Глава 2. Цели, задачи и методы организации исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….……… 3 Глава 1. Теоретическое исследование проблемы формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет……………………… 6 1.1. Влияние спортивной тренировки на развитие функций организма и динамику работоспособности футболистов 10-12 лет…….……………... 6 1.2. Методика общей физической подготовки юных футболистов 10-12 лет …………………………………………………………………………… 9 1.3. Теория развивающего обучения …………………...…………………. 13 1.4. Концепция содержательного обобщения в обучении ………………. 15 1.5. Теория коллективного способа обучения ……………………………. 1.6. Физиологическая теория управления движениями ……….………… 1.7. Общие представления о биологических ритмах…………...………… Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования 2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………... 2.2. Методы исследования…………………………………………………. 2.3. Организация исследования……………………………………………. Глава 3. Экспериментальное обоснование результатов исследования 3.1. Методические основы обучения технике футбола ………………….. 3.1.1.Задачи обучения и тренировки………………………………………. 3.1.2. Принципы обучения и тренировки………………………………… 3.1.3. Формирование двигательных навыков……………………………... 3.1.4. Структура процесса обучения………………………………………. 3.2. Методы обучения технике футбола ...………………………………... 3.3. Методика обучения отдельным техническим приемам …………….. 3.4. Характер трудностей возникающих в учебно-тренировочной деятельности тренера при работе с футболистами 10-12 лет……………. Выводы……………………………………………………………………….…….. Практические рекомендации……………………………………………….…….. Список использованной литературы……………………………………….…….. Приложение………………………………………………………………………...

 

Введение

 

Футбол – наиболее популярная и массовая игра, которая помогает воспитывать у детей и юношей такие ценные морально-волевые качества, как целеустремленность и коллективизм, дисциплинированность, выдержку, а также совершенствовать основные двигательные способности: быстроту и точность движений, ловкость и силу, выносливость.

Формирование технического мастерства – одна из задач всесторонней подготовки футболистов. На всех этапах многолетней тренировки идет непрерывный процесс обучения технике футбола и совершенствования ее на высоком уровне их разносторонней физической подготовленности.

Между тем многие специалисты по футболу отмечают недостаточно высокий уровень технической подготовленности выпускников ДЮСШ и СДЮШОР по футболу, значительное отставание их технической оснащенности от требований современного футбола. Одной из причин этого служит недостаточная теоретическая и методическая разработанность вопросов технической подготовки юных футболистов.

Средний школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех необходимых качеств юных спортсменов. Однако, темпы естественного прогресса в изменении уровня общефизической подготовки не одинаковы: ответная реакция детского организма на физическую нагрузку различна на разных этапах роста и развития.

Особое место в общефизической подготовке юных спортсменов 10-12 лет, в том числе, футболистов, занимают скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых играет большую роль как при овладении рядом сложных и ответственных профессий, так и при достижении высоких результатов в футболе.

При оценке эффективности используемых и разрабатываемых методов и средств тренировки различных качеств и умений, определяющих специальную работоспособность футболистов, в первую очередь необходимо иметь данные, характеризующие исходный уровень проявления игроками технических и физических возможностей.

Применительно к юным футболистам, учитывая неравномерность темпов созревания организма детей, подростков и юношей и естественного развития двигательных качеств, важно знать технические и физические возможности футболистов разного возраста. Это обуславливает необходимость исследования возрастной динамики показателей, характеризующих эти возможности. Поэтому проведение исследования в области формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет является актуальной задачей на современном этапе.

Объект исследования. Объектом данного исследования является процесс формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет.

Предмет исследования. Предметом исследования является совершенствование методики формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет.

Гипотеза исследования. Предполагается, что управление учебно-тренировочным процессом с ориентацией на рассматриваемые в данной работе теоретические и методические основы обучения двигательным действиям позволят повысить эффективность обучения юных футболистов технике футбола и привести уровень технической подготовленности в соответствие с современными требованиями.

Научная новизна. Новизна исследования состоит в том, что нами разработаны рекомендации по повышению эффективности обучения футболистов 10-12 лет технике футбола и привести уровень технической подготовленности.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость работы заключается в исследовании проблемы формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет. Практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанных рекомендаций для работы по формированию физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет.

Цель исследования. Разработать и экспериментально обосновать методику формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет.

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет

 

1.1. Влияние спортивной тренировки на развитие функций организма и динамику работоспособности футболистов 10-12 лет

Систематические занятия физическими упражнениями вызывают значительные изменения строения и функций организма, повышают его функциональные возможности и способствуют развитию физических качеств юных футболистов.

В коре больших полушарий тренирующегося подростка наблюдается общий подъем функционального состояния (возбудимости и лабильности) корковых нейронов, улучшаются показатели высшей нервной деятельности – сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. По мере роста специальной работоспособности в ЦНС юного спортсмена происходят специфические изменения, отражающие формирование новых двигательных навыков. Нервные клетки начинают работать более ритмично и стабильно.

Активность отдельных нейронов синхронизируется с соседними нейронами и с нейронами ряда отдаленных участков коры, необходимых для участия в управлении конкретными движениями. Тем самым создаются особые корковые функциональные системы, отражающие в своем составе специфику освоенного двигательного навыка, а при циклической работе – темп движений.

В процессе адаптации к физическим нагрузкам совершенствуется регуляция кровеносных сосудов мозга. У подростков и юношей, адаптированных к значительным статическим напряжениям в процессе занятий тяжелой атлетикой, отмечается более стабильный и высокий кровоток в головном мозгу, чем у неподготовленных к такой работе сверстников.

Вместе с тем, чем выше квалификация юных спортсменов, тем большей способностью они обладают к произвольной мобилизации функциональных резервов для преодоления утомления, особенно в условиях работы с повышенной мотивацией.

Высокая способность к волевому преодолению развивающегося утомления у юных спортсменов обеспечивается более мощными рабочими доминантами в ЦНС, высокой возбудимостью симпатической нервной системы, наличием у них значительных гормональных резервов и значительной продукцией нервными клетками стимулирующих нейропептидов.

Уже в 10-12-ти летнем возрасте юные спортсмены четко дифференцируются по целому комплексу психофизиологических особенностей на два различных типа, которые совершенно необходимо учитывать при выборе генетически адекватного вида спорта, стиля соревновательной деятельности и амплуа спортсмена (нападающий или защитник в футболе).

На самых начальных этапах спортивной тренировки следует также самым тщательным образом определить ведущую руку и ногу спортсмена для адекватного выбора бьющей ноги в футболе. Неадекватный выбор приводит к замедлению и остановке роста спортивного мастерства, создает напряженность в организме, связанную с организацией компенсаторных реакций, и угрожает здоровью спортсмена.

Юные футболисты отличаются более обширным полем зрения. Совершенствование поисковой функции глаза позволяет юным борцам, боксерам, подросткам, специализирующимся в игровых видах спорта, мгновенно схватывать наиболее значимую информацию и быстро на нее реагировать.

В среднем школьном возрасте особенно значительно спортивная тренировка влияет на развитие опорно-двигательного аппарата. В наиболее нагруженных костях скелета заметно увеличивается толщина и плотность костей, степень их минерализации. Мышечная масса и сила преимущественно нарастают в наиболее тренируемых мышцах, создавая специфику топографии мышечной силы, характерную для каждого вида спорта.

Показано, что у 10-12-ти летних спортсменов объем быстрых и мощных мышечных волокон в составе скелетных мышц достоверно превышает этот показатель у не занимающихся подростков.

Эти особенности коррелируют у юных спортсменов с большей (в 3 раза) концентрацией в крови гормона тестостерона в состоянии покоя и большей концентрацией лактата при анаэробной работе. Увеличение тощей массы тела сопровождается у юных спортсменов уменьшением содержания жира, особенно заметным у представителей зимних видов спорта (до 7-8 % от массы тела). Чем меньше у них процент жира в составе тела, тем выше физическая работоспособность.

Развитие массы сердечной мышцы и увеличение объема сердца повышают аэробные возможности организма. В системе дыхания под влиянием длительной тренировочных занятий повышается эффективность и экономичность дыхательной функции, увеличивается ЖЕЛ, что обеспечивает быстрый рост МПК.

Снижается чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода (гипоксии) и избытку углекислого газа (гиперкапнии). Это позволяет существенно увеличить переносимость кислородного долга и продлить задержку дыхания. При адаптации организма юных спортсменов к работе переменной мощности показатели сердечно-сосудистой и дыхательной системы становятся более подвижными, точнее следуют за текущими изменениями мощности нагрузки.

Изучение механизмов адаптации юных спортсменов к физическим нагрузкам показало, что этот процесс сугубо индивидуален, зависит от множества морфо-функциональных и психофизиологических показателей молодого организма, которые довольно жестко контролируются генетически. Тренерам и педагогам, а также самим спортсменам необходимо помнить, что совершенствование функциональной подготовленности юных спортсменов требует обязательного учета индивидуальных особенностей каждого организма, его возрастных возможностей, врожденных пределов изменчивости строения и функций под влиянием физических нагрузок.

В этом случае возможно обеспечить планомерное нарастание спортивного мастерства, не ухудшая процессов роста и развития и сохраняя на высоком уровне здоровье юного спортсмена.

