Артикуляторно-фонематическая дислалия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью опе­раций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных варианта нарушений. При первом — артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной. При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артику­ляционных признаков. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции. При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вслед­ствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному их употреблению.

Артикуляторно-фонетическая дислалия.

К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловлен­ные неправильно сформировавшимися артикуляторными по­зициями. Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фо­нетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии сформирована, но фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего непра­вильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Слушающий без особых затруднений соотно­сит этот вариант произнесения с определенной фонемой.

Для обозначения искаженного произношения звуков исполь­зуются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм: рота­цизм — дефект произношения р и р', ламбдацизм — л и л', сигматизм — свистящих и шипящих звуков, йотацизм — йот (j), каппацизм — к и к', гаммацизм — г и г',хитизм — х и х'. В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к назва­нию дефекта прибавляют приставку пара-:параротацизм, парасигматизм и др.

Механическая (органическая) дислалия

Механическая (органическая) дислалия - нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического речевого аппарата (органов артикуляции). Причины возникновения:

1) аномалии зубо-челюстной системы:

2) отсутствие резцов или их аномалиями;

3) непоп­равимое положение верхних или нижних резцов или со­отношения между верхней или нижней челюстью (дефекты прикуса). Эти аномалии могут быть из-за дефектов разви­тия или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений.

4) укороченная уздечка языка (подъязычная связка).

5) язык или слишком большой, едва уме­щающийся во рту и от этого неповоротливый, или слишком малень­кий и узкий, что также затрудняет правильную артикуляцию.

6) аномальное строение твердого нёба (высокий свод).

7) аномалии прикуса: прогнатия, прогения, открытый прикус.

3. В логопедии выделены 3 уровня неправильного звукопроиз­ношения:

1-й уровень: полное неумение произнести звук или всю груп­пу звуков;

2-й уровень: неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изоли­рованно или в отдельных словах;

3-й уровень: недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при уме­нии правильно произносить их изолированно.

4. Если у детей нарушается только одна группа звуков, напри­мер только шипящие или только сонорные, то такое наруше­ние звукопроизношения определяется как простое (частич­ное), или мономорфное.

Если у детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например свистящие, сонорные и шипящие, то такое нарушение звукопроизношения определяется как слож­ное (диффузное), или полиморфное.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 237.