Перечень компетенций с указанием этапов формирования и
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ВГУ»)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

педагогики и педагогической психологии

 

 

_________И.Ф. Бережная

__.__.20__

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ОД.5 Педагогическое проектирование в образовании

1.Шифр и наименование направления подготовки:

44.04.01 Педагогическое образование

Магистерская программа:

«Педагогический менеджмент и инновации в образовании»

3.Квалификация (степень) выпускника:

Магистр

Форма обучения:

Очно-заочная

5.Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины:

Педагогики и педагогической психологии

Составители программы:

Кривотулова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент

7.Рекомендована:

НМС факультета философии и____ психологии, от __.__.20__, протокол № 1400-__

8. Учебный год: 2018/2019                         Семестр(ы): 1

 

 

9.Цели и задачи учебной дисциплины:

Цель изучения учебной дисциплины − формирование теоретических знаний и умений по проектированию в образовании.

Основными задачами учебной дисциплины являются:

- развитие способности к абстрактному мышлению, анализу и синтезу на основе современных подходов к проектированию, моделированию и конструированию педагогической деятельности;

− усвоение форм и методов анализа и оценки педагогических проектов, процессов и результатов их реализации;

− овладение методами формирования навыков самостоятельной работы, развития профессионального мышления и творческих способностей студентов;

− информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении.

 

10.Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина «Педагогическое проектирование в образовании» относится к дисциплинам ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (магистр) и входит в базовую часть.

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по общей педагогике (в частности, таким ее разделам, как общее представление о методах педагогического исследования, общая характеристика системы образования), которая ведется в процессе подготовки бакалавра, знать методологические основы и категориальный аппарат психолого-педагогических исследований. Кроме того, студенты должны иметь знания по организации образовательного процесса.

Учебная дисциплина «Педагогическое проектирование в образовании» является предшествующей для следующих дисциплин: «Практикум по педагогическому проектированию», «Практикум по инновационным педагогическим технологиям», «Педагогическая инноватика», «Инновационные образовательные технологии».

 

11. Планируемые результаты обучения по дисциплине/модулю (знания, умения, навыки), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников):

Компетенция

Планируемые результаты обучения

Код Название
     
ОК-2 Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения ЗНАТЬ: знания о нестандартных ситуациях, социальной и профессионально-этической ответственности (З I.2)
ПК-2     способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики ЗНАТЬ: Теоретические основы формирования образовательной среды, имеет профессиональные знания о реализации задач инновационной образовательной политики (З I.2)   УМЕТЬ Умеет формировать образовательную среду и применять профессиональные знания о реализации задач инновационной образовательной политики (У I.2)
ПК-4     готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ВЛАДЕТЬ: Опытом рефлексивного владения способами осмысления и критического анализа существующих разработок и принципов реализации методик, технологий и приемов обучения с учетом перспективных линий творческого
ПК-7     способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии УМЕТЬ: проектировать, варианты образовательного пространства в зависимости от поставленной педагогической цели при проектировании образовательного процесса (У II.7) ВЛАДЕТЬ: креативными способами проектирования образовательного пространства при проектировании образовательного пространства (В II.7)

2. Объем дисциплины в зачетных единицах/час. — 3 зет/108 часов.

Форма промежуточной аттестации - экзамен.

Виды учебной работы

Вид учебной работы

Трудоемкость

 

Всего

По семестрам

  № семестра   № семестра   …
Аудиторные занятия 36 18    
в том числе:                      лекции 18 18    
практические 18 18    
лабораторные - -    
Самостоятельная работа 36 36    
Форма промежуточной аттестации (зачет – 0 час. / экзамен – 36 час.) 36 36    
Итого: 108 108    

