­няется способ произношения, звук перестает быть дрожащим. В случаях замен звуков: [р] => [j], [p] => [в], [р] => [г] — изменяется и место произношения: переднеязычный [р] заменяется среднеязычным [j], губно-зубным [в], заднеязычным [г], и спо­соб произношения: дрожащий заменяется щелевыми или взрыв­ными звуками. Возможна замена звука [р] парным мягким [р'].

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охваты­вает как твердый [р], так и мягкий [р']. Нередко, однако, при нарушенном [р] отмечается сохранный [р']. Реже наблюдается обратное.

3.Приемы постановки звука [р]

В легких случаях возможна постановка звука по подражанию.

Первый вариант заключается в том, что язык всей своей мас­сой плотно присасывается к нёбу, как при щелканье языком или при сосании конфеты, и одновременно через нос вдыхается воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувает­ся на «прилипший» к нёбу язык. При удачном приеме удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя и укрепляя это сочета­ние, можно получить полный раскат «тррр», а затем озвончить его — «дррр».

Другим приемом является, постановка звука [р] от [д], повторяющегося на одном выдохе: «ддд», «ддд» — с последующим более формированным произнесением последнего.

Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетаниях «тд», «тд» или «тдд», «тдд» в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних рез­цов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно подуть на кончик язы­ка, и в этот момент возникает вибрация.

Иногда вибрация возникает в результате выполнения уп­ражнения «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [а]быстро «болтается» сначала между губами, затем — между зубами и, наконец, — за альвеолами. Возникает одноударный звук [р], который произносится в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры» с форсированным произнесением последнего слога. Во время тренировки выдыхаемая струя долж­на быть сильной. После многократных повторений можно по­лучить вибрацию: «ррра-ррра-ррра».

Фрикативный [р] ставится от звука [ж] без вибрации при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к альвеолам. При этом звук произносится со значительным на­пором воздуха.

Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывают зонд с шариком на конце.

Аналогично можно получить вибрацию с механической по­мощью при быстром произнесении на выдохе звука [д] («ддддд...»). Движения языка, сливаясь с быстрыми движени­ями зонда (шпателя, пальца), переходят в вибрацию: «дррр...».

Звук [р'] требует более низкого положения кончика языка (у верхнего края зубов). Если вначале ребенок овладел произ­ношением только твердого [р], то одновременно с его закреп­лением необходимо начать работу над мягким [р']. Рекомен­дуется предварительно разъяснить разницу в артикуляции при звуке [р] и [р'], а затем произносить слоги: «ари», «аря», «арю». Иногда (в частности, при массивной подъязычной связке) легче удается поставить звук [p']. В этих случаях сле­дует автоматизировать звук [р'] и одновременно продолжать постановку звука [р]. В результате в большинстве случаев оказывается необходимым провести дифференциацию между зву­ками [р] и [р'].

Дифференциация звука [р] и его заменителя необходима во всех случаях параротацизма.

 

 

Недостатки произношения «л» - «л» (ламбдацизм и параламбдацизм)

1.Недостатки произношения фонем л и л' носят название ламбдацизма. Те разновидности дефекта, которые выражаются в за­мене этих фонем какими-либо другими, носят название параламбдацизма.

Механизм образования фонемы л состоит в следующем. По­ложение губ зависит от смежных, главным образом последую­щих фонем, что видно, например, при сопоставлении слогов ла, ло, и лу. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны. Боковые края языка не смыкают­ся с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха. Такой проход может быть лишь с одной стороны, чаще слева. Корневая часть языка под­нята, благодаря чему при наличии боковых проходов с обеих сторон язык принимает форму седла. Мягкое нёбо поднято, зак­рывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Мягкая фонема л' отличается по артикуляции от твердой тем, что поднимается не корневая часть языка, а передне-сред­няя часть его спинки, смыкается не только кончик языка с деснами, но и значительная поверхность передней части спин­ки языка с альвеолами. Нередко фонема л вообще произносит­ся при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами.