1.2. Методика общей физической подготовки юных футболистов 10-12 лет

Общефизическая подготовка – это основа, на которой стабилизируется техническая подготовка. Объемы упражнений на гибкость, ловкость, координацию не увеличиваются, а объемы беговых средств растут, также как и силовых.

В этом возрасте у детей наблюдаются различные изменения физиологического и психологического характера, которые требуют переориентировки тренировочной нагрузки, поскольку на каждом этапе обучения допустимость величин тренировочных нагрузок меняется. Физическая нагрузка, как правило, измеряется двумя показателями: объемом и интенсивностью.

Возраст 10-12 лет – это развитие скоростно-силовых качеств, использование на данном этапе упражнений взрывного характера. На данном этапе это прыжковые упражнения – прыжки, подскоки, выпрыгивания. Учитывая особенности этапа подготовки – решение задач по технике плюс игровая подготовка, – необходимо направленно решать задачи развития взрывной силы, поскольку упражнения с умеренной скоростью приводят, как правило, к снижению показателей взрывной силы.

Без применения больших тренировочных нагрузок высоких спортивных результатов достичь невозможно. Нагрузка футболистов в игре – это та основа, по которой определяется объем работы на тренировках с учетом периодов подготовки. А деление физической подготовки на общую и специальную помогает правильно спланировать тренировочную стратегию.

Характерной особенностью динамики нагрузок является неравномерность распределения объемов тренировочных средств по этапам. В каждом конкретном случае величина нагрузки определяется индивидуально, учитывая объем других средств и контингент занимающихся. Есть общепризнанные рекомендации, которые не подлежат сомнению.

В физической подготовке футболистов преимущество определяется уровнем скоростно-силовой подготовки, повышение которой требует выполнения объема специальной силовой и скоростной работы. В футболе решающее значение имеет даже не столько величина объемов нагрузки, сколько их умелое использование. Конечно, можно планировать работу от необходимого метража скоростной работы, но что толку.

Прирост спортивных достижений должен происходить за счет главного лимитирующего звена – скорости футбола. Тренер, планируя на следующий год улучшение спортивных результатов, должен поднять все составляющие на более высокий уровень. В специальной литературе подробно рассмотрена методика воспитания всех физических качеств, которые необходимы футболисту. Здесь хотелось бы остановиться не на конкретных числовых показателях, а на их значимости и очередности в недельном цикле и пути совершенствования в планируемом периоде.

Вся подготовительная тренировочная программа строится на основе нескольких факторов, где, несомненно, главным и основным является скорость. Беговые упражнения на максимальной скорости используются на всех этапах годичного цикла. Здесь уже можно напомнить о скорости гладкого бега и доступной скорости выполнения приема.

На втором месте из основных компонентов физической готовности является силовая подготовка, которая состоит из специальных прыжковых упражнений и силовых упражнений со штангой. Напомним, что для повышения скоростных возможностей необходимо заложить соответствующую функциональную базу. Прирост силовых качеств, полученных в результате занятий силовыми упражнениями, не приводит к ожидаемому увеличению скорости, но это обеспечивает предпосылки и не создает препятствий для эффективной специальной работы.

Ни в коем случае увеличение скорости нельзя связывать с возрастанием объема тренировочной работы. Это, во-первых, неверное понимание специфики работы над скоростью, и успех процесса зависит от рационального сочетания скоростных нагрузок. Во-вторых, чрезмерное развитие силы или выносливости только препятствует раскрытию скоростных способностей. Если рассматривать недельный цикл, то работа над скоростью проходит в дни, когда организм футболиста находится в состоянии восстановления или сверхвосстановления.

Интенсивность упражнений при развитии скоростных способностей – околопредельная, максимальная. Здесь необходимо обеспечить полную мобилизацию и концентрацию волевых усилий. Все эти моменты нужно учитывать при скоростной подготовке. Работа над скоростью ведется на всех этапах подготовки, однако на подготовительном периоде, когда выполняется значительная силовая работа, бег с максимальной скоростью используется в небольшом объеме.

Силовая подготовка является основным компонентом физической подготовки. Средствами тактической и технической подготовки ее не решить. Она в значительной степени определяет качество быстроты и выносливости. Поэтому в подготовительном периоде развитию специальных качеств должна предшествовать силовая подготовка.

До начала специальной силовой подготовки необходимо уделять внимание аэробным возможностям организма. Это ускорит приспособление организма к физическим нагрузкам. В дальнейшем элементы силовой подготовки должны присутствовать на протяжении всего года, и 1-2 занятия в неделю обеспечат необходимый уровень силовых показателей.

При переходе к интенсивной работе силового характера ухудшаются показатели спортивной техники. В этой связи силовая подготовка должна выполняться без нарушения футбольных координационных навыков, поскольку силовая и техническая подготовка не имеют логической преемственности. Силовая тренировка в соревновательном периоде основывается в лучшем случае на поддержании уровня уже приобретенной силы и используется лишь в небольших объемах как средство для поддержания на высоком уровне скоростно-силовой подготовки. Объемная силовая подготовка в этот период нецелесообразна.

Силовая подготовка позволяет улучшить не только показатели силы, быстроты, выносливости, но и в какой-то мере футбольное образование. Это только поможет юным спортсменам быть в постоянной готовности, позволит игроку действовать мощнее и активнее.

При этом необходимо учитывать несовместимость больших объемов силовой и технической работы, то есть разведение их по времени. Техническая работа выполняется на фоне прошедшей объемной силовой нагрузки.

Естественно, что последовательное планирование учебного материала предусматривает постепенное увеличение нагрузки на занятиях. Объемы работ на выносливость зависят от многих факторов: уровня подготовленности игроков, периода подготовки, климатических условий и т.д.

Изменения, связанные с развитием аэробных возможностей, происходят медленно и требуют длительного периода тренировок. Определение объема и интенсивности важно не только для оптимальной дозировки упражнений. Без учета количественных данных невозможно вывести организм на новый уровень готовности. Иными словами, тренеру необходимо переходить на новую систему учета и распределения нагрузок.

Поскольку обе задачи (мышление и физическая подготовка) в тренировке групп совершенствования несут разноплановый характер, направленность и уровень воздействия разные, то сочетание задач необходимо подбирать и корректировать. Нет смысла долго излагать все методы и режимы беговой тренировки.

Работе над выносливостью должна предшествовать специальная силовая тренировка. Тренировочные нагрузки должны соответствовать соревновательным как по объему, так и по интенсивности. Единственное различие – это разделение на режимы работ: развивающие и поддерживающие. При планировании недельного цикла необходимо учесть 2 занятия в неделю по 30 минут на скоростную выносливость (анаэробные максимальные сдвиги).

От тренера требуется достаточно высокий уровень профессиональной подготовки и, самое главное, ежедневный анализ протекающего процесса. Футболистам необходима специфическая работоспособность. Увеличение объемов или интенсивности должно происходить, но это должно идти в соответствии с исполнением футбольных требований и особенностями специализации игрока.

 

1.3. Теория развивающего обучения

В современной педагогической практике применяются два типа обучения: объяснительно-иллюстративный (информационный, сообщающий объяснительно-созерцательный) и проблемный (развивающий).

Беспалько В.П. выделяет следующие обобщенные уровни учебно-познавательной деятельности:

1) репродуктивное учение;

2) осознанное и прочное запоминание основных алгоритмов деятельности;

3) учебно-познавательная деятельность организуется как поисковая, эвристическая;

4) исследовательский уровень.

Первые два уровня характеризуют объяснительно-иллюстративный тип обучения со стороны усвоения знаний и способов деятельности, третий и четвертый уровни – две последовательные ступени развивающего обучения. В условиях объяснительно-иллюстративного типа цель обучения ограничивается усвоением канонизированного содержания прошлого опыта в виде знаний, умений и навыков.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что традиционная модель образовательного процесса, основанная на объяснительно-иллюстративном подходе к обучению, не обеспечивает формирования готовности к творческому решению новых двигательных задач, возникающих в ходе соревновательной деятельности. Современной альтернативой объяснительно-иллюстративному типу обучения выступает развивающее (проблемное обучение).

Чтобы человек проявил познавательную активность, необходимо освободить от принуждения извне и поставить его в позицию субъекта деятельности во взаимодействии со значимым для него внешним миром. Для этого каждому человеку необходимо предоставить своего рода креативное пространственно-временное поле для реализации своих способностей.

Наиболее благоприятные условия для реализации данного положения создаются при проблемном обучении, в рамках которого не стихийно, а систематически и направленно функционируют элементы, обеспечивающие развитие познавательной деятельности обучаемых и формирование их личности. В теории и практике проблемного обучения выделяются два направления:

1) создание системы поисково-познавательных задач и организация учебно-познавательной деятельности по их разрешению;

2) эвристическое обучение – разработка эвристик, эвристических предписаний и эвристических программ обучения.

В первом случае творческое усвоение знаний и действий достигается с помощью создания системы проблемных ситуаций и обеспечения возможностей их самостоятельного «открытия» обучаемыми. Эвристическое обучение отличается тем, что при его реализации больше внимания уделяется:

1) эвристическим вопросам, которые стимулируют творческое мышление и в зависимости от характера формулирования вопроса позволяют увидеть проблему как бы с новой точки зрения;

2) эвристическим предписаниям, которые представляют собой ориентировочную основу третьего типа;

3) стимулированию таких процедур творческой деятельности, как творческое воображение, генерация идей, творческая рефлексия;

4) развитию способностей к прогнозированию явлений, принятию оригинальных решений, развитию критического мышления.

