Тема 1. Сущность функции и роль финансов в общественном воспроизводстве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1. Сущность функции и роль финансов в общественном воспроизводстве

1. Сущность финансов

2. Функции финансов

3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями

4. Финансовые ресурсы и источники их формирования

5. Влияние финансов на воспроизводственный процесс

Сущность финансов

Финансовое дело зародилось в глубокой древности. Уже в докумен­тах индийской культуры IV в. до н. э. можно найти сведения о на­логовых льготах, предоставляемых купцам-мореходам, хозяевам ка­раванов, всем тем, кто заселял новые земли. Возникновение финан­сов стало результатом перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и связано с развитием го­сударства и его потребностями в ресурсах.

Сам термин «финансы» появился значительно позже. Существу­ют разные точки зрения по поводу его происхождения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII—XV вв. в торговых горо­дах Италии, другие — что понятие «финансы было введено в оби­ход французским ученым Ж. Боденом, который в 1577 г. издал ра­боту «Шесть книг о республике».

Представление о финансах как экономической категории видоиз­менялось. Изначально понятие «финансы» рассматривалось только применительно к формированию и использованию денежных фон­дов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название «публичные финансы», ко­торые в настоящее время включают в себя государственные и ме­стные финансы (финансы органов местного самоуправления).

С развитием крупномасштабного товарного производства совер­шенствовались методы, способы мобилизации, распределения и использования денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса.

Эволюцию взглядов на сущность финансов можно представить следующим образом. Что касается определения, то финансы тракту­ются:

- в мировой экономической теории (экономике) как совокуп­ность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов;

- в политической экономии как экономические отношения в
процессе создания и использования фондов денежных
средств (наиболее распространена среди российских экономистов).

Различают узкое, расширенное и широкое понимание термина «финансы». В узком понимании финансы охватывает лишь бюджет­ные процессы и к ним относятся только государственные (публич­ные) финансы.

Расширенное понимание термина означает, что финансы охва­тывают только часть денежных отношений. В российской экономи­ческой литературе эта точка зрения преобладала до недавнего вре­мени. Так, например, в советский период к финансам относились: государственный бюджет; финансы материального производства; финансы непроизводственной сферы. С 90-х гг. XX в. к финансам стали относиться: бюджетная система (федеральный бюджет, бюд­жеты субъектов Федерации, местные бюджеты); государственные внебюджетные фонды; государственный кредит; страхование; фи­нансы хозяйствующих субъектов.

В широком понимании термин «финансы» охватывает движение всех стоимостных потоков, включая и денежно-кредитные, тем са­мым финансы включают в себя: государственные финансы; кредит­ную систему; финансы отраслей воспроизводственного процесса; финансы домашних хозяйств; вторичный финансовый рынок; меж­дународные финансы.

Таким образом, практически все денежные отношения в обще­стве, все, что связано с движением денег, причисляется к финан­сам, а понятие «денежное хозяйство страны» идентично понятию «финансы».

В зарубежных странах, а теперь уже и в России, финансистом называют любого специалиста, связанного с деньгами, равно как и все деньги, включая доходы граждан, называют финансами.

Такое понимание финансов отражено и в современных зарубеж­ных словарях: Finance — искусство, функция, профессия, связанная с валютой или деньгами.

Условием возникновения финансов является наличие в общест­ве товарно-денежных отношений. В воспроизводственном процессе движение денежных средств должно опосредовать движение товаров (Производство – Распределение - Обмен – Потребление).

На основе движения денежных средств возникают финансовые отношения. Отличительным признаком финансовых отношений яв­ляется их связь с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта между различными субъектами, каждый из которых претендует на получение доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота.

Важной особенностью финансовых отношений является то, что процесс распределения и перераспределения стоимости обществен­ного продукта сопровождается созданием различных фондов денеж­ных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного само­управления, называются централизованными, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, -децентрализованными. Формирование фондов денежных средств носит строго регламентированный характер.

