ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ВГУ»)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
педагогики и педагогической психологии
_________И.Ф. Бережная
__.__.20__
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.5 Педагогическое проектирование в образовании
1.Шифр и наименование направления подготовки:
44.04.01 Педагогическое образование
Магистерская программа:
«Педагогический менеджмент и инновации в образовании»
3.Квалификация (степень) выпускника:
Магистр
Форма обучения:
Очно-заочная
5.Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины:
Педагогики и педагогической психологии
Составители программы:
Кривотулова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
7.Рекомендована:
НМС факультета философии и____ психологии, от __.__.20__, протокол № 1400-__
8. Учебный год: 2018/2019 Семестр(ы): 1
9.Цели и задачи учебной дисциплины:
Цель изучения учебной дисциплины − формирование теоретических знаний и умений по проектированию в образовании.
Основными задачами учебной дисциплины являются:
- развитие способности к абстрактному мышлению, анализу и синтезу на основе современных подходов к проектированию, моделированию и конструированию педагогической деятельности;
− усвоение форм и методов анализа и оценки педагогических проектов, процессов и результатов их реализации;
− овладение методами формирования навыков самостоятельной работы, развития профессионального мышления и творческих способностей студентов;
− информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении.
10.Место учебной дисциплины в структуре ООП:
Учебная дисциплина «Педагогическое проектирование в образовании» относится к дисциплинам ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (магистр) и входит в базовую часть.
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по общей педагогике (в частности, таким ее разделам, как общее представление о методах педагогического исследования, общая характеристика системы образования), которая ведется в процессе подготовки бакалавра, знать методологические основы и категориальный аппарат психолого-педагогических исследований. Кроме того, студенты должны иметь знания по организации образовательного процесса.
Учебная дисциплина «Педагогическое проектирование в образовании» является предшествующей для следующих дисциплин: «Практикум по педагогическому проектированию», «Практикум по инновационным педагогическим технологиям», «Педагогическая инноватика», «Инновационные образовательные технологии».
11. Планируемые результаты обучения по дисциплине/модулю (знания, умения, навыки), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников):
Компетенция | Планируемые результаты обучения | |
Код | Название | |
ОК-2 | Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения | ЗНАТЬ: знания о нестандартных ситуациях, социальной и профессионально-этической ответственности (З I.2) |
ПК-2 | способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики | ЗНАТЬ: Теоретические основы формирования образовательной среды, имеет профессиональные знания о реализации задач инновационной образовательной политики (З I.2) УМЕТЬ Умеет формировать образовательную среду и применять профессиональные знания о реализации задач инновационной образовательной политики (У I.2) |
ПК-4 | готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность | ВЛАДЕТЬ: Опытом рефлексивного владения способами осмысления и критического анализа существующих разработок и принципов реализации методик, технологий и приемов обучения с учетом перспективных линий творческого |
ПК-7 | способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии | УМЕТЬ: проектировать, варианты образовательного пространства в зависимости от поставленной педагогической цели при проектировании образовательного процесса (У II.7) ВЛАДЕТЬ: креативными способами проектирования образовательного пространства при проектировании образовательного пространства (В II.7) |
2. Объем дисциплины в зачетных единицах/час. — 3 зет/108 часов.
Форма промежуточной аттестации - экзамен.
Виды учебной работы
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
Всего | По семестрам | |||
№ семестра | № семестра | … | ||
Аудиторные занятия | 36 | 18 | ||
в том числе: лекции | 18 | 18 | ||
практические | 18 | 18 | ||
лабораторные | - | - | ||
Самостоятельная работа | 36 | 36 | ||
Форма промежуточной аттестации (зачет – 0 час. / экзамен – 36 час.) | 36 | 36 | ||
Итого: | 108 | 108 |
13.1. Содержание дисциплины
п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
Лекции
Практические занятия
Лабораторные работы
13.2. Темы (разделы) дисциплины и виды занятий
№ п/п | Наименование темы (раздела) дисциплины | Виды занятий (часов) | |||||
Лекции | Практические | Лабораторные | Самостоятельная работа | Всего | |||
1 | Представление о понятии «Образование», «образовательная среда», «образовательная система | - | 2 | - | 4 | ||
2 | Проектирование образовательной системы | 14 | 10 | - | 20 | ||
3 | Экспертиза образовательной системы | 4 | 6 | - | 12 | ||
| - | - | - | ||||
Итого: | 18 | 18 | - | 36 | |||
14. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
(рекомендации обучающимся по освоению дисциплины: работа с конспектами лекций, презентационным материалом, выполнение практических заданий, тестов, заданий текущей аттестации и т.д.)
