Государственные финансы как звено финансовой системы связаны действием в производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего многообразные взаимосвязи в экономике и социуме.
Экономическая сущность государственных финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий.
Субъектами денежных отношений в этой сфере является государство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятия, организации, учреждения, граждане - с другой.
Характерным для государственных финансов является рост объемов государственных расходов опережающими темпами по сравнению с ростом ВНП. Такое явление известно как закон Вагнера, по имени немецкого экономиста XIX века - «Закон возрастающей государственной активности», в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объем производств. А. Вагнер связывает рост государственной активности с тремя факторами:
1. усложнением экономической жизни в результате развития экономики и углубляющимся разделением труда; это приводит к необходимости поддержания эффективной и действенной экономики, правопорядка, расширения юридических услуг со стороны государства;
2. развитие техники и технологии вызывает потребность в больших объемах капитала, который может быть обеспечен акционерными компаниями или государственными корпорациями, обладающими преимуществами перед мелкими фирмами; государство должно участвовать в производствах, где по техническим условиям образуются монополии для регулирования их деятельности;
3. государство усиливает активность в сферах образования и здравоохранения, где выгоды от предоставляемых услуг не восприимчивы к экономической оценке.
Таким образом, закон Вагнера подтверждает определенную ограниченность рыночного хозяйства и необходимость государственного регулирования экономических процессов.
Функции государственных финансов аналогичны функциям, выполняемым экономической категорией финансов в целом: это - распределительная и контрольная функции.
Однако для более полной характеристики государственных финансов в распределительной функции следует выделить составляющие подфункции, которые вытекают из необходимости регулирующих действий государства; это подфункции:
1. размещения;
2. перераспределительная;
3. стабилизации.
Подфункция размещения проявляется в том, что общественные товары, блага и услуги не могут быть обеспечены посредством рыночной системы, и государству необходимо выделить и разместить ресурсы для их производства и обеспечения населения. Задача заключается в оптимальном распределении ограниченных экономических ресурсов между «частными» и «общественными» товарами и выбора структуры и объемов последних. Поскольку ресурсы под общественные товары формируются, главным образом, за счет налогов, то ограничиваются возможности производства частных, рыночных товаров, и проблемы оптимизации могут представляться сложными для фискальной политики.
Среди различных фискальных инструментов перераспределение выполняется наиболее непосредственно путем:
1. налогово-трансфертной схемы, которая сочетает прогрессивное налогообложение высоких доходов с субсидированием низкодоходных домашних хозяйств;
2. альтернативно перераспределение может быть выполнено путем прогрессивных налогов, используемых для финансирования общественного хозяйства, такого, как жилищное, имеющего низкие доходы от нанимателей;
3. наконец, перераспределение может быть достигнуто путем
сочетания налогов на товары, покупаемые преимущественно высокодоходными потребителями с субсидированием других товаров, используемых потребителями с низкими доходами.
В выборе альтернативных инструментов политики в расчет должны приниматься полные результирующие потери или издержки эффективности, которые поднимаются, когда происходит вмешательство в выбор потребителей или производителей. Перераспределение через налогово-трансфертный механизм имеет то преимущество, что оно не мешает частному потребительскому или производственному выбору. Однако даже этот механизм не без «издержек эффективности», поэтому необходимо находить балансирование конфликтного равенства и эффективных целей. Проводимая оптимальная политика должна следовать обоим интересам.
Действие подфункции стабилизации сводится к обеспечению высокой занятости, приемлемой степени ценовой стабилизации и экономического роста с учетом результатов внешней торговли и состояния платежного баланса. При этом государство воздействует на совокупный спрос, применяя решительные ли ограничивающие меры по расходам государственного бюджета и изменениям в налогообложении.
В государственных финансах выделяются обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфическое назначение.
В составе государственных финансов выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий и организации. По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на общегосударственные (республиканские, федеральные, правительственные) и местные (муниципальные).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 275.