13.1. Содержание дисциплины

 п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины

Лекции

1.1 Представление о понятии «образование» Образовательная система. Образовательная среда. (ведение в понятия). Образование как система. Модели образования. Основные компоненты образовательной системы. Понятие образовательного процесса. Методологическая модель образовательного процесса 1.2   Опережающее образование как вектор развития современной системы образования. Главные задачи системы образования ХХI века .Проблема опережающего образования. Проблема современной системы образования. Качественное отличие опережающего образования. Сфера опережающего образования. Центральное понятие проективного образования- проект. Различие проектного обучения и проективного образования Условия применения проективного образования 2 Проектирование в образовании Концептуальные основы педагогического проектирования. Основоположники педагогического проектирования. Педагогическое проектирование как явление, как факт, как феномен отечественной образовательной практики. Педагогическое проектирование как сущность педагогической деятельности. Смысловое содержание понятия «проект» в педагогическом проектировании. Цели в педагогическом проектировании. Три формы педагогического проектирования: концепция, мечта, план. Результат педагогического проектирования. Принципы педагогического проектирования.   Психологические основы педагогического проектирования Педагогическое проектирование и наука, и искусство. Артистичность, изобретательность, вдохновение, оригинальность преподавателя как педагога. Виды творчества: моральное, дидактическое, технологическое, организационное. Роль мотивационной сферы участников  педагогического проектирования.   Классификация проектов в педагогическом проектировании Тип проекта (технический, организационный, экономический, социальный, педагогический, смешанный); класс проекта (монопроект, мультипроект, мегапроект); масштаб проекта (мелкие, средние, крупные, очень крупные или более конкретно, международные, национальные, региональные, межрегиональные, отраслевые, межотраслевые, ведомственные); длительность проекта (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); сложность проекта (простые, сложные, очень сложные); вид проекта (инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, инвестиционный, смешанный. Три типа педагогического проектирования: социально-педагогическое, педагогическое проектирование, управленческое проектирование. Виды педагогических проектов.   Логика организации проектной деятельности. Этапы проектирования. Планирование хода проекта   Порядок и характеристика действий по проектированию педагогического объекта. Анализ объекта проектирования. Выбор формы проектирования. Теоретическое обеспечение проектирования. Методическое обеспечение проектирования. Пространственно-временное обеспечение проектирования. Материально–техническое обеспечение. Правовое обеспечение проектирования. Выбор системообразующего фактора. Установление связей и зависимостей компонентов . Составление документа. Мысленное экспериментирование. Экспертная оценка проекта. Корректировка проекта. Принятие решения об использовании проекта. Порядок и характеристика действий по проектированию педагогического объекта: содержательная и динамическая. 3.1 Экспертиза в образовании Психодиагностика и экспертиза образовательных систем Характеристика понятий психодиагностика и экспертиза. Требования к проведению психолого-педагогической экспертизы. Определение объекта и предмета экспертизы. Этапы экспертизы: сбор фоновой информации, применение структурированных методик, экспертное заключение. Основные критерии качества экспертизы   Экспертиза образовательной среды с помощью методики векторного моделирования. Параметры экспертизы образовательной среды. Метод моделирования образовательной среды. Методика векторного моделирования образовательной среды.

Практические занятия

  Образование. Особенности современной системы образования. Образование, опережающее образование, образовательная среда, образование как система, модели образования, основные компоненты образовательной системы, понятие образовательного процесса Концепция развития образования. Появление, развитие и трансформация образовательных парадигм. Целостное развитие личности как цель современного образования. Концепция-2020 (2030): развитие образования. Форсайд-проект «Образование -2030».   Основные понятия педагогического проектирования Ключевые понятия: педагогическое проектирование, понятия «проект», цели и формы педагогического проектирования, концепция, мечта, план и результат педагогического проектирования.   Теоретические основы педагогического проектирования Ключевые понятия: функции проектной деятельности, виды педагогического проектирования, уровни педагогического проектирования, принципы проектной деятельности, субъекты проектной деятельности, объекты проектирования.   Логика организации проектной деятельности Ключевые понятия: этапы проектирования, планирование хода проекта, анализ объекта проектирования, выбор формы проектирования, методическое обеспечение проектирования, пространственно-временное обеспечение проектирования, материально–техническое обеспечение, правовое обеспечение проектирования, выбор системообразующего фактора, установление связей и зависимостей компонентов, составление документа, мысленное экспериментирование, экспертная оценка проекта, корректировка проекта, принятие решения об использовании проекта.   Основные объекты педагогического проектирования   Ключевые понятия: проектирование содержания образования, образовательной программы, учебных планов, образовательных систем, педагогических технологий, контекста педагогической деятельности.   Результаты и оценка проектной деятельности   Ключевые понятия: результаты проектной деятельности, оценка проектной деятельности, опасности и риски проектной деятельности   Экспертиза в образовании. Специфика и основные функции.     Ключевые понятия: экспертиза; основные дефиниции экспертной деятельности: экспертиза, экспертное оценивание, экспертные оценки, эксперт; формы и методы экспертного оценивания; технологические этапы экспертного оценивания; экспертные карты      

Лабораторные работы

3.1   3.2      

13.2. Темы (разделы) дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование темы (раздела) дисциплины

Виды занятий (часов)

Лекции

Практические Лабораторные Самостоятельная работа Всего
1

Представление о понятии «Образование», «образовательная среда», «образовательная система

- 2 - 4  
2

Проектирование образовательной системы

14 10 - 20  
3

Экспертиза образовательной системы

4 6 - 12  
 

 

- - -    
 

Итого:

18 18 - 36  
               

 

14. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

(рекомендации обучающимся по освоению дисциплины: работа с конспектами лекций, презентационным материалом, выполнение практических заданий, тестов, заданий текущей аттестации и т.д.)

В ходе подготовки к практическому занятию необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, выполнить выданные преподавателем практические задания. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования программы. Составить свой конспект выступления, делая в нем соответствующие записи из литературы. Желательно при подготовке к практическим занятиям одновременно использовать несколько источников, раскрывающих заданные вопросы.