Применение проблемного обучения вносит существенные изменения в качество усвоения знаний. Необходимым условием эффективной реализации высокого потенциала проблемного обучения является его применение в сочетании с другими типами обучения.

Учебный материал видов спорта содержит большие потенциальные возможности для его усвоения в условиях проблемного обучения. Они обусловлены противоречиями между теоретическими (научными) и практическими (обыденными для спортсменов) представлениями о технике спортивных упражнений, между легкостью исполнения отдельных упражнений и трудностью объяснения биомеханических закономерностей в этих упражнениях.

Теоретические положения проблемного обучения применяются в качестве ориентира при организации учебно-познавательной деятельности, направленной на открытие и усвоение закономерностей решения двигательных задач, существенных признаков и свойств разучиваемых технических приемов, их взаимосвязей в содержании техники футбола, как целостной системы двигательных действий и операций.

 

1.4. Теория коллективного способа обучения

Эффективность применения различных организационных форм в учебно-тренировочном процессе обусловлена своеобразием конкретных задач обучения и условиями их реализации. Поэтому обучение технике футбола не может строиться только на основе отдельной организационной формы, а требует комплексного использования всех имеющихся форм.

При индивидуальном способе обучения основной, системо-образующей формой организации учебной работы являлась индивидуальная работа преподавателя с каждым учащимся в отдельности (парное общение).

Организационная структура при групповом способе обучения состоит из групповых, индивидуально-обособленных и только отчасти парных учебных занятий.

Коллективный способ обучения включает в себя, по мнению В.К. Дьяченко, четыре формы организации учебного процесса:

1) индивидуально-обособленные занятия;

2) работу в парах постоянного состава (статические пары);

3) групповые учебные занятия во всех их разновидностях;

4) коллективные учебные занятия (диалогические сочетания или общение в динамических парах).

Системообразующим компонентом выступают коллективные учебные занятия. Все остальные формы работы сохраняются, но используются в сочетании с коллективными учебными занятиями.

Обучение технике футбола в настоящее время строится на основе группового способа, в рамках которого применяются индивидуальные и коллективные организационные формы, в том числе и занятия в форме работы пар сменного состава.

Теоретический анализ сущности и содержания коллективного способа обучения позволяет предположить, что дидактические возможности групповой работы и работы в парах сменного состава будут значительно расширены при переходе к их применению в рамках качественно иной организационной структуры обучения – обучения на коллективной основе. При таком обучении самостоятельная, индивидуальная, групповая и фронтальная работы будут, с одной стороны, применяться с учетом частных дидактических задач, в отношении которых они создают наиболее благоприятные педагогические условия, с другой – решение этих задач позволит приблизиться к основной задаче – осуществлению взаимообучения через работу в парах сменного состава.

Только при условии готовности учащихся к частичному принятию на себя функций преподавателя, которые обеспечиваются через применение всех форм обучения, можно рассчитывать на высокую эффективность новой организационной структуры учебного процесса, обозначенной В.К. Дьяченко как коллективный способ обучения.

 

1.5. Физиологическая теория управления движениями

Педагогическая теория обучения двигательным действиям основывалась на условно-рефлекторном понимании сущности процесса научения. Усвоение двигательного действия объяснялось на основе физиологических закономерности замыкания и закрепления условно-рефлекторных связей: с особенностями иррадиации и концентрации нервных процессов вокруг очага возбуждения, связанного с условно-рефлекторными раздражителями, с процессами дифференциации условно-рефлекторного раздражителя от остальных.

В соответствии с этой концепцией на первом этапе разучивания двигательного действия в коре больших полушарий головного мозга устанавливаются условно-рефлекторные функциональные связи. Подчеркивается, что для быстрого замыкания этих временных связей исключительно важно создать правильную установку на усвоение учебного материала, так называемую мотивационную готовность к обучению. Этот этап представляет собой этап формирования двигательных представлений, поэтому в нем преимущественно используются методы объяснения и показа.

Следующий этап – первичное освоение. Быстрота закрепления зависит от концентрации внимания на разучиваемом действии. Для этого его выполняют в облегченных условиях, существенно различающихся от экстремальных условий соревновательной деятельности.

Следующий этап соответствует фазе концентрации нервных процессов. Он позволяет перейти к овладению умением выполнять двигательное действие в постепенно усложняющихся, приближающихся к игре, условиях. Чрезмерно резкий переход к выполнению технических приемов в игре вызывает нарушения концентрации и дифференциации нервных процессов и приводит к разрушению структуры выполняемого двигательного действия.

Поэтому на данном этапе условия выполнения разучиваемого действия постепенно подводятся к игровым, как по степени противодействия, так и по эмоциональной насыщенности ситуации выполнения технических приемов.

На следующем, заключительном этапе формирование навыка осуществляется его тонкая дифференциация. Считается, что благодаря этому навык должен стать устойчивым и вместе с тем остаться гибким. Постепенно совершенствуясь, он автоматизируется, становится устойчивым к сбивающим факторам, приобретает нужную степень адаптации к экстремальным игровым условиям футбольного матча. Формируются эти важные для футболиста качества непосредственно через участие в соревнованиях, поскольку психологическое напряжение соревновательной борьбы практически не моделируется в условиях тренировки.

Такому пониманию физиологических механизмов формирования умения и навыка соответствует психологическая теория ассоциативного мышления, объясняющая возникновение новых знаний и представлений через механизмы установления человеком ассоциаций (связей) между воспринимаемыми объектами.

Таким образом, можно выделить ряд педагогических закономерностей, определяющих построение эффективной технологии обучения технике футбола. Эти закономерности определяют содержание дидактических принципов, направляющих процесс обучения двигательным действиям:

1. Системности, исходящего из философского принципа системного познания и преобразования действительности и реализуемого через восхождение в обучении от общего, абстрактного понятия к конкретным формам его проявления. Это проявляется в системной организации, как содержания обучения, так и его процессуального развертывания в учебно-тренировочной деятельности. Это предполагает, с одной стороны, представление содержания техники футбола в виде системы движений, с другой, направленность обучения на открытие, осознание и усвоение существенных признаков и свойств изучаемых двигательных действий, их связей между собой, с другими действиями и особенностями ситуаций деятельности. Учащиеся должны овладевать не только конкретным, изучаемым в данный момент способом решения двигательной задачи, но и быть готовыми к творческому выделению, осознанию и усвоению закономерностей решения задач этого класса, что обуславливает их возможности творческого развития и совершенствования техники в будущей соревновательной деятельности.

2. Целостности, что проявляется в диалектическом единстве целей, содержания и процесса обучения технике футбола, в единстве теоретической и двигательной подготовки, в оптимальном сочетании репродуктивных и продуктивных видов учебно-познавательной деятельности.

3. Доступности, что требует, с одной стороны, соответствия учебного материала (способов решения двигательных задач), а также средств и методов его освоения и форм организации учебно-познавательной деятельности уровню теоретической, физической и координационной готовности учащихся, с другой, осуществления обучения в «зоне ближайшего развития», т.е. на высшем уровне, доступном данному контингенту обучаемых.

4. Наглядности, что предполагает адекватное наполнение теоретических знаний смысла действий и операций, закономерностей решения двигательных задач, существенных признаков двигательных действий и операций полными и точными зрительными и двигательными представлениями.

5. Активности личности, что предполагает создание условий для включения учащихся в разнообразную по содержанию и характеру, постепенно усложняющуюся учебно-познавательную деятельность, обеспечивающую усвоение техники футбола.

6. Проблемности через организацию учебно-познавательной деятельности как проблемно-поисковой, направленной на открытие закономерностей решения двигательных задач.

7. Последовательности, что проявляется в выделении качественно различающихся этапов обучения технике и преемственности содержания, форм, методов обучения между отдельными этапами.

8. Коллективности, что проявляется, с одной стороны, в ведущей роли коллективных форм обучения в организационной структуре учебного процесса, с другой, в обеспечении условий для реализации индивидуального подхода.

Выделенные принципы представляют собой в совокупности целостную систему и в своем сочетании регулируют процесс обучения технике футбола.

 

 

Цель и задачи исследования

Цель нашей работы состоит в том, чтобы разработать комплекс рекомендаций и экспериментально обосновать методику формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет.

Задачами настоящей работы являются:

1. Оценить состояние вопроса, путем изучения специальной научной литературы.

2.  Изучить мнения тренеров-преподавателей по футболу в СДЮШОР «Буревестник».

3. Выявить объективную иерархию значимости мнений тренеров-преподавателей о тех трудностях, которые возникают при работе.

4. Исследовать структуру трудностей тренеров-преподавателей по футболу детских спортивных школ.

5. Разработать перечень практических рекомендаций по методике формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет.

 

Методы исследования

В данной работе нами были использованы следующие методы научного исследования:

1. Теоретический анализ специальной научной литературы по теме исследования.

2. Анкетирование тренеров-преподавателей.

3. Методы математической статистики.