Можно выделить следующие признаки финансов:

- денежный характер финансовых отношений. Деньги являются
материальной основой существования и функционирования
финансов (они всегда имеют денежную форму выражения);

- распределительный характер финансовых отношений. Областью
возникновения и функционирования финансов являются ста­дии воспроизводственного процесса, на которых происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте;

- финансовые отношения находят свое материальное воплоще­ние в централизованных и децентрализованных фондах де­нежных средств.

Как экономическая категория финансы - это экономические отношения, в процессе которых происходит формирование, распре­деление и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач го­сударства, обеспечения условий расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей общества.

2. Функции финансов

Сущность финансов проявляется прежде всего через распределитель­ную функцию. Распределительный процесс, осуществляемый с помо­щью финансов, сложен и многогранен. Ему присуща многоступен­чатость, порождающая разные виды распределения — внутрихозяй­ственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Финансы обслуживают разные этапы распределения стоимости об­щественного продукта, участвуя как в первичном распределении, так и в перераспределении. Финансовый метод распределения охватыва­ет разные уровни управления экономикой: федеральный, региональ­ный (на уровне субъектов Федерации), местный (на уровне местных органов управления).

В целом распределительная функция финансов позволяет:

- создавать целевые фонды денежных средств на уровне государства, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, населения;

- осуществлять распределение между производственной и не­
производственной сферами и социальными группами, а также
внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное распределение.

Наряду с распределительной функцией финансам присуща и контрольная функция. Основу контрольной функции составляет дви­жение финансовых ресурсов. Исходя из характера их движения, об­щество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств. Полученная информация позволяет оценить эффективность и целесообразность произведен­ных расходов. Чтобы информация отражала реальное положение Дел, она должна быть полной, своевременной и достоверной

Использование контрольной функции финансов на практике позволяет осуществлять финансовый контроль, который является функцией финансовых органов.

Обе функции финансов связаны - они действуют одновремен­но: распределение не может не контролироваться и контроль без распределения невозможен.








Общегосударственные финансы

Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете как в экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах, как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите.

Государственный кредит включается в финансовую систему, хотя кредитные отношения отличаются от финансовых. Но в силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита государственного бюджета, обеспечения устойчивости государственных финансов, расчеты по нему осуществляются за счет бюджетных средств - это подзвено можно считать принадлежащим как финансовой, так и кредитной системам.

Второе звено - финансы хозяйствующих субъектов имеет два относительно самостоятельных подзвена:

- финансы хозяйствующих субъектов сферы материального
производства (реальный сектор);

- финансы организаций и учреждений отраслей
непроизводственной сферы.

В первом подзвене - финансах производственной сферы решаются задачи формирования и эффективного использования децентрализованных фондов денежных средств в производственных компаниях, фирмах, корпорациях, других формах организаций хозяйственной деятельности, а также централизации средств в целевых и резервных фондах вышестоящих органов названных хозяйствующих субъектов. Финансы этого подзвена обслуживают производственную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности других качественных показателей производства. Сюда относятся следующие составляющие:

1. финансы производственных хозяйствующих субъектов
промышленности и их вышестоящих органов;

2. финансы сельскохозяйственных хозяйствующих субъектов;

3. финансы грузового транспорта (железнодорожного,
речного, морского, автомобильного, воздушного, магистрального, трубопроводного);

4. финансы строительства;

5. финансы связи (в части обслуживания производства);

6. финансы потребительской кооперации;

7. финансы водного хозяйства;

8. финансы геологоразведочных организаций;

9. финансы других подотраслей сферы материального производства (государственных закупок, заготовок, торговли, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения).

Место и роль второго подзвена - финансов непроизводственной сферы в финансовой системе определяются ее связью с распределением и использованием национального дохода. Финансовые отношения в этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кредита и др.