В ходе подготовки к практическому занятию необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, выполнить выданные преподавателем практические задания. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования программы. Составить свой конспект выступления, делая в нем соответствующие записи из литературы. Желательно при подготовке к практическим занятиям одновременно использовать несколько источников, раскрывающих заданные вопросы.
Виды самостоятельной работы, выполняемые в рамках курса:
1. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
2. Проработка учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);
3. Выполнение заданий;
4. Работа с вопросами для самопроверки;
5. Выполнение итоговой практической работы:
Самостоятельная работа по дисциплине предполагает выполнение
Студентам рекомендуется с самого начала освоения курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.
Форма организации самостоятельной работы:
• изучение и систематизация официальных федеральных государственных документов – Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 N2 273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО); нормативно-инструкционные и справочные материалы с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет"; «Образовательный портал ВГУ»
• изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
• подготовка докладов и рефератов;
• участие в научной сессии факультета философии и психологии, работе студенческих конференций разного уровня.
15.1 Задания для самостоятельной работы
Распределение заданий для самостоятельной работы по темам
Тема | Задание | Форма представления задания | Кол-во часов |
Представление о понятии «образовательная среда», «образовательная система | 1. Разработать методологическую модель образовательного процесса 2. Провести сравнительный анализ различий проектного обучения и проективного образования Подготовить дайджест научных публикаций по проблемам темы 3. Изучить и систематизировать официальные федеральные государственные документы – Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 N2 273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО); нормативно-инструкционные и справочные материалы с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет"; «Образовательный портал ВГУ» | Выступление таблица (схема) Устные сообщения Тезисы конспекта ФЗ РФ «Об образовании», ФГОС направления «Педагогическое образование», Шаблоны учебного плана, рабочих программ, ФОС используемых в ВГУ. | 12 |
Проектирование образовательной системы | 1. Соотн ести ряд поняти й: проектирование , прогнозирование , конструирование , моделирование. 2. Подготовить доклад по теме «Основоположники педагогического проектирования» 3. Подготовить реферат по темам: Психологические основы педагогического проектирования Педагогическое проектирование и наука, и искусство. Артистичность, изобретательность, вдохновение, оригинальность преподавателя как педагога. Виды творчества: моральное, дидактическое, технологическое, организационное. Роль мотивационной сферы участников педагогического проектирования. 4. По группам подготовить материал по темам: Учебные проекты Досуговые проекты Социально педагогические проекты. Проекты личностного становления И предложить логику проекта и организовать проектную деятельность. | Составить схему Устные сообщения Реферат, устные сообщения Выступления групп, презентации проектов | 12 |
Экспертиза образовательной системы | 1. Подготовить дайджест научных публикаций по проблемам темы 2. Подготовить презентации на тему «Психодиагностика и экспертиза образовательных систем Характеристика понятий психодиагностика и экспертиза. Требования к проведению психолого-педагогической экспертизы. Определение объекта и предмета экспертизы. Основные критерии качества экспертизы. Гуманитарная экспертиза 3. Составить алгоритм экспертизы учебника, учебного занятия, плана развития образовательной организации | Устные сообщения Презентации, выступления Алгоритм экспертизы | 12 |
15. Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсов интернет, необходимых для освоения дисциплины ( список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ и используется общая сквозная нумерация для всех видов источников)
а) основная литература:
№ п/п | Источник |
1. | Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.И. Корытченкова. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. – 172 с. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232660 |
2. | Педагогика и психология высшей школы / Ф.В. Шарипов. – Москва : Логос, 2012. – 448 с. –http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119459 |
3. | Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста : монография / И.Ф. Бережная. – Воронеж : Научная книга, 2012. – 219 с |
б) дополнительная литература:
№ п/п | Источник |
1 | Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин; Моск. гор. психол.-пед. ин-т, Шк. "Новое образование". – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Смысл, 2001. – 366 с. |
2 | Управление образовательными системами : Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по специальностям: 031000 – педагогика и психология,033400 - педагогика / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. – М. : ACADEMIA, 2002. – 382,[2] с. |