 

Организация исследования

Исследования начали проводиться в октябре 2010 года на базе СДЮШОР «Буревестник». Они осуществились в четыре этапа:

1 этап – посвящен анализу и синтезу литературных источников;

2 этап – посвящен исследованию физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет, т.е. мальчиков 1998-2000 года рождения.

3 этап – посвящен пилотажному исследованию трудностей, возникающих у тренеров преподавателей по футболу при работе с контингентом юношей 10-12 лет.

4 этап – во время последнего, четвертого этапа включительно до апреля 2011 года нами был проведен компьютерный набор работы, сформулированы выводы, разработаны практические рекомендации.

Структура процесса обучения

Исходя из закономерностей формирования двигательного навыка, в процессе обучения отдельному двигательному действию (техническому приему или тактическому действию) выделяют три этапа:

1. первоначальное обучение;

2. углубленное разучивание;

3. закрепление и совершенствование.

Каждый из этих этапов имеет ряд особенностей, с учетом которых ставятся конкретные задачи и выбираются рациональные средства, методы и формы организации учебного процесса.

Первоначальное обучение. Цель данного этапа – освоение основ изучаемого приема или действия. Первоначальное обучение начинается с ознакомления. Используется сочетание методов показа, рассказа и практического упражнения.

Показ должен быть образцовым не только по форме. Важно при этом использовать оптимальное воспроизведение временных, пространственных и силовых характеристик движения. Особого внимания требуют последовательность выполнения фаз движения и соотношение их длительности, поскольку ритмическая структура служит ориентиром при освоении действий.

После демонстрации изучаемого действия в рассказе дают его точное терминологическое наименование, сообщают сведения о значении и месте применения в игровых условиях, объясняют основы решения двигательной задачи. Поскольку внимание у начинающих неустойчиво и объем его невелик, рассказ должен быть четким, кратким, образным.

Углубленное разучивание. Цель обучения на этапе детализированное закрепление основ изучаемого материала в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. В процессе углубленного освоения приема или действия формируется двигательное умение, частично переходящее в навык. Происходит необходимая перестройка регуляторных процессов в ЦНС (концентрация возбуждения, развитие внутреннего торможения и др.), что способствует правильному, четкому и свободному выполнению изучаемых движений.

Успешному решению задач обучения помогает уточненное и осознанное понимание закономерностей выполняемых действий. Этому способствует применение таких словесных методов, как развернутый рассказ и беседа, разъяснение и более глубокий анализ, самоанализ, отчет и т.д. Существенный эффект дают различные средства срочной информации о ходе движения и его основных параметрах. Возрастает роль идеомоторной тренировки.

На данном этапе используют в основном метод целостного упражнения. Все упражнения должны быть строго целенаправленны. Число стереотипных повторений (в одинаковых условиях, с одной целевой установкой, с равными параметрами движения) уменьшается. Однако значительно увеличивается число вариативных повторений. Усложняется обстановка, в которой происходит обучение. Варьируются задачи выполнения упражнения, что вызывает изменение формы и характера, а также пространственных, временных и силовых характеристик. Предпринимаются попытки выполнить изучаемое действие со скоростью и усилиями, близкими к максимальным. При этом структура движения не должна искажаться, а целевая точность должна быть в допустимых пределах. Примерное соотношение стереотипных и вариативных повторений – 30 и 70%.

Одним из эффективных методов, направленных на формирование способности регулировать величину, направление и длительность усилий в соответствии с меняющимися условиями, является метод контрастных заданий.

На данном этапе число повторений в одном уроке увеличивается. Изучаемое действие повторяют 10-12 минут, после чего вводят 3,5-5-ти минутные переключения. Наиболее эффективны переключения на игровые упражнения. Затем снова многократные повторения в таком же временном отрезке. Углубленное разучивание может идти с большими интервалами, что позволяет изучать новый материал. В занятиях широко используют игровой и соревновательный методы, которые создают особый, эмоциональный фон, усиливают воздействие упражнений и активизируют процесс обучения.

Закрепление и совершенствование. Основные задачи этого этапа – дальнейшее закрепление освоенных действий, доведение их до уровня автоматизирования и формирование навыка надежного применения в игровых условиях.

На данном этапе используют весь комплекс методов физического воспитания. Из практических преимущественное применение находит метод вариативного упражнения с широким изменением условий действий. Задачи совершенствования двигательных навыков решаются с помощью следующих методических приемов:

1. изменение обстановки, в которой действует футболист (проведение занятии в различных климатических и метеорологических условиях: в зале, на поле с разным покрытием, на заснеженных площадках, в футбольных городках, использование мячей разного веса и размера, разной упругости);

2. изменение функционального и психического состояния самого спортсмена (выполнение упражнений в состоянии повышенной эмоциональности, волнения или на фоне утомления, но непременно в соответствии с объективными данными педагогического и врачебного контроля);

3. изменение задачи в ходе выполнения упражнения: облегчение (уменьшать расстояние, скорость и усилия; выполнять упражнения без помех и др.) или усложнение (увеличивать расстояние, скорость и усилия; выполнять задание на оценку, применять сложные соединения действий; использовать различные помехи и противодействия; внезапно переключать внимание и т.д.).

Этап закрепления и совершенствования двигательных действий характеризуется органическим сочетанием процессов совершенствования технико-тактического мастерства и развития физических качеств, обеспечивающих эффективность и надежность игровых действий.

 

 

Выводы

На основании проведенных исследований: анализа специальной литературы, анкетирования тренеров-преподавателей и математической обработки полученных данных мы пришли к следующим выводам:

1. Анализ специальной научной литературы, касающейся проблем формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12-ти лет позволил заключить, что требуется выявление новых форм, видов и содержания профессиональной деятельности, поскольку большинство представленных в литературе сведений значительно устарели, либо рассматривают отдельные элементы содержания тренировочного цикла, не характеризуя его комплексно.

2. Разносторонность технической подготовленности спортсмена определяется числом двигательных действий, которыми он владеет. Разносторонность техники характеризуется тем, насколько разнообразны тактические ходы в действиях игрока. В футболе, мастерство игрока характеризуется объемом, разносторонностью, рациональностью и эффективностью техники и тактики. Оценка эффективности выполнения футболистами индивидуальных атакующих и оборонительных тактических действий в соревновательных играх показала, что максимальные и минимальные оценки эффективности выполнения разными игроками различных индивидуальных тактических действий в соревновательных играх различаются более чем в 1,5 раза, то есть футболисты в значительной степени отличаются друг от друга по успешности выполнения индивидуальных тактических действий в условиях соревнований.

3. Наибольшие трудности у тренеров – преподавателей возникают в отношении процесса подготовки спортивного резерва этапе начального обучения. Наибольшие трудности в тренерской работе вызывает физическая подготовка, при работе над силовой подготовкой трудности возникают на этапах начальной специализации и углубленной специализации. На этапе начального обучения самые большие трудности вызывает создание благоприятных условий для адаптации футболистов к большому объему нагрузки, возникает проблема отбора и комплектования команд.

4. В ходе исследования нами была выявлена объективная иерархия значимости мнений тренеров-преподавателей о тех трудностях, которые возникают при работе с футболистами 10-12 лет. Было установлено, что трудности возникают практически на всех этапах подготовки спортсмена, а, следовательно. Это связано, прежде всего, с самим тренером – преподавателем и тем, с каким контингентом ему легче работать в силу тех или иных психологических причин.

 

 

 

 

Практические рекомендации

 

1. Необходимо организовать научные конференции для тренеров футболу, где обсуждались бы такие темы, как «Современные проблемы в футболе», «Организация, планирование и учет учебно-спортивной работы по футболу», «Особенности учебно-спортивной работы по футболу с подростками и юношами», «Трудности, возникающие в процессе работы тренера-преподавателя и пути их устранения». Это значительно облегчит работу тренеров-преподавателей и позволит избежать многих трудностей при работе со спортсменами.

2. Нужно проводить беседы с детьми на интересующие их темы, такие как беседы о формировании телосложении, о пользе рекреативных мероприятий. Также нужны беседы о вредных привычках, о здоровом образе жизни, об укреплении здоровья.

3. Просматривать матчи с участием иностранных команд. Причем необходимо это делать всей командой вместе. Это позволит изучить новые технические и тактические приемы, понять и осмыслить действия футболиста в той или иной игровой ситуации.

6. Посещать тренировки более опытных тренеров – преподавателей или приглашать их на свои тренировки. Это позволит увидеть ошибки, допущенные в работе и найти пути их устранения.

Все это поможет избежать и устранить трудности, возникающие у тренеров-преподавателей по футболу, работающих в СДЮШОР при построении учебно-тренировочного процесса.

 

Список использованной литературы

 

1. Абрамов М.С. Физическая культура. М.: ИНФРА-М, 2003.

2. Арестов Ю.М., Годик М.А. Подготовка футболистов высших разрядов. - М.: ГЦОЛИФК, 1980.

3. Аркин Е.А. Особенности школьного возраста. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001.

4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: ФиС, 1978.

5. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Обучение спортивным движениям. - Киев, 1986.

6. Безъязычный Б.И. Формирование ударных движений по показателям целевой точности у юных спортсменов 12-16 лет (на примере футбола): Автореф. дис. канд. пед. наук. - Харьков, 1991.

7. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1996.

8. Букреева Д.П. Возрастные изменения максимального темпа движений у детей 7-16 лет.- М.: МГУ, 1995.