Финансы отраслей непроизводственной сферы имеют такие составляющие:

1. финансы жилищно-коммунального хозяйства;

2. финансы бытового обслуживания населения;

3. финансы пассажирского транспорта;

4. финансы ряда отраслей (связи и др. в части
непроизводственной деятельности);

5. финансы здравоохранения и физической культуры;

6. финансы образования;

7. финансы культуры и искусства;

8. финансы науки и научного обслуживания;

9. финансы общественных организаций;

10. финансы банковско-кредитных и страховых организаций;

11. финансы коммерческих и посреднических организаций (в том числе товарных и фондовых бирж, брокерских контор, фондов и т.д.);

12. финансы органов управления;

13. финансы обороны;

14. финансы органов защиты правопорядка.

В данном звене финансовые отношения обслуживают движение уже созданной стоимости по каналам ее перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование многочисленных фондов денежных средств различного целевого характера.

Совокупность централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, присущих звеньям финансовых отношений, составляет вторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансовых ресурсов, включающих многие денежные фонды: бюджетные государственного и негосударственного социального страхования и обеспечения, амортизации, оборотных средств, потребления. Одни фонды централизованы в большей степени, другие – в меньшей одни фонды постоянно расходуются (фонд потребления), другие временно сохраняются (резервные фонды), третьи- накапливаются (амортизационные отчисления).

Формы финансовых отношений и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим субъектом выступает финансовый аппарат, который представляет собой систему государственного и общественного аппарата управления финансами и является третьей частью финансовой системы.

Финансовый аппарат, занимающийся экономической и контрольной работой в процессе организации и планирования финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений, совместим с другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управляемость ее.

Наряду с понятием финансовой системы, есть еще обобщенное понятие финансово-кредитной системы, в которую включаются не только звенья финансовой системы, но и кредитная система. Финансово-кредитная система объединено функционирует преимущественно в сфере материального производства, поскольку в непроизводственной сфере кредитные отношения ограничены, хотя кредитные учреждения относятся к непроизводственной сфере деятельности.






Содержание, задачи, цели и принципы финансовой политики.

Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.

При всем разнообразии финансовой политики ее содержание выражается в последовательном осуществлении таких стадий:

1. разработка научно обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;

2. формулировка стратегических и тактических мероприятий
финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач
экономической политики;

3. практическое воплощение намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой в зависимости от радикальности экономических преобразований.

Задачи, решаемые финансовой политикой:

а) обеспечение условий для создания наиболее возможного
объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;

б) рациональное распределение и использование финансовых
ресурсов между сферами общественного производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;

в) выработка соответствующего финансового механизма для
выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.

В программах развития экономики и углубления рыночных реформ Казахстана предусмотрен комплекс мер по финансовому оздоровлению экономики и активизации денежно-кредитной политики, развитию потребительского рынка с расширением доли отечественных производителей, обеспечению стабильности производства, укреплению хозяйственных связей. Основными направлениями перехода к рыночным отношениям являются: поддержание инфляции на минимальном уровне, демонополизация экономики, развитие предпринимательства и конкуренции, рыночной инфраструктуры (товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, сеть коммерческих оптовых и розничных предприятий по торговле товарами, коммерческие банки, страховые фирмы, складское, транспортное, тарное хозяйство, центры коммерческой информации, рекламные фирмы, сеть сервисных, ремонтных, консультационных и юридических услуг и т.д.).

В соответствии с этими программами финансовая политика и деятельность финансовой системы в переходный период к рынку нацелены на получение необходимых финансовых ресурсов, полную и своевременную их мобилизацию в бюджет, бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных государственными программами социального и экономического развития, и усиление контроля за целевым и рациональным использованием государственных материальных, трудовых и денежных ресурсов. Эти цели вытекают из необходимости финансового обеспечения стратегии социально-экономического развития республики на основе обеспечения устойчивого экономического роста.

Как ближайшая цель - добиться сбалансированности государственного бюджета и решить проблему финансового оздоровления национального хозяйства на основе стабилизации экономики.

При проведении финансовой политики важное значение имеет осуществление следующих принципов финансовой политики:

соблюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов исходя из реального наличия финансовых ресурсов;

обеспечение планомерной организации финансовых отношений;

сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;

создание финансовых резервов (превышение доходов над расходами в бюджетной системе и финансовых резервов в отраслевых финансах);

оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и хозяйствующими субъектами.