3 | Педагогическая инноватика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2008. – 252, [3] с. |
4 | Психодидактика образовательных систем : теория и практика / В.И. Панов. – СПб. [и др.] : Питер, 2007. – 347 с. |
5 | Управление развитием образования: организационно-педагогический аспект / О.А. Олекс. – Минск : РИВШ, 2006. – 330, [1] с. |
6 | Основы обучения. Дидактика и методика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031000 (050706) - Педагогика и психология; 033400 (050701) – Педагогика; ОПД.Ф.02 – Педагогика. – М. : Академия, 2007. – 346, [2] с. |
7 | Педагогическое проектирование : учебное пособие для вузов по специальностям 031000 "Педагогика и психология", 031300 "Социальная педагогика", 033400 "Педагогика" / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. – М. : ACADEMIA, 2005. – 284, [1] с. |
8 | Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза / авт.-сост. Л.Б. Малыхина [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2012. – 164 с. |
9 | Психология и педагогика высшей школы : учебно-методическое пособие / Воронеж. гос. ун-т; сост. И.Ф. Бережная [и др.]. – Воронеж : ЛОП ВГУ, 2006. – 23 с. — http://www.lib.vsu.ru/elib/texts/method/vsu/sep06050.pdf |
10 | Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова [и др.]. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 543 с. |
11 | Педагогика высшей школы : учебное пособие / Ю.В. Сорокопуд. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 541, [1] с. |
12 | Педагогика : [учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02-Педагогика)] / Г.М. Коджаспирова. – М. : КНОРУС, 2010. – 740 с. |
13 | Основные требования к построению образовательной среды университета при двухуровневой системе подготовки специалистов: методологический и методический аспекты / А.В. Гапоненко. – Краснодар : Просвещение-Юг, 2010. – 231 с. |
в) информационные электронно-образовательные ресурсы:
№ п/п | Источник |
17 | Электронный каталог научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http://www.lib.vsu.ru/). |
16. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы (учебно-методические рекомендации, пособия, задачники, методические указания по выполнению практических (контрольных) работ и др.)
№ п/п | Источник |
1 | Организация самостоятельной деятельности студентов в современном образовательном процессе университета / И.Ф. Бережная, Н.Е. Турбина, Е.В. Кривотулова, О. А. Иванова. – Воронеж: ИПЦ: Научная книга, 2013. –161 с |
2 | Педагогика : теория обучения : учебная программа курса и планы семинарских и практических занятий для вузов / Е.В. Кривотулова. — 2-е изд., стер. — Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2010 . http://www.lib.vsu.ru/elib/texts/method/vsu/m10-59.pdf |
17. Информационные технологии, используемые для реализации учебной дисциплины, включая программное обеспечение и информационно-справочные системы (при необходимости)
Информационно-поисковые и справочные, демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты)
18. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
1. Типовое оборудование аудитории.
2. Проектор, слайды.
19. Фонд оценочных средств:
Текущая аттестация
ОК-2
ПК-2
Промежуточная аттестация
ОК-2
ПК-2
ПК-4
ПК-7
* В графе «ФОС» в обязательном порядке перечисляются оценочные средства текущей и промежуточной аттестаций.
D. Образовательных стандартов.
13. Сущность проектной деятельности определяется как:
14. Работа над проектом включает ряд этапов:
15. Методологический подход конструирования образования с учетом образовательных запросов и способностей обучающихся называется:
16. Умения, связанные с планированием педагогом своей деятельности и действий обучающихся, называют:
17. Образовательные программы разрабатываются на основе:
18. Деятельность по преобразованию образовательной практики за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или их компонентов, - это:
19. Построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности – это:
20. Функции проектной деятельности:
Критерии оценки тестовых заданий:
Тест состоит из 20 вопросов: в заданиях необходимо выбрать правильный ответ.
Правильных ответов – «5»
Правильных ответов – «4»
Правильных ответов – «3»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ВГУ»)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
педагогики и педагогической психологии
_________И.Ф. Бережная
__.__.20__
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.5 Педагогическое проектирование в образовании
1.Шифр и наименование направления подготовки:
44.04.01 Педагогическое образование
Магистерская программа:
«Педагогический менеджмент и инновации в образовании»
3.Квалификация (степень) выпускника:
Магистр
Форма обучения:
Очно-заочная
5.Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины:
Педагогики и педагогической психологии
Составители программы:
Кривотулова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
7.Рекомендована:
НМС факультета философии и____ психологии, от __.__.20__, протокол № 1400-__
8. Учебный год: 2018/2019 Семестр(ы): 1
9.Цели и задачи учебной дисциплины:
Цель изучения учебной дисциплины − формирование теоретических знаний и умений по проектированию в образовании.