2.Недостатки произношения фонемы л имеют ряд разновид­ностей, причем многие из них совпадают с рассмотренными ви­дами ротацизма (параротацизма). Сюда относятся, в частности, выражение фонемы в словах в виде удлинения смежных глас­ных.., произнесение л в виде краткого гласного звука типа ы.., фрикативного г.., заменал фонемой й.., фонемой л' или полу­мягким (вологодским) звуком l.., фонемой н... или, наконец, вос­произведение фонемы л в виде заднеязычного носового звука G.., (как в конце английского слова long, или немецкого lang).

Пожалуй, наиболее распространенным видом ламбдацизма яв­ляется воспроизведение в качестве фонемы л двугубного со­нанта w, который слышится, например, в английских словах why, what. Этот звук напоминает в или краткое у и получается в ре­зультате присоединения к голосу легкого шума от трения струи выдыхаемого воздуха о стенки щели, образуемой сближенными губами. Язык при этом оттянут вглубь рта, как при гласной фо­неме у.

3.Приемы постановки звука [л]

Ребенку предлагают по данному образцу, пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами, а затем, не меняя положения языка, произнести протяжно а или ы. Уже при этом положении рече­вых органов может получиться протяжное л.

В тех случаях, когда возникают особые затруднения в образо­вании боковых щелей, например при параламбдацизме, прояв­ляющемся в замене л фонемой н, можно рекомендовать приме­нение зонда. Зонд укладывается поперек языка и прижимает его боковые края, после чего кончик языка упирается в верхние зубы. При таких условиях струя выдыхаемого воздуха устремляется в проходы, образуемые с помощью зонда между боковыми края­ми языка и верхними коренными зубами.

В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только фонему л, но и ее мягкую пару л′ исправление первой служит надежной базой л для усвоения второй, что обычно легко достигается в от­крытых слогах с гласными переднего ряда (ли, ле), а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих л' и л.

 

Недостатки произношения свистящих звуков «с» - «с,», «з» - «з,», «ц» (сигматизм, парасигматизм).

 

1.Свистящие фонемы.

Механизм образования фонемы с состо­ит в следующем. Губы слегка растягиваются в улыбку, исключая те случаи, когда последующими фонемами являются гласные о и у, что приводит к упреждающему округлению губ. Это ясно вид­но, если сравнить артикуляцию фонемы с в слогах са, со, су.Зубы либо сжаты, либо сближены, оставляя лишь узкую щель (около 1—2 мм). Язык упирается кончиком в десны нижних рез­цов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам и боковым поверхностям нёба. Вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывает­ся наружу узким круглым отверстием. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ро­товую полости. Встречая во рту препятствие в виде узкой щели между спинкой языка и альвеолами, струя выдыхаемого воздуха вызывает свистящий шум, высота которого определяется малой величиной полости, образуемой между передней частью спинки языка и передними зубами.Особенность артикуляции мягкой фонемы с' заключается в более высоком подъеме спинки языка, а также в некотором его перемещении вперед, что приводит к еще большему сокращению размера полости между языком и резцами. Растягивание губ ста­новится более выраженным.

Отличие фонемы з от с и з' от с' состоит в том, что при звон­ких согласных голосовые связки смыкаются и приходят в коле­бание, а также в том, что напор выдыхаемой струи воздуха стано­вится при звонких слабее и щель между спинкой языка и альвеолами уже, чем при глухих.

Фонема ц, как слитная, представляет собой тесное соединение смычного согласного т и щелевого с.В первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты. Вслед за этим смыч­ка взрывается, и спинка языка отскакивает в положение, прису­щее артикуляции фонемы с.

2.Основные виды сигматизма.

Губно-зубной сигматизм. Фонема с произносится с от­тенком ф ввиду того, что в образовании щели, помимо языка, принимает участие нижняя губа, сближенная с верхними резцами. Тот же оттенок приобретает фонема ц, а к з как бы примешивает­ся оттенок фонемы в.

Межзубный сигматизм. Отсутствует характерный для фо­немы с свист, вместо которого слышится более низкий и слабый шум, что обусловлено положением языка, просунутого между зубами. В результате такой артикуляции круглая щель у альвеол заменяется плоской, образуемой между языком и верхними рез­цами. Аналогично изменяются артикуляция и звучание фонем з и ц.