9. Герасименко А.П. Совершенствование основ технико-тактического мастерства юных футболистов. - Волгоград, ВГАФК, 2002.

10. Годик М.А. Командные, групповые и индивидуальные футбольные упражнения и их соотношение в тренировках юных футболистов / Годик М.А., Шамардин А.И., Халиль И. // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - 5-6.

11. Годик М.А., Черепанов П.П. Интегральная оценка атакующих действий / Футбол: Ежегодник. - 1994. - М.: Физкультура и спорт, 1994.

12. Голиус С.Т. Значимость параметров двигательной функции для проявления специальной работоспособности юных спортсменов 10-11 лет // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). - Харьков, 2008. - 3. - С. 66-74.

13. Голомазов С.В. Теория и методика футбола: Техника игры: Т. 1. - М.: Спорт-Академ-Пресс, 2002.

14. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1979 - 264 с., ил.

15. Ефремов В.В. Возрастная физиология. - М.: Наука, 2000.

16. Жуков Е.К., Котельникова Е.Г., Семенов Д.А. Биомеханика физических упражнений. - М., 1963.

17. Зациорский В.М. Аруни А.С., Силуянов В.Н. Биомеханика двигательного аппарата. - М., 1981.

18. Зациорский В.М., Каймин М.А., Лазаренко Т.П., Михайлов Н.Г., Прилуцкий Б.Н. Биомеханика циклических видов спорта. - М., ГЦОЛИФК. 1988, с.80.

19. Золотарёв А.П. Некоторые особенности соревновательной деятельности юных футболистов 9-17лет. //Методика совершенствования и контроля координационных способностей юных футболистов в условиях скоростных передвижений: Учебно-методическое пособие. - Краснодар, 1991. - С.12-16.

20. Кук М. 101 упражнение для юных футболистов. Возраст 7-11 лет. - М.: Астрель: АСТ, 2001.

21. Куневич В.Р. Возрастное развитие школьников // "Вопросы физиологии нервной и мышечной системы". 7, 1990.

22. Лалаков Г.С. Готовим юных футболистов // Физкультурное образование Сибири. - 1995. - 2.

23. Макутин А.Н. Обучение спортивным движениям. - Киев, 1986.

24. Новокщенов И.Н. Основы специальной физической подготовки футболистов различной игровой специализации - Волгоград: ВГАФК, 2003.
24. Основы управления подготовкой юных спортсменов. / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М.: ФиС, 2002.

25. Петухов А.В. О направленном формировании индивидуальной тактической подготовки футболистов 8-10 лет. //Тезисы 10-й Всесоюзной научно-практической конференции "Методические основы подготовки спортивных резервов". - М.: ВНИИФК, 1985. -С.130-131.

26. Теория и методика физического воспитания. / Под. общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - М.: ФиС, 2001.

27. Ульянов В.А. Футбол. Игра в обороне. //Физ. культура в школе, № 3, 1994. - С.48-54.

28. Фарфель В.С. Физиология спорта. - М.: Физкультура и Спорт, 2000.

29. Физическая культура: Учебник. / Под общ. Ред. Р.Э. Романова. М.: Юнити, 2003.

30. Физическое воспитание подростка. / Под ред. Д.Л. Леонидова. М.: Просвещение, 1991.

31. Футбол. Учебно-методическое пособие. / Учебное электронное текстовое издание. Редактор: доц., канд. пед. наук О.Л. Жукова. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006

32. Хомякова Т.И. Физическое воспитание и культура: Учебник для педагогических лицеев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

33. Чанади Арнад, Футбол. Техника: Пер. с венгерского В.М. Полевикова. - М.: Физкультура и спорт, 1998.

34. Чернов К.Л. Материалы 2-й научной конф. по физическому воспитанию школьников. - АПН РСФСР, М., 1994.

35. Чесно Ж.-Л. Футбол. Обучение базовой технике. / Дюрэ Ж., Жан-Люк Чесно, Жерар Дюрэ.- М.: СпортАкадемПресс, 2002.

36. Шамардин А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов. - Волгоград: ВГАФК, 2000.

37. Шмельков И.И. Исследование возрастных изменений выносливости у школьников и обоснование некоторых методов ее развития. - М.: Наука, 1997.

38. Юный футболист: Учеб. пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт / Под ред. А.П. Лаптева, А.А.Сучилина. - М.: ФиС, 1993.




Приложение

 

АНКЕТА

 

Уважаемые тренеры!

С целью повышения качества подготовки спортивного резерва 10-12 лет по футболу в спортивных детско-юношеских школах и выявления трудностей, возникающих в работе тренеров СДЮШОР. Просим Вас ответить на несколько вопросов нашей анкеты. Ваши ответы помогут правильно разработать комплекс мероприятий. Анкета является анонимной и мы гарантируем, что полученные данные не будут использоваться в других целях. Для того чтобы правильно заполнить анкету, Вам необходимо обвести в кружок соответствующий вариант ответа. Можно обводить более двух ответов.

 

Заранее благодарны за Ваши ответы!

 

Ваш пол ___________(м; ж)                 Ваш возраст_________лет

 

 

1. При работе, с какими возрастными группами в зависимости от этапа подготовки Вы испытываете наибольшие трудности?

А) этап начального обучения

Б) этап начальной специализации

В) этап углубленной специализации

Г) этап спортивного совершенствования

2. При работе, над какими сторонами специальной подготовки футболистов Вы испытываете наибольшие трудности в зависимости от этапа подготовки? (здесь необходимо выбрать вариант ответа в каждом компоненте специальной подготовки).

А) физическая подготовка

- на этапе начального обучения

- на этапе начальной специализации

- на этапе углубленной специализации

- на этапе спортивного совершенствования

Б) техническая подготовка

- на этапе начального обучения

- на этапе начальной специализации

- на этапе углубленной специализации

- на этапе спортивного совершенствования

В) Тактическая подготовка

- на этапе начального обучения

- на этапе начальной специализации

- на этапе углубленной специализации

- на этапе спортивного совершенствования

Г) Психологическая подготовка

- на этапе начального обучения

- на этапе начальной специализации

- на этапе углубленной специализации

- на этапе спортивного совершенствования

3. При работе, над какими сторонами физической подготовки футболистов Вы испытываете наибольшие трудности в зависимости от этапа подготовки? (здесь необходимо выбрать вариант ответа в каждом компоненте физической подготовки).

А) Силовая подготовка

- на этапе начального обучения

- на этапе начальной специализации

- на этапе углубленной специализации

- на этапе спортивного совершенствования

Б) Выносливость

- на этапе начального обучения

- на этапе начальной специализации

- на этапе углубленной специализации

- на этапе спортивного совершенствования

В) Гибкость

- на этапе начального обучения

- на этапе начальной специализации

- на этапе углубленной специализации

- на этапе спортивного совершенствования

Г) Двигательно-координационная подготовка

- на этапе начального обучения

- на этапе начальной специализации

- на этапе углубленной специализации

- на этапе спортивного совершенствования

4. При работе, над какими сторонами технической подготовки футболистов Вы испытываете наибольшие трудности в зависимости от этапа подготовки? (здесь необходимо выбрать вариант ответа в каждом компоненте технической подготовки).

А) Обучение технике приемов

- на этапе начального обучения

- на этапе начальной специализации

- на этапе углубленной специализации

- на этапе спортивного совершенствования

Б) Обучение технике нападения

- на этапе начального обучения

- на этапе начальной специализации

- на этапе углубленной специализации

- на этапе спортивного совершенствования

В) Обучение технике защиты

- на этапе начального обучения

- на этапе начальной специализации

- на этапе углубленной специализации

- на этапе спортивного совершенствования

5. Какие трудности Вы испытываете при работе над психологической подготовкой футболистов? (здесь необходимо выбрать вариант ответа в каждом компоненте психологической подготовки).

А) Комплексный подход к формированию гармоничной личности спортсмена

- на этапе начального обучения

- на этапе начальной специализации

- на этапе углубленной специализации

- на этапе спортивного совершенствования

Б) Создание благоприятных условий для адаптации футболистов к большому объему нагрузки

- на этапе начального обучения

- на этапе начальной специализации

- на этапе углубленной специализации

- на этапе спортивного совершенствования

В) Воспитание морально-волевых качеств

- на этапе начального обучения

- на этапе начальной специализации

- на этапе углубленной специализации

- на этапе спортивного совершенствования

Г) Учет при выборе средств психорегуляции индивидуальных особенностей спортсмена

- на этапе начального обучения

- на этапе начальной специализации

- на этапе углубленной специализации

- на этапе спортивного совершенствования

6. Какие направления деятельности тренера в процессе подготовки футболистов вызывают наибольшие трудности?

А) Отбор и комплектование класса

Б) Планирование учебно-тренировочной деятельности

В) Профилактика травматизма и заболеваний у спортсменов

Г) Выступление спортсмена на соревнованиях

7. Как Вы считаете, насколько возникающие трудности связаны с ниже перечисленными моментами?

А) Отсутствие должного уровня материально-технической базы

Б) Недостаточный уровень знаний по различным сторонам специальной подготовки

В) Отсутствие специальной литературы

Г) Сложности по дозированию нагрузки и отдыха

8. Каким образом Вы стараетесь разрешить возникшие в процессе работы трудности?

