Цель занятия: Формирование умения анализировать правовые явления и Усовершенствование навыков поиска и отбора информации.
Оборудование: Мультимедийный проектор, учебники, методическое пособие по проведению практических занятий.
Содержание занятия:
Задание 1. Составление глоссария. Выпишите и раскройте следующие основные понятия: гражданское право; вещь; коммерческая тайна; физическое лицо; гражданская правоспособность; гражданская дееспособность; полная дееспособность; юридическое лицо; общая правоспособность; специальная правоспособность; двусторонняя реституция; сделка; представительство; доверенность; обязательственное право; имущественные права; право собственности; вещное право; общая долевая собственность; общая совместная собственность; виндикационный иск; добросовестный приобретатель; негаторный иск; иск о признании права собственности; договорное право; договор; личные неимущественные права; интеллектуальная собственность; авторское право; смежные права; патентное право; деловая репутация; честь; достоинство; клевета; оскорбление; исковая давность; моральный вред; гражданско-правовая ответственность; убытки; реальный ущерб; упущенная выгода; деликт; предпринимательское право; предпринимательская деятельность; коммерческая организация; акция; облигация; претензия; гарантийный срок хранения; гарантийный срок эксплуатации; сертификат качества.
Задание 2.Решите Задачи:
А) Решением местной администрации семнадцатилетней Васильевой было разрешено вступить в брак с Федоровым до достижения восемнадцатилетнего возраста. После регистрации брака, намереваясь переехать к мужу, проживающему в другом поселке, Васильева решила продать дом, перешедший к ней по завещанию. Поскольку никто из ее односельчан не изъявил желания приобрести дом для постоянного проживания, она договорилась с Никитиным о продаже ему дома на снос за 2 500 долларов США. Родители Васильевой возражали против этой сделки. По их мнению, дом вообще не следовало продавать на снос, поскольку он находится в хорошем состоянии и им удалось найти покупателя, желающего приобрести дом для постоянного проживания за большую сумму. Васильева ответила, что договор с Никитиным уже заключен, и изменять или расторгать его она не намерена. Родители обратились с иском в суд о признании заключенного с Никитиным договора недействительным, как совершенного их несовершеннолетней дочерью без их согласия. Решите дело.
Б) Супруги Ибрагимовы, решив расторгнуть брак, составили письменное соглашение о том, что Ибрагимов не будет претендовать на раздел квартиры, покинет Санкт-Петербург и будет постоянно проживать со своей матерью в Твери. Ибрагимова, со своей стороны, обязалась не вступать в новый брак до окончания института их дочерью - студенткой первого курса. За удостоверением достигнутого соглашения Ибрагимовы обратились к нотариусу. Последний отказался удостоверить соглашение, которое, по его мнению, противоречит законодательству. Прав ли нотариус?
В) Двенадцатилетний Александр Васильев принимал участие в съемках художественного фильма, за что ему было выплачено вознаграждение в сумме 5 тыс. руб. На эти деньги он приобрел канцелярские принадлежности: авторучку, пенал и дорогую записную книжку. Родители Александра посчитали, что он неразумно потратил деньги, отнесли покупки обратно в магазин и потребовали от директора принять их обратно. Директор отказался удовлетворить требование родителей, поскольку из беседы с мальчиком он узнал, что Александр совершал покупки на заработанные им деньги, а своим заработком несовершеннолетние могут распоряжаться самостоятельно.
Кто прав в возникшем споре? Изменится ли решение, если вознаграждение было получено отцом Александра Васильева, который передал деньги сыну со слова-ми: «Можешь сам распорядиться своим заработком»?
Г) Десятилетний Олег Соловьев с письменного согласия своих родителей заключил договор банковского вклада. Олег неоднократно пополнял вклад небольшими суммами, сэкономленными из денег, которые он получал от родителей для различных мелких покупок. Когда на счете оказалось 20 тыс. руб., он решил снять эту сумму и приобрести для себя игровую компьютерную приставку. Операционист банка отказалась выдать ему указанную сумму, сообщив, что Олег сможет получить деньги со своего вклада только по достижении совершеннолетия. Прав ли операционист? Какие права имеют несовершеннолетние в отношении вкладов в кредитных учреждениях?