Содержание и структура финансового механизма.

Каждая экономическая категория имеет свою специфику, проявляется через определенные виды, формы и методы выражения соответствующих отношений. Именно эти понятия -виды, формы и методы реализации отношений - выступают в экономической жизни как инструмент, механизм управления соответствующими процессами. Финансы как специфическая распределительная категория участвуют в распределении и перераспределении созданного продукта путем образования и использования различных целевых фондов денежных средств. Поэтому применяемый в этом процессе механизм - это виды, формы и методы выражения финансовых отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и фондов.

Термин «механизм» имеет техническое происхождение и в экономическом понимании означает средство, которым можно привести что-нибудь в действие, побудить определенную деятельность. В этом смысле термин применяется в управлении, и его суть связана с содержанием воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, определяемого задачами экономической, в том числе и финансовой политики.

Финансы органически связаны со всей системой хозяйствования и его такими составляющими, как планирование, прогнозирование экономическое стимулирование, организация и управление. Более того, финансы взаимодействуют и с аналогичными составляющими социального механизма, как более общего понятия, определяющего динамику системы общественных отношений.

Финансовый механизм, как и хозяйственный механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Для ее характеристики целесообразно использовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма.

Подсистема (часть) финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организацию управления.

Блок (звено) финансового механизма - это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку общей целевой направленности.

Элемент финансового механизма - это простейшая хозяйственная форма, через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства.

Диалектика финансов в общественной жизни проявляется через взаимодействие форм выражения и методов действия.

В реальной жизни, хозяйственном и финансовом механизмах, абстрактные экономические (стоимостные) категории конкретизируются и выступают как конкретные формы.

Под конкретными формами понимаются такие категории, которые могут планироваться, видоизменяться, учитываться людьми. Конкретные формы - это формы реализации экономических категорий. Не через финансы в целом, а через их конкретные формы (финансовые субкатегории) - бюджет, доходы, расходы происходит использование людьми экономических законов в своих целях. В этом смысле упомянутые конкретные формы являются стоимостными рычагами управления процессами воспроизводства.

Метод - это способ действия по выполнению функций управления, причем способ, наиболее рациональный в данных условиях. Способы воздействия оказываются на различные формы проявления экономических законов, заключенные в определенных категориях (цене, финансах, прибыли, налогах, доходах и др.).

Формы проявления финансовых отношений могут конкретизироваться более детально в зависимости от уровня управления экономикой (национальное хозяйство в целом, сектор экономики, экономический регион, отрасль, подотрасль, хозяйствующий субъект, административно-территориальная единица). Поэтому применяются более конкретные формы - рычаги управления: например, в доходах выделяется налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог, доходы от государственного имущества, рентные платежи и т.д.; в расходах - расходы на экономику (с дальнейшей детализацией), на социально-культурные цели (образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение и т.д., науку, управление). Большое разнообразие конкретных форм и методов управления применяется на уровне первичного звена - фирмы, компании, организации, учреждения для регулирования многообразных финансовых отношений.

В хозяйственном и финансовом механизмах пользуются финансово-экономическими нормативами и лимитами. Нормативы - расчетно обоснованные величины затрат или распределения ресурсов, лимиты - предельные размеры использования ресурсов, используются в финансовом планировании. С их помощью обеспечивается оптимальное сочетание в распределительных отношениях общегосударственных, коллективных и личных интересов, сбалансированность потребностей государства, регионов, отраслевых и ведомственных органов управления, хозяйственных единиц в ресурсах для реализации заданий перспективных и текущих планов экономического и социального развития.

Характерной особенностью финансового механизма является его динамичность, постоянное совершенствование, тесное взаимодействие со звеньями хозяйственного механизма.

Составляющие хозяйственный механизм отдельные механизмы, как и соответствующие им отношения, действуют в тесной взаимосвязи.