А) Чтение специальной литературы

Б) Участие в тренерских семинарах

В) Просмотр матчей с участием российских и иностранных футболистов

Г) Встречи и беседы с коллегами.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….……… 3 Глава 1. Теоретическое исследование проблемы формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет……………………… 6 1.1. Влияние спортивной тренировки на развитие функций организма и динамику работоспособности футболистов 10-12 лет…….……………... 6 1.2. Методика общей физической подготовки юных футболистов 10-12 лет …………………………………………………………………………… 9 1.3. Теория развивающего обучения …………………...…………………. 13 1.4. Концепция содержательного обобщения в обучении ………………. 15 1.5. Теория коллективного способа обучения ……………………………. 1.6. Физиологическая теория управления движениями ……….………… 1.7. Общие представления о биологических ритмах…………...………… Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования 2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………... 2.2. Методы исследования…………………………………………………. 2.3. Организация исследования……………………………………………. Глава 3. Экспериментальное обоснование результатов исследования 3.1. Методические основы обучения технике футбола ………………….. 3.1.1.Задачи обучения и тренировки………………………………………. 3.1.2. Принципы обучения и тренировки………………………………… 3.1.3. Формирование двигательных навыков……………………………... 3.1.4. Структура процесса обучения………………………………………. 3.2. Методы обучения технике футбола ...………………………………... 3.3. Методика обучения отдельным техническим приемам …………….. 3.4. Характер трудностей возникающих в учебно-тренировочной деятельности тренера при работе с футболистами 10-12 лет……………. Выводы……………………………………………………………………….…….. Практические рекомендации……………………………………………….…….. Список использованной литературы……………………………………….…….. Приложение………………………………………………………………………...

 

Введение

 

Футбол – наиболее популярная и массовая игра, которая помогает воспитывать у детей и юношей такие ценные морально-волевые качества, как целеустремленность и коллективизм, дисциплинированность, выдержку, а также совершенствовать основные двигательные способности: быстроту и точность движений, ловкость и силу, выносливость.

Формирование технического мастерства – одна из задач всесторонней подготовки футболистов. На всех этапах многолетней тренировки идет непрерывный процесс обучения технике футбола и совершенствования ее на высоком уровне их разносторонней физической подготовленности.

Между тем многие специалисты по футболу отмечают недостаточно высокий уровень технической подготовленности выпускников ДЮСШ и СДЮШОР по футболу, значительное отставание их технической оснащенности от требований современного футбола. Одной из причин этого служит недостаточная теоретическая и методическая разработанность вопросов технической подготовки юных футболистов.

Средний школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех необходимых качеств юных спортсменов. Однако, темпы естественного прогресса в изменении уровня общефизической подготовки не одинаковы: ответная реакция детского организма на физическую нагрузку различна на разных этапах роста и развития.

Особое место в общефизической подготовке юных спортсменов 10-12 лет, в том числе, футболистов, занимают скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых играет большую роль как при овладении рядом сложных и ответственных профессий, так и при достижении высоких результатов в футболе.

При оценке эффективности используемых и разрабатываемых методов и средств тренировки различных качеств и умений, определяющих специальную работоспособность футболистов, в первую очередь необходимо иметь данные, характеризующие исходный уровень проявления игроками технических и физических возможностей.

Применительно к юным футболистам, учитывая неравномерность темпов созревания организма детей, подростков и юношей и естественного развития двигательных качеств, важно знать технические и физические возможности футболистов разного возраста. Это обуславливает необходимость исследования возрастной динамики показателей, характеризующих эти возможности. Поэтому проведение исследования в области формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет является актуальной задачей на современном этапе.

Объект исследования. Объектом данного исследования является процесс формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет.

Предмет исследования. Предметом исследования является совершенствование методики формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет.

Гипотеза исследования. Предполагается, что управление учебно-тренировочным процессом с ориентацией на рассматриваемые в данной работе теоретические и методические основы обучения двигательным действиям позволят повысить эффективность обучения юных футболистов технике футбола и привести уровень технической подготовленности в соответствие с современными требованиями.

Научная новизна. Новизна исследования состоит в том, что нами разработаны рекомендации по повышению эффективности обучения футболистов 10-12 лет технике футбола и привести уровень технической подготовленности.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость работы заключается в исследовании проблемы формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет. Практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанных рекомендаций для работы по формированию физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет.

Цель исследования. Разработать и экспериментально обосновать методику формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет.

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет

 

1.1. Влияние спортивной тренировки на развитие функций организма и динамику работоспособности футболистов 10-12 лет

Систематические занятия физическими упражнениями вызывают значительные изменения строения и функций организма, повышают его функциональные возможности и способствуют развитию физических качеств юных футболистов.

В коре больших полушарий тренирующегося подростка наблюдается общий подъем функционального состояния (возбудимости и лабильности) корковых нейронов, улучшаются показатели высшей нервной деятельности – сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. По мере роста специальной работоспособности в ЦНС юного спортсмена происходят специфические изменения, отражающие формирование новых двигательных навыков. Нервные клетки начинают работать более ритмично и стабильно.

Активность отдельных нейронов синхронизируется с соседними нейронами и с нейронами ряда отдаленных участков коры, необходимых для участия в управлении конкретными движениями. Тем самым создаются особые корковые функциональные системы, отражающие в своем составе специфику освоенного двигательного навыка, а при циклической работе – темп движений.

В процессе адаптации к физическим нагрузкам совершенствуется регуляция кровеносных сосудов мозга. У подростков и юношей, адаптированных к значительным статическим напряжениям в процессе занятий тяжелой атлетикой, отмечается более стабильный и высокий кровоток в головном мозгу, чем у неподготовленных к такой работе сверстников.

Вместе с тем, чем выше квалификация юных спортсменов, тем большей способностью они обладают к произвольной мобилизации функциональных резервов для преодоления утомления, особенно в условиях работы с повышенной мотивацией.

Высокая способность к волевому преодолению развивающегося утомления у юных спортсменов обеспечивается более мощными рабочими доминантами в ЦНС, высокой возбудимостью симпатической нервной системы, наличием у них значительных гормональных резервов и значительной продукцией нервными клетками стимулирующих нейропептидов.

Уже в 10-12-ти летнем возрасте юные спортсмены четко дифференцируются по целому комплексу психофизиологических особенностей на два различных типа, которые совершенно необходимо учитывать при выборе генетически адекватного вида спорта, стиля соревновательной деятельности и амплуа спортсмена (нападающий или защитник в футболе).

На самых начальных этапах спортивной тренировки следует также самым тщательным образом определить ведущую руку и ногу спортсмена для адекватного выбора бьющей ноги в футболе. Неадекватный выбор приводит к замедлению и остановке роста спортивного мастерства, создает напряженность в организме, связанную с организацией компенсаторных реакций, и угрожает здоровью спортсмена.

Юные футболисты отличаются более обширным полем зрения. Совершенствование поисковой функции глаза позволяет юным борцам, боксерам, подросткам, специализирующимся в игровых видах спорта, мгновенно схватывать наиболее значимую информацию и быстро на нее реагировать.

В среднем школьном возрасте особенно значительно спортивная тренировка влияет на развитие опорно-двигательного аппарата. В наиболее нагруженных костях скелета заметно увеличивается толщина и плотность костей, степень их минерализации. Мышечная масса и сила преимущественно нарастают в наиболее тренируемых мышцах, создавая специфику топографии мышечной силы, характерную для каждого вида спорта.

Показано, что у 10-12-ти летних спортсменов объем быстрых и мощных мышечных волокон в составе скелетных мышц достоверно превышает этот показатель у не занимающихся подростков.

Эти особенности коррелируют у юных спортсменов с большей (в 3 раза) концентрацией в крови гормона тестостерона в состоянии покоя и большей концентрацией лактата при анаэробной работе. Увеличение тощей массы тела сопровождается у юных спортсменов уменьшением содержания жира, особенно заметным у представителей зимних видов спорта (до 7-8 % от массы тела). Чем меньше у них процент жира в составе тела, тем выше физическая работоспособность.

Развитие массы сердечной мышцы и увеличение объема сердца повышают аэробные возможности организма. В системе дыхания под влиянием длительной тренировочных занятий повышается эффективность и экономичность дыхательной функции, увеличивается ЖЕЛ, что обеспечивает быстрый рост МПК.

Снижается чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода (гипоксии) и избытку углекислого газа (гиперкапнии). Это позволяет существенно увеличить переносимость кислородного долга и продлить задержку дыхания. При адаптации организма юных спортсменов к работе переменной мощности показатели сердечно-сосудистой и дыхательной системы становятся более подвижными, точнее следуют за текущими изменениями мощности нагрузки.

Изучение механизмов адаптации юных спортсменов к физическим нагрузкам показало, что этот процесс сугубо индивидуален, зависит от множества морфо-функциональных и психофизиологических показателей молодого организма, которые довольно жестко контролируются генетически. Тренерам и педагогам, а также самим спортсменам необходимо помнить, что совершенствование функциональной подготовленности юных спортсменов требует обязательного учета индивидуальных особенностей каждого организма, его возрастных возможностей, врожденных пределов изменчивости строения и функций под влиянием физических нагрузок.

В этом случае возможно обеспечить планомерное нарастание спортивного мастерства, не ухудшая процессов роста и развития и сохраняя на высоком уровне здоровье юного спортсмена.