Боковой сигматизм. вместо с слышится своеобразный хлюпающий шум, подобие которого можно получить, если, сжав зубы, с силой произнести шепотом фонему л. Причина такого искажения фонемы лежит в том, что кончик языка и передняя часть его спинки образуют смычку с резцами и альвеолами, а боковой край языка с одной стороны не прилегает к коренным зубам, в результате чего образуется боковая щель, через которую с шумом выходит струя выдыхаемого воздуха. Иногда такие щели образуются с обеих сторон.

Носовой сигматизм. Произношение фонем с, ц и з, характеризуется резким отклонением в характере присущего им шума и сопровождается появлением носового оттенка у последующей гласной фонемы. Носовой оттенок гласных обусловлен в этих случаях тем, что предшествующие им согласные произносятся при наличии зна­чительной щели между мягким нёбом и задней стенкой глотки, вследствие чего струя выдыхаемого воздуха проходит через нос.

Призубный сигматизм характеризуется, как и межзубный, от­сутствием свиста или заметным его притуплением, а часто и прямой заменой фонем с, ц и з фонемами т и д.. В последнем случае дефект принимает вид парасигматизма.Причиной призубного сигматизма (парасигматизма) является почти полное или полное замыкание ротовой полости. Предрас­полагающим обстоятельством к этому служит так называемый глубокий или закрытый прикус, при котором резцы нижней че­люсти полностью перекрываются резцами верхней челюсти. При­зубный сигматизм часто сопутствует тугоухости, особенно в тех случаях, когда она наиболее выражена по отношению к высоким тонам. Иногда этот вид сигматизма охватывает не только группу свистящих фонем, но и группу шипящих.

Шипящий парасигматизм. Язык принимает артикуляцию, характерную для ш, или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный щ.

3.Основные приемы постановки свистящих и шипящих звуков

Виды нарушений

Методика постановки

  свистяших звуков шипящих звуков
I.Межзубный сигматизм 1. По подражанию. 2. С механической помощью, используя спичку или зонд«уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы 3. Пение [т'] 1. По подражанию. 2. С механической помо- щью, используя зонд «рам- ка», поднять кончик языка к альвеолам. 3. От артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чаше- чку» в рот, не разлив чай. 4. От английского [t] с сомк- нутыми зубами и вытяну- тыми вперед губами. 5. От [р], остановив вибра- цию и вытянув губы впе- ред трубочкой
II. Боковой сигматизм 1. Через межзубное произно­шение. 1. Через межзубное произ­ношение.
III.Носовой сигматизм 1. От [ф] с положением языка между нижней губой и верх- ними резцами. 2. Произнести [с] при зажатых крыльях носа. 3. Через межзубное произно- шение 1. Произнести [ш] при за­жатых крыльях носа. Через межзубное произно­шение
IV.Губно-зубной парасигматизм 1. Выполнить артикуляцион- ное упражнение «Заборчик», произнести звук [с], придер- живая нижнюю губу. 2. Пение [т] Произнести звук [ш], вытя­нув губы вперед и придер­живая нижнюю губу
V. Призубный парасигматизм 1. Через межзубное произношение. 2. С механической помощью 1. Через межзубное произ- ношение. 2. С механической помо- щью
VI. а) Шипящий парасигматизм б) Свистящий парасигматизм 1. С механической помощью 2.Через межзубное произноше­ние звука [ф] С механической помощью

Недостатки произношения шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ».

 

1.Механизм образования фонемы ш состоит в следующем. Губы слегка округлены. Зубы либо сжаты, либо сближены, оставляя лишь узкую щель (около 1—2 мм). Язык под­нят «чашечкой» («ковшом») к небу. Боковыми краями он приле­гает к верхним зубам, а передним краем — к нёбу за альвеолами, оставляя по средней линии полулунную щель. Мягкое нёбо под­нято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и рото­вую полость.

Встречая во рту препятствие в виде щели между передним краем языка и нёбом струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, более низкий, чем при фонеме с, и воспринимаемый на слух как шипение.

Более низкий шум при произнесении ш, чем при произнесе­нии с, определяется сравнительно большим размером полости, которая образуется между поднятым к нёбу языком и передними зубами. Некоторое дополнительное понижение шума достигает­ся округлением губ.