Виды самостоятельной работы, выполняемые в рамках курса:

1. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

2. Проработка учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

3. Выполнение заданий;

4. Работа с вопросами для самопроверки;

5. Выполнение итоговой практической работы:

 

Самостоятельная работа по дисциплине предполагает выполнение

  1. проекта «Проектирование развития образовательного учреждения». Целью работы может быть разработка проекта по проектированию развития какого-либо вида образовательного учреждения (средней школы, учреждения дополнительного образования и др.), а также обзор проектов по различной тематике (исходя из Интернет поиска). Например, социальные проекты, проекты школ с инновационной образовательной средой, бизнес-проекты). Задача: увидеть общее, что объединяет эти проекты, их специфику, разнообразие результатов.
  2. Разработать проект "Рабочая программа по курсу......(магистрант определяет самостоятельно)"

 

Студентам рекомендуется с самого начала освоения курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.

Форма организации самостоятельной работы:

•     изучение и систематизация официальных федеральных государственных документов – Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 N2 273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО); нормативно-инструкционные и справочные материалы с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет"; «Образовательный портал ВГУ»

•     изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;

•     подготовка докладов и рефератов;

•     участие в научной сессии факультета философии и психологии, работе студенческих конференций разного уровня.

15.1 Задания для самостоятельной работы

 

Распределение заданий для самостоятельной работы по темам

Тема Задание Форма представления задания Кол-во часов
Представление о понятии «образовательная среда», «образовательная система 1. Разработать методологическую модель образовательного процесса     2. Провести сравнительный анализ различий проектного обучения и проективного образования Подготовить дайджест научных публикаций по проблемам темы 3. Изучить и систематизировать официальные федеральные государственные документы – Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 N2 273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО); нормативно-инструкционные и справочные материалы с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет"; «Образовательный портал ВГУ» Выступление   таблица (схема)     Устные сообщения     Тезисы конспекта ФЗ РФ «Об образовании», ФГОС направления «Педагогическое образование», Шаблоны учебного плана, рабочих программ, ФОС используемых в ВГУ. 12
Проектирование образовательной системы 1. Соотн ести ряд поняти й: проектирование , прогнозирование , конструирование , моделирование.   2. Подготовить доклад по теме «Основоположники педагогического проектирования»   3. Подготовить реферат по темам: Психологические основы педагогического проектирования Педагогическое проектирование и наука, и искусство. Артистичность, изобретательность, вдохновение, оригинальность преподавателя как педагога. Виды творчества: моральное, дидактическое, технологическое, организационное. Роль мотивационной сферы участников педагогического проектирования.   4. По группам подготовить материал по темам: Учебные проекты Досуговые проекты Социально педагогические проекты. Проекты личностного становления И предложить логику проекта и организовать проектную деятельность. Составить схему   Устные сообщения   Реферат, устные сообщения     Выступления групп, презентации проектов 12
Экспертиза образовательной системы 1. Подготовить дайджест научных публикаций по проблемам темы   2. Подготовить презентации на тему «Психодиагностика и экспертиза образовательных систем Характеристика понятий психодиагностика и экспертиза. Требования к проведению психолого-педагогической экспертизы. Определение объекта и предмета экспертизы. Основные критерии качества экспертизы. Гуманитарная экспертиза   3. Составить алгоритм экспертизы учебника, учебного занятия, плана развития образовательной организации   Устные сообщения     Презентации, выступления     Алгоритм экспертизы 12

15. Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсов интернет, необходимых для освоения дисциплины ( список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ и используется общая сквозная нумерация для всех видов источников)

 

а) основная литература:

№ п/п Источник
1. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.И. Корытченкова. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. – 172 с. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232660
2. Педагогика и психология высшей школы / Ф.В. Шарипов. – Москва : Логос, 2012. – 448 с. –http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119459
3. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста : монография / И.Ф. Бережная. – Воронеж : Научная книга, 2012. – 219 с

 

б) дополнительная литература:

№ п/п Источник
1 Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин; Моск. гор. психол.-пед. ин-т, Шк. "Новое образование". – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Смысл, 2001. – 366 с.
2 Управление образовательными системами : Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по специальностям: 031000 – педагогика и психология,033400 - педагогика / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. – М. : ACADEMIA, 2002. – 382,[2] с.
3 Педагогическая инноватика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2008. – 252, [3] с.
4 Психодидактика образовательных систем : теория и практика / В.И. Панов. – СПб. [и др.] : Питер, 2007. – 347 с.
5 Управление развитием образования: организационно-педагогический аспект / О.А. Олекс. – Минск : РИВШ, 2006. – 330, [1] с.
6 Основы обучения. Дидактика и методика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031000 (050706) - Педагогика и психология; 033400 (050701) – Педагогика; ОПД.Ф.02 – Педагогика. – М. : Академия, 2007. – 346, [2] с.
7 Педагогическое проектирование : учебное пособие для вузов по специальностям 031000 "Педагогика и психология", 031300 "Социальная педагогика", 033400 "Педагогика" / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. – М. : ACADEMIA, 2005. – 284, [1] с.
8 Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза / авт.-сост. Л.Б. Малыхина [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2012. – 164 с.
9 Психология и педагогика высшей школы : учебно-методическое пособие / Воронеж. гос. ун-т; сост. И.Ф. Бережная [и др.]. – Воронеж : ЛОП ВГУ, 2006. – 23 с. — http://www.lib.vsu.ru/elib/texts/method/vsu/sep06050.pdf
10 Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова [и др.]. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 543 с.
11 Педагогика высшей школы : учебное пособие / Ю.В. Сорокопуд. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 541, [1] с.
12 Педагогика : [учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02-Педагогика)] / Г.М. Коджаспирова. – М. : КНОРУС, 2010. – 740 с.
13 Основные требования к построению образовательной среды университета при двухуровневой системе подготовки специалистов: методологический и методический аспекты / А.В. Гапоненко. – Краснодар : Просвещение-Юг, 2010. – 231 с.

 

в) информационные электронно-образовательные ресурсы:

№ п/п Источник
17 Электронный каталог научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http://www.lib.vsu.ru/).

 

16. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы (учебно-методические рекомендации, пособия, задачники, методические указания по выполнению практических (контрольных) работ и др.)

№ п/п Источник
1 Организация самостоятельной деятельности студентов в современном образовательном процессе университета / И.Ф. Бережная, Н.Е. Турбина, Е.В. Кривотулова, О. А. Иванова. – Воронеж: ИПЦ: Научная книга, 2013. –161 с
2 Педагогика : теория обучения : учебная программа курса и планы семинарских и практических занятий для вузов / Е.В. Кривотулова. — 2-е изд., стер. — Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2010 . http://www.lib.vsu.ru/elib/texts/method/vsu/m10-59.pdf

17. Информационные технологии, используемые для реализации учебной дисциплины, включая программное обеспечение и информационно-справочные системы (при необходимости)

Информационно-поисковые и справочные, демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты)

18. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Типовое оборудование аудитории.

2. Проектор, слайды.

19. Фонд оценочных средств:

Текущая аттестация

ОК-2

ПК-2

  тесты

Промежуточная аттестация

ОК-2

ПК-2    

ПК-4    

ПК-7    

КИМ

 

* В графе «ФОС» в обязательном порядке перечисляются оценочные средства текущей и промежуточной аттестаций.

 

D. Образовательных стандартов.

13. Сущность проектной деятельности определяется как:

  1. Деятельность по усвоению новых знаний
  2. Изменение людей, осуществляющих проект
  3. Стремление изменить несовершенную действительность (настоящее) и тем самым приблизить более совершенное, с точки зрения авторов проектирования, будущее.
  4. Поисковая активность

14. Работа над проектом включает ряд этапов:

  1. Планирование; анализ; обобщение информации; представление полученных результатов работы над проектом (презентация)
  2. Планирование; представление полученных результатов работы над проектом (презентация)
  3. обобщение информации; представление полученных результатов работы над проектом (презентация), анализ
  4. Анализ; планирование; обобщение информации; представление полученных результатов работы над проектом (презентация)

15. Методологический подход конструирования образования с учетом образовательных запросов и способностей обучающихся называется:

  1. Деятельностный;
  2. Культурологический;
  3. Природосообразный;
  4. Личностно-ориентированный.

16. Умения, связанные с планированием педагогом своей деятельности и действий обучающихся, называют:

  1. Аналитическими;
  2. Перцептивными;
  3. Проектировочными;
  4. Развивающими.

17. Образовательные программы разрабатываются на основе:

  1. Концепций образования;
  2. Программ развития образования;
  3. Закона об образовании;
  4. Образовательных стандартов.

18. Деятельность по преобразованию образовательной практики за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или их компонентов, - это:

  1. Педагогическая деятельность;
  2. Инновационная деятельность;
  3. Проектная деятельность;
  4. Исследовательская деятельность

19. Построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности – это:

  1. Социально-педагогическое проектирование;
  2. Педагогическое проектирование;
  3. Психолого-педагогическое проектирование;
  4. Дидактическое проектирование.

20. Функции проектной деятельности:

  1. Исследовательская, аналитическая, прогностическая, преобразующая, нормирующая.
  2. Познавательная, мотивационная, преобразующая, развивающая
  3. Коммуникативная, операционная, рефлексивная, мотивационная.
  4. Обмен идеями, мыслями, чувствами, информацией

Критерии оценки тестовых заданий:

Тест состоит из 20 вопросов: в заданиях необходимо выбрать правильный ответ.