1.2. Методика общей физической подготовки юных футболистов 10-12 лет

Общефизическая подготовка – это основа, на которой стабилизируется техническая подготовка. Объемы упражнений на гибкость, ловкость, координацию не увеличиваются, а объемы беговых средств растут, также как и силовых.

В этом возрасте у детей наблюдаются различные изменения физиологического и психологического характера, которые требуют переориентировки тренировочной нагрузки, поскольку на каждом этапе обучения допустимость величин тренировочных нагрузок меняется. Физическая нагрузка, как правило, измеряется двумя показателями: объемом и интенсивностью.

Возраст 10-12 лет – это развитие скоростно-силовых качеств, использование на данном этапе упражнений взрывного характера. На данном этапе это прыжковые упражнения – прыжки, подскоки, выпрыгивания. Учитывая особенности этапа подготовки – решение задач по технике плюс игровая подготовка, – необходимо направленно решать задачи развития взрывной силы, поскольку упражнения с умеренной скоростью приводят, как правило, к снижению показателей взрывной силы.

Без применения больших тренировочных нагрузок высоких спортивных результатов достичь невозможно. Нагрузка футболистов в игре – это та основа, по которой определяется объем работы на тренировках с учетом периодов подготовки. А деление физической подготовки на общую и специальную помогает правильно спланировать тренировочную стратегию.

Характерной особенностью динамики нагрузок является неравномерность распределения объемов тренировочных средств по этапам. В каждом конкретном случае величина нагрузки определяется индивидуально, учитывая объем других средств и контингент занимающихся. Есть общепризнанные рекомендации, которые не подлежат сомнению.

В физической подготовке футболистов преимущество определяется уровнем скоростно-силовой подготовки, повышение которой требует выполнения объема специальной силовой и скоростной работы. В футболе решающее значение имеет даже не столько величина объемов нагрузки, сколько их умелое использование. Конечно, можно планировать работу от необходимого метража скоростной работы, но что толку.

Прирост спортивных достижений должен происходить за счет главного лимитирующего звена – скорости футбола. Тренер, планируя на следующий год улучшение спортивных результатов, должен поднять все составляющие на более высокий уровень. В специальной литературе подробно рассмотрена методика воспитания всех физических качеств, которые необходимы футболисту. Здесь хотелось бы остановиться не на конкретных числовых показателях, а на их значимости и очередности в недельном цикле и пути совершенствования в планируемом периоде.

Вся подготовительная тренировочная программа строится на основе нескольких факторов, где, несомненно, главным и основным является скорость. Беговые упражнения на максимальной скорости используются на всех этапах годичного цикла. Здесь уже можно напомнить о скорости гладкого бега и доступной скорости выполнения приема.

На втором месте из основных компонентов физической готовности является силовая подготовка, которая состоит из специальных прыжковых упражнений и силовых упражнений со штангой. Напомним, что для повышения скоростных возможностей необходимо заложить соответствующую функциональную базу. Прирост силовых качеств, полученных в результате занятий силовыми упражнениями, не приводит к ожидаемому увеличению скорости, но это обеспечивает предпосылки и не создает препятствий для эффективной специальной работы.

Ни в коем случае увеличение скорости нельзя связывать с возрастанием объема тренировочной работы. Это, во-первых, неверное понимание специфики работы над скоростью, и успех процесса зависит от рационального сочетания скоростных нагрузок. Во-вторых, чрезмерное развитие силы или выносливости только препятствует раскрытию скоростных способностей. Если рассматривать недельный цикл, то работа над скоростью проходит в дни, когда организм футболиста находится в состоянии восстановления или сверхвосстановления.

Интенсивность упражнений при развитии скоростных способностей – околопредельная, максимальная. Здесь необходимо обеспечить полную мобилизацию и концентрацию волевых усилий. Все эти моменты нужно учитывать при скоростной подготовке. Работа над скоростью ведется на всех этапах подготовки, однако на подготовительном периоде, когда выполняется значительная силовая работа, бег с максимальной скоростью используется в небольшом объеме.

Силовая подготовка является основным компонентом физической подготовки. Средствами тактической и технической подготовки ее не решить. Она в значительной степени определяет качество быстроты и выносливости. Поэтому в подготовительном периоде развитию специальных качеств должна предшествовать силовая подготовка.

До начала специальной силовой подготовки необходимо уделять внимание аэробным возможностям организма. Это ускорит приспособление организма к физическим нагрузкам. В дальнейшем элементы силовой подготовки должны присутствовать на протяжении всего года, и 1-2 занятия в неделю обеспечат необходимый уровень силовых показателей.

При переходе к интенсивной работе силового характера ухудшаются показатели спортивной техники. В этой связи силовая подготовка должна выполняться без нарушения футбольных координационных навыков, поскольку силовая и техническая подготовка не имеют логической преемственности. Силовая тренировка в соревновательном периоде основывается в лучшем случае на поддержании уровня уже приобретенной силы и используется лишь в небольших объемах как средство для поддержания на высоком уровне скоростно-силовой подготовки. Объемная силовая подготовка в этот период нецелесообразна.

Силовая подготовка позволяет улучшить не только показатели силы, быстроты, выносливости, но и в какой-то мере футбольное образование. Это только поможет юным спортсменам быть в постоянной готовности, позволит игроку действовать мощнее и активнее.

При этом необходимо учитывать несовместимость больших объемов силовой и технической работы, то есть разведение их по времени. Техническая работа выполняется на фоне прошедшей объемной силовой нагрузки.

Естественно, что последовательное планирование учебного материала предусматривает постепенное увеличение нагрузки на занятиях. Объемы работ на выносливость зависят от многих факторов: уровня подготовленности игроков, периода подготовки, климатических условий и т.д.

Изменения, связанные с развитием аэробных возможностей, происходят медленно и требуют длительного периода тренировок. Определение объема и интенсивности важно не только для оптимальной дозировки упражнений. Без учета количественных данных невозможно вывести организм на новый уровень готовности. Иными словами, тренеру необходимо переходить на новую систему учета и распределения нагрузок.

Поскольку обе задачи (мышление и физическая подготовка) в тренировке групп совершенствования несут разноплановый характер, направленность и уровень воздействия разные, то сочетание задач необходимо подбирать и корректировать. Нет смысла долго излагать все методы и режимы беговой тренировки.

Работе над выносливостью должна предшествовать специальная силовая тренировка. Тренировочные нагрузки должны соответствовать соревновательным как по объему, так и по интенсивности. Единственное различие – это разделение на режимы работ: развивающие и поддерживающие. При планировании недельного цикла необходимо учесть 2 занятия в неделю по 30 минут на скоростную выносливость (анаэробные максимальные сдвиги).

От тренера требуется достаточно высокий уровень профессиональной подготовки и, самое главное, ежедневный анализ протекающего процесса. Футболистам необходима специфическая работоспособность. Увеличение объемов или интенсивности должно происходить, но это должно идти в соответствии с исполнением футбольных требований и особенностями специализации игрока.

 

1.3. Теория развивающего обучения

В современной педагогической практике применяются два типа обучения: объяснительно-иллюстративный (информационный, сообщающий объяснительно-созерцательный) и проблемный (развивающий).

Беспалько В.П. выделяет следующие обобщенные уровни учебно-познавательной деятельности:

1) репродуктивное учение;

2) осознанное и прочное запоминание основных алгоритмов деятельности;

3) учебно-познавательная деятельность организуется как поисковая, эвристическая;

4) исследовательский уровень.

Первые два уровня характеризуют объяснительно-иллюстративный тип обучения со стороны усвоения знаний и способов деятельности, третий и четвертый уровни – две последовательные ступени развивающего обучения. В условиях объяснительно-иллюстративного типа цель обучения ограничивается усвоением канонизированного содержания прошлого опыта в виде знаний, умений и навыков.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что традиционная модель образовательного процесса, основанная на объяснительно-иллюстративном подходе к обучению, не обеспечивает формирования готовности к творческому решению новых двигательных задач, возникающих в ходе соревновательной деятельности. Современной альтернативой объяснительно-иллюстративному типу обучения выступает развивающее (проблемное обучение).

Чтобы человек проявил познавательную активность, необходимо освободить от принуждения извне и поставить его в позицию субъекта деятельности во взаимодействии со значимым для него внешним миром. Для этого каждому человеку необходимо предоставить своего рода креативное пространственно-временное поле для реализации своих способностей.

Наиболее благоприятные условия для реализации данного положения создаются при проблемном обучении, в рамках которого не стихийно, а систематически и направленно функционируют элементы, обеспечивающие развитие познавательной деятельности обучаемых и формирование их личности. В теории и практике проблемного обучения выделяются два направления:

1) создание системы поисково-познавательных задач и организация учебно-познавательной деятельности по их разрешению;

2) эвристическое обучение – разработка эвристик, эвристических предписаний и эвристических программ обучения.

В первом случае творческое усвоение знаний и действий достигается с помощью создания системы проблемных ситуаций и обеспечения возможностей их самостоятельного «открытия» обучаемыми. Эвристическое обучение отличается тем, что при его реализации больше внимания уделяется:

1) эвристическим вопросам, которые стимулируют творческое мышление и в зависимости от характера формулирования вопроса позволяют увидеть проблему как бы с новой точки зрения;

2) эвристическим предписаниям, которые представляют собой ориентировочную основу третьего типа;

3) стимулированию таких процедур творческой деятельности, как творческое воображение, генерация идей, творческая рефлексия;

4) развитию способностей к прогнозированию явлений, принятию оригинальных решений, развитию критического мышления.