Плохо работающий элемент любого из механизмов - ценового, финансового, кредитного - может блокировать работу других элементов, звеньев и хозяйственного механизма в целом. Поэтому действие составляющих финансового механизма необходимо рассматривать с сопряженными составляющими других экономических механизмов при их взаимодействии в конкретных условиях с учетом сочетания интересов общества, первичного хозрасчетного звена, отдельных работников.

Сложная система экономического механизма, его звеньев, рычагов, элементов находится в постоянном изменении, взаимодействии в соответствии с выдвигаемыми и решаемыми задачами определенного этапа развития общества, его производственных отношений или части этих отношений, связанных с развитием той или иной сферы, отрасли национального хозяйства.

Финансовая политика, вырабатываемая на основе объективных закономерностей определенного этапа общественного развития, предусматривает средства для ее реализации, то есть создание, совершенствование или отмену отдельных составляющих финансового механизма, в том числе и рычагов. Общество, выявляя реальные противоречия экономики, экономических интересов, создает конкретные финансовые формы, используемые в управлении как рычаги для преодоления возникающих негативных процессов и содействия социально-экономическому развитию.

С переходом на рыночные отношения в практику вышли такие понятия, как акционирование, ценные бумаги, дивиденды, свободные цены, лицензии, фонды потребления и накопления предприятий, валютные фонды, введены новые виды налогов (акцизы, налог на добавленную стоимость, земельный налог, налог на имущество, таможенные пошлины, налоги на недропользователей и др.), целевые отчисления денежных средств.

Названные новые компоненты экономического механизма призваны активизировать творческий потенциал субъектов хозяйствования на ускорение научно-технического прогресса, интенсификацию производства путем воздействия на материальные интересы людей, сближение интересов общества, основного хозрасчетного звена, отдельных работников.

Осуществляемая реформа предполагает комплексный подход к перестройке хозяйственного механизма, являющегося проявлением взаимодействия производительных сил и производственных отношений в общественной системе.

Задачи совершенствования финансового механизма на современном этапе развития экономики связаны с широкой демократизацией производства, внедрением коммерческих начал, рыночного регулирования, усиления экономической заинтересованности в результатах хозяйствования. Через рациональное использование денежных доходов, накоплений и фондов происходит воздействие финансового механизма на конечные результаты производства.

Финансовый механизм пронизывает все стороны производственных отношений общества. Поэтому с помощью действенного, хорошо отлаженного финансового механизма можно активно воздействовать на производство, повышать его эффективность и обеспечивать экономику финансовыми ресурсами для ее роста.

 

 

Содержание финансов хозяйствующих субъектов

Финансы хозяйствующих субъектов - составная часть единой системы финансов.

Собирательное понятие - «хозяйствующие субъекты» применяется в последнее время в связи с вовлечением в хозяйственную деятельность не только юридических лиц, но и физических - индивидуальных частных предпринимателей, развитием малого бизнеса, семейного предпринимательства - без образования юридического лица. Термин «хозяйствующий субъект», кроме того, распространяется на все организационно-правовые формы собственности и виды деятельности. В последнее время, в связи с разрешением коммерческой деятельности практически многим юридическим лицам, в том числе и относящимся к непроизводственной сфере с государственной собственностью или ее долей (при определенных, оговоренных законом, положением или уставом условиях), размываются границы коммерческой и уставной деятельности, что превращает субъектов - в хозяйствующих, то есть ориентирующих свою деятельность не только в выбранном, уставном направлении, но и вкоммерческом - направленном на извлечение дохода от смежной, дополнительной или побочной деятельности.

В представленной трактовке термин «хозяйствующие субъекты», под углом зрения финансовых отношений и функционирования финансовой системы, понятие частично включает финансы «домашних хозяйств» (населения), как обладателей значительной части ресурсов и одного из ключевых факторов производства - рабочей силы. Обобщенно - это экономические агенты, экономические единицы (в системе национальных счетов - институциональные единицы), которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Однако центральное место с организационно-экономической точки зрения занимают системно организованные субъекты - предприятия и организации: фирмы, компании, фермерские хозяйства, хозяйственные товарищества, ассоциации (объединения), национальные компании и др. Реже употребляются ранее распространенные названия «завод», «фабрика», «предприятие» (по отраслям).*

Поскольку значительная часть хозяйствующих субъектов занята в сфере материального производства, где- создается материальный общественный продукт источник жизнеобеспечения общества, то финансы этого звена представляют собой основную, исходную часть финансов.