Основными задачами учебной дисциплины являются:
- развитие способности к абстрактному мышлению, анализу и синтезу на основе современных подходов к проектированию, моделированию и конструированию педагогической деятельности;
− усвоение форм и методов анализа и оценки педагогических проектов, процессов и результатов их реализации;
− овладение методами формирования навыков самостоятельной работы, развития профессионального мышления и творческих способностей студентов;
− информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении.
10.Место учебной дисциплины в структуре ООП:
Учебная дисциплина «Педагогическое проектирование в образовании» относится к дисциплинам ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (магистр) и входит в базовую часть.
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по общей педагогике (в частности, таким ее разделам, как общее представление о методах педагогического исследования, общая характеристика системы образования), которая ведется в процессе подготовки бакалавра, знать методологические основы и категориальный аппарат психолого-педагогических исследований. Кроме того, студенты должны иметь знания по организации образовательного процесса.
Учебная дисциплина «Педагогическое проектирование в образовании» является предшествующей для следующих дисциплин: «Практикум по педагогическому проектированию», «Практикум по инновационным педагогическим технологиям», «Педагогическая инноватика», «Инновационные образовательные технологии».
11. Планируемые результаты обучения по дисциплине/модулю (знания, умения, навыки), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников):
Компетенция | Планируемые результаты обучения | |
Код | Название | |
ОК-2 | Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения | ЗНАТЬ: знания о нестандартных ситуациях, социальной и профессионально-этической ответственности (З I.2) |
ПК-2 | способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики | ЗНАТЬ: Теоретические основы формирования образовательной среды, имеет профессиональные знания о реализации задач инновационной образовательной политики (З I.2) УМЕТЬ Умеет формировать образовательную среду и применять профессиональные знания о реализации задач инновационной образовательной политики (У I.2) |
ПК-4 | готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность | ВЛАДЕТЬ: Опытом рефлексивного владения способами осмысления и критического анализа существующих разработок и принципов реализации методик, технологий и приемов обучения с учетом перспективных линий творческого |
ПК-7 | способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии | УМЕТЬ: проектировать, варианты образовательного пространства в зависимости от поставленной педагогической цели при проектировании образовательного процесса (У II.7) ВЛАДЕТЬ: креативными способами проектирования образовательного пространства при проектировании образовательного пространства (В II.7) |
2. Объем дисциплины в зачетных единицах/час. — 3 зет/108 часов.
Форма промежуточной аттестации - экзамен.
Виды учебной работы
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
Всего | По семестрам | |||
№ семестра | № семестра | … | ||
Аудиторные занятия | 36 | 18 | ||
в том числе: лекции | 18 | 18 | ||
практические | 18 | 18 | ||
лабораторные | - | - | ||
Самостоятельная работа | 36 | 36 | ||
Форма промежуточной аттестации (зачет – 0 час. / экзамен – 36 час.) | 36 | 36 | ||
Итого: | 108 | 108 |
13.1. Содержание дисциплины
п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
Лекции
Практические занятия
Лабораторные работы
13.2. Темы (разделы) дисциплины и виды занятий
№ п/п | Наименование темы (раздела) дисциплины | Виды занятий (часов) | |||||
Лекции | Практические | Лабораторные | Самостоятельная работа | Всего | |||
1 | Представление о понятии «Образование», «образовательная среда», «образовательная система | - | 2 | - | 4 | ||
2 | Проектирование образовательной системы | 14 | 10 | - | 20 | ||
3 | Экспертиза образовательной системы | 4 | 6 | - | 12 | ||
| - | - | - | ||||
Итого: | 18 | 18 | - | 36 | |||
14. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
(рекомендации обучающимся по освоению дисциплины: работа с конспектами лекций, презентационным материалом, выполнение практических заданий, тестов, заданий текущей аттестации и т.д.)
В ходе подготовки к практическому занятию необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, выполнить выданные преподавателем практические задания. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования программы. Составить свой конспект выступления, делая в нем соответствующие записи из литературы. Желательно при подготовке к практическим занятиям одновременно использовать несколько источников, раскрывающих заданные вопросы.
Виды самостоятельной работы, выполняемые в рамках курса:
1. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
2. Проработка учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);
3. Выполнение заданий;
4. Работа с вопросами для самопроверки;
5. Выполнение итоговой практической работы:
Самостоятельная работа по дисциплине предполагает выполнение
Студентам рекомендуется с самого начала освоения курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.