Применение проблемного обучения вносит существенные изменения в качество усвоения знаний. Необходимым условием эффективной реализации высокого потенциала проблемного обучения является его применение в сочетании с другими типами обучения.

Учебный материал видов спорта содержит большие потенциальные возможности для его усвоения в условиях проблемного обучения. Они обусловлены противоречиями между теоретическими (научными) и практическими (обыденными для спортсменов) представлениями о технике спортивных упражнений, между легкостью исполнения отдельных упражнений и трудностью объяснения биомеханических закономерностей в этих упражнениях.

Теоретические положения проблемного обучения применяются в качестве ориентира при организации учебно-познавательной деятельности, направленной на открытие и усвоение закономерностей решения двигательных задач, существенных признаков и свойств разучиваемых технических приемов, их взаимосвязей в содержании техники футбола, как целостной системы двигательных действий и операций.

 

1.4. Теория коллективного способа обучения

Эффективность применения различных организационных форм в учебно-тренировочном процессе обусловлена своеобразием конкретных задач обучения и условиями их реализации. Поэтому обучение технике футбола не может строиться только на основе отдельной организационной формы, а требует комплексного использования всех имеющихся форм.

При индивидуальном способе обучения основной, системо-образующей формой организации учебной работы являлась индивидуальная работа преподавателя с каждым учащимся в отдельности (парное общение).

Организационная структура при групповом способе обучения состоит из групповых, индивидуально-обособленных и только отчасти парных учебных занятий.

Коллективный способ обучения включает в себя, по мнению В.К. Дьяченко, четыре формы организации учебного процесса:

1) индивидуально-обособленные занятия;

2) работу в парах постоянного состава (статические пары);

3) групповые учебные занятия во всех их разновидностях;

4) коллективные учебные занятия (диалогические сочетания или общение в динамических парах).

Системообразующим компонентом выступают коллективные учебные занятия. Все остальные формы работы сохраняются, но используются в сочетании с коллективными учебными занятиями.

Обучение технике футбола в настоящее время строится на основе группового способа, в рамках которого применяются индивидуальные и коллективные организационные формы, в том числе и занятия в форме работы пар сменного состава.

Теоретический анализ сущности и содержания коллективного способа обучения позволяет предположить, что дидактические возможности групповой работы и работы в парах сменного состава будут значительно расширены при переходе к их применению в рамках качественно иной организационной структуры обучения – обучения на коллективной основе. При таком обучении самостоятельная, индивидуальная, групповая и фронтальная работы будут, с одной стороны, применяться с учетом частных дидактических задач, в отношении которых они создают наиболее благоприятные педагогические условия, с другой – решение этих задач позволит приблизиться к основной задаче – осуществлению взаимообучения через работу в парах сменного состава.

Только при условии готовности учащихся к частичному принятию на себя функций преподавателя, которые обеспечиваются через применение всех форм обучения, можно рассчитывать на высокую эффективность новой организационной структуры учебного процесса, обозначенной В.К. Дьяченко как коллективный способ обучения.

 

1.5. Физиологическая теория управления движениями

Педагогическая теория обучения двигательным действиям основывалась на условно-рефлекторном понимании сущности процесса научения. Усвоение двигательного действия объяснялось на основе физиологических закономерности замыкания и закрепления условно-рефлекторных связей: с особенностями иррадиации и концентрации нервных процессов вокруг очага возбуждения, связанного с условно-рефлекторными раздражителями, с процессами дифференциации условно-рефлекторного раздражителя от остальных.

В соответствии с этой концепцией на первом этапе разучивания двигательного действия в коре больших полушарий головного мозга устанавливаются условно-рефлекторные функциональные связи. Подчеркивается, что для быстрого замыкания этих временных связей исключительно важно создать правильную установку на усвоение учебного материала, так называемую мотивационную готовность к обучению. Этот этап представляет собой этап формирования двигательных представлений, поэтому в нем преимущественно используются методы объяснения и показа.

Следующий этап – первичное освоение. Быстрота закрепления зависит от концентрации внимания на разучиваемом действии. Для этого его выполняют в облегченных условиях, существенно различающихся от экстремальных условий соревновательной деятельности.

Следующий этап соответствует фазе концентрации нервных процессов. Он позволяет перейти к овладению умением выполнять двигательное действие в постепенно усложняющихся, приближающихся к игре, условиях. Чрезмерно резкий переход к выполнению технических приемов в игре вызывает нарушения концентрации и дифференциации нервных процессов и приводит к разрушению структуры выполняемого двигательного действия.

Поэтому на данном этапе условия выполнения разучиваемого действия постепенно подводятся к игровым, как по степени противодействия, так и по эмоциональной насыщенности ситуации выполнения технических приемов.

На следующем, заключительном этапе формирование навыка осуществляется его тонкая дифференциация. Считается, что благодаря этому навык должен стать устойчивым и вместе с тем остаться гибким. Постепенно совершенствуясь, он автоматизируется, становится устойчивым к сбивающим факторам, приобретает нужную степень адаптации к экстремальным игровым условиям футбольного матча. Формируются эти важные для футболиста качества непосредственно через участие в соревнованиях, поскольку психологическое напряжение соревновательной борьбы практически не моделируется в условиях тренировки.

Такому пониманию физиологических механизмов формирования умения и навыка соответствует психологическая теория ассоциативного мышления, объясняющая возникновение новых знаний и представлений через механизмы установления человеком ассоциаций (связей) между воспринимаемыми объектами.

Таким образом, можно выделить ряд педагогических закономерностей, определяющих построение эффективной технологии обучения технике футбола. Эти закономерности определяют содержание дидактических принципов, направляющих процесс обучения двигательным действиям:

1. Системности, исходящего из философского принципа системного познания и преобразования действительности и реализуемого через восхождение в обучении от общего, абстрактного понятия к конкретным формам его проявления. Это проявляется в системной организации, как содержания обучения, так и его процессуального развертывания в учебно-тренировочной деятельности. Это предполагает, с одной стороны, представление содержания техники футбола в виде системы движений, с другой, направленность обучения на открытие, осознание и усвоение существенных признаков и свойств изучаемых двигательных действий, их связей между собой, с другими действиями и особенностями ситуаций деятельности. Учащиеся должны овладевать не только конкретным, изучаемым в данный момент способом решения двигательной задачи, но и быть готовыми к творческому выделению, осознанию и усвоению закономерностей решения задач этого класса, что обуславливает их возможности творческого развития и совершенствования техники в будущей соревновательной деятельности.

2. Целостности, что проявляется в диалектическом единстве целей, содержания и процесса обучения технике футбола, в единстве теоретической и двигательной подготовки, в оптимальном сочетании репродуктивных и продуктивных видов учебно-познавательной деятельности.

3. Доступности, что требует, с одной стороны, соответствия учебного материала (способов решения двигательных задач), а также средств и методов его освоения и форм организации учебно-познавательной деятельности уровню теоретической, физической и координационной готовности учащихся, с другой, осуществления обучения в «зоне ближайшего развития», т.е. на высшем уровне, доступном данному контингенту обучаемых.

4. Наглядности, что предполагает адекватное наполнение теоретических знаний смысла действий и операций, закономерностей решения двигательных задач, существенных признаков двигательных действий и операций полными и точными зрительными и двигательными представлениями.

5. Активности личности, что предполагает создание условий для включения учащихся в разнообразную по содержанию и характеру, постепенно усложняющуюся учебно-познавательную деятельность, обеспечивающую усвоение техники футбола.

6. Проблемности через организацию учебно-познавательной деятельности как проблемно-поисковой, направленной на открытие закономерностей решения двигательных задач.

7. Последовательности, что проявляется в выделении качественно различающихся этапов обучения технике и преемственности содержания, форм, методов обучения между отдельными этапами.

8. Коллективности, что проявляется, с одной стороны, в ведущей роли коллективных форм обучения в организационной структуре учебного процесса, с другой, в обеспечении условий для реализации индивидуального подхода.

Выделенные принципы представляют собой в совокупности целостную систему и в своем сочетании регулируют процесс обучения технике футбола.

 

 

Глава 2. Цели, задачи и методы организации исследования

Цель и задачи исследования

Цель нашей работы состоит в том, чтобы разработать комплекс рекомендаций и экспериментально обосновать методику формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет.

Задачами настоящей работы являются:

1. Оценить состояние вопроса, путем изучения специальной научной литературы.

2.  Изучить мнения тренеров-преподавателей по футболу в СДЮШОР «Буревестник».

3. Выявить объективную иерархию значимости мнений тренеров-преподавателей о тех трудностях, которые возникают при работе.

4. Исследовать структуру трудностей тренеров-преподавателей по футболу детских спортивных школ.

5. Разработать перечень практических рекомендаций по методике формирования физической и технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет.

 

Методы исследования

В данной работе нами были использованы следующие методы научного исследования:

1. Теоретический анализ специальной научной литературы по теме исследования.

2. Анкетирование тренеров-преподавателей.

3. Методы математической статистики.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 1885.