Наличие финансов хозяйствующих субъектов, как и в целом финансов государства, обусловлено существованием товарно-денежных отношений и действием экономических законов. Товарно-денежные отношения предопределены общественным разделением труда, разными формами собственности. Степень разделения труда между отдельными товаропроизводителями и услугопроизводителямиопределяет наличие самостоятельных предприятий разных видов, их структурных подразделений вплоть до отдельных рабочих мест. Отдельные товаропроизводители и услугопроизводители производят и обмениваются результатами своего труда, продуктами, услугами путем купли-продажи за деньги по ценам, отражающим стоимость товара. В совокупности эти отношения являются товарно-денежными.

Финансы хозяйствующих субъектов выражают в денежной форме основные стороны процесса расширенного воспроизводства и способствуют его осуществлению в соответствии с требованиями экономических законов. Они применяются для распределения и использования денежных доходов и накоплений, необходимых для дальнейшего развития национального хозяйства. Это развитие немыслимо без прочных и хорошо налаженных финансов хозяйствующих субъектов, которые являются важным экономическим инструментом системы управления национальным хозяйством, мощным средством преобразования экономики. Представляя собой часть производственных отношений, они в совокупности с другими производственными отношениями непосредственно воздействуют на эффективность хозяйственной деятельности низовых звеньев управления национальным хозяйством.

Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя финансы предприятий, фирм, обществ, концернов, ассоциаций, отраслевых министерств и других хозяйственных органов, межхозяйственных, межотраслевых, кооперативных организаций, учреждений, осуществляющих промышленную, сельскохозяйственную, строительную, транспортную, снабженческо-сбытовую, торговую (посредническую), заготовительную, геологоразведочную, проектную деятельность, бытовое обслуживание населения, связь, жилищно-коммунальные услуги, предоставление различных финансовых, кредитных, страховых, научных, образовательных, медицинских, информационных, маркетинговых и других услуг в многообразных сферах общественно-полезной деятельности.

Развитие форм собственности повлекло возникновение новых типов предприятий: частных, кооперативных (по производству товаров, продукции и услуг), акционерных, смешанных, совместных с предприятиями и фирмами зарубежных стран). Путем передачи государственных предприятий в управление иностранным или отечественным инвесторам меняется порядок использования государственной собственности: от менее совершенных форм - распоряжения и использования собственности совершается переход к временному владению новыми собственниками. Следующей ступенью является выкуп государственного предприятия, переход его в полное владение и превращение в частное или совместное.

Возникающее в ходе экономических реформ разделение государственной собственности на республиканскую, коммунальную также способствует множеству форм государственных предприятий, их объединений и органов совместного управления на коммерческих основах - обществ, ассоциаций, концернов, консорциумов и т.д. Этому процессу способствует развитие коммерческого расчета, перевод регионов на самоуправление и самофинансирование.

Финансы каждой отрасли национального хозяйства имеют свои существенные отличия, вытекающие из технико-экономических особенностей данной отрасли. Но в то же время сущность и основные принципы организации финансов хозяйствующих субъектов всех отраслей одинаковы, что обусловлено общими принципами хозяйствования и едиными экономическими законами. Все это и предопределяет возможность и необходимость объединения всех их в исходное звено - финансы хозяйствующих субъектов.