Различие в механизме образования фонем ш и ж состоит в том, что при последней смыкаются и приходят в колебание го­лосовые связки, несколько слабее становится напор струи выды­хаемого воздуха, несколько уже щель между языком и небом.

Фонема щ, как мягкая, отличается, от фонемы ш более высо­ким положением спинки языка и легким перемещением его кпе­реди, вызывающим некоторое уменьшение размеров полости между языком и передними зубами и способствующим вместе с подъемом спинки языка известному повышению шипящего шума.

Фонема ч, как слитная, представляет собой тесное соединение смычного согласного типа т и щелевого щ. В первый момент язык смыкается передним краем с нёбом за альвеолами. Спинка и бо­ковые края языка занимают такое же положение, как при фонеме щ. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты. Вслед за этим смычка взрывается, и передний край языка отскакивает в положение, присущее артикуляции фонемы щ.

2.Основные виды нарушений звуков ш и ж.

Среди нарушений этих звуков отмечается несколько видов искаженного произношения.

«Щечное»произношение ш и ж. Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при из несении звонкого ж к шуму прибавляется голос; проне­сение звука сопровождается раздуванием щек.

«Нижнее»произношение щ и ж. Щель образуется сближением кончика языка с твердым нёбом, а передней частью его спинки. При таком артикулировании шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук, щ,произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировании может произноситься твердый звук.

Заднеязычноепроизношение ш и ж. Щель образуется сближением задней части спинки языка с твердым нёбом. В этом случае шум, напоминающий шум при звуке х звонком фрикативном г, как в южнорусских областях. Кроме случаев искаженного произношения ш и ж, наблюдаются различные замены шипящих другими звуками. Среди них наиболее частыми оказываются замены шипящих свистящими.

Недостатки произношения звуков щ и ч.

При наличии ш недостатков в произношении фонем щ и ч обычно не наблюдается, за исключением тех случаев, когда имеет место парасигматизм в виде замены щ на с' и ч на ц'. Мало того, как указывалось, нередко наряду с дефектной фонемой ш наблю­дается правильное звучание фонем щ и ч.

Для исправления фонемы щ, произносимой как с′ проще всего воспользоваться зондом или шпателем.

При замене фонемы ч посредством ц'(или ц) рекомендуется тот же механический прием, что и при коррекции щ.

 

Недостатки произношения «j» (йотацизм), «к» - «к,», «г» - «г,», «х» - «х,» (каппацизм, гаммацизм, хитизм).

 

Исправление недостатков произношения фонем «к» - «к,», «г» - «г,», «х» - «х,»

1.Уклад органов артикуляции. Губы несколь растянуты, но меньше, чем при и. Расстояние между резц ами 1—2 мм. Кончик языка лежит у нижних резцов. Средняя часть спинки языка сильно поднята к твердому нёбу. Задняя ее часть и корень продвинуты вперед. Края упираются в верхние боковые зубы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки колеблются и образуют голос. В зависимости от фонетического положения звука может артикулироваться при более узкой или более широкой щели. Выдыхаемая струя воздуха слабая.

2.Недостатки произношения фонемы j(йот) встречается преимуще­ственно у дошкольников и состоит обычно в ее замене фонемой л′.

Взамен артикуляции, присущей фонеме j, используется ниж­ний или верхний вариант артикуляции фонемы л'.

3.Исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены фонемы j гласной фонемой и. Ребенку предлагается произнести сочетания гласных типа иа, аиа, ио, аио, аи, ои и т.п., несколько протягивая фонему и. В таком же виде произносятся простейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами; иа, иаблоко; ио, иожик; аи, играи; ои, стои и т.п. Далее включаются более трудные слова: маиак, смеиотся, играиут и т.п. Наконец следуют самые трудные: обезиана, пиот, шиут и т.п.

Постепенно длительность гласного и сокращается и из слого­вого звука он превращается в неслоговой.

Можно воспользо­ваться механическим способом постановки j от фонемы з'. Ребенка побуждают произнести слог за (протягивая согласную фонему) и нажимают шпателем на са­мую переднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между (з'а) и (ж'а). Затем шпатель продвигается несколь­ко глубже, пока не послышится четкое йа.