Форма организации самостоятельной работы:
• изучение и систематизация официальных федеральных государственных документов – Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 N2 273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО); нормативно-инструкционные и справочные материалы с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет"; «Образовательный портал ВГУ»
• изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
• подготовка докладов и рефератов;
• участие в научной сессии факультета философии и психологии, работе студенческих конференций разного уровня.
15.1 Задания для самостоятельной работы
Распределение заданий для самостоятельной работы по темам
Тема | Задание | Форма представления задания | Кол-во часов |
Представление о понятии «образовательная среда», «образовательная система | 1. Разработать методологическую модель образовательного процесса 2. Провести сравнительный анализ различий проектного обучения и проективного образования Подготовить дайджест научных публикаций по проблемам темы 3. Изучить и систематизировать официальные федеральные государственные документы – Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 N2 273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО); нормативно-инструкционные и справочные материалы с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет"; «Образовательный портал ВГУ» | Выступление таблица (схема) Устные сообщения Тезисы конспекта ФЗ РФ «Об образовании», ФГОС направления «Педагогическое образование», Шаблоны учебного плана, рабочих программ, ФОС используемых в ВГУ. | 12 |
Проектирование образовательной системы | 1. Соотн ести ряд поняти й: проектирование , прогнозирование , конструирование , моделирование. 2. Подготовить доклад по теме «Основоположники педагогического проектирования» 3. Подготовить реферат по темам: Психологические основы педагогического проектирования Педагогическое проектирование и наука, и искусство. Артистичность, изобретательность, вдохновение, оригинальность преподавателя как педагога. Виды творчества: моральное, дидактическое, технологическое, организационное. Роль мотивационной сферы участников педагогического проектирования. 4. По группам подготовить материал по темам: Учебные проекты Досуговые проекты Социально педагогические проекты. Проекты личностного становления И предложить логику проекта и организовать проектную деятельность. | Составить схему Устные сообщения Реферат, устные сообщения Выступления групп, презентации проектов | 12 |
Экспертиза образовательной системы | 1. Подготовить дайджест научных публикаций по проблемам темы 2. Подготовить презентации на тему «Психодиагностика и экспертиза образовательных систем Характеристика понятий психодиагностика и экспертиза. Требования к проведению психолого-педагогической экспертизы. Определение объекта и предмета экспертизы. Основные критерии качества экспертизы. Гуманитарная экспертиза 3. Составить алгоритм экспертизы учебника, учебного занятия, плана развития образовательной организации | Устные сообщения Презентации, выступления Алгоритм экспертизы | 12 |
15. Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсов интернет, необходимых для освоения дисциплины ( список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ и используется общая сквозная нумерация для всех видов источников)
а) основная литература:
№ п/п | Источник |
1. | Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.И. Корытченкова. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. – 172 с. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232660 |
2. | Педагогика и психология высшей школы / Ф.В. Шарипов. – Москва : Логос, 2012. – 448 с. –http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119459 |
3. | Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста : монография / И.Ф. Бережная. – Воронеж : Научная книга, 2012. – 219 с |
б) дополнительная литература:
№ п/п | Источник |
1 | Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин; Моск. гор. психол.-пед. ин-т, Шк. "Новое образование". – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Смысл, 2001. – 366 с. |
2 | Управление образовательными системами : Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по специальностям: 031000 – педагогика и психология,033400 - педагогика / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. – М. : ACADEMIA, 2002. – 382,[2] с. |
3 | Педагогическая инноватика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2008. – 252, [3] с. |
4 | Психодидактика образовательных систем : теория и практика / В.И. Панов. – СПб. [и др.] : Питер, 2007. – 347 с. |
5 | Управление развитием образования: организационно-педагогический аспект / О.А. Олекс. – Минск : РИВШ, 2006. – 330, [1] с. |
6 | Основы обучения. Дидактика и методика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031000 (050706) - Педагогика и психология; 033400 (050701) – Педагогика; ОПД.Ф.02 – Педагогика. – М. : Академия, 2007. – 346, [2] с. |
7 | Педагогическое проектирование : учебное пособие для вузов по специальностям 031000 "Педагогика и психология", 031300 "Социальная педагогика", 033400 "Педагогика" / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. – М. : ACADEMIA, 2005. – 284, [1] с. |
8 | Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза / авт.-сост. Л.Б. Малыхина [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2012. – 164 с. |
9 | Психология и педагогика высшей школы : учебно-методическое пособие / Воронеж. гос. ун-т; сост. И.Ф. Бережная [и др.]. – Воронеж : ЛОП ВГУ, 2006. – 23 с. — http://www.lib.vsu.ru/elib/texts/method/vsu/sep06050.pdf |
10 | Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова [и др.]. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 543 с. |
11 | Педагогика высшей школы : учебное пособие / Ю.В. Сорокопуд. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 541, [1] с. |
12 | Педагогика : [учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02-Педагогика)] / Г.М. Коджаспирова. – М. : КНОРУС, 2010. – 740 с. |
13 | Основные требования к построению образовательной среды университета при двухуровневой системе подготовки специалистов: методологический и методический аспекты / А.В. Гапоненко. – Краснодар : Просвещение-Юг, 2010. – 231 с. |
в) информационные электронно-образовательные ресурсы:
№ п/п | Источник |
17 | Электронный каталог научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http://www.lib.vsu.ru/). |
16. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы (учебно-методические рекомендации, пособия, задачники, методические указания по выполнению практических (контрольных) работ и др.)