Финансы хозяйствующих субъектов имеют сущность и внешние формы проявления. Под сущностью понимается внутреннее содержание финансов, которое определяет их как особую стоимостную категорию - финансовую. Сущность и формы проявления финансов взаимосвязаны. Но степень их устойчивости неодинакова. Формы проявления финансов подвержены более частому, быстрому изменению, чем их сущность. Например, формы взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом неоднократно изменялись и совершенствовались: от многоканальных платежей из прибыли они трансформировались в налогообложение прибыли, а затем - в подоходный налог; обратное движение средств из бюджета на финансирование хозяйственных нужд заменено в основном методом самофинансирования; изменились формы движения денежных средств внутри предприятий, между его подразделениями, администрацией и работниками - эти отношения приобретают эквивалентный характер и переводятся на коммерческую основу. Происходят изменения в структуре финансовых ресурсов, методах формирования и направлениях их использования.

Тема: Деньги.

Деньги – это единственный товар, который используется исключительно для того, чтобы от него избавляться. Сущность, функции и роль денег во всемирном товарообороте оказывают огромное влияние на формирование и развитие экономики в целом и в отдельно взятых странах. Именно поэтому возникла необходимость тщательно изучить сущность функции и виды, такого гениального открытия, как деньги.

Сущность денег

Деньги являются самым активным элементом экономики, важнейшей частью экономической деятельности, связующим звеном между участниками рынка и производством. Деньги обладают свойством «обмениваемости» на товары, включая недвижимость, драгоценности и художественные произведения.

Функции денег

· деньги являются мерой стоимости;

· деньги являются средством платежа;

· деньги являются средством обращения;

· деньги являются средством накопления.

Если выйти за рамки экономики одной страны, то появляется пятая функция денег – мировые деньги, которая состоит из всех вышеперечисленных. Особенности наличного и безналичного денежного обращения:

§ У наличных и безналичных денег разная циркуляция. Наличные деньги бывают в обороте много раз и выбывают из него, когда они физически изнашиваются. Безналичные деньги циркулируют единожды в форме списания с одного счета на другой.

§ У наличного и безналичного оборота разные контрагенты (участники). Наличный оборот всегда связан с населением, а у безналичного оборота контрагентами выступают субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность (предприятия, компании и т. д.).

§ Наличные и безналичные деньги выполняют разные функции. Наличные деньги: функция платежа, обращения, сбережения и накопления. Безналичные деньги: платежа и накопления (в виде остатка на счетах).

§ Безналичные расчеты легче контролировать.

Денежная масса - это количественный показатель денежного обращения

Тема 1. Сущность функции и роль финансов в общественном воспроизводстве

1. Сущность финансов

2. Функции финансов

3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями

4. Финансовые ресурсы и источники их формирования

5. Влияние финансов на воспроизводственный процесс

Сущность финансов

Финансовое дело зародилось в глубокой древности. Уже в докумен­тах индийской культуры IV в. до н. э. можно найти сведения о на­логовых льготах, предоставляемых купцам-мореходам, хозяевам ка­раванов, всем тем, кто заселял новые земли. Возникновение финан­сов стало результатом перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и связано с развитием го­сударства и его потребностями в ресурсах.

Сам термин «финансы» появился значительно позже. Существу­ют разные точки зрения по поводу его происхождения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII—XV вв. в торговых горо­дах Италии, другие — что понятие «финансы было введено в оби­ход французским ученым Ж. Боденом, который в 1577 г. издал ра­боту «Шесть книг о республике».

Представление о финансах как экономической категории видоиз­менялось. Изначально понятие «финансы» рассматривалось только применительно к формированию и использованию денежных фон­дов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название «публичные финансы», ко­торые в настоящее время включают в себя государственные и ме­стные финансы (финансы органов местного самоуправления).

С развитием крупномасштабного товарного производства совер­шенствовались методы, способы мобилизации, распределения и использования денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса.

Эволюцию взглядов на сущность финансов можно представить следующим образом. Что касается определения, то финансы тракту­ются:

- в мировой экономической теории (экономике) как совокуп­ность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов;

- в политической экономии как экономические отношения в
процессе создания и использования фондов денежных
средств (наиболее распространена среди российских экономистов).

Различают узкое, расширенное и широкое понимание термина «финансы». В узком понимании финансы охватывает лишь бюджет­ные процессы и к ним относятся только государственные (публич­ные) финансы.