4. Механизм образования фонемы к состоит в следующем. Поло­жение губ зависит от смежных, главным образом последующих, фонем, что видно например, при сопоставлении слогов ка, ко, ку. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое рас­стояние. Кончик языка опущен, а задняя часть спинки смыкается с нёбом, место смычка колеблется в зависимости от фонетических условий: при ка оно находится примерно на границе между твер­дым и мягким нёбом, при ко и ку перемещается глубже (язык смыкается уже с мягким нёбом). В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь нахо­дящемуся позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает про­ход в нос. Голосовые связки разомкнуты.

Фонема г по механизму своего образования отличается от к лишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву.

Особенность артикуляции фонемы х, отличающая ее от к, состо­ит в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, ос­тавляя по средней линии щель, проходя через которую струя вы­дыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме х

Мягкие фонемы к′, г', х' отличаются от парных твердых пере­мещением смычки или щели, образуемых языком и нёбом, впе­ред, к средней части твердого нёба.

5.Встречаются три основных вида каппацизма.

В одних случаях вместо к слышится характерный негромкий гортанный щелчок. Этот звук получается в результате того, что голосовые связки плотно смыкаются, действием выдыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взры­вается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.

В других случаях имеет место паракаппацизм в виде замены фонемы к на т. В третьем случае взрывная фонема кзаменяет­ся фрикативной х, что опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм.

6.Исправление недостатков произношения фонем «к» - «к,», «г» - «г,», «х» - «х,».

Если не удается исправить фонему к на основе подражания с показом артикуляции перед зеркалом и пластического изобра­жения смычки языка с нёбом кистями рук, то следует воспользо­ваться механическим способом постановки к отт с помощью шпателя. Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та. По­вторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпа­телем на переднюю часть спинки языка, удержание ее за нижни­ми резцами. При таких условиях вместо та должно получиться кя. Наконец шпатель продвигается еще глубже, благодаря чему получается чистое ка.

Так же ставится звук г от слога да, но его можно получить и озвончением к.

Звук х ставится от звука с аналогичным приемом: сначала слышится ся, вслед за ним хя и наконец ха.

Нарушение противопоставлений фонем по участию голоса и по степени участия спинки языка (смягчение).

 

1.В произношении согласных звуков, имеющих твердую и мягкую пару, наблюдаются дефекты твердости и смягчения согласных звуков.

Возможны три варианта дефектов твердости и смягчения согласных звуков:

а) замены мягких согласных звуков в речи их парными твердыми звуками
(масо — «мясо», пат — «пять» и т.д.);

б) смягчение твердых согласных, замена их парными мягкими («дом» — дем, «заяц» — зяяць, «тарелка» — тярелка и т.д.);

в) смешение твердых и мягких звуков в речи, т.е. наряду с правильным
произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в
ту, так и в другую сторону.

Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков — выгибание средней части спинки языка и ее опускание.

Попытка исправить дефект на основе подражания предполагает слуховое восприятие звучания и зрительное восприятие артикуляции мягких фонем при их сопоставлении с соответствующими твердыми... Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных язык имеет плоскую форму, при мягких же его кончик упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать перед зеркалом различие в положении языка и побудить ребенка воспроизвести увиденное.

Далее следует пробное повторение за логопедом слогов: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-атъ, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь, и т. п.

В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие согласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффективными, рекомендуется применение механического способа, который состоит в следующем. В качестве исходной, используется фонема т, от которой с помощью механического воздействия на язык ставится фонема т'.Выбор данной пары согласных определяется тем, что фонема т' может отличаться от фонемы т (также, впрочем, как д от д', н от н' и л от л') не только подъемом спинки языка (верхний вариант артикуляции), но и опущенным к нижним резцам кончиком языка (нижний вариант артикуляции). Благодаря этому, предложив ребенку произнести несколько раз фонему т или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить фонему т' в изолированном виде или в открытом слоге.

Тот же механический способ применяется при постановке д' от д и н' от н. Целесообразно ставить звуки в следующем порядке: ф', в', п', м', с', з', р', л'.

Закрепляя мягкие согласные на материале слогов, слов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на их дифференциацию с твердыми звуками.

В произношении согласных звуков, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения и оглушения.





Дата: 2018-12-28, просмотров: 301.