Правильных ответов – «5»

Правильных ответов – «4»

Правильных ответов – «3»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ВГУ»)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

педагогики и педагогической психологии

 

 

_________И.Ф. Бережная

__.__.20__

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ОД.5 Педагогическое проектирование в образовании

1.Шифр и наименование направления подготовки:

44.04.01 Педагогическое образование

Магистерская программа:

«Педагогический менеджмент и инновации в образовании»

3.Квалификация (степень) выпускника:

Магистр

Форма обучения:

Очно-заочная

5.Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины:

Педагогики и педагогической психологии

Составители программы:

Кривотулова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент

7.Рекомендована:

НМС факультета философии и____ психологии, от __.__.20__, протокол № 1400-__

8. Учебный год: 2018/2019                         Семестр(ы): 1

 

 

9.Цели и задачи учебной дисциплины:

Цель изучения учебной дисциплины − формирование теоретических знаний и умений по проектированию в образовании.

Основными задачами учебной дисциплины являются:

- развитие способности к абстрактному мышлению, анализу и синтезу на основе современных подходов к проектированию, моделированию и конструированию педагогической деятельности;

− усвоение форм и методов анализа и оценки педагогических проектов, процессов и результатов их реализации;

− овладение методами формирования навыков самостоятельной работы, развития профессионального мышления и творческих способностей студентов;

− информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении.

 

10.Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина «Педагогическое проектирование в образовании» относится к дисциплинам ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (магистр) и входит в базовую часть.

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по общей педагогике (в частности, таким ее разделам, как общее представление о методах педагогического исследования, общая характеристика системы образования), которая ведется в процессе подготовки бакалавра, знать методологические основы и категориальный аппарат психолого-педагогических исследований. Кроме того, студенты должны иметь знания по организации образовательного процесса.

Учебная дисциплина «Педагогическое проектирование в образовании» является предшествующей для следующих дисциплин: «Практикум по педагогическому проектированию», «Практикум по инновационным педагогическим технологиям», «Педагогическая инноватика», «Инновационные образовательные технологии».

 

11. Планируемые результаты обучения по дисциплине/модулю (знания, умения, навыки), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников):

Компетенция

Планируемые результаты обучения

Код Название
     
ОК-2 Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения ЗНАТЬ: знания о нестандартных ситуациях, социальной и профессионально-этической ответственности (З I.2)
ПК-2     способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики ЗНАТЬ: Теоретические основы формирования образовательной среды, имеет профессиональные знания о реализации задач инновационной образовательной политики (З I.2)   УМЕТЬ Умеет формировать образовательную среду и применять профессиональные знания о реализации задач инновационной образовательной политики (У I.2)
ПК-4     готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ВЛАДЕТЬ: Опытом рефлексивного владения способами осмысления и критического анализа существующих разработок и принципов реализации методик, технологий и приемов обучения с учетом перспективных линий творческого
ПК-7     способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии УМЕТЬ: проектировать, варианты образовательного пространства в зависимости от поставленной педагогической цели при проектировании образовательного процесса (У II.7) ВЛАДЕТЬ: креативными способами проектирования образовательного пространства при проектировании образовательного пространства (В II.7)

2. Объем дисциплины в зачетных единицах/час. — 3 зет/108 часов.

Форма промежуточной аттестации - экзамен.

Виды учебной работы

Вид учебной работы

Трудоемкость

 

Всего

По семестрам

  № семестра   № семестра   …
Аудиторные занятия 36 18    
в том числе:                      лекции 18 18    
практические 18 18    
лабораторные - -    
Самостоятельная работа 36 36    
Форма промежуточной аттестации (зачет – 0 час. / экзамен – 36 час.) 36 36    
Итого: 108 108    