Расширенное понимание термина означает, что финансы охва­тывают только часть денежных отношений. В российской экономи­ческой литературе эта точка зрения преобладала до недавнего вре­мени. Так, например, в советский период к финансам относились: государственный бюджет; финансы материального производства; финансы непроизводственной сферы. С 90-х гг. XX в. к финансам стали относиться: бюджетная система (федеральный бюджет, бюд­жеты субъектов Федерации, местные бюджеты); государственные внебюджетные фонды; государственный кредит; страхование; фи­нансы хозяйствующих субъектов.

В широком понимании термин «финансы» охватывает движение всех стоимостных потоков, включая и денежно-кредитные, тем са­мым финансы включают в себя: государственные финансы; кредит­ную систему; финансы отраслей воспроизводственного процесса; финансы домашних хозяйств; вторичный финансовый рынок; меж­дународные финансы.

Таким образом, практически все денежные отношения в обще­стве, все, что связано с движением денег, причисляется к финан­сам, а понятие «денежное хозяйство страны» идентично понятию «финансы».

В зарубежных странах, а теперь уже и в России, финансистом называют любого специалиста, связанного с деньгами, равно как и все деньги, включая доходы граждан, называют финансами.

Такое понимание финансов отражено и в современных зарубеж­ных словарях: Finance — искусство, функция, профессия, связанная с валютой или деньгами.

Условием возникновения финансов является наличие в общест­ве товарно-денежных отношений. В воспроизводственном процессе движение денежных средств должно опосредовать движение товаров (Производство – Распределение - Обмен – Потребление).

На основе движения денежных средств возникают финансовые отношения. Отличительным признаком финансовых отношений яв­ляется их связь с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта между различными субъектами, каждый из которых претендует на получение доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота.

Важной особенностью финансовых отношений является то, что процесс распределения и перераспределения стоимости обществен­ного продукта сопровождается созданием различных фондов денеж­ных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного само­управления, называются централизованными, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, -децентрализованными. Формирование фондов денежных средств носит строго регламентированный характер.

Можно выделить следующие признаки финансов:

- денежный характер финансовых отношений. Деньги являются
материальной основой существования и функционирования
финансов (они всегда имеют денежную форму выражения);

- распределительный характер финансовых отношений. Областью
возникновения и функционирования финансов являются ста­дии воспроизводственного процесса, на которых происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте;

- финансовые отношения находят свое материальное воплоще­ние в централизованных и децентрализованных фондах де­нежных средств.

Как экономическая категория финансы - это экономические отношения, в процессе которых происходит формирование, распре­деление и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач го­сударства, обеспечения условий расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей общества.

2. Функции финансов

Сущность финансов проявляется прежде всего через распределитель­ную функцию. Распределительный процесс, осуществляемый с помо­щью финансов, сложен и многогранен. Ему присуща многоступен­чатость, порождающая разные виды распределения — внутрихозяй­ственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Финансы обслуживают разные этапы распределения стоимости об­щественного продукта, участвуя как в первичном распределении, так и в перераспределении. Финансовый метод распределения охватыва­ет разные уровни управления экономикой: федеральный, региональ­ный (на уровне субъектов Федерации), местный (на уровне местных органов управления).

В целом распределительная функция финансов позволяет:

- создавать целевые фонды денежных средств на уровне государства, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, населения;

- осуществлять распределение между производственной и не­
производственной сферами и социальными группами, а также
внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное распределение.

Наряду с распределительной функцией финансам присуща и контрольная функция. Основу контрольной функции составляет дви­жение финансовых ресурсов. Исходя из характера их движения, об­щество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств. Полученная информация позволяет оценить эффективность и целесообразность произведен­ных расходов. Чтобы информация отражала реальное положение Дел, она должна быть полной, своевременной и достоверной

Использование контрольной функции финансов на практике позволяет осуществлять финансовый контроль, который является функцией финансовых органов.

Обе функции финансов связаны - они действуют одновремен­но: распределение не может не контролироваться и контроль без распределения невозможен.








Дата: 2018-12-28, просмотров: 391.