№ п/п | Источник |
1 | Организация самостоятельной деятельности студентов в современном образовательном процессе университета / И.Ф. Бережная, Н.Е. Турбина, Е.В. Кривотулова, О. А. Иванова. – Воронеж: ИПЦ: Научная книга, 2013. –161 с |
2 | Педагогика : теория обучения : учебная программа курса и планы семинарских и практических занятий для вузов / Е.В. Кривотулова. — 2-е изд., стер. — Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2010 . http://www.lib.vsu.ru/elib/texts/method/vsu/m10-59.pdf |
17. Информационные технологии, используемые для реализации учебной дисциплины, включая программное обеспечение и информационно-справочные системы (при необходимости)
Информационно-поисковые и справочные, демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты)
18. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
1. Типовое оборудование аудитории.
2. Проектор, слайды.
19. Фонд оценочных средств:
Перечень компетенций с указанием этапов формирования и
планируемых результатов обучения
Код и содержание компетенции (или ее части) | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенции посредством формирования знаний, умений, навыков) | Этапы формирования компетенции (разделы (темы) дисциплины или модуля и их наименование) | ФОС* (средства оценивания) |
ОК-2… | Знать: знания о нестандартных ситуациях, социальной и профессионально-этической ответственности (З I.2) | 1.2 Образование. Особенности современной системы образования. 2.5 Результаты и оценка проектной деятельности | доклады |
ПК-2 … | Знать: теоретические основы формирования образовательной среды, имеет профессиональные знания о реализации задач инновационной образовательной политики (З I.2) | 1.2Образование. Особенности современной системы образования. 2.1 Основные понятия педагогического проектирования 2.2Теоретические основы педагогического проектирования 2.4 Основные объекты педагогического проектирования | Творческие задания |
Уметь: формировать образовательную среду и применять профессиональные знания о реализации задач инновационной образовательной политики (У I.2) | 2.3 Логика организации проектной деятельности 2.4 Основные объекты педагогического проектирования | Творческие задания | |
ПК-4 | Владеть: Опытом рефлексивного владения способами осмысления и критического анализа существующих разработок и принципов реализации методик, технологий и приемов обучения с учетом перспективных линий творческого | 2.4 Основные объекты педагогического проектирования 2.5 Результаты и оценка проектной деятельности 3.2 Экспертиза в образовании. Специфика и основные функции | Практические задания |
ПК-7 | УМЕТЬ: проектировать, варианты образовательного пространства в зависимости от поставленной педагогической цели при проектировании образовательного процесса (У II.7) | 2.4 Основные объекты педагогического проектирования 2.5 Результаты и оценка проектной деятельности 3.2 Экспертиза в образовании. Специфика и основные функции. | Практические задания |
ВЛАДЕТЬ: креативными способами проектирования образовательного пространства при проектировании образовательного пространства (В II.7 | 2.4 Основные объекты педагогического проектирования 2.5 Результаты и оценка проектной деятельности 3.2 Экспертиза в образовании. Специфика и основные функции. | Практические задания | |
|
Текущая аттестация
ОК-2
ПК-2
Промежуточная аттестация
ОК-2
ПК-2
ПК-4
ПК-7
* В графе «ФОС» в обязательном порядке перечисляются оценочные средства текущей и промежуточной аттестаций.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 254.