13.1. Содержание дисциплины

 п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины

Лекции

1.1 Представление о понятии «образование» Образовательная система. Образовательная среда. (ведение в понятия). Образование как система. Модели образования. Основные компоненты образовательной системы. Понятие образовательного процесса. Методологическая модель образовательного процесса 1.2   Опережающее образование как вектор развития современной системы образования. Главные задачи системы образования ХХI века .Проблема опережающего образования. Проблема современной системы образования. Качественное отличие опережающего образования. Сфера опережающего образования. Центральное понятие проективного образования- проект. Различие проектного обучения и проективного образования Условия применения проективного образования 2 Проектирование в образовании Концептуальные основы педагогического проектирования. Основоположники педагогического проектирования. Педагогическое проектирование как явление, как факт, как феномен отечественной образовательной практики. Педагогическое проектирование как сущность педагогической деятельности. Смысловое содержание понятия «проект» в педагогическом проектировании. Цели в педагогическом проектировании. Три формы педагогического проектирования: концепция, мечта, план. Результат педагогического проектирования. Принципы педагогического проектирования.   Психологические основы педагогического проектирования Педагогическое проектирование и наука, и искусство. Артистичность, изобретательность, вдохновение, оригинальность преподавателя как педагога. Виды творчества: моральное, дидактическое, технологическое, организационное. Роль мотивационной сферы участников  педагогического проектирования.   Классификация проектов в педагогическом проектировании Тип проекта (технический, организационный, экономический, социальный, педагогический, смешанный); класс проекта (монопроект, мультипроект, мегапроект); масштаб проекта (мелкие, средние, крупные, очень крупные или более конкретно, международные, национальные, региональные, межрегиональные, отраслевые, межотраслевые, ведомственные); длительность проекта (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); сложность проекта (простые, сложные, очень сложные); вид проекта (инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, инвестиционный, смешанный. Три типа педагогического проектирования: социально-педагогическое, педагогическое проектирование, управленческое проектирование. Виды педагогических проектов.   Логика организации проектной деятельности. Этапы проектирования. Планирование хода проекта   Порядок и характеристика действий по проектированию педагогического объекта. Анализ объекта проектирования. Выбор формы проектирования. Теоретическое обеспечение проектирования. Методическое обеспечение проектирования. Пространственно-временное обеспечение проектирования. Материально–техническое обеспечение. Правовое обеспечение проектирования. Выбор системообразующего фактора. Установление связей и зависимостей компонентов . Составление документа. Мысленное экспериментирование. Экспертная оценка проекта. Корректировка проекта. Принятие решения об использовании проекта. Порядок и характеристика действий по проектированию педагогического объекта: содержательная и динамическая. 3.1 Экспертиза в образовании Психодиагностика и экспертиза образовательных систем Характеристика понятий психодиагностика и экспертиза. Требования к проведению психолого-педагогической экспертизы. Определение объекта и предмета экспертизы. Этапы экспертизы: сбор фоновой информации, применение структурированных методик, экспертное заключение. Основные критерии качества экспертизы   Экспертиза образовательной среды с помощью методики векторного моделирования. Параметры экспертизы образовательной среды. Метод моделирования образовательной среды. Методика векторного моделирования образовательной среды.

Практические занятия

  Образование. Особенности современной системы образования. Образование, опережающее образование, образовательная среда, образование как система, модели образования, основные компоненты образовательной системы, понятие образовательного процесса Концепция развития образования. Появление, развитие и трансформация образовательных парадигм. Целостное развитие личности как цель современного образования. Концепция-2020 (2030): развитие образования. Форсайд-проект «Образование -2030».   Основные понятия педагогического проектирования Ключевые понятия: педагогическое проектирование, понятия «проект», цели и формы педагогического проектирования, концепция, мечта, план и результат педагогического проектирования.   Теоретические основы педагогического проектирования Ключевые понятия: функции проектной деятельности, виды педагогического проектирования, уровни педагогического проектирования, принципы проектной деятельности, субъекты проектной деятельности, объекты проектирования.   Логика организации проектной деятельности Ключевые понятия: этапы проектирования, планирование хода проекта, анализ объекта проектирования, выбор формы проектирования, методическое обеспечение проектирования, пространственно-временное обеспечение проектирования, материально–техническое обеспечение, правовое обеспечение проектирования, выбор системообразующего фактора, установление связей и зависимостей компонентов, составление документа, мысленное экспериментирование, экспертная оценка проекта, корректировка проекта, принятие решения об использовании проекта.   Основные объекты педагогического проектирования   Ключевые понятия: проектирование содержания образования, образовательной программы, учебных планов, образовательных систем, педагогических технологий, контекста педагогической деятельности.   Результаты и оценка проектной деятельности   Ключевые понятия: результаты проектной деятельности, оценка проектной деятельности, опасности и риски проектной деятельности   Экспертиза в образовании. Специфика и основные функции.     Ключевые понятия: экспертиза; основные дефиниции экспертной деятельности: экспертиза, экспертное оценивание, экспертные оценки, эксперт; формы и методы экспертного оценивания; технологические этапы экспертного оценивания; экспертные карты      

Лабораторные работы

3.1   3.2      

13.2. Темы (разделы) дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование темы (раздела) дисциплины

Виды занятий (часов)

Лекции

Практические Лабораторные Самостоятельная работа Всего
1

Представление о понятии «Образование», «образовательная среда», «образовательная система

- 2 - 4  
2

Проектирование образовательной системы

14 10 - 20  
3

Экспертиза образовательной системы

4 6 - 12  
 

 

- - -    
 

Итого:

18 18 - 36  
               

 

14. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

(рекомендации обучающимся по освоению дисциплины: работа с конспектами лекций, презентационным материалом, выполнение практических заданий, тестов, заданий текущей аттестации и т.д.)