Д) Пятилетний Вася Казаков посещал детский сад. По приглашению дирек-тора в детский сад пришел фотограф и изготовил портретные фотографии всех детей, групповые снимки и альбом. Родители Васи, просмотрев образцы фотографий, вручили Васе денежную сумму, необходимую для уплаты за портретную фотографию и групповой снимок. При передаче денег Вася узнал, что родители дали ему сумму, которой хватает и на приобретение альбома, в котором имелись фотографии всех его друзей. Вася приобрел и альбом. Вечером родители потребовали вернуть деньги за альбом, однако фотограф отказался это сделать, утверждая, что Вася вправе совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными для определенной цели. Родители Васи настаивали на неправомерности действий фотографа и обещали сообщить в милицию о его незаконной деятельности. Кто прав в данном споре? Изменится ли решение, если деньги на альбом дала бабушка Васи?
Е) Травкин приобрел в магазине музыкальных инструментов концертный рояль. На следующий день к директору магазина пришла жена Травкина и потребовала принять рояль обратно и возвратить полученную магазином денежную сумму. При этом она пояснила, что Травкин страдает шизофренией, состоит под наблюдением психоневрологического диспансера и в ближайшее время она намерена обратиться в суд с заявлением о признании его недееспособным. Приглашенный директором магазина продавец, оформлявший покупку, сообщил, что поведение Травкина не давало ни малейшего повода заподозрить какие-либо психические отклонения. К тому же, опробуя инструмент, Травкин исполнил несколько технически сложных отрывков из произведений Бетховена, Листа и Дебюсси. Жена Травкина предъявила медицинскую справку, где отмечалось, что Травкин в течение ряда лет подвержен периодическим приступам шизофрении, которые за последние несколько месяцев участились, но в промежутках между ними он вполне способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Есть ли основания дня признания сделки недействительной?
Ж) Ученики начальной школы Семен (9 лет) и Борис (10 лет) организовали в классе игру: бросали в пол и в классную доску «стрелы» (иглы, привязанные к карандашам). Одна из неудачно брошенных Борисом «стрел» попала в глаз ученику того же класса Мухину Мише, что привело к удалению глаза и длительному лечению Миши. Отец Миши предъявил иск к родителям Бориса и к школе о возмещении вреда: расходы на лечение Миши, в том числе стоимость глазного протеза, и на репетитора, которого пришлось нанять, чтобы Миша не отстал в учебе. Суд взыскал требуемые суммы с родителей Бориса и классного руководителя школы солидарно, сославшись на то, что классный руководитель не осуществляла должного надзора за поведением учеников в классе во время перемены, а родители Бориса плохо воспитывали сына. В деле имелись :а) приказ директора школы, которым классному руководителю был объявлен выговор за безответственность, проявленную в работе с детьми, и непринятие мер к прекращению опасной игры; б) характеристика школы на Бориса, в которой отмечались его примерное поведение на протяжении всех лет обучения в школе, хорошая успеваемость и послушание. Никаких претензий к нему не предъявлялось и по месту жительства. Родители Бориса и школа обжаловали решение суда. Как следует разрешить это дело?
Практическое занятие № 6. Семейное право
Цель занятия: Дать понятие о семейном праве; браке; семье; о правах супругов, родителей и детей.
Оборудование: Мультимедийный проектор, учебники, методическое пособие по проведению практических занятий
Содержание занятия:
Задание 1. Прочитайте извлечения из Семейного кодекса Российской Федерации, выполните задания и ответьте на вопросы.
Статья 16. Основания для прекращения брака
1. Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим.
2. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.
Статья 17. Ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака
Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.
Статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния
1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.
2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
Статья 21. Расторжение брака в судебном порядке
1. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19настоящего Кодекса, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.
Статья 24. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака
1. При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов.
1. Какие основания для прекращения брака установлены Семейным кодексом?
2. Какое обстоятельство ограничивает право мужа на расторжение брака? Объясните почему?
3. Какие органы власти осуществляют расторжение брака? При каких обстоятельствах расторжение брака происходит в каждом из них?
4. Почему закон допускает расторжение брака без согласия одного из супругов?
Задание 2. Перечислите: права несовершеннолетних детей (Работа с извлечением из Семейного Кодекса РФ)
Задание 3.Проанализируйте описанные ситуации и объясните свою точку зрения. 1) Гражданин Н., 50 лет, проживающий в Мурманске и имеющий жену и двух несовершеннолетних детей, подал заявление о вступлении в брак с гражданкой М, 45 лет, проживающей в Москве. В регистрации брака им было отказано. Почему? 2) Вообразите, что вы юрист и к вам на консультацию пришла клиентка, которая просит объяснить, как будет поделено имущество между ней и супругом в случае развода. Какие вопросы вы задали бы своей клиентке, прежде чем дать ответ?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 906.