В ходе подготовки к практическому занятию необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, выполнить выданные преподавателем практические задания. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования программы. Составить свой конспект выступления, делая в нем соответствующие записи из литературы. Желательно при подготовке к практическим занятиям одновременно использовать несколько источников, раскрывающих заданные вопросы.

Виды самостоятельной работы, выполняемые в рамках курса:

1. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

2. Проработка учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

3. Выполнение заданий;

4. Работа с вопросами для самопроверки;

5. Выполнение итоговой практической работы:

 

Самостоятельная работа по дисциплине предполагает выполнение

  1. проекта «Проектирование развития образовательного учреждения». Целью работы может быть разработка проекта по проектированию развития какого-либо вида образовательного учреждения (средней школы, учреждения дополнительного образования и др.), а также обзор проектов по различной тематике (исходя из Интернет поиска). Например, социальные проекты, проекты школ с инновационной образовательной средой, бизнес-проекты). Задача: увидеть общее, что объединяет эти проекты, их специфику, разнообразие результатов.
  2. Разработать проект "Рабочая программа по курсу......(магистрант определяет самостоятельно)"

 

Студентам рекомендуется с самого начала освоения курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.

Форма организации самостоятельной работы:

•     изучение и систематизация официальных федеральных государственных документов – Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 N2 273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО); нормативно-инструкционные и справочные материалы с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет"; «Образовательный портал ВГУ»

•     изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;

•     подготовка докладов и рефератов;

•     участие в научной сессии факультета философии и психологии, работе студенческих конференций разного уровня.

15.1 Задания для самостоятельной работы

 

Распределение заданий для самостоятельной работы по темам

Тема Задание Форма представления задания Кол-во часов
Представление о понятии «образовательная среда», «образовательная система 1. Разработать методологическую модель образовательного процесса     2. Провести сравнительный анализ различий проектного обучения и проективного образования Подготовить дайджест научных публикаций по проблемам темы 3. Изучить и систематизировать официальные федеральные государственные документы – Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 N2 273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО); нормативно-инструкционные и справочные материалы с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет"; «Образовательный портал ВГУ» Выступление   таблица (схема)     Устные сообщения     Тезисы конспекта ФЗ РФ «Об образовании», ФГОС направления «Педагогическое образование», Шаблоны учебного плана, рабочих программ, ФОС используемых в ВГУ. 12
Проектирование образовательной системы 1. Соотн ести ряд поняти й: проектирование , прогнозирование , конструирование , моделирование.   2. Подготовить доклад по теме «Основоположники педагогического проектирования»   3. Подготовить реферат по темам: Психологические основы педагогического проектирования Педагогическое проектирование и наука, и искусство. Артистичность, изобретательность, вдохновение, оригинальность преподавателя как педагога. Виды творчества: моральное, дидактическое, технологическое, организационное. Роль мотивационной сферы участников педагогического проектирования.   4. По группам подготовить материал по темам: Учебные проекты Досуговые проекты Социально педагогические проекты. Проекты личностного становления И предложить логику проекта и организовать проектную деятельность. Составить схему   Устные сообщения   Реферат, устные сообщения     Выступления групп, презентации проектов 12
Экспертиза образовательной системы 1. Подготовить дайджест научных публикаций по проблемам темы   2. Подготовить презентации на тему «Психодиагностика и экспертиза образовательных систем Характеристика понятий психодиагностика и экспертиза. Требования к проведению психолого-педагогической экспертизы. Определение объекта и предмета экспертизы. Основные критерии качества экспертизы. Гуманитарная экспертиза   3. Составить алгоритм экспертизы учебника, учебного занятия, плана развития образовательной организации   Устные сообщения     Презентации, выступления     Алгоритм экспертизы 12

15. Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсов интернет, необходимых для освоения дисциплины ( список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ и используется общая сквозная нумерация для всех видов источников)

 

а) основная литература:

№ п/п Источник
1. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.И. Корытченкова. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. – 172 с. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232660
2. Педагогика и психология высшей школы / Ф.В. Шарипов. – Москва : Логос, 2012. – 448 с. –http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119459
3. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста : монография / И.Ф. Бережная. – Воронеж : Научная книга, 2012. – 219 с

 

б) дополнительная литература:

№ п/п Источник
1 Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин; Моск. гор. психол.-пед. ин-т, Шк. "Новое образование". – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Смысл, 2001. – 366 с.
2 Управление образовательными системами : Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по специальностям: 031000 – педагогика и психология,033400 - педагогика / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. – М. : ACADEMIA, 2002. – 382,[2] с.
3 Педагогическая инноватика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2008. – 252, [3] с.
4 Психодидактика образовательных систем : теория и практика / В.И. Панов. – СПб. [и др.] : Питер, 2007. – 347 с.
5 Управление развитием образования: организационно-педагогический аспект / О.А. Олекс. – Минск : РИВШ, 2006. – 330, [1] с.
6 Основы обучения. Дидактика и методика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031000 (050706) - Педагогика и психология; 033400 (050701) – Педагогика; ОПД.Ф.02 – Педагогика. – М. : Академия, 2007. – 346, [2] с.
7 Педагогическое проектирование : учебное пособие для вузов по специальностям 031000 "Педагогика и психология", 031300 "Социальная педагогика", 033400 "Педагогика" / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. – М. : ACADEMIA, 2005. – 284, [1] с.
8 Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза / авт.-сост. Л.Б. Малыхина [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2012. – 164 с.
9 Психология и педагогика высшей школы : учебно-методическое пособие / Воронеж. гос. ун-т; сост. И.Ф. Бережная [и др.]. – Воронеж : ЛОП ВГУ, 2006. – 23 с. — http://www.lib.vsu.ru/elib/texts/method/vsu/sep06050.pdf
10 Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова [и др.]. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 543 с.
11 Педагогика высшей школы : учебное пособие / Ю.В. Сорокопуд. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 541, [1] с.
12 Педагогика : [учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02-Педагогика)] / Г.М. Коджаспирова. – М. : КНОРУС, 2010. – 740 с.
13 Основные требования к построению образовательной среды университета при двухуровневой системе подготовки специалистов: методологический и методический аспекты / А.В. Гапоненко. – Краснодар : Просвещение-Юг, 2010. – 231 с.

 

в) информационные электронно-образовательные ресурсы:

№ п/п Источник
17 Электронный каталог научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http://www.lib.vsu.ru/).

 

16. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы (учебно-методические рекомендации, пособия, задачники, методические указания по выполнению практических (контрольных) работ и др.)

№ п/п Источник
1 Организация самостоятельной деятельности студентов в современном образовательном процессе университета / И.Ф. Бережная, Н.Е. Турбина, Е.В. Кривотулова, О. А. Иванова. – Воронеж: ИПЦ: Научная книга, 2013. –161 с
2 Педагогика : теория обучения : учебная программа курса и планы семинарских и практических занятий для вузов / Е.В. Кривотулова. — 2-е изд., стер. — Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2010 . http://www.lib.vsu.ru/elib/texts/method/vsu/m10-59.pdf

17. Информационные технологии, используемые для реализации учебной дисциплины, включая программное обеспечение и информационно-справочные системы (при необходимости)

Информационно-поисковые и справочные, демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты)

18. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Типовое оборудование аудитории.

2. Проектор, слайды.

19. Фонд оценочных средств:

Перечень компетенций с указанием этапов формирования и

планируемых результатов обучения

Код и содержание компетенции (или ее части) Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенции посредством формирования знаний, умений, навыков) Этапы формирования компетенции (разделы (темы) дисциплины или модуля и их наименование) ФОС* (средства оценивания)

 

 

ОК-2…

Знать: знания о нестандартных ситуациях, социальной и профессионально-этической ответственности (З I.2) 1.2     Образование. Особенности современной системы образования. 2.5 Результаты и оценка проектной деятельности доклады
     

ПК-2 …

Знать: теоретические основы формирования образовательной среды, имеет профессиональные знания о реализации задач инновационной образовательной политики (З I.2) 1.2Образование. Особенности современной системы образования. 2.1  Основные понятия педагогического проектирования   2.2Теоретические основы педагогического проектирования 2.4  Основные объекты педагогического проектирования   Творческие задания
Уметь: формировать образовательную среду и применять профессиональные знания о реализации задач инновационной образовательной политики (У I.2) 2.3 Логика организации проектной деятельности 2.4  Основные объекты педагогического проектирования   Творческие задания
ПК-4 Владеть: Опытом рефлексивного владения способами осмысления и критического анализа существующих разработок и принципов реализации методик, технологий и приемов обучения с учетом перспективных линий творческого 2.4  Основные объекты педагогического проектирования   2.5  Результаты и оценка проектной деятельности   3.2  Экспертиза в образовании. Специфика и основные функции Практические задания

 

 

ПК-7

УМЕТЬ: проектировать, варианты образовательного пространства в зависимости от поставленной педагогической цели при проектировании образовательного процесса (У II.7)   2.4     Основные объекты педагогического проектирования   2.5     Результаты и оценка проектной деятельности   3.2     Экспертиза в образовании. Специфика и основные функции.     Практические задания
ВЛАДЕТЬ: креативными способами проектирования образовательного пространства при проектировании образовательного пространства (В II.7 2.4     Основные объекты педагогического проектирования   2.5     Результаты и оценка проектной деятельности   3.2     Экспертиза в образовании. Специфика и основные функции.     Практические задания

 

Текущая аттестация

ОК-2

ПК-2

  тесты

Промежуточная аттестация

ОК-2

ПК-2    

ПК-4    

ПК-7    

КИМ

 

* В графе «ФОС» в обязательном порядке перечисляются оценочные средства текущей и промежуточной аттестаций.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 231.